Введение 3
Глава I. Теоретические основы процесса проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся и психолого-педагогическое обеспечение процесса их реализации 10
1.1. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий
учащихся старших классов как актуальная психолого-педагогическая проблема 10
1.2. Сущность индивидуальной образовательной траектории и её
модели 13
1.3. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий
старшеклассников и особенности их реализации 20
1.4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе проектирования и реализации обучения по индивидуальным образовательным
траекториям 31
Выводы по главе I 36
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности модели процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий в процессе обучения учащихся старших классов английскому языку 39
2.1. Методика проведения констатирующего эксперимента и анализ его
результатов 39
2.2. Психолого-педагогические и организационно-методические
условия эффективной реализации учащимися старших классов индивидуальных образовательных траекторий 44
2.3. Моделирование процесса проектирования и реализации
индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников в процессе обучения их английскому языку 50
2.4. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий
учащихся старших классов и анализ её результат 58
Выводы по главе II 70
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Приложения 83
На современном этапе развития общества происходит реформирование системы российского образования. Динамика развития социальной и экономической жизни, а также постоянно растущие требования к специалистам, обуславливают изменения в системе и содержании образования и его направленности на формирование высокообразованного и компетентного выпускника.
В современных условиях система российского образования нуждается в совершенствовании профильного обучения в старших классах общеобразовательных школ, а также в обеспечении направленности обучения на развитие личности и способностей ученика и активизации его познавательной деятельности. Наиболее эффективным способом организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях является индивидуализация обучения, проявляющаяся в построении индивидуальных образовательных траекторий. Несмотря на то, что идея о необходимости реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся школ была высказана и теоретически обоснована ещё несколько лет назад, процесс их практического внедрения только начался и активно поддерживается новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
В настоящее время перед школами стоит задача воспитать готового к саморазвитию учащегося, способного самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, а также выбирать и строить индивидуальную траекторию образования. Наличие требований к учителям и самим учащимся в процессе проектирования траекторий образования конкретизирует цель, но не делает процесс их реализации легким. Наибольший вклад в решение этой проблемы внес А.В. Хуторской. Им было выделено два способа осуществления обучения по индивидуальной образовательной траектории. Первый способ предполагает дифференциацию обучения, второй - его индивидуализацию. Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса с учетом индивидуальных различий учащихся и уровней их развития. Основополагающим принципом реализации индивидуализированного обучения является осуществление индивидуального подхода в обучении [39, с. 201]. Учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, а также необходимость реализации индивидуального подхода к каждому из них усложняют работу по проектированию и реализации образовательных траекторий старших школьников. Перед педагогами и учеными встает вопрос: как обучать каждого учащегося по его собственной образовательной траектории в условиях общеобразовательного учреждения?
Изучение данной темы способствовало выявлению противоречия между: систематическим декларированием необходимости реализации
индивидуального подхода в процессе обучения и недостаточной конкретизацией способов его осуществления.
Проблема исследования: какова модель процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий старших школьников в процессе обучения английскому языку?
Актуальность данной проблемы обуславливает выбор темы исследования: «Проектирование индивидуальных образовательных
траекторий старших школьников и их реализация в процессе обучения английскому языку».
Объект исследования: профилизация и индивидуализация процесса обучения в старших классах общеобразовательных школ.
Предмет исследования: процесс проектирования и реализации
индивидуальных образовательных траекторий учащихся старших классов.
Цель исследования: разработать и теоретические обосновать модель процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий старших школьников в процессе обучения английскому языку и апробировать ее в учебно-воспитательном процессе.
