Введение 4
Глава I. Научно-теоретические и методологические основы формирования критического мышления на уроке истории 10
§1. Развитие критического мышления личности как проблема методико¬педагогического исследования 10
§2. Понятие и способы формирования критического мышления на уроках истории 17
Глава II. Изучение темы «Гражданская война и интервенция в России» в школьных учебниках по истории 25
§1. Гражданская война в России в 1917-1922 гг 25
§2. Интервенция в России в 1918-1921 гг 33
Глава III. Авторская модель урока истории России по теме «гражданская война и интервенция в России» в 9 классе 39
§1. Инновационный опыт в изучении гражданской войны и интервенции в России 39 §2. Особенности разработки урока по теме «Гражданская война и интервенция в России» с использованием технологии формирования
критического мышления 46
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 55
Приложение
Современное образование осуществляется в рамках государственных программ, которые соответствуют актуальным требованиям развития общественных отношений. Так, современное обучение направлено на формирование у обучающихся совокупности умений и компетенций, с помощью которых они могут самостоятельно искать и анализировать информацию. Совокупность этих умений и навыков есть универсальные учебные действия (УУД), которые прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте для основного общего и среднего (полного) общего образования . Таким образом, деятельность учителя направлена на создание условий, способствующих формированию и развитию этих умений и компетенций, которые обучающиеся могут применить на практике самостоятельно. Для этого учителем производится поиск новых технологий, форм и приемов обучения истории. Современная теория и технология обучения направлена, в первую очередь, на формирование личности, способной существовать в динамично развивающемся мире, а также имеющую собственную линию поведения и умеющую саморазвиваться и самореализовываться.
Актуальность исследования обусловлена тем, что одной из таких технологий обучения, которая способна решить задачи, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте для основного общего и среднего (полного) общего образования, является технология формирования и развития критического мышления. Критическое мышление направленно на активизацию мыслительного процесса обучающихся, развитие самореализации, познание мира самостоятельно, что в будущем поможет им успешно ориентироваться в социальной среде.
В условиях, когда практико-ориентированное обучение становится основой современного урока, применение технологии развития критического мышления является одной из ведущих задач учителя.
Технология формирования критического мышления не является новой ни за рубежом, ни в нашей стране и ФГОС второго поколения дал новый старт в развитии отечественной педагогики. В настоящее время в педагогике активно используется технология развития критического мышления. Данная технология активно использует различные приемы обучения: традиционные (через чтение и письмо) и нетрадиционные (игры, дискуссии, проектная деятельность и др.). Широкое применение данной технологии связана с возможностями ее применения на разных учебных дисциплинах, т.е. с универсальностью: она подходит и для проведения урока географии, и для биологии, и для урока истории.
Несмотря на разработанность самой технологии, в научной среде по- прежнему наблюдаются дискуссии на тему определения понятия «критическое мышление». В педагогике есть мнение, что технология развития критического мышления не должна опираться только на чтение и письмо, как это распространено в нашей стране.
Отметим, что технология развития критического мышления - это технология, направленная на вырабатывание навыков мышления и подразумевающая не только активный поиск информации, но и соотнесение его с собственным опытом, сравнение его с другими исследователями. То есть, обучающиеся могут и должны подвергать сомнению достоверность и авторитетность источника информации, проверять выводы. Таким образом, удается заинтересовать обучающихся в изучении предмета. Так, как они могли подвергнуть сомнению поступившую информацию, и высказать свою точку зрения, и в процессе работы с этой информацией, подтвердить первоначальный текст или понять свои ошибки.
Обзор теоретических работ. Источниковую базу исследования составили Приказ Минобрнауки ФГОС СОО, ФЗ «Об образовании», Историко-культурный стандарт.
Критерием объединения литературы, используемой в выпускной квалификационной работе, является проблемно- хронологический принцип, позволяющий разделить научную информацию на три группы.
В первую группу входит литература, раскрывающая первые упоминания термина «критическое мышление» и его формирования - Дж. Дьюи, Дайан Халперн, Глэйзер Эдвард .
Во вторую группу входят работы исследователей разрабатывающих саму технологию формирования и развития критического мышления у детей, подростков и студентов - Дженни Д. Стил, Кетрис С. Мередит, Чарльз Темпл и Скотт Уолтер, С.И. Заир-Бек, Дэвид Клустер, Козельская Н.Н. .
