Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие институциональной среды малого предпринимательства в экономике России

Работа №32734

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы112
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
525
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В современных условиях особую значимость в России приобретают проблемы, связанные со стабилизацией экономики ее регионов с использованием всех имеющихся резервов социально-экономического роста.
Анализ экономической ситуации в Российской Федерации говорит о повышении роли малого предпринимательства, который представляет собой важнейший стратегический ресурс, способный обеспечить экономический рост страны, эффективность экономических взаимодействий и повышение национального благосостояния.
Поддержка малого предпринимательства должна стать одним из главных вопросов социально-экономической политики страны, подразумевающей ликвидацию или качественное преобразование деструктивных институциональных ниш и укрепление наиболее эффективных институтов. Несмотря на то, что проблемы становления малого предпринимательства уже длительное время являются предметом повышенного внимания экономистов, политиков, социологов, общественности, сложный и противоречивый процесс развития малого бизнеса в России требует углубления исследований по различным аспектам его функционирования.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что малое предпринимательство стало неотъемлемым субъектом рынка, одним из главных факторов дальнейшего развития экономики Республики Татарстан, основой формирования среднего класса как социальной базы стабилизации общества. Малый бизнес является наиболее динамичной формой предпринимательства, способной гибко маневрировать всеми имеющимися ресурсами в условиях постоянного изменения рыночной конъюнктуры.
Предметом исследования являются формирование, развитие и регулирование институциональной среды малого предпринимательства.
Объектом исследования в работе является малое предпринимательство Республики Татарстан.
Целью исследования является рассмотрение особенности развития малого предпринимательства в Республике Татарстан в частности и в Российской Федерации в целом.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
-изучить функциональные основы развития малого предпринимательства в России;
-рассмотреть институциональную среду функционирования малого предпринимательства;
-провести оценку состояния малого предпринимательства в Республике Татарстан;
-определить проблемы развития и пути совершенствования малого предпринимательства.
Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составили труды отечественных специалистов в области экономики предприятий и экономической теории.
В процессе исследования были использованы следующие методы: сбор, обобщение и систематизация статистической информации о динамике развития малых предприятий; методы социально-экономического анализа: статистический, нормативный, сравнительный, корреляционный анализ, а также другие методы в рамках общего системно-функционального подхода.
Информационно-эмпирической базой послужили публикации в периодической печати, материалы конференций и семинаров, монографии и учебные пособия, данные Росстата по Республике Татарстан.
Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:
1. Предложена методика рейтинговой оценки институциональной среды регионов Приволжского федерального округа.
2. Обосновано, что институциональная среда оказывает существенное влияние на экономическое развитие региона, в частности составлена модель регрессии зависимости объема ВРП республики Татарстан как результирующая функция от различных факторов – численности субъектов малого бизнеса, оборота малого бизнеса, численности работников малого бизнеса и инвестиций в основной капитал малого бизнеса.
3. Проведена интерпретация результатов анализа деятельности и развития малых предприятий в Республике Татарстан, что позволило сформировать комплекс авторских рекомендаций и последствий по их реализации с выделением дальнейших путей развития.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций и совершенствовании программы поддержки малых предприятий в Республике Татарстан. Полученные результаты могут быть использованы на малых предприятиях с целью повышения доступности и эффективности использования средств, выделяемых государством на их поддержку.
Диссертационная работа изложена на 101 странице и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включает 27 таблиц, 15 рисунков. Приложения размещены на 18 страницах. Использован 71 библиографический источник.
Во введении обосновывается актуальность темы, цель, задачи, предмет, объект исследования. В первой главе рассмотрены трактовки понятий «малое предпринимательство», проанализировано положение институциональной среды малых предприятий в России. Во второй главе диссертационного исследования разработана рейтинговая оценка институциональной среды в регионах, проанализировано состояние малого предпринимательства в Республике Татарстан. В третьей главе определен ряд проблем для дальнейшего развития малого предпринимательства. На основе этого разработаны различные мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Высокий уровень развития малого предпринимательства свидетельствует о социально-экономическом здоровье общества, о благоприятном инвестиционном и предпринимательском климате в регионе, в стране в целом. Субъекты малого предпринимательства функционируют в рамках территориально-локализованного экономического пространства (региона), обеспечивая определенный вклад в социально-экономическое развитие местного социума.
