ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность и понятие технического творчества 6
1.2 Особенности технического творчества 11
1.3 Конструирование как средство развития технического
творчества у детей 18
Выводы 23
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выбор методик и организация исследования 24
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных 26
Выводы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Смена целевых ориентаций в обществе усложнила задачи образовательных учреждений. Самореализация личности ребенка на данном этапе является главной задачей. Для ее осуществления необходима соответствующая организация системы образования, в основе которой лежит развивающее обучение как альтернатива традиционному когнитивно ориентированному. Наиболее эффективным способом для решения этой основной задачи является конструирование. В ходе конструкторской деятельности обучающиеся в большей степени могут использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских задач, приобретая навыки самостоятельного решения при их выполнении в групповой или индивидуальной продуктивной деятельности.
Термин «конструирование» не является новым он несколько десятилетий употреблялся вместе со словом «моделирование» (которое впоследствии заменили понятием «макетирование») [13, с. 127].
На сегодняшний день актуальной является работа детей по конструированию, так как она способствует развитию технического творчества личности школьника, является важным средством умственного и физического развития. Даже работы базового уровня требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать.
Говоря о конструировании, как инструменте обучения, мы включаем в педагогический процесс активное мышление обучающегося. В современном мире нам нужны творческие люди, думающие, поэтому задача школы состоит в том, что важно научить детей учиться, думать самостоятельно, размышлять, развивать свои умения и навыки.
Конструирование не всегда является продуктивной деятельностью на уроках технологии, чаще репродуктивной, где работа ведется под диктовку учителя, бессознательно.
Анализ педагогической литературы показывает, что при ясном понимании необходимости научной разработки понятия «техническое творчество» осмысление сущности этого понятия в рамках педагогической науки осуществляется односторонне, без опоры на широкую трактовку творчества. Вопросы же, связанные с развитием технического творчества конструированием школьников в учебном процессе как меры технического творчества, трактуемого в широком смысле слова, не были предметом специального исследования. В научной литературе недостаточно исследована заявленная тема, а также способы ее разрешения. Определение дидактических условий, соблюдение которых позволяет развивать техническое творчество школьников в учебном процессе средствам и конструирования.
Предмет исследования: особенности творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Объект исследовании:
дети младшего школьного возраста.
Цель исследования: Изучить
конструирование как средство развития технического творчества у детей младшего школьного возраста.
Задач и
исследования:
1. Изучить теоретические подходи развития технического творчества в конструктивной деятельности младших школьников;
2. Выявит ь особенности творческих способностей у детей младшего школьного возраста;
3. Определить методы специальной коррекционной работы по развитию технически:о творчества детей младшего школьной) возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что включение в содержание учебной деятельности младших школьников уроков с заданиями на конструирование и использованием: различных его видов на уроках
технологии, положительно
скажется на формировании и
развитии технического
творчества и творческого
мышления.
исследования: тест П.Торренса на
творческое мышление (адаптирован
и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).
заключается
в том, что
разработанный нами
цикл уроков
может быть
использован учителями
начальных классов
для формирования и
развитии технического
творчества и творческого
мышления.
Основные результате
выпускной квалификационной
работы опубликованы
в научной статье:
С
точки зрения
структуры, данная
работа состоит из введения, двух глав - теоретической
части и эмпирическою
исследования, выводов, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
Успешное понять
развитие творческих творческими
способностей возможно
лишь при формирование
создании определенных сердце
условий, благоприятствующих умения
их формированию. Такими получает
условиями являются:
1. Раннее особую
физическое и интеллектуальное после
развитие детей.
2. Создание нужно
обстановки, опережающей проблеме
развитие ребенка.
3. Самостоятельное
решение ребенком затем
задач, требующих младших
максимального напряжения сюжетов
сил.
4. Предоставление работа
ребенку свободы эмпирическое
в выборе деятельности, должны
чередовании дел,
продолжительности характеризует
занятий одним изделия
делом и т.д.
5. Умная, поток
доброжелательная помощь проведении
взрослых.
6. Комфортная доказана
психологическая обстановка,
поощрение взрослыми
стремления ребенка организация
к творчеству.
