ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Современные взгляды на проблемы формирования предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с общим
недоразвитием речи
1.1 Трактовка понятий "письмо" и "письменная речь". Речевые и неречевые предпосылки
формирования письма
1.2 . Особенности предпосылок письма у дошкольников с общим
недоразвитием речи
1.2.2. Состояние неречевых предпосылок у детей с ОНР
1.3. Понятие и специфика лего-технологии
Выводы по I главе
2.2. Методики констатирующего эксперимента
2.1. Цель, задачи, этапы констатирующего эксперимента
2.2. Методики констатирующего эксперимента
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Выводы по II главе
Глава III. Логопедическая работа по формированию предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием леготехнологии в формирующем
эксперименте
3.1. Цель, задачи, содержание логопедического воздействия.
3.2. Результат контрольного эксперимента
Выводы по III главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Актуальность темы исследования. По мнению ученых, успешное школьное обучение детей во многом будет зависеть от овладения ими письмом, которое представляет собой сложный многофункциональный психофизиологический процесс (Т.А. Ахутина [5], P.E. Левина [27], Л.Г. Парамонова [43], A.B. Семенович [51], Т.А. Фотекова [61], Л.С. Цветкова [63] и др.). Одной из причин неуспеваемости детей в школе являются специфические расстройства письма (О.И. Азова [1], Л.Г. Парамонова [43], И.В. Прищепова [46] и др.).
В последние годы отмечается усложнение симптоматики и механизмов этого нарушения (Л.Г. Парамонова [43], A.B. Семенович [51] и др.).
Первоначально ребенок в школе учится овладевать письмом, основанным на фонетическом принципе, в качестве наиболее значимых предпосылок которого рассматриваются звукопроизношение,
фонематические процессы, слоговая структура слова, словарный запас (Г.В. Бабина [9], Г.А. Каше [22], P.E. Левина [27], H.A. Никашина [39], Л.Ф. Спирова [53], H.H. Трауготт [57], Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [59], Т.А. Фотекова [61] и др.).
Наряду с выделенными предпосылками особое внимание уделяется неречевым предпосылкам письма, к которым относят зрительно-пространственное восприятие, кинетические процессы, мнестические процессы [63].
Эффективность коррекционной работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи может быть обеспечена в том случае, если содержание, методы и средства логопедического воздействия направлены на формирование не только речевых, но и неречевых предпосылок.
Современные методики в области предупреждения нарушений письма у детей дошкольного возраста с ОНР, представленные работами А.Е.
Алексеевой [2], Н.В. Новоторцевой [41], Т.А. Ткаченко [55], Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [60], направлены, в основном, на формирование речевых предпосылок и не предусматривают формирование неречевых.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обосновывается следующими закономерностями:
1. У детей с ОНР III уровня имеются специфические трудности в подготовке к овладению письмом.
2. Многообразие причин возникновения и сложность механизмов расстройств письма, различных типов динамики дисграфии у детей младшего школьного возраста определяют необходимость выявления средств формирования предпосылок овладения навыками письма в дошкольном возрасте.
3. Своевременное формирование предпосылок овладения навыками письма - эффективная мера, позволяющая предупредить нарушения в процессе письма (не допускать их дальнейшего перерастания в стойкие нарушения) или исключить коррекцию и, как следствие, облегчить процесс адаптации ребенка к условиям школьной жизни и принятие социальной роли ученика.
4. Направленность большинства методик в области предупреждения нарушений письма у дошкольников на формирование речевых предпосылок, однообразие применения в индивидуальной работе (в качестве неречевых предпосылок) разнообразных рабочих тетрадей снижают эффективность учета ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игры и форсируют ее смену на учебную.
Все вышесказанное позволило считать данную проблему актуальной и сформулировать цель исследования.
Цель исследования - изучить процесс формирования предпосылок овладения навыками письма дошкольников с ОНР III уровня с использованием леготехнологии.
Объект исследования - процесс формирования предпосылок овладения навыками письма у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования - предпосылки овладения навыками письма у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования - использование леготехнологии способствует формированию предпосылок овладения навыками письма детей с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Провести экспериментальное исследование предпосылок овладения навыками письма детей с ОНР III уровня.
3. Разработать и апробировать цикл конспектов по формированию предпосылок овладения навыками письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
4. Оценить эффективность разработанной программы по формированию предпосылок овладения навыками письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Для решения этих задач были использованы следующие методы исследования:
- биографический (изучение и анализ анамнестических данных, изучение медико - психолого - педагогической документации);
- психолого-педагогический (игры, беседы, занятия, консультации);
- теоретический (анализ проблемы, обобщение);
- эмпирический (наблюдение, эксперимент).
