ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы процесса проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся и психолого-педагогическое обеспечение процесса их реализации 10
1.1. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий
учащихся старших классов как актуальная психолого-педагогическая проблема 10
1.2. Сущность индивидуальной образовательной траектории и её
модели 13
1.3. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий
старшеклассников и особенности их реализации 20
1.4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе проектирования и реализации обучения по индивидуальным образовательным
траекториям 31
Выводы по главе I 36
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности модели процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий в процессе обучения учащихся старших классов английскому языку 39
2.1. Методика проведения констатирующего эксперимента и анализ его
результатов 39
2.2. Психолого-педагогические и организационно-методические
условия эффективной реализации учащимися старших классов индивидуальных образовательных траекторий 44
2.3. Моделирование процесса проектирования и реализации
индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников в процессе обучения их английскому языку 50
2.4. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий
учащихся старших классов и анализ её результат 58
Выводы по главе II 70
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Приложения 83
Глава I. Теоретические основы процесса проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся и психолого-педагогическое обеспечение процесса их реализации 10
1.1. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий
учащихся старших классов как актуальная психолого-педагогическая проблема 10
1.2. Сущность индивидуальной образовательной траектории и её
модели 13
1.3. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий
старшеклассников и особенности их реализации 20
1.4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе проектирования и реализации обучения по индивидуальным образовательным
траекториям 31
Выводы по главе I 36
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности модели процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий в процессе обучения учащихся старших классов английскому языку 39
2.1. Методика проведения констатирующего эксперимента и анализ его
результатов 39
2.2. Психолого-педагогические и организационно-методические
условия эффективной реализации учащимися старших классов индивидуальных образовательных траекторий 44
2.3. Моделирование процесса проектирования и реализации
индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников в процессе обучения их английскому языку 50
2.4. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий
учащихся старших классов и анализ её результат 58
Выводы по главе II 70
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Приложения 83
На современном этапе развития общества происходит реформирование системы российского образования. Динамика развития социальной и экономической жизни, а также постоянно растущие требования к специалистам, обуславливают изменения в системе и содержании образования и его направленности на формирование высокообразованного и компетентного выпускника.
В современных условиях система российского образования нуждается в совершенствовании профильного обучения в старших классах общеобразовательных школ, а также в обеспечении направленности обучения на развитие личности и способностей ученика и активизации его познавательной деятельности. Наиболее эффективным способом организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях является индивидуализация обучения, проявляющаяся в построении индивидуальных образовательных траекторий. Несмотря на то, что идея о необходимости реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся школ была высказана и теоретически обоснована ещё несколько лет назад, процесс их практического внедрения только начался и активно поддерживается новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
В настоящее время перед школами стоит задача воспитать готового к саморазвитию учащегося, способного самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, а также выбирать и строить индивидуальную траекторию образования. Наличие требований к учителям и самим учащимся в процессе проектирования траекторий образования конкретизирует цель, но не делает процесс их реализации легким. Наибольший вклад в решение этой проблемы внес А.В. Хуторской. Им было выделено два способа осуществления обучения по индивидуальной образовательной траектории. Первый способ предполагает дифференциацию обучения, второй - его индивидуализацию. Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса с учетом индивидуальных различий учащихся и уровней их развития. Основополагающим принципом реализации индивидуализированного обучения является осуществление индивидуального подхода в обучении [39, с. 201]. Учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, а также необходимость реализации индивидуального подхода к каждому из них усложняют работу по проектированию и реализации образовательных траекторий старших школьников. Перед педагогами и учеными встает вопрос: как обучать каждого учащегося по его собственной образовательной траектории в условиях общеобразовательного учреждения?
Изучение данной темы способствовало выявлению противоречия между: систематическим декларированием необходимости реализации
индивидуального подхода в процессе обучения и недостаточной конкретизацией способов его осуществления.
Проблема исследования: какова модель процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий старших школьников в процессе обучения английскому языку?
