Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАРОДНАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Работа №50950

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Психофизиологическая характеристика детей раннего возраста ... 7
1.2. Значение и разновидности народной игрушки как средство
развития детей раннего возраста 14
1.3. Сущность педагогического воздействия в формировании
эмоциональной сферы у детей раннего возраста 21
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 29
2.1. Констатирующий этап эксперимента 29
2.2. Формирующий этап эксперимента 42
2.3. Контрольный этап эксперимента 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 74

Актуальность исследования заключается в том, что эмоции являются неотъемлемой часть жизни человека, от которых зависит степень функционирования человека в обществе. От эмоций зависит проявление поведения: адекватное, либо неадекватное. Каждый человек по-разному реагирует на воздействие отрицательных эмоций, кто-то может подавить их, кто-то поддается им. Отрицательные эмоции чаще всего становятся причиной возникновения различных психосоматических заболеваний. Поэтому, в своевременных условиях необходимо учить людей способам борьбы с отрицательными эмоциями и переводить их в положительные эмоции. На основе чего возникает необходимость формирования эмоциональной сферы у детей, начиная с самого раннего возраста.
Эмоции можно определить, как субъективное переживание, касающееся ситуаций и событий, важных для человека. Эмоциональная сфера человека является неотъемлемой частью его жизни. Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга, практически без слов, эмоциями можно передать свое психическое состояние, переживания. Эмоции возникают в тех случая, когда человек сталкивается с чем-то значимым для него. В группу эмоций входят чувства и страсти, настроение, аффекты и стрессы [33, с. 57].
Эмоциональная сфера человека оказывает влияние на все стороны психической жизни человека: на познавательные процессы, на
мотивационно-волевую сферу, на поведение и т.д.
Эмоции человека позволяют полноценно и эффективно приобщать к окружающим условиям, человек может быстро среагировать на внешние раздражители. Положительные эмоции создает благоприятный настрой, что способствует развитию волевой сферы. Отрицательные эмоции могут подавить человека, его волю и развить негативное поведение.
Условием для возникновения эмоций является ситуации, которые имеют значение для человека, затрагивают его интересы. Развитие эмоций осуществляется путем выражения их во внешней форме и перехода к внутренним психическим процессам [24,с.166].
В раннем возрасте, у детей эмоции кратковременны, неустойчивы, и отличаются буйностью в выражении. Эмоциональная сфера детей начинается полноценно развиваться на основе расширения круга общения, расширением видов деятельности [3,с.142].
В рамках дошкольного учреждения, для формирования и развития эмоциональной сферы детей раннего возраста необходимо создать специальную развивающую среду. Эмоционально развивающая среда представляет собой совокупность общих и специфических педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе, создающих соответствующий эмоциональный настрой, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции [31, с. 87].
Выбор темы исследования обусловлено противоречием между необходимостью формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста и отсутствием должного внимания к возможности использования для этой цели народной игрушки.
Выявленные противоречия помогли обозначить проблему исследования, которая заключается в определении способов работы с народной игрушкой в процессе формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста.
Исходя из обозначенной проблемы, была выбрана тема
исследования: «Народная игрушка как средство формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения народной игрушки в процессе формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:
1. изучить особенности и содержание процесса формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста;
2. подобрать методики и провести диагностику уровня сформированности эмоциональной сферы у детей раннего возраста;
3. разработать рекомендации по работе педагога по формированию эмоциональной сферы с применением народной игрушки;
4. провести анализ и интерпретацию результатов исследования сформированности эмоциональной сферы у детей раннего возраста.
Объект исследования: процесс формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста.
Предмет исследования: народная игрушка как средство
формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: использование народной игрушки будет способствовать формированию эмоциональной сферы у детей раннего возраста, если:
- выявить особенности формирования эмоциональной сферы;
- определить эффективные формы работы педагогов по формированию эмоциональной сферы детей раннего возраста;
- разработать рекомендации по работе педагога с детьми раннего возраста по формированию эмоциональной сферы с применением народной игрушки.
Методологической основой исследования явились работы педагогов в данной области: Н. Н. Авдеевой, Н. Д. Баенской, Е. Р. Бартрам, Г.М.
Блинова, Л. Горностаевой, Б.И. Додонова, К.Э. Изард, Е.И. Изотовой, Е.П. Ильина, Р.Г. Казаковой, Е. А. Коссаковской, Г.В. Лабунской, Н.П. Линьковой, М. Минаевой, Э.И. Орловского, А.Ф. Некрыловой и других.