Третью группу составляют методическая литература - М.Т. Студеникин, Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова, М.В. Короткова .
Помимо приведенных авторов, нами также был использованы инновационные разработки практикующих учителей - Камаева Е.Е., Посыпаева О.Б., Кандидатова О.И., Стрельцова О.В., Смирнова Т.И., Конкин А.А. . Данные разработки показывают реальный обзор методов, приемов и форм работы, который можно использовать во время занятий с учениками, для формирования и развития у них критического мышления, в рамках исторической дисциплины.
Объектом нашего исследования выступает процесс обучения истории в школе.
Предметом исследования выступает методика формирования критического мышления у обучающихся в процессе обучения истории.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование эффективности и целесообразности применения технологии развития критического мышления у обучающихся при изучении темы «Гражданская война и интервенция в России» в общей школе.
Перед началом проведения научно-исследовательской работы были поставлены следующие задачи:
• дать характеристику технологии развития критического
мышления у учащихся на уроках;
• изучить основные технологии формирования критического мышления у обучающихся на уроках истории;
• рассмотреть практический опыт проведения урока с применением технологии формирования и развития критического мышления у обучающихся на уроке истории;
• проанализировать собственный опыт организации и проведения урока по истории с применением технологии формирования критического мышления у обучающихся.
Методологическую (научно-теоретическую) основу работы составляют:
- концепция системно-деятельностного подхода;
- концепция личностно-ориентированного обучения;
- концепция проблемного обучения;
-технологии обучения, направленные на развитие личности обучающихся, их самореализацию в процессе обучения.
Основными методами, использованными нами при проведении исследования, являются:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической
литературы;
- изучение и обобщение опыта преподавания для выявления дидактических, психологических и методических основ исследуемой проблемы;
- для ознакомления с современными подходами по рассматриваемой теме нами были анализированы работы исследователей, преподавателей и учителей.
Рабочая гипотеза исследования основывается на предположении того, что использование исторических источников в рамках организации урока по Истории России с применением технологии развития критического мышления способствует эффективности учебного процесса, а также активизации самостоятельной внеурочной деятельности по заданной тематике.
Научная новизна данной работы заключается в разработке авторских заданий по технологии развития критического мышления с использованием исторических источников.
Практическая значимость работы. Результаты и данные проведенного нами научного исследования можно использовать в общих исследованиях по изучению вопроса организации и применения технологий формирования критического мышления на уроках истории, а также непосредственно при проведении уроков и внеклассных мероприятий по истории в средней школе.
Технология формирования критического мышления не является новой ни за рубежом, ни в нашей стране и ФГОС второго поколения просто дал новый старт в развитии отечественной педагогики. В настоящее время в педагогике активно используется технология развития критического мышления. Что характерно, данная технология использует различные приемы обучения: традиционные (через чтение и письмо) и не традиционные (различные игры, дискуссии, проектная деятельность и др.). Связана такая широкая распространенность данной технологии в ее универсальности. Она подходит и для проведения урока географии, и для биологии, и, как это было в нашем случае, для урока истории.
В научном пространстве можно встретить дискуссии на тему определения понятия «критическое мышление». В педагогике есть мнение, что технология развития критического мышления не должна опираться только на чтение и письмо, как это распространено в нашей стране.
Цель нашей работы состояла в исследовании эффективности и целесообразности применения технологии формирования критического мышления на уроке истории в средней школе.
Рабочая гипотеза заключалась в том, что технологии формирования критического мышления при организации урока по истории будет способствовать более высокому усвоению получаемой учащимися информации, формированию умений и навыков самостоятельной исследовательской работы, и что самое главное, выработке личностной оценки изучаемых исторических событий, явлений и процессов.
Отметим, что наша рабочая гипотеза частично подтвердилась. Обучающиеся хоть и с небольшой охотой, но откликнулись на новые методы работы с материалом, и в последующие уроки показывали свою заинтересованность.
К сожалению, в полной мере не удалось реализовать рабочую гипотезу. Это связано с недостаточностью опыта работы в целом, и отсутствием опыта работы с данной технологией на постоянной основе, в частности.
