ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КНР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (2000-2015 гг.)
|
Введение 3
Глава 1. Международные экономические отношения Китая в системе мирового хозяйства на современном этапе 6
1.1 Характеристика внешней политики Китая 6
1.2. Россия и Китай: сравнительный анализ современного состояния торгово-
экономических отношений 14
Глава 2. Экономическое взаимодействие Китая и Центрального региона России 21
2.1 Экономическая привлекательность Московской области 21
2.2 Китайские компании в Центральном регионе 24
2.3 Крупные проекты российско-китайского сотрудничества 33
Глава 3. Экономическое сотрудничество Республики Татарстан и Китая 41
3.1 Инвестиционная привлекательность Республики Татарстан для
иностранных инвесторов 41
3.2. Проекты Республики Татарстан при участии китайской стороны 46
3.3. Сотрудничество отраслей промышленности. Химическая промышленность 51
Глава 4. Международные экономические отношения Китая и Дальнего Востока России 55
4.1 Место Дальневосточного региона в российско-китайских отношениях.... 55
4.2 Поставки электроэнергии с Дальнего Востока в КНР 58
4.4 Инвестиционная помощь Китая для развития транспортной
инфраструктуры на Дальнем Востоке 63
4.4 «Китайская угроза» в Дальневосточном регионе 67
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Глава 1. Международные экономические отношения Китая в системе мирового хозяйства на современном этапе 6
1.1 Характеристика внешней политики Китая 6
1.2. Россия и Китай: сравнительный анализ современного состояния торгово-
экономических отношений 14
Глава 2. Экономическое взаимодействие Китая и Центрального региона России 21
2.1 Экономическая привлекательность Московской области 21
2.2 Китайские компании в Центральном регионе 24
2.3 Крупные проекты российско-китайского сотрудничества 33
Глава 3. Экономическое сотрудничество Республики Татарстан и Китая 41
3.1 Инвестиционная привлекательность Республики Татарстан для
иностранных инвесторов 41
3.2. Проекты Республики Татарстан при участии китайской стороны 46
3.3. Сотрудничество отраслей промышленности. Химическая промышленность 51
Глава 4. Международные экономические отношения Китая и Дальнего Востока России 55
4.1 Место Дальневосточного региона в российско-китайских отношениях.... 55
4.2 Поставки электроэнергии с Дальнего Востока в КНР 58
4.4 Инвестиционная помощь Китая для развития транспортной
инфраструктуры на Дальнем Востоке 63
4.4 «Китайская угроза» в Дальневосточном регионе 67
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Актуальность выбора темы дипломной работы обусловлена стремительной экспансией Китая в мировые экономические системы, а так же увеличением количества международных связей. Как и множество других стран, Россия не осталась в стороне и стремится к многостороннему сотрудничеству с быстро развивающейся державой.
Россия и Китай нацелены на модернизацию экономик и укрепление своих геополитических позиций на мировой арене, включая борьбу за полицентричный мир, безопасность, сохранение международного права и его институтов. Задачи Москвы на китайском направлении связаны с углублением стратегического сотрудничества и эффективным использованием ресурсов «мирного возвышения» Китая. КНР в свою очередь делает ставку на дальнейшее сближение с Россией, включая обеспечение на севере прочного стратегического тыла и стабильности, развитие торговли, инвестиционного, энергетического сотрудничества и гуманитарных связей.
Российско-китайские связи вступили в новый период развития. Официально он называется «Новый этап отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия» . Главная особенность этого периода - дальнейшее углубление взаимного доверия, повышение открытости в экономической сфере, осуществление и подготовка важных проектов. Среди них соглашение по поставкам природного газа, рассчитанное на 30 лет, сотрудничество в космосе, строительство высокоскоростных железных дорог, совместная разработка и производство широкофюзеляжных самолетов для дальних магистралей и тяжелых вертолетов, строительство западной ветки газопровода и другие. Появление таких масштабных проектов является отражением развития связей.
Необходимо отметить, что развитие сотрудничества между данными странами жизненно важно как для экономики этих стран в целом, так и для их отдельных регионов. Отношения Россия - Китай затрагивают практически все сферы деятельности, включают в себя не только традиционные прямые торговые и производственные связи, но и масштабные инвестиционные проекты, проекты развития регионального и приграничного торгово-экономического сотрудничества, программы в области культуры, науки, образования.
