ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ СПОРТСМЕНОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ЖЕНСКИХ БАСКЕТБОЛЬНЫХ КОМАНД)
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ. ПОВЕДЕНЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ СПОРТСМЕНОВ 9
1.1. Проблема психического выгорания в современной психологической науке 9
1.2.Особенности синдрома психического выгорания и его эмоциональных аспектов в спортивной деятельности 16
ТЗ.Пси.хологическне характеристики спортсменов при выгорании и его симптомах 40
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНЫХ. ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ, ПОВЕДЕНЧЕСКИХ. МОТИВАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ СПОРТСМЕНОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ
ЖЕНСКИХ БАСКЕТБОЛЬНЫХ КОМАНД) 54
2.1. Организация и методы исследования 54
2.2. Обсуждение результатов исследования 56
2.2.1. Особенности эмоциональных аспектов психического выгорания
спортсменов с разным уровнем спортивной квалификации в игровых видах спорта (на примере женских баскетбольных команд) 56
2.2.2. Особенности мотивационного аспекта психического выгорания
спортсменов с разным уровнем спортивной квалификации в игровых видах спорта (на примере женских баскетбольных команд) 67
2.2.3. Особенности когнитивных аспектов психического выгорания
спортсменов с разным уровнем спортивной квалификации в игровых видах спорта (на примере женских баскетбольных команд) 68
ВЫВОДЫ 75
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
1.1. Проблема психического выгорания в современной психологической науке 9
1.2.Особенности синдрома психического выгорания и его эмоциональных аспектов в спортивной деятельности 16
ТЗ.Пси.хологическне характеристики спортсменов при выгорании и его симптомах 40
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНЫХ. ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ, ПОВЕДЕНЧЕСКИХ. МОТИВАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ СПОРТСМЕНОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ
ЖЕНСКИХ БАСКЕТБОЛЬНЫХ КОМАНД) 54
2.1. Организация и методы исследования 54
2.2. Обсуждение результатов исследования 56
2.2.1. Особенности эмоциональных аспектов психического выгорания
спортсменов с разным уровнем спортивной квалификации в игровых видах спорта (на примере женских баскетбольных команд) 56
2.2.2. Особенности мотивационного аспекта психического выгорания
спортсменов с разным уровнем спортивной квалификации в игровых видах спорта (на примере женских баскетбольных команд) 67
2.2.3. Особенности когнитивных аспектов психического выгорания
спортсменов с разным уровнем спортивной квалификации в игровых видах спорта (на примере женских баскетбольных команд) 68
ВЫВОДЫ 75
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
Актуальность исследования. В настоящее время в отечественной психологии спорта наблюдается повышение интереса к психологическому выгоранию, который вполне закономерно влияет на все сферы личности. К изучению психического выгорания и его влиянию стали обращать свое внимание не только теоретические, но и эмпирические исследования. Начиная с 60-70 годов XX века, уже насчитывалось более 1500 исследований, которые были направлены на изучение психического выгорания, и ее влиянию на все сферы личности человека.
Изучению психического выгорания в спорте стали уделять внимание сравнительно недавно и это обусловлено тем, что современные требования к спортивной подготовке стали более жесткие. От спортсменов требуется не только показать высокие спортивные результаты, но и мобилизовать свои внутренние психологические ресурсы:
- волю,
- мотивацию,
- эмоциональную уравновешенность.
Развитие личности спортсмена находится в зависимости с многочисленных условий, один с каковых представляет враждебность. Нужно выделить, то что изучения в данной сфере нацелены в главном в общительные типы единоборств, в каком месте свойство враждебность считается обязательным компонентом спорт соревнования. В взаимосвязи с данным особенную значимость обретает исследование враждебность в рамках игровых типов спорта, в каком месте остается большое число белоснежных пятен представления отличительных черт проявления враждебность.
Исследователи свидетельствуют в в таком случае, то что в спорте существуют 2 типа враждебность (Б. Хузман, Дж. Силва) - реактивную, либо враждебную, и инструментальную. Присутствие враждебной агрессивности
основная цель заключается в нанесении физической либо эмоциональной травмы кому-нибудь. Приборная враждебность обладает роль присутствие осуществлении доброжелательной миссии. Равно как враждебная, таким образом и инструментальная враждебность содержит желание причинить вред. Приборная враждебность никак не считается ответом в фрустрацию и никак не содержит в себе ярость.