Хотелось бы также отметить, что технология развития критического мышления - это технология, направленная на вырабатывание навыков мышления, и подразумевающая не только активный поиск информации, но и соотнесение его с собственным опытом, сравнение его с другими исследователями. То есть обучающиеся могут и должны подвергать сомнению достоверность и авторитетность источника информации, проверять выводы. Таким образом, удалось заинтересовать учащихся в изучении предмета. Так как они моги подвергнуть сомнению поступившую информацию, и высказать свою точку зрения, и в процессе работы с этой информацией подтвердить первоначальный текст или понять свои ошибки.
Касательно рекомендаций подготовки специалистов для работы с технологий формирования критического мышления, например, при подготовке урока на тему «гражданская война и интервенция в России», то главным требованием, как и в любой другой работе является тщательная подготовка к уроку, особенно при выборе новых источников и литературы. Они, как и применяемые методики должны быть в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Преподавателю следует помнить, что применение данной технологии способствует развитию компетенций. На наш взгляд именно — это условие служит ориентиром при постановке целей и задач урока.
1.1. Историко-культурный стандарт. - [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83 %D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D1%8B/3483 (Дата обращения: 15.04.2018).
1.2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изм. и доп. от 29.06.2017). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70188902 (Дата обращения: 15.04.2018).
1.3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362 (Дата обращения: 15.04.2018).
II. Литература
2.1. Fisher, A., Striven, M. critical Thinking: Its Definition and Assessment. Edgepress and University of East Anglia, 1997
2.2. Альберт Х. Трактат о критическом разуме / Пер с нем., вступ. ст. и примеч. И. З. Шишкова. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 264 с.
2.3. Боно де Э. Я прав - вы заблуждаетесь. - Минск: Попурри, 2006 - 368 с.
2.4. Грудзинская Е. Ю. Педагогическая технология «развития критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов. - Вестник НГДУ. - Выпуск 1(6). - 2005 - С. 181-188.
2.5. Данилин А. Б., Евсеева Е. Н., Карпенко С. В. Гражданская война в России (1917 1922) // Новый исторический вестник - №1. - 2000. - 38 с.
2.6. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим). - М.: Лабиринт, 1999. - 192 с.
2.7. Загладин Н.В. История России. XX век: Учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений. - 8-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2010. - 400 с.
2.8. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического
мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - М.:
Просвещение, 2011. - 229 с.
2.9. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. - М .: ЦГЛ, 2005 - С. 89-93,
2.10. Линдсей Г. Творческое и критическое мышление // Познавательные психические процессы. - СПб.: Питер, 2001. - С. 445-449.
2.11. Липман М. Критическое мышление: что это может быть? // Институт критического мышления - Публикация ресурсов, 1988. - Серия 1. - № 1. - С. 56-83.
2.12. Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 1968. - 288с.
2.13. Терещенко О.Н. Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в 6 классе // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - №1. - 2017. - С. 25¬
29.
2.14. Халперн Дайана Психология критического мышления. - СПб.: Питер, 2000. - 396 с.
2.15. Шапарева Е.В. Возможности применения технологии ЧПКМ на уроках окружающего мира в начальной школе. Инновационные технологии в науке и образовании. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - С.68-72.
2.16. Юлик О. А. Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку // Молодой ученый. - №2. - 2014. — С. 890-892.
III. Интернет- ресурсы
3.1. Glaser Edward M. An Experiment in the Development of Critical Thinking Teacher’s College // Columbia University, 1941, - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.criticalthinking.org/pages/defining-critical- thinking/766 (Дата обращения: 5.04.2018.)
3.2. Андрей Смирнов, 1917 год и Гражданская война: что об этом пишут в школьных учебниках. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://histrf ru/biblioteka/1917-ghod-i-grazhdanskaia-voina-chto-ob-etom-pishut- v-shkolnykh-uchiebnikakh (Дата обращения: 10.04.2018).
3.3. БГ История. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. bg-history. info/
3.4. Бойко Оксана Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое,
формы работы на уроке и примеры. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714 (Дата обращения:
15.04.2018).
3.5. Врангель П.Н. Записки. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://militera.lib.ru/memo/russian/vrangel1/index.html
3.6. Городецкая Л.А., Развитие критического мышления и подготовка
школьников к всероссийским олимпиадам по английскому языку. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://repo.ssau.ru/bitstream/STRATEGn-INTERNACIONALIZACn-V- INOYaZYChNOM-OBRAZOVANII/Razvitie-kriticheskogo-myshleniya-i- podgotovka-shkolnikov-k-vserossiiskim-olimpiadam-po-angliiskomu-yazyku- 66384/1/ilovepdf_com-33-40.pdf (Дата обращения: 7.04.2018).
