Становление и развитие уклада жизни и модели самоидентификации российских немцев (конец XVIII – начало XXI вв.)
|
Введение 4
ГЛАВА I. РОССИЙСКИЕ НЕМЦЫ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ
ФЕНОМЕН В ОБЩЕСТВЕ (КОНЕЦ XVIII - НАЧАЛО XXI ВВ.) 12
§ 1. Быт, нравы и духовная культура поволжских колонистов (конец
XVIII - конец XIX вв.) 12
§ 2. Основы построения внутренней жизни российскими немцами на
территории Германии (1990-е - начало XXI в.) 23
§ 3. Организация жизни российских немцев в условиях Национально-
культурной автономии (1990-е - начало XXI в.) 32
ГЛАВА II. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
ИСТОРИИ НАРОДОВ РОССИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 41
§ 1. Этнопедагогика как одно из направлений современной
педагогической науки 41
§ 2. Методы и приемы этнического воспитания в среде российских
немцев 46
ГЛАВА III. ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 54
§ 1. Формы проведения внеклассного мероприятия в современной школе
54
§ 2. Классный час на тему «Народы России: история российских немцев»
57
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 64
Приложение 72
ГЛАВА I. РОССИЙСКИЕ НЕМЦЫ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ
ФЕНОМЕН В ОБЩЕСТВЕ (КОНЕЦ XVIII - НАЧАЛО XXI ВВ.) 12
§ 1. Быт, нравы и духовная культура поволжских колонистов (конец
XVIII - конец XIX вв.) 12
§ 2. Основы построения внутренней жизни российскими немцами на
территории Германии (1990-е - начало XXI в.) 23
§ 3. Организация жизни российских немцев в условиях Национально-
культурной автономии (1990-е - начало XXI в.) 32
ГЛАВА II. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
ИСТОРИИ НАРОДОВ РОССИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 41
§ 1. Этнопедагогика как одно из направлений современной
педагогической науки 41
§ 2. Методы и приемы этнического воспитания в среде российских
немцев 46
ГЛАВА III. ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 54
§ 1. Формы проведения внеклассного мероприятия в современной школе
54
§ 2. Классный час на тему «Народы России: история российских немцев»
57
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 64
Приложение 72
Актуальность темы исследования обосновывается тем, что политика Екатерины II, направленная на колонизацию Поволжья иностранным населением в 60-х гг. XVIII века, с целью экономического втягивания Поволжского региона в общероссийский торговый оборот, послужила началом становления этнической группы - «российские немцы» - и одного из самых многочисленных народов «российских немцев» - немцы Поволжья. Екатерина II хотела, чтобы немцы-колонисты стали культурными агентами в Поволжье, то есть передали свой опыт ведения сельского хозяйства местному населению. Но складывалась такая ситуация, что немцы не хотели устанавливать контакты с местным населением. Кроме личных мотивов, этой изоляции способствовали компактное расположение колоний, использование немецкого языка не только на бытовом уровне, но и в системе образования колонистов и сношении с российским правительством. Российские императоры после Екатерины II пытались проводить политику русификации в немецких колониях. В результате реформ Александра II к концу XIX века, спустя почти столетнее существование в России, немцы начали активно интегрироваться в российское общество, для того чтобы совместно развиваться с русским населением.
В годы становления советской власти поволжским колонистам было предоставлено право на создание сначала автономной области, а затем и Автономной Республики Немцев Поволжья. Трагичной страницей в истории народов СССР стала Великая Отечественная война. В 1941 году по приказу И.В.Сталина, боявшегося сотрудничества местного населения с нацистами, народы из приграничных регионов СССР подверглись депортации в Сибирь и Казахстан, а также зачислению в Трудовую Армию. Переселению подверглись и немцы, проживающие на территории СССР, которые были одной нации с врагом. До 1955 года немцы жили по режиму спецпоселений.
С 90-х гг. XX века Россия начала новый виток развития, при этом имел место государственный, политико-правой, идеологический, научно-образовательный, финансово-экономический, социальный, национальный кризисы. И в 1991 году, когда решался вопрос о дальнейшей судьбе Российского государства, определялось будущее нескольких десятков народов. Одним из таких народов являются российские немцы, живущие как на территории РФ, так и в бывших союзных республиках.
