Введение 3
Глава 1 Теоретические основы планирования торговой деятельности 6
1.1 Сущность и основные понятия планирования торговой деятельности на
предприятии 6
1.2 Виды планов и задачи планирования на предприятии 11
1.3 Методы планирования коммерческой деятельности на предприятии 20
Глава 2 Оценка планирования торговой деятельности на торговом предприятии ООО «Зельгрос» 26
2.1 Общая характеристика предприятия и ее положение на рынке 26
2.2 Исследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Зельгрос Кэш энд Керри 33
2.3 Анализ действующей системы планирования на предприятии 47
Глава 3 Разработка рекомендаций по усовершенствованию планирования торговой деятельности предприятия ООО "Зельгрос" 59
3.1 Основные направления по совершенствованию планирования торговой
деятельности предприятия 59
3.2 Эффективность предложенных мероприятий 66
Заключение 75
Список использованных источников 78
Торговля - это форма товарного обмена, производимого при помощи денег. [5, с.50] Как особый вид деятельности людей, торговля предполагает осуществление операций по купле-продаже товаров и услуг. Путем купли - продажи осуществляется и непосредственно товарный обмен, и происходит движение товаров от производителя к потребителям. Соответственно любым торговым операциям присущи характерные только для этого вида деятельности особенности, связанные с обслуживанием именно процесса обмена.
Актуальность данной дипломной работы обусловлено тем, что планирование процессов, которые происходят на предприятии, - это основа основ ведения бизнеса. Только с помощью него можно достичь поставленных целей, поэтому оно является одной из важнейших функций управления.
Осуществляется планирование на предприятии в несколько этапов. Прогнозирование - это систематичный анализ имеющихся сильных и слабых сторон, рисков и возможностей для того, чтобы заглянуть в будущее. [8, с. 52] Для этого важно определиться с тремя основными измерениями: временем (на сколько лет вперед нужно сделать прогноз), направлением (на какие тенденции важно обратить внимание) и величиной (какие изменения могут произойти).
Выбор определенного сценария развития событий в будущем - это этап, на котором менеджер производит сравнение альтернатив и выбирает наиболее выгодный для предприятия вариант. Делает он это на основе сведений о ресурсах, которыми располагает субъект хозяйствования, в котором человек работает.
Формулирование текущих задач и долгосрочных целей - составление плана, в котором определены предельные сроки выполнения отдельных заданий.
Утверждение графика работ и составление программы действий. На этом этапе будущее предприятия уже становится окончательно определенным благодаря тщательному анализу всех возможных сценариев, а также способов достижения поставленных планов.
В качестве объекта исследования выступает коммерческая организация ООО «Зельгрос».
Предметом исследования являются планирование на предприятии.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: диалектический метод, дедуктивный и индуктивный методы, методы анализа и синтеза, метод сравнения и сопоставления, статистико-математические методы: абсолютных и относительных величин, показателей динамики и других.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в исследовании процесса планирования коммерческой деятельности на предприятии и разработка рекомендаций по совершенствованию планирования коммерческой деятельности на предприятии ООО «Зельгрос».
Исходя из поставленной цели в работе необходимо рассмотреть ряд следующих задач:
- изучить теоретические основы планирования торговой деятельности предприятия;
- дать краткую характеристику ООО «Зельгрос»;
- оценить планирование торговой деятельности на предприятии ООО «Зельгрос»;
- разработать рекомендации по усовершенствованию планирования торговой деятельности предприятия.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части, включающей в себя 3 главы, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении определена актуальность темы исследования, цель, задачи, объект и предмет исследования, методы исследования и практическая значимость его результатов.
В первой главе рассматривается теоретические аспекты планирования на торговом предприятии:
- сущность и основные понятия планирования торговой деятельности на предприятии;
- виды планов и задачи планирования на предприятии;
- методы планирования коммерческой деятельности на предприятии.
Во второй главе оценено планирование на предприятии ООО «Зельгрос»:
- краткая характеристика предприятия и обзор его учетной политики;
- исследование финансово - хозяйственной деятельности предприятия;
- организация действующей системы планирования на предприятии.