Активное развитие малого предпринимательства выступает ведущим фактором обеспечения устойчиво-воспроизводственного режима развития экономики и при этом испытывает существенное воздействие особенностей перехода региона к рынку, его стратегической миссии, географического, природно-климатического положения, национально-этнических особенностей и экономической политики, проводимой государством.
Методологически необходимым сегодня является преодоление сложившегося одностороннего, упрощенного подхода к исследованию сущности и закономерностей становления малого предпринимательства, осознание его в качестве сложной, самостоятельной, многофункциональной экономической системы, обладающей тенденцией саморазвития.
В настоящее время в Республике Татарстан свою деятельность осуществляют более 167,5 тыс. субъектов МСП (на 21,6 процента больше, чем в 2014 году (137,8 тыс. единиц)). В малом и среднем бизнесе республики заняты 480 тыс. человек (25 процентов общего количества, занятых в Республике Татарстан). Это на 1 процент больше, чем в 2014 году (475,4 тыс. человек). Оборот малых и средних предприятий, включая индивидуальных предпринимателей, составил 1,7 трлн рублей (на 37,3 процента больше, чем в 2014 году). Почти 19 процентов оборота составляют предприятия производственной сферы и сельского хозяйства. В целом сегодня малый и средний бизнес формирует четверть валового регионального продукта республики (25,7 процента).
В соответствии с предложенной методикой выявлено, что Республика Татарстан занимает первые позиции в рейтинге развития институциональной среды среди остальных регионов Приволжского федерального округа.
В процессе исследования выявлена функциональная связь показателя ВРП региона и показателя инвестиций в основной капитал для субъектов Приволжского федерального округа. Наблюдаемая сильная линейная связь между показателями подтверждает влияние института инвестиционного развития на показатель валового регионального продукта, отражающего количественное значение эффективности экономики региона.
Поддержка малого предпринимательства должна стать одним из главных вопросов социально-экономической политики страны, подразумевающей ликвидацию или качественное преобразование деструктивных институциональных ниш и укрепление наиболее эффективных институтов. В поддержке и регулировании малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан задействованы целевые программы, нормативно-правовые акты, а также множество государственных органов. В совокупности они оказывают существенное влияние на развитие малого и среднего бизнеса Республики Татарстан.



Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // Интернет-сайт Компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=132677
2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
// Интернет-сайт Компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122779
3. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 642 (ред. от 21.08.2012) «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства» // Интернет-сайт Компании
«Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=132677
4. Постановление Комитета по экологии, природопользованию, агропромышленно и продовольственной политике Государственного Совета Республики Татарстан от 11 февраля 2015 № 16 «Концепция и методология устойчивого развития агропромышленного комплекса
Республики Татарстан» Интернет-сайт Компании «Консультант Плюс». – Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122779
5. Указ Президента Республики Татарстан от 11 октября 2012 года №УП- 871. // Интернет-сайт Компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122779
6. Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». Интернет-сайт Компании «Консультант Плюс».
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122779
7. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Интернет-сайт Компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122779
8. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. Интернет-сайт Компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122779
9. Стратегия развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан на период 2016-2021 годов с перспективой до 2030 года. Утверждено приказом Минсельхозпрода РТ от 21.07.2017 №165/2-пр. Интернет-сайт Компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122779
10. Постановление Комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Государственного Совета Республики Татарстан от 11 февраля 2015 № 16 «Концепция и методология устойчивого развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан».
