ОХРАНА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
|
Введение 3
Глава I. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Законодательное регулирование отношений, связанных с охраной прав
потребителей в сфере туризма 7
1.2. Общая характеристика субъектов туристской деятельности по
законодательству Российской Федерации 18
Глава II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ КАК СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ 27
2.1. Права туристов по договору оказания туристских услуг 27
2.2. Обязанности туристов по договору оказания туристских услуг 37
Глава III. МЕХАНИЗМ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 43
3.1. Внесудебные способы защиты прав туристов 43
3.2. Судебные способы защиты прав туристов 55
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 72
Глава I. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Законодательное регулирование отношений, связанных с охраной прав
потребителей в сфере туризма 7
1.2. Общая характеристика субъектов туристской деятельности по
законодательству Российской Федерации 18
Глава II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ КАК СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ 27
2.1. Права туристов по договору оказания туристских услуг 27
2.2. Обязанности туристов по договору оказания туристских услуг 37
Глава III. МЕХАНИЗМ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 43
3.1. Внесудебные способы защиты прав туристов 43
3.2. Судебные способы защиты прав туристов 55
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 72
В современном мире туристская индустрия является активно развивающейся отраслью экономики. Туризм реализует конституционное право человека на отдых, в связи с чем, защита прав потребителей в данной области всегда была актуальной в силу ее социальной значимости. Следует отметить, что защита прав туристов в Российской Федерации регулируется, прежде всего, Гражданским кодексом РФ, а также специальным федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ», законом РФ «О защите прав потребителей» .
Однако, нарушения прав потребителей в сфере туризма остаются на сегодняшний день весьма распространенным явлением в связи с возросшим потоком российских туристов на отдых как внутри страны, так и в зарубежные страны. Часть причин таких нарушений кроется в недостаточном правовом регулировании прав и обязанностей сторон при заключении, исполнении и прекращении правоотношений между потребителем туристского продукта и исполнителем, которым согласно п.2 «Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» является туроператор, который заключает с потребителем договор, а также турагент, заключающий с потребителем договор от своего имени, но по поручению и за счет туроператора.
Необходимо отметить и тот факт, что на современном этапе развитие туристической деятельности является чрезвычайно важным направлением экономики Российской Федерации. В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941- p, туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества .
В настоящее время туризм - один из наиболее развивающихся видов организованного отдыха, а также секторов мировой экономики, он вносит весомый вклад в экономические показатели многих развитых и развивающихся стран. По данным Федерального агентства по туризму (Ростуризм) за 2016 г. из Российской Федерации выехало 32 338 930 туристов, в 2017 г. этот показатель снизился на два процента, однако это число осталось все еще очень значительным - 31 552 971 . Из представленных данных хорошо видно, насколько велико количество лиц, прямо заинтересованных в защите своих прав как туристов.
Как и любое иное важное общественное явление, туризм не может выпасть из поля правового регулирования. Однако в России такая регламентация по сравнению со многими другими странами еще не получила должного развития.
Законодательство о туризме в нашей стране де-юре начало формироваться с принятия ФЗ от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», однако определенные условия для ее формирования стали появляться еще с 1991 г., с момента либерализации экономического законодательства. Одновременно с развитием туристического рынка, вполне закономерно, происходит и увеличение количества его участников. Вместе с тем, все возрастающее количество туристических операторов не всегда сказывается положительно на качестве оказываемых ими услуг.
Может показаться, что существующие экономико-правовые механизмы способны достаточно эффективно защищать как права и законные интересы туристов, так и обеспечивать финансовую стабильность туроператоров.
Появление на рынке недобросовестных туроператов и турагентов также сказывается и на общем состоянии дел, связанных со значительными нарушениями прав туристов. Одним из самых распространенных нарушений является пренебрежение правом туриста на информацию о туристическом продукте, о его стоимости, о перечне дополнительных услуг, входящих в стоимость тура и т.д. Помимо того, в связи с неспокойной политической и социальной обстановкой в странах популярных для отдыха у российских туристов (в частности, Египет, Тунис и т.д.) на практике злободневными являются и аспекты, связанные с обеспечением личной безопасностью туристов за рубежом.
На негативную обстановку в этой области влияет и правовая безграмотность потребителей, которые не имеют специальных познаний относительно способов и тонкостей защиты указанных субъектов права, зачастую туристы не в состоянии привести доказательства нарушения своих права за рубежом .