В третьей главе разработаны рекомендации по усовершенствованию планирования торговой деятельности на торговом предприятии:
- совершенствование планирования торговой деятельности предприятия;
- разработка плана продаж и мероприятия по симулированию продаж;
- эффективность предложенных мероприятий.
В заключительной части изложены основные результаты исследования, сделаны выводы и предложения.
Практическая значимость работы заключается в применении результатов исследования образовательными учреждениями в процессе планирования деятельности предприятия.
В работе использованы труды ведущих специалистов в данной сфере таких как Савицкая, Г.В, Лумпов, Н.А, Каверина, О.Д..
В заключении отметим, что планирование в торговле - экономическая деятельность людей по управлению и регулированию товарного обращения. Планирование на уровне предприятия - это разработка и корректировка планов, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного субъекта на ближайшую и отдаленную перспективу.
Таким образом, планирование - это формирование стратегических задач и текущих целей фирмы, разработка ее политики, определение ожидаемых результатов и расчет предполагаемых технико-экономический показателей плана.
Сущность планирования:
- оно базируется на выборе из множества возможных альтернатив развития фирмы в будущем;
- планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно корректируются цели и задачи развития фирмы; определяются пути и способы их достижения; разрабатываются и увязываются планы, отражающие различные стороны ведения экономики фирмы.
Отправной точкой планирования фирмы является достижение целей фирмы, предусматривающей получение и обеспечение высоких результатов ее хозяйственной деятельности.
Для совершенствования планирования деятельности предприятия, отвечающего сформулированным условиям комплексности и образующего стержневые линии программы повышения качества плановой работы необходимо:
1. Использовать систему экономических и социальных внутрифирменных нормативов, а также в самой широкой степени придерживаться долгосрочных прямых связей, заключаемых хозяйственных договоров, при решении задач планирования объемов производства и номенклатуры выпускаемой продукции,
формирования производственной программы, установления путей использования трудовых и материальных ресурсов, основных производственных фондов, капитальных вложений, направляемых на техническое перевооружение;
2. Автоматизировать процесс планирования. Для этого необходимо приобрести ERP-систему, она позволит вести план продаж, планировать и контролировать рекламные мероприятия, планировать финансовые ресурсы и показатели предприятия и контроль, планировать ассортимент, управлять снабжением и сбытом.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты планирования коммерческой деятельности на торговом предприятии, исследованы понятия и сущность планирования. Были выявлены особенность планирования. Следовательно, планирование в торговле - экономическая деятельность людей по управлению и регулированию товарного обращения. Планы бывают составлены на разные временные отрезки: краткосрочные перекрываются долгосрочными и наоборот. Это непрерывный процесс, который обусловлен динамикой производства и непредсказуемыми изменениями во внешней среде. Кроме этого, в планах также могут быть ошибочные решения, которые в процессе их выполнения необходимо исправлять и корректировать. Предприятия не всегда следуют намеченному проекту.
Во второй главе была исследована финансово-экономическая деятельность торгового предприятия ООО «Зельгрос». В ходе анализа были выявлено, что Зельгрос из года в год показывает положительную динамику по продажам. Выручка с каждым годом увеличивается, это связано со многими факторами, одним из которых является упор на рекламу, и завоевание лояльности покупателей. ООО «Зельгрос» находится в зависимости от заемных источников. Был выполнен анализ выполнения плана за 2015 год, и выявлены группы товаров, где план продаже не выполнился. Сделав АВС и XYZ анализ из групп товаров, по которым план продаж не был выполнен, были выявлены категории товаров которые приносят прибыль, и которые стоит убрать из ассортимента.
В третьей главе были описаны мероприятия по совершенствованию планирования на торговом предприятии ООО «Зельгрос». Предприятие в данный работает в убыток, но с каждым годом этот убыток снижается, путем анализа и прогноза экономисты-аналитики спрогнозировали рост прибыли. Предложенные мероприятия будут вводиться постепенно, в течение 3 лет. Самым главным ключевым моментом является организация службы маркетинга и внедрение ERP-системы, которые помогут предприятию увеличить выручку и прибыль. Маркетинговые исследования, которые будут проводить маркетологи положительно повлияют на товарооборот и на планировании плана продаж. Внедрение ERP-системы позволит усовершенствовать планирование на предприятии ООО «Зельгрос», вести план продаж, планировать и контролировать рекламные мероприятия, планировать финансовые ресурсы и показатели предприятия и контроль, планировать ассортимент, управлять снабжением и сбытом.
