Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ

Работа №51150

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы141
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
330
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1.1. Психологическая и психофизиологическая организация письма 7
1.2. Анализ трудностей обучения учащихся с нарушением
программирования, регуляции и контроля деятельности 13
1.3. Особенности письма учащихся с дисграфией при нарушении программирования, регуляции и контроля деятельности 16
Выводы по главе I 19
Глава II. Эмпирическое исследование программирования, регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией 21
2.1. Организация и методы исследования программирования, регуляции и
контроля письма учащихся с дисграфией 21
2.2. Анализ результатов исследования программирования, регуляции и
контроля письма учащихся с дисграфией 24
Выводы по главе II 33
Глава III. Развитие программирования, регуляции и контроля письма учащихся младшего школьного возраста с дисграфией на логопедических
занятиях 34
3.1. Содержание коррекционной программы развития программирования, регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией 34
3.2. Оценка эффективности коррекционной работы по развитию программирования, регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией .. 45
Выводы по главе III 53
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения 64


Актуальность исследования. В настоящее время многие учащиеся испытывают затруднения в овладении школьными навыками. Одной из распространенных причин неуспеваемости является дисграфия, которая проявляется в большом количестве стойких специфических ошибок на письме [10]. Возникновение дисграфии ученые объясняют несформированностью высших психических функций, обеспечивающих процесс письма. Наиболее часто ее механизмом является слабость базовой функции любой деятельности - программирование, регуляция и контроль [5]. Развитие данных процессов одна из приоритетных задач в логопедии, поскольку оказывает существенное влияние на предотвращение неуспеваемости детей в учебной деятельности, тем самым, способствуя их успешной социализации [2].
Многие зарубежные и отечественные ученые в своих работах уделяли большое внимание изучению механизмов возникновения и коррекции стойких ошибок на письме. F. Warburg и P. Ranschburg утверждали, что патология письма лежит в неполноценности зрительного восприятия и памяти [17]. Ф.Л. Pay [16], М.Е. Хватцев [28], Р.М. Боскис [5] и др. считали, что нарушения письма возникают вследствие дефектов устной речи и слуха. А.Р. Лурия [30], Ю.В. Микадзе [33], Т.В. Ахутина [3; 6], Е.Д. Хомская [39], Л.С. Цветкова [41], О.Б. Иншакова [24], О.А. Величенкова [13], V. Berninger [46; 47; 48; 49], B. Rourke [53; 54; 54], R. Barkley [44; 45], E. Miller [50; 51], R. Reitan [52], занимались вопросами изучения состояния высших психических функций и их взаимосвязи с нарушениями письма, разработали коррекционные методы развития программирования, регуляции и контроля в двигательной, познавательной деятельности и на письме.
На сегодняшний день нейропсихологический поход в логопедии при коррекции дисграфии получил широкое распространение. Его основоположником был А.Р. Лурия [29]. Проблемой его внедрения в
логопедическую работу активно занимается Т.В. Ахутина [4]. Нейропсихологические методы в работе логопеда позволяют определить патогенез дисграфии, связь ошибок на письме с особенностями других психических функций и с учетом нарушенных звеньев построить коррекционную работу [14]. Однако в настоящее время не предложено качественных методик для коррекции процессов программирования, регуляции и контроля письма у детей. В связи с этим возникает необходимость разработки программы, направленной на развитие данных функций.
Целью исследования является разработка и оценка эффективности программы по развитию программирования, регуляции и контроля письма учащихся младшего школьного возраста с дисграфией.
Объект исследования - особенности письма и состояние функций программирования, регуляции и контроля психической деятельности.
Предмет исследования - процесс развития программирования, регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией.
