ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УСТАНОВОК И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ 8
1.1 Коммуникативная культура школьного учителя 8
1.1.1 Коммуникативные установки педагогов начальной школы 12
1.2 Эмоциональное выгорание как предмет исследования в психологической науке 17
1.2.1 Эмоциональное выгорание педагогов начальной школы 22
Выводы 26
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УСТАНОВОК И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 29
2.1 Организационно-методическое исследование коммуникативных
установок и эмоционального выгорания педагогов начальной школы 29
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования коммуникативных
установок и эмоционального выгорания педагогов начальной школы 33
Выводы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
В условиях современного образования профессиональная деятельность учителя зачастую не способствует сохранению его психологического здоровья. Содержание педагогической работы, связанное с высоким личностным участием, требует от учителя высокой мобилизации своих сил и не всегда сопровождается адекватной оценкой собственных психических затрат. Исследованиями последних лет установлено, что большинство учителей постоянно испытывают психологический дискомфорт во время работы, либо находятся в постоянном стрессовом состоянии. В сложившейся ситуации стратегические цели школьного образования утрачивают свою социальную и личную значимость, смысл, поскольку подобная психогенная и психодраматическая ситуация наносит вред здоровью учащимся и педагогам.
Актуальность исследования коммуникативных установок и эмоционального выгорания педагогов начальной школы определяется, с одной стороны, высокими требованиями к профессионализму работника образования, с другой - необходимостью квалифицированной педагогической деятельности с учащимися начальных классов, их родителями, администрацией школы, коллегами. Педагогическим работникам, по роду своей деятельности вовлеченными в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственно, как и другим специалистам системы «человек - человек», эмоциональное выгорание. Оно проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности педагоги, помимо профессиональных компетенций, в значительной мере используют свою личность, являясь своего рода эмоциональным донором. Кроме того, в условиях реформирования школьной системы обозначены обязательства соответствия современного учителя профессиональному стандарту педагога. Введенный в российское образование Федеральный государственный образовательный стандарт говорит о том, что личность учителя, в большей степени, чем программы обучения, учебники, интерактивные доски и многое другое формирует личность ребенка, влияет на его результаты обучения.
Исходя из актуальности, целью выпускной квалификационной работы стало исследование коммуникативных установок и эмоционально выгорания педагогов начальной школы.
Объект: педагоги начальной школы и педагоги-предметники.
Предмет: коммуникативные установки и эмоциональное выгорание педагогов.
Гипотеза исследования: существуют различия в коммуникативных установках и эмоциональном выгорании педагогов начальной школы и педагогов-предметников.
В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе решались следующие задачи:
1. изучить исследования в области коммуникативной культуры школьного учителя;
2. рассмотреть в научной литературе понятие и содержание симптомов эмоционального выгорания;
3. организовать исследование коммуникативных установок и эмоционального выгорания педагогов;
4. выявить различия в коммуникативных установках и эмоциональном выгорании педагогов начальной школы и педагогов- предметников.
5. выявить взаимосвзязь между исследуемыми показателями.
Методологическую основу исследования составили положения современной психологии. В психологической науке изучением эмоционального выгорания занимались Бойко В.В., Барабанова М.В., Буриш М. В., Водопьянова Н.Е., Котова Е.В., Мардахаев Л.В., Лэнгле А.А., Фрейденбергер Х. и др. Исследователями коммуникативных установок стали Бойко В.В., Митина Л.М., Наумова Н.Ф., Сорокина Л.В. и др.
Для достижения поставленных задач были использованы методы:
1. теоретический метод, включающий анализ и обобщение литературных и информационных источников;
2. психодиагностический метод, состоящий из сбора эмпирической информации с использованием опросника «Профессиональное эмоциональное выгорание (MBI)» Маслач К. в адаптации Водопьяновой Н.Е. и методики «Диагностика коммуникативной установки» В.В. Бойко. Опросник «Профессиональное эмоциональное выгорание» предназначен для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений». Методика «Диагностика коммуникативной установки» предназначена для выявления негативных коммуникативных видов установок личности по отношению к другим людям. К таким видам установок относятся: завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них; открытая жестокость в отношениях к людям; брюзжание, т. е. склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью. Кроме этого, методика позволяет выявить обоснованный негативизм в суждениях о людях и негативный личный опыт общения с окружающими;
3. метод математической статистики с использованием критерия Стьюдента и качественный анализ полученных данных, корреляция К. Пирсона.
Теоретическая значимость исследования состоит в освящении значимости коммуникативных установок и эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов начальной школы. Кроме того, проведенное теоретическое исследование может служить дополнительным информационным материалом для психологов, а также может использоваться педагогами, с целью изучения данного явления и его предотвращения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержание и выводы выпускной квалификационной работы могут быть учтены учителями общеобразовательных школ, а также использованы преподавателями и студентами педагогических специальностей вузов.
