Формирование критического мышления у учащихся при изучении темы «Гражданская война и интервенция в России» в общей школе
|
Введение 4
Глава I. Научно-теоретические и методологические основы формирования критического мышления на уроке истории 10
§1. Развитие критического мышления личности как проблема методико¬педагогического исследования 10
§2. Понятие и способы формирования критического мышления на уроках истории 17
Глава II. Изучение темы «Гражданская война и интервенция в России» в школьных учебниках по истории 25
§1. Гражданская война в России в 1917-1922 гг 25
§2. Интервенция в России в 1918-1921 гг 33
Глава III. Авторская модель урока истории России по теме «гражданская война и интервенция в России» в 9 классе 39
§1. Инновационный опыт в изучении гражданской войны и интервенции в России 39 §2. Особенности разработки урока по теме «Гражданская война и интервенция в России» с использованием технологии формирования
критического мышления 46
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 55
Приложение
Глава I. Научно-теоретические и методологические основы формирования критического мышления на уроке истории 10
§1. Развитие критического мышления личности как проблема методико¬педагогического исследования 10
§2. Понятие и способы формирования критического мышления на уроках истории 17
Глава II. Изучение темы «Гражданская война и интервенция в России» в школьных учебниках по истории 25
§1. Гражданская война в России в 1917-1922 гг 25
§2. Интервенция в России в 1918-1921 гг 33
Глава III. Авторская модель урока истории России по теме «гражданская война и интервенция в России» в 9 классе 39
§1. Инновационный опыт в изучении гражданской войны и интервенции в России 39 §2. Особенности разработки урока по теме «Гражданская война и интервенция в России» с использованием технологии формирования
критического мышления 46
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 55
Приложение
Современное образование осуществляется в рамках государственных программ, которые соответствуют актуальным требованиям развития общественных отношений. Так, современное обучение направлено на формирование у обучающихся совокупности умений и компетенций, с помощью которых они могут самостоятельно искать и анализировать информацию. Совокупность этих умений и навыков есть универсальные учебные действия (УУД), которые прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте для основного общего и среднего (полного) общего образования . Таким образом, деятельность учителя направлена на создание условий, способствующих формированию и развитию этих умений и компетенций, которые обучающиеся могут применить на практике самостоятельно. Для этого учителем производится поиск новых технологий, форм и приемов обучения истории. Современная теория и технология обучения направлена, в первую очередь, на формирование личности, способной существовать в динамично развивающемся мире, а также имеющую собственную линию поведения и умеющую саморазвиваться и самореализовываться.
Актуальность исследования обусловлена тем, что одной из таких технологий обучения, которая способна решить задачи, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте для основного общего и среднего (полного) общего образования, является технология формирования и развития критического мышления. Критическое мышление направленно на активизацию мыслительного процесса обучающихся, развитие самореализации, познание мира самостоятельно, что в будущем поможет им успешно ориентироваться в социальной среде.
В условиях, когда практико-ориентированное обучение становится основой современного урока, применение технологии развития критического мышления является одной из ведущих задач учителя.
Технология формирования критического мышления не является новой ни за рубежом, ни в нашей стране и ФГОС второго поколения дал новый старт в развитии отечественной педагогики. В настоящее время в педагогике активно используется технология развития критического мышления. Данная технология активно использует различные приемы обучения: традиционные (через чтение и письмо) и нетрадиционные (игры, дискуссии, проектная деятельность и др.). Широкое применение данной технологии связана с возможностями ее применения на разных учебных дисциплинах, т.е. с универсальностью: она подходит и для проведения урока географии, и для биологии, и для урока истории.
Несмотря на разработанность самой технологии, в научной среде по- прежнему наблюдаются дискуссии на тему определения понятия «критическое мышление». В педагогике есть мнение, что технология развития критического мышления не должна опираться только на чтение и письмо, как это распространено в нашей стране.
Отметим, что технология развития критического мышления - это технология, направленная на вырабатывание навыков мышления и подразумевающая не только активный поиск информации, но и соотнесение его с собственным опытом, сравнение его с другими исследователями. То есть, обучающиеся могут и должны подвергать сомнению достоверность и авторитетность источника информации, проверять выводы. Таким образом, удается заинтересовать обучающихся в изучении предмета. Так, как они могли подвергнуть сомнению поступившую информацию, и высказать свою точку зрения, и в процессе работы с этой информацией, подтвердить первоначальный текст или понять свои ошибки.
