Оценка труда научно-педагогических работников высших учебных заведений
|
Введение 4
Глава1. Теоретические аспекты оценки труда научно-педагогических работников 12
1.1. Эволюции подходов к оценке труда научно-педагогических работников .. 12
1.2. Труд научно-педагогических работников в российской и зарубежной
системе высшего образования: критерии оценки 24
1.3. Конкурентоспособность вузов Российской Федерации на рынке
образовательных услуг: ключевые показатели оценки труда научно-педагогических работников 45
2. Особенности оценки труда научно-педагогических работников высших учебных заведений в системе современного образования Российской Федерации 59
2.1. Диалектика взаимосвязи конкурентоспособности вузов Российской Федерации на рынке образовательных услуг и качества деятельности научно¬
педагогических работников высших учебных заведений 59
2.2. Исследования оценки труда научно-педагогических работников ФГАОУ
ВО Казанского (Приволжского) федерального университета 74
2.3. Ключевые показатели оценки труда научно-педагогических работников
Института управления, экономики и финансов ФГАОУ ВО Казанского (Приволжского) федерального университета 86
3. Развитие системы оценки труда научно-педагогических работников российских высших учебных заведений 105
3.1. Мероприятия в совершенствовании оценки труда научно-педагогических работников как способ повышения конкурентоспособности высших учебных заведений России 105
3.2. Совершенствование системы оценки труда научно-педагогических
работников ФГАОУ ВО Казанского (Приволжского) федерального университета 111
Заключение 120
Список использованных источников 125
Приложения 153
Глава1. Теоретические аспекты оценки труда научно-педагогических работников 12
1.1. Эволюции подходов к оценке труда научно-педагогических работников .. 12
1.2. Труд научно-педагогических работников в российской и зарубежной
системе высшего образования: критерии оценки 24
1.3. Конкурентоспособность вузов Российской Федерации на рынке
образовательных услуг: ключевые показатели оценки труда научно-педагогических работников 45
2. Особенности оценки труда научно-педагогических работников высших учебных заведений в системе современного образования Российской Федерации 59
2.1. Диалектика взаимосвязи конкурентоспособности вузов Российской Федерации на рынке образовательных услуг и качества деятельности научно¬
педагогических работников высших учебных заведений 59
2.2. Исследования оценки труда научно-педагогических работников ФГАОУ
ВО Казанского (Приволжского) федерального университета 74
2.3. Ключевые показатели оценки труда научно-педагогических работников
Института управления, экономики и финансов ФГАОУ ВО Казанского (Приволжского) федерального университета 86
3. Развитие системы оценки труда научно-педагогических работников российских высших учебных заведений 105
3.1. Мероприятия в совершенствовании оценки труда научно-педагогических работников как способ повышения конкурентоспособности высших учебных заведений России 105
3.2. Совершенствование системы оценки труда научно-педагогических
работников ФГАОУ ВО Казанского (Приволжского) федерального университета 111
Заключение 120
Список использованных источников 125
Приложения 153
На протяжении последних 20-30 лет происходят колоссальные изменения в системе науки и образования Российской Федерации: меняется нормативно-правовая база, происходят существенные изменения на рынке труда и в процессе трудовой деятельности в сфере образования, интенсивно развивается конкуренция между образовательными учреждениями. Тем самым предъявляя повышенные требования к качеству образования.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» для ведущих российских высших учебных заведений ставиться задача к 2020 г. вхождение в первую сотню (топ-100) не менее 5 российских вузов мировых рейтингов (ARWU, QS, THE). А в Приоритетном проекте Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 октября 2016 г. «Вузы как центры пространства создания инноваций» - обеспечить устойчивую глобальную конкурентоспособность в 2018 году не менее 5, а в 2025 году не менее 10 ведущих российских университетов. Московский государственный университет по данным от 08.06.2017 г. входит в топ - 100 ежегодного международного рейтинга вузов QS World University Rankings. и занимает 95 - е место (впервые попал в 2010 г., а с 2016 г. удалось подняться на 13 позиций).
Конкурентная борьба высших учебных заведений (далее вузов) становиться важным этапом модернизацией высшего образования. Достижение текущих показателей эффективности, способность результативно планировать свою деятельность, управлять крупными образовательными и исследовательскими центрами - все это связано со стремлением выхода на международный уровень конкурентоспособности и формированием имиджа российских вузов. Так, в 2016 году в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Казанском (Приволжском) федеральном университете» выполнялось 668 тем научно-
исследовательской работы, из них 122 научно-исследовательские работы финансировались Министерством образования и науки (включая НИОКР в рамках Программы повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанского (Приволжского) федерального университета» среди ведущих мировых научно - образовательных центров на 2013-2020 гг.);
Министерством промышленности и торговли РФ - 1; РФФИ - 195; Российским научным фондом (РНФ) - 30; Российским негосударственным фондом (Русское географическое общество (РГО)) - 2; бюджетом РТ - 37; хозяйствующими субъектами - 270 (в том числе по Постановлению Правительства РФ №218 - 4); зарубежными организациями - 7. Также в 2016 году в рамках реализации Государственной программы Министерства образования и науки Российской Федерации - «Федеральные профессоры математики», грантовую поддержку получили 2 заслуженных профессора данного высшего учебного заведения.