Гипотеза исследования. Несформированность программирования, регуляции и контроля в письме у младших школьников с дисграфией характеризуется качественной и количественной неоднородностью и взаимосвязана с недостаточностью данных функций в познавательной и двигательной деятельности, что в целом отрицательно влияет на качество письма и осложняет симптоматику дисграфии. Специально организованные коррекционно-развивающие логопедические занятия с применением нейропсихологических методов позволят уменьшить стойкие специфические ошибки на письме, снизить неуспеваемость ребенка в учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы по проблеме программирования, регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией;
2. Организация и проведение экспериментального исследования по изучению программирования, регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией;
3. Разработка и апробация программы по развитию программирования регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией.
Методологическая база исследования: современные представления о ВПФ как о сложных функциональных системах, концепция А. Р. Лурия о системной динамической локализации высших психических функций [30], научно-теоретические положения о психофизиологической структуре письма, программирования, регуляции и контроля психической деятельности (Т.В. Ахутина [3;4;], А.Р. Лурия [29; 30]), о изучении трудностей письма и их связи с нейропсихологическим статусом учащихся, механизмы и типичные ошибки (Т.В. Ахутина [5;7], Н.М. Пылаева [32]), теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина [28].
Методы исследования:
1. теоретический (анализ психолого-педагогической,
нейропсихологической литературы);
2. биографический (изучение и анализ речевой карты, медико-
психолого-педагогических данных);
3. эмпирический (методика обследования письма младших
школьников О. Б. Иншаковой, методика нейропсихологического исследования детей Т. В. Ахутиной, Н. Н. Полонской, Н. М. Пылаевой, М. Ю. Максименко);
4. интерпретационные (качественный анализ результатов исследования, анализ продуктов детской деятельности);
5. математическая обработка результатов (t- критерий Стьюдента).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная коррекционно-развивающая программа направлена на развитие функций программирования, регуляции и контроля не только в письме, но двигательной и познавательной деятельности, что способствует эффективному преодолению стойких ошибок в письменных работах. Данная
программа может использоваться логопедами, дефектологами специальных
школьных учреждений с целью коррекции дисграфии на фоне регуляторных
трудносте.
Апробация. Результаты исследования были обсуждены на конференциях: IX Международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (г. Москва, ноябрь 2016), VII Международная научно-практическая конференция «Наука и образование» (г. Пенза, январь 2017), X Международная научно-практическая конференция «Педагогический опыт: теория, методика, практика» (г. Чебоксары, январь 2017), IV Международная научно-образовательная конференция «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, апрель 2017), Итоговая научно-образовательная конференция (г. Казань, апрель 2017), Международный форум студенческой науки «Студенческая наука - инновационный потенциал будущего» ( г. Минск, апрель 2017). И отражены в статьях: «Нейропсихологический подход к изучению патогенеза дисграфии» [20], «Сформированность программирования, регуляции и контроля психической деятельности у учащихся младшего школьного возраста» [21], «Специфика программирования, регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией» [2], «Исследование особенностей письма учащихся с дисграфией при нарушении программирования, регуляции и контроля деятельности» [22], «Развитие программирования, регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией» [23].
Кроме того, исследовательская работа была представлена на конкурс «Лучшая научная работа студентов КФУ» и была отмечена дипломом II степени по социогуманитарному направлению (г. Казань, апрель - май 2017 ).
Структура работы состоит из введения, трех глав, выводов по трем главам, 10 рисунков, 3 таблиц, заключения, списка литературы из 55 источников и 11 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время трудности овладения навыком письма являются одними из главных причин школьной неуспеваемости. Патогенез нарушений письма давно изучается специалистами, относящихся к различным профилям. В современных исследованиях зарубежных и отечественных ученых отмечается, что дисграфия обусловлена несформированностью высших психических функций.
В рамках данной исследовательской работы нами была изучена специфика письма младших школьников, обусловленная
несформированностью базовой функции любой деятельности - программирование, регуляция и контроль. При нейропсихологической диагностике у детей отмечались следующие трудности программирования, регуляции и контроля в познавательной и двигательной деятельности: упрощение программы действий; несвязность рассказа; ошибки следования инструкции; тенденция к макро- и микрографии; ошибки в прямом и обратном счете; требовалось повторное объяснение инструкции, наглядный пример выполнения и помощь педагога. На письме данной группе учащихся были характерны стойкие специфические нарушения по типу пропусков, нарушения обозначения границ предложения и слов; смешения кинетически сходных букв, а так же персеверации и антиципации, возникающие вследствие общих регуляторных ошибок и серийной организации движений.
