ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ВЛИЯЮЩИХ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 6
1.1 Требования к конструктивной и эксплуатационной безопасности
транспортных средств 6
1.2 Системы и элементы активной, пассивной и послеаварийной
безопасности транспортных средств 13
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КАЧЕСТВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ВЛИЯЮЩИХ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 23
2.1 Оценки эффективности систем и элементов активной безопасности
транспортных средств 23
2.2 Оценки эффективности систем и элементов пассивной безопасности
транспортных средств 29
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 42
Актуальность исследования. Наряду с положительной ролью, которую автомобильный транспорт играет в развитии экономики, существуют и негативные факторы, связанные с процессом автомобилизации - это дорожно-транспортные происшествия (ДТП), их последствия.
Для планирования мероприятий по снижению влияния факторов аварийности необходим, прежде всего, их детальный анализ. С точки зрения БДД для системного изучения интерес представляют как сами факторы риска ДТП - водитель, автомобиль, дорога, среда, так и их сочетания. В 12% случаев причинами ДТП являются состояние автомобиля, сложное взаимодействие человека с автомобилем и автомобиля с дорогой (рис. 1).
Рисунок 1 Роль факторов риска и их сочетаний в возникновении ДТП [21]
Поскольку автомобили являются главными участниками ДТП, то к их конструктивной и эксплуатационной безопасности предъявляются повышенные требования в целях снижения вероятности аварий и минимизации их последствий.
«Техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения» - гласит ст. 16 главы 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения» [33].
Требования к уровню конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств постоянно повышаются. Можно с уверенностью сказать, что многие жизни пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) в России можно было бы спасти при обеспечении более высокого уровня активной, пассивной и послеаварийной безопасности конструкций отечественных автомобилей.
Сегодня изготовители транспортных средств устанавливают:
- критерии конструктивной безопасности, подлежащие проверке на транспортных средствах по завершении их изготовления до выпуска в обращение; - критерии эксплуатационной безопасности, подлежащие проверке на транспортных средствах по завершении их технического обслуживания или ремонта; - критерии допустимости продолжения эксплуатации транспортных средств при выработке запланированного ресурса; - требования, соответствие которым должно обеспечиваться при выполнении предвыездного контроля.
Эксплуатационная и конструктивная безопасность автомобиля представляют собой свойства предотвращать ДТП, снижать тяжесть его последствий и не причинять вреда людям и окружающей среде. Эти свойства сложные и делятся на активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность.
В настоящей работе решается проблема, которая заключается в ответе на вопрос: каково влияние свойств транспортного средства на безопасность
дорожного движения в структурном отношении?
Объект исследования: свойства транспортных средств, влияющие на
безопасность дорожного движения.
Предмет исследования: влияние различных свойств транспортного средства на безопасность дорожного движения.
Цель исследования - определить структуру характеристик транспортного средства, влияющих на безопасность дорожного движения.
Задачи исследования:
1. Изучить требования к конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств.
2. Рассмотреть системы и элементы активной, пассивной и послеаварийной безопасности транспортных средств.
3. Исследовать оценки эффективности систем и элементов активной безопасности транспортных средств.
4. Исследовать оценки эффективности систем и элементов пассивной безопасности транспортных средств.
Методы исследования: анализ литературных источников, нормативных документов по проблеме исследования; изучение практического опыта водителей, наблюдение, опрос.
Практическая значимость
Результаты работы могут быть использованы как в профессиональной школе на курсах, раскрывающих вопросы устройства автомобиля, его эксплуатации и организации дорожного движения в целом, так и в региональных структурах, отвечающих за реализацию ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.
По статистике дорожно-транспортные происшествия, совершенные именно по причине неисправности транспортных средств, составляют около 10 %. К
числу таких неисправностей автомобиля относятся отказы или дефекты тормозной системы, потеря работоспособности элементов рулевого управления, поломка двигателя и т. д. Однако с учетом происшествий, в которых недостаточная конструктивная безопасность транспортных средств в
значительной степени способствовала их возникновению, косвенная роль автомобиля в обеспечении безопасности движения существенно возрастает и выражается уже десятками процентов. Это доказывают результаты неоднократно проводившихся детальных исследований обстоятельств возникновения ДТП.
Требования к конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортного средства реализованы в автомобиле через различные инженерные решения, которые изучены нами как совокупность характеристик активной, пассивной и послеаварийной безопасности.
В действительности все виды безопасности связаны между собой, влияют один на другой, и не всегда можно провести четкую границу между ними. Так, например, хорошая тормозная система, позволяющая остановить автомобиль на коротком расстоянии, повышает вероятность предотвращения ДТП, улучшая активную безопасность автомобиля. Кроме того, чем эффективнее тормозная система, тем большее замедление автомобиля она обеспечивает на том же расстоянии. Следовательно, если даже не удастся предотвратить наезд или столкновение, то вероятная тяжесть последствий ДТП все же будет меньше, т.е. повысится пассивная безопасность. Замки автомобильных дверей должны выдерживать большие перегрузки, не открываясь, чтобы предотвратить выпадение пассажиров при ДТП (пассивная безопасность). Вместе с тем они не должны заклиниваться и препятствовать эвакуации пострадавших из автомобиля (послеаварийная безопасность). Взаимосвязь различных видов безопасности и противоречивость требований, предъявляемых к конструкции автомобиля, вынуждают конструкторов и технологов принимать компромиссные решения. При этом неизбежно ухудшаются одни свойства, менее существенные для автомобиля данного типа, и улучшаются другие, имеющие большее значение.
1. Аникин, А. А. Пассивная безопасность транспортных средств : Фондовая лекция / А. А. Аникин. - СПб. : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2014. - 41 с.