Актуальность данной проблемы обуславливает выбор темы исследования: «Проектирование индивидуальных образовательных
траекторий старших школьников и их реализация в процессе обучения английскому языку».
Объект исследования: профилизация и индивидуализация процесса обучения в старших классах общеобразовательных школ.
Предмет исследования: процесс проектирования и реализации
индивидуальных образовательных траекторий учащихся старших классов.
Цель исследования: разработать и теоретические обосновать модель процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий старших школьников в процессе обучения английскому языку и апробировать ее в учебно-воспитательном процессе.
Гипотеза исследования: эффективность процесса обучения учащихся старших классов по индивидуальным образовательным траекториям по английскому языку повысится, если:
- субъекты учебно-воспитательного процесса будут осознавать значимость обучения по индивидуальным образовательным траекториям для развития учащихся;
- учитывать опыт работы учителей по психолого-педагогическому сопровождению учащихся в процессе прохождения ими обучения по индивидуальным образовательным траекториям;
- объективно оценивать возможности, способности, образовательные интересы и перспективы развития учащихся в процессе проектирования их индивидуальных образовательных траекторий по английскому языку;
- выявить и реализовать психолого-педагогические и организационно-методические условия, способствующие повышению эффективности реализации индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников;
- систематически отслеживать успешность прохождения учащимися обучения по индивидуальным образовательным траекториям по английскому языку с целью их коррекции.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования, были определены следующие задачи исследования:
1) обосновать актуальность проблемы проектирования индивидуальной образовательной траектории;
2) изучить сущность понятия “индивидуальная образовательная траектория” и таких смежных понятий, как “индивидуальный учебый план”, “индивидуальная образовательная программа” и “индивидуальный образовательный маршрут”;
3) выявить особенности реализации индивидуальных образовательных траекторий старших школьников;
4) изучить опыт работы учителей по психолого-педагогическому сопровождению учащихся в процессе реализации их индивидуальных образовательных траекторий;
5) выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические и
организационно-методические условия эффективной реализации
индивидуальных образовательных траекторий учащихся старших классов;
6) разработать, теоретически обосновать и апробировать модель процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся в процессе обучения их английскому языку.
7) разработать программу опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности выявленных условий и разработанной модели процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся;
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных ученых и педагогов (В.И. Андреев, Н.М. Горленко, А.С. Гормин, М.Н. Горфина, Н.П. Гуринова, Ю.З. Кушнер, В.Б. Лебединцев, Л.Н. Паукова, И.П. Подласый, Г.К. Селевко, Л.Д. Старикова, А.В. Хуторской и др.), а также материалы периодической печати, справочные сборники.
В работе применялись следующие методы научно-педагогического исследования:
- методы теоретического исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников ;
- методы эмпирического исследования: изучение и обобщение опыта работы учителей по психолого-педагогическому сопровождению старшеклассников в процессе реализации их индивидуальных образовательных траекторий; анкетирование учащихся и учителей, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).
База исследования: МБОУ «Лицей-интернат инновационных
технологий № 36» г. Набережные Челны РТ, МБОУ «Гимназия №4» г. Елабуги РТ.
Новизна исследования заключается в том, что в работе:
- выявлены психолого-педагогические и организационно-методические условия эффективной реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся старших классов;
- разработана модель процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий старших школьников в процессе их обучения английскому языку.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем определена и охарактеризованна сущность процесса психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе реализации их индивидуальных образовательных траекторий.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов учителями и руководителями школы в процессе внедрения и осуществления обучения старших школьников по индивидуальным образовательным траекториям по английскому языку.
Данное исследование проводилось в четыре этапа:
На первом этапе (сентябрь-март 2015-2016 гг.) был выполнен поиск и анализ психолого-педагогической литературы, направленный на изучение проблемы проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся старших классов; разработана программа исследования; составлены анкеты для учителей и учащихся старших классов, направленные на установление фактического состояния изучаемого явления.
На втором этапе (апрель-май 2016 г.) было проведено анкетирование (констатирующий эксперимент) учителей и учащихся старших классов; осуществлен анализ, систематизация и обобщение его результатов.