Одним из важнейших вопросов, связанных с повышением конкурентоспособности вузов - является их кадровое обеспечение, а именно формирование в высших учебных заведениях высококвалифицированных научно-педагогических работников (далее НИР). Для решения этой проблемы необходимо разработать перспективные подходы и методы по управлению и повышению эффективной деятельности научно-педагогических работников. Данные подходы и методы должны ориентироваться на формирование показателей результативности, путем оценки научно-педагогических работников и их деятельности, повышения их квалификации и развития компетенций, а также системы стимулирования и мотивации.
В настоящее время во всем мире разрабатываются и используются различные виды требований к научно-педагогическим работникам. Труд научно-педагогических работников носит интеллектуальный и творческий характер, что предполагает наличие разнообразных подходов и методик, а также многообразных вариантов оценки ее результативности, эффективности и качества. Однако, законодательством Российской Федерации, показатели и критерии оценки преподавательской деятельности нормативно не определены и общепринятой методики оценки труда научно-педагогических сотрудников нет.
В связи с этим представляется актуальным рассмотрение основных подходов и методик оценки направлений трудовой деятельности научно-педагогических работников высших учебных заведений, обеспечивающей и повышающей его конкурентоспособность.
Несмотря на наличие многочисленных работ, посвященных научно-педагогическим работникам и их деятельности, в современной научной литературе недостаточно освещены вопросы оценки труда научно-педагогических работников высшего образования. Слабая изученность взаимосвязи оценки труда научно-педагогических работников с конкурентоспособностью высших учебных заведений, необходимость рассмотрения направлений деятельности научно - педагогических работников и лично-профессиональных качеств при оценки труда научно-педагогических работников вузов, анализ зарубежного опыта оценки труда преподавательской деятельности и предопределили выбор темы магистерской диссертации.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Специфика труда и направления деятельности научно-педагогических работников изучается российскими и зарубежными психологами, социологами и экономистами, как Е. Ю. Щербинина, Н. В. Бордовская, Е. В. Титова, А. П. Багирова, М. Л. Смолярова, А. К. Клюев.
Различным аспектам преподавательского труда - его составляющим, принципам стимулирования, вопросам мотивации - посвящено множество публикации. Ими занимались О. А. Феоктистова, И. М.Фадеева, Н. Ш. Ватолкина, А. В. Мокляченко, И. Б. Назарова.
Анализу вопросов, связанных с профессиональными качествами и компетенциями научно-педагогических работников высших учебных заведений посвящены работы авторов как И. Н. Ким, О. О. Жебровская, Е. А. Кошкина, М. И. Четвернина, И. С. Болотин, А. А. Дорофеева, Н. Д. Сорокина, А. М. Кубланов.
Подходы и методики оценки труда научно-педагогических работников предлагаются российскими и зарубежными исследователями как Е. А. Меркулова, В. В. Горбань, В. А. Солодянников, Л.В. Люйк, О. В. Раздорская, М. В. Полевая, Р. Г. Глейзер, В. П. Топоровский, О. В. Григораш, А. И. Трубилин, А. С. Роботова, М. А. Косолапова, И. А. Бедрачук, Н. В. Третьякова, В. А. Федоров, С. Ю. Трапицын.
Вопросы и проблемы оценки труда научно-педагогических работников были освещены в работах О. И. Литвиновой, Т. Е. Исаевой, В. А. Матюхина, Т. М. Рябовой, Е. Ю. Васильевой, О. А. Граничиной, О. В. Аскановой, Ю. А. Арсинбенковой, О. В. Сагиновой, Ж. Б. Мусатовой, С. В. Голубева, Т. Г. Новиковой, О. Н. Римской, Т. Драммонда, Рональда Берка.
Исследованию по вопросам конкурентоспособности высших учебных заведений посвящены труды Е.В. Гребенниковой, Д.С.Конанчук, Н.В. Акинфиевой, О.А. Грудзинского, Е.В.Чупрунова, Д.А.Шевченко,
Таким образом, посвящено достаточно большое количество работ по изучению труда научно-педагогических работников и его оценки, профессиональных качеств и компетенции научно-педагогических работников, а также повышению конкурентоспособности высших учебных заведений. Однако, несмотря на весомое количество теоретических трудов, ряд вопросов, связанных с разработкой подходов и методик оценки направлений деятельности научно-педагогических работников высших учебных заведений, обеспечивающей и повышающей его конкурентоспособность, исследованы не в полной мере.
