ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ 7
1.1. Понятие, сущность и значение туризма для развития экономики 7
1.2. Специфика оздоровительного туризма и его типология 11
1.3. Влияние оздоровительного туризма на развитие территории 14
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В
РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ В СВЯЗИ СОРГАНИЗАЦИЕЙ РУСПУБЛИКАНСКОЙ АССОЦИАЦИИСАНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «САНАТОРИИТАТАРСТАНА» 19
2.1 Анализ состояния оздоровительного туризма в Республике Татарстан .... 19
2.2. Общая характеристика Республиканской ассоциации санаторно-курортных учреждений «Санатории Татарстана» 34
2.3. Перспективы деятельности Республиканской ассоциации санаторно-курортных учреждений и ее основные достижения 36
3. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО
ТУРИЗМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 44
3.1. Управление инвестиционной деятельностью 44
3.2. Управление качеством санаторно-курортных услуг 54
3.3. Практические рекомендации по совершенствованию стратегии развития
оздоровительного туризма в Республике Татарстан 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Получив доступ к благам технического прогресса, сейчас каждый человек может посвятить отпуск поездкам за границу и в регионы своей страны. Туризм становится популярным проведением досуга. Ведь приток туристов в страну или регион благоприятно сказывается на развитии территории.
Разнообразие таких ресурсов, как природные условия, географическое положение, историческое наследие, насыщенность достопримечательностями, их расположение относительно центров туризма, уровень развития материально-технической туристской базы характеризуют высокий потенциал развития туризма. Кроме того, развитие туризма зависит от транспортной доступности туристских центров с точки зрения существующей транспортной системы и современных коммуникаций. Но тем не менее первоначальной основой для создания туризма являются природные и географические условия. На ранней стадии туризм получил развитие именно в тех регионах, где находятся целебные источники и благоприятный климат.
В настоящее время весь мир находится в бесконечном потоке научно-технического прогресса, происходит процесс урбанизации, что ведет за собой как положительные, так и отрицательные последствия для здоровья людей. Отмечается снижение функциональных возможностей человеческого организма, что и проявляется в ухудшении деятельности его важнейших жизнеобеспечивающих систем. Именно поэтому оздоровительный туризм является значительным социальным фактором развития территории.
Согласно стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан, к 2030 году одной из целей является сохранение здоровья населения и продление долголетия. В рамках данного проекта предполагается развитие оздоровительного туризма в Республике.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время происходит популяризация здорового образа жизни, целью правительства является снижение заболеваемости и смертности населения, и одновременно с этой задачей правительства является развитие внутреннего туризма и развитие Республики в целом. Туризм как самостоятельная сфера услуг предполагает развитие региона благодаря притоку туристов и финансов. В совокупности этих двух факторов образуется оздоровительный туризм, который способствует развитию Республики Татарстан как туристического продукта, так и для экономической составляющей региона.
Предмет исследования — социально-экономические отношения в сфере оздоровительного туризма как фактора развития территории.
Объектом исследования бакалаврской работы является состояние оздоровительного туризма в Республике Татарстан в рамках деятельности Республиканской Ассоциации санаторно-курортных учреждений «Санатории Татарстана».
Методология исследования — анализ, синтез, стратегический менеджмент, экономический и статистический анализ.
Цель работы — изучить состояние и значение оздоровительного туризма и разработать практические рекомендации для Республики Татарстан.
Задачи:
- определить понятие, сущность и значение туризма для развития экономики;
- выявить специфику оздоровительного туризма и его типологию;
- разобрать влияние туризма на развитие территорий;
- провести анализ состояния развития оздоровительного туризма в Республике Татарстан;
- определить основные направления деятельности, перспективы деятельности Ассоциации санаторно-курортных учреждений и ее основные достижения;
- выявить значение и варианты управления инвестиционной деятельностью в сфере туризма;
- определить основные приоритеты в управлении качеством санаторно-курортных услуг;
- разработать практические рекомендации по совершенствованию стратегии развития оздоровительного туризма в Республике Татарстан.