Обзор теоретических работ. Источниковую базу исследования составили Приказ Минобрнауки ФГОС СОО, ФЗ «Об образовании», Историко-культурный стандарт.
Критерием объединения литературы, используемой в выпускной квалификационной работе, является проблемно- хронологический принцип, позволяющий разделить научную информацию на три группы.
В первую группу входит литература, раскрывающая первые упоминания термина «критическое мышление» и его формирования - Дж. Дьюи, Дайан Халперн, Глэйзер Эдвард .
Во вторую группу входят работы исследователей разрабатывающих саму технологию формирования и развития критического мышления у детей, подростков и студентов - Дженни Д. Стил, Кетрис С. Мередит, Чарльз Темпл и Скотт Уолтер, С.И. Заир-Бек, Дэвид Клустер, Козельская Н.Н. .
Третью группу составляют методическая литература - М.Т. Студеникин, Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова, М.В. Короткова .
Помимо приведенных авторов, нами также был использованы инновационные разработки практикующих учителей - Камаева Е.Е., Посыпаева О.Б., Кандидатова О.И., Стрельцова О.В., Смирнова Т.И., Конкин А.А. . Данные разработки показывают реальный обзор методов, приемов и форм работы, который можно использовать во время занятий с учениками, для формирования и развития у них критического мышления, в рамках исторической дисциплины.
Объектом нашего исследования выступает процесс обучения истории в школе.
Предметом исследования выступает методика формирования критического мышления у обучающихся в процессе обучения истории.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование эффективности и целесообразности применения технологии развития критического мышления у обучающихся при изучении темы «Гражданская война и интервенция в России» в общей школе.
Перед началом проведения научно-исследовательской работы были поставлены следующие задачи:
• дать характеристику технологии развития критического
мышления у учащихся на уроках;
• изучить основные технологии формирования критического мышления у обучающихся на уроках истории;
• рассмотреть практический опыт проведения урока с применением технологии формирования и развития критического мышления у обучающихся на уроке истории;
• проанализировать собственный опыт организации и проведения урока по истории с применением технологии формирования критического мышления у обучающихся.
Методологическую (научно-теоретическую) основу работы составляют:
- концепция системно-деятельностного подхода;
- концепция личностно-ориентированного обучения;
- концепция проблемного обучения;
-технологии обучения, направленные на развитие личности обучающихся, их самореализацию в процессе обучения.
Основными методами, использованными нами при проведении исследования, являются:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической
литературы;
- изучение и обобщение опыта преподавания для выявления дидактических, психологических и методических основ исследуемой проблемы;
- для ознакомления с современными подходами по рассматриваемой теме нами были анализированы работы исследователей, преподавателей и учителей.
Рабочая гипотеза исследования основывается на предположении того, что использование исторических источников в рамках организации урока по Истории России с применением технологии развития критического мышления способствует эффективности учебного процесса, а также активизации самостоятельной внеурочной деятельности по заданной тематике.
Научная новизна данной работы заключается в разработке авторских заданий по технологии развития критического мышления с использованием исторических источников.
Практическая значимость работы. Результаты и данные проведенного нами научного исследования можно использовать в общих исследованиях по изучению вопроса организации и применения технологий формирования критического мышления на уроках истории, а также непосредственно при проведении уроков и внеклассных мероприятий по истории в средней школе.
Актуальность исследования обусловлена тем, что одной из таких технологий обучения, которая способна решить задачи, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте для основного общего и среднего (полного) общего образования, является технология формирования и развития критического мышления. Критическое мышление направленно на активизацию мыслительного процесса обучающихся, развитие самореализации, познание мира самостоятельно, что в будущем поможет им успешно ориентироваться в социальной среде.
В условиях, когда практико-ориентированное обучение становится основой современного урока, применение технологии развития критического мышления является одной из ведущих задач учителя.
Технология формирования критического мышления не является новой ни за рубежом, ни в нашей стране и ФГОС второго поколения дал новый старт в развитии отечественной педагогики. В настоящее время в педагогике активно используется технология развития критического мышления. Данная технология активно использует различные приемы обучения: традиционные (через чтение и письмо) и нетрадиционные (игры, дискуссии, проектная деятельность и др.). Широкое применение данной технологии связана с возможностями ее применения на разных учебных дисциплинах, т.е. с универсальностью: она подходит и для проведения урока географии, и для биологии, и для урока истории.