На третьем этапе (сентябрь-март 2017-2018 гг.) был осуществлен поиск и анализ психолого-педагогической литературы, посвященной процессу проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся по английскому языку; разработана программа опытно¬экспериментальной работы по проектированию и реализации индивидуальных образовательных траекторий школьников в процессе их обучения английскому языку; разработана модель процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся по английскому языку; проведен формирующий эксперимент и анализ его результатов.
На четвертом этапе (апрель-май 2018 г.) был проведен анализ,
систематизация и обобщение результатов исследования; сформулированы основные выводы; оформлен текст выпускной квалификационной работы; осуществлено апробирование полученных результатов в процессе участия автора в студенческих научно-образовательных конференциях.
Апробация основных результатов исследования осуществлялась путем участия его автора в работе:
1. Итоговой научно-образовательной конференции студентов ЕИ КФУ (апрель 2015 г., г. Елабуга).
2. Всероссийской заочной научно-практической студенческой конференции «Наука и молодежь» (октябрь 2016 г., г. Елабуга).
3. Итоговой научно-образовательной конференции студентов ЕИ КФУ (апрель 2018 г., г. Елабуга).
4. XXV Международной научной конференции студентов, аспирантов и
молодых ученых «Ломоносов», прошедшей в рамках Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2018» (апрель 2018 г., г.
Москва).
Основные результаты исследования нашли свое отражение в следующих публикациях:
1. Фархутдинова С.С. Индивидуальная образовательная траектория учащихся старших классов и специфика ее проектирования // Материалы Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального ун-та 2015 года: сборник статей. - Казань: Изд. Казан. ун-т, 2015. - Т.7. - С. 277-279;
2. Фархутдинова С.С. Обучение учащихся старших классов по индивидуальным образовательным траекториям как актуальная психолого-педагогическая проблема // Материалы заочной Всероссийской научно-практической студенческой конференции «Наука и молодежь». - Елабуга: Изд- во Елабужский институт К(П)ФУ, 2016. - С. 432-436.
3. Фархутдинова С.С. Проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий старших школьников // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2018» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В современных условиях система российского образования нуждается в совершенствовании профильного обучения в старших классах общеобразовательных школ, а также в обеспечении направленности обучения на развитие личности и способностей ученика и активизации его познавательной деятельности. Наиболее эффективным способом организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях является индивидуализация обучения, проявляющаяся в построении индивидуальных образовательных траекторий. Несмотря на то, что идея о необходимости реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся школ была высказана и теоретически обоснована ещё несколько лет назад, процесс их практического внедрения только начался и активно поддерживается новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
В настоящее время перед школами стоит задача воспитать готового к саморазвитию учащегося, способного самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, а также выбирать и строить индивидуальную траекторию образования. Наличие требований к учителям и самим учащимся в процессе проектирования траекторий образования конкретизирует цель, но не делает процесс их реализации легким. Наибольший вклад в решение этой проблемы внес А.В. Хуторской. Им было выделено два способа осуществления обучения по индивидуальной образовательной траектории. Первый способ предполагает дифференциацию обучения, второй - его индивидуализацию. Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса с учетом индивидуальных различий учащихся и уровней их развития. Основополагающим принципом реализации индивидуализированного обучения является осуществление индивидуального подхода в обучении [39, с. 201]. Учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, а также необходимость реализации индивидуального подхода к каждому из них усложняют работу по проектированию и реализации образовательных траекторий старших школьников. Перед педагогами и учеными встает вопрос: как обучать каждого учащегося по его собственной образовательной траектории в условиях общеобразовательного учреждения?
Изучение данной темы способствовало выявлению противоречия между: систематическим декларированием необходимости реализации
индивидуального подхода в процессе обучения и недостаточной конкретизацией способов его осуществления.
Проблема исследования: какова модель процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий старших школьников в процессе обучения английскому языку?
Актуальность данной проблемы обуславливает выбор темы исследования: «Проектирование индивидуальных образовательных
траекторий старших школьников и их реализация в процессе обучения английскому языку».
