1. Теоретические основы исследования институционально - финансовых аспектов развития малого бизнеса в России
1.1. Экономическая сущность малого предпринимательства и его роль в экономике страны 9
1.2. Институциональная среда малого предпринимательства: структура, способы измерения и ее влияние на развитие малого предпринимательства 19
1.3. Финансовая среда малого предпринимательства: ее функции и
роль 32
2. Анализ развития институционально-финансовой среды малого предпринимательства в регионах России
2.1. Оценка институционально-финансовой среды для регионов РФ 39
2.2. Характеристика развития и государственной поддержки малого
предпринимательства в регионах Российской Федерации (в том числе в Республике Татарстан) 48
2.3. Выявление основных проблем развития малого
предпринимательства в регионе 63
3. Совершенствование институционально-финансовой среды малого предпринимательства в регионах России (на примере Республики Татарстан)
3.1. Возможности развития малого предпринимательства в РТ 71
3.2. Направления развития институциональной среды в регионе 78
3.3. Механизмы повышения финансовой среды малого предпринимательства в Республике Татарстан 87
Заключение 97
Малое предпринимательство - это достаточно самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, закономерностями развития, преимуществами и недостатками,. Функционирование на локальном рынке, моментальное реагирование на происходящее на данном рынке, непосредственная связь с потребителем, узкая направленность на конкретном сегменте рынка труда и услуг, возможность открыть собственное дело с минимальным стартовым капиталом - все это является характеристиками малого предпринимательства, его основными достоинствами, которые способствуют становлению на внутреннем рынке.
Важнейшим фактором, одной из главных составляющих формирования и развития рыночной экономики является малое предпринимательство. Методологическое и методическое обеспечение развития малого предпринимательства является серьезной задачей, реализация которой позволит России встать на путь устойчивого экономического прогресса и войти в мировую экономику в качестве равного субъекта международных отношений.
Малое предпринимательство представляет собой важнейший стратегический ресурс, который способен обеспечить экономический рост. Недооценка роли малого предпринимательства в укреплении рыночных отношений в России, в обеспечении инновационного экономического роста приобретает характер крупномасштабного стратегического просчета.
Малое предпринимательство - ведущая сфера приложения труда во всех экономически развитых странах. Именно средний и малый бизнес дает существенную долю ВВП и обеспечивает стабильность экономики и гражданского общества. Малые предприятия занимают свою нишу на рынке, удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в
специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, слабое развитие производственного, инновационного бизнеса, практически неизменное число малых предприятий и численности работающих на них за последние десять лет не соответствуют реальным потребностям российской экономики. Тенденции последних лет, связанные с усилением монополизации российской экономики со стороны концернов, контролируемых государством, отсутствие реальной диверсификации экономики, высокая степень зависимости от добычи и экспорта сырья, коррупция чиновников, в значительной степени ослабляют позиции малого бизнеса. Отсутствие действенного механизма поддержки малого бизнеса в условиях кризиса, учет сиюминутных и среднесрочных перспектив. Все это делает вопрос исследования институциональной среды малого предпринимательства особенно актуальным.
Степень разработанности проблемы. Фундаментальные характеристики предпринимательства, его ключевые аспекты нашли своё отражение в работах Р. Кантильона, Ж.Б. Сэя, И. Тюнена, Г. Мангольдта, К. Маркса, И. Шумпетера и др.
С началом рыночных преобразований в России активность исследования проблем малого предпринимательства резко возросла. Серьезный теоретический вклад в исследование проблем малого предпринимательства внесли А. Блинов, А. Бусыгин, Е. Бухвальд, А. Виленский, В. Радаев, А. Чепуренко, И. Савченко, М. Лапуста, Л. Колесникова, В. Рубе, В. Фадеев и др.
Тем не менее, несмотря на широкий круг публикаций по проблемам малого бизнеса, нет исследований, которые с общих институциональных позиций анализируют состояние отечественного малого бизнеса, причины его неадекватности задачам стратегии и тактики социально-экономического развития России. Исключение представляют работы А. Виленского, В. Рубе, А. Аузана.
Объектом исследования является малое предпринимательство как особый сектор экономики.
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе развития институционально-финансовой среды российского малого бизнеса.
Целью диссертационного исследования является выявление особенностей институционально-финансовой среды малого бизнеса в России и способов преодоления дисфункций институционально-финансовой среды.
В соответствии с намеченной целью в диссертации были поставлены следующие задачи:
1) выявить теоретические основы содержания малого бизнеса как социально-экономического института;
2) провести анализ эволюции сектора российского малого предпринимательства в процессе институциональных преобразований;
3) выявить и проанализировать проблемы институционального обеспечения эффективной деятельности малого бизнеса с целью определения перспектив дальнейшего развития;
4) рассмотреть институциональные особенности и противоречия развития российского малого бизнеса;
5) проанализировать институциональное воздействие государства на сектор малого бизнеса на примере РТ;
6) на основе выявленных дисфункций институциональной среды малого бизнеса разработать научно-практические и методические рекомендации по преодолению дисфункций.