Научная новизна работы:
1. В ходе исследования методов оценки профессиональной деятельности научно-педагогических работников выявлена взаимосвязь эффективности работы научно-педагогических работников и показателей конкурентоспособности учебных заведений. На основе исследования программ развития 21-ого высшего учебного заведения России, входящих в проект «5¬100» установлено наличие в вузах, входящих в выборку исследования, мероприятий:
- создание системы рекрутинга, в том числе международного (привлечение зарубежных и отечественных НИР, привлечение молодых НПР, имеющих опыт международного сотрудничества и т.д.);
- развитие научно-педагогических работников (профессиональный рост, повышение квалификации и переподготовки НИР, развитие и совершенствование качеств и компетенций, имеющихся НИР и т.д.);
- рост эффективности научно-педагогических работников (формирование системы оценки деятельности преподавательского состава, проведение регулярной аттестации).
2. Разработана авторская методика оценки деятельности научно-педагогических работников высших учебных заведений (на материалах федерального государственного автономное образовательное учреждения высшего образования (далее ФГАОУ ВО) «Казанского (Приволжского) федерального университета)» (далее К(П)ФУ, КФУ, Университет). Предлагаемая методика включает оценку научно-педагогических работников и их профессиональной деятельности на основе оценки: профессиональной компетентности, методики преподавания, управленческой компетентности, психологической компетентности. Авторская методика предполагает проведение аттестации научно-педагогических работников ФГАОУ ВО «Казанского (Приволжского) федерального университета» путем:
1) профессионального узкоспециализированного тестирования;
2) внедрения метода с участием аттестационной комиссии на 2-3 занятиях, проводимых аттестуемым.
По результатам аттестации оценка проводится по следующим показателям:
- компетентность, знание своего предмета;
- уровень проведения занятий;
- ораторское мастерство;
- стремление заинтересовать своим предметом;
- ориентированность материала на современные тенденции;
- творческий подход к проведению занятий;
- интеллигентность и культура поведения;
- доступность изложения учебного материала;
- умение общаться с аудиторией;
- отношения между НПР и обучающимися.
3) Обсуждения кейсов, практических ситуаций и задач, анкетирования, а также методом интервью.
Цель исследования - проанализировать подходы к оценки труда высших учебных заведений и разработать на этой основе практических рекомендаций по их совершенствованию.
Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих задач:
- уточнить содержание понятия «труд научно-педагогического работника высшего учебного заведения»;
- выделить основные подходы оценки труда научно-педагогических работников, получивших распространение на практике российских высших учебных заведений;
- определить основные направления деятельности научно-педагогических работников, оценивающие и которые следует оценивать в вузах;
- выявить действующую систему показателей и критериев на основе анализа применяемых подходов и методик оценки труда научно- педагогических работников высших учебных заведений;
- проанализировать зависимость конкурентоспособности вузов Российской Федерации от качества трудовой деятельности научно-педагогических работников высших учебных заведений;
- обобщить методы оценки труда научно-педагогических работников
в федеральном государственном образовательном учреждении высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
предложить методические рекомендации по совершенствованию оценки труда научно-педагогических работников в российских высших учебных заведениях;
- разработать методику оценки труда научно-педагогических
работников в ФГАОУ ВО К(П)ФУ.
Объект исследования - профессиональная деятельность научно-педагогических работников высших учебных заведений.
Предмет исследования - оценка труда научно-педагогические работников высших учебных заведений.
Теоретическую и методологическую основу магистерского исследования составляют труды российских и зарубежных ученых в области управления персоналом, экономики труда, социологии труда, менеджмента, психологии, в системе высшего образования. Информационную базу исследования составили действующие законы, указы Президента Российской Федерации, нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, материалы периодической печати, конференций, семинаров, отчетные и аналитические материалы о деятельности российских вузов, в том числе локальные акты ФГАОУ ВО К(П)ФУ и другие.
Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных мер, направленных на совершенствование оценки труда научно-педагогических работников по направлениям его деятельности.
Структура и объем магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованных источников, состоящих из 160 источников, и шести приложений. Содержит 16 таблиц и 14 рисунков. Содержание работы изложено на 124 страницах.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» для ведущих российских высших учебных заведений ставиться задача к 2020 г. вхождение в первую сотню (топ-100) не менее 5 российских вузов мировых рейтингов (ARWU, QS, THE). А в Приоритетном проекте Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 октября 2016 г. «Вузы как центры пространства создания инноваций» - обеспечить устойчивую глобальную конкурентоспособность в 2018 году не менее 5, а в 2025 году не менее 10 ведущих российских университетов. Московский государственный университет по данным от 08.06.2017 г. входит в топ - 100 ежегодного международного рейтинга вузов QS World University Rankings. и занимает 95 - е место (впервые попал в 2010 г., а с 2016 г. удалось подняться на 13 позиций).