Организация и база исследования: исследовательская работа проводилась в дошкольных образовательных учреждениях № 316 и № 372 Советского и Московского районо в г. Казани. В исследовании участвовало 50 детей с общим недоразвитием речи III уровня, посещающих подготовительную логопедическую группу.
Этапы исследования:
1. Аналитико-подготовительный - август 2016 года - сбор теоретического материала по теме нашего исследования, обоснование выдвинутой теоретической гипотезы, подбор различных диагностических методик.
2. Констатирующий эксперимент - сентябрь 2016 года. Проведение эксперимента и подробный анализ его результатов.
3. Формирующий эксперимент: октябрь-март 2016-2017 года.
Реализация коррекционно-логопедической работы. Апрель 2017 года - сбор результатов и подробный анализ результатов формирующего и контрольного эксперимента.
4. Завершение оформления дипломной работы - май 2017 года.
Практическая значимость исследования: содержащиеся в работе теоретические материалы могут быть использованы педагогами, логопедами, воспитателями логопедических групп в системе дошкольного образования при определении методов и приемов работы с детьми с ОНР III уровня. Разработанная программа логопедической работы по формированию предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с ОНР III уровня с использованием элементов леготехнологии может быть использована воспитателями, логопедами, родителями детей с нарушениями речи.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложений. Работа проиллюстрирована таблицами и графиками.
Письмо - сложный психофизиологический процесс, от его сформированное™ зависит успешность обучения в школе. Овладение навыком письма требует от ребенка определенного уровня сформированности предпосылок письма. Актуальность исследования прежде всего определялась тем, что дети с ОНР, имея неполноценную сформированность речевых и неречевых предпосылок письма, оказываются неготовыми к овладению первоначальным фонетическим письмом, следовательно, наиболее подвержены риску возникновения дисграфии. Существующие методики коррекции не всегда эффективны и требуют доработки.
Таким образом, проблема исследования заключалась в оптимизации процесса формирования предпосылок письма у данной категории детей.
Цель исследования достигнута: изучен процесс формирования
предпосылок овладения навыками письма дошкольников с ОНР III уровня с использованием леготехнологии.
Решены поставленные задачи исследования:
1. Изучена литература по проблеме исследования: дифференцированы понятия "письмо" и "письменная речь", проанализированы современные представления об общем недоразвитии речи и особенностях предпосылок письма у дошкольников с ОНР III уровня, рассмотрен вопрос об эффективности применения леготехнологии в логопедической работе по формированию предпосылок письма у дошкольников с ОНР III уровня.
2. Подобраны и проведены диагностические методики по исследованию речевых и неречевых предпосылок письма у детей 5-6 лет с ОНР III уровня. Исследование проведено по методикам Г. А. Волковой.; Т. В. Ахутиной, Н. Н. Полонской, Н. М. Пылаевой, М. Ю. Максименко. Анализ данных экспериментального исследования выявил, что речевые и неречевые
предпосылки письма дошкольников с ОНР III уровня недостаточно
сформированы и отличаются своеобразием.
3. Разработан и апробирован цикл занятий «Формирование
предпосылок навыков письма у детей с ОНР с использованием
леготехнологии», направленный на формирование речевых и неречевых предпосылок навыка письма у детей 5-6 лет с ОНР III уровня. Коррекционная работа по формированию предпосылок велась по двум направлениям: речевые и неречевые предпосылки письма.
4. Нами проведена оценка эффективности коррекционно-развивающих логопедических занятий, направленных на формирование предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Данные, полученные в ходе повторной диагностики, показали более высокий уровень сформированности речевых и неречевых предпосылок письма у дошкольников экспериментальной группы. Эффективность применения леготехнологии на логопедических занятиях во многом зависит от её разумного сочетания с традиционной системой обучения.
Следовательно, после проведения комплекса логопедических занятий с использованием леготехнологии, отмечена положительная динамика формирования предпосылок письма у дошкольников с ОНР III уровня, что свидетельствует об эффективности использования леготехнологии на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования получила подтверждение: использование леготехнологии может способствовать формированию предпосылок овладения навыками письма детей с ОНР III уровня при соблюдении следующих условий:
- реализация цикла занятий, задачей которых является целенаправленная работа как над речевыми, так и над речевыми предпосылками письма;
- активное включение леготехнологии, обеспечивающей формирование речевых и неречевых предпосылок письма, в коррекционную работу логопеда;
- использование специальной структуры логопедических занятий, предусматривающей место и время для систематической и последовательной работы над предпосылками письма.