Российские немцы одни из последних, кто принимает попытку построить диалог с правительством М.С. Горбачева, а затем и Б.Н. Ельцина, по вопросу своей дальнейшей судьбы. Создается Всесоюзное общество «Возрождение» для того, чтобы договорится с советским руководством о восстановлении для немцев Республики в Поволжье, политической реабилитации и возможности мирно жить и существовать, как одному из народов России. Период с 1989 по 1991 годы для общества отмечен кропотливой работой по отстаиванию своих интересов1. Крах советского режима привел к тому, что часть российских немцев, в сложившейся политической ситуации, начинает в массовом порядке покидать пределы бывшего СССР, в том числе союзных республик, и эмигрируют на территорию Германии. Объединенная Германия провозглашала стабильность в экономической и социальной политике, особое внимание уделялось социальной поддержке мигрантов. К тому же, у некоторых в Германии были родственники, и советские немцы хотели воссоединиться со своей семьей.
На сегодняшний день на территории Российской Федерации продолжают существовать немецкие диаспоры в форме Национально-культурных автономий, представители которых активно занимаются
сохранением и популяцией своей культуры. Так, в городе Казань существует Автономная некоммерческая организация «Немецкий Дом Республики Татарстан» (ул. Карла Маркса, 26)2. Организация создана для удовлетворения социально-экономических, культурных и духовных потребностей российских /'Перестройка» в СССР и пробуждение национального самосознания «советских» немцев (1985¬1991) // Герман А.А., Иларионова Т.С. История российских немцев - электронное учебное пособие// http://geschichte.rusdeutsch.ru/22/45 (Дата обращения: 03.01.2018) 2 Немецкий Дом Республики Татарстан // http://www.nd-rt.ru/about/ (Дата обращения: 03.01.2018) немцев, проживающих в городе Казани и Республике Татарстан, для возрождения немецких национальных духовных традиций, для всестороннего развития экономических, научных, гуманитарных, культурных, духовных связей с Германией и другими немецкоязычными странами Европы.
Изучение истории народов, населяющих Россию, должно быть одним из приоритетных направлений современного школьного образования. Знание о жизни многочисленных народов России, помимо русского народа, - первый шаг к уважительному отношению людей друг к другу. Проблема заключается в том, что учебник по истории не включает в себя отдельно параграфы по истории народов России. Такую же ситуацию можно наблюдать в содержании Историко-культурного стандарта, где не сказано про колонизаторскую деятельность Екатерины II, которая охватила территорию Крымского полуострова, территории современной Украины и Поволжья.
В современном мире в связи с усилением миграционных процессов актуальной остается проблема, относящаяся к вопросу интеграции народов, культур и языков. В рамках проекта РГНФ «Язык и культура русских немцев в миграции: проблемы самопрезентации и самоидентификации» (2015-2017), осуществляемого Елабужским институтом Казанского федерального университета, проводится изучение историко-культурного феномена российских немцев .
Обзор литературы. Для написания дипломной работы нами использовалась учебная и методическая литература. Учебная литература по истории российских немцев представлена трудами А.А. Германа, Т.С. Иларионовой и И.Р. Плеве1.
В.А. Ермолов и И.В. Черказьянова изучали государственную политику в сфере школьного образования поволжских колонистов. В работах Н.П. Генераловой и Е.М. Шишкиной-Фишер представлен обзор, касающийся религиозной жизни немецких колонистов.
Методическая литература представлена исследованиями,
посвященными внеурочной деятельности педагога в современной школе. Данная тематика отражена в работах Т.С. Пчелинцевой , Е.М. Рожковой и С.Л. Выдыш . С введением в действие ФГОС нового поколения в методической литературе существует новое направление в образовательном процессе - идея взаимодействия в поликультурном обществе. Эта концепция нашла отражения в исследованиях педагогов-практиков Л.Г. Куц , З.Ф. Мубиновой , О.Ю. Срабовой и И.И. Соколовой11, О.Н. Цветковой .
Характеристика источников. Использованные при проведении данного исследования источники могут быть разделены нами на три основные группы.
К первой группе источников относятся законодательные акты, появившиеся в период с 1760-х по 1990-е гг. Документы содержат в себе материал, касающийся мест расселения и правил обустройства поволжских немцев-колонистов1. Документы XIX века раскрывают внутреннее обустройство поволжских немцев, систему школ и изменение сословного статуса после реформ Александра II . Немало правительственных документов посвящено проблеме обустройства российских немцев после распада СССР .