Конкурентная борьба высших учебных заведений (далее вузов) становиться важным этапом модернизацией высшего образования. Достижение текущих показателей эффективности, способность результативно планировать свою деятельность, управлять крупными образовательными и исследовательскими центрами - все это связано со стремлением выхода на международный уровень конкурентоспособности и формированием имиджа российских вузов. Так, в 2016 году в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Казанском (Приволжском) федеральном университете» выполнялось 668 тем научно-
исследовательской работы, из них 122 научно-исследовательские работы финансировались Министерством образования и науки (включая НИОКР в рамках Программы повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанского (Приволжского) федерального университета» среди ведущих мировых научно - образовательных центров на 2013-2020 гг.);
Министерством промышленности и торговли РФ - 1; РФФИ - 195; Российским научным фондом (РНФ) - 30; Российским негосударственным фондом (Русское географическое общество (РГО)) - 2; бюджетом РТ - 37; хозяйствующими субъектами - 270 (в том числе по Постановлению Правительства РФ №218 - 4); зарубежными организациями - 7. Также в 2016 году в рамках реализации Государственной программы Министерства образования и науки Российской Федерации - «Федеральные профессоры математики», грантовую поддержку получили 2 заслуженных профессора данного высшего учебного заведения.
Одним из важнейших вопросов, связанных с повышением конкурентоспособности вузов - является их кадровое обеспечение, а именно формирование в высших учебных заведениях высококвалифицированных научно-педагогических работников (далее НИР). Для решения этой проблемы необходимо разработать перспективные подходы и методы по управлению и повышению эффективной деятельности научно-педагогических работников. Данные подходы и методы должны ориентироваться на формирование показателей результативности, путем оценки научно-педагогических работников и их деятельности, повышения их квалификации и развития компетенций, а также системы стимулирования и мотивации.
В настоящее время во всем мире разрабатываются и используются различные виды требований к научно-педагогическим работникам. Труд научно-педагогических работников носит интеллектуальный и творческий характер, что предполагает наличие разнообразных подходов и методик, а также многообразных вариантов оценки ее результативности, эффективности и качества. Однако, законодательством Российской Федерации, показатели и критерии оценки преподавательской деятельности нормативно не определены и общепринятой методики оценки труда научно-педагогических сотрудников нет.
В связи с этим представляется актуальным рассмотрение основных подходов и методик оценки направлений трудовой деятельности научно-педагогических работников высших учебных заведений, обеспечивающей и повышающей его конкурентоспособность.
Несмотря на наличие многочисленных работ, посвященных научно-педагогическим работникам и их деятельности, в современной научной литературе недостаточно освещены вопросы оценки труда научно-педагогических работников высшего образования. Слабая изученность взаимосвязи оценки труда научно-педагогических работников с конкурентоспособностью высших учебных заведений, необходимость рассмотрения направлений деятельности научно - педагогических работников и лично-профессиональных качеств при оценки труда научно-педагогических работников вузов, анализ зарубежного опыта оценки труда преподавательской деятельности и предопределили выбор темы магистерской диссертации.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Специфика труда и направления деятельности научно-педагогических работников изучается российскими и зарубежными психологами, социологами и экономистами, как Е. Ю. Щербинина, Н. В. Бордовская, Е. В. Титова, А. П. Багирова, М. Л. Смолярова, А. К. Клюев.
Различным аспектам преподавательского труда - его составляющим, принципам стимулирования, вопросам мотивации - посвящено множество публикации. Ими занимались О. А. Феоктистова, И. М.Фадеева, Н. Ш. Ватолкина, А. В. Мокляченко, И. Б. Назарова.
Анализу вопросов, связанных с профессиональными качествами и компетенциями научно-педагогических работников высших учебных заведений посвящены работы авторов как И. Н. Ким, О. О. Жебровская, Е. А. Кошкина, М. И. Четвернина, И. С. Болотин, А. А. Дорофеева, Н. Д. Сорокина, А. М. Кубланов.
Подходы и методики оценки труда научно-педагогических работников предлагаются российскими и зарубежными исследователями как Е. А. Меркулова, В. В. Горбань, В. А. Солодянников, Л.В. Люйк, О. В. Раздорская, М. В. Полевая, Р. Г. Глейзер, В. П. Топоровский, О. В. Григораш, А. И. Трубилин, А. С. Роботова, М. А. Косолапова, И. А. Бедрачук, Н. В. Третьякова, В. А. Федоров, С. Ю. Трапицын.
