Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных особенностей у детей с ринолалией

Работа №50981

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы88
Год сдачи2016
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
350
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДШИЕ
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения проблемы ринолалии у детей 7
1.1. Понятие о ринолалии как о речевом нарушении 7
1.2. Основные направления и подходы к коррекции ринолалии у
дошкольников в отечественной логопедии 17
1.3. Личностные особенности детей с ринолалией 29
Выводы по первой главе.. 34
Г ЛАВ А 11. Исследование коммуникативных умений у детей с ринолалией в констатирующем эксперименте 36
2.1. Задачи, организация, методика констатирующего эксперимента 36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
Выводы по второй главе 59
ГЛАВА III. Коррекционная работа по преодолению ринолалии у дошкольников 60
3.1. Задачи и основные направления восстановительного обучения 60
3.2. Результаты контрольного эксперимента 62
Выводы по третьей главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84

Ринолалия - искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек. Некоторые авторы рассматривают ринолалию как форму .механической дислалии, однако общепринятым в современной логопедии является выделение ринолалии в самостоятельное нарушение речи.
Для обозначения ринолалии в литературе иногда используются термины «гнусавость» или «ринофоиия», однако оба этих понятия недостаточно полно отражают суть речевого нарушения, поскольку указывают лишь на специфическое нарушение голоса (назализацию), в то время как при ринолалии страдает артикуляционная и акустическая сторона речи. Многообразие и сложность расстройств, лежащих в основе ринолалии, обусловливают необходимость участия в ее преодолении специалистов в области хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, логопедии, психологии.
Проблема реабилитации детей, страдающих ринолалией, не теряет своей актуальности на современном этапе. Важнейшим фактором успешного обучения в школе является достаточный уровень сформированное™ лексики. Развитие лексики как системы имеет большое значаще для формирования всей психической деятельности ребенка (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия и др.).
Теоретические и практические вопросы коррекции нарушений произ- юшения и письма у ринолаликов освещены в исследованиях ряда авторов: С. Алмазовой, Л. И. Вансовской, Т. И. Воронцовой, В. И. Городаловой, Л. И. Ермаковой, А. Г. Ипполитовой, Н. Й. Кузьминой, 3. А. Репиной, И. Ураковой, Г. В. Чиркшюй и др.). Изучение особенностей нарушения речи у детей с данной аномалией развития ведется со стороны первичного дефекта: гиперназализации и нарушений звукопроизношения.
Однако вопрос об особенностях лексики у детей с ринолалией младшего школьного возраста является недостаточно изученным.
Выделение словарного аспекта как самостоятельного направления в развитии речи значительно активизировало разработку теоретических и практических вопросов методики работы (Г. В. Бабина, М. Г. Баранов, Н. Е. Богуславская, Л. А. Данилова, Т. Г. Дьяконова, А. В. Захарова, М. И. Коровина, М. Р. Львов, 11. Н. Малофеев, Л. М. Рябкина, И. С. Чудинова и др.) Р].
Анализ практики работы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи показывает, что логопедические занятия носят однонаправленный характер. Логопеды в основном работают над фонематической стороной речи. В то время как исследования развития речи в онтогенезе показывают ее иерархическое строение. Развивая одновременно словарь, процессы словообразования и словоизменения, мы готовим ту базу, па основе которой идет формирование фонематической стороны речи. Следовательно, преодоление, предупреждение общего недоразвития обеспечивается единством и взаимодействием в развитии всех сторон речи, ее лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторонами.
Учитывая значимость достаточного уровня развития лексики для полноценной реабилитации детей с ринолалией, а также неразработанность этого вопроса, следует считать проблему формирования лексики у детей с ринолалией младшего школьного возраста актуальной.
Цель исследования: изучить развитие коммуникативных умений у детей с ринолалией.
Объект исследования: дети с ринолалией.
Предмет исследования: развитие коммуникативных умений у детей с ринолалией
Гипотеза исследования: коррекционная работа, проводимая с детьми, страдающими ринолалией, улучшает их коммуникативные умения.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы ринолалии у детей.
2. Охарактеризовать личностные особенности детей с ринолалией.
3. Описать основные подходы и направления к коррекции ринолалии у дошкольников в отечественной логопедии.
4. Исследовать коммуникативные умения у детей с ринолалией в констатирующем эксперименте.
