Правовое положение несовершеннолетних по российскому законодательству
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ. . 6
1.1. Понятие несовершеннолетних по российскому законодательству . . . . 6
1.2. Элементы правового статуса несовершеннолетних 13
ГЛАВА II. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 20
2.1. Гражданская правоспособность и дееспособность
несовершеннолетних 20
2.2. Право собственности несовершеннолетних 29
ГЛАВА III. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ИНЫЕ МЕРЫ
УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 32
3.1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних 32
3.2. Принудительные меры воспитательного воздействия, назначаемые
несовершеннолетним 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ. . 6
1.1. Понятие несовершеннолетних по российскому законодательству . . . . 6
1.2. Элементы правового статуса несовершеннолетних 13
ГЛАВА II. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 20
2.1. Гражданская правоспособность и дееспособность
несовершеннолетних 20
2.2. Право собственности несовершеннолетних 29
ГЛАВА III. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ИНЫЕ МЕРЫ
УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 32
3.1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних 32
3.2. Принудительные меры воспитательного воздействия, назначаемые
несовершеннолетним 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
Современные условия развития российского государства характеризуются преобразованиями в социально-экономической, правовой и политической сферах жизни общества.. Вырисовывающаяся на фоне этих перемен нестабильная обстановка, и, прежде всего, в экономической сфере, заставляет все больше внимания уделять вопросам жизнеобеспечения граждан, реализации и защиты их прав и свобод. Особого участия требуют к себе, так называемые, менее защищенные слои населения, среди которых на первом месте стоят несовершеннолетние граждане.
Дети, как правило, в любом государстве находятся в привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о детях проявляется в самых различных областях его деятельности. Среди этих направлений защита прав и интересов несовершеннолетних.
Ухудшение положения детей и возможностей семьи и государства по их жизнеобеспечению, развитию и социализации, побудили общество к определению приоритетных направлений социально-экономической защищенности детей, обеспечения их конституционных прав и свобод.
К числу приоритетных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ отнесены: укрепление правовой защиты детства; поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; улучшение питания детей; обеспечение воспитания, образования и развития детей, и, наконец, поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
Анализ правовой литературы выявил ряд проблем, связанных с недостаточной разработанностью некоторых аспектов правового статуса несовершеннолетних, и обусловил необходимость их более полного исследования.
Весомый вклад в разработку проблем правового положения несовершеннолетних внесли такие ученые как В.И. Абрамов, А.С. Автономов, С.А. Ветошкин, Е.Н. Микитова, Т.М. Чапурко и др.
Объектом исследования в работе выступают нормы гражданского, семейного и уголовного законодательства, регламентирующие правовое положение несовершеннолетних.
Предметом исследования являются сущность и характерные особенности правового положения несовершеннолетних.
Целью работы является раскрытие правового статуса несовершеннолетних граждан по российскому законодательству.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие несовершеннолетних по российскому законодательству;
- охарактеризовать элементы правового статуса несовершеннолетних;
- раскрыть гражданскую правоспособность и дееспособность несовершеннолетних;
- проанализировать право собственности несовершеннолетних;
- выявить особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;
- рассмотреть принудительные меры воспитательного воздействия, назначаемые несовершеннолетним.
Методологической основой исследования выступают общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: историко-юридический, сравнительно-правовой, формально-логический и другие.
Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных ученых в области ювенального права и иные литературные источники, а также материалы периодической печати, которые относятся к проблема¬тике выпускной квалификационной работы, в той степени, в какой они были необходимы для более полного освещения исследуемых аспектов.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы обусловлена возможностью использования материала студентами при подготовке к
5 семинарским занятиям по курсу «Ювенальное право», а также к выступлениям на студенческих научно-практических конференциях, затрагивающих проблемы правового статуса несовершеннолетних детей в Российской Федерации.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена решаемыми в ней задачами и включает в себя введение, три главы, заключение, а также список использованных источников и литературы.
Дети, как правило, в любом государстве находятся в привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о детях проявляется в самых различных областях его деятельности. Среди этих направлений защита прав и интересов несовершеннолетних.
Ухудшение положения детей и возможностей семьи и государства по их жизнеобеспечению, развитию и социализации, побудили общество к определению приоритетных направлений социально-экономической защищенности детей, обеспечения их конституционных прав и свобод.