Вопросы и проблемы оценки труда научно-педагогических работников были освещены в работах О. И. Литвиновой, Т. Е. Исаевой, В. А. Матюхина, Т. М. Рябовой, Е. Ю. Васильевой, О. А. Граничиной, О. В. Аскановой, Ю. А. Арсинбенковой, О. В. Сагиновой, Ж. Б. Мусатовой, С. В. Голубева, Т. Г. Новиковой, О. Н. Римской, Т. Драммонда, Рональда Берка.
Исследованию по вопросам конкурентоспособности высших учебных заведений посвящены труды Е.В. Гребенниковой, Д.С.Конанчук, Н.В. Акинфиевой, О.А. Грудзинского, Е.В.Чупрунова, Д.А.Шевченко,
Таким образом, посвящено достаточно большое количество работ по изучению труда научно-педагогических работников и его оценки, профессиональных качеств и компетенции научно-педагогических работников, а также повышению конкурентоспособности высших учебных заведений. Однако, несмотря на весомое количество теоретических трудов, ряд вопросов, связанных с разработкой подходов и методик оценки направлений деятельности научно-педагогических работников высших учебных заведений, обеспечивающей и повышающей его конкурентоспособность, исследованы не в полной мере.
Научная новизна работы:
1. В ходе исследования методов оценки профессиональной деятельности научно-педагогических работников выявлена взаимосвязь эффективности работы научно-педагогических работников и показателей конкурентоспособности учебных заведений. На основе исследования программ развития 21-ого высшего учебного заведения России, входящих в проект «5¬100» установлено наличие в вузах, входящих в выборку исследования, мероприятий:
- создание системы рекрутинга, в том числе международного (привлечение зарубежных и отечественных НИР, привлечение молодых НПР, имеющих опыт международного сотрудничества и т.д.);
- развитие научно-педагогических работников (профессиональный рост, повышение квалификации и переподготовки НИР, развитие и совершенствование качеств и компетенций, имеющихся НИР и т.д.);
- рост эффективности научно-педагогических работников (формирование системы оценки деятельности преподавательского состава, проведение регулярной аттестации).
2. Разработана авторская методика оценки деятельности научно-педагогических работников высших учебных заведений (на материалах федерального государственного автономное образовательное учреждения высшего образования (далее ФГАОУ ВО) «Казанского (Приволжского) федерального университета)» (далее К(П)ФУ, КФУ, Университет). Предлагаемая методика включает оценку научно-педагогических работников и их профессиональной деятельности на основе оценки: профессиональной компетентности, методики преподавания, управленческой компетентности, психологической компетентности. Авторская методика предполагает проведение аттестации научно-педагогических работников ФГАОУ ВО «Казанского (Приволжского) федерального университета» путем:
1) профессионального узкоспециализированного тестирования;
2) внедрения метода с участием аттестационной комиссии на 2-3 занятиях, проводимых аттестуемым.
По результатам аттестации оценка проводится по следующим показателям:
- компетентность, знание своего предмета;
- уровень проведения занятий;
- ораторское мастерство;
- стремление заинтересовать своим предметом;
- ориентированность материала на современные тенденции;
- творческий подход к проведению занятий;
- интеллигентность и культура поведения;
- доступность изложения учебного материала;
- умение общаться с аудиторией;
- отношения между НПР и обучающимися.
3) Обсуждения кейсов, практических ситуаций и задач, анкетирования, а также методом интервью.
Цель исследования - проанализировать подходы к оценки труда высших учебных заведений и разработать на этой основе практических рекомендаций по их совершенствованию.
Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих задач:
- уточнить содержание понятия «труд научно-педагогического работника высшего учебного заведения»;
- выделить основные подходы оценки труда научно-педагогических работников, получивших распространение на практике российских высших учебных заведений;
- определить основные направления деятельности научно-педагогических работников, оценивающие и которые следует оценивать в вузах;
- выявить действующую систему показателей и критериев на основе анализа применяемых подходов и методик оценки труда научно- педагогических работников высших учебных заведений;
- проанализировать зависимость конкурентоспособности вузов Российской Федерации от качества трудовой деятельности научно-педагогических работников высших учебных заведений;
- обобщить методы оценки труда научно-педагогических работников
в федеральном государственном образовательном учреждении высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
предложить методические рекомендации по совершенствованию оценки труда научно-педагогических работников в российских высших учебных заведениях;
- разработать методику оценки труда научно-педагогических
работников в ФГАОУ ВО К(П)ФУ.
Объект исследования - профессиональная деятельность научно-педагогических работников высших учебных заведений.
Предмет исследования - оценка труда научно-педагогические работников высших учебных заведений.