Гипотеза исследования: эффективность процесса обучения учащихся старших классов по индивидуальным образовательным траекториям по английскому языку повысится, если:
- субъекты учебно-воспитательного процесса будут осознавать значимость обучения по индивидуальным образовательным траекториям для развития учащихся;
- учитывать опыт работы учителей по психолого-педагогическому сопровождению учащихся в процессе прохождения ими обучения по индивидуальным образовательным траекториям;
- объективно оценивать возможности, способности, образовательные интересы и перспективы развития учащихся в процессе проектирования их индивидуальных образовательных траекторий по английскому языку;
- выявить и реализовать психолого-педагогические и организационно-методические условия, способствующие повышению эффективности реализации индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников;
- систематически отслеживать успешность прохождения учащимися обучения по индивидуальным образовательным траекториям по английскому языку с целью их коррекции.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования, были определены следующие задачи исследования:
1) обосновать актуальность проблемы проектирования индивидуальной образовательной траектории;
2) изучить сущность понятия “индивидуальная образовательная траектория” и таких смежных понятий, как “индивидуальный учебый план”, “индивидуальная образовательная программа” и “индивидуальный образовательный маршрут”;
3) выявить особенности реализации индивидуальных образовательных траекторий старших школьников;
4) изучить опыт работы учителей по психолого-педагогическому сопровождению учащихся в процессе реализации их индивидуальных образовательных траекторий;
5) выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические и
организационно-методические условия эффективной реализации
индивидуальных образовательных траекторий учащихся старших классов;
6) разработать, теоретически обосновать и апробировать модель процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся в процессе обучения их английскому языку.
7) разработать программу опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности выявленных условий и разработанной модели процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся;
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных ученых и педагогов (В.И. Андреев, Н.М. Горленко, А.С. Гормин, М.Н. Горфина, Н.П. Гуринова, Ю.З. Кушнер, В.Б. Лебединцев, Л.Н. Паукова, И.П. Подласый, Г.К. Селевко, Л.Д. Старикова, А.В. Хуторской и др.), а также материалы периодической печати, справочные сборники.
В работе применялись следующие методы научно-педагогического исследования:
- методы теоретического исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников ;
- методы эмпирического исследования: изучение и обобщение опыта работы учителей по психолого-педагогическому сопровождению старшеклассников в процессе реализации их индивидуальных образовательных траекторий; анкетирование учащихся и учителей, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).
База исследования: МБОУ «Лицей-интернат инновационных
технологий № 36» г. Набережные Челны РТ, МБОУ «Гимназия №4» г. Елабуги РТ.
Новизна исследования заключается в том, что в работе:
- выявлены психолого-педагогические и организационно-методические условия эффективной реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся старших классов;
- разработана модель процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий старших школьников в процессе их обучения английскому языку.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем определена и охарактеризованна сущность процесса психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе реализации их индивидуальных образовательных траекторий.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов учителями и руководителями школы в процессе внедрения и осуществления обучения старших школьников по индивидуальным образовательным траекториям по английскому языку.
Данное исследование проводилось в четыре этапа:
На первом этапе (сентябрь-март 2015-2016 гг.) был выполнен поиск и анализ психолого-педагогической литературы, направленный на изучение проблемы проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся старших классов; разработана программа исследования; составлены анкеты для учителей и учащихся старших классов, направленные на установление фактического состояния изучаемого явления.
На втором этапе (апрель-май 2016 г.) было проведено анкетирование (констатирующий эксперимент) учителей и учащихся старших классов; осуществлен анализ, систематизация и обобщение его результатов.
На третьем этапе (сентябрь-март 2017-2018 гг.) был осуществлен поиск и анализ психолого-педагогической литературы, посвященной процессу проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся по английскому языку; разработана программа опытно¬экспериментальной работы по проектированию и реализации индивидуальных образовательных траекторий школьников в процессе их обучения английскому языку; разработана модель процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся по английскому языку; проведен формирующий эксперимент и анализ его результатов.
На четвертом этапе (апрель-май 2018 г.) был проведен анализ,
систематизация и обобщение результатов исследования; сформулированы основные выводы; оформлен текст выпускной квалификационной работы; осуществлено апробирование полученных результатов в процессе участия автора в студенческих научно-образовательных конференциях.
