Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование патриотических чувств обучающихся в процессе изучения истории

Работа №50901

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
473
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА
ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12
1.1. Основные направления, методы и формы воспитательной работы
по формированию патриотизма и гражданственности в современной школе 12
1.2. Проблемы патриотического воспитания учащихся в средней
школе 20
ГЛАВА II. ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СРЕДНЕ
ШКОЛЕ 27
2.1. Процесс формирования патриотизма и гражданственности на
уроках истории в средней школе 27
2.2. Анализ формирования патриотических чувств десятиклассников
СОШ №1 г.Елабуга в процессе изучения истории 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность данной темы обусловлена возрождающим направлением формирования патриотизма и гражданственности. Небывалая активность российской молодежи перечеркивает проблему обесценивания идей патриотизма, приписывая им долгое время отсутствие ценностных ориентаций. Уже сформированы новая идеология и новые идеалы, которые объединяют современное общество. Сегодня многие события прошлого России пересматриваются, их значимость оспаривается или преуменьшается. Не смотря на небывалый рост общественного самосознания молодежи, проявление идей национализма вызывают тревогу, обнаруживая симптомы потери обществом основных человеческих духовных ценностей. Бездуховность, озлобленность, отсутствие патриотических чувств: чувства уважения к прошлому и чувства благодарности - все еще встречаются в нашей жизни и являются доказательством поиска новых методов к обучению и воспитанию современного школьника. Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. В связи с тим общество кардинально меняет подходы к изучению отечественной истории, переход к цивилизационным теориям приводит к переосмыслению роли исторической науки в образовательном процессе. Государственный образовательный стандарт направлен на реализацию формирования патриотического воспитания и получения знаний по истории более высокого качественного уровня.
Уроки истории открывают широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Большая ответственность в этом вопросе лежит на учителе. Деятельность учителя, направленная на передачу исторического и социального опыта и организацию приобретения ребенком собственного гражданско-правового опыта, является важным звеном в формировании и развитии личности школьника. Именно он сможет взволновать своих учеников, а значит, и сформировать у них патриотические и гражданские взгляды и убеждения.
Согласно передовому педагогическому опыту - важнейшая цель исторического образования - это воспитание гражданина и патриота Отечества, гармоничной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современности. Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок, научных работах педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А. Пашкович, Т.А. Касимова, Н.К. Беспятова, Т.С Буторина, Т.А. Орешкина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения на протяжение многовековой Российской истории.
При изучении темы первоначально были рассмотрены источники - это Конституция РФ - главный правовой документ, отражающий все права и обязанности граждан РФ, в том числе и в отношении воспитания подрастающего поколения 1.
Государственное урегулирование постановки вопроса воспитания патриотов своей страны содержится в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина, как условие образовательной среды в школе .
В постановлении Правительства РФ №795 также представлены основные направления формирования патриотических чувств детей и молодежи .
Также были рассмотрены статьи Закона об образовании, где патриотическое направление ФГОС является определяющей
направленностью образовательных учреждений на формирование
патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения 1.
В работе использованы статьи толковых словарей, исчерпывающая информация С. Ожегова и В. Даля, раскрывающие сущность понятий «Патриот», «Патриотизм», «Гражданственность» .
В качестве теоретической базы исследования были использованы работы отечественных педагогов (Л.В. Кузнецовой, Т.И. Тюляевой), в своих исследованиях изучающие вопросы патриотизма и гражданственности развития личности на современном этапе школьного образования .
Фундаментальные труды по методике преподавания с включением воспитательного процесса предоставляют нам возможность оценить сочетание методов образовательных и воспитательных в контексте формирования патриотизма.
Особенно важным направлением по реализации задач гражданского и патриотического воспитания стало изучение работы В.А. Сухомлинского «Методика воспитания коллектива» , содержащее конкретные методические рекомендации. Сухомлинский предлагает программу бесед о
гражданственности для всех трех школьных возрастов, в соответствии с их особенностями.
Учитывались в исследовании взгляды К.Д. Ушинского, отмечены главные направления воспитания - это развитие чувство долга перед своей страной и народом .
