Введение
1. Теоретические аспекты осуществления коммерческой деятельности в
торговле 6
1.1. Экономическая сущность и содержание коммерческой деятельности 6
1.2. Методы организации и оценки коммерческой деятельности в оптовой
торговле 11
2. Анализ организации коммерческой деятельности в оптовой торговле (на
материалах ЗАО «ТД Сигма-Плюс») 20
2.1 Краткая характеристика предприятия 20
2.2 Финансово-экономический анализ деятельности предприятия 24
2.3 Анализ организации коммерческой деятельности на предприятии 32
Глава 3. Пути совершенствования коммерческой деятельности в ЗАО «ТД Сигма-Плюс» 50
3.1 Рекомендации по улучшению коммерческой деятельности 50
3.2 Расчет эффективности предложенных рекомендаций 55
Заключение 64
Список использованной литературы 69
Приложения 74
Компаниям сегодня нужно не только восстановить свое прежнее положение на рынке, усилить конкурентные преимущества, улучшить финансово-экономические показатели деятельности, но и определить перспективные направления в развитии бизнеса. Одним из возможных направлений здесь, конечно, может стать коммерческая деятельность, ее совершенствование.
В основе управления коммерческой деятельностью в современных условиях непременно должны находиться знания основ торгового дела в целом и специфики самой оптовой торговли, умения эффективно организовать управленческую работу в торговом предприятии, наладить систему хозяйственных связей, юридическую работу, деятельность по формированию ассортимента товаров, создать профессиональную службу маркетинга и многое другое.
Совершенствование и эффективность коммерческой деятельности оптовых предприятий становятся важными факторами стабильного их функционирования в условиях рыночных отношений.
Это обусловливается рядом причин:
- изменением отношений между оптовыми и розничными предприятиями, которые строятся на равноправной, договорной основе, с соблюдением экономических интересов, следствием чего является поиск новых форм коммерческой работы;
- изменением спроса населения на товары и необходимостью активизации маркетинговой деятельности по изучению рынка товаров и услуг;
- совершенствованием договорной работы и усилением контроля за выполнением договорных обязательств;
- изменением целевой направленности деятельности предприятия на рынке, когда прибыль является показателем их успешного функционирования;
- выработкой рекомендаций по вовлечению имеющейся материально-технической базы оптовой торговли в коммерческую деятельность.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что организация коммерческой деятельности предприятия на товарном рынке являются одним из наиболее важных элементов системы взаимодействия фирмы и потребителя как субъектов экономических отношений.
Объект выпускной квалификационной работы - коммерческая деятельность ЗАО «ТД Сигма-Плюс».
Предмет выпускной квалификационной работы - организация коммерческой деятельности в сфере оптовой торговли.
Цель выпускной квалификационной работы - провести анализ организации коммерческой деятельности в сфере оптовой торговли на примере ЗАО «ТД Сигма-Плюс» и предложить пути ее совершенствования.
Задачи работы явились:
1. Изучить экономическую сущность и содержание коммерческой деятельности.
2. Рассмотреть методы организации и оценки коммерческой деятельности в оптовой торговле.
3. Раскрыть краткую характеристику предприятия.
4. Провести финансово-экономический анализ деятельности предприятия.
5. Провести анализ организации коммерческой деятельности на предприятии.
6. Предложить рекомендации по улучшению коммерческой
Методы, применяемые при анализе: экономико-математические, метод сравнения, графический метод.
Результаты исследования могут быть использованы в текущей коммерческой деятельности предприятия оптовой торговли с целью улучшения управления продажами и повышения эффективности коммерческой деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В заключение выпускной квалификационной можно сделать следующие выводы.
Приведенные теоретические положения дают представление о подходах к управлению коммерческой деятельностью предприятия в условиях рынка. Система управления, ориентированная на рынок, означает не только организацию структуры и взаимосвязанную совокупность задействованных процессов предприятия, но и их сочетание со всеми внешними факторами. Управление коммерческой деятельностью ставит своей непосредственной задачей внести определенную упорядоченность в коммерческие и торговые процессы, организовать совместные действия работников, участвующих в этих процессах, достичь согласованности и координации действий. При этом управление направлено на оптимизацию работы сотрудников в целях повышения эффективности коммерческих процессов и достижения конечных целей предприятия.
В современных условиях деятельность торговой организации связана с предпринимательством, коммерцией, эконометрикой, экономической кибернетикой и информатикой. Этим определяется новый качественный уровень и экономический рост рынка. Соответствующим образом должна строиться и организационная структура управления торговым предприятием.
