ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ
ЭКСПЕДИЦИИ 7
§ 1. Транспортная экспедиция в системе договоров 7
§ 2. Общая характеристика договора транспортной экспедиции 15
§ 3. Виды договора транспортной экспедиции 21
ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНО¬
ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
§ 1. Предмет и иные условия договора транспортной экспедиции 26
§ 2. Форма договора транспортной экспедиции 31
§ 3. Права и обязанности сторон договора транспортной экспедиции 39
ГЛАВА III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТОРОН
ПО ДОГОВОРУ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 48
§ 1. Ответственность экспедитора за неисполнение или ненадлежащее
исполнения договора транспортной экспедиции 48
§ 2. Ответственность грузоотправителя, грузополучателя за неисполнение или
ненадлежащее исполнения договора транспортной экспедиции 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
Актуальность исследования. Транспортно-экспедиционная деятельность появляется еще в средние века с расцветом торговли в Голландии, Италии, Англии, Испании, но ее активное развитие начинается с начала XIX века, когда грузоотправители и грузополучатели начали пользоваться на транспортных рынках услугами фирм по вопросам организации выполнения перевозок.
В дореволюционной России также существовали так называемые «частные экспедиторы», которые в основном занимались таможенным оформлением товаров.
Развитие транспортно-экспедиционной деятельности, бурный ее рост, как в мировом масштабе, так и на территории нашей страны приходится на середину 60-х годов двадцатого века, когда транспортно-экспедиционное обслуживание начинает обособляться в транспортном процессе.
Транспортно-экспедиционная деятельность является неотъемлемым элементом эффективного осуществления перевозок грузов не только для клиента, оптимизируя его финансовые, трудовые и иные затраты, но и для организаций, непосредственно осуществляющих перевозку груза, консолидация которого, своевременная подача для отправки и иные действия позволяют организациям-перевозчикам рационально использовать имеющиеся у них возможности наиболее эффективным образом.
На мировом уровне и в экономически развитых странах договор транспортной экспедиции является более разработанным по сравнению с договором экспедиции в российском законодательстве. Расширение торговых связей с иностранными контрагентами неизбежно влечет необходимость использовать существующие международные нормы в области транспортно-экспедиционных правоотношений.
Длительное время институт транспортной экспедиции не получал должной теоретической разработки в правовой литературе. Ему зачастую отводили дополнительную роль по отношению к перевозке груза. Свою роль в этом сыграл и законодатель: первоначально регулирование договора
транспортной экспедиции полностью отсутствовало в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. и лишь в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. была закреплена одна статья (Ст.105), посвященная договору транспортной экспедиции. Представляется, что только одно нормативное предписание было не способно урегулировать столь сложную правовую конструкцию.
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) исправил эту ситуацию, закрепив в своем содержании уже не одну статью, а целую главу. Позднее был принят федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» . Действующее законодательство устранило отдельные пробелы в регулировании отношений в сфере транспортной экспедиции - было нормативно закреплено право экспедитора на удержание груза клиента до выполнения последним обязанности по оплате вознаграждения экспедитору и возмещения его расходов; предусмотрены нормы, регулирующие оказание экспедиционных услуг в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Также были учтены некоторые положения международной практики в области регулирования транспортной экспедиции - в частности, правила ограничения ответственности экспедитора и ее размеры.
Впрочем, внимание законодателя на этом и «закончилось», поскольку при наличии достаточного круга правоприменительных проблем в этой сфере, изменения в этот документ были внесены лишь единожды и носили редакционный характер. Несмотря на произошедшие изменения, противоречия и пробелы в регулировании договора транспортной экспедиции сохранились. Так, это относится к перечню экспедиторских документов и порядку их применения, объему прав и обязанностей экспедитора по конкретному договору, установлению оценочных критериев, позволяющих применять меры гражданско-правовой ответственности к сторонам договора. Все указанное обуславливает необходимость дальнейшего исследования данного института и актуальность выбранной темы.
Теоретические основы исследования договора транспортной экспедиции в качестве самостоятельной договорной конструкции были разработаны учеными XIX и XX века: А. Гордоном, И.М. Рабиновичем, А.Ф. Федоровым, Е.А. Нефедьевым, Г.Ф. Шершеневичем и др.
