ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5
1.1. Понятие эффективности управления автотранспортным предприятием 5
1.2. Методические аспекты оценки эффективности управления
автотранспортным предприятием 9
1.3. Пути повышения эффективности управления автотранспортным
предприятием 13
Выводы по первой главе 16
2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ПРИМЕРЕ ООО «МОЙ
ГОРОД» 19
2.1. Общая характеристика автотранспортного предприятия 19
2.2. Оценка основных показателей эффективности управления
автотранспортным предприятием 22
2.3. Меры по повышению эффективности управления автотранспортным
предприятием 36
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие научно-технического прогресса на современном этапе экономического развития оказывает непосредственное влияние на внутрихозяйственные экономические процессы, эффективность которых является важнейшей предпосылкой успешного функционирования российских автотранспортных предприятий.
В современной управленческой практике осуществляется активный поиск инструментов повышения конкурентоспособности автотранспортных
предприятий. За счет применения эффективных методов управления обеспечивается не только конкурентоспособность отдельных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке автотранспортных услуг, но и повышается конкурентоспособность территориальных экономических систем в целом.
Инструменты, которые применяются в процессе анализа и оценки системы управления автотранспортными предприятиями должны учитывать современную специфику хозяйственной деятельности предприятия и давать возможность определения стратегических направлений повышения результативности и эффективности управления.
В современных условиях проблемы совершенствования управления автотранспортным предприятием играют весьма большое значение. Это обусловлено тем, что доведение продукта до конечного потребителя осуществляется посредством реализации совокупности логистических процессов, в которых функционирование транспортного хозяйства играет ключевое значение.
Создание условий для осуществления эффективной управленческой деятельности оказывает непосредственное влияние на успех автотранспортного предприятия в целом, на уровень доходов его собственников, а также оказывает прямое влияние на материальное благополучие сотрудников, на уровень их мотивации к осуществлению трудовой деятельности.
Объектом исследования является система управления автотранспортным предприятием. Предметом исследования являются формы, методы и принципы организации системы управления автотранспортным предприятием.
Цель выпускной квалификационной работы - осуществить разработку мероприятий, направленных на повышение эффективности управления автотранспортным предприятием на примере ООО «Мой город». Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимо решить ряд задач:
1. Представить теоретические основы эффективности управления
автотранспортным предприятием;
2. Выявить проблемы повышения эффективности управления
автотранспортным предприятием на примере ООО «Мой город»
3. Представить меры по решению проблем эффективности управления автотранспортным предприятием.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что мероприятия, предложенные для повышения эффективности управления автотранспортным предприятием ООО «Мой город» могут быть успешно реализованы на других аналогичных автотранспортных предприятия России.
Структурно выпускная квалификационная работа включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных источников и литературы. В первой главе основной части выпускной квалификационной работы исследуется понятие эффективности управления автотранспортным предприятием, раскрываются методические аспекты оценки эффективности управления автотранспортным предприятием, рассматриваются пути повышения эффективности управления автотранспортным предприятием . Во второй главе основной части выпускной квалификационной работы дается общая характеристика автотранспортного предприятия, проводится оценка основных показателей эффективности управления автотранспортным предприятием, представлены меры по решению проблем эффективности управления автотранспортным предприятием
Эффективность управления автотранспортным предприятием - сложное, многогранное понятие, интегрирующее в себе эффективность управления различными аспектами деятельности предприятия, рассматриваемыми в качестве предметных объектов этой оценки, в частности:
-производственными факторами - трудовыми ресурсами (персоналом), основными и оборотными производственными фондами, основным и оборотным капиталом;
-отдельными направлениями деятельности предприятия (его функциональными подсистемами) - производством, маркетингом, снабжением и сбытом, инновационной, инвестиционной, финансовой деятельностью;
-качественными характеристиками бизнеса - конкурентоспособностью услуг автотранспортного предприятия, предпринимательским риском и т. п.
