ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ. . 6
1.1. Понятие несовершеннолетних по российскому законодательству . . . . 6
1.2. Элементы правового статуса несовершеннолетних 13
ГЛАВА II. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 20
2.1. Гражданская правоспособность и дееспособность
несовершеннолетних 20
2.2. Право собственности несовершеннолетних 29
ГЛАВА III. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ИНЫЕ МЕРЫ
УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 32
3.1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних 32
3.2. Принудительные меры воспитательного воздействия, назначаемые
несовершеннолетним 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
Современные условия развития российского государства характеризуются преобразованиями в социально-экономической, правовой и политической сферах жизни общества.. Вырисовывающаяся на фоне этих перемен нестабильная обстановка, и, прежде всего, в экономической сфере, заставляет все больше внимания уделять вопросам жизнеобеспечения граждан, реализации и защиты их прав и свобод. Особого участия требуют к себе, так называемые, менее защищенные слои населения, среди которых на первом месте стоят несовершеннолетние граждане.
Дети, как правило, в любом государстве находятся в привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о детях проявляется в самых различных областях его деятельности. Среди этих направлений защита прав и интересов несовершеннолетних.
Ухудшение положения детей и возможностей семьи и государства по их жизнеобеспечению, развитию и социализации, побудили общество к определению приоритетных направлений социально-экономической защищенности детей, обеспечения их конституционных прав и свобод.
К числу приоритетных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ отнесены: укрепление правовой защиты детства; поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; улучшение питания детей; обеспечение воспитания, образования и развития детей, и, наконец, поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
Анализ правовой литературы выявил ряд проблем, связанных с недостаточной разработанностью некоторых аспектов правового статуса несовершеннолетних, и обусловил необходимость их более полного исследования.
Весомый вклад в разработку проблем правового положения несовершеннолетних внесли такие ученые как В.И. Абрамов, А.С. Автономов, С.А. Ветошкин, Е.Н. Микитова, Т.М. Чапурко и др.
Объектом исследования в работе выступают нормы гражданского, семейного и уголовного законодательства, регламентирующие правовое положение несовершеннолетних.
Предметом исследования являются сущность и характерные особенности правового положения несовершеннолетних.
Целью работы является раскрытие правового статуса несовершеннолетних граждан по российскому законодательству.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие несовершеннолетних по российскому законодательству;
- охарактеризовать элементы правового статуса несовершеннолетних;
- раскрыть гражданскую правоспособность и дееспособность несовершеннолетних;
- проанализировать право собственности несовершеннолетних;
- выявить особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;
- рассмотреть принудительные меры воспитательного воздействия, назначаемые несовершеннолетним.
Методологической основой исследования выступают общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: историко-юридический, сравнительно-правовой, формально-логический и другие.
Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных ученых в области ювенального права и иные литературные источники, а также материалы периодической печати, которые относятся к проблема¬тике выпускной квалификационной работы, в той степени, в какой они были необходимы для более полного освещения исследуемых аспектов.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы обусловлена возможностью использования материала студентами при подготовке к
5 семинарским занятиям по курсу «Ювенальное право», а также к выступлениям на студенческих научно-практических конференциях, затрагивающих проблемы правового статуса несовершеннолетних детей в Российской Федерации.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена решаемыми в ней задачами и включает в себя введение, три главы, заключение, а также список использованных источников и литературы.
Подводя итог исследованию, можно сделать следующие выводы.
Понятие «несовершеннолетний» закреплено в отечественном и международном законодательстве и обозначает категорию лиц, не достигших совершеннолетия, т.е. восемнадцатилетнего возраста.
Российский законодатель в процессе приведения внутреннего законодательства в соответствие с Конвенцией о правах ребенка 1989 г. не выработал собственного понятия «ребенок» и закрепил в правовых актах России понятие, идентичное конвенциональному.
Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием СК РФ. До этого времени права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей.
Основы правового статуса личности в Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции РФ, Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» и других законодательных актах РФ и ее субъектов.