Апробация основных результатов исследования осуществлялась путем участия его автора в работе:
1. Итоговой научно-образовательной конференции студентов ЕИ КФУ (апрель 2015 г., г. Елабуга).
2. Всероссийской заочной научно-практической студенческой конференции «Наука и молодежь» (октябрь 2016 г., г. Елабуга).
3. Итоговой научно-образовательной конференции студентов ЕИ КФУ (апрель 2018 г., г. Елабуга).
4. XXV Международной научной конференции студентов, аспирантов и
молодых ученых «Ломоносов», прошедшей в рамках Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2018» (апрель 2018 г., г.
Москва).
Основные результаты исследования нашли свое отражение в следующих публикациях:
1. Фархутдинова С.С. Индивидуальная образовательная траектория учащихся старших классов и специфика ее проектирования // Материалы Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального ун-та 2015 года: сборник статей. - Казань: Изд. Казан. ун-т, 2015. - Т.7. - С. 277-279;
2. Фархутдинова С.С. Обучение учащихся старших классов по индивидуальным образовательным траекториям как актуальная психолого-педагогическая проблема // Материалы заочной Всероссийской научно-практической студенческой конференции «Наука и молодежь». - Елабуга: Изд- во Елабужский институт К(П)ФУ, 2016. - С. 432-436.
3. Фархутдинова С.С. Проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий старших школьников // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2018» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Динамичное развитие современного общества и социальный заказ на подготовку специалистов, способных гибко реагировать на новые веяния времени, создавать и внедрять инновации, способствуют изменению системы и содержания образования, а также переходу от парадигмы «обучение на всю жизнь» к «обучению в течение всей жизни». Это обусловлено тем, что оставаться востребованным в постоянно меняющемся мире специалист сможет только при условии постоянного самообразования и саморазвития [51, с. 2]. При этом особую значимость и ценность для учащихся приобретает умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Необходимость формирования у учащихся этого умения нашло свое отражение в основных нормативных документах, в частности ФГОС среднего общего образования.
Сущность понятия «индивидуальная образовательная траектория» рассмотрена во многих педагогических исследованиях, однако в качестве основного понятия нами было выбрано определение, предложенное А.В. Хуторским. По его мнению, индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь развития личностного потенциала ученика в образовании. Дальнейшее изучение темы невозможно без раскрытия сущности таких смежных понятий, как «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальный учебный план» и «индивидуальная образовательная программа». Изучение и анализ этих понятий позволило прийти к выводу о том, что они взаимосвязаны. Индивидуальная образовательная траектория это реализованный или находящийся в процессе реализации индивидуальный образовательный маршрут, который проектируется в двух направлениях - через индивидуальный учебный план и индивидуальную образовательную программу. Первый способ предполагает дифференциацию обучения, второй - его индивидуализацию.
В рамках исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, направленный на установление фактического состояния изучаемого явления. В результате было выявлено, что учащиеся удовлетворены учебным процессом и своими образовательными результатами. Было отмечено, что в лицее осуществляется специально организованное психолого¬педагогическое сопровождение старшеклассников. Психолого-педагогическое сопровождение должно проводиться в трех направлениях: диагностическом, просветительском и консультативном. Первое направление предполагает диагностику склонностей учащихся и их образовательных предпочтений, второе - проведение тренингов и профориентационного анкетирования, третье - оказание учащимся помощи и их консультирование. Педагогическая поддержка может оказываться как по запросу ученика, так и в том случае, когда педагог видит, что у учащегося возникают некоторые трудности в проектировании и реализации обучения по индивидуальной образовательной траектории, у него возникает неуверенность в своих силах или же он не может сделать выбор образовательной области для дальнейшего обучения.
