ВВЕДЕНИЕ 3
I. Технические средства на различных этапах обучения двигательному
действию 6
1.1. Технические средства обучения, их виды и классификация 6
1.2. Понятие, этапы и методы обучения двигательному действию 9
I. 3. Технические средства в системе обучения двигательным действиям..19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24
II. Эмпирическое исследование 26
2.1Организация исследования 26
2.2. Результаты исследований и их обсуждение 31
ВЫВОДЫ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Благодаря тому, что в учебный процесс проникли технические средства обучения обновились традиционные методы и приемы в обучении [4, с.27].
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью создания активной образовательной среды, которая предоставила бы возможность обучающимся доступа к различным источникам информации и помогла в удовлетворении интересов современного школьника.
Использование технических средств обучения значительно расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Кроме того, благодаря этому происходит повышение мотивации учащихся в образовательном процессе, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, а также умений самостоятельно приобретать новые знания и создание условия для их успешной самореализации в будущем [11, с.29].
Применение технических средств помогает ускорить процесс обучения, повышается интерес учащихся к предмету, улучшается качество усвоения материала, позволяет индивидуализировать процесс обучения и дает возможность избежать субъективности оценки. Использование технических средств на различных этапах обучения двигательному действию отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к спорту и физической культуре.
Технические средства обучения при рациональном их использовании улучшают условия труда, как учителя, так и учеников. Чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время, тем выше их ценность. При применение технических средств повышается интенсивность передачи информации, значительно расширяется иллюстративный материал, создаются проблемные ситуации и организуется поисковая деятельность учащихся, усиливается эмоциональный фон обучения, формируется учебная мотивация у обучаемых, а также индивидуализируется и дифференцируется учебный процесс. Много новых возможностей технических средств обучения открывают для проведения внеучебной и досуговой работы с детьми [12, с.57].
Цель: исследовать применение технических средств в обучении двигательному действию.
Задачи данной выпускной квалификационной работы:
- изучить литературу по проблеме применения технических средств в обучении;
- рассмотреть роль технических средств в обучении двигательному действию;
- выявить эффективность технических средств в обучении двигательным действиям.
Объектом выпускной квалификационной работы являются двигательные действия на уроках физической культуры.
Предмет — технические средства в системе обучения двигательного действия.
Гипотеза исследования: использование технических средств в процессе обучения двигательному действию позволит повысить уровень физической подготовленности.
Теоретическая значимость работы заключается в теоретическом обосновании необходимости применения технических средств на уроках физической культуры с целью наибольшей эффективности учебного и
тренировочного процесса.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты полученные в контрольном этапе исследования могут использовать руководители физического воспитания в своей работе.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило сделать вывод о том, что использование технических средств обучения двигательному действию дает возможность изложить материал наглядно, способствует повышению качества обучения и уменьшения утомляемости учащихся. Технические средства обучения помогают учителю в повышении темпа изложения материала и в наиболее полном удовлетворении запросов и любознательности учащихся.
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.
Использование технических средств обучения в тренировочном процессе характеризуется широчайшим использованием современных информационных технологий при создании обучающих программ.
Безусловно, технические средства обучения не заменят преподавателя, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Естественно, что использование технических средств обучения на каждом занятии нереально, да это и не нужно. Умелое использование технических средств обучения на тренировках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый преподаватель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование информационной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для обучающихся.
Под техническими средствами обучения в спорте понимаются тренировочные устройства, обеспечивающие выполнение спортивных упражнений с заданными усилиями и структурой движений без контролируемого взаимодействия. Под термином «тренажер» понимается
устройство для обучения спортивной технике и ее совершенствованию, развития физических качеств, анализаторных функций организма при наличии обратной связи.
Тренажеры — учебно-ориентировочные устройства для развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), совершенствования спортивной техники и анализаторных функций организма. Задача всех видов тренажеров сводится в конечном счете к одному — все они должны создать максимальную полную имитацию нагрузок, возникающих у человека при занятиях спортом.
Что касается методики использования тренажерных устройств в процессе обучения двигательным действиям, то можно отмерить следующие основные моменты.
Теория и методика физического воспитания в построении процесса обучения двигательным действиям выделяют три основных этапа. На первом этапе происходит начальное разучивание, второй этап характеризуется углубленным, детализированным разучиванием, и на третьем этапе обеспечивается закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия, в результате чего формируется прочный навык.