Коммерческая деятельность торговых организаций имеет много общего. Однако конкретные управленческие решения, разработанные и реализованные одними торговыми предприятиями, не всегда могут быть использованы другими предприятиями. Это обусловлено факторами внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, в первую очередь изменениями потребительского рынка. Кроме того, изменяются во времени и внутренние условия функционирования торговой организации. Следовательно, процесс управления должен определяться параметрами окружающей среды и их переменными величинами в пределах торговой
организации.
Содержание работы коммерческой деятельности состоит в следующем:
1. Информационное обеспечение (информация о спросе, коньюктуре рынка, о товарах, о потребителях, о конкурентах).
2. Определение потребности в товаре (определение емкости рынка и его сегментов).
3. Выбор субъектов и каналов продвижения товаров (изучение источников поступления).
4. Коммерческая деятельность по установлению хозяйственных связей между партнёрами (определение формы хозяйственных связей, разработка проекта договора, переговорный процесс по согласованию условий договора, подписание договора).
5. Коммерческая деятельность по оптовым закупкам (выбор формы оптовых закупок, участие в проведении оптовых ярмарок).
6. Организация розничной торговли (формирование ассортимента товаров, частота завоза, выбор форм продажи).
7. Рекламно-информационная работа (целесообразность исполнения рекламы, выбор вида рекламы).
8. Оказание услуг (отбор услуг, по которым есть спрос).
9. Управление торговыми ресурсами (формирование товарных ресурсов, поддержка товарных ресурсов в соответствии со спросом и требованиями рынка, коммерческая деятельность по ускорению оборачиваемости товаров).
Во второй главе нами был проведен анализ организации коммерческой деятельности в ЗАО «ТД Сигма-Плюс».
В свою очередь низкая рентабельность и платежеспособность не позволят компании развиваться до тех пор, пока не будут решены данные проблемы. Таким образом, финансовые цели ЗАО «ТД Сигма-Плюс» в первую очередь связаны с повышением рентабельности и улучшением финансового состояния в части оптимизации структуры активов и обязательств для повышения уровня платежеспособности.
Под организацией коммерческой деятельности в ЗАО «ТД Сигма- Плюс» следует понимать выбранные руководством компании единство стратегий сбыта, маркетинга (позиционирования товара, стратегии охвата рынка и т.д.) и комплекса мероприятий (решений и действий) по формированию ассортимента и спроса реализуемой продукции, а также ценообразованию, обслуживанию покупателей, коммерческое кредитование, скидки, заключению договоров продажи (поставки) товаров, распределения товара и прочим аспектам сбыта.
Организация коммерческой деятельности ЗАО «ТД Сигма-Плюс» сформулирована на основе целей и задач предприятия, и соответствует концепции бизнеса компании, а также принятому курсу действий, определенных для всех сотрудников предприятия.
Важнейшими мероприятиями улучшения коммерческой деятельности ЗАО «ТД Сигма-Плюс» являются:
1) Создание Интернет-сайта компании. В ходе анализа нами было выявлено, что у компании отсутствует интернет-сайта компании. Сайт станет визитной карточкой ЗАО «ТД «Сигма-Плюс», где потенциальные клиенты и партнеры смогут ознакомиться с направлением деятельности организации, узнать подробную информацию о ее услугах и продукции.
Сумма дополнительных годовых затрат на создание и продвижение сайта составит 120 000 рублей.
2) Зарегистрироваться на различных каталогах (прайс лист)-
Данный вид рекламы достаточно рентабельный, так как содержание рекламных объявлений соответствует запросам (в том числе поисковым) и потребностям посетителей. Таким образом, организация получает не просто трафик на страницах своего сайта, а целевых посетителей, процент перехода которых в статус покупателя однозначно значительно выше, чем от традиционной рекламы.
Затраты на регистрацию не различных каталогах составят за год 147400руб.
Предполагается, что финансирование указанных затрат на рекламную деятельность будет осуществлено за счет ликвидации неэффективных видов рекламы - в периодических печатных изданиях и на телевидении. Так, по результатам 2015 года бюджет рекламных расходов составлял около 900 тыс. руб. Предлагаем перераспределить данные финансовые средства в пользу более эффективных видов рекламы.
3) Участие тендеры, возможные участия.
Участие в тендерах предусматривает соблюдение требований, определенных законодательством, положением о закупках и конкретным извещением о тендере. Их характер зависит от вида тендера (госзакупки, закупки по 223-ФЗ, коммерческие тендеры) и самого заказчика. В госзакупках заказчик жестко ограничен требованиями, определенными 44- ФЗ. Коммерческие заказчики устанавливают свои требования, не ограничиваясь определенными нормативно-правовыми актами. Настоятельно рекомендуем тщательно ознакомиться со всеми условиям и правилами, прежде чем подавать заявку на участие.