Анализ психолого-педагогической литературы и результатов констатирующего эксперимента позволил нам выделить группы условий, реализация которых будет способствовать повышению эффективности обучения по индивидуальным образовательным траекториям. К группе психологических условий были отнесены такие условия, как соответствие процесса обучения интересам и потребностям школьников; психологическая готовность учащихся и учителей к реализации индивидуальных образовательных траекторий; учет психологических и возрастных особенностей учащихся и др. В группу педагогических условий входят специально организованное педагогическое сопровождение; систематическое отслеживание успешности прохождения учащимися обучения по индивидуальным образовательным траекториям; обучение в небольших по количеству учащихся учебных классах или группах и др. Организационно-методические условия предполагают готовность руководителей школ - административно¬управленческого аппарата к осуществлению обучения по индивидуальным образовательным траекториям; методическое обеспечение учебного процесса;
доступность информации по проектированию индивидуальных
образовательных траекторий для учащихся и их родителей и др.
Учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, а также необходимость реализации индивидуального подхода к каждому из них усложняют работу по проектированию и реализации образовательных траекторий старших школьников. Для формирования конкретного представления о рассматриваемом процессе мы определили его существенные компоненты и их связи, которые легли в основу модели процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий старших школьников по английскому языку (см.: Приложение 3). Модель включает четыре блока: целевой, методологический, проектировочный и оценочно-результативный. В последний блок вошли критерии (ценностно-мотивационный, эмоциональный, когнитивный и рефлексивный), их показатели и уровни (высокий, средний, низкий) процесса реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся, необходимые для определения его эффективности.
Данная модель была апробирована на базе МБОУ «Гимназия №4» г. Елабуги РТ. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся по английскому языку была проведена с участием четырех десятиклассников. Длительность эксперимента составила 5 недель. По результатам первого среза трое (75%) учащихся продемонстрировали средний и один учащийся (25%) - низкий уровни эффективности процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий по английскому языку. По результатам второго среза (итоговой беседы) наблюдается повышение эффективности реализации индивидуальных образовательных траекторий. Учащиеся с высоким уровнем эффективности составили 50%, со средним - 25% и низким - также 25%. Таким образом, процесс проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий по английскому языку показал положительную динамику у 50% школьников. У двух старшеклассников заметно возросла мотивация к учебной деятельности и стремление к достижению поставленных целей. Они проявляли активность во время индивидуальных консультаций и бесед, сознательно и ответственно относились ко всем заданиям. Кроме того, у них повысился интерес к изучению английского языка, и активность на уроках. Положительные результаты проведенной опытно-экспериментальной работы по апробации модели процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий в ходе обучения старшеклассников английскому языку являются основанием для того, чтобы считать её эффективной, а гипотезу исследования подтвержденной.
1. Английский язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева и др. - 5-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. - 248 с.
2. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дис. ...доктор педагог. наук. - Тюмень: Институт гуманитарных исследований Тюменского государственного университета, 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe- soprovozhdenie-starsheklassnikov-v-protsesse-razrabotki-i-realizatsii-indivi (дата обращения: 05.05.2016).
3. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий // Ученые записки. - 2008. - №1-2. - С. 74-78.
4. Алексаншина И.Ю., Кривых С.В. Индивидуальный учебный план как максимальная степень профилизации обучения // Образование в современной школе. - 2009. - №10. - С. 9-14.
5. Андросова Ю.В. Психологические условия формирования двуязычия
у детей дошкольного возраста // Народное образование. - 2013. - № 1.
[Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie- usloviya-formirovaniya-dvuyazychiya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата
обращения: 06.05.2016).
6. Бессолицына Р., Ходырев А. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор организация обучения // Директор школы. - 2009. - № 4. - С. 58-63.
7. Бондарчук Т.В., Абдуллин А.Г. Проектирование индивидуальных
образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-individualnyh-
obrazovatelnyh-programm-dlya-uchaschihsya-obscheobrazovatelnyh-shkol (дата
обращения: 01.05.2016).