Вторая группа источников - это интервью с представителями российских немцев, проживающие в Германии (шесть человек) и в Российской Федерации, входящие в АНО «Немецкий Дом Республики Татарстан» в г. Казань (одиннадцать человек) .
Третья группа - источники личного происхождения. А.А. Велицын , А.А. Клаус1, Г.Г. Писаревский2, П.К. Галлер3 в своих работах описывают немецкие колонии в Поволжье, характер немцев, их поведение, дают собственную оценку происходящим событиям. Г.А. Вольтер в своей книге приводит воспоминания российских немцев о ситуации послевоенного времени, о нелегкой борьбе российских немцев за сохранение своей этнической принадлежности .
Объект исследования являются представители российских немцев, проживающих на территории Германии и Национально-культурной автономии г. Казани
Предмет исследования - организация внутренней жизни и модели самоидентификации российских немцев на территории Германии и Республики Татарстан.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1760-х гг. - по начало XXI века. Нижняя граница исследования связана с началом колонизаторской политики Екатерины II. Верхняя дата объясняется поставленными задачами проекта РГНФ «Язык и культура русских немцев в миграции: проблемы самопрезентации и самоидентификации» (2015-2017) в рамках предоставленного научного гранта, осуществляемого Елабужским институтом Казанского федерального университета .
Методологическая база исследования. Историко-генетический метод использовался при раскрытии причин, повлиявших на формирование уклада жизни и модели самоидентификации российских немцев. Сравнительно¬сопоставительный метод использовался для выявления сходств и различий в укладе жизни и модели самоидентификации российских немцев, проживающих в Германии и в Российской Федерации (г.Казань). Также в работе использовался анализ методической литературы с целью рассмотрения опыта отечественной науке в развитии этнопедагогики, поликультурного воспитания.
Цель настоящей работы состоит в исследовании современного историко-культурного феномена в обществе - российские немцы, который складывался на протяжении двух с половиной столетий. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• Изучить законодательные акты российского правительства с 1760-х по 1990-е гг. в отношении поволжских немцев-колонистов;
• Охарактеризовать общественно-политические процессы, повлиявшие на формирование у российских немцев организации внутренней жизни и модели самоидентификации;
• Показать сходства и различия в самоидентификации и самопрезентации российских немцев, живущих в Германии и в Российской Федерации (г.Казань);
• Определить особенности становления этнопедагогики и развития мультикультурного образования в современном российском обществе;
• Раскрыть приемы этнического воспитания у российских немцев.
Научная новизна работы заключается в использовании устных источников при исследовании организации жизни и модели самоидентификации российских немцев в Германии и Российской Федерации. В рамках проекта РГНФ «Язык и культура русских немцев в миграции: проблемы самопрезентации и самоидентификации» (2015-2017), осуществляемого Елабужским институтом КФУ, нами были проинтервьюированы шесть представителей российских немцев, проживающих на данный момент в Германии. Также нами были опрошены одиннадцать представителей российских немцев, входящих в АНО «Немецкий Дом Республики Татарстан» г.Казань.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов и результатов, отраженных в исследовании, при преподавании курса культуры отдельных народов, проживающих на территории РФ; в общеобразовательной школе и вузе; а также при подготовке к семинарским занятиям и докладов, для выступления на студенческих научных конференциях.
Апробация работы. В рамках заявленной темы ВКР и проекта РГНФ «Язык и культура русских немцев в миграции: проблемы самопрезентации и самоидентификации» (2015-2017), осуществляемого Елабужским институтом КФУ, нами были опубликованы три научные статьи по истории российских немцев: «Немецкие колонии в Поволжье: факторы складывания и развития социокультурной системы»1, «Екатерина II и иностранная колонизация Поволжья во второй половине XVIII века: как одна задумка решила несколько проблем» , «Использование устных источников в процессе изучения организации внутренней жизни российских немцев в Германии в 90-е гг. XX века» .
