ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА
АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ 6
1.1 Содержание понятия «ассортимент», классификация ассортимента,
количественные и качественные показатели 6
1.2 Принципы формирования ассортимента в розничной торговой сети 15
1.3 Методы анализа ассортимента товаров
2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ТОРГОВЛИ 35
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Бахетле» 35
2.2 Анализ ассортимента товаров ООО «Бахетле» 50
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ НА
ПРЕДПРИЯТИИ ТОРГОВЛИ 60
3.1 Направления совершенствования ассортимента товаров в предприятии
торговли 60
3.2 Мероприятия по совершенствованию анализа ассортимента ООО «Бахетле» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
Одним из наиболее важных условий качественного снабжения розничной торговой сети и обеспечения достаточного уровня обслуживания покупателей является создание наиболее оптимального ассортимента товаров, который удовлетворит различные запросы конечного потребителя. Поэтому одним из главных направлений коммерческой деятельности торгового предприятия является формирование ассортимента товаров. Формирование ассортимента — это деятельность, направленная на подбор групп, видов и разновидностей товаров соответственно спросу потребителей, с целью наиболее полного его удовлетворения.
Формирование ассортиментной политики торгового предприятия может показаться неким теоретическим, академическим вопросом. Тем не менее, совершенствование ассортиментной политики напрямую влияет на вашу прибыль, поэтому стоит уделить ассортименту пристальное внимание. Одним из наиболее важных условий качественного снабжения розничной торговой сети и обеспечения достаточного уровня обслуживания покупателей является создание наиболее оптимального ассортимента товаров, который удовлетворит различные запросы конечного потребителя. Поэтому одним из главных направлений коммерческой деятельности торгового предприятия является формирование ассортимента товаров.
Актуальность выбранной темы, объясняется тем, что ассортимент позволяет ориентироваться на отдельные виды товаров и их группы, которым присущи общие признаки, создает условия для изучения, планирования, прогнозирования, учета и отчетности, определения спроса. Рационально сформированная ассортиментная политика розничного торгового предприятия ускоряет реализацию товаров, сокращает затраты труда и времени на поиск, приобретение нужного товара, и в конечном счете способствует удовлетворению спроса потенциальных потребителей.
Главная цель любой коммерческой деятельности — это получение прибыли за счет удовлетворения потребности покупателей. В этой связи от ассортимента предлагаемых товаров, его обновляемости, непосредственно зависит товарооборот и скорость реализации товаров. Ассортимент — это перечень товаров, объединенных по какому-либо признаку, который удовлетворяет потребности покупателя. Для эффективности торговли необходима ассортиментная политика, цель которой формировать ассортимент в зависимости от потребностей рынка и финансовых возможностей предприятия. Это главный элемент для маркетинга торговой компании, особенно в условиях жесткой конкуренции, которую мы имеем в настоящее время. Именно по этой причине проводится и сравнительный анализ ассортиментной политики с политикой конкурентов.
Со стороны потребителя к ассортименту и качеству товаров предъявляются повышенные требования, и они должны соответствовать представлениям целевых покупателей. Формировать ассортимент необходимо так, как удобно покупателю. Зачастую же мы наблюдаем прямо противоположное — владелец бизнеса пытается навязать покупателю товар, который нравится ему. В таких случаях продажи падают, и при подобном подходе в торговле делать нечего.
Целью дипломной работы является проведение анализа ассортимента товаров и определение основных направлений его совершенствования в предприятии торговли. Для достижения поставленной цели в работе требовалось решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы формирования и анализа ассортимента товаров;
- выявить роль и значение розничной торговли в рыночных условиях;
- рассмотреть принципы, процесс и факторы формирования торгового ассортимента на предприятиях;
-проанализировать процесс управления товарным ассортиментом торгового предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику ООО «Бахетле»;
- рассмотреть формирование торгового ассортимента и проанализировать конкурентоспособность продукции ООО «Бахетле»;
- разработать пути совершенствования ассортимента товаров на предприятии торговли.
Объектом исследования выбран супермаркет региональной сетевой структуры ООО «Бахетле».
Предмет исследования - анализ ассортимента и пути его совершенствования в предприятии торговли.
Методологической основой для написания дипломной работы послужили труды отечественных исследователей и экономистов, таких как:. Ефимова О.В., Панков Д.А., Любушин Н.П и другие.
Структура дипломной работы определена целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, определена цель и сформулированы задачи исследования, определены предмет, объект и методы исследования, раскрыта его методологическая и теоретическая основа, информационная база исследования, приведена структура работы.
В первой главе раскрываются основные теоретические аспекты формирования ассортимента товаров. Во второй главе анализируется формирование оптимального ассортимента товаров ООО «Бахетле». В третьей главе предлагаются пути совершенствования формования оптимального ассортимента ООО «Бахетле». В заключении приводятся основные выводы и предложения по проведенному исследованию.
В первой главе дипломной работе изучены основные теоретические аспекты формирования ассортимента товаров. Ассортимент товаров, его характеристика и формирование играет важную роль в деятельности предприятия. От правильно сформированного ассортимента зависит получение наибольшей прибыли.
