Формирование предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием элементов леготехнологии
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Современные взгляды на проблемы формирования предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с общим
недоразвитием речи
1.1 Трактовка понятий "письмо" и "письменная речь". Речевые и неречевые предпосылки
формирования письма
1.2 . Особенности предпосылок письма у дошкольников с общим
недоразвитием речи
1.2.2. Состояние неречевых предпосылок у детей с ОНР
1.3. Понятие и специфика лего-технологии
Выводы по I главе
2.2. Методики констатирующего эксперимента
2.1. Цель, задачи, этапы констатирующего эксперимента
2.2. Методики констатирующего эксперимента
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Выводы по II главе
Глава III. Логопедическая работа по формированию предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием леготехнологии в формирующем
эксперименте
3.1. Цель, задачи, содержание логопедического воздействия.
3.2. Результат контрольного эксперимента
Выводы по III главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Глава I. Современные взгляды на проблемы формирования предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с общим
недоразвитием речи
1.1 Трактовка понятий "письмо" и "письменная речь". Речевые и неречевые предпосылки
формирования письма
1.2 . Особенности предпосылок письма у дошкольников с общим
недоразвитием речи
1.2.2. Состояние неречевых предпосылок у детей с ОНР
1.3. Понятие и специфика лего-технологии
Выводы по I главе
2.2. Методики констатирующего эксперимента
2.1. Цель, задачи, этапы констатирующего эксперимента
2.2. Методики констатирующего эксперимента
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Выводы по II главе
Глава III. Логопедическая работа по формированию предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием леготехнологии в формирующем
эксперименте
3.1. Цель, задачи, содержание логопедического воздействия.
3.2. Результат контрольного эксперимента
Выводы по III главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Актуальность темы исследования. По мнению ученых, успешное школьное обучение детей во многом будет зависеть от овладения ими письмом, которое представляет собой сложный многофункциональный психофизиологический процесс (Т.А. Ахутина [5], P.E. Левина [27], Л.Г. Парамонова [43], A.B. Семенович [51], Т.А. Фотекова [61], Л.С. Цветкова [63] и др.). Одной из причин неуспеваемости детей в школе являются специфические расстройства письма (О.И. Азова [1], Л.Г. Парамонова [43], И.В. Прищепова [46] и др.).
В последние годы отмечается усложнение симптоматики и механизмов этого нарушения (Л.Г. Парамонова [43], A.B. Семенович [51] и др.).
Первоначально ребенок в школе учится овладевать письмом, основанным на фонетическом принципе, в качестве наиболее значимых предпосылок которого рассматриваются звукопроизношение,
фонематические процессы, слоговая структура слова, словарный запас (Г.В. Бабина [9], Г.А. Каше [22], P.E. Левина [27], H.A. Никашина [39], Л.Ф. Спирова [53], H.H. Трауготт [57], Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [59], Т.А. Фотекова [61] и др.).
Наряду с выделенными предпосылками особое внимание уделяется неречевым предпосылкам письма, к которым относят зрительно-пространственное восприятие, кинетические процессы, мнестические процессы [63].
Эффективность коррекционной работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи может быть обеспечена в том случае, если содержание, методы и средства логопедического воздействия направлены на формирование не только речевых, но и неречевых предпосылок.
Современные методики в области предупреждения нарушений письма у детей дошкольного возраста с ОНР, представленные работами А.Е.
Алексеевой [2], Н.В. Новоторцевой [41], Т.А. Ткаченко [55], Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [60], направлены, в основном, на формирование речевых предпосылок и не предусматривают формирование неречевых.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обосновывается следующими закономерностями:
1. У детей с ОНР III уровня имеются специфические трудности в подготовке к овладению письмом.
2. Многообразие причин возникновения и сложность механизмов расстройств письма, различных типов динамики дисграфии у детей младшего школьного возраста определяют необходимость выявления средств формирования предпосылок овладения навыками письма в дошкольном возрасте.