Объект исследования — межгосударственные экономические отношения между Российской Федерацией и Китаем.
Предмет исследования - экономическое взаимодействие между регионами Российской Федерации и Китаем на современном этапе отношений (2000-2015 гг.).
Географические рамки работы: Центральный Федеральный округ (Москва и Московская область), Приволжский Федеральный округ (Республика Татарстан), Дальневосточный Федеральный округ, Китай.
Хронологические рамки работы: 2000-2015 гг.
Цель работы - анализ современного состояния международных экономических отношений (МЭО) Китая и регионами России, выявление перспектив развития.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- Изучить характер китайской внешней политики;
- Обозначить степень экономического сотрудничества Китая с Центральным регионом России, а так же проанализировать степень инвестиционной интеграции Китая в экономику региона;
- Определить степень развитости экономических отношений Китая и Республики Татарстан и определить дальнейшие перспективы развития;
- Исследовать роль Дальневосточного федерального округа России в межгосударственном партнерстве, проанализировать динамику и структуры двусторонних торговых отношений, развития приграничной торговли, инвестиционного сотрудничества в отраслевом и территориальном измерении;
Изученность темы работы и информационная база: Отношения Китая и России - постоянный объект глубоких исследований ученых-китаеведов ( M.JI. Титаренко, С.Г. Лузянина, В.В. Лапердиной, В.Я. Портякова, М.А. Потапова, Я. Бергера, В. Гельбраса, А.В. Островского, Л.И. Кондрашовой), российских востоковедов (В.И. Михеева, М.Е. Тригубенко, Г.Д. Толорая, Г.С. Яскиной, Л.А. Аносовой, Н.М. Хрящевой). В работе были использованы нормативные документы, данные Госкомстата РФ и региональных статистических управлений, данные статистических органов КНР, современная научная литература, как на русском, так и на китайском языках, а также электронные ресурсы.
Структура дипломной работы обусловлена целями и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, включающих двенадцать параграфов, заключения и списка использованной литературы, содержащего 45 источников.
При изучении МЭО Китая были использованы статистические, аналитические и экономические методы анализа.
Россия и Китай нацелены на модернизацию экономик и укрепление своих геополитических позиций на мировой арене, включая борьбу за полицентричный мир, безопасность, сохранение международного права и его институтов. Задачи Москвы на китайском направлении связаны с углублением стратегического сотрудничества и эффективным использованием ресурсов «мирного возвышения» Китая. КНР в свою очередь делает ставку на дальнейшее сближение с Россией, включая обеспечение на севере прочного стратегического тыла и стабильности, развитие торговли, инвестиционного, энергетического сотрудничества и гуманитарных связей.
Российско-китайские связи вступили в новый период развития. Официально он называется «Новый этап отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия» . Главная особенность этого периода - дальнейшее углубление взаимного доверия, повышение открытости в экономической сфере, осуществление и подготовка важных проектов. Среди них соглашение по поставкам природного газа, рассчитанное на 30 лет, сотрудничество в космосе, строительство высокоскоростных железных дорог, совместная разработка и производство широкофюзеляжных самолетов для дальних магистралей и тяжелых вертолетов, строительство западной ветки газопровода и другие. Появление таких масштабных проектов является отражением развития связей.
Необходимо отметить, что развитие сотрудничества между данными странами жизненно важно как для экономики этих стран в целом, так и для их отдельных регионов. Отношения Россия - Китай затрагивают практически все сферы деятельности, включают в себя не только традиционные прямые торговые и производственные связи, но и масштабные инвестиционные проекты, проекты развития регионального и приграничного торгово-экономического сотрудничества, программы в области культуры, науки, образования.
Объект исследования — межгосударственные экономические отношения между Российской Федерацией и Китаем.
Предмет исследования - экономическое взаимодействие между регионами Российской Федерации и Китаем на современном этапе отношений (2000-2015 гг.).
Географические рамки работы: Центральный Федеральный округ (Москва и Московская область), Приволжский Федеральный округ (Республика Татарстан), Дальневосточный Федеральный округ, Китай.
Хронологические рамки работы: 2000-2015 гг.