Конституция РФ провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, запрещает любые формы ограничения граждан по при¬знакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Детство в РФ признается важным этапом жизни человека и государство исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Глава 2 Конституции РФ по сравнению с другими главами имеет особый механизм защиты, поскольку Российская Федерация приняла на себя обязательства соблюдать Всеобщую декларацию прав человека, пакты о правах, ряд конвенций, среди которых Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о правах ребенка.
К признакам, которые обусловливают специальную правосубъектность несовершеннолетних граждан России, в первую очередь следует отнести воз-раст этой категории граждан, с которым неразрывно связаны основные элементы, составляющие правовой статус гражданина: правоспособность и дееспособность.
Для того чтобы с помощью правовых норм обозначить правовой статус несовершеннолетнего в совокупности присущих ему прав, обязанностей, особого положения в обществе, целесообразно использовать категории правоспособности и дееспособности в их административно-правовом и гражданско- правовом понимании.
Анализ действующего законодательства в части, касающейся закрепления прав и обязанностей несовершеннолетних граждан, позволяет сделать вывод о том, что, к сожалению, на сегодняшний день нет четкого определения правового положения этой категории граждан.
Тем не менее, несовершеннолетние наравне со взрослыми обладают такими личными неимущественными правами, как право на жизнь и здоровье, честь и достоинство, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, право на имя и др. Эти права неотчуждаемы и непередаваемы.
Несовершеннолетние дети относятся к группе наследников, имеющих право на так называемую обязательную долю в наследственном имуществе, - при наличии завещания несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону.
Наряду с гражданскими правами граждане (в том числе несовершенно-летние) также могут иметь любые не противоречащие закону гражданские обязательства. При этом способность своими действиями (лично) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает лишь с достижением определенного возраста, поскольку для выполнения этих действий необходимо разумно рассуждать, понимать смысл норм права, сознавать последствия своих действий, иметь жизненный опыт, т.е. необходимы психическое здоровье чело¬века и его возрастная психологическая зрелость.
Несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным лишь в случаях, когда это соответствует уровню его развития и отвечает его интересам.
Выделение особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних в самостоятельную главу означает, что в отношении этих лиц нормы об уголовной ответственности применяются с учётом особых положений, предусмотренных в настоящей главе. Несовершеннолетние, как взрослые, добро-вольно отказавшиеся от доведения преступления до конца, освобождаются от уголовной ответственности.
1.1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 05.04.1995. № 67.
1.2. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 7 ноября 1990. № 45. Ст. 955.
1.3. Преамбула Декларации прав ребенка, принятой Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. / Международные акты о правах человека // Международное право в документах. М., 1984. 430 с.
1.4. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») утверждены резолюцией 40/33 Генеральной ассамблеи ООН от 29.11.1985. // Между¬народное право в документах. - М., 1988. - 570 с.
1.5. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, принятых в Эр-Рияде и утвержденных резолюцией 45/112 в 1990 году на 45 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. // Международ¬ное право в документах. М., 1999. 630 с.
1.6. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // СЗ РФ. 2001. №2. Ст. 163.
1.7. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ) // Российская газета. 25.12.1993. № 237; СЗ РФ. 26.01.2009. №4. Ст. 445.
1.8. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (ред. от 04.03.2018 г.) // СЗ РФ. - 17.06.1996. - №25. - Ст.2954.
1.9. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 г. №1-ФЗ (ред. от 30.12.2017 г.) // СЗ РФ. 13.01.1997. №2. Ст. 198.
1.10. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 04.03.2018 г.) // СЗ РФ. 18.11.2002. № 46. Ст. 4532.
1.11. Гражданский Кодекс РФ (ч. 1) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2017 г.) // СЗ РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
1.12. Гражданский Кодекс РФ (ч. 2) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 17.07.2017 г.) // СЗ РФ. - 29.01.1996. - № 5. - Ст. 410.
1.13. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 30.12.2017 г.) // СЗ РФ. 07.08.2000. № 32. Ст. 3340.
1.14. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 12.11.2017 г.) // СЗ РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.
1.15. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 25.06.2017 г.) «О полиции» // СЗ РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.