Степень научной изученности. Данная тема применительно к оздоровительному туризму мало исследована. Следует отметить таких авторов, как: Деркачева Л.Н., которая в своей работе «Оздоровительный туризм как фактор развития территории на примере побережье залива Петра Великого (Японское море)» использовала методику оценки климата, позволяющую оценить рекреационные возможности территории; работа «Туризм как направление социально-экономического развития Северо-Кавказского Федерального округа» под авторством Агаевой М.А., Зеркалевой Л.С, которые использовали схожие методы развития территории; Комова О.А., Вольф Л.П. провели анализ конкурентных преимуществ в работе «Туризм как фактор развития территории»; Суханова Н.Е. Изучила роль прямых иностранных инвестиций в развитии конкурентных преимуществ в работе «Туризм как фактор устойчивого развития регионов России»; Гостева Л.Ф. в своей работе «Туризм как фактор экономического развития региона» занималась формированием единого туристического пространства и развитием его имиджа.
Теоретическую базу исследования составляют работы Ветитнева А., Войновой Я.А. «Организация санаторно-курортной деятельности», Кускова А.С., Лысиковой О.В. «Курортология и оздоровительный туризм», Леонова В. А., Салова Ю. И. «Проблемы и перспективы устойчивого развития туристско- рекреационного комплекса», Губы В.П., Воронова Ю.С. «Лечебно-оздоровительный туризм», Разумова А.Ч. «Санаторно-курортное лечение: сборник нормативно-правовых и методических материалов», Турманидзе Х.Ч., Теймураза А.К. «Управление эффективностью инвестиций в гостиничных комплексах», Драчевой Е.Л. «Специальные виды туризма: ЛЕЧЕБНЫЙ ТУРИЗМ».
Теоретическая значимость работы заключается в изучении влияния оздоровительного туризма на развитие Республики Татарстан.
Практическая значимость — разработка рекомендаций в сфере оздоровительного туризма как фактора развития Республики Татарстан.
Научная новизна исследования заключается в комбинации факторов управления инвестиционной привлекательностью и качеством санаторно-курортных услуг для дальнейшего развития туризма в Республике Татарстан с использованием планируемого кластерного подхода, влияющим на развитие территорий и ориентацией оздоровительного туризма на профилактику профзаболеваний. Координирующая роль при данном подходе отводится Республиканской Ассоциации санаторно-курортных учреждений «Санатории Татарстана».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Туристический сектор является одной из самых перспективных отраслей с точки зрения потенциального вклада в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации.
Республика Татарстан имеет благоприятные условия для развития оздоровительного туризма, который является движущим сектором для развития республики.
Организация оздоровительного туризма представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств, технологий и природных ресурсов в производственно-обслуживающем процессе санаторно-курортного учреждения.
При успешной реализации программы развития оздоровительного туризма можно заметить развитие республики в целом. Это проявляется в создании новых рабочих мест, снижения заболеваемости населения, развития туристско-рекреационной базы, привлечения инвестиций в регион, улучшения качества предлагаемых услуг санаторно-курортной базы и создание имиджа Республики Татарстан.
В настоящее время санаторно-курортное учреждение перестает быть местом лечения и отдыха лиц преклонного возраста и становится полифункциональным оздоровительным центром, рассчитанным на широкий круг потребителей. Изменение спроса на оздоровительные услуги обусловлено тем, что в моду входит здоровый образ жизни. Во всем мире, в том числе и в нашей республике, растет число людей, которые нуждаются в восстановительных антистрессовых программах и хотят поддерживать хорошую физическую форму. Отсюда интерес к здоровому образу жизни, занятиям спортом, которым на курортных стали придавать большое значение и создавать для этого благоприятные условия.
В ходе написания бакалаврской работы было изучено состояние и влияние оздоровительного туризма Республики Татарстан на развитие территории региона. Было выявлено, что туристско-рекреационная деятельность является важнейшим фактором развития социально-экономической сферы субъекта.
