КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность и понятие технического творчества 6
1.2 Особенности технического творчества 11
1.3 Конструирование как средство развития технического
творчества у детей 18
Выводы 23
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выбор методик и организация исследования 24
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных 26
Выводы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность и понятие технического творчества 6
1.2 Особенности технического творчества 11
1.3 Конструирование как средство развития технического
творчества у детей 18
Выводы 23
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выбор методик и организация исследования 24
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных 26
Выводы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Смена целевых ориентаций в обществе усложнила задачи образовательных учреждений. Самореализация личности ребенка на данном этапе является главной задачей. Для ее осуществления необходима соответствующая организация системы образования, в основе которой лежит развивающее обучение как альтернатива традиционному когнитивно ориентированному. Наиболее эффективным способом для решения этой основной задачи является конструирование. В ходе конструкторской деятельности обучающиеся в большей степени могут использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских задач, приобретая навыки самостоятельного решения при их выполнении в групповой или индивидуальной продуктивной деятельности.
Термин «конструирование» не является новым он несколько десятилетий употреблялся вместе со словом «моделирование» (которое впоследствии заменили понятием «макетирование») [13, с. 127].
На сегодняшний день актуальной является работа детей по конструированию, так как она способствует развитию технического творчества личности школьника, является важным средством умственного и физического развития. Даже работы базового уровня требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать.
Говоря о конструировании, как инструменте обучения, мы включаем в педагогический процесс активное мышление обучающегося. В современном мире нам нужны творческие люди, думающие, поэтому задача школы состоит в том, что важно научить детей учиться, думать самостоятельно, размышлять, развивать свои умения и навыки.
Конструирование не всегда является продуктивной деятельностью на уроках технологии, чаще репродуктивной, где работа ведется под диктовку учителя, бессознательно.
Анализ педагогической литературы показывает, что при ясном понимании необходимости научной разработки понятия «техническое творчество» осмысление сущности этого понятия в рамках педагогической науки осуществляется односторонне, без опоры на широкую трактовку творчества. Вопросы же, связанные с развитием технического творчества конструированием школьников в учебном процессе как меры технического творчества, трактуемого в широком смысле слова, не были предметом специального исследования. В научной литературе недостаточно исследована заявленная тема, а также способы ее разрешения. Определение дидактических условий, соблюдение которых позволяет развивать техническое творчество школьников в учебном процессе средствам и конструирования.
Предмет исследования: особенности творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Объект исследовании:
дети младшего школьного возраста.
Цель исследования: Изучить
конструирование как средство развития технического творчества у детей младшего школьного возраста.
Задач и
исследования:
1. Изучить теоретические подходи развития технического творчества в конструктивной деятельности младших школьников;
2. Выявит ь особенности творческих способностей у детей младшего школьного возраста;
3. Определить методы специальной коррекционной работы по развитию технически:о творчества детей младшего школьной) возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что включение в содержание учебной деятельности младших школьников уроков с заданиями на конструирование и использованием: различных его видов на уроках
технологии, положительно
скажется на формировании и
развитии технического
творчества и творческого
мышления.
исследования: тест П.Торренса на
творческое мышление (адаптирован
и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).
заключается
в том, что
разработанный нами
цикл уроков
может быть
использован учителями
начальных классов
для формирования и
развитии технического
творчества и творческого
мышления.
Основные результате
выпускной квалификационной
работы опубликованы
в научной статье:
С
точки зрения
структуры, данная
работа состоит из введения, двух глав - теоретической
части и эмпирическою
исследования, выводов, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
Термин «конструирование» не является новым он несколько десятилетий употреблялся вместе со словом «моделирование» (которое впоследствии заменили понятием «макетирование») [13, с. 127].
На сегодняшний день актуальной является работа детей по конструированию, так как она способствует развитию технического творчества личности школьника, является важным средством умственного и физического развития. Даже работы базового уровня требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать.
Говоря о конструировании, как инструменте обучения, мы включаем в педагогический процесс активное мышление обучающегося. В современном мире нам нужны творческие люди, думающие, поэтому задача школы состоит в том, что важно научить детей учиться, думать самостоятельно, размышлять, развивать свои умения и навыки.
Конструирование не всегда является продуктивной деятельностью на уроках технологии, чаще репродуктивной, где работа ведется под диктовку учителя, бессознательно.
