Введение 3
1. Теоретические основы государственного налогового контроля 6
1.1 Государственный налоговый контроль в системе налогового
администрирования
1.2 Организация государственного налогового контроля в России 15
1.3 Зарубежный опыт государственного налогового контроля 25
2. Анализ организации и проведения государственного налогового
контроля в России
2.1 Анализ организации и проведения камеральной налоговой проверки 33
2.2 Анализ организации и проведения выездной налоговой проверки 40
2.3 Анализ организации и проведения иных мероприятий
государственного налогового контроля
3. Совершенствование организации и проведения государственного
налогового контроля
3.1 Совершенствование организации и проведения камеральной
налоговой проверки
3.2 Совершенствование организации и проведения выездной налоговой проверки
Заключение 79
Список использованных источников
Функционирование любого государства невозможно без грамотно сформированного института налогообложения, поскольку налоги и сборы являются основными источниками формирования государственного бюджета. В сущности, налогообложение представляет собой процесс принудительного, а главное безвозвратного взимания государством у налогоплательщиков части их имущества, что порождает некий конфликт между субъектами налогообложения. В связи, с чем для функционирования государственного аппарата и выполнения установленных функций требуется непрерывное финансирование его деятельности, что порождает сущность такого понятия как налоговый контроль.
Налоговый контроль, как часть государственного финансового контроля, представляет собой деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. В то же время, несмотря на полноту раскрытия данного понятия на законодательном уровне, имеет место несовершенство организационно-экономического механизма осуществления налогового контроля, что приводит к снижению уровня налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. В связи с вышеизложенным, вопросы совершенствования функционирования организационно-экономического механизма налогового контроля как специфического правового института для осуществления государством фискальной функции приобретают особую актуальность.
Несмотря на глобальные изменения во всех сферах финансовой деятельности государства одним из основных видов налоговой деятельности остается налоговый контроль. Цель проведения налогового контроля - выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков. Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом, налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.
Налоговый контроль как часть государственного финансового контроля реализуется в форме налоговых проверок и распространяется на финансовую деятельность государства, органов местного самоуправления, а также налогоплательщиков физических и юридических лиц. Он оказывает существенное влияние на организацию планирования, учета и отчетность налогоплательщиков, от качества налогового контроля зависит повышение эффективности сбора налогов в бюджеты различного уровня, бюджеты государственных внебюджетных фондов. Налоговый контроль способствует предупреждению и профилактике налоговых правонарушений.
Налоговые проверки являются основной и, как показывает практика, наиболее эффективной формой налогового контроля. В ходе них возможны такие мероприятия (которые рассматриваются наряду с этим как самостоятельные формы налогового контроля), как получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие действия.
Актуальность данной темы заключается в том, что роль государственных органов, осуществляющих налоговый контроль, в обязанности которых входит контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов и иных обязательных платежей, играет большое значение. Правильное и точное их соблюдение гарантирует в нашей стране построение нормальной и правовой системы уплаты налоговых и иных обязательных платежей.
Целью выпускной квалифицированной работы является рассмотреть государственный налоговый контроль в Российской Федерации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть государственный налоговый контроль в системе налогового администрирования;
- изучить организацию государственного налогового контроля в России;
- изучить зарубежный опыт государственного налогового контроля;
- провести анализ организации и проведения камеральной налоговой проверки;
- провести анализ организации и проведения выездной проверки;
- провести анализ организации и проведения иных мероприятий государственного налогового контроля;
- рассмотреть совершенствование организации и проведения камеральной налоговой проверки;
- рассмотреть совершенствование организации и проведения выездной налоговой проверки.
Объектом данной работы является анализ камеральных и выездных налоговых проверок в Российской Федерации. Предметом исследования является совершенствования системы эффективного проведения камеральных и выездных налоговых проверок.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют исследования ведущих ученых и практических работников в области финансового и налогового контроля. Труды ученых-экономистов по рассматриваемым вопросам, а также материалы научных конференций и периодических изданий.
Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации в области налогов и налогообложения; нормативно - правовые акты органов государственной власти, в том числе Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации; официальные статистические данные Центрального банка РФ, Счетной палаты Российской Федерации, Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной службы государственной статистики России; материалы, опубликованные в периодической печати, в справочных правовых системах и в сети «Интернет».
Таким образом, в заключении можно сделать вывод, что необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль. Налоговый контроль - ежедневная деятельность налоговых и иных государственных органов по обеспечению правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственный внебюджетный фонд), выполнению налогоплательщиками норм налогового законодательства.
Следовательно, государственный налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий и деятельность высших органов государственной власти по проверке и мониторингу законности, рациональности и эффективности налоговых потоков в экономике, а также деятельность специальных контролирующих органов по учету налогоплательщиков, проверке их отчетности и объектов налогообложения, правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками установленных налогов, по выявлению резервов увеличения налоговых поступлений, улучшению налоговой дисциплины и проверке соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками.
Субъектами государственного налогового контроля являются высшие органы государственной власти, которые осуществляют проверку и мониторинг движения налоговых потоков в стране, а также те организационные структуры, которые непосредственно осуществляют налоговый контроль налогоплательщиков.
Государственный налоговый контроль, как функциональный элемент государственного налогового менеджмента, представляет собой деятельность по борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями, т. е. с теми фактами, которые противоречат налоговому законодательству, а не с корпоративным налоговым менеджментом. Таким образом, деятельность организаций, направленная на минимизацию налогов законными способами, выпадает из сферы действия государственного налогового контроля.
Основная форма проведения налогового контроля - налоговые проверки налогоплательщиков. Проверки соблюдения законодательства о налогах (налоговый контроль), а также ряда других нормативных актов, в том числе и не относящихся к налоговому законодательству, то есть вся совокупность проверок отношений, в ходе которых формируются налоговые доходы государства, составляют понятие налоговых проверок. Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Налоговые органы проводят такие виды налоговых проверок, как камеральные и выездные, а также налоговые проверки в форме налогового мониторинга.
Использование зарубежного опыта является целесообразным и будет иметь должный эффект по мере тщательного анализа возможностей его реализации в условиях российской действительности. Межгосударственный обмен опытом и результатами внедренных мероприятий по государственному контролю налоговых правонарушений обеспечит предупреждение и нейтрализацию налоговых правонарушений, позволит поддерживать высокий уровень бюджетных поступлений и укреплять осознание гражданами и организациями необходимости финансового обеспечения функционирования государства платежами налогов, сборов и иных обязательных платежей.
В Российской Федерации проблема эффективности налоговых проверок является наиболее актуальной в сфере налогового контроля. Это связано, прежде всего, с тем, что в ходе осуществления контрольных мероприятий выявляются налоговые правонарушения, влекущие доначисление налогов, пеней, а также привлечение к ответственности. Вместе с тем ввиду многочисленных пробелов в законодательстве налогоплательщик пытается покрыть значительные риски, что побуждает его разрабатывать определенную тактику поведения в отношениях с налоговыми органами.
Таким образом, сведения и имеющиеся статистические данные о результатах работы налоговых органов свидетельствуют о том, что в результате принимаемых мер, в том числе связанных с повышением эффективности осуществления контрольно-надзорных функций в установленной сфере деятельности, осуществляемых Федеральной налоговой службой России и ее территориальными органами, общее состояние налоговой дисциплины, соблюдения требований законодательства о налогах и сборах имеет ряд положительных тенденций, что в свою очередь положительно характеризует контрольную деятельность Федеральной налоговой службы в 2016 году.
В ходе анализа организации и проведения государственного налогового контроля в России было выявлено, что развитие механизма планирования как выездных, так и камеральных проверок представляется перспективным направлением, которое может и в дальнейшем способствовать росту результативности налоговых проверок, так как от уровня организации контрольной работы налоговых органов в значительной степени зависит собираемость налоговых доходов бюджета.