К числу приоритетных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ отнесены: укрепление правовой защиты детства; поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; улучшение питания детей; обеспечение воспитания, образования и развития детей, и, наконец, поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
Анализ правовой литературы выявил ряд проблем, связанных с недостаточной разработанностью некоторых аспектов правового статуса несовершеннолетних, и обусловил необходимость их более полного исследования.
Весомый вклад в разработку проблем правового положения несовершеннолетних внесли такие ученые как В.И. Абрамов, А.С. Автономов, С.А. Ветошкин, Е.Н. Микитова, Т.М. Чапурко и др.
Объектом исследования в работе выступают нормы гражданского, семейного и уголовного законодательства, регламентирующие правовое положение несовершеннолетних.
Предметом исследования являются сущность и характерные особенности правового положения несовершеннолетних.
Целью работы является раскрытие правового статуса несовершеннолетних граждан по российскому законодательству.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие несовершеннолетних по российскому законодательству;
- охарактеризовать элементы правового статуса несовершеннолетних;
- раскрыть гражданскую правоспособность и дееспособность несовершеннолетних;
- проанализировать право собственности несовершеннолетних;
- выявить особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;
- рассмотреть принудительные меры воспитательного воздействия, назначаемые несовершеннолетним.
Методологической основой исследования выступают общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: историко-юридический, сравнительно-правовой, формально-логический и другие.
Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных ученых в области ювенального права и иные литературные источники, а также материалы периодической печати, которые относятся к проблема¬тике выпускной квалификационной работы, в той степени, в какой они были необходимы для более полного освещения исследуемых аспектов.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы обусловлена возможностью использования материала студентами при подготовке к
5 семинарским занятиям по курсу «Ювенальное право», а также к выступлениям на студенческих научно-практических конференциях, затрагивающих проблемы правового статуса несовершеннолетних детей в Российской Федерации.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена решаемыми в ней задачами и включает в себя введение, три главы, заключение, а также список использованных источников и литературы.
Подводя итог исследованию, можно сделать следующие выводы.
Понятие «несовершеннолетний» закреплено в отечественном и международном законодательстве и обозначает категорию лиц, не достигших совершеннолетия, т.е. восемнадцатилетнего возраста.
Российский законодатель в процессе приведения внутреннего законодательства в соответствие с Конвенцией о правах ребенка 1989 г. не выработал собственного понятия «ребенок» и закрепил в правовых актах России понятие, идентичное конвенциональному.
Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием СК РФ. До этого времени права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей.
Основы правового статуса личности в Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции РФ, Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» и других законодательных актах РФ и ее субъектов.
Конституция РФ провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, запрещает любые формы ограничения граждан по при¬знакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Детство в РФ признается важным этапом жизни человека и государство исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Глава 2 Конституции РФ по сравнению с другими главами имеет особый механизм защиты, поскольку Российская Федерация приняла на себя обязательства соблюдать Всеобщую декларацию прав человека, пакты о правах, ряд конвенций, среди которых Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о правах ребенка.
К признакам, которые обусловливают специальную правосубъектность несовершеннолетних граждан России, в первую очередь следует отнести воз-раст этой категории граждан, с которым неразрывно связаны основные элементы, составляющие правовой статус гражданина: правоспособность и дееспособность.
Для того чтобы с помощью правовых норм обозначить правовой статус несовершеннолетнего в совокупности присущих ему прав, обязанностей, особого положения в обществе, целесообразно использовать категории правоспособности и дееспособности в их административно-правовом и гражданско- правовом понимании.
Анализ действующего законодательства в части, касающейся закрепления прав и обязанностей несовершеннолетних граждан, позволяет сделать вывод о том, что, к сожалению, на сегодняшний день нет четкого определения правового положения этой категории граждан.
Тем не менее, несовершеннолетние наравне со взрослыми обладают такими личными неимущественными правами, как право на жизнь и здоровье, честь и достоинство, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, право на имя и др. Эти права неотчуждаемы и непередаваемы.
Несовершеннолетние дети относятся к группе наследников, имеющих право на так называемую обязательную долю в наследственном имуществе, - при наличии завещания несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону.