Например, если спортсмен «кидается» из-за пропущенным мячом, - данное выражение приборной враждебность, в баскетболе ведь враждебность вынашивает быстрый вид. Враждебность в баскетболе выражается в умышленном толкании конкурента, для того чтобы овладеть мячом, представление мощи присутствие блокировке и нападении.
Следует выделить, то что выражение враждебность в спорт работы непосредственно сопряжено никак не только лишь с индивидуально¬личностными отличительными чертами спортсмена и с типом спорта, враждебность - данное предохранительная монтаж, что считается результатом синдрома психологического выгорания спортсмена.
Анализ академической литературы демонстрирует, то что трудность психологического и психологического выгорания в спорте рассматривается в трудах В. Гошека. Б. Крепи. Е.П. Ильина, Б.А. Вяткина и др. Но данных изучений очевидно мало.
Несмотря на го. что исследованию враждебности в спорте отведено довольно огромное число изучений, необходимо определить в таком случае, ТО что многочисленные проблемы остаются из-за границами исследования: воздействие разных условий, порождающих либо ограничивающих выражение враждебность в разных игровых типах спорта, воздействие враждебности в результат значительного спорт итога, воздействие уроков спортом в увеличение степени враждебности спортсменов.
Данные проблемы отображают противоречия этого изучения: среди проявлением враждебность и достижением значительного спорт итога, среди
необходимостью делом спортом и проявлением враждебность и равно как результат появления синдрома психологического выгорания.
Существуют разные комбинация к проблеме психологического выгорания. Синдром предполагает собою обшепрофессиональный явление, однако в спорт области изучен мало.
Выделенные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: недостаточная изученность содержательных аспектов психического выгорания у спортсменов в игровых видах спорта.
Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность определили тему, объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: феномен психического выгорания у спортсменов в игровых видах спорта.
Предмет исследования: когнитивные, эмоциональные, поведенческие особенности психического выгорания спортсменов с разным уровнем спортивной квалификации в игровых видах спорта.
Цель исследования: выявить особенности когнитивной, эмоциональной, поведенческой, мотивационной сферы спортсменов с разным уровнем спортивной квалификации в игровых видах спорта, в контексте синдрома психического выгорания.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ исследований по проблеме психического выгорания в современной психологической науке.
2. Обзор исследований особенностей синдрома психического выгорания в спортивной деятельности.
3. Психологические характеристики спортсменов при синдроме психического выгорания и его проявляющихся симптомах.
4. Эмпирически выявить когнитивные, эмоциональные, поведенческие, мотивационные особенности психического выгорания спортсменов с разным уровнем спортивной квалификации в игровых вилах
спорта.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по
управлению психическим выгоранием спортсменов.
Гипотеза исследования: выраженность когнитивных, эмоциональных, поведенческих аспектов психического выгорания у спортсменов в игровых видах спорта повышается с ростом уровня спортивной квалификации.
Теоретико-методологическая основа исследования: личностно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская.
Б.Г. Ананьев, Д.С. Выготский, А.И. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.); гуманистический подход (М.Н. Берулава. Г.А. Берулава, И.Б.
Котова, Шиянов Е.Н., А. Маслоу. К. Роджерс, Г. Олппорт);
- принцип активности личности (А.В. Петровский, В.А. Петровский, Д.Н. Узнадзе и др.);
- фундаментальные разработки в области психологии эмоций (В.К. Вилюнас, Ф. Е. Василюк, Е.П. Ильин. П. Фресс и др.);
- исследования ло проблеме психического выгорания (В.В. Бойко. В.Е. Орел, А.А. Рукавишников; К.Маслач, С Джексон, Р. Шваб. Д. Форд, У. Шауфели. Э. Гринглас и др.);
- исследования по агрессивности личности в спорте (В.М.Вызова. Г.В.Ванаев. В.И.Воронова. Д.А. Дмитриев, Н.А.Худадов);
- по формированию качеств личности средствами спортивной деятельности (Е.Н.Богунов. Ю.М.Блудов. А.А.Платов. В.А.Карданов, Н.А. Худадов).
