НАРОДНАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Психофизиологическая характеристика детей раннего возраста ... 7
1.2. Значение и разновидности народной игрушки как средство
развития детей раннего возраста 14
1.3. Сущность педагогического воздействия в формировании
эмоциональной сферы у детей раннего возраста 21
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 29
2.1. Констатирующий этап эксперимента 29
2.2. Формирующий этап эксперимента 42
2.3. Контрольный этап эксперимента 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Психофизиологическая характеристика детей раннего возраста ... 7
1.2. Значение и разновидности народной игрушки как средство
развития детей раннего возраста 14
1.3. Сущность педагогического воздействия в формировании
эмоциональной сферы у детей раннего возраста 21
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 29
2.1. Констатирующий этап эксперимента 29
2.2. Формирующий этап эксперимента 42
2.3. Контрольный этап эксперимента 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Актуальность исследования заключается в том, что эмоции являются неотъемлемой часть жизни человека, от которых зависит степень функционирования человека в обществе. От эмоций зависит проявление поведения: адекватное, либо неадекватное. Каждый человек по-разному реагирует на воздействие отрицательных эмоций, кто-то может подавить их, кто-то поддается им. Отрицательные эмоции чаще всего становятся причиной возникновения различных психосоматических заболеваний. Поэтому, в своевременных условиях необходимо учить людей способам борьбы с отрицательными эмоциями и переводить их в положительные эмоции. На основе чего возникает необходимость формирования эмоциональной сферы у детей, начиная с самого раннего возраста.
Эмоции можно определить, как субъективное переживание, касающееся ситуаций и событий, важных для человека. Эмоциональная сфера человека является неотъемлемой частью его жизни. Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга, практически без слов, эмоциями можно передать свое психическое состояние, переживания. Эмоции возникают в тех случая, когда человек сталкивается с чем-то значимым для него. В группу эмоций входят чувства и страсти, настроение, аффекты и стрессы [33, с. 57].
Эмоциональная сфера человека оказывает влияние на все стороны психической жизни человека: на познавательные процессы, на
мотивационно-волевую сферу, на поведение и т.д.
Эмоции человека позволяют полноценно и эффективно приобщать к окружающим условиям, человек может быстро среагировать на внешние раздражители. Положительные эмоции создает благоприятный настрой, что способствует развитию волевой сферы. Отрицательные эмоции могут подавить человека, его волю и развить негативное поведение.
Условием для возникновения эмоций является ситуации, которые имеют значение для человека, затрагивают его интересы. Развитие эмоций осуществляется путем выражения их во внешней форме и перехода к внутренним психическим процессам [24,с.166].
В раннем возрасте, у детей эмоции кратковременны, неустойчивы, и отличаются буйностью в выражении. Эмоциональная сфера детей начинается полноценно развиваться на основе расширения круга общения, расширением видов деятельности [3,с.142].
В рамках дошкольного учреждения, для формирования и развития эмоциональной сферы детей раннего возраста необходимо создать специальную развивающую среду. Эмоционально развивающая среда представляет собой совокупность общих и специфических педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе, создающих соответствующий эмоциональный настрой, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции [31, с. 87].
Выбор темы исследования обусловлено противоречием между необходимостью формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста и отсутствием должного внимания к возможности использования для этой цели народной игрушки.
Выявленные противоречия помогли обозначить проблему исследования, которая заключается в определении способов работы с народной игрушкой в процессе формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста.
Исходя из обозначенной проблемы, была выбрана тема
исследования: «Народная игрушка как средство формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения народной игрушки в процессе формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:
1. изучить особенности и содержание процесса формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста;
2. подобрать методики и провести диагностику уровня сформированности эмоциональной сферы у детей раннего возраста;
3. разработать рекомендации по работе педагога по формированию эмоциональной сферы с применением народной игрушки;
4. провести анализ и интерпретацию результатов исследования сформированности эмоциональной сферы у детей раннего возраста.
Объект исследования: процесс формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста.
Предмет исследования: народная игрушка как средство
формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: использование народной игрушки будет способствовать формированию эмоциональной сферы у детей раннего возраста, если:
- выявить особенности формирования эмоциональной сферы;
- определить эффективные формы работы педагогов по формированию эмоциональной сферы детей раннего возраста;
- разработать рекомендации по работе педагога с детьми раннего возраста по формированию эмоциональной сферы с применением народной игрушки.