Теоретическую и методологическую основу магистерского исследования составляют труды российских и зарубежных ученых в области управления персоналом, экономики труда, социологии труда, менеджмента, психологии, в системе высшего образования. Информационную базу исследования составили действующие законы, указы Президента Российской Федерации, нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, материалы периодической печати, конференций, семинаров, отчетные и аналитические материалы о деятельности российских вузов, в том числе локальные акты ФГАОУ ВО К(П)ФУ и другие.
Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных мер, направленных на совершенствование оценки труда научно-педагогических работников по направлениям его деятельности.
Структура и объем магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованных источников, состоящих из 160 источников, и шести приложений. Содержит 16 таблиц и 14 рисунков. Содержание работы изложено на 124 страницах.
Таким образом, цель магистерского исследования была достигнута. Одной из поставленных задач магистерской диссертации было уточнить содержание понятия «труд научно-педагогического работника высшего учебного заведения». По нашему мнению, труд научно-педагогических работников - это работа компетентного специалиста с глубокими теоретическими и практическими знаниями в своей предметной области в системе современного высшего образования, который формирует знания, навыки и компетенции, передает опыт, воспитывает и развивает личность, а также подготавливает обучающихся к профессиональной деятельности. Этот труд требует особых способностей и длительной подготовки, таких как огромный объем знаний, высокоразвитую культуру, осознания чувства долга и ответственности, обладания ораторского искусства. От педагогической компетентности преподавателя, его квалификации, качеств, общей культуры зависит уровень подготовки студентов.
В магистерской диссертации рассмотрены основные виды деятельности (преподавательская, научно-исследовательская, учебно-методическая, воспитательная, управленческая) и характеристики научно-педагогических работников, которыми он должен обладать для выполнения профессиональных функций (методика преподавания, профессиональная компетентность, управленческие качества, психологическая компетентность).
Современное управление высшим образованием невозможно без оптимальной оценки профессиональной деятельности научно-педагогических работников. Большинство методик в России разработаны для повышения рейтинга высшего учебного заведения, тем самым оценивание научно-педагогических работников осуществляется в основном научно-исследовательском направлении, не затрагивая другие направления их деятельности.
Если в российской практике, для повышения конкурентоспособности образовательного учреждения оценка проводится в основном по научно-исследовательской деятельности по критериям и показателям международных рейтингов, то анализ зарубежного опыта показал, что в зарубежных университетов уделяют внимание по всем направлениям деятельности преподавателей. При этом в зарубежных подходах к оценке деятельности преподавателя участие в научно-исследовательской работе и эффективность преподавания рассматриваются как системообразующие, хотя и не единственные компоненты.
Анализ отечественного опыта применения оценки труда научно - педагогических работников в вузах показал, что критерии и показатели оценки труда НПР в настоящее время нормативно не определены и практически во всех вузах Российской Федерации существуют разного рода перечни требований к преподавателям, а оценка их деятельности проводится на основе собственных разработанных или заимствованных методик.
Выделены основные подходы оценки труда научно-педагогических работников, получивших распространение на практике российских высших учебных заведений:
1. Изучение и учет мнения студентов о преподавателе и его деятельности;
2. Оценке качества преподавания;
3. Самоанализе и квалификации преподавателя;
4. Рейтинговой оценки деятельности.
По отдельности данные подходы не могут содержать полную, достоверную информацию о деятельности НИР: носят субъективный характер и могут отражать косвенные сведения о НИР и его деятельности, ограничены в своей оценки. В связи с этим вузы используют смешанные методики.
В ходе исследования методов оценки профессиональной деятельности научно-педагогических работников выявлена взаимосвязь эффективности работы научно-педагогических работников и показателей конкурентоспособности учебных заведений. Исследованы программ развития и повышения конкурентоспособности 21-ого высшего учебного заведения России, входящих в проект «5-100» установлено. Установлено наличие в вузах, входящих в выборку исследования, мероприятий:
- создание системы рекрутинга, в том числе международного (привлечение зарубежных и отечественных НИР, привлечение молодых НИР, имеющих опыт международного сотрудничества и т.д.);
- развитие научно-педагогических работников (профессиональный рост, повышение квалификации и переподготовки НИР, развитие и совершенствование качеств и компетенций, имеющихся НИР и т.д.);
- рост эффективности научно-педагогических работников (формирование системы оценки деятельности преподавательского состава, проведение регулярной аттестации).
В магистерской диссертации исследована оценка труда научно-педагогических работников ФГАОУ ВО Казанском (Приволжском) федеральном университете. Для того чтобы проанализировать направления деятельности и оценку труда в одном из структурном подразделении, а именно в Институте управления, экономики и финансов, было проведено исследование в виде анкетного опроса. Нами была разработана анкета «Оценка труда научно-педагогических работников высших учебных заведений». В опросе принимали участие 116 респондентов, что является 25% от общего количества научно-педагогических работников Института управления, экономики и финансов ФГАОУ ВО К(И)ФУ.