Источниковой базой исследования послужили современные диссертационные исследования, монографии и другие публикации психологов, социологов, валеологов, педагогов по соответствующей теме; работы известных зарубежных и отечественных авторов по данной проблематике.
Методы исследования.
Теоретические методы: изучение и анализ научных исследований зарубежных и отечественных ученых по проблемам психического выгорания, эмоционального выгорания и агрессии.
Эмпирические методы:
- методы опроса (беседа, анкетирование, опросники), психолого-педагогическое наблюдение,
- статистическая и математическая обработка данных (подсчет теста Student’s t-distribution (t-распределение) в области статистической дедукции).
Методики исследования:
- Методика исследование агрессии Баса-Дарки,
- RSM-25 Лемура Тесье-Филлиона «шкала псих, стресса»:
- Методика уровня тревожности Спилбергера-Ханина;
- Методика синдрома эмоционального выгорания В.В. Бойко;
- Методика Элерса «мотивация достижения успеха»;
Методика смысложизненной ориентации Д. А. Леонтьева.
Организация, база и этапы исследования.
Исследование проводилось в период с 2015 по 2016 гг. Программа теоретико-эмпирического исследования предполагала осуществление следующих этапов.
Первый этап. Проводился теоретический анализ психологической литературы, определялись основные подходы к изучению поставленной проблемы. Были сформулированы предмет, объект, цель и задачи исследования, определен контингент испытуемых. На основании этих положений нами были разработаны принципы эмпирического исследования, подобран диагностический инструментарий.
Второй этап. Разработана программа эмпирического исследования.
Третий этап. Проанализированы, обобщены и проинтерпретированы результаты теоретического и эмпирического исследования.
В исследовании приняли участие 30 спортсменов женских баскетбольных команд «Казаночка» и «Казаночка-Академия» от 2 разряда до МК, в возрасте 18-32 лет. женского пола. Для исследования выборка разделена на две группы по 15 спортсменов с учетом спортивной квалификации:
- высокая спортивная квалификация (МС и КМС),
- низкая спортивная квалификация (1 взрослый разряд и меньше).
Научная новизна исследования:
- выраженность когнитивных и эмоциональных аспектов психического выгорания у спортсменов в игровых видах спорта (на примере женских баскетбольных команд), повышается с ростом уровня спортивной квалификации;
- выявлено, что уровень инструментальной агрессии спортсменов в игровых видах спорта (на примере женских баскетбольных команд), уменьшается по мере повышения спортивной квалификации.
Практическая значимость исследования: определяется тем, что его результаты могут быть использованы в исследовательской работе и в психологической практике для совершенствования форм и методов работы психологов, как с тренерским составом, так и в системе «тренер-спортсмен».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений. Выпускная квалификационная работа изложена на 103 страницах машинописного текста и содержит 9 таблицы и 7 рисунков.
Изучению психического выгорания в спорте стали уделять внимание сравнительно недавно и это обусловлено тем, что современные требования к спортивной подготовке стали более жесткие. От спортсменов требуется не только показать высокие спортивные результаты, но и мобилизовать свои внутренние психологические ресурсы:
- волю,
- мотивацию,
- эмоциональную уравновешенность.
Развитие личности спортсмена находится в зависимости с многочисленных условий, один с каковых представляет враждебность. Нужно выделить, то что изучения в данной сфере нацелены в главном в общительные типы единоборств, в каком месте свойство враждебность считается обязательным компонентом спорт соревнования. В взаимосвязи с данным особенную значимость обретает исследование враждебность в рамках игровых типов спорта, в каком месте остается большое число белоснежных пятен представления отличительных черт проявления враждебность.
Исследователи свидетельствуют в в таком случае, то что в спорте существуют 2 типа враждебность (Б. Хузман, Дж. Силва) - реактивную, либо враждебную, и инструментальную. Присутствие враждебной агрессивности
основная цель заключается в нанесении физической либо эмоциональной травмы кому-нибудь. Приборная враждебность обладает роль присутствие осуществлении доброжелательной миссии. Равно как враждебная, таким образом и инструментальная враждебность содержит желание причинить вред. Приборная враждебность никак не считается ответом в фрустрацию и никак не содержит в себе ярость.