1.16. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попе¬чения родителей» (ред. от 29.02.2017 г.) // СЗ РФ. 23.12.1996. № 52. Ст. 5880.
1.17. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гаран¬тиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 03.12.2017 г.) // СЗ РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3802.
1.18. Федеральный закон от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ (ред. от 10.07.2017 г.) «Об оружии» // СЗ РФ. 16.12.1996. № 51. Ст. 5681.
1.19. Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанно¬сти и военной службе» (ред. от 04.03.2018 г.) // СЗ РФ. 30.03.1998. № 13. Ст. 1475.
II. Специальная литература
2.1. Абрамов В.И. Права ребенка в России: (теоретический аспект) / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2005. 311 с.
2.2. Абрамов В.И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретиче¬ский анализ: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. Саратов, 2007. 56 с.
2.3. Автономов А.С. Ювенальная юстиция: учеб. пособие. М.: НАН, 2009. 186 с.
2.4. Астемиров З.А. Уголовная ответственность и наказание несовер-шеннолетних: Учебное пособие / Под ред. Н.А. Стручкова. М., 2010. 125 с.
2.5. Астемиров И.И. Уголовная ответственность и наказание несовер-шеннолетних. - Мн., 1996. - 563 с.
2.6. Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения. СПб.: Пи-тер, 2007. 453 с.
2.7. Белякова А.М. Охрана прав несовершеннолетних. М.: Знание, 2008. 164 с.
2.8. Беседкина Н.И. Конституционно-правовая защита прав неродивше- гося ребенка в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 26 с.
2.9. Ветошкин С.А. Ювенальное право. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2009. 229 с.
2.10. Геллер М.В. Реализация и защита прав несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2007. 25 с.
2.11. Гражданское право: Учебник для вузов. Часть первая / Под ред. Т.И. Илларионова, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. М.: Норма-Инфра-М, 2012. 464 с.
2.12. Дегтярева Л.Н. Конституционно-правовая защита несовершенно-летних в современной России (на примере Центрального федерального округа): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Белгород, 2010. 24 с.
2.13. Заряев А.В. Ювенальное право: учеб. пособие. М.: Юстиницформ, 2005. 320 с.
2.14. Капитонова Е.А. Конституционные обязанности ребенка в Россий¬ской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Пенза, 2010. 25 с.
2.15. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой (постатей¬ный) / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Проспект, 2011. 1504 с.
2.16. Лобанова Т.В. Правовое положение ребенка в России и Великобри¬тании (Англии): теоретико-правовой анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. 26 с.
2.17. Микитова Е.Н. Особенности правового статуса ребенка в Россий-ской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 24 с.
2.18. Минникес И.А. Правовая персонификация: практические аспекты индивидуального правового регулирования. Иркутск, 2009. 60 с.
2.19. Постатейный научно-практический комментарий части третьей Гражданского кодекса РФ. М.: Норма, 2011. 311 с.
2.20. Садина О.В. Правовой статус несовершеннолетнего в российском законодательстве: теоретико-правовой анализ: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Мытщи, 2009. 20 с.
2.21. Солдатов А.П. Гарантии и обеспечение прав в границах местного самоуправления. Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2008. 387 с.
2.22. Чапурко Т.М. Уголовно-правовые проблемы предупреждения пре¬ступлений несовершеннолетних. Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. 420 с.
2.23. Энциклопедия преступлений и наказаний. Дети - преступники. / Под ред. Ю.И. Иванова. М.: Юридическая литература, 1999. 763 с.
III. Материалы судебной и иной юридической практики
3.1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением ча¬сти первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Вер¬ховного Суда РФ. 1996. № 9.
3.2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» (ред. от 06.02.2007 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4.
3.3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 г. № 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновле¬нии (удочерении) детей" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 6.
3.4. Постановление Президиума Рязанского областного суда 28 апреля 1998 г. // БВС РФ. 2000. № 2. С. 23-24.
3.5. Постановление Судебной коллегии по уголовным делам Верховно¬го Суда РФ 21 октября 1999 г. по делу Р. О разбойном нападении и убийстве // БВС РФ. 2000. № 7. С. 11.