Объект исследования: профилизация и индивидуализация процесса обучения в старших классах общеобразовательных школ.
Предмет исследования: процесс проектирования и реализации
индивидуальных образовательных траекторий учащихся старших классов.
Цель исследования: разработать и теоретические обосновать модель процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий старших школьников в процессе обучения английскому языку и апробировать ее в учебно-воспитательном процессе.
Гипотеза исследования: эффективность процесса обучения учащихся старших классов по индивидуальным образовательным траекториям по английскому языку повысится, если:
- субъекты учебно-воспитательного процесса будут осознавать значимость обучения по индивидуальным образовательным траекториям для развития учащихся;
- учитывать опыт работы учителей по психолого-педагогическому сопровождению учащихся в процессе прохождения ими обучения по индивидуальным образовательным траекториям;
- объективно оценивать возможности, способности, образовательные интересы и перспективы развития учащихся в процессе проектирования их индивидуальных образовательных траекторий по английскому языку;
- выявить и реализовать психолого-педагогические и организационно-методические условия, способствующие повышению эффективности реализации индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников;
- систематически отслеживать успешность прохождения учащимися обучения по индивидуальным образовательным траекториям по английскому языку с целью их коррекции.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования, были определены следующие задачи исследования:
1) обосновать актуальность проблемы проектирования индивидуальной образовательной траектории;
2) изучить сущность понятия “индивидуальная образовательная траектория” и таких смежных понятий, как “индивидуальный учебый план”, “индивидуальная образовательная программа” и “индивидуальный образовательный маршрут”;
3) выявить особенности реализации индивидуальных образовательных траекторий старших школьников;
4) изучить опыт работы учителей по психолого-педагогическому сопровождению учащихся в процессе реализации их индивидуальных образовательных траекторий;
5) выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические и
организационно-методические условия эффективной реализации
индивидуальных образовательных траекторий учащихся старших классов;
6) разработать, теоретически обосновать и апробировать модель процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся в процессе обучения их английскому языку.
7) разработать программу опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности выявленных условий и разработанной модели процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся;
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных ученых и педагогов (В.И. Андреев, Н.М. Горленко, А.С. Гормин, М.Н. Горфина, Н.П. Гуринова, Ю.З. Кушнер, В.Б. Лебединцев, Л.Н. Паукова, И.П. Подласый, Г.К. Селевко, Л.Д. Старикова, А.В. Хуторской и др.), а также материалы периодической печати, справочные сборники.
В работе применялись следующие методы научно-педагогического исследования:
- методы теоретического исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников ;
- методы эмпирического исследования: изучение и обобщение опыта работы учителей по психолого-педагогическому сопровождению старшеклассников в процессе реализации их индивидуальных образовательных траекторий; анкетирование учащихся и учителей, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).
База исследования: МБОУ «Лицей-интернат инновационных
технологий № 36» г. Набережные Челны РТ, МБОУ «Гимназия №4» г. Елабуги РТ.
Новизна исследования заключается в том, что в работе:
- выявлены психолого-педагогические и организационно-методические условия эффективной реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся старших классов;
- разработана модель процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий старших школьников в процессе их обучения английскому языку.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем определена и охарактеризованна сущность процесса психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе реализации их индивидуальных образовательных траекторий.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов учителями и руководителями школы в процессе внедрения и осуществления обучения старших школьников по индивидуальным образовательным траекториям по английскому языку.
Данное исследование проводилось в четыре этапа:
На первом этапе (сентябрь-март 2015-2016 гг.) был выполнен поиск и анализ психолого-педагогической литературы, направленный на изучение проблемы проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся старших классов; разработана программа исследования; составлены анкеты для учителей и учащихся старших классов, направленные на установление фактического состояния изучаемого явления.
На втором этапе (апрель-май 2016 г.) было проведено анкетирование (констатирующий эксперимент) учителей и учащихся старших классов; осуществлен анализ, систематизация и обобщение его результатов.
