ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1 Основные понятия в области организации дорожного движения 6
1.2 Анализ факторов, приводящих к дорожно-транспортным
происшествиям 8
1.3 Анализ Стратегии безопасности дорожного движения в Российской
Федерации на 2018-2024 годы 14
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЗОНАХ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ В ГОРОДЕ ЕЛАБУГА 21
2.1 Зарубежный опыт организации дорожного движения на пешеходных
переходах 21
2.2 Разработка мер по совершенствованию организации дорожного
движения в городе Елабуга в зоне нерегулируемых пешеходных переходов 25
Выводы по второй главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Актуальность исследования. Год от года вопрос загруженности улично-дорожной сети городов автомобильным транспортом становится все более острым. Причин данного явления несколько, но одна из основных - увеличение количества единиц автотранспорта, зарегистрированных в нашей стране.
Повышение безопасности дорожного движения, направленное на сохранение жизни, здоровья и имущества граждан Российской Федерации, является одним из приоритетных направлений государственной политики и важным фактором обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны. Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России и обществу в целом колоссальный социальный, материальный и демографический ущерб. В Российской Федерации с 2007 по 2017 год в дорожно-транспортных происшествиях погибло примерно 300 тыс. человек, 2,5 млн. человек были ранены, пострадали 248 тыс. детей в возрасте до 16 лет, из них около 10 тыс. получили травмы, несовместимые с жизнью. Треть погибших в авариях на автомобильных дорогах составляют люди наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет). Около 20 процентов пострадавших становятся инвалидами. Ежегодные экономические потери страны от дорожно-транспортных происшествий составляют около 2 процентов валового внутреннего продукта и сопоставимы в абсолютных показателях с валовым региональным продуктом таких субъектов Российской Федерации, как Краснодарский край или Республика Татарстан.
Правительством России предпринимаются меры по снижению аварийности на дорогах. В январе 2018 года была утверждена Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы, ставшая основой формирования и реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения на федеральном, региональном, муниципальном и межотраслевом уровнях. В стратегии определены приоритеты в области безопасности дорожного движения, направлений и способов их достижения, а также для формирования у участников правоотношений в области безопасности дорожного движения представлений относительно перспектив и ориентиров состояния обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Однако требуют постоянного внимания вопросы, связанные с ежедневным обеспечением безопасности участников дорожного движения.
Объект исследования: организация и обеспечение безопасности дорожного движения в условиях города.
Предмет исследования: меры по повышению безопасности дорожного движения в зонах нерегулируемых пешеходных переходов.
Цель исследования: разработка мер по повышению безопасности дорожного движения в зонах нерегулируемых пешеходных переходов города Елабуги Республики Татарстан.
Задачи исследования:
1. Изучить и провести анализ аварийности в России.
2. Проанализировать Стратегию повышения безопасности дорожного движения в России.
3. Рассмотреть опыт различных стран в организации дорожного движения в зонах пешеходных переходов.
4. Провести анализ состояния дорожного движения в зонах
нерегулируемых пешеходных переходов в городе Елабуга.
5. Разработать мероприятия по повышению безопасности дорожного движения в зонах нерегулируемых пешеходных переходов города Елабуга.
Методы исследования: изучение и анализ нормативных документов и литературных источников по теме исследования, сравнение, планирование, моделирование, проектирование.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практической работе со студентами, обучающимися по направлению подготовки «Технология транспортных процессов», а также для работы в сфере организации безопасности дорожного движения в целях его совершенствования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Проведенное исследование позволило нам сформулировать следующие выводы.
Дорожно-транспортные происшествия, связанные с наездами на пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах остаются серьезной проблемой в России. Причиной данного вида ДТП являются такие факторы как низкая транспортная культура водителей и пешеходов, высокая интенсивность движения. Немаловажную роль здесь играют месторасположение, ширина проезжей части, наличие средств организации дорожного движения, видимость и др.
Анализ зарубежного опыта организации дорожного движения в зонах пешеходных переходов показывает, что затраты на техническое оснащение оправдывают себя: количество ДТП значительно снижается, при этом повышается транспортная культура как водителей, так и пешеходов.
В Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан в 2017 году произошло 36 дорожно-транспортных происшествия с участием пешеходов, в которых погибло 3 и ранено 34 человека. По сравнению с Лениногорским муниципальным районом, в котором проживает примерно столько же людей, эти данные значительно ниже, поэтому мы считаем необходимым ввести дополнительные меры по обеспечению безопасности дорожного движения в зонах нерегулируемых пешеходных переходов городе Елабуга.
Нами проанализированы условия дорожного движения в зонах двух пешеходных переходов в городе Елабуга, на основании чего разработан ряд мер по совершенствованию организации дорожного движения. В первую очередь, мы предлагаем установить освещение, так как большинство аварий случается в темное время суток. Также нами предлагается установить светофоры с управляемой кнопкой в зоне пешеходных переходов. И третья, на наш взгляд, эффективная мера - это перенос пешеходного перехода на проспекте Нефтяников на расстояние 5 метров от автобусной остановки.
Предложенные нами меры требуют материальных затрат. Однако, как показывает анализ источников информации, технические меры предупреждения ДТП на пешеходных переходах приносят существенный экономический эффект в виде снижения потерь от гибели или ранения людей.
1. Агуреев, И. Е. Динамическая модель транспортной макросистемы / И. Е. Агуреев, А. Е. Богма, В. А. Пышный // Известия ТулГУ. Технические науки. - 2013. - С. 139-145.
2. Алексеев, А.П. Правила дорожного движения 2017 с иллюстрациями / А.П. Алексеев. - М. : Эксмо, 2017. - 160 с.
3. Ахмадиева, Р.Ш. Качество безопасности дорожного движения / Р.Ш. Ахмадиева // Вестник Научного центра безопасности жизнедеятельности. -
2009. - № 1. - С. 19-23.
4. Власов, В.М. Интеллектуальные транспортные системы в автомобильнодорожном комплексе / В.М. Власов, В.М. Приходько, С.В. Жанказиев, А.М. Иванов. - М.: МАДИ. - М.: ООО «МЭЙЛЕР», 2011. - 487 с.
5. Власов, В.М. Транспортная телематика в дорожной отрасли / В.М. Власов, Д.Б. Ефименко, В.Н. Богумил. - М.: МАДИ, 2013. - 80 с.
6. Влияние элементов системы водитель - автомобиль - дорога - среда на безопасность дорожного движения: Учебное пособие / И.С. Степанов [и др.]. - М.: МГТУ «МАМИ», 2011. - 171 с.
7. Вучик, В.Р. Транспорт в городах, удобных для жизни / В.Р. Вучик. - М. : Территория будущего, 2011. - 124 с.
8. Гаваева, А.А. Применение информационного знака на нерегулируемых пешеходных переходах / А.А. Гаваева, А.С. Гаваев // В сборнике: Организация и безопасность дорожного движения материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. - Тюмень: Изд-во ТИУ, 2014. - С. 66-71.
9. Гайфуллин, В.М. О проблеме обеспечения видимости на
нерегулируемых пешеходных переходах / В.М. Гайфуллин, О.О. Денисова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 10
(129). - С. 76-81.
10. Гайфуллин, В.М. Повышение безопасности движения на нерегулируемых пешеходных переходах за счет улучшения технического оснащения / В.М. Гайфуллин, А.В. Семенова // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. - 2015. - № 1. - С. 215-218.
11. Добромиров, В.Н. Организация безопасного дорожного движения на пешеходных переходах / В.Н. Добромиров, С.С. Евтюков, Е.В. Голов // Вестник гражданских инженеров. - 2017. - № 6 (65). - С. 265-270.
12. Домке, Э. Р. Пути сообщения, технологические сооружения / Э. Р. Бондаренко, Ю. М. Ситников, К.С. Подшивалова. - М.: Академия, 2013. - 49 с.
13. Журавлев, А.С. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на пешеходных переходах / А.С. Журавлев // Аспирант и соискатель. - 2015. - № 1 (85). - С. 71-73.
