Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения форм работы педагога с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного
возраста в семье 9
1.1. Особенности работы педагога ДОУ с родителями
дошкольников 9
1.2. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного
возраста 17
1.3. Формы работы педагога с родителями по нравственному
воспитанию дошкольников в семье 24
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Уровень сформированности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста 35
2.1. Выявление исходного уровня нравственного воспитания детей
старшего дошкольного возраста 35
2.2. Описание работы педагога с родителями по нравственному
воспитанию дошкольников в семье 46
2.3. Результаты педагогического эксперимента 56
Выводы по второй главе 64
Заключение 66
Список литературы 68
Приложения
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста в отечественной психолого-педагогической науке за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений, связанных с глубокими изменениями, происходящими в социально -экономической и политической сферах общества.
С одной стороны, нравственное воспитание как психолого-педагогическая, проблема не теряет своей актуальности в силу универсальных и, одновременно, базисных потребностей общества в развитии подрастающего поколения. С другой стороны, нравственное воспитание как современная педагогическая категория изменил ось под воздействием социальных и политических трансформаций последних десятилетий, что привело к некоторой утрате привычного содержания процесса нравственного воспитания дошкольников, традиционно для отечественной педагогики. Немалую роль в этом сыграло усиление процессов разрушения нравственных ориентиров, гуманистического кризиса, кризиса семейных отношений, наиболее значимых для подрастающего поколения.
Кроме того, сегодня претерпевают серьезные трансформации возможности семьи в процессе развития личности ребенка: педагоги дошкольных образовательных учреждений отмечают снижение воспитательного потенциала семьи, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.
К сожалению, социально-экономические, политические,
идеологические условия жизни населения в современной ситуации таковы, что приоритеты семьи, детских родительских отношений, ответственность родителей за воспитание детей еще не являются доминирующими для довольно значительной части современных родителей, которые, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Современным родителям также приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов, дошкольники сегодня часто не проявляют достаточного уровня нравственных качеств, в том числе доброты и отзывчивости.
Актуальность исследования проблемы педагогического просвещения родителей по вопросам нравственного воспитания ребенка обусловлена и требованиям современного Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), согласно которому совокупность духовно-нравственных и социокультурых ценностей, принятых в современном российском обществе, должна стать основанием для объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
В процессе нравственного воспитания ребенка именно семья играет главную роль, будучи транслятором духовно-нравственных ценностей, передаваемых из поколения в поколение. В то же время, ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания находятся педагоги дошкольного учреждения, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Дошкольное образовательное учреждение в данном отношении выполняет консультативную функцию, способствуя педагогическому просвещению родителей воспитанников, сопровождая процесс нравственного воспитания дошкольников в условиях семьи.
Таким образом, полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно воспитать доброго и отзывчивого человека.
В связи с этим, актуальность данного исследования состоит в том, что его проведение позволяет разрешить существующие сегодня противоречия:
- между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм их взаимодействия в процессе нравственного воспитания дошкольника в условиях семьи;
- между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы в современной дошкольной педагогике.
В соответствии с этим, целью исследования является поиск таких форм работы педагога с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в семье, которые помогут создать действующую модель сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленную на формирование педагогической компетентности родителей и повышения качества воспитательно-образовательного процесса в целом.
Задачи исследования:
- выявить особенности работы педагога ДОУ с родителями дошкольников;
- определить особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
- проанализировать формы работы педагога с родителями по нравственному воспитанию дошкольников в семье;
- провести эмпирическое исследование форм работы педагога с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в семье.
Объект исследования - процесс педагогического просвещения родителей по вопросам нравственного воспитания детей.
Предмет исследования - нетрадиционные формы работы педагога с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в семье.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что проведение педагогом систематической работы с родителями по воспитанию детей в семье, позволяет повысить уровень нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования использованы следующие методы: изучение научно-методической литературы по исследуемой проблематике; анализ и обобщение теоретического материала по проблеме; изучение практического опыта педагогов ДОУ, формирование выводов; наблюдение за образовательно-воспитательным процессом ДОУ; диагностические методики; методы математической обработки данных эмпирического исследования.