Таким образом, показатель результативности налоговых проверок, проводимых налоговыми органами, в 2016 год вырос, так удельный вес налоговых проверок, выявивших нарушения, увеличивается с каждым годом, сумма дополнительно начисленных платежей соответственно растет. Сравнение показателей по федеральным округам и регионам с данными по Российской Федерации позволило оценить насколько тенденции в динамике региональных показателей по налоговым проверкам соответствуют изменениям аналогичных показателей в целом по стране и по округу.
В ходе работы были выявлены основные проблемы проведения налоговых проверок:
- ограничение налоговых органов по проведению осмотра в рамках камеральной проверки;
- недоверие налогоплательщиков налоговым органам;
- сжатые сроки проведения налоговых проверок, как у крупных налогоплательщиков, так и у мелких предприятий;
- неграмотность налогоплательщиков, отсутствие предварительных консультации налогоплательщиков;
- слабо развитая система отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, присутствие субъективного фактора.
В целях повышения эффективности работы налоговых органов ФНС в своем ежегодном докладе об осуществлении ФНС контроля (надзора) в определенных сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) сообщает, что по решению ключевых проблем ведется работа. По вышеуказанным проблемам направлены предложения в Минфин РФ в части изменения действующего законодательства. Предложены новые инструменты налогового контроля, имеющеюся у налоговых органов зарубежных стран.
Очевидно, что основной путь совершенствования системы налогового контроля - переход к информационным технологиям, позволяющим полностью автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными отклонениями уровней, динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для организаций соответствующих отраслей экономики значений, оценить реальный размер налоговых обязательств налогоплательщика.
В результате рассмотрения путей совершенствования организации и проведения государственного налогового контроля, можно сказать, что наилучшие результаты налогового контроля могут быть достигнуты только при соблюдении отделами налогового органа общей цели, направленной на повышение эффективности налоговых проверок и избежание
низкорезультативных проверок, и как следствие, расходов бюджета на такие проверки. Добиться этой цели можно только при создании отделов контрольной работы в налоговых органах.
Исходя из опыта зарубежных страна по организации контрольной работы, можно сделать вывод об адаптации некоторых элементов зарубежной практики в России. Целесообразно закрепить в Налоговом законодательстве положение, согласно которому проведение осмотра возможно не только в рамках выездной налоговой проверки, но и при проведении камеральной налоговой проверки, но по инициативе налогоплательщика. Для качественной организации и проведения камеральной налоговой проверки необходимо вести подготовительную работу на основе предварительных консультаций налогоплательщиков. Необходимо установить увеличенные сроки проверки у предприятий малого и среднего бизнеса 3 месяца, а для крупных - без ограничения срока; создать специальную независимую комиссию для возможности обращения в эту комиссию налогоплательщика, не согласного с выводами налоговой проверки; предоставить возможность присутствия элемента внезапности при проведении налоговых проверок; увеличить роль предварительного контроля, введение института досудебного урегулирования налоговых споров между налоговыми органами и налогоплательщиками; увеличить роль текущего контроля, введение института налогового мониторинга в особенности в интересах представителей малого и среднего бизнеса.
Данные предложения, на наш взгляд, помогут повысить эффективность контрольной работы налоговых органов, позитивно повлияют на повышение законопослушности налогоплательщиков, добровольную уплату ими налогов и, в конечном счете, на налоговые поступления.
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 23.07.2016) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 15.10.2016г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.08.2016) - Информационно - правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 15.10.2015 г.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (ред. от 23.07.2016) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 15.10.2016г.
4. Бойко Н.Н. Опыт иностранных государств в сфере налогового администрирования // Политика, государство, право. 2015, №8, с.64.
5. Большой юридический словарь/Под ред.А.Я. Сухарева,В.Д. Зорькина,В.Е. Крутских. М., 2011. - 793 с.
6. Брызгалин А.В., Головкин А.Н. и др. Договор и налоговый контроль (методы и приемы налоговых органов по проверке условий договора, проверке договора для целей налогообложения) / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Налоги и финансовое право 2014. - 311 с.
7. Гусева Т.А. Налоговое право. Учебник М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 285 с.
8. Дадашев, А.З. Налоговое администрирование: учеб. пособие / А.З. Дадашев. - М.: Книжный мир, 2015. - 363 с.
9. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник / Л.В. Сальникова. - М.: Юстицинформ, 2013. - 423 с.
10. Карташов В.Н.Профессиональная юридическая деятельность (вопросы теории и практики). Ярославль, 2012. - 242 с.
11. Корнева Е.А., Ткачев В.Н. Правовое регулирование полномочий налоговых органов. М., 2013. - 376 с.
12. Кузулгуртова А.Ш. Применение форм и методов государственного контроля за налоговыми правонарушениями в России и некоторых иностранных государствах // Финансы и кредит. 2015, № 5, с.69.
13. Лобанов, А.В. О содержании и формах налогового контроля / А.В.Лобанов// Финансы. - 2015, №3, с.30.
14. Лыкова Л.Н. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник для магистров / Л.Н. Лыкова, И.С.Букина. - 2014. - 521 с.
15. Михасева Е.Н., Шенкаренко Б.А Пути совершенствования организации контрольной работы налоговых органов России на основе адаптации зарубежного опыта/ Е.Н. Михасева, Б.А Шенкаренко// Science Time. 2016, №11, с.224.
16. Нагорная Э.Н. Налоговые споры / Э, Н. Нагорная. - 2-е изд., перераб. и доп. - "Юстицинформ", 2013. - 295 с.
17. Налоги и налогообложение: учебник/ под ред. И.Г. Русакова. - М.: Финансы, 2014. - 495 с.
18. Налоговое право России: Учебник / под ред. Ю.А. Крохиной. М.: Норма, 2012. - 386 с.
19. Налоговое администрирование: учебное пособие / колл. авторов; под ред.Л.И. Гончаренко. - М.: КНОРУС, 2015. - 562 с.
20. Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение / Под ред. М.В. Романовский и О.В. Врублевский. - М.: КНОРУС, 2014. - 189 с.
21. Налоговый контроль: учеб. пособие / под ред. Ю.Ф. Кваши. - М.: Юрист, 2014. - 350 с.
22. Налоговый контроль: учеб. Пособие / Г.Г. Нестеров, Н.А. Попова, А.В. Тирзиди. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2013. - 394 с.
23. Налоговый контроль: налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений. Учебно-практическое пособие/Под общей ред. проф.Ю.В. Кваши. М., 2011. - 290 с.
24. Нестеров Г.Г., Попова Н.А., Терзиди А.В. Налоговый контроль: учебное пособие; М.: Эксмо, 2014. - 571 с.
25. Ожегов С.И.,Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. М., 2010.- 832 с.
26. Осокина И.В., Косов М.Е. Налоговый контроль в налоговом процессе:
Учебник - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. - 448 с.
27. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: учебник/ В.Г. Пансков. - М.: Финансы, 2013. - 576 с.
28. Пономарев, А.И. Налоговое администрирование в Российской Федерации: учеб. пособие / А.И. Пономарев. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 288 с.
29. Романов А.Н. Организация и методы налоговых проверок: Учеб. пособие / Под ред.А.Н. Романова. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2012. - 294 с.
30. Русакова И.Г. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. - 495 с.
31. Савченко П.В. Национальная экономика: Учебник / Институт экономики РАН; Под ред. П.В. Савченко. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. 832 с.
32. Спирина Л.В., Тимошенко В.А. Налоговые проверки: Учебно-практическое пособие.2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2013. - 192 с.
33. Тютин Д.В. Налоговое право / Д.В. Тютин. - М.: Система ГАРАНТ, 2014. - 202 с.
34. Украинцева А.И. Правовое регулирование налогового контроля в зарубежных государствах // Административное и муниципальное право. 2015, №7, с.26.
35. Шешукова Т.Г., Баленко Д.В. Развитие налогового контроля: опыт зарубежных стран // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2015, № 3 (18), с.58.
36. Эриашвили Н.Д. Налоговый процесс. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Юриспруденция", "Налоги и налогообложение" / ред.Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 375 с.
37. Сайт Федеральной Налоговой Службы РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.nalog.ru/