Среди ученых современного периода договор транспортной экспедиции исследуется в работах Н.А.Андреевой, М.И. Брагинского, Н.А.Бутаковой, В.В.Витрянского, А.В. Губаревой, М.А.Егоровой, С.В.Михайлова, Н.В.Морозовой, М.А.Моловьевой, С.П.Хмелева и других. Большинство этих исследований осуществлено до принятия нормативных правовых актов, регулирующих договор транспортной экспедиции в качестве самостоятельной договорной конструкции, в силу чего многие теоретические вопросы договора остаются малоизученными в российской правовой науке.
Правовую основу диссертационного исследования составили Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности», транспортные уставы и кодексы, иные нормативные правовые акты.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере заключения и исполнения договора транспортной экспедиции.
Предметом исследования явились нормы гражданского и иных отраслей законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с договором транспортной экспедиции, а также судебная практика, монографическая и специальная литература, относящиеся к теме исследования.
Цель исследования заключается в формировании комплексного представления о договоре транспортной экспедиции и выявление основных тенденций в правовом регулировании данных правоотношений в современных условиях.
Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
- охарактеризовать место договора транспортной экспедиции в системе договоров;
- дать общую характеристику договора транспортной экспедиции;
- рассмотреть виды договора транспортной экспедиции;
- уяснить предмет и иные условия договора транспортной экспедиции;
- изучить общие положения о форме договора транспортной экспедиции;
- рассмотреть права и обязанности сторон договора транспортной экспедиции;
- раскрыть характеристику ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнения договора транспортной экспедиции;
- показать особенности ответственности грузоотправителя, грузополучателя за неисполнение или ненадлежащее исполнения договора транспортной экспедиции.
Методологическую основу работы составил диалектический метод научного познания, а также иные общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукции и дедукции; использованы частнонаучные методы: историко¬правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Структура исследования состоит из классических элементов для такого рода исследований - введения, трех глав, состоящих из восьми параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Договор транспортной экспедиции имеет огромное значение для регулирования отношений, складывающихся на рынке транспортных услуг, поскольку он освобождает заинтересованных лиц от «транспортных забот» и возлагает бремя их осуществления на экспедитора, который на профессиональном уровне организует и осуществляет транспортные операции.
В соответствии с действующим российским законодательством договор транспортной экспедиции - самостоятельный договорный вид, который, однако, находится «на стыке» многих видов обязательств. Если рассматривать изолированно отдельные элементы работы экспедитора, то они как будто бы полностью укладываются в рамки других гражданско-правовых договоров. Так, погрузочно-разгрузочные работы охватываются договорами подряда, доставка грузов - договором перевозки, обеспечение его сохранности - договором хранения, оформление сдачи и приемки - договором поручения или договором комиссии, в зависимости от того, выступает ли экспедитор от имени клиента или от собственного имени.
Принимая во внимание проанализированные основные отличительные признаки договора, заметим, что последняя особенность - подчинение услуг экспедитора цели обеспечения перевозки - выводится из направленности совокупности услуг экспедитора и буквально из закона не вытекает. В то же время признак связи услуг с перевозочным процессом, на наш взгляд, следует рассматривать как наиболее точный, поскольку при возникающих затруднениях в квалификации сделок в этой сфере в абсолютном большинстве случаев позволяет безошибочно определить вид договора.
Дело в том, что договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Следовательно, заключая от своего имени договор (договоры) перевозки груза в соответствии с теми условиями маршрута, который согласован сторонами договора транспортной экспедиции, экспедитор сам становится стороной в договоре перевозки.
В практике дискуссионным является вопрос об отнесении этого договора к договорам присоединения.
Некоторые экспедиторские компании заявляют, что их типовой договор не может быть изменен, т.к. является «договором присоединения», а на основании ст. 428 ГК РФ условия договора присоединения определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Клиент в таком случае имеет право заявить возражения по поводу договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг, т.к. договором присоединения он не является: во-первых, утвержденные формуляры для данного вида договора зачастую отсутствуют, а во-вторых, исходя из смысла законодательства об экспедиционной деятельности условия экспедиторского договора могут изменяться, и это прямо предусмотрено законом: п. 3. ст. 801 ГК РФ устанавливает, что условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон. Судебная практика согласна с такой позицией.
Единственным существенным условием договора транспортной экспедиции является его предмет, однако законодателю следует определить его более четко, устранив при этом разделение оказываемых экспедитором услуг на основные и дополнительные, объединив их в одну общую группу, а также, обращая внимание на специфику договора экспедиции, предусмотреть в его предмете и обязанности клиента. Нельзя при этом забывать о цели реализации этой конструкции - обеспечение перевозки груза.