На третьем этапе (сентябрь-март 2017-2018 гг.) был осуществлен поиск и анализ психолого-педагогической литературы, посвященной процессу проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся по английскому языку; разработана программа опытно¬экспериментальной работы по проектированию и реализации индивидуальных образовательных траекторий школьников в процессе их обучения английскому языку; разработана модель процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся по английскому языку; проведен формирующий эксперимент и анализ его результатов.
На четвертом этапе (апрель-май 2018 г.) был проведен анализ,
систематизация и обобщение результатов исследования; сформулированы основные выводы; оформлен текст выпускной квалификационной работы; осуществлено апробирование полученных результатов в процессе участия автора в студенческих научно-образовательных конференциях.
Апробация основных результатов исследования осуществлялась путем участия его автора в работе:
1. Итоговой научно-образовательной конференции студентов ЕИ КФУ (апрель 2015 г., г. Елабуга).
2. Всероссийской заочной научно-практической студенческой конференции «Наука и молодежь» (октябрь 2016 г., г. Елабуга).
3. Итоговой научно-образовательной конференции студентов ЕИ КФУ (апрель 2018 г., г. Елабуга).
4. XXV Международной научной конференции студентов, аспирантов и
молодых ученых «Ломоносов», прошедшей в рамках Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2018» (апрель 2018 г., г.
Москва).
Основные результаты исследования нашли свое отражение в следующих публикациях:
1. Фархутдинова С.С. Индивидуальная образовательная траектория учащихся старших классов и специфика ее проектирования // Материалы Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального ун-та 2015 года: сборник статей. - Казань: Изд. Казан. ун-т, 2015. - Т.7. - С. 277-279;
2. Фархутдинова С.С. Обучение учащихся старших классов по индивидуальным образовательным траекториям как актуальная психолого-педагогическая проблема // Материалы заочной Всероссийской научно-практической студенческой конференции «Наука и молодежь». - Елабуга: Изд- во Елабужский институт К(П)ФУ, 2016. - С. 432-436.
3. Фархутдинова С.С. Проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий старших школьников // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2018» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Динамичное развитие современного общества и социальный заказ на подготовку специалистов, способных гибко реагировать на новые веяния времени, создавать и внедрять инновации, способствуют изменению системы и содержания образования, а также переходу от парадигмы «обучение на всю жизнь» к «обучению в течение всей жизни». Это обусловлено тем, что оставаться востребованным в постоянно меняющемся мире специалист сможет только при условии постоянного самообразования и саморазвития [51, с. 2]. При этом особую значимость и ценность для учащихся приобретает умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Необходимость формирования у учащихся этого умения нашло свое отражение в основных нормативных документах, в частности ФГОС среднего общего образования.
Сущность понятия «индивидуальная образовательная траектория» рассмотрена во многих педагогических исследованиях, однако в качестве основного понятия нами было выбрано определение, предложенное А.В. Хуторским. По его мнению, индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь развития личностного потенциала ученика в образовании. Дальнейшее изучение темы невозможно без раскрытия сущности таких смежных понятий, как «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальный учебный план» и «индивидуальная образовательная программа». Изучение и анализ этих понятий позволило прийти к выводу о том, что они взаимосвязаны. Индивидуальная образовательная траектория это реализованный или находящийся в процессе реализации индивидуальный образовательный маршрут, который проектируется в двух направлениях - через индивидуальный учебный план и индивидуальную образовательную программу. Первый способ предполагает дифференциацию обучения, второй - его индивидуализацию.
В рамках исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, направленный на установление фактического состояния изучаемого явления. В результате было выявлено, что учащиеся удовлетворены учебным процессом и своими образовательными результатами. Было отмечено, что в лицее осуществляется специально организованное психолого¬педагогическое сопровождение старшеклассников. Психолого-педагогическое сопровождение должно проводиться в трех направлениях: диагностическом, просветительском и консультативном. Первое направление предполагает диагностику склонностей учащихся и их образовательных предпочтений, второе - проведение тренингов и профориентационного анкетирования, третье - оказание учащимся помощи и их консультирование. Педагогическая поддержка может оказываться как по запросу ученика, так и в том случае, когда педагог видит, что у учащегося возникают некоторые трудности в проектировании и реализации обучения по индивидуальной образовательной траектории, у него возникает неуверенность в своих силах или же он не может сделать выбор образовательной области для дальнейшего обучения.