Монографии, диссертации
11. Дондокова Е.Б., Тумунбаярова Ж.Б. Институциональная среда малого предпринимательства: особенности трансформации в России: монография. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2014. – 148 с
12. Клычова А.С. Учет и внутренний аудит земель в аграрных организациях: теория и практика: Монография / А.С. Клычова. – ЙошкарОла: ООО "Стринг", 2013. - 165 с.
13. Клычова А.С. Учет и внутренний аудит земель в аграрных организациях: теория и практика: Монография / А.С. Клычова. – ЙошкарОла: ООО «Стринг», 2013. - 165 с.
14. Хайруллова, Алина Ильсуровна. Государственная финансовая поддержка института малого предпринимательства : автореферат дис. ...
кандидата экономических наук : 08.00.10 / Хайруллова Алина Ильсуровна; [Место защиты: Сам. гос. эконом. ун-т]. - Казань, 2015. – 210 с
Учебники и учебные пособия
15. Багиев Г.Л. Основы предпринимательства: учебное пособие: 0751/ Забайкал.гос. ун-т. – Изд. 2-е,. – Изд-во: Заб ГУ, Чита, 2017 - 257с
16. Блинов А.О. Малое предпринимательство: теория и практика : учебник для вузов / А. О. Блинов, И. Н. Шапкин. – Москва : Дашков и К, 2013. – 356 с.
17. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Д.И. Валигурский. - 2-е изд., перераб. и доп.. -Москва: Дашков и К, 2014. - 520 с.
18. Волгин В.В. Открываю микропредприятие: практическое пособие / В.В. Волгин. - 2-е изд.. - Москва: Дашков и К, 2015. - 584 с
19. Глебова И.С., Садыртдинов Р.Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008
20. Задера, О. А. Субъекты малого бизнеса: учет, налогообложение, отчетность: учеб. пособие / О. А. Задера, Е. В. Гугнина. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2015. – 88 с.
21. Крутик А.Б. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие / А.Б. Крутик, М.В. Решетова. - 3-е изд., стереотип.. - Москва: Академия, 2014. - 320 с.
22. Невская М.А. Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами: практическое пособие / М.А. Невская, К.В. Сибикеев. - Москва: Дашков и К, 2015. - 232 с.
23. Покрамович О.В. Методические аспекты разработки и реализации государственной политики поддержки малого бизнеса на региональном уровне/ О.В. Покрамович // Москва : Дашков и К - 2016. - №5. - С.94-97.
24. Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова; отв. ред.: Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - 115 Москва: Норма: ИНФРА-М, 2014. - 1008 с.
25. Проблемы учета, анализа и аудита в условиях модернизации экономики, научные направления их решения: сб. ст. / Тюм. гос. ун-т; ред. Л. Ф. Шилова. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2015. - 240 с.
26. Рычков Ю.С. Управление качеством в малом и среднем бизнесе: учебное пособие / Ю.С. Рычков. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2014. - 272 с.
27. Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие
/ И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - Москва: Юрайт, 2015. - 670 с.
28. Сергеев И.В. Экономика организаций (предприятий) / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. - Электрон. дан.. -Москва: КноРус, 2014.
29. Черняк В.З. Экономика города: учебное пособие / В.З. Черняк, А.В. Черняк, И.В. Довдиенко. - Москва: КноРус, 2014. - 368 с.
Статьи в сборниках и периодических изданиях
30. Александрин Ю. Н. Институты и инструментарий формирования эффективной системы государственного стимулирования малого бизнеса: опыт США // Общество: политика, экономика, право. – 2012. – С. 101–109.
31. Барометр Деловой России. Специальный выпуск: Карта промышленных
кластеров России. – М.: Деловая Россия, 2012. – № 3. – 40 с. – С. 15.
32. Басарева В.Г. Малый бизнес в новой экономике / В.Г. Басарева // Регион: экономика и социология. - 2016. - №3. - С.236-252
33. Баяндин Н.И. Мониторинговая система ведения конкурентной разведки для предприятий малого бизнеса / Н.И. Баяндин, В.С. Кретов
// Научно-техническая информация. Сер. 1, Организация и методика информационной работы. - 2016. - №12. - С.25-28.