Научная новизна исследования. На основе выявленных особенностей российской институциональной среды, определены способы преодоления дисфункций институционально-финансовой с'реды малого бизнеса.
Элементы научной новизны диссертационного исследования:
1. На основе имеющихся определений уточнено понятие институциональной среды малого предпринимательства как совокупности возникающих и действующих в конкретныхисторических услови ях формальных и неформальных институтов, выражающихся в виде взаимодействующих нормативно-правовых актов, инфраструктуры, сетевого взаимодействия и отношения к предпринимателям.
2. Выявлены и проанализированы стимулирующие и сдерживающие факт оры трансформации институциоальной среды малого предпринимательства.
3. Рассчитана рейтинговая оценка субъектов Приволжского федерального округа на основе предположения влияния уровня государственной поддержки на качество институциональной среды региона.
4. Выявлена прямая взаимосвязь между динамикой предприятий малого бизнеса валовым региоальным продуктом.
5. Предложены рекомендации по совершенствованию государственного
регулирования институционально-финансовой среды малого
предпринимательства РФ.
В процессе работы использовались приемы группировки и обобщения, общенаучные методы познания, включающие методы абстрагирования, системного и статистического анализа, а также универсальный принцип единства исторического и логического.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам малого бизнеса. В работе рассмотрены и проанализированы законодательные и нормативные акты, постановления Правительства РФ, регулирующие деятельность малых предприятий. В процессе исследования использовались методы системного анализа, единства исторического и логического, анализа и синтеза, экспертных оценок, экономической статистики и др.
Информационно-эмпирическую основу работы составили данные Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Республики Татарстан, материалы периодической печати, научных и научно-практических конференций, результаты опросов предпринимателей, а также данные информационной сети Интернет.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные положения, сформулированные в диссертации, развивают теоретические основы исследования актуальных проблем развития малого предпринимательства. Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в работе выводы могут быть использованы государственными органами при разработке региональных программ развития малого предпринимательства. Также практическую значимость имеет участие автора и научно-практических конференциях и публикация результатов в рецензируемых изданиях.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Институциональная среда малого бизнеса является частью институциональной среды российской экономики. Несовершенство институциональной среды России, несмотря на международное признание России в качестве страны с рыночной экономикой, проявляется в неразвитости базовых институтов рынка, отсутствии работоспособных институтов гражданского общества.
По резльтатам анализа нормативно-правовой базы можно сделать вывод, что в настоящее время существует значительный пласт законодательных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства в России. Данные проблемы обусловлены во многом отсутствием зависимости между стратегическими документами в сфере развития малого предпринимательства и принимаемым законодательным актами, затрагивающими сферу малого бизнеса.
Таким образом, из сказанного следует, что Республика Татарстан должна активизировать работу в направлении роста количества малых предприятий, в связи с этим необходим поиск новых способов улучшения работы институтов малого предпринимательства.
Несмотря на сложившуюся в российской практике совокупность финансовых инструментов, анализ развития малого предпринимательства свидетельствует об отсутствии эффективной институциональной среды, ее незаинтересованности в активизации деятельности данного сегмента. Здесь необходимо отметить, что основным направлением в бюджетной политике в части государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2015-2020 гг. становится обеспечение доступа к финансовым ресурсам малым и средним компаниям, которые в настоящее время являются лидерами модернизации экономики.
По результатам подсчета во 2 главе интегрированной оценки качества институциональной среды с точки зрения окупаемости вложенных средств, РТ оказалась на первом месте. Если рассматривать влияние показателей на интегрированный рейтинг, то заметно, что по многим показателям РТ находится в лидерах, но не всегда на первом месте. Занять первой месте в нашем рейтинге РТ позволили большие объемы именно государственной поддержки и региональные субсидии, а также реализация мероприятий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках Республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014 - 2016 годы. На наш взгляд, это свидетельство доверия к действующим институтам.
Исходя из вышесказанного, на наш взгляд подтверждается факт взаимосвязи институциональной и финансовой среды малого предпринимательства через объемы государственных субсидий, количество малых предприятий в регионе и их оборот.
Сравнительный анализ показателей развития малого предпринимательства в Республике Татарстан, в Поволжском федеральном округе в целом по Российской Федерации приводит к выводу о том, что эффективность институциональной среды в регионе в значительной степени определяется эффективностью формальных институтов федерального уровня.
Существует ряд программ, доступных малому бизнесу,таких как Лизинг- грант, Социальный бизнес, Инновации и технологическая модернизация, Субсидии для субъектов МСП-экспортеров РТ, Гарантийный фонд, «Фабрика предпринимательства», и другие, имеющих направленность на стимуляцию развития отдельных промышленных отраслей и импортозамещения. Однако такое разнообразие не оказывает большого влияния на сегмент МСП. Одной из причин является недостаточная информированность бизнесменов о таких мерах поддержки.
В исследование нами были выделены ряд проблем выделить, которые возникли на пути развития малого предпринимательства в основном «по вине» государственной экономической политики:
- ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства;
- ориентация экономической политики на обеспечение интересов крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация;
- чрезмерная жесткость фискальной и денежно-кредитной политики, приводящая к обострению проблем воспроизводства (недостаточность ресурсов для текущей деятельности и развития);
- усиление региональной дифференциации;
- неурегулированность и «непрозрачность» трудовых отношений между владельцами и наемными работниками;
- неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы;
- сохранение на практике неравного отношения отдельных органов власти и их должностных лиц к предприятиям различных форм собственности.