3.7. Деятельностный подход в отечественной психологии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psyera.ru/deyatelnostnyy- podhod-v-otechestvennoy-psihologii-1200.htm (Дата обращения 7.04.2018).
3.8. Калайтанова Ирина RAFT-технология как один из приемов
развития критического мышления. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5706_raft_tehnologiya (Дата
обращения: 16.04.2018).
3.9. Камаева Е.Е. Революция 1917 года: выученный урок. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://drofa-
ventana.ru/material/revolyutsiya-1917-goda-vyuchennyy-urok (Дата обращения: 14.04.2018).
3.10. Кандидатова О.И. Методологическая разработка урока истории «Уроки гражданской войны». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //nsportal. ru/npo-spo/gumanitarnye-
nauki/library/2013/06/06/metodicheskaya-razrabotka-uroka-istorii-uroki (Дата
обращения: 14.04.2018).
3.11. Козельская Н.Н. Технология критического мышления как средство развития интеллектуальных способностей, обучающихся на уроках истории и обществознания. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mognovse.ru/gjs-tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-kak- sredstv.html (Дата обращения: 7.04.2018).
3.12. Конкин А.А. конспект урока истории «Гражданская война в
России» (1918 - 1922 гг.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //nsportal. ru/shkola/istoriya/library/2017/11/17/konspekt-uroka- grazhdanskaya-voyna-v-rossii (Дата обращения: 16.04.2018).
3.13. Коханова Е. Критическое мышление. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://o-ch.ru/reviews/critiacal/ (Дата обращения: 9.04.2018).
3.14. Критическое мышление: описание (определение) с сайта Фонда
критическое мышление. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://evolkov.net/critic.think/defining.crit.think.html (Дата обращения:
5.04.2018).
3.15. Лысова Ольг, Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы
работы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5669_kak_nauchit_detey_stavit_voprosy (Дата обращения: 16.04.2018).
3.16. Посысаев О.Б. Учебный проект Февральский переворот или ответ на вызов времени. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wiki.pskovedu.ru/index.php/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0% BD%D 1 %8B%D0%B9_%D0%BF%D 1 %80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D 1% 82_%D0%A4%D0%B5%D0%B2%D 1 %80%D0%B0%D0%BB%D 1 %8C%D 1 %8 1%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D 1 %80%D0%B5%D0%B 2%D0%BE%D 1 %80%D0%BE%D 1 %82_%D0%B8%D0%BB%D0%B8_%D0% BE%D 1 %82%D0%B2%D0%B5%D 1 %82_%D0%BD%D0%B0_%D0%B2%D 1 %8B%D0%B7%D0%BE%D0%B2_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0 %B5%D0%BD%D0%B8 (Дата обращения: 14.04.2018).
3.17. Проблемное обучение. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://psyvision.ru/help/pedagogika/43-ped-tech20/488-ped-tech11 (Дата
обращения: 7.04.2018).
3.18. Проект концепции УМК. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf (Дата обращения:
11. 04.2018).
3.19. Смирнова Т.И. проект урока истории России 9 класс «Гражданская война в России». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/proiekt-uroka-po-istorii-rossii-9-klass- grazhdanskaia-voina-v-rossii (Дата обращения: 16.04.2018).
3.20. Стрельцова О.В. Конспект урока «Гражданская война и интервенция в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-uroka-grazhdanskaia-voina-i- intiervientsiia-v-rossii.html (Дата обращения: 15.04.2018).
3.21. Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn-- j1ahfl.xn--p1ai/library/html (Дата обращения: 7.04.2018).
3.22. Фасиоун Питер, Критическое мышление: что это такое и почему
важно - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://evolkov.net/critic.think/Facione_P/Crit_Think_What_It_Is_and_Why_It_C ounts.Facione.P.html#defining_CT, (Дата обращения: 4.04.2018.)
3.23. Шутова Галина «Кубик Блума» - прием технологии критического
мышления. Что это такое и как его использовать. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://pedsovet.su/metodika/priemy/6001_kubik_bluma_na_uroke (Дата
обращения 16.04.2018).