Когда компании подбирают новую кандидатуру для освободившейся вакансии торгового представителя, они уделяют особое внимание опыту
Стоимость оплаты услуги торгового представителя 2100 тыс.руб.
Иными словами, предложение по предложенным мероприятиям обладает высокой экономической эффективностью.
Таким образом, благодаря проведенным мероприятиям прогнозируемая прибыль может увеличиться на 3,7% и составить 72,6 тыс. руб.
1. Федеральный закон № 381 от 28 декабря 2012 г. «Об основах
государственного регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации», ст. 2; 5; 8; 19. // «Собрание законодательства РФ», 04.01.2013, №1, ст.2.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135- ФЗ О защите конкуренции // Российская газета. -№ 4128. - 27 июля 2006 г.
3. Закон РФ "О защите прав потребителей" (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 N 2300-1 // Справочно-правовая система «Консультант».
4. Аванесов Ю.А., Васькин Е.В., Клочко Л.Н. Основы коммерции. - М.: ТОО «Люкс-Арт», 2009. - С. 10.
5. Адамов В.Е. Экономика и статистика фирм. Учебник для вузов / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова. - М. Финансы и статистика, 2013. - 294 с.
6. Алексеев Н.С. Теоретические основы товароведения
непродовольственных товаров / Н.С. Алексеев. - М., Прогресс, 2013. - 254с.
7. Алибеков А.У. Экономика коммерческого предприятия, серия «Учебники - учебные пособия» / А.У. Алибеков, С.А. Согомонян. - Ростов- на-Дону: Феникс. 2014. - 448 с.
8. Афанасьева О. Разработка деятельности предприятия торговли / О. Афанасьева // Маркетинг, 2013. - №1. - С. 91-96.
9. Байчоров A.M. Развитие коммерческой деятельности
производственных предприятий в современных условиях: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М.: МУПК, 1996. - С.10.
10. Балабанова Л.В. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция. — М.: Экономика, 2010. — 207 с.
11. Бауэрсокс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Д.Дж. Бауэрсокс, Д.Дж. Клосс. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2013. - 640 с.
12. Бланк И.А. Торговый менеджмент / И.А. Бланк. - М.: Украинско- Финский институт менеджмента и бизнеса, 2012. - 408с.
13. Бланк И.А. Управление торговым предприятием / И.А. Бланк. - М.: Ассоциация авторов и издателей Тандем, 2014 - 416с.
14. Брагина Л.А., Данько Т.П. Торговое дело: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. / Л.А. Брагина, Т.П. Данько - М.: ИНФРА-М, 2014. - 560 с.
15. Брагина Л.А. Торговое дело - экономика и организация / Л.А. Брагина. - М, ИНФРА - М, 2013. - 256с.
16. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие для высших и средних специальных учебных заведений / А.М. Гаджинский. - М.: ИВЦ «Маркетинг»: ВИНИТИ, 2013. - 124с.
17. Гандшак Я.И. Коммерческая работа в розничной торговле промышленными товарами. - М.: Эконо-шка. 2008.-С. 23.
18. Голубкова Е.Н. Природа маркетинговых коммуникаций и управление продвижением товара / Е.Н. Г олубкова // Маркетинг в России и за рубежом, 2013 - № 1 - С.3-9.
19. Голубков Е.П. Основы рекламы / Е.П. Голубков. - М.: «Финпресс»,
2012. - 346 с.
20. Гуз Р.З. Коммерческая работа в розничной торговле. - М.: Экономика, 2005.-482 с.
21. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т.- М.: Рус. яз., 1998. - Т. 4. - 668 с.
22. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России: коммерция и технология торговли / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Издательство торговая корпорация «Дашков», 2013. - 1048с.
23. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Наука, 2012. - 254с.
24. Дойль П. Маркетинговое управление и стратегии / П. Дойль. - СПб.: Питер, 2012.
25. Дыбская В.В. Логистика складирования / В.В. Дыбская. - М.: ГУ-ВШЭ,
2013. - 233 с.
26. Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для вузов / В.Ф. Егоров. - СПб.: Питер, 2013. - 352с.
27. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика. Учебное пособие / М.Е. Залманова. - Саратов: Саратовский гос.тех.ун-т, 2012. - 80с.
28. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие / М.Е. Залманова. -
Саратов: Саратовский гос. тех. ун-т, 2012. - 168с.
29. Инютина К.В. Основы логистики / К.В. Инютина [и др.]. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. - 40с.
30. Козловский В.А. Логистический менеджмент / В.К. Козлов [и др.]. - Санкт-Петербург «Политехника», 2013. - 275с.