Несмотря на разработанность самой технологии, в научной среде по- прежнему наблюдаются дискуссии на тему определения понятия «критическое мышление». В педагогике есть мнение, что технология развития критического мышления не должна опираться только на чтение и письмо, как это распространено в нашей стране.
Отметим, что технология развития критического мышления - это технология, направленная на вырабатывание навыков мышления и подразумевающая не только активный поиск информации, но и соотнесение его с собственным опытом, сравнение его с другими исследователями. То есть, обучающиеся могут и должны подвергать сомнению достоверность и авторитетность источника информации, проверять выводы. Таким образом, удается заинтересовать обучающихся в изучении предмета. Так, как они могли подвергнуть сомнению поступившую информацию, и высказать свою точку зрения, и в процессе работы с этой информацией, подтвердить первоначальный текст или понять свои ошибки.
Обзор теоретических работ. Источниковую базу исследования составили Приказ Минобрнауки ФГОС СОО, ФЗ «Об образовании», Историко-культурный стандарт.
Критерием объединения литературы, используемой в выпускной квалификационной работе, является проблемно- хронологический принцип, позволяющий разделить научную информацию на три группы.
В первую группу входит литература, раскрывающая первые упоминания термина «критическое мышление» и его формирования - Дж. Дьюи, Дайан Халперн, Глэйзер Эдвард .
Во вторую группу входят работы исследователей разрабатывающих саму технологию формирования и развития критического мышления у детей, подростков и студентов - Дженни Д. Стил, Кетрис С. Мередит, Чарльз Темпл и Скотт Уолтер, С.И. Заир-Бек, Дэвид Клустер, Козельская Н.Н. .
Третью группу составляют методическая литература - М.Т. Студеникин, Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова, М.В. Короткова .
Помимо приведенных авторов, нами также был использованы инновационные разработки практикующих учителей - Камаева Е.Е., Посыпаева О.Б., Кандидатова О.И., Стрельцова О.В., Смирнова Т.И., Конкин А.А. . Данные разработки показывают реальный обзор методов, приемов и форм работы, который можно использовать во время занятий с учениками, для формирования и развития у них критического мышления, в рамках исторической дисциплины.
Объектом нашего исследования выступает процесс обучения истории в школе.
Предметом исследования выступает методика формирования критического мышления у обучающихся в процессе обучения истории.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование эффективности и целесообразности применения технологии развития критического мышления у обучающихся при изучении темы «Гражданская война и интервенция в России» в общей школе.
Перед началом проведения научно-исследовательской работы были поставлены следующие задачи:
• дать характеристику технологии развития критического
мышления у учащихся на уроках;
• изучить основные технологии формирования критического мышления у обучающихся на уроках истории;
• рассмотреть практический опыт проведения урока с применением технологии формирования и развития критического мышления у обучающихся на уроке истории;
• проанализировать собственный опыт организации и проведения урока по истории с применением технологии формирования критического мышления у обучающихся.
Методологическую (научно-теоретическую) основу работы составляют:
- концепция системно-деятельностного подхода;
- концепция личностно-ориентированного обучения;
- концепция проблемного обучения;
-технологии обучения, направленные на развитие личности обучающихся, их самореализацию в процессе обучения.
Основными методами, использованными нами при проведении исследования, являются:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической
литературы;
- изучение и обобщение опыта преподавания для выявления дидактических, психологических и методических основ исследуемой проблемы;
- для ознакомления с современными подходами по рассматриваемой теме нами были анализированы работы исследователей, преподавателей и учителей.
Рабочая гипотеза исследования основывается на предположении того, что использование исторических источников в рамках организации урока по Истории России с применением технологии развития критического мышления способствует эффективности учебного процесса, а также активизации самостоятельной внеурочной деятельности по заданной тематике.
Научная новизна данной работы заключается в разработке авторских заданий по технологии развития критического мышления с использованием исторических источников.
Практическая значимость работы. Результаты и данные проведенного нами научного исследования можно использовать в общих исследованиях по изучению вопроса организации и применения технологий формирования критического мышления на уроках истории, а также непосредственно при проведении уроков и внеклассных мероприятий по истории в средней школе.
Технология формирования критического мышления не является новой ни за рубежом, ни в нашей стране и ФГОС второго поколения просто дал новый старт в развитии отечественной педагогики. В настоящее время в педагогике активно используется технология развития критического мышления. Что характерно, данная технология использует различные приемы обучения: традиционные (через чтение и письмо) и не традиционные (различные игры, дискуссии, проектная деятельность и др.). Связана такая широкая распространенность данной технологии в ее универсальности. Она подходит и для проведения урока географии, и для биологии, и, как это было в нашем случае, для урока истории.