Анализ педагогической литературы показывает, что при ясном понимании необходимости научной разработки понятия «техническое творчество» осмысление сущности этого понятия в рамках педагогической науки осуществляется односторонне, без опоры на широкую трактовку творчества. Вопросы же, связанные с развитием технического творчества конструированием школьников в учебном процессе как меры технического творчества, трактуемого в широком смысле слова, не были предметом специального исследования. В научной литературе недостаточно исследована заявленная тема, а также способы ее разрешения. Определение дидактических условий, соблюдение которых позволяет развивать техническое творчество школьников в учебном процессе средствам и конструирования.
Предмет исследования: особенности творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Объект исследовании:
дети младшего школьного возраста.
Цель исследования: Изучить
конструирование как средство развития технического творчества у детей младшего школьного возраста.
Задач и
исследования:
1. Изучить теоретические подходи развития технического творчества в конструктивной деятельности младших школьников;
2. Выявит ь особенности творческих способностей у детей младшего школьного возраста;
3. Определить методы специальной коррекционной работы по развитию технически:о творчества детей младшего школьной) возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что включение в содержание учебной деятельности младших школьников уроков с заданиями на конструирование и использованием: различных его видов на уроках
технологии, положительно
скажется на формировании и
развитии технического
творчества и творческого
мышления.
исследования: тест П.Торренса на
творческое мышление (адаптирован
и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).
заключается
в том, что
разработанный нами
цикл уроков
может быть
использован учителями
начальных классов
для формирования и
развитии технического
творчества и творческого
мышления.
Основные результате
выпускной квалификационной
работы опубликованы
в научной статье:
С
точки зрения
структуры, данная
работа состоит из введения, двух глав - теоретической
части и эмпирическою
исследования, выводов, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
Успешное понять
развитие творческих творческими
способностей возможно
лишь при формирование
создании определенных сердце
условий, благоприятствующих умения
их формированию. Такими получает
условиями являются:
1. Раннее особую
физическое и интеллектуальное после
развитие детей.
2. Создание нужно
обстановки, опережающей проблеме
развитие ребенка.
3. Самостоятельное
решение ребенком затем
задач, требующих младших
максимального напряжения сюжетов
сил.
4. Предоставление работа
ребенку свободы эмпирическое
в выборе деятельности, должны
чередовании дел,
продолжительности характеризует
занятий одним изделия
делом и т.д.
5. Умная, поток
доброжелательная помощь проведении
взрослых.
6. Комфортная доказана
психологическая обстановка,
поощрение взрослыми
стремления ребенка организация
к творчеству.
Но создание благоприятных необходимо
условий недостаточно для воспитания ребенка с младших
высокоразвитыми творческими педагогическая
способностями. Необходима целенаправленная работа оснащение
по развитию творческого показатели
потенциала детей. К выводы
сожалению, традиционно результате
существующая в нашей учащийся
стране система фигура
младшего школьного сравнивая
воспитания почти панорама
не содержит мер, характеризует
направленных на последовательное опытный
систематическое развитие творческое
творческих способностей общая
детей. Поэтому заданное
способности развиваются формированием
в основном стихийно творческого
и в результате, не достигают высокие
высокого уровня прикладной
развития. Это
подтвердили и результаты средней
диагностики творческих творческая
способностей школьников.
Развитие уровнем
творческих способностей - сложное учащиеся
и важное дело, смогут
успешной реализации изделия
которого помогает младших
тесное сотрудничество сравнению
школы и семьи. А целью
сам учитель способность
должен быть младших
терпим к проявлениям сравнению
творчества детей, операцию
будь они бейсбольная
даже не в нужный оснащение
момент или отправного
же просто кажущимися нам после
глупышами. Нужно левина
уметь вовремя которых
их увидеть, поощрить характеризует
и дать возможность учебное
проявиться еще работы
раз.
В экспериментальной какой
части исследования способа
нами была номер
проведена диагностика дорожные
творческих способностей умственные
младших школьников, способствует
после чего небесные
с ними проводилась устойчивости
работа по формированию видим
и развитию технического кустарник
творчества и творческого
мышления школьников. Проведенные волшебный
тесты, позволили природе
выявить недостатки умения
и наметить пути технического
улучшения творческого знаниях
потенциала детей. Это гуппи
позволило разработать процессе
и провести занятия, была
с применением методических предложено
приемов по развитию творческого мышления.
На исправления
заключительном этапе можно
исследования был например
проведен контрольный даются
этап, целью педагогами
которого было
выяснение эффективности охотно
проведенного экспериментального опытного
исследования. Повторно отличающиеся
проведенные методики комочки
показали, что терпится
уровень творческих
способностей школьников формирование
поднялся на новый основе
качественный уровень.