Основные результаты выпускной квалификационной работы опубликованы в научной статье: Исмаилова Н. И., Селиверстова А. А. Коммуникативные установки педагогов начальной школы. - Pedagogical, psychological and sociological issues of professionalization personality: materials of the IV international scientific conference on February 10-11, 2018 - Prague : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2018. - С. 44-46.
Эмпирическая база: исследование проводилось на базе
общеобразовательных учреждений с. Новошешминск: Новошешминская гимназия, Новошешминская средняя общеобразовательная школа и Новошешминская начальная школа - детский сад. Участниками исследования стали учителя в количестве 57 человек (27 - учителя начальных классов, 30 - учителя-предметники).
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность работы, обозначаются цели и задачи работы, предмет и объект исследования. Первая глава посвящена теоретическим основам изучения коммуникативных установок и эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов. Во второй главе содержится описание организационно-методического исследования коммуникативных установок и эмоционального выгорания педагогов, анализ и интерпретация эмпирических данных. После каждой главы приведены выводы, которые содержат обобщенную информацию об изучаемом предмете исследования. В заключении присутствуют выводы, констатируются результаты, демонстрирующие решение поставленных задач и достижение цели выпускной квалификационной работы.
В соответствии с замыслом исследования, в выпускной квалификационной работе были поставлены теоретические и эмпирические задачи.
Коммуникативные установки педагога являются одним из компонентов педагогической коммуникативной культуры. Особая роль отводится позиции педагога в коммуникации, которая характеризуется признанием ученика как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на интересы ученика и перспективы его развития (Елканов С.Б., Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э.).
Коммуникативные установки в значительной степени определяют компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения в ходе осуществления субъектного взаимодействия и развития соответствующих личностно-ориентированных взаимоотношений всех участников образовательного процесса (Мандриков Е.Ю., Горбунова А.А., Комаров М.С., Горшков В.Ю.).
Ю.Л. Львова и В.В. Бойко называют причины спада профессиональной деятельности учителя начальной школы, обозначая его «педагогический криз установок». Сюда включаются: разочарование, неизвестность, одиночество, миссия, завуалированная жестокость, открытая жестокость, обоснованный негативизм, брюзжание, негативный опыт общения.
Реализуя задачу изучить понятие и содержание симптомов эмоционального выгорания, было выявлено, что эти феноменом занимались ученые Бойко В.В., Борисова М.П., Буриш М. В., Водопьянова Н.Е., Журавлева Г. С., Маслач К., Лэнгле А.А., Фрейденбергер Х. Обобщая исследования ученых, можно сказать, что эмоциональное выгорание формируется в связи с утомительной и долгой работой, имеющей трудноизмеримое содержание, требующая от педагога исключительной продуктивности, или в связи с тем, что характер руководства не соответствует содержанию работы. Риск возникновения эмоционального выгорания выше в случаях монотонности работы, вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, строгой регламентации времени работы, работы с немотивированными людьми, трудноощутимыми результатами работы, напряжённости и конфликтов в профессиональной среде и неразрешённых личностных конфликтов.
Практическая часть выпускной квалификационной работы представлена задачей организовать исследование педагогов трёх общеобразовательных учреждений с. Новошешминск: Новошешминская гимназия, Новошешминская средняя общеобразовательная школа и Новошешминская начальная школа - детский сад с помощью методики «Диагностика коммуникативной установки» В.В. Бойко и опросника «Профессиональное эмоциональное выгорание (MBI)» Маслач К. в адаптации Водопьяновой Н.Е.
По методике «Диагностика коммуникативной установки» были выявлено, что все исследуемые педагоги имеют склонность к коммуникативным негативным установкам. Учителя начальных классов склонны к коммуникативной установке «завуалированная жестокость» и в замаскированной или косвенной форме могут проявлять настороженность в отношениях с окружающими. Учителя-предметники склонны проявлять коммуникативную установку «негативный опыт общения» и им достаточно повода или небольшого провоцирующего обстоятельства, чтобы этот негативный опыт спроецировался на окружающих.
Положительным моментом явилось то, что негативную коммуникативную установку «открытая жесткость» проявляют небольшое количество педагогов. Это является плюсом, потому что педагоги с излишней прямолинейностью, упрямством, открытой недружелюбностью и злой насмешливостью при общении с детьми не смогут передать новому поколению морально-нравственные ценности и не передать предрассудков, пороков и болезней.
Кроме того, педагоги склонны не только к негативным коммуникативным установка, но и коммуникативной толерантности. Так, учителя начальных классов выбирают уровень ситуативной коммуникативной толерантности и проявляют коммуникативную терпимость к окружающим, исходя из эмоциональной привязанности и закрепленным способам отношений. А учителя-предметники выбирают уровень профессиональной толерантности и проявляют коммуникативную толерантность избегая чрезмерной эмоциональной включенности.