Методологическую базу воспитательных методов процесса
формирования патриотизма школьников рассматривает Ю.К. Бабанский. Характерной особенностью его исследования являются подходы к решению актуальных проблем теории и методики обучения и воспитания школьников. Особое место в книге занимают работы по проблемам оптимизации педагогического процесса, которые особенно полно отражают связь обучения и воспитания .
Особенности психического развития детей старшего школьного возраста рассмотрено в работах по психологии. И.Ю. Кулагина, Р.С. Немов объясняют особенности проявления интереса к познанию себя. Определяют важность данного направления в изучении учебного материала. Связано это, по их мнению, с личностной заинтересованностью .
Характерные возрастные изменения школьников в процессе
социализации, восприятия общественных значимых функций рассмотрены в работе М.И. Шиловой .
Психологические и педагогические основы воспитания патриотизма и гражданственности учащихся в процессе изучения истории раскрыты в трудах отечественных ученых Т.С. Буториной, Е.Е. Вяземского .
Среди современных работ стоит выделить практические пособия по методике преподавания истории Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой. Авторы отмечают особое воспитательное значение отечественной истории в наши дни, воздействующей на нравственные устои учащихся, подробно рассматривают проблемы воспитания патриотизма и интернационализма, гуманности, верности долгу и других моральных качеств .
В книге «Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты, разработки занятий», написанной на основе обобщения передового школьного опыта и специально организованной
экспериментальной работы, характеризуются задачи и пути идейно-нравственного воспитания учащихся в обучении истории и даются конкретные методические рекомендации, направленные на усиление гражданско-патриотического аспекта изучаемого материала .
Ценные методические рекомендации о путях формирования в процессе обучения истории патриотических чувств содержатся в исследовании
«Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в» Л.В. Кузнецова, одна из глав которой специально посвящена вопросам гражданско-патриотического воспитания в курсе истории. Все рекомендации автора пронизаны идеей единства в обучении трех его функций: формирования знаний, патриотического воспитания, развития мышления и умений самостоятельной работы
3
учащихся .
Рассмотрены проблемы внедрения патриотического воспитания в школе. По мнению З.Т. Гасанова в школах в процессе передачи знаний не учитывается воспитательный сегмент .
В исследованиях авторов: Е.Е. Вяземского, утверждается
необходимость внедрения воспитательного процесса в обучение школьников, как условие личностного развития и заинтересованности в получении знаний .
В.И. Ашурков, Н.С. Борисов процесс формирования патриотизм предлагают внедрять через организацию краеведческой работы .
Инновационные методы проведения урока истории, как раз направлены на формирование патриотизма у школьников. С.А. Осяк при помощи исторических квестов предлагает активизацию не только познавательных процессов, по мнению автора, через собственный интерес к изучению темы происходит развитие патриотизма .
В этом же направлении предлагают работать соавторы пособия «Экскурсионная работа по истории» А.Ф. Родин и Ю.Е. Соколовский, предлагающие такую нетрадиционную форму урока по формированию „ _ „4 патриотизма на уроках-экскурсиях Новые формы необходимы применять в процессе обучения работы с документами, что способствует формированию умения
самостоятельно добывать знания. Занимаясь самореализацией в подготовке проекта по истории, у школьников возникает появление научного интереса в поиске исторической истины .
Ряд авторов, изучающих духовно-нравственное развитие молодежи С.С. Коваленко, Л.С. Выгодский, А.Я. Данилюк, А. Замостьянов считают, что воспитание патриота нужно включать с систему дополнительного образования, применяя методы организации внеурочной деятельностью, просвещения .
Противоречивые точки зрения таких авторов как: И. Агапова,
Г.В.Дмитриенко, А.К Быков, Т.А. Касимова позволяют сделать выводы о том, что школьное образование не разрывно с программами патриотического воспитания .
Мнение разных исследователей процесса формирования патриотизма позволили дать более качественную оценку в области патриотического воспитания личности на уроках истории.
Объектом исследования является процесс формирования
патриотических чувств обучающихся.
Предметом исследования является формирование патриотических чувств обучающихся на уроках истории.
Целью исследования рассмотреть процесс формирования
патриотических чувств обучающихся в процессе изучения истории.
Для её реализации поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные направления, методы и формы воспитательной работы по формированию патриотизма и гражданственности в современной школе.