8. Бреев С.И. Педагогический эксперимент // Интеграция образования. - 1999. - № 1. - С. 39-41.
9. Вдовина С.А., Кунгурова И.М. Сущность и направления реализации
индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал Науковедение. - 2013. - № 6. [Электронный ресурс]. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-napravleniya-realizatsii-individualnoy- obrazovatelnoy-traektorii (дата обращения: 01.05.2018).
10. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия
«Организационно-педагогические условия» // Народное образование. - 2014. - № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/nZanaliz-
soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата
обращения: 06.05.2016).
11. Голицынский Ю.Б. Грамматика: сборник упражнений. - 7-е изд. - СПб.: КАРО, 2003. - 544 с.
12. Гормин А.С. Модели индивидуальных траекторий обучения // Директор школы. - 2007. - № 1. - С. 69-74.
13. Горфина М.Н. Индивидуализация обучения старшеклассников в профильной школе // Учитель. - 2006. - № 6. - С. 57-59.
14. Гуринова Н.П. Алгоритм построения личностной траектории обучения // Образование в современной школе. - 2006. - № 4. - С. 32-38.
15. Давлетбаева Р.Г. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Вестник Башкирского университета. - 2009. - № 4. - С. 1562-1565.
16. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - 2-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 2001. - Т. 2: П-Я. - 1088 с.
17. Загвязинский В.И., Атахаров Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с.
18. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психолого-педагогические проблемы образования // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 3. - С. 74-82.
19. Землянская Е.Н. Моделирование как метод педагогического исследования // Преподаватель XXI век. - 2013. - №3 [Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/modelirovanie-kak-metod-pedagogicheskogo- issledovaniya-1 (дата обращения: 24.03.2018).
20. Ибрагимов Г.И. Эксперимент в педагогических исследованиях: проблемы и перспективы // Казанский педагогический журнал. - 2004. - № 1. - С. 3-11.
21. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко // Школьные технологии. - 2009. - № 1. - С. 116-122.
22. Клещева И.В. Организация опытно-экспериментальной работы школы по формированию учебно-исследовательской деятельности учащихся // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2015. - № 2. - С. 114-121.
23. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от «29» декабря 2014 г. № 2765-р). [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/5930/файл/.../FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf (дата обращения: 27.09.2018).
24. Корнилова В.Ф. Индивидуализация обучения иностранному языку /Z Иностранные языки в школе. - 2013. - № 8. - С. 93-99.
25. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. - Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. - 165 с.
26. Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ. - Волгоград: Учитель, 2015. - 170 с.
27. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.
28. Лазарев В.С. К проблеме обеспечения валидности педагогического эксперимента // Школа молодого ученого. - 2016. - № 6. - С. 107-117.
29. Лазарев В.С. Опытно-экспериментальная работа в образовательном
учреждении. Практическое пособие для руководителей. - М.: Центр
педагогического образования, 2008. - 48 с.
30. Маскаева А.М. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся // Инициативы XXI века. - 2010. - № 3. - С. 23-24.
31. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Кузьминой. - Л.: Ленинград. гос. ун-т, 1980. - 172 с.
32. Мультипрофильное обучение по индивидуальным учебным планам на
старшей ступени общего образования: Методические рекомендации / Н.Д. Кляшторная, Л.Г Рыбалко, В.Б. Гаргай. — Новосибирск: Изд-во
НИПКиПРО, 2009. — 29 с.
33. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. - 2-е изд., доп. - М.: Изд-во Ассоциация «Профессиональное образование», 1998. - 133 с.
34. Носова Е.П. Индивидуальная образовательная траектория: сущность и механизмы проявления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 91. - С. 138-144.
35. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение
мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку / К.Журавлева, Е.Зубарев, И.Нистратова // Директор школы. - 2008. - № 3. - С. 53-58.