Полученные результаты на этапе констатирующего эксперимента подтверждают первое положение выдвинутой нами гипотезы: несформированность программирования, регуляции и контроля в письме у младших школьников с дисграфией взаимосвязана с недостаточностью данных функций в познавательной и двигательной деятельности, что в целом отрицательно влияет на качество письма и осложняет симптоматику дисграфии.
На основании выявленных особенностей в ходе констатирующего эксперимента разрабатывалась коррекционная программа. Она учитывала требования Закона «Об образовании», а также ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках программы логопедическая работа велась по трем основным направлениям - развитие программирования, регуляции и контроля двигательной, познавательной деятельности и письма. Для наиболее эффективной организации коррекционного процесса использовались методы как логопедической, так и нейропсихологической направленности.
При оценке эффективности разработанной программы были выявлены улучшения двигательных (графических) возможностей учеников, улучшилась каллиграфия, повысились возможности удерживать программу действий, улучшился динамический праксис, ритмичность движений, снизилось количество стойких ошибок, зачеркиваний, исправлений, а также наблюдались положительные результаты в сформированности логических процессов и внимания.
Полученные результаты на контрольном этапе эксперимента свидетельствуют об эффективности проведенной работы и подтверждают второе положение гипотезы: специально организованные коррекционно-развивающие логопедические занятия с применением нейропсихологических методов позволят уменьшить стойкие специфические ошибки на письме, снизить неуспеваемость ребенка в учебной деятельности.
Таким образом, программа оказала положительное влияние на функции программирования, регуляции и контроля не только письма, но двигательной и познавательной деятельности, что доказывают результаты контрольного эксперимента и сравнительный анализ данных до и после коррекционной работы. На основании этого можно сделать вывод, что для получения положительной динамики, необходимо работать не только изолированно над письмом, но и развивать данные функции в различных видах деятельности.



1. Агрис, А.Р. Варианты дефицита функций I блока мозга у детей с трудностями обучения / А.Р. Агрис, Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев. // Вестник Московского университета. - 2014. - № 3. - С. 34-46.
2. Артемьева Т.В. Специфика программирования, регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией / Т.В. Артемьева, В.С. Занько // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — № 1 (10). — С. 139¬142.
3. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т.В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / под ред. О.Б. Иншаковой.— М.: МПСИ, 2001.— C. 7-20.
4. Ахутина Т.В. «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: становление
нейропсихологии» / Т. В. Ахутина // Вопросы психологии. - М.: МПСИ,
1996. - № 5.- С. 83-97.
5. Ахутина Т.В. Влияние индивидуально-типологических особенностей высших психических функций младших школьников на формирование навыка письма / Т.В. Ахутина, Ю.Д. Бабаева, А.А. Корнеев, А.Н. Кричевец, М.Н. Воронова, О.И. Егорова // Вестник МГУ. - 2008 - № 3. -
С. 63-73.
6. Ахутина Т.В. Нейролингвистика нормы / Т.В. Ахутина // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сб. докл. / под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. - М.: Фак. психологии МГУ, 1998. - С.190 - 194.
7. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе / Т.В. Ахутина // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сб. докл. / под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. - М.: Фак. психологии МГУ, 1998. - С. 201 - 208.
8. Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников/ Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова. — М., 2008. — 128 с.
9. Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика / Т.В. Ахутина, Н.Н. Полонская, Н.М. Пылаева, М.Ю. Максименко // Нейропсихологическая диагностика и обследование письма и чтения младших школьников / под ред. Т.В. Ахутиной и О.Б. Иншаковой. - М., 2007. - С. 4-64.