В годы становления советской власти поволжским колонистам было предоставлено право на создание сначала автономной области, а затем и Автономной Республики Немцев Поволжья. Трагичной страницей в истории народов СССР стала Великая Отечественная война. В 1941 году по приказу И.В.Сталина, боявшегося сотрудничества местного населения с нацистами, народы из приграничных регионов СССР подверглись депортации в Сибирь и Казахстан, а также зачислению в Трудовую Армию. Переселению подверглись и немцы, проживающие на территории СССР, которые были одной нации с врагом. До 1955 года немцы жили по режиму спецпоселений.
С 90-х гг. XX века Россия начала новый виток развития, при этом имел место государственный, политико-правой, идеологический, научно-образовательный, финансово-экономический, социальный, национальный кризисы. И в 1991 году, когда решался вопрос о дальнейшей судьбе Российского государства, определялось будущее нескольких десятков народов. Одним из таких народов являются российские немцы, живущие как на территории РФ, так и в бывших союзных республиках.
Российские немцы одни из последних, кто принимает попытку построить диалог с правительством М.С. Горбачева, а затем и Б.Н. Ельцина, по вопросу своей дальнейшей судьбы. Создается Всесоюзное общество «Возрождение» для того, чтобы договорится с советским руководством о восстановлении для немцев Республики в Поволжье, политической реабилитации и возможности мирно жить и существовать, как одному из народов России. Период с 1989 по 1991 годы для общества отмечен кропотливой работой по отстаиванию своих интересов1. Крах советского режима привел к тому, что часть российских немцев, в сложившейся политической ситуации, начинает в массовом порядке покидать пределы бывшего СССР, в том числе союзных республик, и эмигрируют на территорию Германии. Объединенная Германия провозглашала стабильность в экономической и социальной политике, особое внимание уделялось социальной поддержке мигрантов. К тому же, у некоторых в Германии были родственники, и советские немцы хотели воссоединиться со своей семьей.
На сегодняшний день на территории Российской Федерации продолжают существовать немецкие диаспоры в форме Национально-культурных автономий, представители которых активно занимаются
сохранением и популяцией своей культуры. Так, в городе Казань существует Автономная некоммерческая организация «Немецкий Дом Республики Татарстан» (ул. Карла Маркса, 26)2. Организация создана для удовлетворения социально-экономических, культурных и духовных потребностей российских /'Перестройка» в СССР и пробуждение национального самосознания «советских» немцев (1985¬1991) // Герман А.А., Иларионова Т.С. История российских немцев - электронное учебное пособие// http://geschichte.rusdeutsch.ru/22/45 (Дата обращения: 03.01.2018) 2 Немецкий Дом Республики Татарстан // http://www.nd-rt.ru/about/ (Дата обращения: 03.01.2018) немцев, проживающих в городе Казани и Республике Татарстан, для возрождения немецких национальных духовных традиций, для всестороннего развития экономических, научных, гуманитарных, культурных, духовных связей с Германией и другими немецкоязычными странами Европы.
Изучение истории народов, населяющих Россию, должно быть одним из приоритетных направлений современного школьного образования. Знание о жизни многочисленных народов России, помимо русского народа, - первый шаг к уважительному отношению людей друг к другу. Проблема заключается в том, что учебник по истории не включает в себя отдельно параграфы по истории народов России. Такую же ситуацию можно наблюдать в содержании Историко-культурного стандарта, где не сказано про колонизаторскую деятельность Екатерины II, которая охватила территорию Крымского полуострова, территории современной Украины и Поволжья.
В современном мире в связи с усилением миграционных процессов актуальной остается проблема, относящаяся к вопросу интеграции народов, культур и языков. В рамках проекта РГНФ «Язык и культура русских немцев в миграции: проблемы самопрезентации и самоидентификации» (2015-2017), осуществляемого Елабужским институтом Казанского федерального университета, проводится изучение историко-культурного феномена российских немцев .
Обзор литературы. Для написания дипломной работы нами использовалась учебная и методическая литература. Учебная литература по истории российских немцев представлена трудами А.А. Германа, Т.С. Иларионовой и И.Р. Плеве1.
В.А. Ермолов и И.В. Черказьянова изучали государственную политику в сфере школьного образования поволжских колонистов. В работах Н.П. Генераловой и Е.М. Шишкиной-Фишер представлен обзор, касающийся религиозной жизни немецких колонистов.