Методы исследования:
- теоретический анализ исследований по заявленной тематике;
-эмпирические (наблюдение, эксперимент).
- экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента);
Методики исследования:
1) Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина);
2) Методика «Изучение социальных эмоций» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина);
3) Наблюдение за театрализованной игрой детей раннего возраста.
Экспериментальная база исследования: Исследование проходило на базе МБДОУ Детский сад № 25 «Родничок», г. Елабуга. В исследовании приняли участие 50 детей, в возрасте 2-3лет. В исследовании участвовали дети двух средних групп, 25 детей экспериментальной группы, 25 детей контрольной группы.
Практическая значимость исследования: результаты исследования развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста с использованием народной игрушки, могут быть использованы воспитателями и педагогами, методистами в процессе образовательной деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ранний возраст характеризуется интенсивным развитием всех психических процессов и личностных особенностей детей. Ранний возраст охватывает возрастной диапазон от 1 до 3 лет. Эмоции у детей начинают возникать с самого рождения. В этом возрасте эмоции связаны с отрицательными состояниями. Условием для формирования положительных эмоций у детей является общение со взрослыми. В раннем возрасте эмоции детей неустойчивы и кратковременны. Развитие эмоциональной сферы в раннем возрасте способствует психическому развитию детей.
Народные игрушки в современной системе образования особенно значимы. Народные игрушки обладают той ценность, которой лишены современные игрушки. Народные игрушки отражают духовный мир человечества, красоту природу и ценность человеческой жизни. Данные игрушки способствует психическому развитию детей, гармоничному личностному развитию. С помощью народных игрушек создаются условия для познания детьми окружающей действительности, формирования бережного отношения к природе и окружающим людям.
Основой в обучении и воспитании детей дошкольного возраста является гармоничное взаимодействие взрослого и ребенка. Формирование эмоциональной сферы детей в большей степени зависит от включенности в данный процесс взрослого. В рамках дошкольного учреждения используются разнообразные средства и методы формирования эмоциональной сфер. Одной из забытых, при этом самым эффективным, является народная игрушка. Народная игрушка создает условия для реализации детьми своих чувств, переживаний. Дети с помощью народной игрушки знакомятся с многообразием цветов и оттенков, что в свою очередь, насыщается эмоциональную сферу детей.
С целью выявления эффективности применения народных игрушек в процессе формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста, было проведено опытно-экспериментальное исследование. Исследование проходило на базе МБДОУ Детский сад № 25 «Родничок», г. Елабуга. В исследовании принимали участие 50 детей раннего возраста. Для решения поставленных целей были использованы следующие методики: Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина); Методика «Изучение социальных эмоций» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина); Наблюдение за театрализованной игрой детей раннего возраста.
На констатирующем этапе исследования были получены следующие результаты:
На основе методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» было получено, что в обеих группах низкие показатели уровня понимания детьми эмоционального состояний людей;
По методике «Изучение социальных эмоций» было получено, что в обеих группах низкие показатели эмоционального отношения детей к сверстникам.
На основе наблюдения за театрализованной игрой, было получены низкие показатели эмоционального восприятия детей контрольной и экспериментальной групп.
На формирующем этапе эксперимента, основываясь на результаты исследования, с детьми экспериментальной группы были проведены развивающие занятия. Занятия основывались на работу детей с использованием народных игрушек. С детьми экспериментальной группы были проведены разнообразные виды работ: игры, продуктивная деятельность; игры-инсценировки; чтение сказок; рассматривание матрёшки и другое. Был организован книжный уголок: русские народные сказки «Репка», «Теремок», иллюстрированные альбомы «История происхождения Матрешки».
Результаты, контрольного этапа исследования, свидетельствуют о качественных изменениях показателей эмоционального развития в экспериментальной группе. Конечно, нельзя сказать, что произошли колоссальные изменения уровня эмоционального развития детей, т.к. на это было мало отведено время. Однако, на основе полученных результатов, можно говорить об эффективности использования народной игрушки в качестве средства формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста.
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, которая предполагала, что использование народной игрушки будет способствовать формированию эмоциональной сферы у детей раннего возраста, если:
- выявить особенности формирования эмоциональной сферы;
- определить эффективные формы работы педагогов по формированию эмоциональной сферы детей раннего возраста;
- разработать рекомендации по работе педагога с детьми раннего возраста по формированию эмоциональной сферы с применением народной игрушки.