14. Иванов, С.Е. Организация и безопасность движения: учебное пособие / С.Е. Иванов. - 2-е изд. - СПб: Изд-во СЗТУ, 2011. - 201 с.
15. Крулев, Г.И. Безопасность движения и техника безопасности на автомобильном транспорте / Г.И. Крулев. - М.: Транспорт, 2011. - 168 с.
16. Лапина, Е.А. Краски для нанесения дорожной разметки. Их классификация и влияние на безопасность движения / Е.А. Лапина, И.А. Лапина // Новая наука: От идеи к результату. - 2016. - № 10-3. - С. 61-63.
17. Немирович, Я.Е. Обоснование применения технических средств организации дорожного движения на пешеходных переходах / Я.Е. Немирович, И.А. Анисимов // В сборнике: Организация и безопасность дорожного движения материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. - Тюмень: Изд-во ТИУ, 2014. - С. 215-223.
18. Николаев, А.Б. Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте / Под ред. А.Б. Николаева. - М.: Академия, 2012.
- 288 с.
19. Николаева, Р.В. Методы и средства повышения внимания пешеходов и водителей на пешеходных переходах / Р.В. Николаева, А.Н. Ершова // Вестник НЦБЖД. - 2015. - № 2 (24). - С. 20-26.
20. Новые Правила дорожного движения. - М: Эксмо, 2017. - 102 с.
21. Павленко, П.Ф. Автоматическая система раннего оповещения водителей о наличии пешеходов на пешеходном переходе (безопасный пешеходный переход) / П.Ф. Павленко // Проблемы автоматики и управления. - 2013. - № 2 (25). - С. 48-53.
22. Показатели состояния безопасности дорожного движения. - URL: http: //st at. gibdd.ru/
23. Пржибыл, П. Контроль скорости на участке как эффективный инструмент улучшения дорожной безопасности / П. Пржибыл // Мир транспорта и технологических машин. - 2013. - № 4 (43). - С. 69-76.
24. Пугачёв, И. Н. Организация и безопасность дорожного движения / И. Н. Пугачев, А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. - М.: Академия, 2009. - 272 с.
25. Разуваев Д.А. Использование стабилизаторов грунтов при расширении сети автомобильных дорог местного значения / Д.А. Разуваев, А.Л. Ланис // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. - 2012. - Т. 3. - С. 223-228.
26. Скудина А.А. Влияние видимости дорожной разметки и знаков на безопасность движения / А.А. Скудина, Э.В. Марченко // Роль технических наук в развитии общества : Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - Ростов н/Д. : Изд-во ДГТУ, 2017. - С. 189-192.
27. Степанов, И.С. Влияние элементов системы водитель - автомобиль - дорога - среда на безопасность дорожного движения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Степанов, Ю.Ю. Покровский. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 171 с.
28. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы. - URL: http://static.government.ru/media/files/ g6BXGgDI4fCEiD4xDdJUwlxudPATBC 12.pdf
29. Троицкая, Н.А. Единая транспортная система: учебник / Н.И. Троицкая, А.Б. Чубуков. - М.: Академия, 2007. - 240 с.
30. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности
дорожного движения в 2013-2020 годах». - URL:
http://base.garant.ru/70467076/
31. Чванов, В.В. Методы оцени и повышения безопасности дорожного движения с учетом условий работы водителя. / В.В. Чванов. - М.: ИНФРА-М,
2010. - 414 с.
32. Шведовский П.В. Изыскания и проектирование автомобильных дорог: Часть 1. План, земляное полотно / П.В. Шведовский, В.В. Лукша, Н.В. Чумичева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2016. - 445 с.
33. Эльвик, Р. Справочник по безопасности дорожного движения: пер. с норв./ Р. Эльвик, М.А. Боргер, Т. Ваа; под ред. проф. В.В. Сильянова. - М.: Изд-во МАДИ (ГТУ), 2001. - 754 с.
34. Эффективность применения искусственных неровностей по типу "спящий полицейский" / Д.В. Мозолевский [и др.] // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия В: Промышленность. Прикладные науки. - 2014. - № 3. - С. 99-105.