10. Бастун Н.А. Нейропсихологический анализ причин школьной неуспеваемости / Н.А. Бастун // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сб. тезисов / под ред. Е.Д. Хомской, Ж.М. Глозмана, Д. Тапера. - М.: Издательство «Российское психологическое общество», 1997. - С. 9.
11. Безруких М.М. Особенности развития познавательных функций у учащихся 9 - 10 лет, имеющих трудности письма / М.М. Безруких, С.П. Ефимов, С.К. Хромова // Школа здоровья. - М.: РОО «Образование и здоровье» . - 2001. - № 4. - С. 39 - 44.
12. Безруких М.М. Психофизиологические механизмы трудностей обучения письму на начальном этапе формирования навыка / М.М. Безруких // Новые исследования. Альманах. - М.: Издательство «Вердана». - 2003 - №1 (4). - С. 138-142.
13. Величенкова О.А. Анализ специфических ошибок письма младших школьников / О.А. Величенкова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учебное пособие / под ред. О.Б. Иншаковой.—М.: МПСИ, 2001. - С. 45-51.
14. Величенкова О.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О.А. Величенкова, М.Н. Русецкая. — М.: Национальный книжный центр, 2015. - 320 с.
15. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т.Г. Визель. - М.: АСТАстрель Транзиткнига,2005. - 384 с.
16. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Н. Волоскова. - М., 1996. - 167 с.
17. Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук / М.С. Грушевская. - М.: АПН СССР: НИИ дефектологии, 1982. - 23 с.
18. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. - М.: Просвещение, 1992. - 264 с.
19. Забозлаева И.В. Эффективноность нейропсихологической коррекции у детей со специфическими расстройствами письма / И.В. Забозлаева, Т.Ф. Белогурова // I Международная конференция памяти Л.Р. Лурия. Тезисы докладов. / под ред. Е.Д. Хомской, Ж.М. Глозмана, Д. Тапера.
- М.: «Российское Психологическое общество» . - 1997. - С. 36-37.
20. Занько В.С. Нейропсихологический подход к изучению патогенеза дисграфии / В.С. Занько // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.:Буки-Веди, 2016.
— С. 24-27.
21. Занько В.С. Сформированность программирования, регуляции и контроля деятельности у учащихся младшего школьного возраста / В.С. Занько // Наука и образование: материалы VII междунар. научно-практ. конф./ Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева- Пенза: МЦНС "Наука и Просвещение". - 2017. - С. 278-280.
22. Занько В.С. Исследование особенностей письма учащихся с дисграфией при нарушении программирования, регуляции и контроля деятельности / В.С. Занько // Результаты современных научных исследований и разработок: сборник статей Межд. научно-практ. конф. / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева- Пенза: МЦНС« Наука и Просвещение». - 2017. - С. 175-177.
23. Занько В.С. Развитие программирования, регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией / В.С. Занько // Инновационные формы и
24. Иншакова О.Б. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ / О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова // Практическая психология и логопедия. - М.: Издательство "Коррекционная педагогика". - 2003. - №1-2 (4-5) - С. 37-41.
25. Корсакова Н.К. Неуспевающие дети : нейропсихол. диагностика трудностей в обучении мл. школьников / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова. - М.: Рос. пед. агентство, 1997. - 123 с.
26. Киселева Н.Ю. Формирование операций контроля при коррекции дисграфии/ Н.Ю. Киселева // Логопед. - 2008. - №7. - С. 42-47.
27. Кузь Н.А. Логопедическая работа по развитию
программирования, регуляции и контроля в письме учащихся 5-х классов с задержкой психического развития / Н.А. Кузь , С.Б. Яковлев // Школьный логопед. - 2010. - № 1. - С. 14-22.
28. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и.доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
29. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А.Р. Лурия. - Москва: МГУ, 1975. - 256 с.
30. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Лурия А.Р. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 128 с.