3. Своевременное формирование предпосылок овладения навыками письма - эффективная мера, позволяющая предупредить нарушения в процессе письма (не допускать их дальнейшего перерастания в стойкие нарушения) или исключить коррекцию и, как следствие, облегчить процесс адаптации ребенка к условиям школьной жизни и принятие социальной роли ученика.
4. Направленность большинства методик в области предупреждения нарушений письма у дошкольников на формирование речевых предпосылок, однообразие применения в индивидуальной работе (в качестве неречевых предпосылок) разнообразных рабочих тетрадей снижают эффективность учета ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игры и форсируют ее смену на учебную.
Все вышесказанное позволило считать данную проблему актуальной и сформулировать цель исследования.
Цель исследования - изучить процесс формирования предпосылок овладения навыками письма дошкольников с ОНР III уровня с использованием леготехнологии.
Объект исследования - процесс формирования предпосылок овладения навыками письма у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования - предпосылки овладения навыками письма у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования - использование леготехнологии способствует формированию предпосылок овладения навыками письма детей с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Провести экспериментальное исследование предпосылок овладения навыками письма детей с ОНР III уровня.
3. Разработать и апробировать цикл конспектов по формированию предпосылок овладения навыками письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
4. Оценить эффективность разработанной программы по формированию предпосылок овладения навыками письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Для решения этих задач были использованы следующие методы исследования:
- биографический (изучение и анализ анамнестических данных, изучение медико - психолого - педагогической документации);
- психолого-педагогический (игры, беседы, занятия, консультации);
- теоретический (анализ проблемы, обобщение);
- эмпирический (наблюдение, эксперимент).
Организация и база исследования: исследовательская работа проводилась в дошкольных образовательных учреждениях № 316 и № 372 Советского и Московского районо в г. Казани. В исследовании участвовало 50 детей с общим недоразвитием речи III уровня, посещающих подготовительную логопедическую группу.
Этапы исследования:
1. Аналитико-подготовительный - август 2016 года - сбор теоретического материала по теме нашего исследования, обоснование выдвинутой теоретической гипотезы, подбор различных диагностических методик.
2. Констатирующий эксперимент - сентябрь 2016 года. Проведение эксперимента и подробный анализ его результатов.
3. Формирующий эксперимент: октябрь-март 2016-2017 года.
Реализация коррекционно-логопедической работы. Апрель 2017 года - сбор результатов и подробный анализ результатов формирующего и контрольного эксперимента.
4. Завершение оформления дипломной работы - май 2017 года.
Практическая значимость исследования: содержащиеся в работе теоретические материалы могут быть использованы педагогами, логопедами, воспитателями логопедических групп в системе дошкольного образования при определении методов и приемов работы с детьми с ОНР III уровня. Разработанная программа логопедической работы по формированию предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с ОНР III уровня с использованием элементов леготехнологии может быть использована воспитателями, логопедами, родителями детей с нарушениями речи.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложений. Работа проиллюстрирована таблицами и графиками.
В последние годы отмечается усложнение симптоматики и механизмов этого нарушения (Л.Г. Парамонова [43], A.B. Семенович [51] и др.).
Первоначально ребенок в школе учится овладевать письмом, основанным на фонетическом принципе, в качестве наиболее значимых предпосылок которого рассматриваются звукопроизношение,
фонематические процессы, слоговая структура слова, словарный запас (Г.В. Бабина [9], Г.А. Каше [22], P.E. Левина [27], H.A. Никашина [39], Л.Ф. Спирова [53], H.H. Трауготт [57], Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [59], Т.А. Фотекова [61] и др.).
Наряду с выделенными предпосылками особое внимание уделяется неречевым предпосылкам письма, к которым относят зрительно-пространственное восприятие, кинетические процессы, мнестические процессы [63].
Эффективность коррекционной работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи может быть обеспечена в том случае, если содержание, методы и средства логопедического воздействия направлены на формирование не только речевых, но и неречевых предпосылок.
Современные методики в области предупреждения нарушений письма у детей дошкольного возраста с ОНР, представленные работами А.Е.