Экономическая оценка повышения эффективности планирования на торговом предприятии ООО «Зельгрос». Эффективность представляет собой величину эффекта, приходящуюся на единицу осуществленных затрат. Она может быть определена как отношение экономического эффекта к затратам и ресурсам, потребленным и примененным средствам производства. Чем больше производственный результат по сравнению с осуществленными для его достижения затратами, тем выше эффективность производства. После внедрения отдела маркетинга, предприятие будет получать прибыль намного выше, чем в предшествующих годах. Эффективность предложенных мероприятий показывают, что мероприятия буду приносить прибыль предприятия, а значит, являются эффективными.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2, Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (действующая редакция от 13.07.2015 г.) // СПС «Консультант Плюс: ВерсияПроф».
2. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СПС «Консультант Плюс: ВерсияПроф».
Учебники и учебные пособия
3. Абрютина A.B. Экономический анализ торговой деятельности. М, «Финансы и статистика», 2012.
4. Анализ качества, факторов конкурентных преимуществ товаров и оценка конкурентоспособности экономической системы // Управление качеством. - 2011. - №3. - С. 25
5. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие для бакалавриата / Под ред. В.И. Бариленко, С.И. Кузнецов и др. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство: «Кнорус», 2015. - 234 с.
6. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн X.. Маркетинг.Учебник. Учебник для высших учебных заведений М.2010 г. - 283 с.
7. Баканов, М.И., Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа: Учебник / Под ред. А.Д. Шеремета. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Финансы и статистика», 2014. - 425 с.
8. Балабанов, И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта: Учебник / Под ред. И.Т. Балабанова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательство «Финансы и статистика», 2015. - 235 с.
9. Барингольц СБ., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субьекта: Учеб.пособие.- М.: Финансы и статистика, 2011.
10. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М.2012. - 215с.
11. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс / Под ред. И.А. Бланка. - М.: Издательство «Ника-Центр», 2014. - 468 с.
12. Брагин Л.А. Торговое дело - экономика и организация. М, ИНФРА -М,
2013.
13. Вайс, Е.С., Васильцова, В.М. Планирование на предприятии (организации) / Под ред. Т.А. Вайса, В.С. Васильцова. - М.: Издательство: «КноРус», 2014. - 336 с.
14. Вакуленко, Т.Г., Фомина, Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений / Под ред. Т.Г. Вакуленко. - М.: Издательский дом «Герда», 2015. - 214 с.
15. Виткалова, А.П., Миллер, Д.П. Бюджетирование и контроль затрат в организации: Учебно-практическое пособие. / Под ред. А.П. Вит-каловой, Д.П. Миллер. - М.: Издательство «Дашков и Ко», 2015. - 128 с.
16. Виханский, О. С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский.
- Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Гардарика , 2010. - 292 с.
17. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2012. - 499 с.
18. Гиркин В.А. О сущности торговли и природе кооперации. М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011г.
19. Годин, А.А. Маркетинг: учебник / А.А. Годин. - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2011. - 604 с.
20. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. - Таганрог: Издат-во ТРТУ, 2013.
21. Горелик, О.М., Низамова, Э.Ш. Управленческий учет и анализ: Учебник / Под ред. О.М. Горелик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «КноРус», 2015. - 256 с.
22. Горшкова, Л.А., Горбунова, М.В. Основы управления организацией. Практикум / Под ред. Л.А. Горшковой, М.В. Горбуновой. - М.: Издательство «КноРус», 2014. - 264 с.
23. Данилова, Н.Ф., Сидорова, Е.Ю. Экономический анализ деятельности предприятия: Курс лекций. - М.: Издательство «Экзамен», 2015. - 224 с.