Например, если спортсмен «кидается» из-за пропущенным мячом, - данное выражение приборной враждебность, в баскетболе ведь враждебность вынашивает быстрый вид. Враждебность в баскетболе выражается в умышленном толкании конкурента, для того чтобы овладеть мячом, представление мощи присутствие блокировке и нападении.
Следует выделить, то что выражение враждебность в спорт работы непосредственно сопряжено никак не только лишь с индивидуально¬личностными отличительными чертами спортсмена и с типом спорта, враждебность - данное предохранительная монтаж, что считается результатом синдрома психологического выгорания спортсмена.
Анализ академической литературы демонстрирует, то что трудность психологического и психологического выгорания в спорте рассматривается в трудах В. Гошека. Б. Крепи. Е.П. Ильина, Б.А. Вяткина и др. Но данных изучений очевидно мало.
Несмотря на го. что исследованию враждебности в спорте отведено довольно огромное число изучений, необходимо определить в таком случае, ТО что многочисленные проблемы остаются из-за границами исследования: воздействие разных условий, порождающих либо ограничивающих выражение враждебность в разных игровых типах спорта, воздействие враждебности в результат значительного спорт итога, воздействие уроков спортом в увеличение степени враждебности спортсменов.
Данные проблемы отображают противоречия этого изучения: среди проявлением враждебность и достижением значительного спорт итога, среди
необходимостью делом спортом и проявлением враждебность и равно как результат появления синдрома психологического выгорания.
Существуют разные комбинация к проблеме психологического выгорания. Синдром предполагает собою обшепрофессиональный явление, однако в спорт области изучен мало.
Выделенные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: недостаточная изученность содержательных аспектов психического выгорания у спортсменов в игровых видах спорта.
Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность определили тему, объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: феномен психического выгорания у спортсменов в игровых видах спорта.
Предмет исследования: когнитивные, эмоциональные, поведенческие особенности психического выгорания спортсменов с разным уровнем спортивной квалификации в игровых видах спорта.
Цель исследования: выявить особенности когнитивной, эмоциональной, поведенческой, мотивационной сферы спортсменов с разным уровнем спортивной квалификации в игровых видах спорта, в контексте синдрома психического выгорания.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ исследований по проблеме психического выгорания в современной психологической науке.
2. Обзор исследований особенностей синдрома психического выгорания в спортивной деятельности.
3. Психологические характеристики спортсменов при синдроме психического выгорания и его проявляющихся симптомах.
4. Эмпирически выявить когнитивные, эмоциональные, поведенческие, мотивационные особенности психического выгорания спортсменов с разным уровнем спортивной квалификации в игровых вилах
спорта.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по
управлению психическим выгоранием спортсменов.
Гипотеза исследования: выраженность когнитивных, эмоциональных, поведенческих аспектов психического выгорания у спортсменов в игровых видах спорта повышается с ростом уровня спортивной квалификации.
Теоретико-методологическая основа исследования: личностно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская.
Б.Г. Ананьев, Д.С. Выготский, А.И. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.); гуманистический подход (М.Н. Берулава. Г.А. Берулава, И.Б.
Котова, Шиянов Е.Н., А. Маслоу. К. Роджерс, Г. Олппорт);
- принцип активности личности (А.В. Петровский, В.А. Петровский, Д.Н. Узнадзе и др.);
- фундаментальные разработки в области психологии эмоций (В.К. Вилюнас, Ф. Е. Василюк, Е.П. Ильин. П. Фресс и др.);
- исследования ло проблеме психического выгорания (В.В. Бойко. В.Е. Орел, А.А. Рукавишников; К.Маслач, С Джексон, Р. Шваб. Д. Форд, У. Шауфели. Э. Гринглас и др.);
- исследования по агрессивности личности в спорте (В.М.Вызова. Г.В.Ванаев. В.И.Воронова. Д.А. Дмитриев, Н.А.Худадов);
- по формированию качеств личности средствами спортивной деятельности (Е.Н.Богунов. Ю.М.Блудов. А.А.Платов. В.А.Карданов, Н.А. Худадов).
Источниковой базой исследования послужили современные диссертационные исследования, монографии и другие публикации психологов, социологов, валеологов, педагогов по соответствующей теме; работы известных зарубежных и отечественных авторов по данной проблематике.
Методы исследования.