31. Козлов В.К. Логистика фирмы / В.К. Козлов, С.А. Уваров. - Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2013. -264с.
32. Козлов Н.В. Анализ динамики товарных запасов / Н.В. Козлов // Проблемы прогнозирования, 2013. - № 3. - С. 62-73
33. Козлов Н.В. Методы анализа динамики товарных запасов / Н.В. Козлов // Вопросы статистики, 2014. - №7. - С. 12-17.
34. Коновалова Т.Ю. Ассортимент и качество / Т.Ю. Коновалова. - М.: Наука, 2014.
35. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА - М., 2007. - С. 187.
36. Лаврова О.В. Стратегия закупочной и распределительной логистики. Учебное пособие / О.В. Лаврова. - Саратов, 2014. - 34с.
37. Леншин И.А. Логистика. В 2ч.: Ч1 / И.А. Леншин, Ю.И. Смолянов. - М.: Машиностроение, 2012. - 246с.
38. Логистика. Учебное пособие. / Под редакцией профессора Б.А. Аникина. - Москва. ИНФРА - М, 2013. - 326с.
39. Михайлова О.И. Введение в логистику. Учебно-методическое пособие / О.И. Михайлова - М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2012. - 104с.
40. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов / Ю.М.
Неруш. - М.: Банки и биржи: Издание образования ЮНИТИ, 2013. - 271с.
41. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. - М: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2007.
42. Основы логистики. Учебное пособие / Под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 200с.
43. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. — 328 с.
44. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вуза., 4-е изд., перераб. и доп. / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина - М.: информационно внедренческий центр. «Маркетинг», 2014. - 580 с.
45. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. - М.: Информационно - внедренческий центр «Маркетинг», 2014.
- 328 с.
46. Парамонов М.Ю. Основы коммерции: Учебное пособие / М.Ю. Парамонов, В.М. Стаханов. - Ростов на дону: РИНХ, 2014. - 181 с.
47. Парасурман А. Концептуальная модель качества сервиса и ее значение для будущих исследований / А. Парасурман, В. Зайтамл, Л. Берри. // Классики маркетинга, 2013. - №3. - С. 50 - 52.
48. Плоткин Б.К. Управление материальными ресурсами: Очерк
коммерческой логистики / Б.К. Плоткин. - ЛФЭИ, 2012. - 128с.
49. Половцева Ф. Коммерческая деятельность: Учебник / Ф. Половцева. - М.: Инфра - М, 2012. - 248 с.
50. Практикум по логистике: Учебное пособие / Под ред. Аникина Б.А. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 270 с.
51. Прищипенко В.В. Семантика, дефиниции и соотношение понятий «продукт», «товар», «услуга» / В.В. Прищипенко // Маркетинг в России и за рубежом, 2013. - №2. С. 12 - 20.
52. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь / А.Н. Родников. - М.: Экономика, 2013. - 245с.
53. Романенко И.В. Экономика торгового предприятия / И.В. Романенко. -
М. Финансы и статистика, 2012. - 208 с.
54. Русалева Л.Ю. Коммерческая логистика. Учебное пособие / Л.Ю. Русалева, Л.И. Мордвикова. - Новосибирск, 2014. - 52с.
55. Саламатина А.Н. Экономика и организация деятельности торговых
предприятий: Учебник 2-Е изд., перераб. и доп. / А.Н. Саламатина. -
М.:ИНФРА-М, 2014. - 292 с.
56. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе / В.И. Сергеев. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 608 с.
57. Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике / В.И. Сергеев. - М.: Информационно издательский дом «Филинъ», 2012. - 772с.
58. Терехин К.И. Книга коммерческого директора: Способы увеличения объема продаж / К.И. Терехин. - СПБ: Питер, 2012.-32 с.
59. Уваров С.А. Логистика: Общая концепция, теория, практика / С.А. Уваров. - СПб.: Инвест-НП, 2014. - 421с.
60. Управление - это наука и искусство / Н. Файоль, Г. Эмирсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. — М.: Республика, 2013. - С. 10.
61. Хоскинг А. Курс предпринимательства / А. Хостинг. - М.: «Международные отношения», 2013. - 84 с.
62. Шерр И.Ф. Учение о торговле / Репринт. - М.: Перспектива, 2014. - 43 с.
63. Экономика торгового предприятия под общ. ред. проф. А.И. Гребнева.
- М.: Экономика, 2012. - 412с.
64. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник / Под ред. Л.А.Брагина. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 314 с.
65. Экономика и организация деятельности торговых предприятий: Учебник / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.:Инфра-М, 2013. - 295 с.