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе оказания туристических услуг и защиты прав потребителей.
Предмет исследования являются научные взгляды по проблемам защиты прав потребителей в сфере туристских услуг, а также законодательство, регулирующее отношения в сфере оказания потребителям туристических услуг, материалы судебной практики.
Цель исследования заключается в формировании представления об основных положениях об охране прав потребителей в сфере туризма.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику нормативно-правовому и договорно-правовому регулированию отношений, связанных с охраной прав потребителей в сфере туризма;
- осветить основные положения о субъектах туристской деятельности по законодательству Российской Федерации;
- рассмотреть права и обязанности туристов;
- охарактеризовать внесудебные способы защиты прав туристов основные гражданско-правовые способы защиты прав туристов;
- выявить основные характеристики судебных способов защиты прав туристов.
Нормативно правовую базу исследования составили Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Закон РФ «О защите прав потребителей» и иные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность. В работе также использовались материалы международно-правовых договоров и соглашений.
Основой диссертационного исследования послужили научные труды ученых-правоведов, таких как Анисимов А.П., Баразгова Э.Г., Батяев А.А., Богдан В.В., Викулова О.Н., Вольвач Я.В., Гусятникова Д.Е., Долинская Л.М., Зиновьева С.А., Злобин С.В., Кратенко М.В., Писаревский Е.Л., Рыженков А.Я., Суворов Е.Д., Юдина А.Б. и др.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, общенаучные методы и приемы познания (анализ, аналогия, сравнение), а также ряд специально-юридических методов (нормативно-аналитический, сравнительно-правовой).
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Однако, нарушения прав потребителей в сфере туризма остаются на сегодняшний день весьма распространенным явлением в связи с возросшим потоком российских туристов на отдых как внутри страны, так и в зарубежные страны. Часть причин таких нарушений кроется в недостаточном правовом регулировании прав и обязанностей сторон при заключении, исполнении и прекращении правоотношений между потребителем туристского продукта и исполнителем, которым согласно п.2 «Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» является туроператор, который заключает с потребителем договор, а также турагент, заключающий с потребителем договор от своего имени, но по поручению и за счет туроператора.
Необходимо отметить и тот факт, что на современном этапе развитие туристической деятельности является чрезвычайно важным направлением экономики Российской Федерации. В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941- p, туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества .
В настоящее время туризм - один из наиболее развивающихся видов организованного отдыха, а также секторов мировой экономики, он вносит весомый вклад в экономические показатели многих развитых и развивающихся стран. По данным Федерального агентства по туризму (Ростуризм) за 2016 г. из Российской Федерации выехало 32 338 930 туристов, в 2017 г. этот показатель снизился на два процента, однако это число осталось все еще очень значительным - 31 552 971 . Из представленных данных хорошо видно, насколько велико количество лиц, прямо заинтересованных в защите своих прав как туристов.
Как и любое иное важное общественное явление, туризм не может выпасть из поля правового регулирования. Однако в России такая регламентация по сравнению со многими другими странами еще не получила должного развития.
Законодательство о туризме в нашей стране де-юре начало формироваться с принятия ФЗ от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», однако определенные условия для ее формирования стали появляться еще с 1991 г., с момента либерализации экономического законодательства. Одновременно с развитием туристического рынка, вполне закономерно, происходит и увеличение количества его участников. Вместе с тем, все возрастающее количество туристических операторов не всегда сказывается положительно на качестве оказываемых ими услуг.
Может показаться, что существующие экономико-правовые механизмы способны достаточно эффективно защищать как права и законные интересы туристов, так и обеспечивать финансовую стабильность туроператоров.
Появление на рынке недобросовестных туроператов и турагентов также сказывается и на общем состоянии дел, связанных со значительными нарушениями прав туристов. Одним из самых распространенных нарушений является пренебрежение правом туриста на информацию о туристическом продукте, о его стоимости, о перечне дополнительных услуг, входящих в стоимость тура и т.д. Помимо того, в связи с неспокойной политической и социальной обстановкой в странах популярных для отдыха у российских туристов (в частности, Египет, Тунис и т.д.) на практике злободневными являются и аспекты, связанные с обеспечением личной безопасностью туристов за рубежом.