Методологической основой исследования явились работы педагогов в данной области: Н. Н. Авдеевой, Н. Д. Баенской, Е. Р. Бартрам, Г.М.
Блинова, Л. Горностаевой, Б.И. Додонова, К.Э. Изард, Е.И. Изотовой, Е.П. Ильина, Р.Г. Казаковой, Е. А. Коссаковской, Г.В. Лабунской, Н.П. Линьковой, М. Минаевой, Э.И. Орловского, А.Ф. Некрыловой и других.
Методы исследования:
- теоретический анализ исследований по заявленной тематике;
-эмпирические (наблюдение, эксперимент).
- экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента);
Методики исследования:
1) Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина);
2) Методика «Изучение социальных эмоций» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина);
3) Наблюдение за театрализованной игрой детей раннего возраста.
Экспериментальная база исследования: Исследование проходило на базе МБДОУ Детский сад № 25 «Родничок», г. Елабуга. В исследовании приняли участие 50 детей, в возрасте 2-3лет. В исследовании участвовали дети двух средних групп, 25 детей экспериментальной группы, 25 детей контрольной группы.
Практическая значимость исследования: результаты исследования развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста с использованием народной игрушки, могут быть использованы воспитателями и педагогами, методистами в процессе образовательной деятельности.
Эмоции можно определить, как субъективное переживание, касающееся ситуаций и событий, важных для человека. Эмоциональная сфера человека является неотъемлемой частью его жизни. Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга, практически без слов, эмоциями можно передать свое психическое состояние, переживания. Эмоции возникают в тех случая, когда человек сталкивается с чем-то значимым для него. В группу эмоций входят чувства и страсти, настроение, аффекты и стрессы [33, с. 57].
Эмоциональная сфера человека оказывает влияние на все стороны психической жизни человека: на познавательные процессы, на
мотивационно-волевую сферу, на поведение и т.д.
Эмоции человека позволяют полноценно и эффективно приобщать к окружающим условиям, человек может быстро среагировать на внешние раздражители. Положительные эмоции создает благоприятный настрой, что способствует развитию волевой сферы. Отрицательные эмоции могут подавить человека, его волю и развить негативное поведение.
Условием для возникновения эмоций является ситуации, которые имеют значение для человека, затрагивают его интересы. Развитие эмоций осуществляется путем выражения их во внешней форме и перехода к внутренним психическим процессам [24,с.166].
В раннем возрасте, у детей эмоции кратковременны, неустойчивы, и отличаются буйностью в выражении. Эмоциональная сфера детей начинается полноценно развиваться на основе расширения круга общения, расширением видов деятельности [3,с.142].
В рамках дошкольного учреждения, для формирования и развития эмоциональной сферы детей раннего возраста необходимо создать специальную развивающую среду. Эмоционально развивающая среда представляет собой совокупность общих и специфических педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе, создающих соответствующий эмоциональный настрой, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции [31, с. 87].
Выбор темы исследования обусловлено противоречием между необходимостью формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста и отсутствием должного внимания к возможности использования для этой цели народной игрушки.
Выявленные противоречия помогли обозначить проблему исследования, которая заключается в определении способов работы с народной игрушкой в процессе формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста.
Исходя из обозначенной проблемы, была выбрана тема
исследования: «Народная игрушка как средство формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения народной игрушки в процессе формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:
1. изучить особенности и содержание процесса формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста;
2. подобрать методики и провести диагностику уровня сформированности эмоциональной сферы у детей раннего возраста;
3. разработать рекомендации по работе педагога по формированию эмоциональной сферы с применением народной игрушки;
4. провести анализ и интерпретацию результатов исследования сформированности эмоциональной сферы у детей раннего возраста.
Объект исследования: процесс формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста.
Предмет исследования: народная игрушка как средство
формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: использование народной игрушки будет способствовать формированию эмоциональной сферы у детей раннего возраста, если:
- выявить особенности формирования эмоциональной сферы;
- определить эффективные формы работы педагогов по формированию эмоциональной сферы детей раннего возраста;
- разработать рекомендации по работе педагога с детьми раннего возраста по формированию эмоциональной сферы с применением народной игрушки.
