Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Динамические особенности познавательных состояний студентов в ходе учебной деятельности

Работа №51100

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы48
Год сдачи2016
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
342
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Проблема психических состояний в учебной деятельности студентов 7
1.1. Психические состояния в учебной деятельности студентов и их
характеристики 7
1.2. Познавательные состояния и их роль в учебном процессе 22
2. Динамические особенности познавательных состояний в учебном процессе ЗО
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Результаты исследований и их психологическая интерпретация 30
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Приложения

Необходимость проведения реформ в сфере образования возникла с осознанием того, что учебная деятельность многих заведений не дает должного эффекта и после занятий школьники и студенты остаются ровно с тем же багажом знаний, с которым они и пришли. Для того чтобы ближе познакомится с этой проблемой нужно познакомиться с понятием учебная деятельность, его составляющими и реализацией в современной системе образования.
Учебная деятельность - это один из важнейших и основных видов деятельности каждого человека, результатом которой становится освоение новых навыков. Она состоит из таких компонентов, как учебная задача, учебное действие, действие контроля и действие оценки. По сути, эти понятия являются алгоритмом, по которому происходит самообучение.
Множество педагогов посвятили годы исследованиям такого вопроса, как лучше подавать информацию обучающимся, чтобы она ими максимально усваивалась и могла быть в последующем применена на практике.
Главная тенденция, которую они вывели, заключалась в том, что обучить их проще среди сверстников. При этом люди одной возрастной группы не просто должны одновременно находиться в помещении, но и взаимодействовать друг с другом. Именно их сотрудничество приведет к достижению высоких результатов усвояемости информации и применении ее на практике. По этой причине учебная деятельность студентов часто сопряжена с проведением семинаров или тренингов, где они могут усваивать новые навыки и знания в процессе их изучения совместно со своими коллегами.
Традиционная система обучения доказала свою невысокую эффективность. Поскольку на протяжении всех лет учебы преподавание происходит одним и тем же образом. Интересно, что не учитывается ни возрастной критерий учащихся, ни половой, ни социальный, ни их психотипы.
По сути, преподаватели всего лишь в более или менее доступной форме дают информацию ученикам, которая тоже не изменялась много лет, не смотря на многочисленные метаморфозы в мире и обществе.
Пробудить у студентов интерес к предмету, можно сменив стандартное зачитывание лекций и выдачу домашних заданий, на нестандартные уроки, которые бы затрагивали интересы самого ученика. Давали ему возможность почувствовать себя частью процесса, его полноправным участником.
Эффективность любой человеческой деятельности, в том числе и учебной, зависит от множества различных факторов, среди которых важнейшую роль играют субъективные, то есть те, что связаны с различными характеристиками и особенностями самого субъекта деятельности. Их значение убедительно доказывается как научными исследованиями, так и реальной практикой.
Одним из таких субъективных факторов, оказывающим большое влияние на успешность обучения являются психические состояния человека. Психические состояния - это третья после психических процессов и свойств личности совокупность характерных для человека психологических явлений. Людям эти состояния хорошо известны по их повседневному опыту, поскольку каждый человек находится во многих таких состояниях.
Психические состояния являются своеобразным связующим звеном между познавательными процессами, свойствами личности и поведением (деятельностью) человека, объединяют их в единое целое и - на то время, пока данное психическое состояние существует - характеризует единство и своеобразие всей психической и практической активности человека.
Проблема психических состояний, впервые поставленная в отечественной психологии Н. Д. Левитовым (1955 г.), в настоящее время является активно изучаемой областью психологии. Дальнейшую разработку эта проблема получила в трудах ряда известных психологов (А. Г. Гримак, Н. Д. Данилова, Л. Г. Дикая, А. И. Еремеева, Е. Г. Ильин, Э. И. Киршбаум, А. Г. Ковалев, А.Б.Леонова, В. Л. Марищук, А. О. Прохоров, Ю. Е. Сосновикова и др.).