Методическая литература представлена исследованиями,
посвященными внеурочной деятельности педагога в современной школе. Данная тематика отражена в работах Т.С. Пчелинцевой , Е.М. Рожковой и С.Л. Выдыш . С введением в действие ФГОС нового поколения в методической литературе существует новое направление в образовательном процессе - идея взаимодействия в поликультурном обществе. Эта концепция нашла отражения в исследованиях педагогов-практиков Л.Г. Куц , З.Ф. Мубиновой , О.Ю. Срабовой и И.И. Соколовой11, О.Н. Цветковой .
Характеристика источников. Использованные при проведении данного исследования источники могут быть разделены нами на три основные группы.
К первой группе источников относятся законодательные акты, появившиеся в период с 1760-х по 1990-е гг. Документы содержат в себе материал, касающийся мест расселения и правил обустройства поволжских немцев-колонистов1. Документы XIX века раскрывают внутреннее обустройство поволжских немцев, систему школ и изменение сословного статуса после реформ Александра II . Немало правительственных документов посвящено проблеме обустройства российских немцев после распада СССР .
Вторая группа источников - это интервью с представителями российских немцев, проживающие в Германии (шесть человек) и в Российской Федерации, входящие в АНО «Немецкий Дом Республики Татарстан» в г. Казань (одиннадцать человек) .
Третья группа - источники личного происхождения. А.А. Велицын , А.А. Клаус1, Г.Г. Писаревский2, П.К. Галлер3 в своих работах описывают немецкие колонии в Поволжье, характер немцев, их поведение, дают собственную оценку происходящим событиям. Г.А. Вольтер в своей книге приводит воспоминания российских немцев о ситуации послевоенного времени, о нелегкой борьбе российских немцев за сохранение своей этнической принадлежности .
Объект исследования являются представители российских немцев, проживающих на территории Германии и Национально-культурной автономии г. Казани
Предмет исследования - организация внутренней жизни и модели самоидентификации российских немцев на территории Германии и Республики Татарстан.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1760-х гг. - по начало XXI века. Нижняя граница исследования связана с началом колонизаторской политики Екатерины II. Верхняя дата объясняется поставленными задачами проекта РГНФ «Язык и культура русских немцев в миграции: проблемы самопрезентации и самоидентификации» (2015-2017) в рамках предоставленного научного гранта, осуществляемого Елабужским институтом Казанского федерального университета .
Методологическая база исследования. Историко-генетический метод использовался при раскрытии причин, повлиявших на формирование уклада жизни и модели самоидентификации российских немцев. Сравнительно¬сопоставительный метод использовался для выявления сходств и различий в укладе жизни и модели самоидентификации российских немцев, проживающих в Германии и в Российской Федерации (г.Казань). Также в работе использовался анализ методической литературы с целью рассмотрения опыта отечественной науке в развитии этнопедагогики, поликультурного воспитания.
Цель настоящей работы состоит в исследовании современного историко-культурного феномена в обществе - российские немцы, который складывался на протяжении двух с половиной столетий. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• Изучить законодательные акты российского правительства с 1760-х по 1990-е гг. в отношении поволжских немцев-колонистов;
• Охарактеризовать общественно-политические процессы, повлиявшие на формирование у российских немцев организации внутренней жизни и модели самоидентификации;
• Показать сходства и различия в самоидентификации и самопрезентации российских немцев, живущих в Германии и в Российской Федерации (г.Казань);
• Определить особенности становления этнопедагогики и развития мультикультурного образования в современном российском обществе;
• Раскрыть приемы этнического воспитания у российских немцев.
Научная новизна работы заключается в использовании устных источников при исследовании организации жизни и модели самоидентификации российских немцев в Германии и Российской Федерации. В рамках проекта РГНФ «Язык и культура русских немцев в миграции: проблемы самопрезентации и самоидентификации» (2015-2017), осуществляемого Елабужским институтом КФУ, нами были проинтервьюированы шесть представителей российских немцев, проживающих на данный момент в Германии. Также нами были опрошены одиннадцать представителей российских немцев, входящих в АНО «Немецкий Дом Республики Татарстан» г.Казань.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов и результатов, отраженных в исследовании, при преподавании курса культуры отдельных народов, проживающих на территории РФ; в общеобразовательной школе и вузе; а также при подготовке к семинарским занятиям и докладов, для выступления на студенческих научных конференциях.