Несмотря на существующие проблемы малого и среднего бизнеса, региональная политика Республики Татарстан совершенствуется, благодаря этому формируется инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, реализация региональных программ, осуществление финансирования научно-исследовательских работ по проблемам развития малого и среднего бизнеса за счет средств бюджета Республики Татарстан. В работе были проанализированны возможности развития малого предпринимательства в тесной зависимости от основных экономических показателей.
Таким образов рассмотрев ряд показателей,нами был сделан вывод, что Республика Татарстан должна активизировать работу в направлении роста количества малых предприятий, в связи с этим необходим поиск новых способой улучшения работы институтов малого предпринимательства.
Тем не менее, проведенные нами исследования показывают, что, несмотря на общественную востребованность, на пути развития малого предпринимательства имеется ряд преград, решение которых позволило бы не только развитию малого и среднего бизнеса, но всей экономической системы в целом.
Успешное развитие в Татарстане, и в целом России наиболее уязвимой формы бизнеса - малого предпринимательства возможно лишь в результате проводимой правительством активной экономической политики, направленной на создание стимулирующей экономической, политической и социальной среды, а также сочетанием всех вышеперечисленных мер. Безусловно, необходима целевая комплексная программа, которая предусматривает разработку специального законодательства, разностороннюю государственную поддержку, а также поощрение инициативы и объединения усилий самих малых предприятий, деятельность которых может обеспечить нормальное функционирование рынка многих товаров и услуг.
Предложенными нами мерами по совершенствованию поддержки малого и среднего бизнеса в Татарстане являются следующие:
- поэтапное решение всех выявленных в МСП проблем, путем принятия отдельных законодательных актов. Создание ;
- стимулирование и развитие малого предпринимательства созданием фондов взаимопомощи, выделением грантов, финансовых и налоговых льгот в целях преодоления трудностей и т.д.;
- имеет смысл создания Ассоциации предпринимателей РТ, котрые бы принимали участие в заседаниях государственной думы при рассмотрении законодательных атов, касающихся малого предпринимательства.
- создание спроса со стороны государства на малый и средний бизнес путем информирования малых предприятий о государственных закупках в различных областях;
- учет мнений самих бизнесменов, путем создания различных опросов и проведения конференций;
-информирование предпринимателей о работе МСП Банка - информационного простаранства для желающих получить поддержку. На данных момент мало кто из предпринимателей знает о его существовании. Предлагаем рассылку по налоговым службам, чтобы при принятии отчетности, предприниматели в ответ узнавали о возможности получить государственную поддержку;
- продолжение развития в Республике Татарстан проектов, подобных «Фабрике предпринимательства», где будущие предприниматели смогут получить практический опыт от более старших коллег.
- создание в вузах Татарстана студенческих малых инновационых предприятий.
Повысить доступность финансовых ресурсов, совершенствовать финансовые механизмы поддержки предпринимательства; стимулировать развитие предпринимательства в инвестиционно-финансовой сфере (включая субъекты МСП).
Для выстраивания эффективной системы государственного финансового регулирования института малого предпринимательства автором предлагается разграничить государственное регулирование, осуществляющееся через прямые и косвенные финансовые инструменты, что позволит аккумулировать и рационально перераспределить привлеченные финансовые ресурсы. Финансовые инструменты прямого регулирования должны быть прямо направлены на малое предпринимательство с учетом методики селективного отбора субъектов для оказания господдержки, тогда как совокупность финансовых инструментов косвенного регулирования должна применяться в отношении рыночных финансовых институтов, работающих с предприятиями малого бизнеса (с использованием стимулирующих мер поддержки со стороны государства).
Также, нами сформулированы следующие рекомендации по использованию инструментов государственной финансовой поддержки:
- субсидирование процентных ставок путем полной их компенсации, но ограничения срока предоставления такой компенсации на один год; это позволит избежать субсидирования неэффективных проектов и расширить круг получателей поддержки;
- налоговые каникулы по отношению к целевой группе рассматриваемого сегмента, играющей ключевую роль в диверсификации экономики: экспортно¬ориентированные предприятия малых форм хозяйствования и высокотехнологичные предприятия;
- налоговые льготы компаниям, инвестирующим в малые предприятия, в виде снижения суммы налога на прибыль в размере 20% от объема инвестируемых средств; во избежание применения данных льгот аффилированными лицами предлагается осуществление непрямых инвестиций через Инвестиционный венчурный фонд Республики Татарстан;
- налоговые льготы субъектам малого и среднего предпринимательства, вошедшим в кооперацию в целях получения государственного заказа.
Выше перечисленные меры будут способствовать улучшению качества институционально-финансовой среды малого предпринимательства и позволят Респутлике Татарстан продолжать удерживать лидирующие позиции по уровню развития данного сегмента рынка среди регионов Российской Федерации.