На негативную обстановку в этой области влияет и правовая безграмотность потребителей, которые не имеют специальных познаний относительно способов и тонкостей защиты указанных субъектов права, зачастую туристы не в состоянии привести доказательства нарушения своих права за рубежом .
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе оказания туристических услуг и защиты прав потребителей.
Предмет исследования являются научные взгляды по проблемам защиты прав потребителей в сфере туристских услуг, а также законодательство, регулирующее отношения в сфере оказания потребителям туристических услуг, материалы судебной практики.
Цель исследования заключается в формировании представления об основных положениях об охране прав потребителей в сфере туризма.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику нормативно-правовому и договорно-правовому регулированию отношений, связанных с охраной прав потребителей в сфере туризма;
- осветить основные положения о субъектах туристской деятельности по законодательству Российской Федерации;
- рассмотреть права и обязанности туристов;
- охарактеризовать внесудебные способы защиты прав туристов основные гражданско-правовые способы защиты прав туристов;
- выявить основные характеристики судебных способов защиты прав туристов.
Нормативно правовую базу исследования составили Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Закон РФ «О защите прав потребителей» и иные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность. В работе также использовались материалы международно-правовых договоров и соглашений.
Основой диссертационного исследования послужили научные труды ученых-правоведов, таких как Анисимов А.П., Баразгова Э.Г., Батяев А.А., Богдан В.В., Викулова О.Н., Вольвач Я.В., Гусятникова Д.Е., Долинская Л.М., Зиновьева С.А., Злобин С.В., Кратенко М.В., Писаревский Е.Л., Рыженков А.Я., Суворов Е.Д., Юдина А.Б. и др.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, общенаучные методы и приемы познания (анализ, аналогия, сравнение), а также ряд специально-юридических методов (нормативно-аналитический, сравнительно-правовой).
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Туристская индустрия в Российской Федерации является активно развивающейся отраслью экономики, реализующей конституционное право каждого человека на отдых, в связи, с чем защита прав потребителей в данной области актуальна как никогда, в силу ее социальной значимости.
Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением туристских услуг, осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами.
По смыслу ФЗ об основах туристской деятельности туризм - это перемещение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства продолжительностью от 24 часов до шести месяцев подряд (или менее 24 часов, но с ночевкой) в свободное время в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях, связанных с отдыхом, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на основании договора оказания туристских услуг.
Соответственно, туризм от иных явлений отличают следующие черты. Во- первых, наличие особого субъекта, совершающего путешествие, именуемого туристом. Во-вторых, турист непременно должен посетить другую местность, отличную от его обычной среды. В-третьих, туризм совершается в свободное время в целях отдыха, лечения, деловых поездок и других целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью из местного источника финансирования.
Туристскую же деятельность можно обозначить как самостоятельную, осуществляемую на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли деятельность юридического лица (туроператора) либо юридического лица или индивидуального предпринимателя (турагента) по оказанию комплекса туристских услуг. При этом основной характеристикой туристкой услуги является ее комплексный характер.
Турист является центральной фигурой в туристической индустрии. Турист как потребитель услуги это заказчик туристского продукта, туристической услуги, имеющий намерение заказать или заказывающий и использующий туристский продукт исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При подготовке к туристической поездке и вовремя её совершения потребитель туристической услуги имеет право:
- на необходимую и достоверную информацию об оказанной услуге, исполнителе услуг;
- на качественное оказание туристических услуг;
- на обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранность своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
- на возмещение убытков, неустойки и компенсации морального вреда в случае невыполнения условий согласно договору на оказание туристических услуг.
Защита прав является основополагающим институтом Российского законодательства. Защита прав потребителей туристических услуг представляет собой восстановление условий существующих до того, как права туристов были нарушены, а так же это превентивные меры влияния, направленные на запрещения ущемления прав потребителей туристических услуг.
Основными формами защиты прав потребителей туристических услуг является административная и судебная форма. К основным способам защиты прав туристов относятся возмещение убытков, взыскание неустойки и компенсации морального вреда.
Помимо прав и законных интересов турист наделен и рядом обязанностей, таких как соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования; сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания; соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда; соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.
Право на защиту туриста следует рассматривать как юридически обеспеченную и гарантированную возможность лица, право или охраняемый законом интерес которого нарушены, посредством государственных органов либо самостоятельно восстановить нарушенное право (либо получить возмещение) либо иным способом устранить нарушение. Защита субъективных гражданских прав, охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Принято выделять две формы защиты прав - судебную и внесудебную.