Алексеевой [2], Н.В. Новоторцевой [41], Т.А. Ткаченко [55], Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [60], направлены, в основном, на формирование речевых предпосылок и не предусматривают формирование неречевых.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обосновывается следующими закономерностями:
1. У детей с ОНР III уровня имеются специфические трудности в подготовке к овладению письмом.
2. Многообразие причин возникновения и сложность механизмов расстройств письма, различных типов динамики дисграфии у детей младшего школьного возраста определяют необходимость выявления средств формирования предпосылок овладения навыками письма в дошкольном возрасте.
3. Своевременное формирование предпосылок овладения навыками письма - эффективная мера, позволяющая предупредить нарушения в процессе письма (не допускать их дальнейшего перерастания в стойкие нарушения) или исключить коррекцию и, как следствие, облегчить процесс адаптации ребенка к условиям школьной жизни и принятие социальной роли ученика.
4. Направленность большинства методик в области предупреждения нарушений письма у дошкольников на формирование речевых предпосылок, однообразие применения в индивидуальной работе (в качестве неречевых предпосылок) разнообразных рабочих тетрадей снижают эффективность учета ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игры и форсируют ее смену на учебную.
Все вышесказанное позволило считать данную проблему актуальной и сформулировать цель исследования.
Цель исследования - изучить процесс формирования предпосылок овладения навыками письма дошкольников с ОНР III уровня с использованием леготехнологии.
Объект исследования - процесс формирования предпосылок овладения навыками письма у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования - предпосылки овладения навыками письма у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования - использование леготехнологии способствует формированию предпосылок овладения навыками письма детей с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Провести экспериментальное исследование предпосылок овладения навыками письма детей с ОНР III уровня.
3. Разработать и апробировать цикл конспектов по формированию предпосылок овладения навыками письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
4. Оценить эффективность разработанной программы по формированию предпосылок овладения навыками письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Для решения этих задач были использованы следующие методы исследования:
- биографический (изучение и анализ анамнестических данных, изучение медико - психолого - педагогической документации);
- психолого-педагогический (игры, беседы, занятия, консультации);
- теоретический (анализ проблемы, обобщение);
- эмпирический (наблюдение, эксперимент).
Организация и база исследования: исследовательская работа проводилась в дошкольных образовательных учреждениях № 316 и № 372 Советского и Московского районо в г. Казани. В исследовании участвовало 50 детей с общим недоразвитием речи III уровня, посещающих подготовительную логопедическую группу.
Этапы исследования:
1. Аналитико-подготовительный - август 2016 года - сбор теоретического материала по теме нашего исследования, обоснование выдвинутой теоретической гипотезы, подбор различных диагностических методик.
2. Констатирующий эксперимент - сентябрь 2016 года. Проведение эксперимента и подробный анализ его результатов.
3. Формирующий эксперимент: октябрь-март 2016-2017 года.
Реализация коррекционно-логопедической работы. Апрель 2017 года - сбор результатов и подробный анализ результатов формирующего и контрольного эксперимента.
4. Завершение оформления дипломной работы - май 2017 года.
Практическая значимость исследования: содержащиеся в работе теоретические материалы могут быть использованы педагогами, логопедами, воспитателями логопедических групп в системе дошкольного образования при определении методов и приемов работы с детьми с ОНР III уровня. Разработанная программа логопедической работы по формированию предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с ОНР III уровня с использованием элементов леготехнологии может быть использована воспитателями, логопедами, родителями детей с нарушениями речи.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложений. Работа проиллюстрирована таблицами и графиками.
Письмо - сложный психофизиологический процесс, от его сформированное™ зависит успешность обучения в школе. Овладение навыком письма требует от ребенка определенного уровня сформированности предпосылок письма. Актуальность исследования прежде всего определялась тем, что дети с ОНР, имея неполноценную сформированность речевых и неречевых предпосылок письма, оказываются неготовыми к овладению первоначальным фонетическим письмом, следовательно, наиболее подвержены риску возникновения дисграфии. Существующие методики коррекции не всегда эффективны и требуют доработки.