Изучением психических состояний студентов в различные периоды учебной деятельности занимались Л. М. Аболин, И. А. Васильев, Л. В. Винокурова, Г.Ш.Габдреева, М. М. Гарифуллина, Ю. М. Десятникова, Э. Л. Носенко, Н.Б.Пасынкова, Н. М. Пейсахов А. О. Прохоров, В. П. Шарай и др. Хотя работы этих авторов являются значительным вкладом в разработку проблемы, в них изучены не все ее аспекты. Не рассматривались, например, в полной мере вопросы, связанные с динамикой негативных психических состояний студентов высших профессиональных учебных заведений в процессе подготовки и сдачи экзаменов. [16]
Таким образом, изучение психических состояний актуально в практическом плане, поскольку они (эти состояния) влияют на эффективность деятельности человека, в том числе, на эффективность учебной деятельности студентов.
Объект исследования: познавательные психические состояния студентов.
Предмет исследования: динамика познавательных состояний студентов в учебном процессе.
Цель исследования: выявить динамику познавательных состояний студентов в ходе учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмбтреть психические состояния в учебной деятельности студентов и их характеристики.
2. Проанализировать познавательные состояния и их роль в учебном процессе.
3. Определить динамические особенности познавательных состояний:
- в течение семестра в целом
- в течение каждого месяца, входящего в семестр
- в течение каждой недели месяца
- в течение каждого дня недели
- во время каждой пары в течение дня
Гипотеза:
Существует типичная динамика познавательных состояний студентов в процессе обучения.
Теоретическая значимость состоит в следующем: результаты данной работы позволяют расширить знания о влиянии динамики познавательных состояний студентов на успешность их обучения.
Практическая значимость заключается в том, что выявленная динамика познавательных состояний позволяет оптимизировать учебный процесс и дает возможность корректировать процесс формирования личности специалиста.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Учебная деятельность - это один из важнейших и основных видов деятельности каждого человека, результатом которой становится усвоение знаний.
Эффективность любой человеческой деятельности, в том числе и учебной, зависит от множества различных факторов, среди которых важнейшую роль играют субъективные, то есть те, что связаны с различными характеристиками и особенностями самого субъекта деятельности. Их значение убедительно доказывается как научными исследованиями, так и реальной практикой.
Познавательные процессы и психические состояния сильно влияют на эффективность деятельности человека и играют важную роль в процессе формирования личности специалиста. Поэтому в данном исследовании мы изучали проблемы изменений познавательных состояний в процессе обучения у студентов.
Мы исследовали динамику данных состояний в течение одного семестра. По результатам исследования были сделаны следующие выводы. Наиболее выражены следующие состояния - вдумчивость, задумчивость, заинтересованность, размышление, рефлексия, скука и сосредоточенность. Из них наиболее ярко проявляются заинтересованность, скука и сосредоточенность. Динамика состояний заинтересованности и скуки отчетливо выражена во всех временных диапазонах.
При исследовании суточной динамики было выявлено, что все психические состояния снижаются к концу учебного дня. При изучении динамики психических состояний по дням недели было обнаружено увеличение типичных познавательных состояний к середине недели, и снижение к концу недели. При этом изменение скуки имеет противоположную направленность. Таким образом, интерес к учебе у студентов усиливается к середине недели, затем, происходит перенасыщение информацией и к концу недели обучаемость снижается. При недельной динамике особо сильных изменений в психических состояниях не наблюдалось. При изучении месячной динамики был заметен спад познавательных процессов к середине семестра, и возрастание их к концу семестра. Частота переживания скуки при этом увеличивалась к середине и снижалась к концу семестра.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее типичным состоянием студентов является заинтересованность. При этом наблюдается естественное снижение учебной активности, как к концу учебного дня, так и к концу учебной недели. Кроме того, происходит увеличение познавательной активности студентов в конце семестра, что вероятно связано с приближением экзаменационной сессии.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010,-378с.
2. Агеевец, В.У., Макаров, Г.Г. Возрождение физического, духовного и социального здоровья россиян - настоятельное требование времени // Вестник Петровской академии. - 2011. - №1 (12). - С.64.
3. Александровский, Ю.А. Состояния психологической дезадаптации и их компенсация. - М.: Эксмо, 2010 - 448 с.
4. Ангеловский А.А, Анализ понятия профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм/ А.А. Ангеловский //Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №5(2), 2010.
5. Андреева Д.А. Проблемы активности студентов. - Ростов н/Д.: Эдема, 2012 - 159 с.
6. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности, Москва, Просвящение, 2013.
7. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. М., 2011.