Апробация работы. В рамках заявленной темы ВКР и проекта РГНФ «Язык и культура русских немцев в миграции: проблемы самопрезентации и самоидентификации» (2015-2017), осуществляемого Елабужским институтом КФУ, нами были опубликованы три научные статьи по истории российских немцев: «Немецкие колонии в Поволжье: факторы складывания и развития социокультурной системы»1, «Екатерина II и иностранная колонизация Поволжья во второй половине XVIII века: как одна задумка решила несколько проблем» , «Использование устных источников в процессе изучения организации внутренней жизни российских немцев в Германии в 90-е гг. XX века» .
За период с 1760-х по начало XXI века в России сложилась особая этническая группа людей - российские немцы. Целью нашей работы являлось исследование современного историко-культурного феномена в обществе - российские немцы, которые складывались на протяжении двух с половиной столетий.
Исследовательская работа выполнялась в рамках проекта РГНФ «Язык и культура русских немцев в миграции: проблемы самопрезентации и самоидентификации».
В нашей работе мы попытались выявить критерии, по которым происходило формирование модели самоидентификации российских немцев. Для этого нами были изучены российские немцы с 1760-х - по конец XIX века, а также были проинтервьюированы шесть представителей российских немцев, проживающих на данный момент в Германии, и одиннадцать представителей российских немцев, проживающих в г.Казань (Республика Татарстан).
Причина появления в России нового этноса относится к колонизаторской деятельности Екатерины II в 1760-х гг. в Саратовском Поволжье. Хотелось бы отметить особенность жизни поволжских колонистов периода 1760-х по конец XIX века. Это их замкнутость, развитие в анклавах среди местного населения. Данный период характеризуется формирование критериев, по которым этнические немцы Германии и их потомки, рожденные в России, стали позиционировать себя как российские немцы:
1) менталитет немцев - аккуратность, педантичность, трудолюбие;
2) религия - свобода вероисповедания (лютеране, католики);
3) система немецких школ в поволжских колониях;
4) законодательная политика российской администрации - принимаемые законы и указы способствовали отгораживанию немцев от контакта с местным населением;
5) территориальность - последующие поколения немцев считали своей родиной именно Российскую империю, тогда как германские княжества представлялись исторической родиной;
6) культурные традиции - немецкий язык, праздники.
Реформы Александра II предоставили возможность интегрироваться в российский социум.
Следующей группой людей были российские немцы, которые в конце 1980-х - начале 1990-х гг. покинули территорию СССР/России. В результате проведения интервью нами были выявлены следующие критерии самоидентификации российских немцев в Германии:
1) знание немецкого и русского языка;
2) сохранение и передача как немецких, так и русских культурных традиций;
3) изучение истории своего народа;
4) встречи с другими российскими немцами в Германии.
Также в ходе интервью нами были замечены следующие особенности в жизни российских немцев:
• упор делается на сохранение и передачу русской культуры - собирание домашней библиотеки, обучение подрастающего поколения русским песням, танцам;
• сами респонденты отметили, что начинают забывать русский язык (в беседе с русскоговорящим человеком приходится концентрироваться, чтобы продолжать диалог на русском языке);
• понятие родины перемещается с России на Германию. Для некоторых респондентов понятие родины сводиться к понятию дом и семья.
Для сравнения были проинтервьюированы представители российских немцев, проживающих в г.Казань (Республика Татарстан):
1) русский язык выступает языком общения между людьми;
2) немецкий язык считается родным языком, часть респондентов не знает немецкий язык (изучение происходит при АНО «НД РТ»);
3) сохранение традиционных немецких праздников, а также культуры дарения и национальная кухня;
4) приобщение к российской культуре - праздники, произведения искусства, литературы;
5) приобщение внуков к деятельности АНО «НД РТ»;
6) изучение истории своего народа (осознание себя частью многонациональной России).
Сами респонденты (в Германии и в России) считают, что российские немцы - самобытный народ, изюминка которого возникла в результате «вобрания» в себя лучшего от двух разных культур - немецкой и русской.
Однако, если учитывать в становлении российских немцев критерий территориальности, то можно предположить, что российские немцы в Германии с последующими поколениями станут этническими немцами, то есть гражданами Германии.