5. Описать коррекционную работу по преодолению ринолалии у дошкольников.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- эксперимент (констатирующий);
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость диплома заключается в том, что результаты исследования можно использовать как логопедами, так и психологами, социальными педагогами в дошкольном образовательном учреждении, в котором есть дети с ринолалией.
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении диплома обоснована актуальность изучаемой проблемы, определены цель, задачи исследования, его объект, предмет, сформулирована практическая значимость работы, определены методы исследования.
Первая глава диплома посвящена теоретическим аспектам изучения проблемы ринолалии у детей - дается определение и классификация ринолалии, описываются ее особенности и проявления, как речевого нарушения, а также приводятся основные направления и подходы к коррекции ринолалии у дошкольников в отечественной логопедии.
Вторая глава посвящена исследованию коммуникативных умений у детей с ринолалией в констатирующем эксперименте. В третьей главе приводится коррекционная работа по преодолению ринолалии у дошкольников. Каждая глава завершается выводами.
В заключении представлены выводы по теоретической и практической части выпускной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Речевое развитие детей с ринолалией идет с опозданием (первые слова появляются к двум годам и значительно позже) и имеет качественные особенности. Импрессивная речь развивается относительно нормально, а экспрессивная претерпевает некоторые качественные изменения. Таким образом, звукопроизношение при ринолалии поражено тотально. Неполноценность речи при ринолалии сказывается на формировании всех психических функций больного и в первую очередь — на становлении личности. Своеобразие ее развития обусловливается неблагоприятными для ринолалика условиями жизни в коллективе.
Целенаправленная работа по преодолению дефекта речи способствует становлению положительных черт характера, стимулирует развитие высших психических функций. Катамнестические сведения, представленные в литераторе, и наши наблюдения показывают, что большинство детей с ринолалией способно к высокой степени компенсации дефекта и реабилитации функций
При проведении Экспериментального исследования в ходе констатирующего эксперимента было получено, что:
1) показатели самооценки у детей с ринолалией в среднем ниже, чем у детей с нормой речевого развития;
2) эффективность коммуникативных умений и навыков детей с ринолалией ниже, чем у детей с нормой речевого развития;
3) уровень речевого развития у детей-ринолаликов ниже, чем у детей с нормой речевого развития, наибольшее расхождение в оценках между ними наблюдается в сериях заданий звуковой культуры речи и связной речи.
Было проведено восстановительное обучение, суть которого заключается в направленном формировании коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией и проведение коррекционных занятий по развитию речи. В программе восстановительного обучения используются упражнения для развития вербальной и невербальной коммуникации, тренинг навыков конструктивного взаимодействия и система коррекции речи детей с ринолалией.
После проведения представленного восстановительного обучения был проведен констатирующий эксперимент для выявления эффективности обучения в обеих группах, который дал следующие результаты:
1) самооценка детей с ринолалией стала в среднем выше, реже стала встречаться низкая самооценка, в основном, самооценка стала средней адекватной и высокой по всем позициям;
2) у детей с ринолалией повысилась эффективность коммуникативных умений и навыков;



Андреева О.В. Поэтапная реабилитация детей с врожденной расщелиной верхней губы и неба//Вестник ЧГУ. 2012. №3 С.269-275.
з. БеКкер, К.П., Совак, М. Логопедия [Текст] / К.П. Беккер, М.
С овак. - М.: I Тросвещениё, 1981. - 270 с.
Белякова, Л.И., 1 ончарова, Н.Н., Шишкова, Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / .1.11. Белякова, Н.Н, 1 ончарова, Г.Г. Шишкова. -М.: Просвещение, 2004. - 187 с.
5. Борякова П.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М.: Академия, 1994. - 352 с.
6. Водовозова, Е.П. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Е.П. Водовозова.- М.: Педагогика, 2012. -480 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия: 5-е изд., перераб. и допол. [Текст] / Л.С. Волкова. - М., ВЛАДОС, 2008. - 356 с.
8. Волосовец Т.В., Агаева В.Е. Логопедическая работа при ринолалии (пооперационный период) //Логопедия: методические традиции и новаторство /Под ред. С.И. Шаховской, Т.В. Волосовец. М. - Воронеж, 2003, с. 93 -102.
9. Волосовец Т. В., Соболева Е. А. Коррекционно-педагогическое воздействие на детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба // Специальное образование. 2002. №1 С.36-40.