Осуществление защиты прав туриста возможно различными способами. При этом, в самом общем смысле, под способами защиты следует понимать «закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя». Самый общий перечень способов защиты гражданских прав указан в ст. 12 ГК РФ.
Наиболее распространенным среди досудебных способов разрешения споров является претензионной порядок урегулирования споров.
Претензии к качеству туристского продукта должны быть предъявлены туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.
Особенностью судебной формы защиты прав туристов является право, как и иного потребителя, на выбор места подачи иска, на освобождения от уплаты государственной пошлины, на презумпцию отсутствия специальных знаний о туристической услуге. Основной проблемой при разбирательстве подобных дел является сложность с доказыванием нарушения прав туриста.
При невозможности урегулирования спора в досудебном порядке турист вправе защитить свои законные права и интересы в судебном порядке.
Подсудность по данным видам исковых требований определяется истцом, т.е. в зависимости от выбора потребителя иск может быть предъявлен им в суд по месту его жительства или по месту нахождения ответчика - туристической компании, или по месту причинения вреда. Потребитель имеет право на компенсацию морального вреда. Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
При судебной защите своих прав в связи с обнаружением недостатков оказанных туристических услуг требование потребителя сводится к возмещению понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами (например, во время отдыха турист вынужден был вносить дополнительную плату за питание, проживание и т.д., хотя договором на оказание туристических услуг это все было включено в стоимость тура и оплачено потребителем при его приобретении). В данном случае важно отметить, что потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
Анализ практической деятельности контролирующих органов и судебных органов в сфере защиты прав потребителей туристических услуг, анализ государственного доклада управления Роспотребнадзора показал рост количества правонарушений и обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей в сфере туризма.
Основными нарушениями в сфере туризма выявление по итогам изучения существа обращений граждан и материалов надзора являются:
- нарушения по включению в договоры условий, ущемляющих права потребителей;
- непредставление надлежащей и достоверной информации о туристической услуге;
- нарушения, создающие угрозу жизни и здоровью потребителей.
Таким образом, правоприменительная практика последних лет и события в туристической индустрии показали, что нормативно-правовая база по защите прав потребителей в сфере туристического обслуживания на данный момент не может в полной мере защитить права российских туристов. Данные обстоятельства актуализируют необходимость совершенствования законодательства о защите прав потребителей в сфере туристских услуг. Контроль за соблюдение законодательства по защите прав потребителей требуют не только наличия качественной нормативно-правовой базы, но и поступательного формирования потребительской политики, вбирающей в себя правовое, организационное, информационное, просветительское и ряд других направлений. В этой связи существенно усиливается координирующая роль органов исполнительной власти, контролирующих органов, органов местного самоуправления и общественных организаций потребителей.
Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением туристских услуг, осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами.
По смыслу ФЗ об основах туристской деятельности туризм - это перемещение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства продолжительностью от 24 часов до шести месяцев подряд (или менее 24 часов, но с ночевкой) в свободное время в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях, связанных с отдыхом, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на основании договора оказания туристских услуг.
Соответственно, туризм от иных явлений отличают следующие черты. Во- первых, наличие особого субъекта, совершающего путешествие, именуемого туристом. Во-вторых, турист непременно должен посетить другую местность, отличную от его обычной среды. В-третьих, туризм совершается в свободное время в целях отдыха, лечения, деловых поездок и других целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью из местного источника финансирования.
Туристскую же деятельность можно обозначить как самостоятельную, осуществляемую на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли деятельность юридического лица (туроператора) либо юридического лица или индивидуального предпринимателя (турагента) по оказанию комплекса туристских услуг. При этом основной характеристикой туристкой услуги является ее комплексный характер.
Турист является центральной фигурой в туристической индустрии. Турист как потребитель услуги это заказчик туристского продукта, туристической услуги, имеющий намерение заказать или заказывающий и использующий туристский продукт исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При подготовке к туристической поездке и вовремя её совершения потребитель туристической услуги имеет право:
- на необходимую и достоверную информацию об оказанной услуге, исполнителе услуг;
- на качественное оказание туристических услуг;
- на обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранность своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
- на возмещение убытков, неустойки и компенсации морального вреда в случае невыполнения условий согласно договору на оказание туристических услуг.