Итак, в результате проведенного исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза и решены все поставленные задачи.
Полагаем, что реализация программы формирования предпосылок письма с применением леготехнологии может стать еще одним эффективным способом предупреждения нарушений письма. Использование лего не может полностью заменить традиционные форм обучения, но тем не менее применение леготехнологии имеет большое коррекционное значение и практическую направленность. Применение традиционных методов и форм обучения совместно с леготехнологией позволяет усилить мотивацию детей, повысить познавательную активность. Лего делает ярким, значимым содержание логопедических занятий, что не только ускоряет восприятие и запоминание материала, но и делает его более осмысленным и долговременным.
Итак, мы изучили процесс формирования предпосылок письма с использованием леготехнологии и доказали эффективность использования леготехнологии в логопедических занятиях по формированию речевых и неречевых предпосылок письма у дошкольников 5-6 лет с ОНР III уровня.
Проведенное исследование позволяет обозначить перспективы дальнейшей работы по данной проблеме: исследование взаимосвязи речевых и неречевых предпосылок с целью предупреждения и коррекции нарушений письма; изучение преемственности дошкольного и начального школьного образования детей с ОНР и т.д. Таким образом, данное исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных с предупреждением нарушений письма у дошкольников с ОНР и имеет перспективы дальнейшего развития.
1. Азова О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у
младших школьников: автореф. Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2006. - 24 с.
2. Алексеева А.Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью. Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / А. Е. Алексеева. - М., 2007. - 24 с.
3. Ананьев В.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и
письмом// Известия АПН РСФСР, 1995, вып. 76. - С. 104-148.
4. Анохин П. К., Сальникова Т. П. Методика обучения грамоте. Учебно¬
методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений -М., Сфера, 2000. - 144 с.
5. Ахутина Т. В. Нарушения письма: диагностика и коррекция //Актуальные
проблемы логопедической практики: Метод. материалы научно¬
практической конференции "Центральные механизмы речи", посвященной 100-летию проф. Трауготт Н.Н. / Отв. ред. М. Г. Харьковская. - С-ПБ.: Изд-во "Акционер и К", 2004, с. 225-246.
6. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции
трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-т, 2001, - С. 195 - 213.
7. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика.
Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М.: МОДЭК, 2001. - С. 7-20.
8. Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. Об одном варианте трудностей письма:
Нейропсихологический анализ и методы коррекции / Учитель - ученик: проблемы, поиски, находки. Вып.9. Психолого-педагогическая поддержка обучающихся в коррекционных классах. - М., 1998. - С. 75-79.
9. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и
формирование у детей с недоразвитием речи: логопед. технологии: учеб.- метод. пособие. М.: ПАРАДИГМА, 2010. - 96 с.
10. Безруких М.М. Ефимова С.И. Ребенок идет в школу. - М.: "Академия", 2000. - 248 с.
11. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопрос дифференциальной диагностики. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. - 144 с.
12. Воронкова В.В. Дифференцированный подход в коррекционно-развивающем обучении русскому языку умственно отсталых школьников I-IV классов: Автореф. Дисс. ... д-ра пед. наук. - Москва, 2001. - 44 с.
13. Воронова А. П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией// Дефектология. - 1993.-№1. - С. 47-52
14. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе/ М.Ф. Гнездилов. М.: Просвещение, 1965. - 270 с.
15. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. - Москва: Айрис пресс: Айрис дидактика, 2008. - 90 с.
16. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов: пособие для логопеда /Л.Н. Ефименкова. - М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 335 с.
17. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958 - 369 с.
18. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М., Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 279 с.
19. Иншакова О.Б. Нарушение письма и чтения: теоретически и
экспериментальный анализ. - Изд.: НИИ школьных технологий, 2008. - 140 с.
20. Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция// Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. - М.: МИСИ, 2001. - С. 3-6.
21. Ишмакова, М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники / М.С. Ишмакова, - М.: Изд.- полиграф центр «Маска», 2013.
22. Каше Г. А. Предупреждение нарушения чтения и письма у детей // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968. - с. 213-228
23. Комарова, Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO) / Л.Г. Комарова, - М.: «ЛИНКА - ПРЕСС», 2001.
24. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - СПб.: Речь, 2003.-330 с.
25. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников: Диагностика и коррекция / Учебно-методическое пособие. - Изд-во: Феникс /Союз, 2004. - 224 с.
26. Ларцева Е. А. Первый экзамен: Подготовка ребенка к конкурсному тестированию. - СПб.: Акцидент, 1996. - 48 с.
27. Левина P.E. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. М.: "АРКТИ" - 2005. - 222 с.
28. Левина Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма // Логопедическая работа в школе/ Под ред. Р.Е. Левиной - М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. - 67 с.
29. Левина Р.Е. О генезе нарушений письма у детей с ОНР // Вопрос логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: изд. АПН РСФСР, 1959. - С. 27 - 31.
30. Логинова Е.А. Нарушение письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2004. - 208 с.
31. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ.
дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. - 303с.
32. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 84 с.
33. Лурия А.Р. Психологическое содержание процесса письма// Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М..: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с.
34. Лусс Т. В. Леготерапия /Сост. И.М. Минаев.-М. «Сопричастность». — М. 2002. — С. 316-318.
35. Лусс Т.В. Лего-игра как средство диагностики различных отклонений в развитии. /Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов сред. пед. уч. заведений/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М. «Академия», 2002. — С. 425 — 438.
36. Лусс, Т.В. Формирование конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО- ДАКТА у детей с отклонениями в развитии. / Т.В. Лусс, - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004, 169 с.
37. Ляудис В.Я., Негурэ И.П Психологические основы формирования
письменной речи у младших школьников. - М.: Международная
педагогическая академия, 1994. - 150 с.
38. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР. Автореферат дисс... канд. пед. наук. - М., 1963. - 25 с.
39. Никашина Н.А. Неуспеваемость первоклассников, имеющих недостатки произношения, и пути её устранения. Автореферат Дисс...канд. пед. наук. - М., 1959. - 19 с.
40. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2004. - 528 с.
41. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Гринго, 1995. - 240 с.
42. Орлова Д.И. Нарушения произношения и письма у учащихся вспомогательных школ: Автореф. дис. ...к.п.н. - М.: М111У, 1967 - 26 с.
43. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование/ Л.А. Парамонова, - Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
44. Парамонова Л.Г. Дисграфия: Диагностика, профилактика, коррекция. Детство - Пресс, 2006. - 128 с.
45. Попова Е.Ф. Оптимизация формирования предпосылок письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: диссертация кандидата педагогических наук - Москва, 2010. - 220 с.
46. Прищепова И.Н. Дисграфия младших школьников / Изд.: Каро, 2006. - 240 с.
47. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240 с.
48. Русский язык/Энциклопедия. М., 2016. С. 205
49. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: "Владос", 1995. - 256 с.
50. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программ начальной школы // Дефектология. 2000. - №1. С. 12 - 16.
51. Семенович A.B. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 232 с.
52. Соботович Е.Ф. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей: автореферат Дисс... док. пед. наук. - М., 1984. - 49 с.
53. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарущениями письма // Хрестоматия по логопедии. - М.: Владос, 1997. - 656 с.
54. Суриф Е.А. Педагогическая технология коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения с использованием LEGO-конструктора: диссертация ... кандидата педагогических наук - Екатеринбург, 2007. - 166 с.
55. Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей: подготовительный этап: пособие для логопеда. - М.: Владос, 2008. - 37 с.
56. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) //Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Владос. - 1997. - С. 456-469
57. Трауготт Н.Н. Межполушарные взаимодействия при локальных поражениях головного мозга // Нейропсихологический анализ межполушарной ассиметрии мозга / Под ред. Е.Д. Хомской. - М.: "Наука", 1986. - С. 14-22.
58. Фешина, Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов 8. Е.В. Фешина, - М.: изд. Сфера, 2011.
59. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В.Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Программно-методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2009. - 192 с.
60. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.: МГЗПИ, 1991. - 187 с.
61. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: Айрис - пресс, 2007. - 176 с.
62. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. - СПб.: "Дельта", 1996. - 384 с.
63. Цветкова Л.С, Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. — М., 1981.
64. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учеб.пособие/Л.С.Цветкова. - 3-е изд., стер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. - 184с. - (Серия «Библиотека психолога»).
65. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - М.: Российское педагогическое агенство, 1988. - 128 с.
66. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд-во НПО "МОДЕК", 2000. - 304 с.
67.Чиркина Г.В. Дети с нарушением артикуляционного аппарата. - М.:
Педагогика, 1969. - 120 с.