Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №50948

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
351
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие и задачи развития универсальных учебных действий у
младших школьников 7
1.2. Роль проектной деятельности в развитии универсальных учебных
действий у младших школьников 12
1.3. Пути развития универсальных учебных действий у младших
школьников 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Диагностика сформированности универсальных учебных действий у младших школьников 25
2.2. Методика развития универсальных учебных действий у младших школьников в условиях проектной деятельности в четвертом классе
32
2.3. Анализ эффективности проведенной работы по развитию универсальных учебных действий у младших школьников 51
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ

Современное общество ставит перед педагогом задачу подготовить учащихся к жизни в информационном обществе. Государству нужно высококвалифицированное, прогрессивное и компетентное молодое поколение, которое будет способно ориентироваться в различных ситуациях, безошибочно и быстро принимать решения. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, методов, новых форм, средств обучения, которые бы обеспечили на практике широкие возможности самореализации, самоактуализации и саморазвития учащегося.
Модернизация начального образования определяется качеством компетентности и определяется не полученными знаниями и навыками, а умением применить их в нужный момент. Один из вариантов решения этой проблемы указан в ФГОС НОО, где большое внимание уделяется формированию у школьников универсальных учебных действий, развитию умения учиться.
От учителя требуется решение одной из важнейших задач системы образования - формирование совокупности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся. При этом необходимо так организовать учебно¬воспитательный процесс, чтобы каждый школьник мог успешно развиваться, реализовывать себя в образовательной деятельности.
Смена традиционной парадигмы образования на личностно-ориентированную и переход на государственные образовательные стандарты ставят перед учителем задачу развития целостной личности, обладающей познавательным интересом, творческими способностями, компетентностью.
В связи с утверждением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в основе которого лежит «системно-деятельностный подход, который предполагает... развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий» [1].
В Стандарте подчеркивается необходимость «целенаправленной познавательной деятельности» учащихся, необходимость формировать у детей «универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)», освоения «начальных форм познавательной и личностной рефлексии» [1].
Современный стандарт направлен в основном на то, чтобы научить ученика самостоятельности, умению учиться и получать большую часть знаний по своей инициативе.
Педагогические и психологические и концепции, раскрывающие содержание универсальных учебных действий отражены в работах Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, А.Н. Леонтьева, Г.И. Щукиной, В.В. Давыдова, Б.И. Есипова, М.А. Данилова, З.Ф. Чехловой, И.Я. Лернера, Т.И. Шамовой, Д.Б. Эльконина и других.
Несмотря на достаточное количество работ по исследуемой проблеме в практике начальной школы недостаточно эффективно осуществляется формирование универсальных учебных действий у учащихся.
Все это обуславливает актуальность выбранной темы: «Развитие универсальных учебных действий в образовательной деятельности у младших школьников».
Объект исследования - универсальные учебные действия младших школьников.
Предмет - процесс развития универсальных учебных действий у младших школьников. 
Цель исследования - изучение специфики развития универсальных учебных действий в образовательной деятельности у младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие и задачи развития универсальных учебных действий у младших школьников;
2. Определить роль проектной деятельности в развитии универсальных учебных действий у младших школьников;
3. Выявить пути развития универсальных учебных действий у младших школьников;
4. Исследовать уровень сформированности универсальных учебных действий у младших школьников;
5. Описать методику развития универсальных учебных действий у младших школьников в условиях проектной деятельности в четвертом классе;
6. Дать анализ эффективности проведенной работы по развитию универсальных учебных действий у младших школьников.
Гипотеза исследования предполагает, что развитие универсальных учебных действий в образовательной деятельности у младших школьников будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- знаний педагогом специфики формирования универсальных учебных действий у младших школьников;
- владения педагогом методами и приемами формирования развития универсальных учебных действий у учащихся.
Методы исследования: анализ теоретической литературы по исследуемой проблеме, материалов и публикаций периодической печати, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, выявлены особенности применения проектной технологии с целью развития познавательной активности младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что описанный опыт работы по применению метода проектов на уроках в начальной школе может быть использован педагогами, методистами и студентами при работе с младшими школьниками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При формировании УУД целесообразно использование современных педагогических технологий при работе с обучающимися, например, технологическая проектная деятельность в основе, которой лежит метод проектов, который позволяет формировать интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.
Метод проектов позволяет самостоятельно добывать и конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Он позволяет сделать изучение предмета более интересным, расширяет кругозор ребёнка, поднимает его культурный уровень, стимулирует интеллектуальную активность и учебную деятельность.
В ходе проектной деятельности необходимо заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых - усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды. Особенностью содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. Важно так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна.
Таким образом, формирование УУД учащихся с использованием технологии проектного обучения позволяет учащимся самым непосредственным образом включиться в образовательный процесс, самостоятельно осуществить сбор необходимой информации для решения заданий проблемы, планировать возможные варианты ее решения, делать выводы, анализировать свою деятельность.
Формирование УУД учащихся осуществлялось через проектную деятельность. Дети работали над индивидуальными («За здоровое питание» «Мобильный телефон: польза или вред») и коллективными проектами («Моя страна», «Классная коллекция «Зеленый друг»).
Метод проектирования позволял ориентировать на самостоятельную деятельность ребёнка, работу парами, группами, развивал личностные, коммуникативные универсальные учебные действия. Дети учились планировать свою деятельность, осуществлять контроль, давать оценку результатам. Тем самым у них развивались регулятивные УУД. В процессе работы над проектом дети проявляли познавательный интерес к изучаемым явлениям, у них формировались познавательные УУД. Учебный проект давал возможность учащимся делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.