На основании проделанного нами исследования можно сделать следующие выводы. Благоприятный климат, наличие рекреационных ресурсов в Республике Татарстан являются благоприятными для развития оздоровительного туризма.
В нашем исследовании мы выяснили основные понятия, сущность и значение туризма для развития экономики.
Была выявлена специфика оздоровительного туризма и изучена его типология.
При решении задачи определения влияния туризма на развитие территории в работе показано, что туризм служит катализатором экономического развития и в то же время сам является одной из перспективных и быстрорастущих ее отраслей.
На основании проделанного нами анализа состояния оздоровительного туризма в Республике Татарстан, и сравнительного анализа с регионами- соседями, было выявлено, что преимуществом республики является большой туристический поток, проведение различных спортивных мероприятий в республике, наличие большой санаторной и природно-рекреационной базы. А наличие отдельного органа способствует развитию данного направления более детально и тщательно.
Основной проблемой было выявлено отсутствие отличительных особенностей или редких источников в республике. Из этого мы приходим к выводу, что повысить конкурентоспособность республики можно с помощью улучшения качества обслуживания, выявления потенциальной целевой аудитории, рекламы оздоровительного отдыха в республике, популяризации санаторно-курортного отдыха, создание льгот и удобных условий для отдыха, ремонт здравниц, обновление технологий лечения, стандартизация, привлечение инвестиций.
Ознакомившись с характеристикой Республиканской ассоциации санаторно-курортных учреждений «Санатории Татарстана», мы провели анализ деятельности организации и определены перспективы ее деятельности.
При решении задачи изучения управления инвестиционной деятельностью в работе было выявлено, что инвестиционные ресурсы являются основой развития санаторно-курортной отрасли. Так как источником развития оздоровительного туризма является финансирование, которое представляет собой все виды инвестирования, привлекаемого для осуществления вложений в объекты.
Объектами инвестирования в туристско-рекреационном комплексе являются новые объекты, реконструкция и модернизация старых объектов, оказывающих санаторно-курортные услуги. Вследствие чего были определены основные рекомендации для развития оздоровительного туризма в Республике:
1. Привлечение инвестирования в сферу оздоровительного туризма путем повышения интереса инвесторов к санаторно-курортной отрасли;
2. Реализация инвестиционных проектов оздоровительного направления (закупка современного оборудования, развитие инфраструктуры и т. д.).
Мы изучили качество предоставляемых услуг, что является одним из важнейших показателей конкурентоспособности в санаторно-курортной сфере. Для повышения уровня качества были сформулированы рекомендации: формирование политики в сфере качества; стандартизация санаторно-курортных учреждений; повышение квалификации кадров; расширение специализаций санаторно-курортных учреждений; улучшение уровня качества обслуживания на уровне санаториев.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель изучить состояние и значение оздоровительного туризма и разработать практические рекомендации для Республики Татарстан достигнута.
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций в сфере оздоровительного туризма, как фактора развития Республики Татарстан. Согласно рекомендациям, развитие оздоровительного туризма
происходит на республиканском уровне, в рамках ассоциации и непосредственно на уровне санатория.
Результаты исследования были представлены в статье «Социальные аспекты маркетинга лечебно-оздоровительного туризма» на 11-й Международной научно-практической конференции «Маркетинг и общество» 15-16 декабря 2016 года.
Рекомендовано проведение мероприятий:
Юридические:
1. Обеспечить соответствие стандартам системы менеджмента качества серии ISO 9000;
2. Проконтролировать соблюдение стандарта, разработанного
Росздравнадзором «Система добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению»;
3. Создание центра по оказанию помощи туристам, защите их прав;
4. Создание «Единого окна» для упрощения процедуры оформления инвестирования, и заблаговременный перевод земель под туристско- рекреационные объекты.