Для наилучшего формирования ассортимента необходимо учитывать различные факторы, такие как ассортиментный профиль магазина, зону деятельности магазина, соответствие ассортимента характеру спроса населения и т. д. Одним из основных принципов формирования ассортимента является обеспечение его устойчивости.
Ассортиментная политика - это технология формирования ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Для того, что бы ассортиментная политики предприятия не давала сбоев, за ней постоянно нужно следить и как можно чаще усовершенствовать.
Во второй главе проведен анализ формирования ассортимента товаров ООО «Бахетле», выявлены проблемы формирования оптимального ассортимента. В третьей главе разработаны пути совершенствования формования оптимального ассортимента ООО «Бахетле».
На основе проведенного в дипломной работе анализа можно сделать следующие выводы.
Основные направления формирования ассортимента:
1. Сокращение ассортимента применяется при снижении спроса, низкая прибыльность или убыточность при реализации товара. В основном проводится качественное и количественное изменение набора товаров, т.е. уменьшается его широта и полнота.
2. Расширение ассортимента применяется при увеличении спроса или высокой прибыльности при реализации товара. В основном проводится качественное и количественное изменение набора товаров, т.е. увеличивается его широта, полнота и новизна.
3. Стабилизация ассортимента применяется при устойчивом спросе товаров, в основном повседневного потребления.
4. Обновление ассортимента применяется при изменившемся спросе, появлении новых товаров, потребностей. Проводится количественное и качественное изменение набора товаров, а так же замена морально устаревшего товара, стимулирования спроса.
5. Совершенствование ассортимента применяется для удовлетворения потребностей разных групп потребителей, проводится качественное и количественное изменение набора товаров для повышения его рациональности.
6. Гармонизация ассортимента применяется для специализированных магазинов и отдельных секций, проводится качественное и количественное изменение набора товаров, которое отражает приближенность реального ассортимента к оптимальному.
Основными правилами мерчандайзинга регламентируется:
- ближе к покупателю должен располагаться товар, у которого срок реализации близок к завершению. Мерчандайзеры переставляют продукцию таким образом, что продукты более позднего срока действия находятся далеко, в глубине полки, а удобно ли покупателю брать продукт, с трудом доставая его из середины? Конечно нет, следовательно, такой принцип помогает избежать остатков просроченных товаров. Таким образом, отбор продуктов можно и нужно контролировать. Кроме приема с выкладкой, не стоит забывать, что залежавшийся товар с истекающим сроком годности можно реализовать, применив дополнительные акции, презентации, дегустации и т.д.;
- продукция выкладывается блоками по разработанной схеме, чтобы покупателю было легче сориентироваться в поиске нужного товара.
- продукты располагаются лицевой стороной к покупателю и должны быть видны целиком, не загораживая друг друга.
- ценники должны быть правдивыми, эстетичными, соответствовать товару и нести легко читаемую информацию. Плюсом будет являться наличие у прилавка каталога с продукцией и ценами, где покупатели могли бы самостоятельно найти интересующую и нужную для них информацию о составе, уточнить стоимость;
- доступный путь к товару в зале, свободный доступ к товару на полке;
- максимально выигрышным является использование «золотых полок»;
- продукты, имеющие резкий и сильный запах, не должны мешать продажам других товаров;
- внутри предприятия должны быть созданы небольшие торговые точки, как правило, с более дорогими и качественными товарами;
- выкладка товаров должна осуществляться таким образом, чтобы заставить потребителя как можно дольше ходить по торговым залам предприятия, практически не прибегая к помощи продавцов.
Товарный ассортимент розничного предприятия состоит из:
- основной группы товаров — она направлена приносить основную прибыль организации;
- поддерживающей группы товаров — она направлена стабилизировать доходы от реализации;
- уходящей группы товаров — характеризуется низкой степенью прибыльности или убыточностью;
- стратегической группы товаров — она направлена на обеспечение в будущем основной прибыли;
- тактической группы товаров — она направлена на стимулирование продажи основных групп товаров.
Ассортимент товара розничного торгового предприятия должен не только соответствовать виду торгового предприятия, но и особенностям покупательского спроса потребителей.
На основе проведенного исследования были разработаны следующие направления совершенствования ассортиментной политики данного магазина.
В ассортиментных группах молочные, хлебные, мясные изделия товары необходимо диверсифицировать, то есть расширять их ассортимент, предлагая новые виды, разновидности, новинки, так как данные продукты наиболее потребляемы и востребованы.
По товарным группам, имеющим малую оборачиваемость (овощи, фрукты) необходимо тщательно проанализировать целесообразность их наличия и принять решение о сокращении их ассортимента по основным показателям для того, чтобы избежать дополнительных издержек на хранение и реализацию убыточных продуктов и освободить торговые площади для ходовых товаров.
Для формирования престижности и имиджа в глазах покупателей иметь в продаже различного рода деликатесы (икра, консервированные морепродукты, различные экзотические соусы), редкие виды продуктов (например, абрикосовое масло), а также в качестве сопутствующего ассортимента промышленные товары.