36. Панарина Д.В. Педагогический эксперимент в образовании // Сборник трудов международной научно-практической конференции «Проблемы формирования единого пространства социально-экономического развития стран СНГ». - Тюмень: Изд-во Тюменский индустриальный университет, 2013.
- С. 208-214.
37. Паукова Л.Н., Курганский С.М. Организация опытно-экспериментальной работы в образовательной учреждении: научно¬
методическое пособие. - Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2009. - 152 с.
38. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова [и др.]; под ред.
B. И. Загвязинского, А.Ф Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
39. Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.И. Каирова, Ф.Н. Петрова.
- М.: Современная энциклопедия, 1964. - 543 с.
40. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
41. Пономаренко Е.В. К вопросу о моделировании воспитательных и педагогических систем // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 8. -
C. 191-198.
42. Профессиональный стандарт. Педагог. - М.: УЦ Перспектива, 2014. - 24 с.
43. Рамазанова В.Н. Организационно-педагогические условия реализации
индивидуальных образовательных программ в системе профильного обучения старшеклассников // Интеграция образования. - 2010. - № 1. - С. 49-54 [Электронный ресурс]. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/organizatsionno-
pedagogicheskie-usloviya-realizatsii-individualnyh-obrazovatelnyh-programm-v- sisteme-profilnogo-obucheniya (дата обращения: 03.05.2016).
44. Саранов А.М. Иновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: Монография. - Волгоград: Перемена, 2000. - 259 с.
45. Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки: Учебное пособие. - 2-е изд., доп. - М.: АПКиППРО, 2009. - 130 с.
46. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). - М.: Педагогика, 1986. - 152 с.
47. Скрипова Н.Е., Ивлева Л.Р. Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС НОО // Новой школе - Новые стандарты. - 2011. - № 3. - С. 60-64.
48. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.
49. Старикова Л.Д., Стариков С.А. Методология педагогического исследования: учебник для академического бакалавриата. - 2е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 348 с.
50. Стерлягова Е.В. Обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам // Педагогика. - 2014. - № 2. - С. 40-45.
51. Сысоев П.В. Индивидуальная траектория обучения: Что это такое? // В сборнике: Актуальные проблемы лингводидактики и лингвистики: сущность, концепции, перспективы // Материалы V Международной научно-практической конференции. - Волгоград: Изд-во Парадигма, 2013. - С. 152-165.
52. Табунова Т.А. Использование индивидуальных учебных планов, индивидуальных образовательных программ в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 10. - С. 21-26.
53. Фастова Е.И., Иванова О.Л. Инновационные педагогические
технологии. Кейс успешного педагога: индивидуальный образовательный маршрут; личностно-развивающие технологии и методики; проектирование вариативного образовательного пространства; диагностический
инструментарий на электронном носителе. - Волгоград: Учитель. - 79 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897). [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/543 (дата обращения:
14.03.2018).
55. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от «17» мая 2012 г. № 413). [Электронный ресурс]. URL: http://xn-- 80abucj iibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83 %D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1%8 2%D 1 %8B/2365/%D0%BF%D0%B5%D 1 %87%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C (дата обращения: 21.04.2018).
56. Ческидова А.А. Модель проектирования индивидуальной
образовательной программы по информатике // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2. [Электронный ресурс]. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/model-proektirovaniya-individualnoy-obrazovatelnoy- programmy-po-informatike (дата обращения: 01.05.2016).
57. Хубиева Ф.М. Индивидуализация обучения как психолого-педагогическая проблема // Вестник Костромского государственного
университета им. Н.А. Некрасова. - 2009. - № 4. [Электронный ресурс]. URL: http: //cyberleninka.ru/article/n/individualizatsiya-obucheniya-kak- psihologopedagogicheskaya-problema (дата обращения 15.02.2018).
58. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.
59. Шиян Н.И. Открытая образовательная среда как средство формирования индивидуальной образовательной траектории школьника // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 4. - С. 279-281.
60. Штофф В.А. Моделирование и философия. - М.: Издательство
«Наука», 1966. - 303 с.