Методологической основой исследования явились работы педагогов в данной области: Н. Н. Авдеевой, Н. Д. Баенской, Е. Р. Бартрам, Г.М.
Блинова, Л. Горностаевой, Б.И. Додонова, К.Э. Изард, Е.И. Изотовой, Е.П. Ильина, Р.Г. Казаковой, Е. А. Коссаковской, Г.В. Лабунской, Н.П. Линьковой, М. Минаевой, Э.И. Орловского, А.Ф. Некрыловой и других.
Методы исследования:
- теоретический анализ исследований по заявленной тематике;
-эмпирические (наблюдение, эксперимент).
- экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента);
Методики исследования:
1) Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина);
2) Методика «Изучение социальных эмоций» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина);
3) Наблюдение за театрализованной игрой детей раннего возраста.
Экспериментальная база исследования: Исследование проходило на базе МБДОУ Детский сад № 25 «Родничок», г. Елабуга. В исследовании приняли участие 50 детей, в возрасте 2-3лет. В исследовании участвовали дети двух средних групп, 25 детей экспериментальной группы, 25 детей контрольной группы.
Практическая значимость исследования: результаты исследования развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста с использованием народной игрушки, могут быть использованы воспитателями и педагогами, методистами в процессе образовательной деятельности.
Ранний возраст характеризуется интенсивным развитием всех психических процессов и личностных особенностей детей. Ранний возраст охватывает возрастной диапазон от 1 до 3 лет. Эмоции у детей начинают возникать с самого рождения. В этом возрасте эмоции связаны с отрицательными состояниями. Условием для формирования положительных эмоций у детей является общение со взрослыми. В раннем возрасте эмоции детей неустойчивы и кратковременны. Развитие эмоциональной сферы в раннем возрасте способствует психическому развитию детей.
Народные игрушки в современной системе образования особенно значимы. Народные игрушки обладают той ценность, которой лишены современные игрушки. Народные игрушки отражают духовный мир человечества, красоту природу и ценность человеческой жизни. Данные игрушки способствует психическому развитию детей, гармоничному личностному развитию. С помощью народных игрушек создаются условия для познания детьми окружающей действительности, формирования бережного отношения к природе и окружающим людям.
Основой в обучении и воспитании детей дошкольного возраста является гармоничное взаимодействие взрослого и ребенка. Формирование эмоциональной сферы детей в большей степени зависит от включенности в данный процесс взрослого. В рамках дошкольного учреждения используются разнообразные средства и методы формирования эмоциональной сфер. Одной из забытых, при этом самым эффективным, является народная игрушка. Народная игрушка создает условия для реализации детьми своих чувств, переживаний. Дети с помощью народной игрушки знакомятся с многообразием цветов и оттенков, что в свою очередь, насыщается эмоциональную сферу детей.
С целью выявления эффективности применения народных игрушек в процессе формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста, было проведено опытно-экспериментальное исследование. Исследование проходило на базе МБДОУ Детский сад № 25 «Родничок», г. Елабуга. В исследовании принимали участие 50 детей раннего возраста. Для решения поставленных целей были использованы следующие методики: Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина); Методика «Изучение социальных эмоций» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина); Наблюдение за театрализованной игрой детей раннего возраста.
На констатирующем этапе исследования были получены следующие результаты:
На основе методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» было получено, что в обеих группах низкие показатели уровня понимания детьми эмоционального состояний людей;
По методике «Изучение социальных эмоций» было получено, что в обеих группах низкие показатели эмоционального отношения детей к сверстникам.
На основе наблюдения за театрализованной игрой, было получены низкие показатели эмоционального восприятия детей контрольной и экспериментальной групп.
На формирующем этапе эксперимента, основываясь на результаты исследования, с детьми экспериментальной группы были проведены развивающие занятия. Занятия основывались на работу детей с использованием народных игрушек. С детьми экспериментальной группы были проведены разнообразные виды работ: игры, продуктивная деятельность; игры-инсценировки; чтение сказок; рассматривание матрёшки и другое. Был организован книжный уголок: русские народные сказки «Репка», «Теремок», иллюстрированные альбомы «История происхождения Матрешки».