При экономическом анализе эффективности использования транспортных средств как результата управления автотранспортным предприятием решаются такие задачи как оценка выполнения плана на основании эксплуатационно-технических, экономических и финансовых показателей; выявление причин отклонений отчетных данных от плановых и измерение степени влияния факторов на данные отклонения; выявление резервов повышения эффективности работы автотранспорта. Основные показатели использования автотранспорта делятся на натуральные и стоимостные. Наиболее важным натуральным показателем, характеризующим использование автопарка, является его производительность, которая находится отношением грузооборота к грузоподъемности автопарка и показывает, сколько сделано тонно-километров на единицу грузоподъемности. В процессе анализа использования транспортных средств подлежат расчету следующие основные показатели: коэффициент технической готовности
подвижного состава, коэффициент использования парка, продолжительность работы подвижного состава (в часах) на линии, техническая скорость, эксплуатационная скорость, коэффициент использования времени для движения, коэффициент использования пробега.
Повышение эффективности управления обеспечивает решение следующих основных задач, стоящих перед любым автотранспортным предприятием:
-повышение качества транспортных услуг;
-обеспечение максимальной эффективности работы автотранспорта;
-укрепление трудовой дисциплины водителей и смежных с ними сотрудников;
-повышение безопасности перевозок;
-получение исчерпывающей и достоверной информации о работе каждого автомобиля.
В результате предложенные мероприятия могут существенно повысить эффективность работы транспортного предприятия. Вместо привычной стратегии регулярно вкладываться в новое оборудование, избавляясь от старого, не менее эффективно применять рациональные и интеллектуальные подходы к управлению транспортными и информационными системами. Также рынок транспортного комплекса сталкивается с такими проблемами как слаборазвитая инфраструктура РФ, огромные географические масштабы нашей страны и быстрорастущий спрос на транспортно-логистические услуги. Для решения этих проблем необходима целенаправленная государственная политика развития логистики, что может сделать ее одной из ведущих отраслей в отечественной экономике.
ООО «Мой город» является коммерческой организацией, и создано в целях:
- насыщения потребительского рынка транспортными услугами;
- совершенствования рыночной инфраструктуры и создания конкурентной среды;
- получения прибыли.
Основными задачами функционирования ООО «Мой город» являются:
- увеличение объемов продаж услуг;
- повышение качества услуг;
- снижение текущих расходов предприятия.
Основными видами деятельности ООО «Мой город» являются: транспортные услуги; техническое обслуживание и ремонт транспортных средств; аренда сухопутных транспортных средств и оборудования; организация перевозок грузов, оптовая продажа товаров (автозапчастей).
Как показали результаты исследования - количество автомобиле-дней в хозяйстве выросло в 2016 году на 2,11%, в 2017 году на 2,76%, что обусловлено приростом среднегодового количества автомобилей. За 2015-2017 гг. прирост составил 4,93%. При этом количество автомобиле-дней в работе выросло в 2016 году на 2,53%, в 2017 году на 3,18%. За 2015-2017 гг. прирост составил 5,79%.
Таким образом, отмечается опережение темпов роста автомобиле-дней в работе по сравнению с темпами роста количества автомобиле-дней в хозяйстве, что является положительным фактом в работе ООО «Мой город». Данный факт подтверждает динамика коэффициента выпуска.
Количество авто-часов в наряде выросло в 2016 году на 3,28%, в 2017 году на 7,94%. За 2015-2017 гг., в целом, прирост составил 11,48%. При этом количество авто-часов в движении выросло в 2016 году на 5,22%, в 2017 году на 7,05%. Отставание темпов роста авто-часов в движении по сравнению с темпами роста авто-часов в наряде является отрицательным фактом в работе предприятия.
За счет увеличения расходов организации в 2016-2017 гг. отмечено существенное снижение прибыли предприятия и соответственно эффективности производственно - коммерческой деятельности. Показателями,
характеризующими эффективность производственно коммерческой деятельности являются коэффициенты рентабельности и окупаемости оказания услуг и выполнения работ. В 2015-2017 гг. отмечено существенное снижение коэффициента рентабельности и повышение коэффициента окупаемости оказания услуг и выполнения работ. Таким образом, расходы, которые необходимо осуществить для получения 1 рубля прибыли от продаж существенно выросли.