В Российской Федерации российские немцы будут существовать, так как территориальность, русская культура и русский язык присутствует, а немецкость поддерживается благодаря АНО «НД РТ». Проблема в том, что смена культурно-языковой среды в послевоенные годы и на рубеже 1980/1990-х гг. привела к смешению российских немцев с другими народами (русскими, татарами). Будут ли российские немцы считать себя таковыми в условиях интернациональности культур? Данный вопрос может рассматриваться нами как предмет дальнейшего исследования.
Исследовательская работа выполнялась в рамках проекта РГНФ «Язык и культура русских немцев в миграции: проблемы самопрезентации и самоидентификации».
В нашей работе мы попытались выявить критерии, по которым происходило формирование модели самоидентификации российских немцев. Для этого нами были изучены российские немцы с 1760-х - по конец XIX века, а также были проинтервьюированы шесть представителей российских немцев, проживающих на данный момент в Германии, и одиннадцать представителей российских немцев, проживающих в г.Казань (Республика Татарстан).
Причина появления в России нового этноса относится к колонизаторской деятельности Екатерины II в 1760-х гг. в Саратовском Поволжье. Хотелось бы отметить особенность жизни поволжских колонистов периода 1760-х по конец XIX века. Это их замкнутость, развитие в анклавах среди местного населения. Данный период характеризуется формирование критериев, по которым этнические немцы Германии и их потомки, рожденные в России, стали позиционировать себя как российские немцы:
1) менталитет немцев - аккуратность, педантичность, трудолюбие;
2) религия - свобода вероисповедания (лютеране, католики);
3) система немецких школ в поволжских колониях;
4) законодательная политика российской администрации - принимаемые законы и указы способствовали отгораживанию немцев от контакта с местным населением;
5) территориальность - последующие поколения немцев считали своей родиной именно Российскую империю, тогда как германские княжества представлялись исторической родиной;
6) культурные традиции - немецкий язык, праздники.
Реформы Александра II предоставили возможность интегрироваться в российский социум.
Следующей группой людей были российские немцы, которые в конце 1980-х - начале 1990-х гг. покинули территорию СССР/России. В результате проведения интервью нами были выявлены следующие критерии самоидентификации российских немцев в Германии:
1) знание немецкого и русского языка;
2) сохранение и передача как немецких, так и русских культурных традиций;
3) изучение истории своего народа;
4) встречи с другими российскими немцами в Германии.
Также в ходе интервью нами были замечены следующие особенности в жизни российских немцев:
• упор делается на сохранение и передачу русской культуры - собирание домашней библиотеки, обучение подрастающего поколения русским песням, танцам;
• сами респонденты отметили, что начинают забывать русский язык (в беседе с русскоговорящим человеком приходится концентрироваться, чтобы продолжать диалог на русском языке);
• понятие родины перемещается с России на Германию. Для некоторых респондентов понятие родины сводиться к понятию дом и семья.
Для сравнения были проинтервьюированы представители российских немцев, проживающих в г.Казань (Республика Татарстан):
1) русский язык выступает языком общения между людьми;
2) немецкий язык считается родным языком, часть респондентов не знает немецкий язык (изучение происходит при АНО «НД РТ»);
3) сохранение традиционных немецких праздников, а также культуры дарения и национальная кухня;
4) приобщение к российской культуре - праздники, произведения искусства, литературы;
5) приобщение внуков к деятельности АНО «НД РТ»;
6) изучение истории своего народа (осознание себя частью многонациональной России).
Сами респонденты (в Германии и в России) считают, что российские немцы - самобытный народ, изюминка которого возникла в результате «вобрания» в себя лучшего от двух разных культур - немецкой и русской.
Однако, если учитывать в становлении российских немцев критерий территориальности, то можно предположить, что российские немцы в Германии с последующими поколениями станут этническими немцами, то есть гражданами Германии.
В Российской Федерации российские немцы будут существовать, так как территориальность, русская культура и русский язык присутствует, а немецкость поддерживается благодаря АНО «НД РТ». Проблема в том, что смена культурно-языковой среды в послевоенные годы и на рубеже 1980/1990-х гг. привела к смешению российских немцев с другими народами (русскими, татарами). Будут ли российские немцы считать себя таковыми в условиях интернациональности культур? Данный вопрос может рассматриваться нами как предмет дальнейшего исследования.