1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. - М., 2014. - 356с.
2. Авдеева Н. Н., Елагина М.Г. Развитие личности на ранних этапах детств. - М., 2017. - 287с.
3. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М.: Высшая школа, 2016. - 362с.
4. Баенская Е. Р. Ранние этапы аффективного развития в норме и патологии: уч. пособие . - М.: Изд-во УРАО, 2013. - 88 с.
5. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. - М.: Детская литература, 2017. - 267с.
6. Горностаева Л. Игрушки в детском саду. - М., Дошкольное воспитание, 2013, №2. - 20-24 с.
7. Демакова И. Д. Гуманизация пространства детства. - М.,
Народное образование, 2017. №4. С. 167-172.
8. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учеб. Пособие /Я.Л. Коменский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.: под ред Я.Л. Коменского, Е.А. Панько. МН.: УН1ВЕРС1ТЭЦКАЕ, 2017. - 237 с.
9. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. - М., 2018. - 367с.
10. Дошкольная педагогика/ под ред. В.И. Логиновой, П.И. Саморуковой. - М., 2013. - 389с.
11. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у
дошкольников//Эмоциональное развитие дошкольников. - М., 2015. -
265с.
12. Запорожец А.В. К вопросу о синтезе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 2014. №6. 17¬27 с.
13. Игрушка. Ее история и значение/ Н. Д. Бартрам. - Москва: Издание Т-ва И. Д. Сытина, 2016. - 246 с.
14. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой
В.М. - М.: Просвещение, 2017. - 613 с.
15. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от года до четырех лет/ под ред. Т. Н. Дороновой. - М., 2015. - 245 с.
16. Изард К.Э. Психология эмоций/К.Э. Изард.- СПб: Издательство «Питер», 2015. - 356с.
17. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. - М.: Изд.центр «Академия», 2014. - 367с.
18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб., 2015. - 256с.
19. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М., 2016. - 216с.
20. Каплан Н.И. Народные художественные промыслы. - М.:
Высшая школа, 2016. - 276с.
21. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. - Пермь, 2014. - 147 с.
22. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 2018. - 265с.
23. Коссаковская Е. А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада . - М.: Просвещение, 2014 . - 264 с.
24. Кравцов Г. Г. Психология и педагогика обучения
дошкольников. - М., 2013. - 389с.
25. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 2016. - 336 с.
26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.:ТЦ Сфера, 2017. - 464с.
27. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.:
Просвещение, 2015. - 207 с.
28. Ларечина Е. В Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. - СПб.: Речь, 2014. -160 с.
29. Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. - М.: Просвещение, 2013. - 234 с.
30. Макаренко А.С. Книга для родителей. - М., 2014. - 265с.
31. Максимова Л.А. Педагогические условия создания эмоционально развивающей среды в группах детей раннего возраста: Дисс.канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2017. - 162 с.
32. Минаева М. Развитие эмоций дошкольника. Занятия. Игры. - М.: АРКТИ. 2017. - 248 с.
33. Можаева Е. Матрешка. - М., 2017. - 215с.
34. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 456с.
35. Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. - М., Айрис-Пресс, 2013. - 216с.
36. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. - М., 2014. - 257с.
37. Палагина Н. Н. Ребенок в раннем и дошкольном детстве. - М., 2017. - 367с.
38. Педагогические требования к игрушкам/С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина. - М., 2015. - 176с.
39. Печора Л. К. Дети раннего возраста в дошкольных
учреждениях. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 172 с.
40. Попова О.С. Русские художественные промыслы. - М.:
Знание, 2014. - 265с.
41. Психолог в детском дошкольном учреждении / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М.: Новая школа, 2016. - 144 с.
42. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 368 с.
43. Соловьёва Л.Н. Игрушка. - М., Интербук-бизнес, 2014. - 379с.
44. Стерн В. Психология раннего детства. - Минск: Харвест, 2013. - 400с.
45. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 336 с.
46. Урунтаева Г.А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2017. - 285 с.
47. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М., 2016. - 265с.
48. Ушинский, К.Д. Воспитание человека. - М.: Карапуз, 2016. - 255 с.
49. Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М., 2013. - 278с.
50. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 2008. - 304 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