Таким образом, проблема исследования заключалась в оптимизации процесса формирования предпосылок письма у данной категории детей.
Цель исследования достигнута: изучен процесс формирования
предпосылок овладения навыками письма дошкольников с ОНР III уровня с использованием леготехнологии.
Решены поставленные задачи исследования:
1. Изучена литература по проблеме исследования: дифференцированы понятия "письмо" и "письменная речь", проанализированы современные представления об общем недоразвитии речи и особенностях предпосылок письма у дошкольников с ОНР III уровня, рассмотрен вопрос об эффективности применения леготехнологии в логопедической работе по формированию предпосылок письма у дошкольников с ОНР III уровня.
2. Подобраны и проведены диагностические методики по исследованию речевых и неречевых предпосылок письма у детей 5-6 лет с ОНР III уровня. Исследование проведено по методикам Г. А. Волковой.; Т. В. Ахутиной, Н. Н. Полонской, Н. М. Пылаевой, М. Ю. Максименко. Анализ данных экспериментального исследования выявил, что речевые и неречевые
предпосылки письма дошкольников с ОНР III уровня недостаточно
сформированы и отличаются своеобразием.
3. Разработан и апробирован цикл занятий «Формирование
предпосылок навыков письма у детей с ОНР с использованием
леготехнологии», направленный на формирование речевых и неречевых предпосылок навыка письма у детей 5-6 лет с ОНР III уровня. Коррекционная работа по формированию предпосылок велась по двум направлениям: речевые и неречевые предпосылки письма.
4. Нами проведена оценка эффективности коррекционно-развивающих логопедических занятий, направленных на формирование предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Данные, полученные в ходе повторной диагностики, показали более высокий уровень сформированности речевых и неречевых предпосылок письма у дошкольников экспериментальной группы. Эффективность применения леготехнологии на логопедических занятиях во многом зависит от её разумного сочетания с традиционной системой обучения.
Следовательно, после проведения комплекса логопедических занятий с использованием леготехнологии, отмечена положительная динамика формирования предпосылок письма у дошкольников с ОНР III уровня, что свидетельствует об эффективности использования леготехнологии на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования получила подтверждение: использование леготехнологии может способствовать формированию предпосылок овладения навыками письма детей с ОНР III уровня при соблюдении следующих условий:
- реализация цикла занятий, задачей которых является целенаправленная работа как над речевыми, так и над речевыми предпосылками письма;
- активное включение леготехнологии, обеспечивающей формирование речевых и неречевых предпосылок письма, в коррекционную работу логопеда;
- использование специальной структуры логопедических занятий, предусматривающей место и время для систематической и последовательной работы над предпосылками письма.
Итак, в результате проведенного исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза и решены все поставленные задачи.
Полагаем, что реализация программы формирования предпосылок письма с применением леготехнологии может стать еще одним эффективным способом предупреждения нарушений письма. Использование лего не может полностью заменить традиционные форм обучения, но тем не менее применение леготехнологии имеет большое коррекционное значение и практическую направленность. Применение традиционных методов и форм обучения совместно с леготехнологией позволяет усилить мотивацию детей, повысить познавательную активность. Лего делает ярким, значимым содержание логопедических занятий, что не только ускоряет восприятие и запоминание материала, но и делает его более осмысленным и долговременным.
Итак, мы изучили процесс формирования предпосылок письма с использованием леготехнологии и доказали эффективность использования леготехнологии в логопедических занятиях по формированию речевых и неречевых предпосылок письма у дошкольников 5-6 лет с ОНР III уровня.
Проведенное исследование позволяет обозначить перспективы дальнейшей работы по данной проблеме: исследование взаимосвязи речевых и неречевых предпосылок с целью предупреждения и коррекции нарушений письма; изучение преемственности дошкольного и начального школьного образования детей с ОНР и т.д. Таким образом, данное исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных с предупреждением нарушений письма у дошкольников с ОНР и имеет перспективы дальнейшего развития.