Анализ психолого-педагогической литературы и результатов констатирующего эксперимента позволил нам выделить группы условий, реализация которых будет способствовать повышению эффективности обучения по индивидуальным образовательным траекториям. К группе психологических условий были отнесены такие условия, как соответствие процесса обучения интересам и потребностям школьников; психологическая готовность учащихся и учителей к реализации индивидуальных образовательных траекторий; учет психологических и возрастных особенностей учащихся и др. В группу педагогических условий входят специально организованное педагогическое сопровождение; систематическое отслеживание успешности прохождения учащимися обучения по индивидуальным образовательным траекториям; обучение в небольших по количеству учащихся учебных классах или группах и др. Организационно-методические условия предполагают готовность руководителей школ - административно¬управленческого аппарата к осуществлению обучения по индивидуальным образовательным траекториям; методическое обеспечение учебного процесса;
доступность информации по проектированию индивидуальных
образовательных траекторий для учащихся и их родителей и др.
Учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, а также необходимость реализации индивидуального подхода к каждому из них усложняют работу по проектированию и реализации образовательных траекторий старших школьников. Для формирования конкретного представления о рассматриваемом процессе мы определили его существенные компоненты и их связи, которые легли в основу модели процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий старших школьников по английскому языку (см.: Приложение 3). Модель включает четыре блока: целевой, методологический, проектировочный и оценочно-результативный. В последний блок вошли критерии (ценностно-мотивационный, эмоциональный, когнитивный и рефлексивный), их показатели и уровни (высокий, средний, низкий) процесса реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся, необходимые для определения его эффективности.
Данная модель была апробирована на базе МБОУ «Гимназия №4» г. Елабуги РТ. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся по английскому языку была проведена с участием четырех десятиклассников. Длительность эксперимента составила 5 недель. По результатам первого среза трое (75%) учащихся продемонстрировали средний и один учащийся (25%) - низкий уровни эффективности процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий по английскому языку. По результатам второго среза (итоговой беседы) наблюдается повышение эффективности реализации индивидуальных образовательных траекторий. Учащиеся с высоким уровнем эффективности составили 50%, со средним - 25% и низким - также 25%. Таким образом, процесс проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий по английскому языку показал положительную динамику у 50% школьников. У двух старшеклассников заметно возросла мотивация к учебной деятельности и стремление к достижению поставленных целей. Они проявляли активность во время индивидуальных консультаций и бесед, сознательно и ответственно относились ко всем заданиям. Кроме того, у них повысился интерес к изучению английского языка, и активность на уроках. Положительные результаты проведенной опытно-экспериментальной работы по апробации модели процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий в ходе обучения старшеклассников английскому языку являются основанием для того, чтобы считать её эффективной, а гипотезу исследования подтвержденной.
Сущность понятия «индивидуальная образовательная траектория» рассмотрена во многих педагогических исследованиях, однако в качестве основного понятия нами было выбрано определение, предложенное А.В. Хуторским. По его мнению, индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь развития личностного потенциала ученика в образовании. Дальнейшее изучение темы невозможно без раскрытия сущности таких смежных понятий, как «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальный учебный план» и «индивидуальная образовательная программа». Изучение и анализ этих понятий позволило прийти к выводу о том, что они взаимосвязаны. Индивидуальная образовательная траектория это реализованный или находящийся в процессе реализации индивидуальный образовательный маршрут, который проектируется в двух направлениях - через индивидуальный учебный план и индивидуальную образовательную программу. Первый способ предполагает дифференциацию обучения, второй - его индивидуализацию.