Ио итогам проведения опроса выяснились проблемы, касающиеся оценки труда научно-педагогических работников в Казанском федеральном университете: нет объективной оценки труда, оценивающая все направления деятельности научно-педагогических работников, поэтому показатели и критерии требуют дополнения. На наш взгляд критерии (профессиональная компетентность, управленческие качества, методика преподавания, педагогическое мастерство, психологическая компетенция, научно-исследовательская деятельность) для оценки и аттестации научно-педагогических работников можно и нужно использовать при оценки труда не только в Институте управления, экономики и финансов и в Казанском (Приволжском) федеральном университете, но и в других вузах. Эти критерии помогут всесторонне оценить научно-педагогических работников и их деятельность, а также оценить в целом качество образования в высшем учебном заведении и найти пути совершенствования.
По результатам проведённого опроса была получена информация для рекомендаций и предложений по совершенствованию оценки труда научно- педагогических работников в Казанском федеральном университете. Была разработана авторская методика, которая заключалась в совершенствовании процедуры аттестации.
Полученные с помощью предложенной методики аттестации результаты позволят:
- проанализировать работу каждого научно-педагогического работника и увидеть вклад в развитии кафедры и института/факультета;
- определить каждому научно-педагогическому работнику свои
сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности;
- предпринять меры по улучшению работы как научно¬
педагогических работников, так и кафедры и института/факультета в целом;
- стимулировать научно-педагогических работников к творческому росту и повышение ответственности.
Также выделены мероприятия по совершенствованию оценки труда научно-педагогических работников в российских высших учебных заведений:
- Конкретизировать в законодательных актах понятие научно- педагогический работник и его деятельность.
- Оценку труда научно-педагогических работников регламентировать на государственном уровне.
- Критерии и показатели должны соответствовать статусу вуза (для федеральных вузов одни, национально - исследовательским - другие и т.д., причем показатели и критерии технических вузов также должна отличаться от медицинских вузов)
- Разработать и принять единую методику оценки труда научно-педагогических работников.
- В каждом высшем учебном заведении наличие информационной базы и ее постоянное обновление и совершенствование.
- Совершенствовать систему мотивации и стимулирования научно- педагогических работников вузов.
- Повышать квалификацию и развивать научно-педагогических работников.
Таким образом, современное развитие социально-экономических и других сфер жизнедеятельности общества требует разработки и введения в каждом вузе системы оценки труда научно-педагогических работников, основанной на актуальных для настоящего времени критериях и показателях, выдвигаемых всеми участниками образовательного процесса. Именно система оценки труда научно-педагогических работников в конечном итоге должна способствовать повышению качества предоставляемых образовательных услуг, обеспечивая рост международной конкурентоспособности российских высших учебных заведений.
В магистерской диссертации рассмотрены основные виды деятельности (преподавательская, научно-исследовательская, учебно-методическая, воспитательная, управленческая) и характеристики научно-педагогических работников, которыми он должен обладать для выполнения профессиональных функций (методика преподавания, профессиональная компетентность, управленческие качества, психологическая компетентность).
Современное управление высшим образованием невозможно без оптимальной оценки профессиональной деятельности научно-педагогических работников. Большинство методик в России разработаны для повышения рейтинга высшего учебного заведения, тем самым оценивание научно-педагогических работников осуществляется в основном научно-исследовательском направлении, не затрагивая другие направления их деятельности.
Если в российской практике, для повышения конкурентоспособности образовательного учреждения оценка проводится в основном по научно-исследовательской деятельности по критериям и показателям международных рейтингов, то анализ зарубежного опыта показал, что в зарубежных университетов уделяют внимание по всем направлениям деятельности преподавателей. При этом в зарубежных подходах к оценке деятельности преподавателя участие в научно-исследовательской работе и эффективность преподавания рассматриваются как системообразующие, хотя и не единственные компоненты.
Анализ отечественного опыта применения оценки труда научно - педагогических работников в вузах показал, что критерии и показатели оценки труда НПР в настоящее время нормативно не определены и практически во всех вузах Российской Федерации существуют разного рода перечни требований к преподавателям, а оценка их деятельности проводится на основе собственных разработанных или заимствованных методик.
Выделены основные подходы оценки труда научно-педагогических работников, получивших распространение на практике российских высших учебных заведений:
1. Изучение и учет мнения студентов о преподавателе и его деятельности;
2. Оценке качества преподавания;
3. Самоанализе и квалификации преподавателя;
4. Рейтинговой оценки деятельности.
По отдельности данные подходы не могут содержать полную, достоверную информацию о деятельности НИР: носят субъективный характер и могут отражать косвенные сведения о НИР и его деятельности, ограничены в своей оценки. В связи с этим вузы используют смешанные методики.