Теоретические методы: изучение и анализ научных исследований зарубежных и отечественных ученых по проблемам психического выгорания, эмоционального выгорания и агрессии.
Эмпирические методы:
- методы опроса (беседа, анкетирование, опросники), психолого-педагогическое наблюдение,
- статистическая и математическая обработка данных (подсчет теста Student’s t-distribution (t-распределение) в области статистической дедукции).
Методики исследования:
- Методика исследование агрессии Баса-Дарки,
- RSM-25 Лемура Тесье-Филлиона «шкала псих, стресса»:
- Методика уровня тревожности Спилбергера-Ханина;
- Методика синдрома эмоционального выгорания В.В. Бойко;
- Методика Элерса «мотивация достижения успеха»;
Методика смысложизненной ориентации Д. А. Леонтьева.
Организация, база и этапы исследования.
Исследование проводилось в период с 2015 по 2016 гг. Программа теоретико-эмпирического исследования предполагала осуществление следующих этапов.
Первый этап. Проводился теоретический анализ психологической литературы, определялись основные подходы к изучению поставленной проблемы. Были сформулированы предмет, объект, цель и задачи исследования, определен контингент испытуемых. На основании этих положений нами были разработаны принципы эмпирического исследования, подобран диагностический инструментарий.
Второй этап. Разработана программа эмпирического исследования.
Третий этап. Проанализированы, обобщены и проинтерпретированы результаты теоретического и эмпирического исследования.
В исследовании приняли участие 30 спортсменов женских баскетбольных команд «Казаночка» и «Казаночка-Академия» от 2 разряда до МК, в возрасте 18-32 лет. женского пола. Для исследования выборка разделена на две группы по 15 спортсменов с учетом спортивной квалификации:
- высокая спортивная квалификация (МС и КМС),
- низкая спортивная квалификация (1 взрослый разряд и меньше).
Научная новизна исследования:
- выраженность когнитивных и эмоциональных аспектов психического выгорания у спортсменов в игровых видах спорта (на примере женских баскетбольных команд), повышается с ростом уровня спортивной квалификации;
- выявлено, что уровень инструментальной агрессии спортсменов в игровых видах спорта (на примере женских баскетбольных команд), уменьшается по мере повышения спортивной квалификации.
Практическая значимость исследования: определяется тем, что его результаты могут быть использованы в исследовательской работе и в психологической практике для совершенствования форм и методов работы психологов, как с тренерским составом, так и в системе «тренер-спортсмен».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений. Выпускная квалификационная работа изложена на 103 страницах машинописного текста и содержит 9 таблицы и 7 рисунков.
Проведенный сравнительный анализ эмпирического исследования особенностей когнитивных, эмоциональных, поведенческих, мотивационных аспектов психического выгорания спортсменов с разным уровнем спортивной квалификации в игровых видах спорта, на примере женских баскетбольных команд (высокой спортивная квалификация «Казаночка» и низкой спортивная квалификация «Казаночка-Академия»), позволяет сформулировать выводы на основе полученных достоверных результатов проработанных методик:
1) Показатели проявления агрессии по методике Басса-Дарки между спортсменами женских баскетбольных команд с разным уровнем спортивной квалификации, свидетельствуют о том, что спортсмены с низким уровнем спортивной квалификации более агрессивны, чем спортсмены с высокой. Мы выявили большую «физическую агрессию» у спортсменов с низким уровнем по сравнению со спортсменами с высоким уровнем спортивной квалификации и наоборот значимо меньшую косвенную агрессию.
2) Показатели уровня стрессоустойчивости выше у спортсменов с высоким уровнем спортивной квалификации. Это обусловлено более высоким уровнем психологической подготовки. Спортсменам с низким уровнем спортивной квалификации свойственно неумение регулировать свои психологические импульсы. Чем выше квалификация спортсменов, тем меньше трудностей возникает при разрешении стрессовых ситуаций.
3) Показатели тревожности у спортсменов высокого уровня спортивной квалификации на средний уровень, а спортсмены с более низким уровнем спортивной квалификации - высокий, что может свидетельствовать о том. что мастера спорта и кандидаты в мастера спорта более устойчивы
4) Наиболее высокие показатели «СЭВ» по методике В.В. Бойко
имеют спортсмены с высоким уровнем спортивной квалификации, чем спортсмены с низким уровнем. Можно предположить, что это связано с Уровнем спортивного мастерства и более ответственного отношения к выполняемой деятельности и достижения результата. И, возможно, это может быть одним из факторов формирования синдрома психического выгорания.