Стоимость выручки на 1 управленческого работника составила на конец 2017 года 109,67% к уровню 2015 года, а размер чистой прибыли составил на 1 управленческого работника на конец 2017 года 33,86% к уровню 2015 года. Все это позволяет сделать вывод о снижении эффективности управления организацией в 2015-2017 гг.
Для повышения эффективности управления ООО «Мой город» необходимо предложить следующие мероприятия:
Мероприятие 1. Необходимо разработать и внедрить новую услугу «Доставка до двери».
Мероприятие 2. Необходимо разработать Интернет - сайт транспортной компании и организовать на нем систему отслеживания грузов и личный кабинет клиента.
Мероприятие 3. Для клиентов компании необходимо предложить новую услугу поиска необходимых им товаров и производителей с учетом индивидуальных потребностей клиента.
Мероприятие 4. Необходимо провести повышение квалификации
сотрудников, работающих с клиентами в области клиентоориентированности.
Мероприятие 5. Для повышения лояльности клиентов предлагается проводить один раз в месяц розыгрыш скидки на услуги транспортной компании в размере 10% по номеру экспедиторской расписки для 20 клиентов.
Мероприятие 6. Для повышения коэффициента технической готовности автотранспорта предлагается организовать участок по диагностике и ремонту форсунок дизельных двигателей.
За счет реализации предложенной системы мероприятий удастся увеличить объем выручки, приходящейся на одного среднесписочного работника с 926,88 тыс. руб. до 1390,82 тыс. руб. Уровень чистой прибыли, приходящейся на 1 работника вырастет с 47,03 тыс. руб. до 90,21 тыс. руб. Сумма выручки от выполнения работ, оказания услуг на 1 работника управления вырастет с 4502 до 6755,43 тыс. руб., а уровень чистой прибыли с 228,43 тыс. руб. до 438,14 тыс. руб.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
4. Арутюнова, Д.В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие / Д.В. Арутюнова. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2015. - 122 с.
5. Александров, О. А. Логистика. Учебное пособие / О.А. Александров. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 224 с.
6. Аникин, Б.А. Логистика / Б.А. Аникин. - М.: Проспект, 2013. - 406 с.
7. Белозерова, Н.П. Разработка методики оценки конкурентоспособности
транспортно-экспедиторских компаний и логистических операторов [Электронный ресурс] / Н.П. Белозерова // Интернет-журнал
«НАУКОВЕДЕНИЕ» №2 2013. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/
8. Бляхман, Л.С. Введение в менеджмент / Л.С. Бляхман. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2010. - 147 с.
9. Бондаренко, И. В. Эффективность управления предприятием - ключевая
задача менеджмента [Электронный ресурс] / И.В. Бондаренко. - Режим доступа: http://www.progressive-management.com.ua/statyi-avtora/ef-
management
10. Виссема, Х. Менеджмент в подразделениях фирмы / Х. Виссема. М.: ИНФРА, 2015. - 204 с.
11. Велесько, Е.И. Экономико-математическое обоснование общей задачи стратегического управления на предприятии / Е.И. Велесько // Менеджмент в России и за рубежом. -2011. -№ 5. - С.22-24.
12. Велиханова, А. Р Основные принципы и задачи эффективного управления предприятием в проблемной среде / А. Р Велиханова // Транспортное дело России. - 2012. - № 3. - С. 30.
13. Грузинов, В. П. Эффективность управления промышленными
предприятиями: теоретический аспект / В. П. Грузинов, И. А. Астафьева // Журнал Автомобильных Инженеров. - 2012. - № 1 (72) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.aae-press.ru/fZ72/44.pdf.
14. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки "Экономика" / А. М. Гаджинский. - Москва: Дашков и К°, 2013. - 420 с.
15. Горев, А. Э. Грузовые перевозки. Учебник / А.Э. Горев. - М.: Academia, 2016. - 304 c.
16. Гельвановский, М. Стратегическое управление / М. Гельвановский. - М.: ИНФРА-С, 2014. - 520 с.