Внесенные рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики ООО «Бахетле» помогут предприятию добиться главной цели организации - получение максимальной прибыли.
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
2. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 28.07.2013) «Об акционерных обществах».
3. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.07.2013, с изм. от 16.10.2013) «О несостоятельности (банкротстве)»
4. Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: учебное пособие -М.: Флинта; МПСИ, 2010. - 262 с.
5. Анализ и диагностика финансово- хозяйственной деятельности пред приятия : учеб. пособие для вузов / под ред. П.П. Табурчика, В.М. Туманина, М.С.Сапрыкина. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 256 с.
6. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник для вузов/ Под ред. В.Я Позднякова - М:ИНФРА-М,2013. - 617 с.
7. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности: Учебное пособие для вузов / Петрова Л.В., Игнатущенко Н.А., Фролова Т.П., М.: М. МГОУ, 2013. - 119с.
8. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия /Гиляровская Л.Т., Вихарева А.А. - СПб.: Питер, 2013. - 256с.
9. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». - М.: Омега-Л, 2013. - 452 с.
10. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие. / Н.Н. Илышева, С.И. Крылов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 240 с.
11. Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации и пути её повышения: учебное пособие, Лукаш Ю.А., М.: Флинта, 2013. - 279с.
12. Гиляровская Л. Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческих организаций / Л. Т. Гиляровская.- М.: Юнити, 2012. - 210 с.
13. Гиляровская Л.Т.,Ендовицкая А.В. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческих организаций: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2013. - 159 с.
14. Е.Б Тютюкина. Финансы организаций (предприятий): Учебник. - М.: Дашков и К, 2013. - 543 с.
15. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 324 с.
16. Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Анализ финансовой отчетности. Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2010. - 268 с.
17. Инвестиции в инновации: Учебное пособие. / Балдин К.В., Передеряев И.И., Голов Р.С. - М.: Дашков и К, 2013. - 238 с.
18. Ионова А.Ф., Селезнёва Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами: Учебное пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 639 с.
19. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. - М.: ИНФРА, 2012. - 132 с.
20. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ФиС, 2010. - 512 с.
21. Комплексный экономический анализ предприятия. Учебное пособие. - СПб: Питер, 2010. - 256 с.
22. Кондратьев О.В. Оценка финансовой устойчивости и его показатели//Финансы Украины.- 2012.- №11
23. Крейнина М. Н. Финансовая устойчивость предприятия: оценка и принятие решений / М. Н. Крейнина // Финансовый менеджмент, 2013. - № 2
24. Любушин Н.П. Экономический анализ: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2010. - 575 с.
25. Основы специальной теории и прикладные аспекты финансовой диагностики. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2013. - 138 с.
26. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) / Под ред. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 496 с.
27. Орлова А., Хухрин А. Стратегия управления: теория и реальность. // АПК: экономика, управление. -2012. -№12. -с. 24-29.
28. Панков Д.А. Современные методы анализа финансового положения. - Минс.: ООО «Профит», 2011. - 413с.
29. Управленческий анализ и диагностика предпринимательской деятельности: учебное пособие / Казакова Н.А. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 494 с.
30. Фёдорова.В. Учет и анализ банкротств: учебник. - М.: Омега-Л, 2012. - 285 с.
31. Финансовое положение и эффективность использования ресурсов предприятия: монография. / Илышева Н.Н., Черненко А.Ф., Башарина А.В.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 208 с.
32. Финансовый анализ. Управление финансами: Учебное пособие. Авторы: Ионова А.Ф., Селезнёва Н.Н. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 639 с.
33. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А.С. Кокин, В.Н. Ясенев - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 511 с.
34. Фролова В.Б. Оценка финансового состояния предприятия. Учебное пособие. - М.: АТиСО, 2012. - 99 с.
35. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, Е.В. Негашев. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 176 с.
36. Экономика организации (предприятия): учебное пособие, Мухина И.А., М.: Флинта; НОУ ВПО «МПСИ», 2010. - 320 с.
37. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. - 367с.
38. Экономико-статистический анализ: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 215 с.
39. Экономика предприятия: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп.; Под ред. Семенова В.М. -М:Центр экономики и маркетинга, 2011. - 312 с.
40. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. .Я.Горфинкеля,
В.А.Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 - 718 с.
41. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник // Брагин Л.А., М., ИНФРА-М, 2010, 314с.
42. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие // Раздорожный А.А. М., РИОР, 2011. - 95с.
43. Экономика организации: Учебник // Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е. М., ИНФРА-М, ФОРУМ, 2011. - 336с.
44. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учебное пособие // Скляренко В.К., Кучеренко А.И., Акуленко Н.Б., Прудников В.М. - М.: ИНФРА-М, 2010 - 256с.
45. Экономика предприятия (фирмы): Практикум // Поздняков В.Я., Волков О.И. -М.: ИНФРА-М, 2010, 331 с.