РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие и задачи развития универсальных учебных действий у
младших школьников 7
1.2. Роль проектной деятельности в развитии универсальных учебных
действий у младших школьников 12
1.3. Пути развития универсальных учебных действий у младших
школьников 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Диагностика сформированности универсальных учебных действий у младших школьников 25
2.2. Методика развития универсальных учебных действий у младших школьников в условиях проектной деятельности в четвертом классе
32
2.3. Анализ эффективности проведенной работы по развитию универсальных учебных действий у младших школьников 51
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие и задачи развития универсальных учебных действий у
младших школьников 7
1.2. Роль проектной деятельности в развитии универсальных учебных
действий у младших школьников 12
1.3. Пути развития универсальных учебных действий у младших
школьников 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Диагностика сформированности универсальных учебных действий у младших школьников 25
2.2. Методика развития универсальных учебных действий у младших школьников в условиях проектной деятельности в четвертом классе
32
2.3. Анализ эффективности проведенной работы по развитию универсальных учебных действий у младших школьников 51
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современное общество ставит перед педагогом задачу подготовить учащихся к жизни в информационном обществе. Государству нужно высококвалифицированное, прогрессивное и компетентное молодое поколение, которое будет способно ориентироваться в различных ситуациях, безошибочно и быстро принимать решения. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, методов, новых форм, средств обучения, которые бы обеспечили на практике широкие возможности самореализации, самоактуализации и саморазвития учащегося.
Модернизация начального образования определяется качеством компетентности и определяется не полученными знаниями и навыками, а умением применить их в нужный момент. Один из вариантов решения этой проблемы указан в ФГОС НОО, где большое внимание уделяется формированию у школьников универсальных учебных действий, развитию умения учиться.
От учителя требуется решение одной из важнейших задач системы образования - формирование совокупности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся. При этом необходимо так организовать учебно¬воспитательный процесс, чтобы каждый школьник мог успешно развиваться, реализовывать себя в образовательной деятельности.
Смена традиционной парадигмы образования на личностно-ориентированную и переход на государственные образовательные стандарты ставят перед учителем задачу развития целостной личности, обладающей познавательным интересом, творческими способностями, компетентностью.
В связи с утверждением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в основе которого лежит «системно-деятельностный подход, который предполагает... развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий» [1].
В Стандарте подчеркивается необходимость «целенаправленной познавательной деятельности» учащихся, необходимость формировать у детей «универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)», освоения «начальных форм познавательной и личностной рефлексии» [1].
Современный стандарт направлен в основном на то, чтобы научить ученика самостоятельности, умению учиться и получать большую часть знаний по своей инициативе.
Педагогические и психологические и концепции, раскрывающие содержание универсальных учебных действий отражены в работах Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, А.Н. Леонтьева, Г.И. Щукиной, В.В. Давыдова, Б.И. Есипова, М.А. Данилова, З.Ф. Чехловой, И.Я. Лернера, Т.И. Шамовой, Д.Б. Эльконина и других.
Несмотря на достаточное количество работ по исследуемой проблеме в практике начальной школы недостаточно эффективно осуществляется формирование универсальных учебных действий у учащихся.
Все это обуславливает актуальность выбранной темы: «Развитие универсальных учебных действий в образовательной деятельности у младших школьников».
Объект исследования - универсальные учебные действия младших школьников.
Предмет - процесс развития универсальных учебных действий у младших школьников.
Цель исследования - изучение специфики развития универсальных учебных действий в образовательной деятельности у младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие и задачи развития универсальных учебных действий у младших школьников;
2. Определить роль проектной деятельности в развитии универсальных учебных действий у младших школьников;
3. Выявить пути развития универсальных учебных действий у младших школьников;
4. Исследовать уровень сформированности универсальных учебных действий у младших школьников;
5. Описать методику развития универсальных учебных действий у младших школьников в условиях проектной деятельности в четвертом классе;
6. Дать анализ эффективности проведенной работы по развитию универсальных учебных действий у младших школьников.
Гипотеза исследования предполагает, что развитие универсальных учебных действий в образовательной деятельности у младших школьников будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- знаний педагогом специфики формирования универсальных учебных действий у младших школьников;
- владения педагогом методами и приемами формирования развития универсальных учебных действий у учащихся.
Методы исследования: анализ теоретической литературы по исследуемой проблеме, материалов и публикаций периодической печати, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, выявлены особенности применения проектной технологии с целью развития познавательной активности младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что описанный опыт работы по применению метода проектов на уроках в начальной школе может быть использован педагогами, методистами и студентами при работе с младшими школьниками.
Модернизация начального образования определяется качеством компетентности и определяется не полученными знаниями и навыками, а умением применить их в нужный момент. Один из вариантов решения этой проблемы указан в ФГОС НОО, где большое внимание уделяется формированию у школьников универсальных учебных действий, развитию умения учиться.
От учителя требуется решение одной из важнейших задач системы образования - формирование совокупности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся. При этом необходимо так организовать учебно¬воспитательный процесс, чтобы каждый школьник мог успешно развиваться, реализовывать себя в образовательной деятельности.
Смена традиционной парадигмы образования на личностно-ориентированную и переход на государственные образовательные стандарты ставят перед учителем задачу развития целостной личности, обладающей познавательным интересом, творческими способностями, компетентностью.
В связи с утверждением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в основе которого лежит «системно-деятельностный подход, который предполагает... развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий» [1].
В Стандарте подчеркивается необходимость «целенаправленной познавательной деятельности» учащихся, необходимость формировать у детей «универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)», освоения «начальных форм познавательной и личностной рефлексии» [1].