34. Борзенков Р. Занятость населения в контексте государственной поддержки малого бизнеса / Р. Борзенков // Общество и экономика. - 2016.-№10. - С.124-143.
35. Буньковский Д. В. Европейский опыт взаимодействия малого, среднего и крупного производственного предпринимательства // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). – 2011. – № 3., С. 27
36. Василенко Н. В. Институциональная среда организаций: характеристики и уровни регулирования [Электронный ресурс] / Н. В. Василенко // Пробл. соврем. экономики, 2008. – № 3 (27).
37. Вовченко Н.Г., Епифанова Т.В. Оценка институциональной среды в России // Теория и практика общественного развития. 2013. № 8. С. 95-99.
38. Вольчик В. В. Институты, экономическая координация и неявное знание/ В. В. Вольчик // Экон. вестн. Ростов. гос. ун-та. – 2011. – № 2, Т. 9. – С. 17.
39. Вольчик В. В. (2012). Государственное регулирование предпринимательской деятельности: проблема институциональных барьеров // Вопросы регулирования экономики, Т. 3, № 3.
40. Гафиуллин Э.Ф. Современное состояние экономики зернового производства в Республике Татарстан// Гафиулин Э.Ф. // Продовольственное обеспечение и развитие сельского хозяйства в условиях ВТО (Материалы Международной научно-практической конференции). – Казань: Издательство Казанского ГАУ, 2013. – С.40-42.
41. Дамдинов Д.Д. Ресурсный потенциал предприятий малого бизнеса в
обеспечении воспроизводства инновационного типа / Д.Д. Дамдинов //
Экономика и управление: рос. науч. журн.. - 2016. - №5. - С.53-57.
42. Закирова А.Р. Особенности аудита земель сельскохозяйственного назначения [Текст] / А.С. Клычова. А.Р. Закирова //Студенческая наука - аграрному производству: материалы 69-ой студенческой (региональной) научной конф. Казань: Изд-во Казан. ГАУ, 2011. Т. 2. С.135-138.
43. Зиганшина А.И. Необходимость государственного финансового регулирования института малого предпринимательства / А.И. Зиганшина// Финансы и кредит. - 2016. - №36. - С.65-70
44. Кошелева Т.Н. Методологические подходы к формированию государственной стратегии инновационного развития малого предпринимательства / Т.Н. Кошелева // Экономика и управление: рос. науч. журн.. - 2016. - №4. - С.59-63.
45. Кошелева Т.Н. Тенденции инновационного развития малого предпринимательства в посткризисной модели хозяйства / Т.Н. Кошелева // Экономика и управление: рос. науч. журн.. - 2016. - №5. - С.80-83.
46. Краснов И. Роль малых и средних предприятий в мировой экономике / И. Краснов // Проблемы теории и практики управления. - 2013.-№1. - С.38-46.
47. Кузнецова И.А. Статистическое измерение инновационных процессов в сфере малого предпринимательства: разработка, использование и трансфер научно-технических результатов / И.А. Кузнецова, Г.А. Грачева, С. Ю. Фридлянова // Вопросы статистики. - 2013. - №2. - С.16-30.
48. Куранова Н.А. Обеспечение занятости в сфере малого предпринимательства: традиционный и инновационный аспекты / Н.А. Куранова // Известия Института права, экономики и управления: науч. сб. / Тюм. гос. ун-т. - Тюмень, 2016. - Вып. 3. - С.235-238.
49. Миронова Р. Е., Иванова И. Н. Особенности государственного регулирования малого предпринимательства в России // Поволжский торгово-экономический журнал. – 2012. – № 4. – С. 33–40.
50. Муртузалиева Т.В. Продвижение стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса региона в федеральных органах государственной власти и на внешних рынках / Т.В. Муртузалиева, А.В. Шишкин // Практический маркетинг. - 2016. - №11. - С.18-22.