Наряду с гражданскими правами граждане (в том числе несовершенно-летние) также могут иметь любые не противоречащие закону гражданские обязательства. При этом способность своими действиями (лично) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает лишь с достижением определенного возраста, поскольку для выполнения этих действий необходимо разумно рассуждать, понимать смысл норм права, сознавать последствия своих действий, иметь жизненный опыт, т.е. необходимы психическое здоровье чело¬века и его возрастная психологическая зрелость.
Несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным лишь в случаях, когда это соответствует уровню его развития и отвечает его интересам.
Выделение особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних в самостоятельную главу означает, что в отношении этих лиц нормы об уголовной ответственности применяются с учётом особых положений, предусмотренных в настоящей главе. Несовершеннолетние, как взрослые, добро-вольно отказавшиеся от доведения преступления до конца, освобождаются от уголовной ответственности.
Понятие «несовершеннолетний» закреплено в отечественном и международном законодательстве и обозначает категорию лиц, не достигших совершеннолетия, т.е. восемнадцатилетнего возраста.
Российский законодатель в процессе приведения внутреннего законодательства в соответствие с Конвенцией о правах ребенка 1989 г. не выработал собственного понятия «ребенок» и закрепил в правовых актах России понятие, идентичное конвенциональному.
Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием СК РФ. До этого времени права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей.
Основы правового статуса личности в Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции РФ, Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» и других законодательных актах РФ и ее субъектов.
Конституция РФ провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, запрещает любые формы ограничения граждан по при¬знакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Детство в РФ признается важным этапом жизни человека и государство исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Глава 2 Конституции РФ по сравнению с другими главами имеет особый механизм защиты, поскольку Российская Федерация приняла на себя обязательства соблюдать Всеобщую декларацию прав человека, пакты о правах, ряд конвенций, среди которых Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о правах ребенка.
К признакам, которые обусловливают специальную правосубъектность несовершеннолетних граждан России, в первую очередь следует отнести воз-раст этой категории граждан, с которым неразрывно связаны основные элементы, составляющие правовой статус гражданина: правоспособность и дееспособность.
Для того чтобы с помощью правовых норм обозначить правовой статус несовершеннолетнего в совокупности присущих ему прав, обязанностей, особого положения в обществе, целесообразно использовать категории правоспособности и дееспособности в их административно-правовом и гражданско- правовом понимании.
Анализ действующего законодательства в части, касающейся закрепления прав и обязанностей несовершеннолетних граждан, позволяет сделать вывод о том, что, к сожалению, на сегодняшний день нет четкого определения правового положения этой категории граждан.
Тем не менее, несовершеннолетние наравне со взрослыми обладают такими личными неимущественными правами, как право на жизнь и здоровье, честь и достоинство, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, право на имя и др. Эти права неотчуждаемы и непередаваемы.
Несовершеннолетние дети относятся к группе наследников, имеющих право на так называемую обязательную долю в наследственном имуществе, - при наличии завещания несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону.
Наряду с гражданскими правами граждане (в том числе несовершенно-летние) также могут иметь любые не противоречащие закону гражданские обязательства. При этом способность своими действиями (лично) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает лишь с достижением определенного возраста, поскольку для выполнения этих действий необходимо разумно рассуждать, понимать смысл норм права, сознавать последствия своих действий, иметь жизненный опыт, т.е. необходимы психическое здоровье чело¬века и его возрастная психологическая зрелость.
Несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным лишь в случаях, когда это соответствует уровню его развития и отвечает его интересам.
Выделение особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних в самостоятельную главу означает, что в отношении этих лиц нормы об уголовной ответственности применяются с учётом особых положений, предусмотренных в настоящей главе. Несовершеннолетние, как взрослые, добро-вольно отказавшиеся от доведения преступления до конца, освобождаются от уголовной ответственности.
Подобные работы
- Гражданско-правовой статус несовершеннолетнего в российском законодательстве (Сибирский институт бизнеса и информационных технологий)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Правовой статус несовершеннолетних родителей
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских отношений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности правового положения несовершеннолетних граждан по гражданскому законодательству Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Гражданско-правовое положение несовершеннолетних
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-правовых
отношений
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Гражданско-правовой статус несовершеннолетних
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2019 - Правовой статус несовершеннолетнего и его реализация в публичном и частном праве
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Правовое положение несовершеннолетних по законодательству Республики Казахстан
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023