2. Охарактеризовать проблемы патриотического воспитания учащихся в средней школе.
3. Проследить процесс формирования патриотизма и гражданственности на уроках истории в средней школе.
4. Проанализировать процесс формирования патриотических чувств десятиклассников СОШ №1 г. Елабуга в процессе изучения истории.
Гипотеза исследования: Процесс формирования патриотических чувств старшеклассников на уроках по истории будет протекать успешно, оценочные результаты знаний по истории будут выше, если:
- подобрать соответствующие методики, позволяющие повысить уровень патриотизма учащихся;
- организовать личную заинтересованность в процессе овладения знаниями по истории подвигов соотечественников в годы войны, как условие формирования чувства патриотизма;
- внедрить процесс самореализации при подготовке проекта патриотического содержания.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» МО «Елабужский муниципальный район» РТ . В исследовании приняли участие обучающиеся 10-х классов, их родители, классные руководители, учителя истории.
Методы исследования:
1. Наблюдение, письменный опрос родителей, классных руководителей, анализ учебной документации, анкетирование по методикам С.Г.
Вершловского и Б.П. Пашнева , тестирование .
Этапы исследования:
Первый этап - Изучение научной и методической литературы. Составление плана работы, подготовка к практической работе по реализации теоретических аспектов формирования патриотизма на уроках истории, подбор методик по определению уровня патриотизма у старшеклассников.
Второй этап - проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно- экспериментальной работы.
Третий этап - уточнение научно-теоретических и методических основ работы, анализ результатов опытно-экспериментальной работы, оформление текста работы.
Практическая и теоретическая значимость: целью реализации
мероприятия и уроков по истории в средней школе является создание условий формирований гражданственности и патриотизма школьников.
Полученные в ходе исследования результаты и выводы могут являться теоретической базой для разработки организационных, содержательных и методических аспектов воспитательного процесса образовательных учреждений по формированию патриотизма. Исследование окажет
практическую помощь классному руководителю, учителю истории в организации урока по формированию гражданской позиции.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения работы при анализе теоретических источников и обзоре литературы выведены ряд заключений, позволяющих определить уровень развития патриотизма и гражданственности на уроках истории.
В первую очередь изучены материалы, позволяющие определить условия формирования патриотических чувств школьников на современном этапе. Теоретический анализ литературы по теме исследования позволили сделать выводы о том, что развитие патриотических чувств является условием становления гражданского общества и правового государства, поэтому формирование патриотизма и гражданственности является одной из самых значимых задач на уроках истории современной школы.
В нашей работе мы выяснили, что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. В ходе работы над исследованием рассмотрены основные пробемы формирования патриотизма в современной школе. Проблема нравственно - патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Школьнику навязывают патриотизм, не учитывая личностное отношение и условие развития чувств настоящего патриота и гражданина. Современная школа, в погоне за выполнением плана показателей патриотизма, не учитывает суть личностного отношения к тем или иных событиям, как раз формирующим образ настоящего патриота.
Так же проблемой является упущение учета возрастных особенностей школьника и характер изучаемого материала. Если первое условие теоретически соблюдается, то формы и средства применяются не рационально.
В процессе изучения проблемы патриотического воспитания в современном обществе является определение загруженности школы в данном направлении, минуя методическое рекомендации семейного воспитания, являющегося истоками патриотизма. Не достаточно приемлемое
методическое обеспечение патриотического воспитания, не учитывается так же возрастные изменения. Ели младшему школьнику достаточно
предложения учителя, то старший школьник будет скучать на таких уроках. Важная задача отводится по активизации учащихся.
Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.Определены основные направления деятельности учителя истории по формированию патриотизма и гражданственности на уроке. Важным фактором является развитие гражданских качеств учащихся при осуществлении личностно-ориентированный подход.
Согласно констатирующему, формирующему и контрольным этапам исследования с учащимися 10-х классов МБОУ«Средняя
общеобразовательная школа №1» МО «Елабужский муниципальный район» РТ, их родителями, классными руководителями рассмотрен процесс формирования патриотических чувств при изучении истории.