Маркетинговые:
1. Создание единой имиджевой политики Республики Татарстан, информационная поддержка СМИ, привлечение санаторно-курортных учреждений к участию в выставках, продвижение оздоровительного туризма в Татарстане и повышение конкурентоспособности;
2. Создание рейтинга инвестиционной привлекательности: «ТОП-100 российских здравниц»;
3. Проведение опроса, согласно которому можно будет понять отношение жителей региона к санаторно-курортному отдыху и лечению в санаториях (анкетирование на сайте Ассоциации и каждого санатория);
4. Участие Ассоциации в международных выставках, отдельное кластерное участие в выставках.
По качеству:
1. Создать «Совет по контролю качества обслуживания»;
2. В рамках Ассоциации - разработка программы по повышению уровня качества: проведение тренингов, семинаров и обучающих программ по повышению уровня качества обслуживания;
3. Провести анализ функционирования системы качества со стороны руководства, осуществлять контроль качества курортной услуги;
4. Организовать работу по качеству обслуживания, создание должности в санаторно-курортной организации, отвечающей за контроль качества обслуживания;
5. Обеспечение взаимодействия с потребителем (путем проведения анкетирования, опросов, голосования на сайтах санаториев и на стойке администрации);
6. Провести анализ соответствия качества услуг, согласно требованиям потребителя. В следствие чего осуществить корректирующие воздействия.
Технические:
1. Организовать процесс управления, включающим в себя вертикальные и горизонтальные процессы;
2. Расширение специализаций в санаториях (офтальмология, дерматология, стоматология);
3. Усовершенствование тура выходного дня.
Финансовые:
1. Создание льгот и скидок для работников заводов Республики Татарстан;
2. Финансирование реконструкций, ремонта санаторно-курортных учреждений и прилежащих к ним территорий, развитие транспортной инфраструктуры.
В ходе проведения исследования доказано влияние оздоровительного туризма на развитие территории на примере Республики Татарстан.
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ, ст.1. - 2015. - С. 2-3.
2. Указ Президента РФ от 22 декабря 1995 г. № 813 «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма». - 2014. - С.8
3. Приложение к Закону Республики Татарстан «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года», - 2014. - С. 5-8.
4. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. .- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. - М.: ДЕАН, 2017.- 340 с.
5. Государственные сметные нормативы. Федеральные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы. ФЕР 81-02-ОП-2001. Общие положения. Исчисление объемов работ. - М.: Корина, 2014. - 120 с.
6. Бабкин, А.Б. «Специальные виды туризма»: учеб. пособие / - Ростов-на- Дону: Феникс, 2016. - 252с.
7. Барчуков, И.С. Методы научных исследований в туризме : учебное пособие / И.С. Барчуков. - М.: Академия, 2012. - 224 с.
8. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. - Спб.: Издательство торговый дом "Герда", 2014. - 292с.
9. Бокша, В.Л.,Богуцкий, Б.В. Медицинская климатология и
климатотерапия. - К., 1980. - 253с.
10. Бушар, Крейг Путь Caterpillar. Уроки лидерства, роста и борьбы за стоимость / Крейг Бушар , Джеймс Кох. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 352с.
11. Брюйн, Х. Управление по результатам в государственном секторе / Х. Брюйн. - Москва: СИНТЕГ, 2015. - 102 с.
12. Ветитнев, А.В., Организация санаторно-курортной деятельности. / А.В, Ветитнев, Я.А.Войнова. - Чехов, «Чеховский Печатный Двор», 2014 г. - 270с.
13. Гришин, Е.Р. 500 метров / Е.Р.Гришин. - М.: Молодая Гвардия, 2015. - 336 с.
14. Губа, В.П., Лечебно-оздоровительный туризм: учебник для студентов высших учебных заведений / В.П.Губа, Ю.С.Воронов. - 2014 г.-118 с.
15. Деркачева, Л.Н. Методические подходы к интегральному анализу климатических условий для рекреационных целей /Л.Н.Деркачева.- Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2015. - С 3-21.