Опросник «Профессиональное эмоциональное выгорание» показал у педагогов следующие результаты. У учителей начальных классов нет эмоционального выгорания, а наоборот, присутствует «профессиональная эффективность», говорящая о том, что они считают, что их результат деятельности заметно отличается и превосходит результаты коллег. У учителей-предметников повышено «эмоциональное истощение»,
свидетельстсвующеее о напряжении, созданным чрезмерной работой или личными требованиями к себе. Такие учителя не получают удовлетворения от своей деятельности, чувствуя, что работа снижает эмоциональные, когнитивные и физические ресурсы.
Кроме того, обнаруживается с помощью корреляции Пирсона, специфика взаимосвязей исследуемых данных в каждой выборке. У учителей начальных классов «профессиональная эффективность» прямо взаимосвязана с «уровнем общей коммуникативной толерантности», а у учителей-предметников «эмоциональное истощение» обратно связано с «уровнем общей коммуникативной толерантности». Это может говорить о том, что ощущение собственной высокой педагогической результативности учителей начальных классов повышает принятие и правильное понимание окружающих. Тогда как «эмоциональное истощение» снижает терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза о различии в коммуникативных установках и профессиональном эмоциональном выгорании педагогов начальной школы и педагогов- предметников подтвердилась.
1. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические
предпосылки педагогических способностей. //
Вопросы психологии № 5, 2008, С. 13-17.
2. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания / Вестник Московского университета. С14. «Психология». - М.: Издательство МГУ, 2012. - № 1. - 54 с.
3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб., 2009. - 156 с.
4. Борисова М.П. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2015. № 2. - С. 23-27.
5. Буриш М.В поисках теории: некоторые предположения о характере и этиология выгорания / M. Burisch // Профессиональное выгорание: последние тенденции в области теории и исследования / ред. В. B. Шауфен, К. Маслач, Т. Марек. - Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 2003. - С. 75-93.
6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., Серебрякова А.Б. Синдром профессионального выгорания в управленческой деятельности // Вестник. СПб. - 2013. Вып. 2. Серия 6. № 13. - С. 83-91.
7. Вяткин Б.А. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя. // Вопросы психологии №4, 2009. - С. 4¬
7.
8. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., “Просвещение” 2011. - 211 с.
9. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журн., 2011, № 6. - С. 35-44.
10. Комаров М.С., Горшков В.Ю. Профессиональные ценности учителя: приверженность школе и удовлетворенность трудом // Ярославский педагогический вестник. - 1998. - №3 (15). - С. 61 - 66.
11. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие. - Красноярск: Краснояр.гос.пед.университет им.
B. П. Астафьева, 2013. - 56 с.
12. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя - Л., 2012. - 183 с.
13. Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. - №1. - 2012. - С. 36-47.
14. Лэнгле А.А. Эмоциональное выгорание с позиций
экзистенционального анализа // Вопросы психологии. - 2013. № 2.
C. 3- 16.
15. Мандриков Е.Ю., Горбунова А.А. Взаимосвязь увлеченности работой, личностных ресурсов и удовлетворенности трудом сотрудников // Организационная психология.-2012.-Т.2. №4. - С. 2¬22.
16. Мардахаев Л.В. Профессиональная деятельность и деформация личности социального педагога / Л.В. Мардахаев // Профессиональная деформация и проблемы профессионализма. - 2014. №1. - С. 24-32.
17. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 2013. - 438 с.
18. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя - М.: Флинта, 2008. - 200 с.
19. Митченко Л.Э. Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов. - Тюмень: Министерство общего и профессионального образования РФ Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 2010. - 75 с.
20. Наумова Н.Ф. Коммуникативные установки как социальная характеристика. М. - 2003. - 80 с.
21. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование / В.Е. Орел // Психологический журнал. - М.: Наука, 2011. - Т.20. - №1. - С. 16-21.
22. Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. - 1990, №6. - С. 68-74.
23. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М., ВЛАДОС, 2008. - 203 с.
24. Сорокин Л.В. Особенности коммуникативной сферы педагогов, имеющих признаки эмоционального выгорания // Вестник Московского университета. -2016. - № 3. - С. 51-60.
25. Сидоров П.А. Синдром эмоционального выгорания. // Медицинская газета №7, 2013. - С. 16-21.
26. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. — 2002, №7. - С. 3-9.
27. Старченкова Е.С. Психологические факторы профессионального «выгорания» / Е.С. Старченкова. - СПб., 2011. - 357 с.
28. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Д. Трунов // Журнал практического психолога. - М.: Издательство МГУ, 2008. - №8. - С. 84-89.
29. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. - СПб., КАРО, 2010. - 95 с.
30. Фрейденбергер Х. Профессиональное выгорание: высокая плата за высокие достижения. - М.: Изд-во «Квант». - 2014. - 543 с.
31. Хелд Барбара. Конец Эпохи. - М., ВЛАДОС, 2014. - 155 с.
32. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за
работников и боссов растет. // Журнал практического психолога 2010, № 9. - С. 17-19.