Цель работы - анализ современного состояния международных экономических отношений (МЭО) Китая и регионами России, выявление перспектив развития.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- Изучить характер китайской внешней политики;
- Обозначить степень экономического сотрудничества Китая с Центральным регионом России, а так же проанализировать степень инвестиционной интеграции Китая в экономику региона;
- Определить степень развитости экономических отношений Китая и Республики Татарстан и определить дальнейшие перспективы развития;
- Исследовать роль Дальневосточного федерального округа России в межгосударственном партнерстве, проанализировать динамику и структуры двусторонних торговых отношений, развития приграничной торговли, инвестиционного сотрудничества в отраслевом и территориальном измерении;
Изученность темы работы и информационная база: Отношения Китая и России - постоянный объект глубоких исследований ученых-китаеведов ( M.JI. Титаренко, С.Г. Лузянина, В.В. Лапердиной, В.Я. Портякова, М.А. Потапова, Я. Бергера, В. Гельбраса, А.В. Островского, Л.И. Кондрашовой), российских востоковедов (В.И. Михеева, М.Е. Тригубенко, Г.Д. Толорая, Г.С. Яскиной, Л.А. Аносовой, Н.М. Хрящевой). В работе были использованы нормативные документы, данные Госкомстата РФ и региональных статистических управлений, данные статистических органов КНР, современная научная литература, как на русском, так и на китайском языках, а также электронные ресурсы.
Структура дипломной работы обусловлена целями и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, включающих двенадцать параграфов, заключения и списка использованной литературы, содержащего 45 источников.
При изучении МЭО Китая были использованы статистические, аналитические и экономические методы анализа.
Китай в настоящее время является основным стратегическим партнером России на Северо-востоке Азии. Именно в сотрудничестве с КНР российское руководство видит основные пути преодоления попыток Запада изолировать Россию на международной арене. Китай представляет собой, как растущий рынок сбыта для российского сырья, так и потенциального крупного инвестора в российскую экономику. Последнее подтверждается многочисленными проектами двустороннего сотрудничества, которые перечислены выше. Сотрудничество России и Китая обусловлено объективными совпадающими интересами экономик двух стран и не вызвано стремлением стать абстрактным противовесом коллективному Западу. В то же время непреклонность США и ЕС в принципиальных для России вопросах вынуждают российское руководство искать способы более активной кооперации со странами Северо-Восточной Азии и БРИКС. Взаимодействие между Китаем и Россией не ограничивается уровнем межгосударственных отношений, но и распространяется на взаимодействие между регионами двух стран. Последнее позволяет более эффективно и предметно вести работу по привлечению инвестиций в проекты малого и среднего бизнеса в конкретных субъектах России. Несмотря на то, что основными направлениями сотрудничества в ближайшие годы будет выстраивание газотранспортной инфраструктуры и прилегающих к ней объектов, успешная реализация таких проектов, как игорная зона «Приморье», свидетельствует о важности проектов частного бизнеса. Важно отметить, что проект игорной зоны в случае его успешной реализации станет первым масштабным прорывом России в сфере международного туризма и развлечений. Последнее соответствует призыву президента России В.Путина, озвученного в рамках Послания Федеральному Собранию, о необходимости развития несырьевого бизнеса.
Основными отраслями, привлекающими прямые иностранные инвестиции, остаются обрабатывающая промышленность (19% от общероссийского объема привлеченных в первой половине 2016 года ПИИ), оптовая и розничная торговля (17%), добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (11%), финансовая деятельность и страхование (7%). Практические все инвестиции в торговлю и финансы сконцентрированы в Москве, инвестиции в добычу нефти и газа - в Тюменской и Сахалинской областях и некоторых других регионах Сибири и Дальнего Востока. Между остальными регионами России идет конкуренция за инвестиции только в обрабатывающие отрасли. Рейтинг инвестиционной привлекательности по итогам 2016 года показал усиление региональных диспропорций. Почти все регионы, оценки которых были повышены, находятся в верхней половине списка рейтинга, в то время как понижение рейтинговых оценок произошло преимущественно в нижней части списка.
Несмотря на стремление федерального центра к выравниванию качества инвестиционного климата в регионах России (в рамках «Регионального инвестиционного стандарта» - документа, уже успешно внедренного согласно отчетам), регионы России по- прежнему характеризуются существенной дифференциацией по уровню инвестиционной привлекательности. Неоднородная институциональная среда и различные управленческие подходы приводят к неравномерному распределению инвестиций между регионами.