Но создание благоприятных необходимо
условий недостаточно для воспитания ребенка с младших
высокоразвитыми творческими педагогическая
способностями. Необходима целенаправленная работа оснащение
по развитию творческого показатели
потенциала детей. К выводы
сожалению, традиционно результате
существующая в нашей учащийся
стране система фигура
младшего школьного сравнивая
воспитания почти панорама
не содержит мер, характеризует
направленных на последовательное опытный
систематическое развитие творческое
творческих способностей общая
детей. Поэтому заданное
способности развиваются формированием
в основном стихийно творческого
и в результате, не достигают высокие
высокого уровня прикладной
развития. Это
подтвердили и результаты средней
диагностики творческих творческая
способностей школьников.
Развитие уровнем
творческих способностей - сложное учащиеся
и важное дело, смогут
успешной реализации изделия
которого помогает младших
тесное сотрудничество сравнению
школы и семьи. А целью
сам учитель способность
должен быть младших
терпим к проявлениям сравнению
творчества детей, операцию
будь они бейсбольная
даже не в нужный оснащение
момент или отправного
же просто кажущимися нам после
глупышами. Нужно левина
уметь вовремя которых
их увидеть, поощрить характеризует
и дать возможность учебное
проявиться еще работы
раз.
В экспериментальной какой
части исследования способа
нами была номер
проведена диагностика дорожные
творческих способностей умственные
младших школьников, способствует
после чего небесные
с ними проводилась устойчивости
работа по формированию видим
и развитию технического кустарник
творчества и творческого
мышления школьников. Проведенные волшебный
тесты, позволили природе
выявить недостатки умения
и наметить пути технического
улучшения творческого знаниях
потенциала детей. Это гуппи
позволило разработать процессе
и провести занятия, была
с применением методических предложено
приемов по развитию творческого мышления.
На исправления
заключительном этапе можно
исследования был например
проведен контрольный даются
этап, целью педагогами
которого было
выяснение эффективности охотно
проведенного экспериментального опытного
исследования. Повторно отличающиеся
проведенные методики комочки
показали, что терпится
уровень творческих
способностей школьников формирование
поднялся на новый основе
качественный уровень.
Мы этом
предполагаем, что мышь
гипотеза нашла развитию
свое подтверждение, играют
так как внеклассной
при проведении удовлетворяет
уроков по технологии действительно
на конструирование с использованием ставятся
разных его лицо
видов, действительно характеризует
происходит формирование балл
и развитие технического указаний
творчества и творческого этот
мышления.
Проблема, над каждой
которой мы работали − актуальна, солнце
поэтому необходимо устойчивого
продолжить разработку следует
содержания и методик ступеньки
проведения уроков голова
технологии по формированию педагогами
и развитию технического доступно
творчества и творческого мелкой
мышления с включением
видов учебного эффективного
конструирования у младших необычные
школьников, так информацией
как именно столько
такая организация затем
работы будет школьников
способствовать их развитию
Асмолов А. Г. Личность каких
как предмет могут
психологического исследования. М.: серп
БАЛАСС. 1984.
2. Бабина фигура
Н.Ф. Технология : методика обучения и воспитания: учебное пособие для
студентов 2–4 курсов физико-математического факультета, профиль
«Технология», магистрантов 2-го года обучения по программе
«Профессиональное образование» : в 2-х ч.. Ч. I Директ-Медиа, 2015. - 300
с.
3. Богоявленская лицо
Д.Б. Психология творческих материалы
способностей: Учеб. сравнению
пособие уроки
для студ. высш. учеб. заведений. — М.: исключения
Издательский центр «Академия» 2002.-320 с.
4. дуганов
Большакова ориентация108
Л.А. Развитие фигура
творчества младшего техническому
школьника // Завуч лицо
начальной школы. 2001. С. 45-46
5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В целью
одном счастливом выполнение
детстве. М.: серп
БАЛАСС, 2001. – 224 с.
6. Венгер, программы
Л. А. Путь к развитию бумаги
творчества. // Начальная техническое
школа. – 2008. – № 11. – С. 32-38
7. Венгер, обучения
Л.А. Психология : учебное творческой
пособие. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2008, - 336 с.
8. Выготский, сюжетов
Л.С. Педагогическая комочки
психология / Под подготовка
ред. В.В.Давыдова. – М.: процессе
Педагогика, 1991. – 480 с.
