Система педагогических условий, способствующих эффективному развитию интеллектуальных способностей учащихся 6 класса на уроках иностранного языка с учетом их личностных особенностей
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Научно-теоретические основы развития интеллектуальных способностей школьников………………………………………………………12
1.1. Психолого–педагогические основы (аспекты) формирования и развития интеллектуальных способностей учащихся подросткового школьного возраста…………………………………………………………………………...12
1.2. Теоретическая модель предмета исследования (предмет – развитие интеллектуальных способностей)………………………………………………22
1.3. Критериальные и уровневые основы развития интеллектуальных способностей……………………………………………………………………..37
Выводы по первой главе………………………………………………………...44
Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных способностей учащихся 6 класса на уроках иностранного языка с учетом их личностных особенностей………………………………………………………48
2.1 Цели и задачи эксперимента………………………………………………..48
2.2 Программа (система) развития интеллектуальных способностей школьников подросткового возраста на уроках иностранного языка………..71
2.3 Динамика развития интеллектуальных способностей школьников подросткового возраста на уроках иностранного языка……………………...81
Выводы по второй главе………………………………………………………...90
Заключение………………………………………………………………………92
Список литературы………………………………………………………………98
...
Объект исследования – развитие интеллектуальных способностей учащихся 6 класса на уроках иностранного языка с учетом их личностных особенностей.
Предмет исследования – учебная деятельность учащихся 6 класса.
Цель исследования – разработать и реализовать систему педагогических условий, способствующих эффективному развитию интеллектуальных способностей учащихся 6 класса на уроках иностранного языка с учетом их личностных особенностей.
Гипотеза основана на предположении о том, что эффективное развитие интеллектуальных способностей учащихся 6 класса на уроках иностранного языка будет эффективным и результативным при работе по предложенной автором образовательной программе.
Задачи исследования:
- подобрать задания, направленные на выявление уровня развития интеллектуальных способностей учащихся 6 класса на уроках иностранного языка с учетом их личностных особенностей;
- выявить уровень и описать ...
Подростковый возраст — это период жизни между детством и зрелостью.
В литературе нет единого мнения о точных возрастных границах для термина «подростковый возраст».
Разные авторы, ориентируясь на различные основания, указывали следующие границы отрочества: Л. С. Выготский и Э. Эриксон определяли рамки подросткового периода от 13 до 18 лет, Л. И. Божович от 12 до 16 лет, Ш. Бюллер выделяла возрастной интервал от 11 до 17 лет, а Д. Б. Эльконин — от 12 до 17. В художественной литературе статус подростка, справедливо исходя из внутренней, личностной зрелости получают и пятнадцатилетние (Л.Н.Толстой), и молодые люди далеко за двадцать (Ф.М.Достоевский). Учитывая тенденцию к омоложению начала пубертата, можно согласиться с Г.А.Цукерман, которая считает, что «граница, разделяющая младший школьный и подростковый возраст, должна быть размытой, не укладывающейся в точную цифру». Человек, согласно народной мудрости, становится взрослым на два года раньше, чем хотелось бы его родителям, и на два года позже, чем это хочется ему самому. В современном обществе продолжительность подростничества все более удлиняется и приобретает собственную уникальную возрастную структуру, которая не сводится к переходу во взрослость. «Отрочество удлиняется за счет решения задачи становления личности, которая усложняется в процессе развития общества не меньше, чем средства производства» .
Несмотря на большое число исследований, такие вопросы, как формирование и развитие интеллектуальных способностей учащихся подросткового школьного возраста не получили однозначных ответов.
Нами проанализированы всевозможные варианты определений и дефиниций понятия «интеллект», «интеллектуальное развитие», «разви- тие интеллектуальных способностей», что дает возможность шире и глубже представить суть понятий.
Латинское слово «intellektus» означает познание, понимание, рас- судок. Современное ...
...
99. Холодная М.А. Структурная организация индивидуального интеллекта. Дисс. докт. психол. наук. М.: Моск. ун-т. 1990. – 114 с.
100. Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 121-128.
101. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М.: Столетие. 1997. – 307 с.
102. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М.: АО «Столетие». 1995. – 211 с.
103. Шавинина Л.В. Психологические особенности организации познавательного опыта интеллектуально одаренной личности. Дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. н. Киев: Ин-т психологии. 1993. – 204 с.
104. Шмелев А.Г. Тест как оружие // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. № 2. С. 40–53.
105. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М. 1996. – 211 с.