Среди регионов с «высоким уровнем инвестиционной привлекательности» по- прежнему остаются крупнейшие мегаполисы (Москва, Санкт-Петербург), примыкающие к ним области (Московская, Ленинградская), а также регионы со значительным ресурсным потенциалом (Тюменская, Томская и Сахалинская области). Кроме того, в списке лидеров рейтинга остаются регионы с благоприятным инвестиционным климатом, подразумевающим максимально комфортные институциональные условия для инвесторов (Татарстан, Калужская и Белгородская области). Опыт этих регионов в области выстраивания диалога с инвесторами признан не только в России, но и на международном уровне.
Стоит отдельно отметить, что в условиях кризиса этим регионам удалость найти новые решения для поддержки существующих инвесторов и привлечения новых - например, в Ленинградской были найдены механизмы финансовой поддержки предприятий автомобилестроения, в Калужской области активное развитие получил фармацевтический кластер, Татарстан уделил вниманию международному сотрудничеству с инвесторами из Китая и Турции, причем результатом этого сотрудничества стали не только соглашения о намерениях, но и вполне реальные инвестиционные проекты.
Основными отраслями, привлекающими прямые иностранные инвестиции, остаются обрабатывающая промышленность (19% от общероссийского объема привлеченных в первой половине 2016 года ПИИ), оптовая и розничная торговля (17%), добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (11%), финансовая деятельность и страхование (7%). Практические все инвестиции в торговлю и финансы сконцентрированы в Москве, инвестиции в добычу нефти и газа - в Тюменской и Сахалинской областях и некоторых других регионах Сибири и Дальнего Востока. Между остальными регионами России идет конкуренция за инвестиции только в обрабатывающие отрасли. Рейтинг инвестиционной привлекательности по итогам 2016 года показал усиление региональных диспропорций. Почти все регионы, оценки которых были повышены, находятся в верхней половине списка рейтинга, в то время как понижение рейтинговых оценок произошло преимущественно в нижней части списка.
Несмотря на стремление федерального центра к выравниванию качества инвестиционного климата в регионах России (в рамках «Регионального инвестиционного стандарта» - документа, уже успешно внедренного согласно отчетам), регионы России по- прежнему характеризуются существенной дифференциацией по уровню инвестиционной привлекательности. Неоднородная институциональная среда и различные управленческие подходы приводят к неравномерному распределению инвестиций между регионами.
Среди регионов с «высоким уровнем инвестиционной привлекательности» по- прежнему остаются крупнейшие мегаполисы (Москва, Санкт-Петербург), примыкающие к ним области (Московская, Ленинградская), а также регионы со значительным ресурсным потенциалом (Тюменская, Томская и Сахалинская области). Кроме того, в списке лидеров рейтинга остаются регионы с благоприятным инвестиционным климатом, подразумевающим максимально комфортные институциональные условия для инвесторов (Татарстан, Калужская и Белгородская области). Опыт этих регионов в области выстраивания диалога с инвесторами признан не только в России, но и на международном уровне.
Стоит отдельно отметить, что в условиях кризиса этим регионам удалость найти новые решения для поддержки существующих инвесторов и привлечения новых - например, в Ленинградской были найдены механизмы финансовой поддержки предприятий автомобилестроения, в Калужской области активное развитие получил фармацевтический кластер, Татарстан уделил вниманию международному сотрудничеству с инвесторами из Китая и Турции, причем результатом этого сотрудничества стали не только соглашения о намерениях, но и вполне реальные инвестиционные проекты.
Подобные работы
- РОЛЬ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ЕВРАЗИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2016 - Триады в экономическом секторе КНР (2000 - 2015 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Международные отношение Туркменистана с РФ и с КНР в 2000-х годах.
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - Военно-техническое и экономическое сотрудничество Российской Федерации с южноафриканскими странами
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ПРИГРАНИЧНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И КИТАЯ В РАМКАХ АТЭС
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ЗАПАДНЫХ РЕГИОНОВ КНР В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «ОДИН ПОЯС – ОДИН ПУТЬ»
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017