51. Николаева Е.В., Белова И.А. Институциональные факторы успешности предприятий среднего бизнеса в челябинской области // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 21(350). C. 159-176.
52. Радченко М. В. и Соколова Г. В. (2013). Место малого бизнеса в экономике страны, опыт России и Китая // Экономические науки, № 9
53. Сайфиева С.Н. Налогообложение малого предпринимательства: практический аспект / С.Н. Сайфиева // Финансы. - 2016. - №10. - С.47-51.
54. Сактоев В.Е. Социально-экономическая сущность предпринимательских структур / В.Е. Сактоев, Д.Д. Дамдинов // Экономика и управление: рос. науч. журн.. - 2016. - №6. - С.36-39.
55. Сафиуллин М.Р., Ельшин Л.А., Шакирова А.И. Оценка деловой и экономической активности как инструмент краткосрочного прогнозирования
// Вестник Российской академии наук. – 2012г. – № 7 – с. 623
56. Сафиуллин М.Р., Ельшин Л.А., Прыгунова М.И. Волатильность и конкурентоспособность регионов в условиях внешнеполитических и конъюнктурных изменений (на примере регионов Приволжского федерального округа) // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2014. № 12 (78). С. 115-127.
57. Сидорчук Р.Р. Особенности использования современной парадигмы маркетинга на предприятиях малого бизнеса в условиях неоднородного рынка / Р.Р. Сидорчук, Е.Н. Голубкова // Практический маркетинг. - 2016. - №11. - С.35-39.
58. Терновых К.С, ГерасимовП.П. Методологические аспекты исследования категорий "предпринимательство" и "бизнес" [Текст] / К. С. Терновых, П. П. Герасимов // Вестник Воронежского государственного аграрного
университета. - 2016. - № 1 (48). - С. 156-165.
59. Широкова Г., Соколова Л. Развитие предпринимательских ориентаций российских фирм малого и среднего бизнеса: роль институциональной среды
// Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11. № 2. С. 25-50.
Электронные ресурсы
60. Сельское хозяйство Татарстана: особенности, продукция и интересные факты, 2017 // URL: http://fb.ru/article/327421/selskoe-hozyaystvo-tatarstana- osobennosti-produktsiya-i-interesnyie-faktyi. (дата обращения: 17.05.2018)
61. Малое и среднее предпринимательство в России.Официальный сайт Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru/ps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (дата обращения 24.05. 2017).
62. Орехова С.В. Теоретическая модель анализа институциональной среды отраслевых рынков // Теоретическая и прикладная экономика. — 2016. - № 3. - С.164-176. DOI: 10.7256/2409-8647.2016.3.20065. URL: http://e- notabene.ru/etc/article_20065.html
63. Попов Е.В. Институты. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2015. 712 с.
64. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства. М-во экономики РТ // URL: http://mert.tatarstan.ru/ (дата обращения 24.05. 2017).
65. Территориальный орган Федеральной статистики по Республике Татарстан.URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/ru/statistic s/enterprises/small_and_medium_enterprises/ (дата обращения 03.09. 2018).
66. Официальный сайт Российская венчурная компания// URL: http://www.rvc.ru/ (дата обращения 17.03. 2017).
Издания на иностранных языках
67. Acs Z. J., Karlsson C. Institutions, entrepreneurship and firm growth. Small Business Economics, 2002, №19(3), pp. 183-290.

68. Busenitz L., Gomez C., Spencer J. Country institutional profiles: Unlocking entrepreneurial phenomena. Academy of Management Journal, 2000, №43 (5), рр. 994–1003.
69. Davis L., North D. Institutional Change and American Economic Growth. Cambridge. 1971
70. Davidsson P., Hunter E., Klofsten M. Institutional forces – The invisible hand that shape venture ideas. International Small Business Journal, 2006, №24(2), pp. 115-131.
71. Henesz W. J. The Institutional Environment For Multinational Investment. The Journal of Law, Economics and Organization. 2015, May, 31(2)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