10. Воробьева, В. К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М„ 2015. - 194 с.
//коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. - М.. 1987. - с. 78-8^
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2015. - 216 с.
I рибова, О. Е. 1ехнология организации логопедического обследования: метод. Пособие [ Текст] / О.Е. Грибова. - М., 2015. - 201 с.
14. Дяоба, О.В. К вопросу о коммуникативной компетентности // Проблемы педагогического образования: сб. научи, статей // Ред. В.А. Сластснина, Е.А. Левановой. Выпуск 31. М.: МПГУ, 2008. - с. 54-60.
15. Дяоба, О.В. Коммуникативная компетентность дошкольников: теоретический аспект 7 Проблемы педагогического образования; сб- научи, статей /Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. - Выпуск 32. - М.: МИГУ, 2009. -с. 101-1 10.
16. Диагностика речевого развития дошкольников [Текст] / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Академия, 1997. - 248 с.
17. Ермакова, И.П. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков [Текст] / И.И. Ермакова. - М.: Просвещение, 1984. - 143 с.
18. Зайцева Л.А. Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими фактор риска в речевом развитии //Дэфекталопя. - 1996. - № 4.
19. Котелевская, В. В. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах [Текст] / В.В. Котелевская, Т.Б. Анисимова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 256 с.
20. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР 11екст] / Р.П. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: 11итер, 2011. - 310 с.
21. Леонтьев, Л. А. Психология общения [Текст] / Л.А. Леонтьев. - Мд Наука, 1998. - 159 с.
22. Логопедическая диагностика и коррекция речевых нарушений: сб. метод, рекомендаций. - М.: Наука, 2015.- 124 с.
оюпёдия. Учебник для студентов дефектологических фак, ьтетов псдаю! ических высших учебных заведений. Под редакцией Л.С. Волковой, С.II. Шаховской. Зе изд., переработанное и дополненное. М.: I уманитарный издательский центр «Владос», 2013. - 680 с.
Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектоло! ических факультетов педагогических вузов: В 5 книгах. Книга 1. В _-х частях. Часть 2. Ринолалия. Дизартрия / Авт.-сост. Л.С.Волкова, Г.В.Туманова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина; Под ред. Л.С.Волковой. - М.: Просвещение, 2003. - 541 с.
25. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2003. 350 с.
26. Львов, М. Р. Основы теории речи: Учеб. Пособие [Текст] / М.Р. Львов. - М.: 11аука, 2013. - 280 с.
27. Методы обследования речи / Под ред. Г. В. Чиркиной. - М.: Просвещение, 2015. 250 с.
28. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология. - М.: Академия, 1999. 154 с.
29. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению /’ Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 321 с.
30. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева.
- М.: Просвещение, 2015. 384 с.
31. Свинина И. А. Мониторинг речевого развития детей дошкольного и школьного возраста // Специальное образование. 2007. №8 С.49-52.
32. Соболева, Е. А. Ринолалия: общие сведения о ринолалии; классификация врожденных расщелин губы и неба; причины, механизмы, формы ринолалии и др. [Текст] / Е.А. Соболева. - М: АС1 Астрель, 2015. - 410с.
33. Соломатина, Г.Н., Водолацкий, В.М. Устранение открытой ринолалии у детей: Методы обследования и коррекции / Г.Н. Соломатина, В.М. Водолацкий. - М.: Лаука, 2005. - 210 с.
34. Соломатина ГЛ. Стимуляция речевого развития детей с врожденными расщелинами губы и нёба // Логопед. - 2004. - № 2. - С. 15-21.
Урутасва, I .Л. Практикум по дошкольной психологии [Текст] / 1 .А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Академия, 2000. - 304 с.
36. Филичева I. Ь. и др. Основы логопедии: Учебное пособие / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
37. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. М.: 11росвещение, 2013. - 540 с.
38. Чиркина Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.00 / Акад. пед. наук СССР, Науч.-исслед. ин-т дефектологии. - М., 1987. - 34 с.
39. Шабалина Т.П. Индивидуальные логопедические занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с ринолалией // Дефектология. - 2002. - № 2. - С. 83.
40. Юдина, Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду [ Текст] : Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е.Г. Юдина, 1 .Б. Степанова, Е.Н. Денисова. - М.: Просвещение, 2003. - 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