17. Горемыкин, В.А. Планирование предпринимательской деятельности
предприятия / В.А. Горемыкин. - М.: ИНФРА, 2014. - 343 с.
18. Ефремов, В.С. Стратегия бизнеса / В.С. Ефремов. - М.: «ДИС», 2015. - 323 с.
19. Евневич, М. А. Эффективность аппарата управления и его организационной структуры / М. А. Евневич // TopManager. - 2014. - № 15. - С. 7 - 9.
20. Жукова, К.С. Основные проблемы малого бизнеса и пути их преодоления на современном этапе [Электронный ресурс] / К.С. Жукова. - Режим доступа: http:ZZwww. scienceforum.ru/2014Z365Z2123.
21. Ищенко, М. М. Оценка эффективности системы управления [Электронный
ресурс] / М. М. Ищенко, М. Г. Крылов. - Режим доступа :
http: ZZwww. auditfin.com/fin/2007Z4ZIshenkoZIshenko .pdf.
22. Канке, А. А. Основы логистики. Учебное пособие / А.А. Канке, И.П. Кошевая. - М.: КноРус, 2015. - 576 с.
23. Ковалишина, Г. В. Системный подход в оценке эффективности управления фирмой. [Электронный ресурс] / Г.В. Ковалишина. - Режим доступа : http: //www. auditfin.com/fin/2002/2/rkovalishina/rkovalishina.asp
24. Коврижных, И. В. Анализ и оценка эффективности управления в
организации / И. В. Коврижных. - Барнаул : АФ СибАГС, 2006. - 86 с.
25. Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего
образования по экономическим специальностям / В. И. Маргунова [и др.]. - Минск: Вышэйшая школа, 2013. - 507 с.
26. Медведев, В.П. Логистика / В.П. Медведев, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. - М.: Юрайт, 2014. - 288 с.
27. Магсумова, Л.М. Методы повышения эффективности управления
автотранспортным предприятием // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(63). [Электронный ресурс] / Л.М. Магсумова. - Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/3(63).pdf.
28.Основы логистики / Под редакцией В.В. Щербакова. - М.: Питер, 2016. - 432 c.
29. Рудьман, Я. В. Эффективность управления предприятием [Электронный
ресурс] / Я.В. Рудьман. - Режим доступа :
http://conference.be5.biz/r2013/4466.htm
30. Сайфиева, С.Н. Оценка эффективности системы управления предприятием. Тезисы докладов Седьмого Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий» / С.Н. Сайфиева // Секция 2. ЦЭМИ РАН. - 2016. - С.205.
31. Тяпухин, А.П. Логистика: учебник для бакалавров / А. П. Тяпухин. - М.: Юрайт, 2013. - 568 с.
32. Транспортная логистика: учебно-методическое пособие / Т. Р. Кисель. - Минск: БНТУ, 2012. - 377 с.
33. Усова, А.А. Перспективы развития рыночных инструментов повышения конкурентоспособности предприятий сферы транспортных услуг / А.А. Усова // Вестник ЮУрГУ, № 30, 2015. - С. 82-86.
34. Управление организацией: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 567 с.
35. Фатхутдинов, Р А. Стратегический маркетинг : учебник для вузов / Р А. Фатхутдинов. - 5-е издание. - СПб. : Питер, 2012. - 368 с.
36. Флит, А. Л. Особенности оценки конкурентоспособности предприятия в сфере услуг / А.Л. Флит // Проблемы современной экономики, N 2 (50),
2014. - С.12-14.
37. Фасхиев, Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия в сфере услуг? / Х.А. Фасхиев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 4(36). - С. 53-68.
38. Цой, А.Г. Особенности организации деятельности автотранспортного
предприятия // Экономика и управление: проблемы, тенденции,
перспективы развития : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 3 февр. 2017 г.) / А.Г. Цой - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 187-191.
39.Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие / К.А. Мухина - Красноярск, 2015. - 229 с.
40.Эриашвилли, Н.Д. Способы оценки эффективности реализации стратегии развития компании / Н.Д. Эриашвилли // Экономический журнал. - №26. -
2015. - С.32-35.