Как показало исследование, проектная деятельность действительно является важным аспектом в формировании универсальных учебных действий. Проектная деятельность способствует развитию исследовательской инициативности, логического мышления и самостоятельности у учащихся начальной школы.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/922
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. /Пособие для учителя/ - М.: Просвещение, 2011. - 189 с.
3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2009. - 196 с.
4. Борисова П.В. Эволюция понятия «познавательная активность» в 60-80-е годы XX-го века // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2011. - С.33 - 37.
5. Илюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся / Л.С. Илюшин // Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ Сост. О. Е. Лебедев. - СПб.: Бизнес-пресса, 2009. - 160 с.
6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2009. - 115 с.
7. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. - М.: Вентана-Граф,
2014. - 220 с.
8. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 2009. - 246 с.
9. Назарова В.Н., Бузни В.А. Развитие познавательной активности младших школьников в учреждениях дополнительного образования // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 43-49.
10. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2007. - 320 с.
11. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистый. - М.: Пед. Общ. России, 2008. - 312 с.
12. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 2010. - 240 с.
13. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов: в 2 КН. - М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2009. - 320 с.
14. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников : пос. для учителя / К.Н. Поливанова. - М. : Просвещение, 2008. - 140 с.
15. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб: Питер, 2009. - 175 с.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. I./ С.Л.Рубинштейн. - М.: Педагогика, 2009. - 378 с.
17. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2008. - 145 с.
18. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2012. - 576 с.
19. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. М.: Юрист, 2011. - 512 с.
20. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 2009. - 208 с.
21. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности / Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 2011. - 223 с.
22. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентностного подхода // Начальная школа до и после. - 2010. - № 03. - С. 78-84.
23. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. - 2024. - №2. - С.25-30.
24. Игошина Н.В. Проектная деятельность в педагогике саморазвития // Начальная школа до и после. - 2014. - № 01. - С.25-29.
25. Камерилова Г.С., Родыгина О.А. Технология проектной деятельности как условие развития учебного сотрудничества // Начальная школа до и после. - 2013. - № 08. -С. 20-23.
26. Кокоренко В. Л. Проектно-исследовательская деятельность как средство педагогического сопровождения одарённых детей// Школьные технологии. -2015. - № 2. - С.49-53.
27. Кольцова Т.А. Метод проектирования в начальной школе. // Начальная школа до и после. - 2009. - № 07. - С. 18-20.
28. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников // Начальная школа. - 2009. - №1. - С. 19-21.
29. Крючкова Е.В. Метод проекта на уроках окружающего мира по программе А. Плешакова// Начальная школа. - 2011. - № 3. - С.34-37.
30. Курапова И.И. Метод проектов в экологическом образовании (Из опыта работы) // Начальная школа до и после. - 2013. - № 11. - С. 22¬
24.
31. Лукина Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий// Наука и образование: современные тренды. — 2013. — № 2 (2). — с. 46-102.
32. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №11. - С. 50-56.
33. Новолодская Е.Г. Организация проектной деятельности учащихся (к вопросу о креативных образовательных технологиях) // Начальная школа до и после. - 2009. - № 01. - С.3-6.
34. Пологрудова И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 366-367.
35. Потанина В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе// Начальная школа до и после. - 2010. - № 10. - С. 62-65.
36. Старцева Н.Н. Возможности проектного метода на уроках окружающего мира для развития творческой личности // Начальная школа до и после. - 2010. - № 01. - С. 25-29.
37. Терентьева Н.С Информационно-творческий проект в 4-м классе // Начальная школа до и после. - 2010. - № 01. - С.29-33.
38. Усик Л.И. Развитие познавательной активности младших школьников //Начальная школа. - 2016. - № 6. - С. 20-23.
39. Шаповалов В.В. О познавательном интересе и приемах его активизации // Начальная школа. - 2009. - №7. - С. 26-29.
40. Юшкова Е.А. Поэтапная мотивация учащихся в работе над проектом// Школа и производство. - 2017. - № 7. - С. 22-26.
41. Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 122-124.
42. Ярошенко С.Н. «Понятие «активизация учебно-познавательной деятельности» учащихся в научно-педагогических исследованиях» // Вестник ОГУ - 2014 - №9. - С. 81-82.
43. Афанасьева О.Б. Формирование универсальных учебных действий // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2470/28680 (дата обращения: 03.05.2018).
44. Жукова И.Н., Попова Ю.Ю., Кудряшова В.И. Проектная деятельность учащихся в начальной школе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 20-24. [Электронный ресурс] URL https://nauchforum.rU/conf/psy/i/12915 (Дата обращения: 02.04.2018)
45. Кожурова О.Ю., Григовьева Н.В. Младший школьник: от участника к субъекту проектной деятельности [Электронный ресурс] URL https://cyberleninka.ru/article/n/mladshiy-shkolnik-ot-uchastnika-k-subektu- proektnoy-deyatelnosti (Дата обращения: 03.04.2018)
46. Коконова Е. А. Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 716-719. — URL https://moluch.ru/archive/105/24961/ (дата обращения: 06.05.2018).
47. Пулатова А.Р. Проектная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] URL https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya- deyatelnost-v-nachalnoy-shkole-3 (Дата обращения: 02.04.2018)
48. Семенова Н.А. Проектная деятельность младшего школьника в урочное время [Электронный ресурс] URL https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov-v- urochnoe-vremya (Дата обращения: 02.04.2018)
49. Федотова А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный ресурс] URL
http://www.zankov.ru/practice/stuff/articleM866 (дата обращения:
06.05.2018).
50. Филатикова С. В. Проектная деятельность в начальной школе // Школьная педагогика. - 2016. - №4. [Электронный ресурс] URL https://moluch.rU/th/2/archive/42/1524/ (дата обращения: 06.04.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