В рамках исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, направленный на установление фактического состояния изучаемого явления. В результате было выявлено, что учащиеся удовлетворены учебным процессом и своими образовательными результатами. Было отмечено, что в лицее осуществляется специально организованное психолого¬педагогическое сопровождение старшеклассников. Психолого-педагогическое сопровождение должно проводиться в трех направлениях: диагностическом, просветительском и консультативном. Первое направление предполагает диагностику склонностей учащихся и их образовательных предпочтений, второе - проведение тренингов и профориентационного анкетирования, третье - оказание учащимся помощи и их консультирование. Педагогическая поддержка может оказываться как по запросу ученика, так и в том случае, когда педагог видит, что у учащегося возникают некоторые трудности в проектировании и реализации обучения по индивидуальной образовательной траектории, у него возникает неуверенность в своих силах или же он не может сделать выбор образовательной области для дальнейшего обучения.
Анализ психолого-педагогической литературы и результатов констатирующего эксперимента позволил нам выделить группы условий, реализация которых будет способствовать повышению эффективности обучения по индивидуальным образовательным траекториям. К группе психологических условий были отнесены такие условия, как соответствие процесса обучения интересам и потребностям школьников; психологическая готовность учащихся и учителей к реализации индивидуальных образовательных траекторий; учет психологических и возрастных особенностей учащихся и др. В группу педагогических условий входят специально организованное педагогическое сопровождение; систематическое отслеживание успешности прохождения учащимися обучения по индивидуальным образовательным траекториям; обучение в небольших по количеству учащихся учебных классах или группах и др. Организационно-методические условия предполагают готовность руководителей школ - административно¬управленческого аппарата к осуществлению обучения по индивидуальным образовательным траекториям; методическое обеспечение учебного процесса;
доступность информации по проектированию индивидуальных
образовательных траекторий для учащихся и их родителей и др.
Учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, а также необходимость реализации индивидуального подхода к каждому из них усложняют работу по проектированию и реализации образовательных траекторий старших школьников. Для формирования конкретного представления о рассматриваемом процессе мы определили его существенные компоненты и их связи, которые легли в основу модели процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий старших школьников по английскому языку (см.: Приложение 3). Модель включает четыре блока: целевой, методологический, проектировочный и оценочно-результативный. В последний блок вошли критерии (ценностно-мотивационный, эмоциональный, когнитивный и рефлексивный), их показатели и уровни (высокий, средний, низкий) процесса реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся, необходимые для определения его эффективности.
Данная модель была апробирована на базе МБОУ «Гимназия №4» г. Елабуги РТ. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся по английскому языку была проведена с участием четырех десятиклассников. Длительность эксперимента составила 5 недель. По результатам первого среза трое (75%) учащихся продемонстрировали средний и один учащийся (25%) - низкий уровни эффективности процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий по английскому языку. По результатам второго среза (итоговой беседы) наблюдается повышение эффективности реализации индивидуальных образовательных траекторий. Учащиеся с высоким уровнем эффективности составили 50%, со средним - 25% и низким - также 25%. Таким образом, процесс проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий по английскому языку показал положительную динамику у 50% школьников. У двух старшеклассников заметно возросла мотивация к учебной деятельности и стремление к достижению поставленных целей. Они проявляли активность во время индивидуальных консультаций и бесед, сознательно и ответственно относились ко всем заданиям. Кроме того, у них повысился интерес к изучению английского языка, и активность на уроках. Положительные результаты проведенной опытно-экспериментальной работы по апробации модели процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий в ходе обучения старшеклассников английскому языку являются основанием для того, чтобы считать её эффективной, а гипотезу исследования подтвержденной.
Подобные работы
- ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ЛИЧНОСТНО-
ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ
ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ НА СТАРШЕМ
ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Проектная деятельность на уроках английского языка как средство развития метапредметных умений учащихся 9-х классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА
БАЗЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ
ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Индивидуализация и дифференциация математической подготовки учащихся 7 классов кадетских корпусов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - Реализация ориентаций учащейся молодежи на гуманитарное образование в современных условиях
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФИЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. КАЗАНИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019