В научном пространстве можно встретить дискуссии на тему определения понятия «критическое мышление». В педагогике есть мнение, что технология развития критического мышления не должна опираться только на чтение и письмо, как это распространено в нашей стране.
Цель нашей работы состояла в исследовании эффективности и целесообразности применения технологии формирования критического мышления на уроке истории в средней школе.
Рабочая гипотеза заключалась в том, что технологии формирования критического мышления при организации урока по истории будет способствовать более высокому усвоению получаемой учащимися информации, формированию умений и навыков самостоятельной исследовательской работы, и что самое главное, выработке личностной оценки изучаемых исторических событий, явлений и процессов.
Отметим, что наша рабочая гипотеза частично подтвердилась. Обучающиеся хоть и с небольшой охотой, но откликнулись на новые методы работы с материалом, и в последующие уроки показывали свою заинтересованность.
К сожалению, в полной мере не удалось реализовать рабочую гипотезу. Это связано с недостаточностью опыта работы в целом, и отсутствием опыта работы с данной технологией на постоянной основе, в частности.
Хотелось бы также отметить, что технология развития критического мышления - это технология, направленная на вырабатывание навыков мышления, и подразумевающая не только активный поиск информации, но и соотнесение его с собственным опытом, сравнение его с другими исследователями. То есть обучающиеся могут и должны подвергать сомнению достоверность и авторитетность источника информации, проверять выводы. Таким образом, удалось заинтересовать учащихся в изучении предмета. Так как они моги подвергнуть сомнению поступившую информацию, и высказать свою точку зрения, и в процессе работы с этой информацией подтвердить первоначальный текст или понять свои ошибки.
Касательно рекомендаций подготовки специалистов для работы с технологий формирования критического мышления, например, при подготовке урока на тему «гражданская война и интервенция в России», то главным требованием, как и в любой другой работе является тщательная подготовка к уроку, особенно при выборе новых источников и литературы. Они, как и применяемые методики должны быть в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Преподавателю следует помнить, что применение данной технологии способствует развитию компетенций. На наш взгляд именно — это условие служит ориентиром при постановке целей и задач урока.
В научном пространстве можно встретить дискуссии на тему определения понятия «критическое мышление». В педагогике есть мнение, что технология развития критического мышления не должна опираться только на чтение и письмо, как это распространено в нашей стране.
Цель нашей работы состояла в исследовании эффективности и целесообразности применения технологии формирования критического мышления на уроке истории в средней школе.
Рабочая гипотеза заключалась в том, что технологии формирования критического мышления при организации урока по истории будет способствовать более высокому усвоению получаемой учащимися информации, формированию умений и навыков самостоятельной исследовательской работы, и что самое главное, выработке личностной оценки изучаемых исторических событий, явлений и процессов.
Отметим, что наша рабочая гипотеза частично подтвердилась. Обучающиеся хоть и с небольшой охотой, но откликнулись на новые методы работы с материалом, и в последующие уроки показывали свою заинтересованность.
К сожалению, в полной мере не удалось реализовать рабочую гипотезу. Это связано с недостаточностью опыта работы в целом, и отсутствием опыта работы с данной технологией на постоянной основе, в частности.
Хотелось бы также отметить, что технология развития критического мышления - это технология, направленная на вырабатывание навыков мышления, и подразумевающая не только активный поиск информации, но и соотнесение его с собственным опытом, сравнение его с другими исследователями. То есть обучающиеся могут и должны подвергать сомнению достоверность и авторитетность источника информации, проверять выводы. Таким образом, удалось заинтересовать учащихся в изучении предмета. Так как они моги подвергнуть сомнению поступившую информацию, и высказать свою точку зрения, и в процессе работы с этой информацией подтвердить первоначальный текст или понять свои ошибки.
Касательно рекомендаций подготовки специалистов для работы с технологий формирования критического мышления, например, при подготовке урока на тему «гражданская война и интервенция в России», то главным требованием, как и в любой другой работе является тщательная подготовка к уроку, особенно при выборе новых источников и литературы. Они, как и применяемые методики должны быть в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Преподавателю следует помнить, что применение данной технологии способствует развитию компетенций. На наш взгляд именно — это условие служит ориентиром при постановке целей и задач урока.