Методологической основой исследования стали работы современных отечественных авторов, посвященные проблемам взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений и семей воспитанников: Л.Н. Балаценко [4], В.Б. Веретенниковой [6], Е.С. Верясовой [7], О.В. Галеевой [8], А.В. Земцовой [14], А.В. Копытовой [20], Т.В. Кротовой [22], О.В. Малышевой [28], Л.Н. Павловой [32], Н.П. Пульниковой [36], З.П. Тагариной [41] и других авторов.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет говорить о том, что проблематика педагогического просвещения родителей по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста достаточно хорошо разработана в современной отечественной науке. Тем не менее, на сегодняшний день можно говорить о существовании недостаточного количества исследований, имеющих практическую направленность, результаты которых имели бы значение не только для ученых-теоретиков, но и для работников системы дошкольного образования. Это и обусловило необходимость проведения соответствующего исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные в его ходе формы работы с родителями по нравственному воспитанию детей в семье, показали свою эффективность и могут быть использованы:
- в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений как ориентир для построения работы педагога с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в семье;
- в организации педагогом нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в семьях, отличающимися различным уровнем готовности родителей к осуществлению данного вида воспитательной деятельности;
- в деятельности по профилактике нарушений в духовно-нравственной сфере на ранних этапах развития личности;
- в качестве основы лекционных и семинарских курсов и спецкурсов для студентов средних и высших учебных заведений педагогической направленности, на курсах повышения квалификации педагогов дошкольного образования, использоваться при самостоятельной организации родителями процесса нравственного воспитания дошкольников.
Базой опытно-экспериментальной работы стал МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 35 «Незабудка» Нижнекамского
муниципального района республики Татарстан. В исследовании приняли участие 60 детей дошкольного возраста - воспитанники двух старших групп МАДОУ № 35 «Незабудка» г. Нижнекамск. Все участники
исследования были разделены на две группы численностью 30 детей каждая: экспериментальную, с родителями которой на формирующем этапе проводилась работа, направленная на нравственное воспитание дошкольников, а также контрольную группу, с родителями которой такой работы не проводилось.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической части и описания эмпирического исследования), заключения, списка использованной литературы, приложений.
Итак, целью данного исследования стал поиск таких форм работы педагога с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в семье, которые помогут создать действующую модель сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленную на формирование педагогической компетентности родителей и повышения качества воспитательно-образовательного процесса в целом.
Для реализации данной цели нами был решен ряд задач, работа над которым позволила сделать следующие выводы:
1. Условиями эффективности взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада являются формирование у родителей дошкольников установки на сотрудничество; согласование представлений родителей и педагогов о важнейших задачах развития, воспитания и обучения детей в ДОУ и семье; постановка специфических проблем педагогического сотрудничества; обучение родителей и воспитателей приемам его реализации; развитие интеллектуальной и творческой инициативы детей и их родителей.
2. Усвоение дошкольниками принципов нравственности происходит только в результате накапливания непосредственного опыта поведения, регулируемого соответствующими правилами. Поэтому в работе с родителями можно использовать разнообразные формы, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к детскому саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в ходе воспитательного влияния на ребенка.
3. В частности в ходе формирующего эксперимента нами были использованы такие формы взаимодействия с родителями дошкольников как групповое родительское собрание, тематические консультации, педагогические беседы, наблюдение за взаимодействием родителей с детьми, открытое занятие с дошкольниками, организация «родительского уголка», родительская конференция и другие. В результате проделанной работы произошли статистически значимые позитивные изменения в уровне сформированности понятий о нравственных качествах, эмоциональной реакции на нравственные и безнравственные отношения, способности ориентироваться в своих поступках на культуру нравственных отношений дошкольников.
Таким образом, в результате проделанной нами работы с родителями дошкольников по формированию нравственности детей старшего дошкольного возраста в семье у воспитанников сформировалось понимание сущности данных моральных качеств, возникло ярко- выраженное эмоционально-положительное отношение к проявлениям доброты и отзывчивости, ориентация на них в поведении и деятельности.
Задачи исследования были решены, цель достигнута, гипотеза - подтверждена.
1. Аманбеккызы, Ж. Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей / Ж. Аманбеккызы, У.Б. Ибрагимова, Р.Т. Мейрбекова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 1. - С. 8 - 12.
2. Ачирова, С. Формы работы с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС / С. Ачирова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/formy-raboty-s-roditeljami-v-sotvetstvi-s- fgos-dou.html (27.12.2017).
3. Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб.: Детство-Пресс, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
4. Балаценко, Л.Н. Формы и методы работы с семьей внутри детского сада / Л.Н. Балаценко. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--
p1ai/%D1 %81 %D1 %82%D0%B0%D 1%82%D1 %8C%D0%B8/310916/
(27.12.2017) .
5. Веннецкая, О.Е. Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников сельского детского сада с. Шевырялово (Удмуртия) при создании модели участия семьи в образовательной деятельности ребенка / О.Е. Веннецкая, В.А. Таначева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - Т. 1. - С. 103 - 106.
6. Веретенникова, В.Б. Таксономия образовательных целей педагогов и родителей дошкольников в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта / В.Б. Веретенникова, О.Ф. Шихова, Ю.А. Шихов // Образование и наука. - 2016. - № 7. - С. 88 - 104.