24. Егорова, Л.И. Методика финансового оздоровления экономического субъекта // Финансовый менеджмент. - 2015. - № 4. - С.12-15.
25. Елисеева, Т.П., Молев, М.Д., Трегулова, Н.Г. Экономика и анализ деятельности предприятий: Учебник для ВУЗов / Под ред. Т.П. Елисеевой, М.Д. Молева, Н.Г. Трегуловой. - М.: Издательство «Феникс», 2015. - 480 с.
26. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. Учебное пособие. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2010. - 22 с.
27. Зимина Н.В «Совершенствование связей производителей продуктов питания с торговыми организациями» // «Маркетинг в России и за рубежом» - №4. - 2012. - С.28-32.
28. Ижбулатова О.В. Формирование и реализация кадровой стратегии предприятия // Управление персоналом, 2011, №7, с.18-23.
29. Каверина, О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры:
Учебное пособие / Под ред. О.Д. Кавериной. - 2-е изд., испр. - М.:
Издательство «Юрайт», 2015. - 496 с.
30. Керимов, В.Э., Селиванов, П.А., Епифанов, А.В. Управленческий учет
коммерческо-сбытовой деятельности: Учебное пособие / Под ред. В.Э.
Керимова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательство «Экзамен», 2015. - 128 с.
31. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия.-3-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр экономики и маркетинга,2012. - 224 с.
32. Ковалёв С. «Супермаркет за $0,5-1 млн.» // «Бизнес», №2. - 2013г. С.54¬58.
33. Котляров, И. Д. Маркетинг конкурентов и связи с конкурентами / И. Д. Котляров / / Практический маркетинг. - 2011. - № 4. - С. 15-19.
34. Кукукина, И.Г. Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. И.Г. Кукукиной. - М.: Издательство «Финансы и статистика», 2015. - 400 с.
35. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. М.: Наука, 1996.
36. Лаптев В.Г. Маркетинговые задачи торговых предприятий// Маркетинг,2008. - №5. - 72 с.
37. Лумпов, Н.А. Формула прибыли: подход к анализу и построению // Финансовый менеджмент. - 2014. - № 3. - С.34-37.
38. Лумпов, Н.А. Формула прибыли: учет различных видов деятельности // Финансовый менеджмент. - 2014. - № 6. - С.52-55.
39. Мазилкина Е.И. Организация работы магазина. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и Ко». - Саратов: ООО «БизнесВолга», 2012. - 224 с.
40. Маркетинг в оптовой и розничной торговле: учебное пособие / Л.И. Ерохина, Е.В. Романеева. - М.: КНОРУС, 2011. - 248с.
41. Никифорова, Н.А., Тафинцева, В.Н. Управленческий анализ / Под ред. Н.А. Никифоровой, В.Н. Тафинцевой. - М.: Издательство «Юрайт-Издат»,2015. - 441 с.
42. Пискунова Н.Л Малобюджетный маркетинг: реальность или миф?// Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - №1.- С. 83-92
43. Пожидаева, Т.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Под ред. Т.А. Пожидаева. - 4-е изд., стереотип. - М.: «КНОРУС», 2015. - 320 с.
44. Ружанская, Н.В. Особенности расчета эффекта финансового рычага в российской практике финансового менеджмента // Финансовый менеджмент. -2014. - №3. - С.12-17.
45. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Савицкой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Инфра- М», 2014. - 345 с.
46. Токаренко, Г.С. Организация контроля результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия // Финансовый менеджмент. - 2014. - № 10. - С.13-18.
47. Черникова, А.А., Демиденко, Ю.Г. Разработка системы бюджетирования как основного элемента управленческого учета / Под ред. А.А. Черниковой. - М.: Издательство ООО «ТНТ», 2015. - 264 с.
48. Янковский, К.П., Мухарь, И.Ф. Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. К.П. Янковского, И.Ф. Мухарь. - СПб.: Издательство «Питер», 2015. - 368 с.27.
Электронные ресурсы
49. Зельгрос официальный сайт http://www.selgros.ru/
50. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] http: //www.gks .ru/