Выяснены проблемы семейного патриотического воспитания из опроса родительского мнения, считающих что развитие патриотизма это целиком задача школьного образования. С этой целью разработаны рекомендации для родителей, согласно которым они будут в ответе за формирование здорового образа патриота, беря на себя ответственность за духовно-нравственный облик своего ребенка.
Было проведено анкетирование, целью которого стало определение уровня сформированности патриотических качеств. Результаты и в экспериментальном, и в контрольном классах существенно не отличались, имея достаточный уровень, но не соответствующий уровню высоконравственного гражданина и патриота.
Для подтверждения гипотезы, заключающейся в определении связи патриотизма к активности на уроках истории, заинтересованности к предмету. Анализ качества знаний учащихся на основе изучения результатов второй четверти показал, что школьники 10-х классов имеют средний балл
3,5, что является не достаточно высоким для патриотического отношения к стране, культуре.
Изучено, что любая форма урока должна носить эмоциональную окраску для лучшего восприятия учениками прошлого и настоящего своей родины. Уроки должны быть разнообразными по форме. В беседе с учителями истории выяснено, что реализация разнообразных форм и приемов патриотического воспитания, носит ситуативный характер. Учителям проще организовывать процесс передачи исторических знаний в традиционной форме, избегая включения личностной заинтересованности учащихся.
С целью формирования патриотических чувств с учениками экспериментального класса реализованы ряд мероприятий патриотического содержания. Работая в данном направлении, подобраны методики и занятия по развитию у учащихся высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан. В данном направлении организованы разные по содержанию и форме уроки: деловая игра «Архивы»; практикум-семинар «Жизнь замечательных людей»;
Образовательный проект «Памятные места Елабуги»; Презентация народностей «Национальная гостиная». В любом из предложенных проектов прослеживается связь семья-школа.
На основании полученных результатов опытно- экспериментальной работы можно сделать выводы о том, что гражданское воспитание становится обязательным не только в школе, но и в повседневной жизни общества. Внедряя социально-культурные проекты, школьники становятся заинтересованными в получении знаний по истории, которая становится частью их жизни и биографии.
На контрольном этапе результаты методики, направленной на диагностику мотивации к обучению истории, определено, что школьники 10 «а», группы ЭГ демонстрируют значительную динамику уровня активности на уроке истории.
Результаты качества знаний по истории после тестирования по теме «Создание единого русского государства» демонстрируют значительное отличие. В результате проверки качества знаний учеников
экспериментального класса на 55% выше, чем у детей контрольной группы.
Учитывалось мнение классных руководителей обоих классов, при чем классный руководитель экспериментального класса заметил существенную разницу в поведении, уровне знаний и развитии самостоятельности своих учащихся. Классный руководитель контрольного класса отметил, что учеников нужно постоянно контролировать, но при этом они с готовностью выполняют поручения.
Сравнительный результат качества знаний по истории на контрольном этапе в экспериментальной группе имеет значение 4,6 балла, увеличив средний балл с 3,4. В контрольном классе динамики не наблюдается.
В целом, проведенная работа по изучению воспитания патриотизма во время уроков истории раскрывает задачи и цель исследования. Доказана гипотеза исследования, заключающаяся в формировании патриотизма на уроке истории с применением соответствующих методик, позволяющих повысить уровень патриотизма учащихся при их личной заинтересованности в процессе овладения знаниями по истории.Таким образом, учащиеся старших классов, заинтересованные в изучении материала по истории будут более готовы к самостоятельной деятельности.



1.1. Закон об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 // [Электронный ресурс]. - URL: //http://base.garant.ru. (дата обращения: 12.12.2017).
1.2. Историко-культурный стандарт . [Электронный ресурс]. - URL:
http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08.pdf(дата обращения:
12.01.2018).
1.3. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2001.
1.4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. [Электронный ресурс]. - URL: // http://standart.edu.ru/. (дата обращения: 12.01.2018).
1.5. Официальный сайт МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Елабужского муниципального района Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - URL: // https://edu.tatar.ru/elabuga/sch1. (дата обращения: 12.12.2017).
1.6. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru. - (дата обращения: 18.04.2018).
1.7. Сборник тестов по истории.10 класс. - Белгород, 2012 [Электронный ресурс].URL://https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/07/25/sbornik- testov-po-istorii (дата обращения: 3.02.2018).