16. Драчева, Е.Л. «Специальные виды туризма: ЛЕЧЕБНЫЙ ТУРИЗМ» /Е.Л.Драчева. - М.: Академия, 2013 - 296 с.
17. Дурович, А.П. Организация туризма: Учебное пособие / А.П.Дурович, Н.И. Кабушкин, Т М. Сергеева. - М.: Новое знание, 2016. - 632 с.
18. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие для студентов вузов./ А.П,Дурович. - 3-е изд. - Минск: Новое знание, 2014. - 495 с.
19. Ефремова, М.Н. Эффективность коммуникационных процессов в сфере туризма (семантика, дефиниции в терминологическом аппарате) / М.Н.Ефремова. - М.: Маркетинг, 2015. - N 2 - C. 88-102.
20. Жинкин, А.Р. Курортное дело, спорт и туризм// А.Р.Жинкин, О.Б.Паламарчук. - Краснодар: Кубань: история, экономика, культура, 2015. С.245-271.
21. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 254с.
22. Иванов, А.П. Финансовые инвестиции на рынке ценных бумаг / А.П. Иванов. - М.: Дашков и К°, 2016. - 584с.
23. Иванов, П.К. Тайм-драйв. Никогда не ешьте в одиночку. Клиенты на всю жизнь. / П.К.Иванов, А.А.Фербер.- М.: Манн, 2013. - 912с.
24. Карагозов, О.В. Организационные аспекты повышения эффективности санаторно-курортной сферы / О.В.Карагозов. - Сочи: Знание. 2012. - 226с.
25. Карчевская, Е.Н. Организация международного туризма: Практическое пособие / Е.Н. Карчевская. - Гомель: ГГТУ, 2015. - 25с.
26. Квартальное, В.А. Туризм: Учебник для образоват. учреждений турист. профиля / В.А. Квартальное; Рос.междунар. акад. туризма. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 315с.
27. Кравченко, Л. С. Развитие туризма в Сочи: прошлое и настоящее / Л.С.Кравченко. - Сочи: Знание. 2013. 210с.
28. Криворучко, В.И. Словарь-справочник: Экология, здоровье, курорты, туризм /.В.И.Криворучко, А.В. Островерхов, И.П. Лебедева. - М.: Медицина, 2014. - 224 с.
29. Крупенина, Т.И. Социальные проблемы развития индустрии туризма. / Т.И.Крупенина // Управление персоналом. - 2016. -№5. - С. 38-43.
30. Кулешова, А.В. Перспективы развития туризма как главной отрасли специальности в г.Сочи / А.В.Кулешова, В.А.Быков // Проблемы и перспективы устойчивого развития туристско-рекреационного комплекса стран Черноморского бассейна Т.1. - Сочи - Ялта, 2016.- с.13-16.
31. Кусков, А.С. Курортология и оздоровительный туризм : учебное пособие / А.С. Кусков, О.В. Лысикова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 320с.
32. Леонов, В.А. Проблемы и перспективы устойчивого развития туристско- рекреационного комплекса / В.А. Леонов, Ю.И.Салов. - Соч: СГУТиКД, - 2015.
- 137с.
33. Лубинец, Е.В. Гильотина для сказки. Под угрозой исчезновения оказались уникальные природные и туристическое объекты Кубани: (Апшеронский край) / Е.В. Лубинец // Российская газета 17 декабря - 2014. с.6.
34. Николаенко, Д.В. Рекреационная география /Д.В. Николаенко - М., 2016.
- 320с.
35. Окладникова, Е.А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира: Учеб пособие по спец. «Туризм» и «Социокультурный сервис» /Е.А.Окладникова. - М.; СПб.: Омега-Л. -2012, 58с.
36. Пармурзин, Ю.П. Словарь по физической географии. Учебное издание. / Ю.П.Пармурзин, Г.В.Карпов. М.: Просвещение, 2015. - 367с.