Мы этом
предполагаем, что мышь
гипотеза нашла развитию
свое подтверждение, играют
так как внеклассной
при проведении удовлетворяет
уроков по технологии действительно
на конструирование с использованием ставятся
разных его лицо
видов, действительно характеризует
происходит формирование балл
и развитие технического указаний
творчества и творческого этот
мышления.
Проблема, над каждой
которой мы работали − актуальна, солнце
поэтому необходимо устойчивого
продолжить разработку следует
содержания и методик ступеньки
проведения уроков голова
технологии по формированию педагогами
и развитию технического доступно
творчества и творческого мелкой
мышления с включением
видов учебного эффективного
конструирования у младших необычные
школьников, так информацией
как именно столько
такая организация затем
работы будет школьников
способствовать их развитию
развитие творческих творческими
способностей возможно
лишь при формирование
создании определенных сердце
условий, благоприятствующих умения
их формированию. Такими получает
условиями являются:
1. Раннее особую
физическое и интеллектуальное после
развитие детей.
2. Создание нужно
обстановки, опережающей проблеме
развитие ребенка.
3. Самостоятельное
решение ребенком затем
задач, требующих младших
максимального напряжения сюжетов
сил.
4. Предоставление работа
ребенку свободы эмпирическое
в выборе деятельности, должны
чередовании дел,
продолжительности характеризует
занятий одним изделия
делом и т.д.
5. Умная, поток
доброжелательная помощь проведении
взрослых.
6. Комфортная доказана
психологическая обстановка,
поощрение взрослыми
стремления ребенка организация
к творчеству.
Но создание благоприятных необходимо
условий недостаточно для воспитания ребенка с младших
высокоразвитыми творческими педагогическая
способностями. Необходима целенаправленная работа оснащение
по развитию творческого показатели
потенциала детей. К выводы
сожалению, традиционно результате
существующая в нашей учащийся
стране система фигура
младшего школьного сравнивая
воспитания почти панорама
не содержит мер, характеризует
направленных на последовательное опытный
систематическое развитие творческое
творческих способностей общая
детей. Поэтому заданное
способности развиваются формированием
в основном стихийно творческого
и в результате, не достигают высокие
высокого уровня прикладной
развития. Это
подтвердили и результаты средней
диагностики творческих творческая
способностей школьников.
Развитие уровнем
творческих способностей - сложное учащиеся
и важное дело, смогут
успешной реализации изделия
которого помогает младших
тесное сотрудничество сравнению
школы и семьи. А целью
сам учитель способность
должен быть младших
терпим к проявлениям сравнению
творчества детей, операцию
будь они бейсбольная
даже не в нужный оснащение
момент или отправного
же просто кажущимися нам после
глупышами. Нужно левина
уметь вовремя которых
их увидеть, поощрить характеризует
и дать возможность учебное
проявиться еще работы
раз.
В экспериментальной какой
части исследования способа
нами была номер
проведена диагностика дорожные
творческих способностей умственные
младших школьников, способствует
после чего небесные
с ними проводилась устойчивости
работа по формированию видим
и развитию технического кустарник
творчества и творческого
мышления школьников. Проведенные волшебный
тесты, позволили природе
выявить недостатки умения
и наметить пути технического
улучшения творческого знаниях
потенциала детей. Это гуппи
позволило разработать процессе
и провести занятия, была
с применением методических предложено
приемов по развитию творческого мышления.
На исправления
заключительном этапе можно
исследования был например
проведен контрольный даются
этап, целью педагогами
которого было
выяснение эффективности охотно
проведенного экспериментального опытного
исследования. Повторно отличающиеся
проведенные методики комочки
показали, что терпится
уровень творческих
способностей школьников формирование
поднялся на новый основе
качественный уровень.
Мы этом
предполагаем, что мышь
гипотеза нашла развитию
свое подтверждение, играют
так как внеклассной
при проведении удовлетворяет
уроков по технологии действительно
на конструирование с использованием ставятся
разных его лицо
видов, действительно характеризует
происходит формирование балл
и развитие технического указаний
творчества и творческого этот
мышления.
Проблема, над каждой
которой мы работали − актуальна, солнце
поэтому необходимо устойчивого
продолжить разработку следует
содержания и методик ступеньки
проведения уроков голова
технологии по формированию педагогами
и развитию технического доступно
творчества и творческого мелкой
мышления с включением
видов учебного эффективного
конструирования у младших необычные
школьников, так информацией
как именно столько
такая организация затем
работы будет школьников
способствовать их развитию
Подобные работы
- КИСТЕВАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗЯНЯТИЯХ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческой активности у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Искусство керамики как средство развития творческих способностей
детей младшего школьного возраста в условиях ДШИ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2017 - Проектирование развивающей среды в детской художественной студии
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016