31. Петухова К.Д. Функции программирования и контроля младших школьников с разным уровнем успеваемости / К. Д. Петухова // Актуальные проблемы спец. псих. и коррекц. пед.: исследования и практика материалы VIII Междунар. научно- практ. конф. (г. Казань, 14 апреля 2014 г.) / Под ред. Т.В. Артемьевой. - Казань, 2014. - С. 53-56.
32. Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет / Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина.- М.: Теревинф, 2004. - 47 с.
33. Репина Н.В. Основы клинической психологии / Н.В. Репина, Д.В. Воронцов, И. И. Юматова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. - 214 с.
34. Романова А.А. Динамика программирования и контроля и серийной организации движений как базовых компонентов письма (по данным графомоторных проб) / А.А Романова. // Психологическая наука и образование. - 2015. - № 1. - C. 79-95.
35. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: учебное пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / И.Н. Садовникова. - М.: АРКТИ, 2005. - 400 с.
36. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. - М.: Владос, 1997. - 286 с.
37. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В.Семенович . - М.: Академия, 2002. - 232 с.
38. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.
39. Хомская Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. - СПб.: Питер,
2005. — 496 с.
40. Храковская М.Г. Методика восстановления и формирования двигательного навыка письма при нарушениях динамического праксиса / М.Г. Храковская // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001. - С. 230-239.
41. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. - М.: «Юристъ», 1997. - 256 с.
42. Цивильская Е. А. Развитие графомоторных навыков как условие профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи III уровня / Е. А. Цивильская, В. С. Занько, А. А. Габдуллина // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VI Междунар. науч.- практ. конф./ редкол.: О. Н. Широков. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс» . - 2016. - № 1 (6) . - С. 167-170.
43. Яблокова Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников: разработка критериев оценки: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л.В. Яблокова. — М., 1998. - 126 с.
44. Barkley, R. A. (2001). Executive functions and self-regulation: An
evolutionary neuropsychological perspective. Neuropsychology Review, 11, 1¬
29.
45. Barkley, R. A., DuPaul, G. J., & McMurray, M. B. (1990). A comprehensive evaluation of attention deficit disorder with and without hyperactivity as defined by research criteria. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 58, 775-789.
46. Berninger, V. & Fuller, F. (1992). Gender differences in orthographic, verbal and compositional fluency: Implications for assessing writing disabilities in primary grade children, Journal of School Psychology 30: 363-382.
47. Berninger, V. & Rutberg, J. (1992). Relationship of finger function to beginning writing: Application to diagnosis of writing disabilities, Developmental Medicine & Child Neurology 34: 155-172.
48. Berninger, V. W., Yates, C., Cartwright, A., Rutberg, J., Remy, E., & Abbott, R. (1992). Lower-level developmental skills in beginning writing. Reading and Writing: An Interdisciplinary Journal, 4, 257-280.
49. Berninger, V., Mizokawa, D. & Bragg, R. (1991). Theory-based diagnosis and remediation of writing disabilities, Journal of School Psychology 29: 57-79.
50. Miller, E. K., & Cohen, J. D. (2001). An integrative theory of prefrontal cortex function. Annual Review of Neuroscience, 24, 167-202.
51. Miller, E. K. (2004). Some cognitive effects of frontal-lobe lesions in man. Philosophical Transactions of the Royal Society of London, Series B., 298, 211-226.
52. Reitan, R. M., Wolfson, D. (1995a). Influence of age and education on neuropsychological test results. The Clinical Neuropsychologist, 9, 151-158.
53. Rourke, B. P. (2005). Neuropsychology of learning disabilities: Past and future. Learning Disabilities Quarterly, 28, 111-114.
54. Rourke, B. P. (2008). Neuropsychology as a (psycho)social sci-ence: Implications for research and clinical practice. Canadian Psychology, 35-41.
55. Rourke, B. P., Ahmad, S. A., Collins, D. W., Hayman-Abello, B. A.,
Hayman-Abello, S. E., & Warriner, E. M. (2002). Child-clinical/pediatric
neuropsychology: Some recent advances. Annual Review of Psychology, 53, 309¬339.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