37. Питер, Ф.Д. Эффективное управление предприятием / Ф.Д.Питер. - М.: Вильямс, 2017. - 224 с.
38. Разумов, А.Ч. Санаторно-курортное лечение: сборник нормативно-правовых и методических материалов / А.Ч. Разумов. - М.: МЦФЗР, 2013. - 720с.
39. Рачумов, А.Ч. Санаторно-курортное и восстановительное лечение. Сборник нормативно-правовых и методических материалов /А.Ч.Разумов. - М.: МЦФЗР.2014 - 345с.
40. Романов, А.А. География туризма / А.А.Романов, Р.Г.Саакянц. - М.: Сов. спорт, 2012. - 68с.
41. Самайленко, А.А. География туризма: уч. Пособие / А.А. Самойленко. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2016. - 368с.
42. Сапожникова, Е.Н. Страноведение: Теория и методика туристского изучения стран: учеб. пособие для студентов. / Е.Н.Сапожникова. - М.: Академия, 2015. - 240с.
43. Сапожникова, Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 7 декабря 2011 г. №414-ФЗ "О центральном депозитарии" (постатейный) / Ю.В.Сапожникова. - М.: Юстицинформ, 2012. - 136 с.
44. Соколова, М.В. История туризма /М.В. Соколова. - М.: Академия, 2014. - 123с.
45. Третьякова, Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме / Т.Н.Третьякова. - М.: Академия, 2008. - 272 с.
46. Турманидзе, Т. Управление эффективностью инвестиций в гостиничных комплексах / Т.Турманидзе. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 284 с.
47. Фаербер, Э. Все об акциях. Легкий способ начать свой путь / Э.Фаербер.
- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 113 с.
48. Щепотьев, А.В. Методика выявления и оценки «скрытых» и «мнимых» активов и обязательств / А.В.Щепотьев. - М.: Юстицинформ, 2015. - 336 с.
49. Яковлев, Г. А.. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. 2-еизд., перераб. и доп. / Г.А.Яковлев. - М.: Издательство РДЛ,2014. — 376 с.
50. Яруллин Р.Н. География туризма: метод. пособие / Р.Н.Яруллин. - Уфа: Мир печати, 2016. - 368с.
51. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды. Казань 2016 С 18-76.
52. Инструкция по бюджетному учету: моногр. . - М.: Омега-Л, 2015. - 456 с.
53. Комплексный информационно-аналитический доклад «Социально-экономическое положение Республики Татарстан». ТАТАРСТАНСТАТ 2016г., №6
54. Курортное дело. Справочник/ Ассоц. курортов Северо-Запада РОССИИ.
- СПб. б. п., 2015 -98 с.
55. Курортно-туристическое обозрение. 2010 г. №2 (11) март-апрель / ООО «Курорт Регион Тур». - Ставрополь, 2013. - 28с.
56. Курорты. Энциклопедический словарь / Под ред. Е.И. Чазова. - М., 2012
57. Образцы должностных и рабочих инструкций для организаций малого бизнеса. - М.: Дикта, 2013. - 288 с.
58. Отчет о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за 2016 год. Казань 2017 С 23- 38.
59. Проблемы, инновационные подходы, перспективы развития курортно-туристического комплекса России: Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции, 21-23 апреля, 2013 / Министерство образования РФ; Деп. образования и науки администрации Краснодарского края
60. Туризм в цифрах. 2014. - М.: Статистика России, 2014. - 583 с.
61. Бердникова, О.А. «Социальные аспекты маркетинга лечебно-оздоровительного туризма» / О.А.Бердникова, Р.Р.Давлетшина, Е.П.Терентьев // Сборник статей 11-й Международной научно-практической конференции «Маркетинг и общество». - 2016. С.24-28.
62. Всемирная торговая организация. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.wto.ru/.- (Дата обращения: 22.04.2017).
63. Федеральная Служба Государственной Статистики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://Gks.ru/. - (Дата обращения: 22.02.2017).