Тренажерные устройства могут использоваться на каждом этапе обучения в зависимости от технических характеристик тренажеров и от поставленных задач. Особенно эффективны тренажерные устройства на начальном этапе, в период разучивания действий, когда, как правило, движения значительно отличаются от заданного образца.
Специальные тренажеры позволяют предупредить и установить наиболее грубые ошибки в спортивной технике. Наиболее типичными отклонениями на стадии формирования первоначального умения являются:
- внесение в двигательный акт лишних движений;
- отклонение движений по направлению и амплитуде;
- несоразмерность мышечных усилий и излишняя напряженность многих мышечных групп;
- нарушение общего ритма действий.
Таким образом, занятия на тренажерах — это возможность поддерживать спортивную форму и укреплять свое здоровье в любое удобное время суток и вне зависимости от погодных условий.
Согласно практике применения тренажеров и тренировочных устройств наиболее эффективными обучающими устройствами являются те, которые:
- создают и моделируют условия, близкие к соревновательной деятельности учеников;
- обладают высокой надежностью и безотказностью в работе;
- обеспечивают получение информации о результатах своих действий;
- позволяют широко использовать индивидуальную, поточную, круговую форму организации занятий;
- дают возможность комплексного развития отдельных видов подготовки.
Так, одни тренажеры и тренажерные устройства способствуют объединению отдельных частей приема в целостный двигательный акт, другие помогают овладеть отдельными фазами ударного движения.
В результате эксперимента я выяснил, что экспериментальная группа, при обучении которой техническим приемам игры использовались тренажеры и тренажерные устройства, в конце исследования показала достоверно лучшие по сравнению с группой, которая не использовала тренажеры и тренажерные устройства, результаты уровня специальной работоспособности, а также уровня усвоения технико-тактических приемов.
Таким образом, мне удалось подтвердить предположение о том, что использование тренажеров и тренажерных устройств оказывает положительное влияние на техническую и физическую подготовленность учеников, являющихся основой дальнейшей долговременной тренировочной деятельности и достижения высоких спортивных результатов.
1. Беляев А.В. Контроль тренировочной и соревновательной деятельности в волейболе. М.: РИО РГАФК, 2010. - 53 с.
2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт,
2013. - 53 с.
3. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка. Обучение двигательным действиям. Теория и методика. - М.: Либроком,
2014. - 230 с.
4. Вайзер С.Р. Это помогает обучению //Физическая культура в школе, -
2001. - 67 с.
5. Васильков А.А. Теория и методика спорта/А.А. Васильков. - М.:Феникс,
2008. - 379 с.
6. Водолозеров В.Е. Тренажеры локально направленного действия. - Киев: Издательский центр КГМУ, 2003. - 102 с.
7. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - м.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. - 336 с.
8. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
9. Гребенюк Е.И. Технические средства информатизации (5-е изд.,стер.) учебник. М.: Академия, 2009. - 272 с.
10. Григорьев О.А. Для развития координационных способностей // Физическая культура в школе, 2001. - 46 с.
11. Гуссмов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. М.: «ФиС», 2000.
- 190 с.
12. Дмитриев С.В. Социокультурная теория двигательных действий человека. - М.:БЛР Lambert Academic Publishing, 2012. - 476 с.
13. Евсеев, С.П. Тренажеры в гимнастике / С.П. Евсеев. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 254 с.
14. Евсеев С.П. Формирование двигательных действий с помощью тренажеров/ С.П. Евсеев. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 90 с.
15. Еркомайшвили И.В. основы теории физической культуры. Курс лекций / И.В. Еркомайшвили; Уральский гос. технический ун-т-УПИ. - Екатеринбург, 2004. - 192 с.
16. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.Н. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура». - М.: Академия, 2004. - 272 с.
17. Ильин Е.П. Двигательные умения и навыки / Ильин Е.П. // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - 49 с.
18. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2013. - 47 с.
19. Ильина В. Осознание движений в процессе овладения двигательными действиями. - M.:LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 80 с.
20. Кайнова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта/Э.Б. Кайнова. - Изд-ва: Форум, Инфра-М, 2007. - 208 с.