Таким образом, проблема исследования заключалась в оптимизации процесса формирования предпосылок письма у данной категории детей.
Цель исследования достигнута: изучен процесс формирования
предпосылок овладения навыками письма дошкольников с ОНР III уровня с использованием леготехнологии.
Решены поставленные задачи исследования:
1. Изучена литература по проблеме исследования: дифференцированы понятия "письмо" и "письменная речь", проанализированы современные представления об общем недоразвитии речи и особенностях предпосылок письма у дошкольников с ОНР III уровня, рассмотрен вопрос об эффективности применения леготехнологии в логопедической работе по формированию предпосылок письма у дошкольников с ОНР III уровня.
2. Подобраны и проведены диагностические методики по исследованию речевых и неречевых предпосылок письма у детей 5-6 лет с ОНР III уровня. Исследование проведено по методикам Г. А. Волковой.; Т. В. Ахутиной, Н. Н. Полонской, Н. М. Пылаевой, М. Ю. Максименко. Анализ данных экспериментального исследования выявил, что речевые и неречевые
предпосылки письма дошкольников с ОНР III уровня недостаточно
сформированы и отличаются своеобразием.
3. Разработан и апробирован цикл занятий «Формирование
предпосылок навыков письма у детей с ОНР с использованием
леготехнологии», направленный на формирование речевых и неречевых предпосылок навыка письма у детей 5-6 лет с ОНР III уровня. Коррекционная работа по формированию предпосылок велась по двум направлениям: речевые и неречевые предпосылки письма.
4. Нами проведена оценка эффективности коррекционно-развивающих логопедических занятий, направленных на формирование предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Данные, полученные в ходе повторной диагностики, показали более высокий уровень сформированности речевых и неречевых предпосылок письма у дошкольников экспериментальной группы. Эффективность применения леготехнологии на логопедических занятиях во многом зависит от её разумного сочетания с традиционной системой обучения.
Следовательно, после проведения комплекса логопедических занятий с использованием леготехнологии, отмечена положительная динамика формирования предпосылок письма у дошкольников с ОНР III уровня, что свидетельствует об эффективности использования леготехнологии на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования получила подтверждение: использование леготехнологии может способствовать формированию предпосылок овладения навыками письма детей с ОНР III уровня при соблюдении следующих условий:
- реализация цикла занятий, задачей которых является целенаправленная работа как над речевыми, так и над речевыми предпосылками письма;
- активное включение леготехнологии, обеспечивающей формирование речевых и неречевых предпосылок письма, в коррекционную работу логопеда;
- использование специальной структуры логопедических занятий, предусматривающей место и время для систематической и последовательной работы над предпосылками письма.
Итак, в результате проведенного исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза и решены все поставленные задачи.
Полагаем, что реализация программы формирования предпосылок письма с применением леготехнологии может стать еще одним эффективным способом предупреждения нарушений письма. Использование лего не может полностью заменить традиционные форм обучения, но тем не менее применение леготехнологии имеет большое коррекционное значение и практическую направленность. Применение традиционных методов и форм обучения совместно с леготехнологией позволяет усилить мотивацию детей, повысить познавательную активность. Лего делает ярким, значимым содержание логопедических занятий, что не только ускоряет восприятие и запоминание материала, но и делает его более осмысленным и долговременным.
Итак, мы изучили процесс формирования предпосылок письма с использованием леготехнологии и доказали эффективность использования леготехнологии в логопедических занятиях по формированию речевых и неречевых предпосылок письма у дошкольников 5-6 лет с ОНР III уровня.
Проведенное исследование позволяет обозначить перспективы дальнейшей работы по данной проблеме: исследование взаимосвязи речевых и неречевых предпосылок с целью предупреждения и коррекции нарушений письма; изучение преемственности дошкольного и начального школьного образования детей с ОНР и т.д. Таким образом, данное исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных с предупреждением нарушений письма у дошкольников с ОНР и имеет перспективы дальнейшего развития.



