Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы применения дидактических игр в процессе формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи 2 уровня 6
1.1 Понятие о лексике и ее развитие в онтогенезе 6
1.2 Недостатки развития лексики у детей с общим недоразвитием речи 2 уровня 15
1.3 Использование дидактических игр в развитии лексики у детей с общим недоразвитие речи 2 уровня на логопедических занятиях 19
Выводы 28
Глава 2. Исследование особенностей лексики у детей с общим недоразвитием речи 2 уровня 29
2.1 Методика проведения эксперимента 29
2.2 Анализ результатов исследования 32
Выводы 27
Глава 3. Формирование лексики у детей с общим недоразвитием речи 2 уровня с использованием дидактических игр 39
3.1 Организация коррекционной работы по формированию лексики 39
3.2 Результаты логопедической работы 46
Выводы 5®
Заключение ^2
Список литературы
Актуальность исследования. Для детей с общим недоразвитием речи второго уровня характерен ограниченный словарный запас, ситуативное понимание речи, грубые аграмматизмы, нарушения слоговой структуры слова, звукопроизношения, несформированность фонематического слуха, фонематическою восприятия, связной речи.
Одним из основных компонентов речевого развития детей с общим недоразвитием речи второго уровня является лексика, от которой зависит совершенствование понимания речи, формирование грамматического строя и связной речи. Поэтому обогащение словарного запаса как пассивного, так и активного выдвинуто в первоочередную задачу коррекции общего недоразвития речи у детей со вторым уровнем.
Наиболее эффективным средством формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи второго уровня является дидактическая игра, несущая в себе две пели: для детей - развлекательного характера, для педагогов - коррекционного характера, в чем и заключается ее преимущество.
Но в психолого-педагогической литературе отсутствуют современные исследования влияния дидактических игр на развитие лексики у детей, недостаточно изучены особенности лексики детей с общим недоразвитием речи второго уровня и описана коррекционная работа по формированию словарного запаса у данной категории детей с помощью дидактических игр.
Поэтому исследуемая тема, на наш взгляд, является актуальной для своего времени.
Целью исследования является формирование лексики у детей дошкольного возраста с ОПР второю уровня с использованием дидактических игр.
Объектом нашею исследования является лексика у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования- формирование лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи второго уровня средствами дидактической игры.
Гипотеза исследования заключается в следующем: формирование лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи второго уровня будет иметь положительный результат в том случае, если подобрать дидактические игры, соответствующие возрасту, уровню речевого и психического развития, и грамотно использовать их не горько в коррекционной работе, но и в режимные моменты, а также познакомит!, родителей с видами дидактических игр для последующего проведения с ребенком дома.
Задачами исследования являются следующие:
I. Изучить логопедическую, психологическую, педагогическую
литературу по проблеме исследования.
2.Экспериментально исследовать особенности лексики у детей с общим недоразвитием речи второго уровня.
3. Подобрать дидактические игры для развития лексики у детей с общим недоразвитием речи второго уровня, провести коррекционную работу.
4. Проанализировать результаты логопедической работы по формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи второ! о уровня.
Методологическую основу исследования составили К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, В.В. Виноградова, А.Л. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна, Ф.А. ( охина, В.А. Флериной, Д.Б. Эльконина; 0.11. Громовой, ЛИ. Iфименковой, Н.С. Жуковой. Р.И. Лаласвой, P.I . Левиной, В.И. Селиверстова, Г.А. Гкаченко, I .Б. Филичевой, I В. Чиркиной, Г. Л. Волковой и других.
Праюичсскаи значимость нашего исследования в юм. что и выпускной квалификационной работе представлен досгаточно большой ооьсм теоретического и практического материала, который может использоваться родителями, педагогами дошкольного и специального (коррекционного) образования в обучении, воспитании, развитии детей с общим недоразвитием речи второю уровня.
В структуру работы входит содержание, введение, три главы, выводы, заключение, список используемой литературы в количестве 57 страниц и приложения.
Одним из эффективных средств обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в юрою уровня, развития у них интереса к занятиям использование учителем-логопедом дидактических игр. которые способе 1вуют более качественному усвоению материала детьми в увлекательной для них форме, созданию эмоционального настроя, положи ICJII.HOIо оIношения к выполняемой работе, а также улучшают работоспособность и позволяют один и тот же материал закрепить различными способами.
< целью изучения особенностей лексики детей с ОПР 2 уровня проводилось исследование, в ко юром приняли участие дети без речевых дефектов и дети с ОПР 2 уровня 4 лет.
Исследование лексических операций проводилось по методике Н.В. Серебряковой, которое проводилось по двум направлениям: 1) исследование объема пассивною и активного словаря, 2) исследование лексической системности и структуры значения слова.
Проведенное исследование пассивной лексики показало, что для детей с 01 IP 2 уровня характерен уровень ею развития «ниже среднего».
При оценке активною словаря для детей с ОПР 2 уровня характерен низкий уровень ею развития.