В ходе исследования методов оценки профессиональной деятельности научно-педагогических работников выявлена взаимосвязь эффективности работы научно-педагогических работников и показателей конкурентоспособности учебных заведений. Исследованы программ развития и повышения конкурентоспособности 21-ого высшего учебного заведения России, входящих в проект «5-100» установлено. Установлено наличие в вузах, входящих в выборку исследования, мероприятий:
- создание системы рекрутинга, в том числе международного (привлечение зарубежных и отечественных НИР, привлечение молодых НИР, имеющих опыт международного сотрудничества и т.д.);
- развитие научно-педагогических работников (профессиональный рост, повышение квалификации и переподготовки НИР, развитие и совершенствование качеств и компетенций, имеющихся НИР и т.д.);
- рост эффективности научно-педагогических работников (формирование системы оценки деятельности преподавательского состава, проведение регулярной аттестации).
В магистерской диссертации исследована оценка труда научно-педагогических работников ФГАОУ ВО Казанском (Приволжском) федеральном университете. Для того чтобы проанализировать направления деятельности и оценку труда в одном из структурном подразделении, а именно в Институте управления, экономики и финансов, было проведено исследование в виде анкетного опроса. Нами была разработана анкета «Оценка труда научно-педагогических работников высших учебных заведений». В опросе принимали участие 116 респондентов, что является 25% от общего количества научно-педагогических работников Института управления, экономики и финансов ФГАОУ ВО К(И)ФУ.
Ио итогам проведения опроса выяснились проблемы, касающиеся оценки труда научно-педагогических работников в Казанском федеральном университете: нет объективной оценки труда, оценивающая все направления деятельности научно-педагогических работников, поэтому показатели и критерии требуют дополнения. На наш взгляд критерии (профессиональная компетентность, управленческие качества, методика преподавания, педагогическое мастерство, психологическая компетенция, научно-исследовательская деятельность) для оценки и аттестации научно-педагогических работников можно и нужно использовать при оценки труда не только в Институте управления, экономики и финансов и в Казанском (Приволжском) федеральном университете, но и в других вузах. Эти критерии помогут всесторонне оценить научно-педагогических работников и их деятельность, а также оценить в целом качество образования в высшем учебном заведении и найти пути совершенствования.
По результатам проведённого опроса была получена информация для рекомендаций и предложений по совершенствованию оценки труда научно- педагогических работников в Казанском федеральном университете. Была разработана авторская методика, которая заключалась в совершенствовании процедуры аттестации.
Полученные с помощью предложенной методики аттестации результаты позволят:
- проанализировать работу каждого научно-педагогического работника и увидеть вклад в развитии кафедры и института/факультета;
- определить каждому научно-педагогическому работнику свои
сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности;
- предпринять меры по улучшению работы как научно¬
педагогических работников, так и кафедры и института/факультета в целом;
- стимулировать научно-педагогических работников к творческому росту и повышение ответственности.
Также выделены мероприятия по совершенствованию оценки труда научно-педагогических работников в российских высших учебных заведений:
- Конкретизировать в законодательных актах понятие научно- педагогический работник и его деятельность.
- Оценку труда научно-педагогических работников регламентировать на государственном уровне.
- Критерии и показатели должны соответствовать статусу вуза (для федеральных вузов одни, национально - исследовательским - другие и т.д., причем показатели и критерии технических вузов также должна отличаться от медицинских вузов)
- Разработать и принять единую методику оценки труда научно-педагогических работников.
- В каждом высшем учебном заведении наличие информационной базы и ее постоянное обновление и совершенствование.
- Совершенствовать систему мотивации и стимулирования научно- педагогических работников вузов.
- Повышать квалификацию и развивать научно-педагогических работников.
Таким образом, современное развитие социально-экономических и других сфер жизнедеятельности общества требует разработки и введения в каждом вузе системы оценки труда научно-педагогических работников, основанной на актуальных для настоящего времени критериях и показателях, выдвигаемых всеми участниками образовательного процесса. Именно система оценки труда научно-педагогических работников в конечном итоге должна способствовать повышению качества предоставляемых образовательных услуг, обеспечивая рост международной конкурентоспособности российских высших учебных заведений.
Подобные работы
- Оценка труда научно-педагогических работников высших учебных заведений
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МИНЕРАГЕНИЯ УЛЬТРАМАФИТОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - HR-бренд работодателя и его воздействие на рынке труда
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Управление трудовым поведением работников в организации
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Занятие творчеством преподавателей высших учебных заведений как фактор совладания с эмоциональным выгоранием
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Институты особых требований к лицам, осуществляющим педагогическую деятельность
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования социально-значимых качеств личности студентов в процессе межкультурной коммуникации
Диссертации (РГБ), патентное право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Совершенствование системы оценки руководящих кадров организации
Бакалаврская работа, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Системы обучения персонала
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