Существует еще одна малоизвестная проблема взаимодействия с экспедитором: если клиент требует экспедитора вернуть деньги, уплаченные за перевозку утраченного экспедитором груза, то, скорее всего, ему откажут, т.к. на основании п. 3. ст. 7 ФЗ № 87-ФЗ сумма вознаграждения возвращается клиенту в случае утраты груза только в том случае, если в договоре транспортной экспедиции установлено, что наряду с возмещением реального ущерба экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза. Представляется необходимым внести императивную норму в текст специального закона о возврате денег, поскольку фактически действия экспедитора не привели к предполагаемому сторонами результату заключения договора.
Действующее гражданское законодательство устанавливает ограниченную ответственность экспедитора. Экспедитор (как и перевозчик) несет ответственность за утрату груза только при наличии вины. П. 1. ст. 7 ФЗ № 87-ФЗ устанавливает, что экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависел.
Что это означает практически? Это означает, например, что если при аварии автотранспорта экспедитора хрупкий груз будет утрачен, а водитель экспедитора будет признан невиновным в аварии (виновен, например, встречный легковой транспорт), то ответственности за утрату груза для экспедитора не наступит никакой. В этой ситуации возможности судебного доказательства вины экспедитора существуют лишь в отношении нехрупкого груза и в зависимости от реальной ситуации. Т.е. если экспедитором перевозился небьющийся груз (одежда, к примеру), экспедитор обязан будет обеспечить его сохранность и в случае аварии, т.к. в противном случае не докажет суду, что предпринял все зависящие от него (от экспедитора) меры для устранения ущерба. Подобное также кажется ущемлением прав заказчика по данному договору.
Таким образом, транспортная экспедиция представляет собой самостоятельную договорную конструкцию. Отграничение этого соглашения от иных договоров законодатель проводит именно по связанности услуг, выполняемых в рамках указанного договора, с перевозкой груза. Тем самым, системообразующим признаком служит направленность услуг, оказываемых по договору, на обеспечение перевозки груза и организацию такого обеспечения. Включение же в предмет договора экспедиции в качестве отдельной составляющей перевозимого груза, является, на наш взгляд, нарушением буквального толкования норм, содержащихся в главе 41 ГК РФ.
1.1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (в ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации.2001. № 49. Ст. 4552.
1.2. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 11.Ст. 1001.
1.3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.
1.4. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60- ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.
1.5. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
1.6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)// Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
1.7. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»// Собрание законодательства РФ. 2007. № 46. Ст. 5555.
1.8. Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О транспортно-экспедиционной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2701.
1.9. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей»// Российская газета. 1996. 16 января.
1.10. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 17. Ст. 2407.
1.12. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 37. Ст. 3890.
1.13. Приказ Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 15.
1.14. Гражданский кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964)(ред. от 26.11.2001)// Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407 (утратил силу).
1.15. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв.ВС СССР 31 мая 1991 г.) № 2211 (в ред. от 26.11.2001)// Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 26. Ст. 733 (утратил силу).
II. Специальная литература
2.1. Алихаджиева А.С., Артемьев Е.В., Куликова О.В., Свечникова И.В. Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации (постатейный). М.: Норма. 467 с.
2.2. Андреева Н.А. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции: автореф. дисс. ... к.ю.н. / Н.А. Андреева. М., 2008. 31 с.
2.3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. М.: Статут, 2013. Кн. 4. 908 с.
2.4. Бутакова Н.А. Конструкция договора мультимодальной перевозки / Н.А. Бутакова // Юрист. 2016. № 22. С. 38 - 42.
2.5. Бутакова Н.А. Актуальные проблемы регулирования международных морских перевозок грузов на основе Роттердамских правил / Н.А. Бутакова // Юрист. 2014. № 10. С. 30 - 34;
2.6. Бутакова Н.А. Договор о транспортно-экспедиционной деятельности: проблемы правовой регламентации / Н.А. Бутакова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-1 (43). С. 46-49.
2.7. Вайпан В.А. Правовое регулирование транспортной деятельности/
B. А. Вайпан // Предпринимательское право. 2012. № 3. С. 2-24.
2.8. Витрянский В.В. Договоры о транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта / В.В. Витрянский. М.: Статут, 2013. 290 с.
2.9. Витрянский В.В. О правовой природе процентов за пользование чужими денежными средствами / В.В. Витрянский // Хозяйство и право. 2008. № 11. С. 20-27.