2. Аникин, А. А. Учение о безопасности : Фондовая лекция / А. А. Аникин. - СПб. : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2014. - 32 с.
3. Антипробуксовочная система. - Режим доступа:
http: //fastmb. ru/auto_shem/17 3-antiprobuksovochnaya- sistema. html
4. Безопасность конструкции автомобиля / М. А. Андронов, Ф. Е. Межевич, Ю. М. Немцев, Е. С. Савушкин. - М.: Машиностроение, 1985. - 273 с.
5. Виды безопасности автомобиля. - Режим доступа:
http: //livesave. narod.ru/BTS. html
6. Все о системе ESP. - Режим доступа:
https://www.drive2.ru7b/4062246863888241977/
7. Вучик, В. Р. Транспорт в городах, удобных для жизни / пер. с англ. А. Калинина под научн. ред. М. Блинкина. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2011. - 576 с.
8. Горев А. Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения : учеб. пособие для студ. вузов / А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. - М. : Академия, 2006. - 256 с.
9. ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования
безопасности к техническому состоянию и методы проверки.
10. Зырянов, В. В. Критерии оценки условий движения и модели транспортных потоков /В. В. Зырянов. - Кемерово : Кузбасский политехнический институт, 1993. - 164 с.
11. Кабышев В. АБС - за и против. - Режим доступа:
https://auto.mail.ru/article/42807-abs_za_i_protiv/
12. Кабышев В. Для чего тормозам антиблокировочная система. - Режим доступа: https://www.drive.ru/technic/4efb331400f11713001e38cb.html
13. Как работает электронная блокировка дифференциала. - Режим
доступа: https://techautoport.ru/transmissiya/differentsial-i-glavnaya-
peredacha/elektronnaya-blokirovka.html
14. Клинковштейн, Г. И. Организация дорожного движения : учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. / Г. И. Клинковштейн, М. Б. Афанасьев. - М. : Транспорт, 2001. - 247 с.
15. Коноплянко, В. И. Организация и безопасность дорожного движения : учебник для вузов / В. И. Коноплянко, О. П. Гуджоян, В. В. Зырянов, А. В. Косолапов. - Кемерово : Кузбассвуз- издат, 1998. -236 с.
16. Коноплянко, В. И. Организация и безопасность движения : учебник для вузов / В. И. Коноплянко. - М. : Высшая школа, - 2007. - 383 с.
17. Конструктивная безопасность автомобиля/ Л. Л. Афанасьев, А. Б. Дьяков, В. А. Иларионов.-М.: Машиностроение, 1983.- 212с.
18. Общее устройство и принцип работы АБС. - Режим доступа: http://mirznanii.Com/a/310981/antiblokirovochnaya-sistema-abs-printsip-raboty
19. Основы эргономики и дизайна автомобилей и тракторов: Учебник / Н. С. Степанов, А. Н. Евграфов, А. Л. Карунин и др.; Под общ.ред. В.М. Шарипова - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с.
20. Подушка безопасности. - Режим доступа:
http://www.kolesa.ru/article/podushka-bezopasnosti-2014-04-22
21. Подъемщиков А. Н. Организация и безопасность транспортного процесса. Курс лекций. - Режим доступа: http://studopedia.ru/5_120486_lektsiya-- tema--faktori-vliyayushchie-na-bezopasnost-dvizheniya-avtomobil-voditel-peshehodi- doroga.html
22. Пугачев, И. Н. Организация и безопасность дорожного движения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Н. Пугачев, А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. - М. : Академия , 2009. - 272 с.
23. Регламентация активной и пассивной безопасности автотранспортных средств/ А. И. Рябчинский, Б. В. Кисуленко, Т. Э. Морозова.-М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 462 с.
24. Регламент «О безопасности автотранспортных средств» (проект). - Режим доступа: http://www.cntd.ru/458201381.html
25. Ремни безопасности. - Режим доступа: http://www.auto-
instructors. ru/need/strap/125. html
26. Сильянов, В. В. Транспортно-эксплуатационные качества
автомобильных дорог и городских улиц : учебник / В. В. Сильянов, Э. Р. Домке. - М. : ИЦ «Академия», 2007. - 352 с.
27. Система АБС и ее производные. - Режим доступа:
http://kyb.ru/support/expert-club/Rr-Sistema-ABS-i-eyo-proizvodnye.
28. Система стабилизации ESP. - Режим доступа:
http://motormania.ru/auto-articles/sistema-stabilizaciya-esp.html
29. Современные системы конструктивной безопасности автомобилей/ Ю. Ю. Покровский, К. С. Ремнев, И. С. Степанов, В. В. Ломакин. - Тула.: Издательство ТулГУ, 2007. - 163 с.
30. Справочное пособие для работников дорожного хозяйства по приборам и оборудованию, применяемым в системе Росавтодора / под ред. С. С. Саенко, О. В. Шиляевой. - Ростов н/Д : Ро- стДорСервис. 2010. - 272 с.
31. Сушко А.А., Бируля В.В. О Ремнях безопасности. Отдел исследования проблем безопасности дорожного движения НИЦ Академии МВД. - Режим доступа: http ://mvd. gov.by/main. aspx?guid=7373
32. Травмирование человека в салоне автомобиля. - Режим доступа: https://www.bygeo.ru/novosti/229-remni-bezopasnosti-kak-sredstvo-snizheniya- tyazhesti-posledstvij-dorozhno-transportnyx-proisshestvij.html
33. Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения» от
10.12.1995 г. № 196-ФЗ. с внесенными изменениями от 14.06.12г. - Режим
доступа: http ://base. garant. ru/10105643/4/
34. Яхьяев, Н. Я. Безопасность транспортных средств : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н. Я. Яхьяев. - М. : Академия, 2011. - 432 с.