1.8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) / Приказ №413 Министерства образования и науки Российской Федерации 15 июня 2012 [Электронный ресурс]. - URL: //http://base.garant.ru/55170507. (дата обращения: 12.12.2017).
II. Литература
2.1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2014. - 212 с.
2.2. Азаров Ю.Ж. Педагогическое искусство патриотического воспитания // Воспитание школьников. -2010. - №6. - С. 3-11.
2.3. Ашурков В.Н. Историческое краеведение: Учеб. пос. - М.:
Просвещение, 2002. - 192с.
2.4. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М. : Педагогика, 1989. - 558 с.
2.5. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. - СПб: КАРО, 2014. - 198 с.
2.7. Быков А.К. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. - 2006. - №5.-С. 4-7.
2.8. Вершловский С.Г. Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании. - СПб., 2005. - 104с.
2.9. Внекласная работа по истории / Под ред. С.С. Коваленко, Э.К. Шнекендорфа. - М., 2012. - 126с.
2.10. Выгодский Л.С. Нравственное воспитание.- М.,1991. -480 с.
2.11. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект.
- Волгоград: Издатель, 2011. - 250 с.
2.12. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. - М., 2013. - 340 с.
2.13. Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в современной России: вопросы модернизации. - М.: Школьная пресса, 2015. - 95 с.
2.14. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 174с.
2.15. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания
гражданина России. [Электронный ресурс]. - URL: //http://
lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/.... (дата обращения:
12.12.2017).
2.16. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения
- российский путь развития // Воспитание школьников. - 2012. - № 7. - С. 8-10.
2.17. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Эксмо, 2010. - 688с.
2.18. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
2.19. Дмитриенко Г.В. Система гражданского образования школьников. Методическое пособие / под ред. Т.В. Черниковой.- М.: Глобус, 2016. - 224с.
2.20. Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // Народное образование. - 2012. - №4. -С. 12-15.
2.21. История России. XVIII-XIX века. 10 класс. Учебник. Часть 2. / По ред. А. Сахарова. - М.: Русское слово, 2014. - 288с.
2.22. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис- пресс, 2015. - 232 с.
2.23. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания в школе. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 270с.
2.24. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2012. - № 9. - С. 28 - 35.
2.25. Кулагина И.Ю. Возрастная психология.- М.:ТЦ «Сфера», 2001. - 464с.
2.26. Лебедев Ю.Б. Технологии компетентностного обучения: кейс- обучение. Методическое пособие для учителей и преподавателей общественных дисциплин образовательных учреждений систем общего, начального и среднего профессионального образования. - Чебоксары, 2014. - 122 с.
2.27. Леванова Е.А., Серякова С.Б., Пушкарева Т.В., Лисецкая Е.В. Основные направления деятельности по патриотическому воспитанию граждан: теория и практика. Методическое пособие. - М., 2016. - 112 с.
2.28. Методика историко-краеведческой работы в школе / Сост. Н.С. Борисов и др. - М.: Просвещение, 2002. - 223с.
2.29. Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2012.¬608с.
2.30. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. - С. 156.
2.31. Осяк С.А. Образовательный квест - современная интерактивная
технология // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 1-2. [Электронный ресурс]. - URL: https://science-
education.ru/ru/article/view?id=20247 (дата обращения: 10.01.2018).
2.32. Патриотическое воспитание: система работы, планирование,
конспекты, разработки занятий / Авт.-сост. И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2015. - 169 с.
2.33. Пашнев Б.П. Психодиагностика: Практикум школьного психолога. - М.: Феникс, 2010.- 320 с.
2.34. Родин А.Ф. Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. - М.: Просвещение, 2014. - 134с.
2.35. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. - В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - Ч. 1. - С. 304.
2.36. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.:
Просвещение, 2014. - 192 с.
2.37. Токарева Л.А. Соуправление как условие модернизации системы современного образования России. - Саратов, 2014. - 21с.
2.38. Тюляева Т.И. Гражданское образование в российской школе. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2013.
2.39. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.,1974. - т.9 - С.117-118.
2.40. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. - 2-е изд. - Красноярск: РИО КГПУ, 2007. - 218 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