2.10. Вопросы международного частного, сравнительного и гражданского права, международного коммерческого арбитража / Сост. и науч. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова, А.И. Муранов, Е.В. Вершинина. М.: Статут, 2013. 382 с.
2.11. Гонгало Г.М. Гражданское право. Особенная часть. М.: Проспект, 2017. С.541 с.
2.12. Гречуха В.Н., Какорина О.К. Правовое регулирование недоборов и переборов провозных платежей при перевозке груза в прямом и в прямом смешанном сообщении / В.Н. Гречуха, О.К. Какорина // Закон. 2014. № 7. С. 160-165.
2.13. Гришина М.В. К вопросу о гражданско-правовых договорах, оформляющих коммерческое представительство / М.В. Гришина // Наука и практика. 2014. № 1 (58). С. 202-205.
2.14. Губарева А.В. Отношения в сфере международных перевозок / А.В. Губарева // Юрист. 2014. № 2. С. 44 - 46.
2.15. Данилина И.Е. Новые явления в практике транспортно-экспедиционной деятельности / И.Е. Данилина // Предпринимательское право. 2009. № 2.С. 22-25.
2.16. Данилина И.Е. Предмет договора транспортной экспедиции: проблемы правоприменения / И.Е. Данилина // Транспортное право. 2005. № 2.
C. 16 - 19.
2.17. Демченко М.В. К вопросу о гармонизации норм о гражданско- правовой ответственности оператора перевозки в прямом смешанном сообщении / М.В. Демченко // Современный юрист. 2014. № 1. С. 101.
2.18. Дмитриев А.В. Логистические основы функционирования транспортно-экспедиторских систем / А.В. Дмитриев // Известия Санкт- Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 1 (91). С. 79-85.
2.19. Евсеев Е.Ф. К вопросу об ответственности экспедитора за утрату или недостачу груза, ценность которого не объявлялась / Е.Ф. Евсеев // Адвокат. 2010. № 2.С. 28 - 32.
2.20. Егорова М.А. Коммерческое право: учебник для вузов / М.А. Егорова. М.: Статут, 2013. 640 с.
2.21. Жидкова М.В. Проблемы квалификации договора транспортной экспедиции / М.В. Жидкова // Транспортное право. 2017. № 2. С. 12-16.
2.22. Жидкова М.В. Ответственность сторон по договору транспортной экспедиции / М.В. Жидкова // Юрист. 2009. № 4. С. 24-31.
2.23. Иванова А.И. Подводные камни договора транспортной экспедиции / А.И. Иванова // Административное право. 2011. № 1.С. 49-56.
2.24. Иванова Т.Н. Проблемы заключения договора морской перевозки грузов в линейном сообщении в Российской Федерации / Т.Н. Иванова // Право и экономика. 2014. № 5. С. 63-68.
2.25. Каменков В.С. Нужен ли международный договор о транспортно-экспедиционной деятельности / В.С. Каменков // Транспортное право. 2008. № 1. С. 44 - 48.
2.26. Каменков В.С. Ответственность по договору транспортной экспедиции / В.С. Каменков // Транспортное право. 2008. № 2. С. 16 - 25.
2.27. Касаткина А.С. Особенности правового регулирования международных мультимодальных перевозок / А.С. Касаткина // Законодательство и экономика. 2014. № 2. С. 69-79.
2.28. Кирилловых А.А. Транспортно-экспедиционная деятельность: нормативное регулирование и гражданско-правовая конструкция / А.А. Кирилловых // Транспортное право. 2010. № 3. С.2-9.
2.29. Кокин А.С., Левиков Г.А. Транспортно-экспедиторские услуги при международной перевозке грузов / А.С. Кокин, Г.А. Левиков. М: Юристъ, 2015. 576 с.
2.30. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: учебно-практический комментарий (постатейный) / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, К.М. Арсланов и др.; под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010. 992 с.
2.31. Крученко К. Что нужно знать о договоре экспедиции / К. Крученко // ЭЖ-Юрист. 2012. № 30. С. 13-16.
2.32. Кулешов В.В. Заключение договора транспортной экспедиции и экспедиторские документы / В.В. Кулешов // Транспортное право. 2009. № 2. С. 29-32.
2.33. Кулешов В.В. Субъектный состав договора транспортной экспедиции / В.В. Куляшов // Транспортное право. 2009. № 3. С. 31 - 32.
2.34. Левченко Д.П. История становления и развития договора транспортной экспедиции как института гражданского права / Д.П. Левченко // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке.