5) При помощи теста Г. Элерса мы выявили, что все спортсмены стремятся достигнуть высоких показателей спортивной деятельности.
6) Изучение смысложизненных ориентаций между спортсменами определило значительные различия в группах, что важно для дифференциации оказываемой им в психологической помощи:
- у спортсменов высокой спортивной квалификации происходит глубокая проработка всей жизни и переоценка личностных смыслов и ценностей, при этом предшествовавшая жизнь оцениваются либо занижено, либо близко к норме;
— у спортсменов низкой спортивной квалификации завышении показатели результативности жизни, локуса контроля Я и локуса контроля жизнь, общий показатель смысложизненной ориентации также был выше нормы.
В заключение можно сказать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась частично. А именно, в когнитивных, мотивационных и некоторых эмоциональных компонентах (ЭВ) психического выгорания спортсменов сохраняется и растет, в таких как тревожность, стресс, агрессия-уменьшается.
Результаты нашего исследования могут быть использованы в психологической практике для совершенствования форм и методов работы психологов, как с тренерским составом, так и в системе «тренер-спортсмен»;
для дальнейших разработок программ коррекционной и Профилактической направленности, а также для программ профессионального и личностного роста тренеров и спортсменов.
1) Показатели проявления агрессии по методике Басса-Дарки между спортсменами женских баскетбольных команд с разным уровнем спортивной квалификации, свидетельствуют о том, что спортсмены с низким уровнем спортивной квалификации более агрессивны, чем спортсмены с высокой. Мы выявили большую «физическую агрессию» у спортсменов с низким уровнем по сравнению со спортсменами с высоким уровнем спортивной квалификации и наоборот значимо меньшую косвенную агрессию.
2) Показатели уровня стрессоустойчивости выше у спортсменов с высоким уровнем спортивной квалификации. Это обусловлено более высоким уровнем психологической подготовки. Спортсменам с низким уровнем спортивной квалификации свойственно неумение регулировать свои психологические импульсы. Чем выше квалификация спортсменов, тем меньше трудностей возникает при разрешении стрессовых ситуаций.
3) Показатели тревожности у спортсменов высокого уровня спортивной квалификации на средний уровень, а спортсмены с более низким уровнем спортивной квалификации - высокий, что может свидетельствовать о том. что мастера спорта и кандидаты в мастера спорта более устойчивы
4) Наиболее высокие показатели «СЭВ» по методике В.В. Бойко
имеют спортсмены с высоким уровнем спортивной квалификации, чем спортсмены с низким уровнем. Можно предположить, что это связано с Уровнем спортивного мастерства и более ответственного отношения к выполняемой деятельности и достижения результата. И, возможно, это может быть одним из факторов формирования синдрома психического выгорания.
5) При помощи теста Г. Элерса мы выявили, что все спортсмены стремятся достигнуть высоких показателей спортивной деятельности.
6) Изучение смысложизненных ориентаций между спортсменами определило значительные различия в группах, что важно для дифференциации оказываемой им в психологической помощи:
- у спортсменов высокой спортивной квалификации происходит глубокая проработка всей жизни и переоценка личностных смыслов и ценностей, при этом предшествовавшая жизнь оцениваются либо занижено, либо близко к норме;
— у спортсменов низкой спортивной квалификации завышении показатели результативности жизни, локуса контроля Я и локуса контроля жизнь, общий показатель смысложизненной ориентации также был выше нормы.
В заключение можно сказать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась частично. А именно, в когнитивных, мотивационных и некоторых эмоциональных компонентах (ЭВ) психического выгорания спортсменов сохраняется и растет, в таких как тревожность, стресс, агрессия-уменьшается.
Результаты нашего исследования могут быть использованы в психологической практике для совершенствования форм и методов работы психологов, как с тренерским составом, так и в системе «тренер-спортсмен»;
для дальнейших разработок программ коррекционной и Профилактической направленности, а также для программ профессионального и личностного роста тренеров и спортсменов.