8. Березовская Т.П. Профессиональная успешность личности руководителя/ Т.П. Березовская//Научные труды Республиканского и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. В 2 ч. 4.2. Вып. 6 (11) / под ред. В.Ф. Беркова. - Минск: РИВШ, 2010-с. 10-17
9. Бодров В. А. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора / В.А. Бодров, Л.Д. Сыркин // Психол. журн. 2013. № 1.
10. Божович Л.И. Проблема формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна/Вступительная статья Фельдштейна Д. И. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,20Ю - 352 с.
И. Бойко, Е.С., Грачев, Ю.С. Основы здоровьесберегающей жизнедеятельности: Учебное пособие. - Брянск: Издательство БГУ, 2011. - 308 с.
12. Габдреева Г.Ш., Юсупов М.Г. Саморегуляция психических состояний: психологические технологии и диагностика: Учебное пособие. - Казань: Отечество, 2013. - 154с.
13. Ганзен, В. А. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека [Текст] / В. А. Ганзен, В. Д. Юрченко // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. - С. 189-201.
14. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.Н. Психология личности. Тексты. - М.: Наука. 2012. - 450с.
15. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Питер, 2010. 569с.
16. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева. М„ 2013.
17. Гуревич К.М. Основные свойства нервной системы и профессиональная пригодность / К.М. Гуревич. М., 2010.
18. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. Под ред. В.Е. Клочко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2*13.-263 с.
19. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. СПб., 2011.
20. Дубровина И. В. Практическая психология образования: Учебник для студ. высш, и средн, спец. учеб.заведений. - М: ТЦ «Сфера», -2014. - 528с.
21. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПБ.: Питер,2010.-512
22. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, '2005. -412с.
23. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. -
Издательство «Эксмо», 2011. - 416 с.
24. Кон И.С. Психология ранней юности. 2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010. 509с.
25. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. - Мн.: Харвест, 2011. - 688 с.
26. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. М.: Высш.шк., 2013. - 673 с.
27. Лебедева, И.Л. Психолого-педагогические оценки и взгляды на проблему сохранения и укрепления здоровья молодёжи // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2014. - №3(12). - С.27.
28. Левитов Н.Д., О психических состояниях человека - М.: Изд-во «Просвещение», 1964.-344с.
29. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. - М.:2010. - 488с
30. Немов Р. С. Психология. Кн.2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496с.
31. Панов В.И. Психические состояния как объект и предмет психологического исследования // Мир психологии. - 1998. - № 2 (14). - С.20-35.
32. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. - СПб: Изд-во «Речь», 2004. - 236с.
33. Прохоров А. О. Психические состояния и их функции. - Казань, 1994.- 168с.
34. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 1991.-167 с.
35. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Феноменологические особенности познавательных состояний студентов различных курсов обучения // Образование и саморазвитие. - 2015. - № 3 (45). - С.39-46.
36. Психология состояний: Учебное пособие / Под редакцией профессора А.О.Прохорова. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011.- 230с.
37. Психические состояния / (Хрестоматия) Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова, СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 512с.
38. Психические состояния как общепсихологическая проблема: Хрестоматия // Сост. И. В. Герасимова. - Владивосток: ДВГМА, 2001. - 104 с.
39. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2010. - 349с
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: 2011. -712с.
41. Савченко, В. А., Волненко, Н.Г. Оптимизация планирования физических нагрузок студентов с учетом психофизиологических особенностей их организма. // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации - 2012. - № 1(24).-С.9.
42. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2010.- 350 с.
43. Сосновникова Ю. К. К вопросу об определении и раскрытии понятия “психические состояния” // Тез. докл. на семинаре преподавателей кафедр педагогики и психологии педагогии, ин-тов Северо-Западной зоны. Л.: М-во просвещ. РСФСР, 1965. - С.65-84.
44. Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие для вузов. - 4-е изд. - Ростов н/ Д: Феникс, 2012.- 447с.
45. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб, пособие. - 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.- 542с.
46. Федоткин, А.Ю., Лобов, А.Н., Волченкова, О.В. Современный взгляд на состояние здоровья студентов и влияющие на него факторы. // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации - 2010. - № 4(27). - С.63.
47. Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность, Москва, Знание, 2011.
48. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. М, 2013- 544с.
49. Юсупов М.Г. О взаимоотношениях психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности // Психология психических состояний: сб. статей / под ред. проф. А. О. Прохорова. Казань: Казан, гос. ун-т им. В. И. Ульянова -Ленина, 2006. - Вып. 6. - С. 490-504.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