При исследовании лексической системности и структуры значения у всех детей с ОПР 2 уровня выявлен низкий уровень развития лексической системности и структуры значения слова.
Главные особенности в развитии лексики данных детей: несформированность вербальных ассоциаций, операций классификации близких по значению предметов, замена названий предметов, внешне сходных между собой, незнание частей предметов, замена названия действий другими, семантически близкими, действиями, образование антонимов путём присоединения частицы «не», неологизмы.
Таким образом, процесс формирования лексической системы у дошкольников с ОПР 2 уровня не может развиваться самостоятельно, для этого требуется длительная. систематическая коррекционная работа.
Третий этап нашего исследования, формирующий, был направлен на организацию коррекционной работы по формированию лексики с использованием дидактических игр.
В исследовании приняли участие десять детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи уровня Муниципального автономною дошкольною образовательного учреждения Детский сад №374 комбинированною вида" Приволжского района г. Казани.
Коррекционная работа включала фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия.
В своей работе использовали. как основную, программу Фнличевой Т.Б.. Чиркиной С.Н., а также авторские программы Ткаченко Г .А.. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Контрольное исследование лексики детей с ОПР 2 уровня позволило сделать следующие выводы: уровень развития пассивной лексики, уровень лексической системности и структуры значения слова, уровень развития активного словаря увеличились.
Таким образом, дидактическая игра - не только интересный вил деятельности, но и эффективное средство развития лексики детей с ОПР 2 уровня.
Цель исследования достигнута. Гипотеза доказана.
1. Валгина И. С. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Ва.и иной.- 6-е изд., нерераб. и дон. - М.: Логос, 2002. - 528 с., с.7
2. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. — 2-е изд., доп. и нерераб. (116: Детство-1 Jpecc, 2003. - 240 с., с. 13
3. Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов лефектол. рак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.—с.640
4. Выготский Л. С. Развитие устной речи //Детская речь. 1996. Ч. I. С. 51
1 азман, О.С. Каникулы: игра, воспитание / О. С. I азман. - М.: 11росвешение. 1988.- 512 с.
6. I воздев Л. П. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961
7. Головчип Л. А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник nip для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц.- М : ООО УМИЦ«ГРАФ ПРЕСС», 2003.-с. 102
8. Дышинский Е. А. Игротека математического кружка / Е. А. Дышинский. М: Просвещение. 1972.- 142 с., с. 10
9. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-
метод.пособие. М.: С он.-полит, жури., 1994. — с.4
10. Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Глава IV Развитие речи // Психология детей дошкольною возраста. /Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. - М., 1964, с. 15
11. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. М.: «БУК- МАС ГЕР», 1993. 191 с., с.2
12. Коновалова О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения С). В. Коновалова Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2014. — ('. 35-36., с. 35
13. Кошелева И.Н. Направления и приемы логопедической работы по формированию лексики старших дошкольников с нарушением зрения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 116. - с. 156-162
14. Кругликов, В. И. Активное обучение в техническом вузе: Теоретико-методологический аспекгтемадис. и автореф. д.н.н. - С! 16: Санкт- Петербургский государственный университет, 2000. - 424 с., с. 26.3
15. Кулипапова М.В., Гамова Е.Н., Радюкова И.А. Роль дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015 Т. 8. № 10. (’. 71-74
16. Лаврентьева, А.И. Система работы над синтаксической сторонойречи младших дошкольников: автореф. дис...канд. пед. наук /А.И. Лаврентьева. - М., 1998
17. Лалаева Р.И., Серебрякова И.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).-С116.: СОЮЗ, 1999.— 160 с.)
18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. - с.64-72
19. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Нод ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. с.64
20. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979. С. 51.
21. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. - М.: A.I I.O., 1993г. стр.5
22. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннею возраста. Пособие для воспитателей дет. Садов: Изд. 3-е, испр. - М.: Просвещение, 1977. - с. 7
23. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - Нижний Тагил: IПТС1IA, 2011. 144 с., с.77
24. Панов М. В. Активный и пассивный словарь // Энциклопедический словарь юного филолога {языкознание УСост. М. В. Панов. М.: ] клагсмика 1984 — ел 18-20
25. Пидкасистый П. И. Педагогика iП. И. Пидкасистый. М.: Просвещение, 2012, -511 с., с. 316
26. Гулейкнна М.М.. Лозовская В.Ю. - Закономерности развития словаря у детей дошкольного возраста с обшим недоразвитием речи Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательною учреждения - 2014г. ХО. с. 134
27. Уруитаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений. - 5-е изд., стереотип. - Мд Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с., с.72
28. Уфимцева А. А. Лексическое значение слова: принцип семиологического описания лексики / А. А. Уфимцева. - Москва :Наука, 1986.- 240 с.)
29. Филичева Г.Б.. Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с., С. 17
30. Филичева Т.Б., Чевелева И.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателен дошкольных учреждений. - Мл 11рофессповальное образование, 1993.-с. 156
31. Фомичева М. Ф., Волосовец Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроиз ношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - Мл Издательский цен гр «Академия», 2002. -с.58