21. КенеманА.В., ХухлаеваД.В.Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 2014. - 173 с.
22. Кобяков Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека / Кобяков Ю.П. // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - 23 с.
23. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Академия, 2001. - 256 с.
24. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования (5-е изд., стер.) учеб. пособие. - М.: Академия,
2009. - 352 с.
25. Короткова Е.А. Обучение двигательным действиям в условиях ор¬
ганизации продуктивных взаимодействий (ученик-ученик) / Е.А. Короткова, Л.А. Архипова // Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка. - 2002. -№ 4. - 23 с.
26. Круцевич Т.Ю.Теория и методика физического воспитания //Киев,
2003. - 173 с.
27. Кудрявцев М.Д. Физкультурное образовательное пространство как среда реабилитации и социальной адаптации учащихся. - М.: АПКиПРО,
2002. - 185 с.
28. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры. - М.:
Академия, 2012. - 416 с.
29. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М.: Академия, 2004, - 127 с.
30. Лейкин, М.Г. Биомеханические аспекты воспитания силы в процессе обучения и тренировки / М.Г. Лейкин. - Киев: Изд-во Минобразования Украины, 2001. - 152 с.
31. Лейкин М.Г. Методические особенности применения тренажеров в физическом воспитании школьников//Школа и педагогика. - М.: АПН СССР, 2000, - 249 с.
32. Лукьяненко В.П. Физическая культура знаний. - М.: Советский спорт,
2003. - 224 с.
33. Мальцев В.А. Методика использования нестандартного оборудования на уроках физической культуры и во внеучебной деятельности. - М.: Саратов, 2010, - 26 с.
34. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник для ин-тов физич.культ. - М.: Физкультура и спорт, 2005, - 543 с.
35. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - 3-е изд., - М.: Физкультура и спорт, «СпортАкадемПресс», 2008. - 544 с.
36. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика: учеб. пособие. - М.: «СпортАкадемПресс», 2003. - 322 с.
37. Осокина Т.И. Физическая культура в школе. - М.: Просвещение, 2003. - 170 с.
38. Поляков М.И. О развитии физических качеств // Физическая культура в школе. - 2002. - 20 с.
39. Родионов В. Психология здоровья школьников: технология работы. Курс лекций / В. Родионов // Школьный психолог. 2007. - 20 с.
40. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М.: «Мозайка-синтез.»,2000. - 75 с.
41. Рыжов А. Нестандартное оборудование/А. Рыжов//Спорт в школе, 2009,
- 42 с.
42. Савин В.П. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения. - М.: Академия, 2002, - 250 с.
43. Селезнева А.И. Основы знаний по физической культуре / Под ред. Селезнева А.И. Учебное пособие. - Ставрополь: Кавказский край, 2000. - 80 с.
44. Семенова Т.А. Формирование осознанности у детей старшего дошкольного возраста при выполнении физических упражнений // Сб. науч. тр. Sworld. 2013. - 89 с.
45. Синчаевский С.М. Физическое воспитание школьников (теоретическая подготовка) //Физическое воспитание в школе, 2002. - 43 с.
46. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М, 2001. - 295 с.
47. Таран А.А. Компьютерные технологии на уроках физической культуры/Физическая культура в школе, 2009. - 40 с.
48. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. М.: Физкультура и спорт,2015. - 98 с.
49. Фонарева М.И. Развитие движений ребенка. - М.: Просвещение, 2005.
- 107 с.
50. Хаблиева С.Р. Современные интерактивные средства обучения. - М.: Либроком, 2014. - 81 с.
51. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического
воспитания и спорта: учебное пособие. - М.: Издательский центр
Академия, 2000. - 165 с.
52. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методике обучения физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2001. - 144 с.
53. Чжин Хе Мин. Целостно-деятельностный подход к систематизации методов физического воспитания / Мин Хе Чжин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -№11. 2009. - 55 с.
54. Шварцнегер А. Новая энциклопедия бодибилдинга. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 824 с.
55. Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания школьников //2004. - 261 с.
56. Шклярук В. Я. Основы физического воспитания и физической подготовки студентов. - Саратов: Издат. Центр СГСЭУ, 2005. - 164 с.
57. Шукшунов В.Е. Тренажерные системы. - М.:Академия, 2001. - 256 с.