2012. Т. 3. С. 232-237.
2.35. Маркова О.В. Становление судебного прецедента при рассмотрении коммерческих споров в сфере транспорта / Маркова О.В. // Российский следователь. 2014. № 16. С. 45-47.
2.36. Михайлов С.В. Основные направления совершенствования гражданского законодательства в сфере перевозок грузов / С.В. Михайлов // Транспортное право. 2015. № 2. С. 3-5.
2.37. Морозов С.Ю. К вопросу о соотношении договоров транспортной экспедиции и перевозки грузов// Транспортное право. 2003, №2. С.21-25.
2.38. Морозов С.Ю. Договор транспортной экспедиции / С.Ю. Морозов. М.: Деловая книга, 2016. 189 с.
2.39. Морозов С.Ю. Актуальные проблемы договора транспортной экспедиции: автореф. дисс. ... к.ю.н. / С.Ю. Морозов. Ульяновск, 2003. 28 с.
2.40. Морозова Н.В. Договор транспортной экспедиции: Проблемы квалификации и правового регулирования: автореф. дисс. ... к.ю.н. / Н.В. Морозова. М., 2005. С. 8.
2.41. Нестерчук Ю. Договор транспортной экспедиции / Ю. Нестерчук // ЭЖ-Юрист. 2006. № 14.С. 12-13.
2.42. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России: монография / Ю.В. Романец. М.: Норма, Инфра-М, 2013. 496 с.
2.43. Скачков Н.Г. Коллизионные вопросы правового регулирования морских перевозок опасных грузов / Н.Г. Скачков // Lex russica. 2014. № 4. С. 437- 449.
2.44. Соловых А.В. О существенных условиях договора транспортной экспедиции / А.В. Соловых // Транспортное право. 2012. № 4. С. 26-29.
2.45. Соловьева М.А. К вопросу о соотношении транспортных договоров и транспортной логистики / М.А. Соловьева // Бизнес, менеджмент и право.
2013. № 2. С. 97 - 99.
2.46. Стригунова Д.П. Договор транспортной экспедиции / Д.П. Стригунова // Современное право. 2013. № 7. С. 83-87.
2.47. Суханов Е.А. Гражданское право. Том 2. Часть 2. М.: Норма, 2011. 700 с.
2.48. Хмелев С.П. Договор транспортной экспедиции: монография. СПб.: Питер, 2007. 243 с.
III. Материалы судебной и иной юридической практики
3.1. Определение Верховного Суда РФ от 19 января 2015 г. № 305-ЭС14- 6805 по делу № А41-50027/13 «О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании стоимости утраченного груза по договору транспортной экспедиции»// [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http: //www. consultant. ru.
3.2. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 февраля 2015 г. № Ф05-16700/2014 по делу № А40-31297/14 «О взыскании убытков». [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http:ZZwww.consultant.ru.
3.3. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21
ноября 2014 г. по делу № А74-469/2014 «По делу о взыскании задолженности по договору транспортной экспедиции, процентов за пользование чужими денежными средствами, а также судебных расходов на оплату услуг представителя». [Электронный ресурс]. Режим доступа: ///
http:ZZwww.consultant.ru и др.
3.4. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 октября 2014 по делу № А56-61470/2013 «О взыскании задолженности по договору транспортной экспедиции». [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http: ZZwww. consultant. ru.
3.5. Постановление арбитражного суда Центрального округа от 3 октября 2014 г. по делу № А14-6580Z2013 «О взыскании долга по провозной плате за перевозку грузов». [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http: ZZwww. consultant. ru.
3.6. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 сентября 2014 г. № Ф09-4647/14 по делу № А07-13606/2013 «О взыскании стоимости груза, утраченного при перевозке». [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http: ZZwww. consultant. ru.
3.7. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2013 г. № 17АП-3046Z2013-ГК по делу № А60-3970П2012 «Требование о взыскании ущерба, причиненного в связи с утратой груза, переданного ответчику для перевозки» [Электронный ресурс]. Режим доступа: ZZ http:ZZwww.consultant.ru.
3.8. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 июня 2000 г. № ФО4/1421-282/А70-2000 [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http:ZZwww.consultant.ru.
3.9. Письмо МПС России от 14 мая 1993 г. № С-405у/АК-7/ЦМ-180 «Правила централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, расположенных на территории РФ, выполняемого транспортно-экспедиционными предприятиями» [Электронный ресурс]. Режим доступа:// http: //www. consultant. ru.