Современный стандарт направлен в основном на то, чтобы научить ученика самостоятельности, умению учиться и получать большую часть знаний по своей инициативе.
Педагогические и психологические и концепции, раскрывающие содержание универсальных учебных действий отражены в работах Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, А.Н. Леонтьева, Г.И. Щукиной, В.В. Давыдова, Б.И. Есипова, М.А. Данилова, З.Ф. Чехловой, И.Я. Лернера, Т.И. Шамовой, Д.Б. Эльконина и других.
Несмотря на достаточное количество работ по исследуемой проблеме в практике начальной школы недостаточно эффективно осуществляется формирование универсальных учебных действий у учащихся.
Все это обуславливает актуальность выбранной темы: «Развитие универсальных учебных действий в образовательной деятельности у младших школьников».
Объект исследования - универсальные учебные действия младших школьников.
Предмет - процесс развития универсальных учебных действий у младших школьников.
Цель исследования - изучение специфики развития универсальных учебных действий в образовательной деятельности у младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие и задачи развития универсальных учебных действий у младших школьников;
2. Определить роль проектной деятельности в развитии универсальных учебных действий у младших школьников;
3. Выявить пути развития универсальных учебных действий у младших школьников;
4. Исследовать уровень сформированности универсальных учебных действий у младших школьников;
5. Описать методику развития универсальных учебных действий у младших школьников в условиях проектной деятельности в четвертом классе;
6. Дать анализ эффективности проведенной работы по развитию универсальных учебных действий у младших школьников.
Гипотеза исследования предполагает, что развитие универсальных учебных действий в образовательной деятельности у младших школьников будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- знаний педагогом специфики формирования универсальных учебных действий у младших школьников;
- владения педагогом методами и приемами формирования развития универсальных учебных действий у учащихся.
Методы исследования: анализ теоретической литературы по исследуемой проблеме, материалов и публикаций периодической печати, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, выявлены особенности применения проектной технологии с целью развития познавательной активности младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что описанный опыт работы по применению метода проектов на уроках в начальной школе может быть использован педагогами, методистами и студентами при работе с младшими школьниками.
При формировании УУД целесообразно использование современных педагогических технологий при работе с обучающимися, например, технологическая проектная деятельность в основе, которой лежит метод проектов, который позволяет формировать интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.
Метод проектов позволяет самостоятельно добывать и конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Он позволяет сделать изучение предмета более интересным, расширяет кругозор ребёнка, поднимает его культурный уровень, стимулирует интеллектуальную активность и учебную деятельность.
В ходе проектной деятельности необходимо заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых - усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды. Особенностью содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. Важно так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна.
Таким образом, формирование УУД учащихся с использованием технологии проектного обучения позволяет учащимся самым непосредственным образом включиться в образовательный процесс, самостоятельно осуществить сбор необходимой информации для решения заданий проблемы, планировать возможные варианты ее решения, делать выводы, анализировать свою деятельность.
Формирование УУД учащихся осуществлялось через проектную деятельность. Дети работали над индивидуальными («За здоровое питание» «Мобильный телефон: польза или вред») и коллективными проектами («Моя страна», «Классная коллекция «Зеленый друг»).
Метод проектирования позволял ориентировать на самостоятельную деятельность ребёнка, работу парами, группами, развивал личностные, коммуникативные универсальные учебные действия. Дети учились планировать свою деятельность, осуществлять контроль, давать оценку результатам. Тем самым у них развивались регулятивные УУД. В процессе работы над проектом дети проявляли познавательный интерес к изучаемым явлениям, у них формировались познавательные УУД. Учебный проект давал возможность учащимся делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.
Как показало исследование, проектная деятельность действительно является важным аспектом в формировании универсальных учебных действий. Проектная деятельность способствует развитию исследовательской инициативности, логического мышления и самостоятельности у учащихся начальной школы.
Метод проектов позволяет самостоятельно добывать и конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Он позволяет сделать изучение предмета более интересным, расширяет кругозор ребёнка, поднимает его культурный уровень, стимулирует интеллектуальную активность и учебную деятельность.
В ходе проектной деятельности необходимо заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых - усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды. Особенностью содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. Важно так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна.
Таким образом, формирование УУД учащихся с использованием технологии проектного обучения позволяет учащимся самым непосредственным образом включиться в образовательный процесс, самостоятельно осуществить сбор необходимой информации для решения заданий проблемы, планировать возможные варианты ее решения, делать выводы, анализировать свою деятельность.
Формирование УУД учащихся осуществлялось через проектную деятельность. Дети работали над индивидуальными («За здоровое питание» «Мобильный телефон: польза или вред») и коллективными проектами («Моя страна», «Классная коллекция «Зеленый друг»).
Метод проектирования позволял ориентировать на самостоятельную деятельность ребёнка, работу парами, группами, развивал личностные, коммуникативные универсальные учебные действия. Дети учились планировать свою деятельность, осуществлять контроль, давать оценку результатам. Тем самым у них развивались регулятивные УУД. В процессе работы над проектом дети проявляли познавательный интерес к изучаемым явлениям, у них формировались познавательные УУД. Учебный проект давал возможность учащимся делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.
Как показало исследование, проектная деятельность действительно является важным аспектом в формировании универсальных учебных действий. Проектная деятельность способствует развитию исследовательской инициативности, логического мышления и самостоятельности у учащихся начальной школы.
Подобные работы
- Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА КАК
УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Формирование познавательных универсальных учебных действии во внеурочной деятельности по математике в основной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование познавательных универсальных учебных действий в проектной деятельности младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование и реализация образовательной программы по развитию универсальных учебных действий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование и реализация образовательной программы по развитию универсальных учебных действий.
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