9. Гомырина Т.А. Развитие баллов
творческих способностей техническое
первоклассников на уроках устойчивости
художественного труда. - М.: лицо
ВЧГК «Русский фигура
Центр», - 2003
10. Горский фигура
В.А. Развитие новое109
технического творчества технического
учащихся во внеклассной смогут
и внешкольной работе // Школа идеи
и производство. - 1980. - № 2.
11. Дуганов Р.В.. Природа отправного
творчества. - М.: процессе
Сов. писатель, 1990.- 352 с.
12. Елжова, значение
Н.В. Педсоветы, более
семинары, методические проводилась
объединения в школе: отчет
Практическое пособие мышления
для старших школьников
воспитателей, руководителей, устройствах
студентов педагогических обобщении
колледжей и вузов. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д, развитие
Феникс, 2008. – 342 с.
13. Ерофеева, было
Е.М. Конструирование для разработка
младших школьников: лицо
Книга для торренс
учителя начальных богоявленская
классов. / Е.М. Ерофеева, младших
Л.Н. Павлова, сравнению
В.П. Новикова. - М.: подвижным
ТЦ Сфера, 2007. – 339 с.
14. творческую110
Зотова этот
Т.В. Внешние детерминанты средние
развития творческих консервная
способностей школьников. Сборник формирующий
студенческих работ. М.: дуганов
Студенческая наука, 2012. – 1634 с.
15. Козырева самостоятельно
А. Ю. Лекции по педагогике поток
и психологии творчества.
− М.: блоки
Дрофа, 2002.
16. показатели
Конышева направленный
Н.М. Конструирование как методы
средство развития работе
младших школьников использовали
на уроках ручного игру
труда. – М.: проведении
Московский психолого-социальный необходимо
институт: Флинта, 2016.
17. стать
Конышева рисунка
Н.М. Чудесная мастерская: любое
Учебник для учащихся
учащихся 2 класса картинке
начальной школы. – 4-е особую
изд. / Н.М. Конышева. – Издательство «Ассо- развитие111
циация ХХ1 век».
18. Кудрявцев шарф
Т.В. Психология показател
технического мышления / Процесс предмет
и способы решения является
технических задач/ М.: «Педагогика», 1975. - 303 с.
19. Левин использовали
В.А. Воспитание особую
творчества. - Томск: разные
Пеленг, 1992. - 56 с.
20. Левина мышление
М. 365 веселых разнообразие
уроков труда/Беляков необходимо
Е.А. -М.: Рольф, кудрявцев
Айрис пресс, 2017. – 256 с.
21. целью
Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. Издатель: рассматривать
Педагогика, 1981. – 185 с.
22. оригинальную
Лиштван З.В. Конструирование. – М.: средней
Просвещение, 2002.
23. которой
Лук показатели
А. И, Мышление и творчество. М.: изделия
Политиздат, 1976.
24. специальные
Лук способность
А. Н. Психология творчества. М.: обучение112
Наука, 1978.
25. готовом
Макарова зависимости
К.В. Духовный проделанной
фактор в деятельности учитель
и творческих способностях: констатирующий
монография. М.: Прометей, 2012. – 188 с.
26. обобщении
Майорова И.Г. Трудовое технического
обучение в средней себя
школе / И.Г. Майорова. – М.: процессов
Просвещение, 2003.
27. Мухина, решались
В.С. Возрастная одна
психология: феноменология задание
развития, детство, этом
отрочество : учебник нужно
для студ.вузов. – 5-е названии
изд., стереотип. – М.: предложить
Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.
28. Никитин, уроке
Б.П. Ступеньки показатель
творчества или прикладной
развивающие игры . М., 2001. – 210 с.
29. Общая контрольный
психология : утемов
Учебн.пособие для группе113
студентов вузов / Под творческого
ред. А.В. Петровского. – М.: ответов
Издательский центр «Академия», 2008.- 462 с.
30. Поддъяков, фронтальная
Н.Н. Новый анализ
подход к развитию задач
творчества младших балл
школьников // Вопросы предлагая
психологии. – 2016. - №1. – С.16-19.
31. учащиеся
Программы можем
общеобразовательных учреждений. Начальные технического
классы (1-4). – М.: конструкции
Центр общего младших
развития, 2014