Результаты, контрольного этапа исследования, свидетельствуют о качественных изменениях показателей эмоционального развития в экспериментальной группе. Конечно, нельзя сказать, что произошли колоссальные изменения уровня эмоционального развития детей, т.к. на это было мало отведено время. Однако, на основе полученных результатов, можно говорить об эффективности использования народной игрушки в качестве средства формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста.
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, которая предполагала, что использование народной игрушки будет способствовать формированию эмоциональной сферы у детей раннего возраста, если:
- выявить особенности формирования эмоциональной сферы;
- определить эффективные формы работы педагогов по формированию эмоциональной сферы детей раннего возраста;
- разработать рекомендации по работе педагога с детьми раннего возраста по формированию эмоциональной сферы с применением народной игрушки.
Народные игрушки в современной системе образования особенно значимы. Народные игрушки обладают той ценность, которой лишены современные игрушки. Народные игрушки отражают духовный мир человечества, красоту природу и ценность человеческой жизни. Данные игрушки способствует психическому развитию детей, гармоничному личностному развитию. С помощью народных игрушек создаются условия для познания детьми окружающей действительности, формирования бережного отношения к природе и окружающим людям.
Основой в обучении и воспитании детей дошкольного возраста является гармоничное взаимодействие взрослого и ребенка. Формирование эмоциональной сферы детей в большей степени зависит от включенности в данный процесс взрослого. В рамках дошкольного учреждения используются разнообразные средства и методы формирования эмоциональной сфер. Одной из забытых, при этом самым эффективным, является народная игрушка. Народная игрушка создает условия для реализации детьми своих чувств, переживаний. Дети с помощью народной игрушки знакомятся с многообразием цветов и оттенков, что в свою очередь, насыщается эмоциональную сферу детей.
С целью выявления эффективности применения народных игрушек в процессе формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста, было проведено опытно-экспериментальное исследование. Исследование проходило на базе МБДОУ Детский сад № 25 «Родничок», г. Елабуга. В исследовании принимали участие 50 детей раннего возраста. Для решения поставленных целей были использованы следующие методики: Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина); Методика «Изучение социальных эмоций» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина); Наблюдение за театрализованной игрой детей раннего возраста.
На констатирующем этапе исследования были получены следующие результаты:
На основе методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» было получено, что в обеих группах низкие показатели уровня понимания детьми эмоционального состояний людей;
По методике «Изучение социальных эмоций» было получено, что в обеих группах низкие показатели эмоционального отношения детей к сверстникам.
На основе наблюдения за театрализованной игрой, было получены низкие показатели эмоционального восприятия детей контрольной и экспериментальной групп.
На формирующем этапе эксперимента, основываясь на результаты исследования, с детьми экспериментальной группы были проведены развивающие занятия. Занятия основывались на работу детей с использованием народных игрушек. С детьми экспериментальной группы были проведены разнообразные виды работ: игры, продуктивная деятельность; игры-инсценировки; чтение сказок; рассматривание матрёшки и другое. Был организован книжный уголок: русские народные сказки «Репка», «Теремок», иллюстрированные альбомы «История происхождения Матрешки».
Результаты, контрольного этапа исследования, свидетельствуют о качественных изменениях показателей эмоционального развития в экспериментальной группе. Конечно, нельзя сказать, что произошли колоссальные изменения уровня эмоционального развития детей, т.к. на это было мало отведено время. Однако, на основе полученных результатов, можно говорить об эффективности использования народной игрушки в качестве средства формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста.
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, которая предполагала, что использование народной игрушки будет способствовать формированию эмоциональной сферы у детей раннего возраста, если:
- выявить особенности формирования эмоциональной сферы;
- определить эффективные формы работы педагогов по формированию эмоциональной сферы детей раннего возраста;
- разработать рекомендации по работе педагога с детьми раннего возраста по формированию эмоциональной сферы с применением народной игрушки.
Подобные работы
- Народная игрушка как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Педагогический потенциал игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - Педагогический потенциал игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ИДЕЯ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Формирование элементарных представлений о правах у детей дошкольного возраста в игровой деятельности (Методика познавательного развития детей дошкольного возраста, Томский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2024 - Дидактическая компьютерная игра как средство познавательного развития дошкольников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