7. Верясова, Е.С. Особенности взаимодействия воспитателей дошкольных образовательных учреждений с родителями детей дошкольного возраста / Е.С. Верясова // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 361. - С. 35 - 38.
8. Галеева, О.В. Формы взаимодействия педагогов ДОУ и семьи / О.В. Галеева // Челябинский гуманитарий. - 2014. - № 2. - С. 22 - 26.
9. Галстян, С.Г. Инновационные формы работы с родителями / С.Г. Галстян // Челябинский гуманитарий. - 2015. - № 1. - С. 53 - 61.
10. Давлетчин, И.Л. Нравственные отношения и их культурологическое осмысление / И.Л. Давлетчин // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 11. - С. 31 - 34.
11. Данилина, Т.А. Проектный метод в деятельности ДОУ / Т.А. Данилина, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода. - М.: АРКТИ, 2013. - 96 с.
12. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2014. - 24 с.
13. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б. Дерманова. - СПб.: Питер, 2012. - 260 с.
14. Земцова, А.В. Методы работы воспитателя ДОУ с семьями дошкольников / А.В. Земцова // Концепт. - 2016. - №3. - С. 78 - 82.
15. Изюмская, А. Мама и ответственность / А. Изюмская. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https:// snob.ru/profile/28468/blog/79916 (26.11.2017).
16. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Ред. Л.А. Парамонова. - М.: Сфера, 2014. - 161 с.
17. Карандасова, Е.Д. Основные ценностные ориентиры современного педагога в эпоху инноваций / Е.Д. Карандасова // IN SITU. - 2015. - № 3. - с. 105 - 107.
18. Кондрашова, Н.В. Использование народной педагогики в современных ДОУ / Н.В. Кондрашова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 7. - С. 152 - 153.
19. Кондрашова, Н.В. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок / Н.В. Кондрашова // Концепт. - 2014. - № 3. - С. 21 - 25.
20. Копытова, А.В. Системный подход в личностно-ориентированном взаимодействии педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников / А.В. Копытова // Вестник ЧГУ. - 2013. - № 14. - С. 51 - 53.
21. Королева, М.Б. Развитие нравственных качеств личности старших дошкольников в процессе музыкально -творческой деятельности / М.Б. Королева // Науковедение. - 2013. - № 5. - С. 106 - 110.
22. Кротова, Т.В. Проблема взаимодействия педагогов детских садов с родителями, воспитывающими детей в неполной семье / Т.В. Кротова, Е.А. Соловьева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2014. - Т. 1. - С. 18 - 24.
23. Кузнецова, О.Н. Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр / О.Н. Кузнецова // Вестник ПГУ. - 2015. - № 2. - С. 32 - 36.
24. Лагутина, Н.Ф. Динамика формирования ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста / Н.Ф. Лагутина // Вестник ЧГПУ. - 2012. - № 1. - С. 90 - 96.
25. Лебедева, И.Ю. Организация взаимодействия педагогов ДОУ, воспитанников и их родителей с помощью авторской информационной системы «Ранее развитие детей» И.Ю. Лебедева // Magister Dixit. - 2013. - № 1. - С. 213 - 219.
26. Лопсонова, З.Б. Ценностные ориентации современных дошкольников / З.Б. Лопсонова // Вестник БГУ. - 2013. - № 1. - С. 46 - 51.
27. Максимова, С.М. Психолого -педагогические условия формирования целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста / С.М. Максимова // Дискуссия. - 2016. - №7. - С. 118 - 123.
28. Малышева, О.В. Формы работы воспитателя с семьями / О.В. Малышева // Концепт. - 2015. - № 3. - С. 102 - 105.
29. Методы диагностики социально-нравственного развития детей дошкольного возраста. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://loschinskaya.ru/tales/?category=64&article=1 (28.11.2017).
30. Орлова, Е.В. Воспитание доброты у детей дошкольного возраста в условиях семьи / Е.В. Орлова // Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pedacademy.ru/conference notes/47 (26.11.2017).
31. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 368 с.
32. Паршина, С.В. Педагогические основы духовно¬
нравственного воспитания детей в семье / С.В. Паршина // Вестник ТГПУ. - 2014. - № 11. - С. 131 - 136.
33. Петрова, Н.В. Психолого-педагогические основы воспитания
культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Петрова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/03/14/psikhologo- pedagogicheskie-osnovy-vospitaniya-kultury-povedeniya-u (16.12.2017).
34. Петрова, О.В. Доброта в дошкольном возрасте / О.В. Петрова. -
[Электронный ресурс]. - Режим