Защита прав является основополагающим институтом Российского законодательства. Защита прав потребителей туристических услуг представляет собой восстановление условий существующих до того, как права туристов были нарушены, а так же это превентивные меры влияния, направленные на запрещения ущемления прав потребителей туристических услуг.
Основными формами защиты прав потребителей туристических услуг является административная и судебная форма. К основным способам защиты прав туристов относятся возмещение убытков, взыскание неустойки и компенсации морального вреда.
Помимо прав и законных интересов турист наделен и рядом обязанностей, таких как соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования; сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания; соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда; соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.
Право на защиту туриста следует рассматривать как юридически обеспеченную и гарантированную возможность лица, право или охраняемый законом интерес которого нарушены, посредством государственных органов либо самостоятельно восстановить нарушенное право (либо получить возмещение) либо иным способом устранить нарушение. Защита субъективных гражданских прав, охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Принято выделять две формы защиты прав - судебную и внесудебную.
Осуществление защиты прав туриста возможно различными способами. При этом, в самом общем смысле, под способами защиты следует понимать «закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя». Самый общий перечень способов защиты гражданских прав указан в ст. 12 ГК РФ.
Наиболее распространенным среди досудебных способов разрешения споров является претензионной порядок урегулирования споров.
Претензии к качеству туристского продукта должны быть предъявлены туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.
Особенностью судебной формы защиты прав туристов является право, как и иного потребителя, на выбор места подачи иска, на освобождения от уплаты государственной пошлины, на презумпцию отсутствия специальных знаний о туристической услуге. Основной проблемой при разбирательстве подобных дел является сложность с доказыванием нарушения прав туриста.
При невозможности урегулирования спора в досудебном порядке турист вправе защитить свои законные права и интересы в судебном порядке.
Подсудность по данным видам исковых требований определяется истцом, т.е. в зависимости от выбора потребителя иск может быть предъявлен им в суд по месту его жительства или по месту нахождения ответчика - туристической компании, или по месту причинения вреда. Потребитель имеет право на компенсацию морального вреда. Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
При судебной защите своих прав в связи с обнаружением недостатков оказанных туристических услуг требование потребителя сводится к возмещению понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами (например, во время отдыха турист вынужден был вносить дополнительную плату за питание, проживание и т.д., хотя договором на оказание туристических услуг это все было включено в стоимость тура и оплачено потребителем при его приобретении). В данном случае важно отметить, что потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
Анализ практической деятельности контролирующих органов и судебных органов в сфере защиты прав потребителей туристических услуг, анализ государственного доклада управления Роспотребнадзора показал рост количества правонарушений и обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей в сфере туризма.
Основными нарушениями в сфере туризма выявление по итогам изучения существа обращений граждан и материалов надзора являются:
- нарушения по включению в договоры условий, ущемляющих права потребителей;
- непредставление надлежащей и достоверной информации о туристической услуге;
- нарушения, создающие угрозу жизни и здоровью потребителей.
Таким образом, правоприменительная практика последних лет и события в туристической индустрии показали, что нормативно-правовая база по защите прав потребителей в сфере туристического обслуживания на данный момент не может в полной мере защитить права российских туристов. Данные обстоятельства актуализируют необходимость совершенствования законодательства о защите прав потребителей в сфере туристских услуг. Контроль за соблюдение законодательства по защите прав потребителей требуют не только наличия качественной нормативно-правовой базы, но и поступательного формирования потребительской политики, вбирающей в себя правовое, организационное, информационное, просветительское и ряд других направлений. В этой связи существенно усиливается координирующая роль органов исполнительной власти, контролирующих органов, органов местного самоуправления и общественных организаций потребителей.
Подобные работы
- Охрана прав потребителей в сфере туризма
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОХРАНА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Охрана прав потребителей в сфере туризма
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Особенности надзора за исполнением законодательства о защите прав потребителей
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - Закон о защите прав потребителей
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Государственное регулирование туристской деятельности в РФ
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Государственное регулирование развития туризма (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2021 - Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ с использованием русского и иностранного языков как средств делового общения (Ростовский государственный университет путей сообщения)
Магистерская диссертация, информационное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Развитие детского туризма в Алтайском крае в современных условиях
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019



