Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИТАЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ

Работа №50863

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы55
Год сдачи2016
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
359
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Социально-экономическое и политическое положение Китая в
конце Х1Хв 8
1.1 Китай и иностранные державы в конце XIX в 8
1.2 Становление Китая полуколонией 10
Глава 2 Оппозиционные движения в Китае. Революционные процессы
на рубеже XX в 18
2.1 Кан Ювэй и реформаторское движение 18
2.2 Сунь Ятсен и демократический лагерь -25
2.3 Синьхайская революция 1911-1913 гг 34
Заключение 46
Список использованной литературы

Синьхайская революция 1911 года стала важнейшим событием "в новой истории Китая, крутейшим поворотом в судьбе китайского народа. Революция свергнула цинскую монархию и провозгласила республиканский строй. Изучение проблем данного события занимает ключевое место в новой истории не только Китая, но и стран всей Азии. _
Данная дипломная работа посвящена изучению событий в Китае в конце XIX в. и в начале XX в. Объектом исследования является история Китая в данный период, предметом - социально-экономические и политические процессы внутри Китая. Целью работы является проследить связь социально-экономического и политического кризиса империи со стихийностью революцией. Задачей данной работы является освещение и анализ периода истории Китая, когда из величайшего азиатского государства начал превращаться в полуколониальное государство.
В данный период основными задачами Китая было: свержение цинской монархии и избавление от интервенции иностранных держав, ликвидация колониального режима.
После завоевания маньчжурами, социально-экономическая ситуация в Китае не претерпела сильных изменений. Это относится как к городскому производству, так и к аграрным отношениям. Социальные отношения и государственная система также не сильно изменилась.
Как и ранее, китайские клановые общины все еще были основой экономических отношений в деревне. Обработка земель все еще велась в коллективах. Члены коллективов и жители соседних земель могли взять в аренду некоторую часть излишков земли. В таком случае арендная плата с земли взымалась в пользу всего коллектива-арендодателя. В продвинутых южных провинциях арендаторами выступали зажиточные доминирующие кланы, но даже для них общие правила не менялись. Часть избыточной земельной площади кланы
сдавали в аренду менее удачливым соседям, получая в свое распоряжение арендную плату.
Другие категории земли также имели не последнюю роль в земельных отношениях общин. “Училищные” земли, доход с которых шел на обеспечение деревенских школ, зарплаты учителям и поддержку талантливой молодежи (образование), также имели широкое распространение. Практически каждая община имела ’’храмовые” земли, доход с которых направлялся на всевозможные религиозные ритуалы, восстановление храмов и поддержку бедноты. Такие земли нельзя было ни продать, ни купить без разрешения общины'.
Родственная связь внутри общины являлась важнейшей чертой, объединяющей всех членов данной общины. Патронимический клан - несколько родственных семей, оставался главной формой родственной связи. Культ предков и сопутствующие религиозные ритуалы были воплощением клановой системы. Храм предков - религиозный центр деревни. В храмах по всем традициям проводились ритуалы, посвященный предкам. В храме же проводились собрания всех представителей семейств и деревенских верхов для совместного принятия решений по внутриобщинным делам.
Эксплуатация людского труда в общине оставалась весьма жесткой, несмотря на все родственные связи. Стоимость аренды составляла 30-70% от суммарного урожая. Общий подушный и поземельный налоги выплачивали все собственники земли, включая шэныпи. Но на шэныпи не распространялись трудовые повинности.
Императорские фамилии, солдатский класс и аристократия владели почти 10% земли. В городском производстве сильных изменений при маньчжурах не наблюдалось. Ремесленники и торговцы начали объединяться в корпорации (хан), где также играли роль родственные связи и землячество. Такие корпорации имели свои правила управления. По существу, они являлись средством облегчения сбора налога. Государственная казна облагала такие корпорации большим количеством налогов и трудовых повинностей. Для частных ремесленников дела обстояли куда хуже. Частники были совершенно беззащитны перед государством. Их могли отправить на другой край страны в любой момент, куда он вынужден был добираться несколько месяцев, и за эти же месяцы выплатить налог. Маньчжуры изначально использовали традиционные взгляды - земледелие считалось основным и уважаемым занятием, а ремесленники и торговцы считались второстепенными. Успешный предприниматель и ремесленник для государства были не источником дохода и роста экономики, а больше угрозой, опасным элементом общества. И потому китайский город не имел статуса, в отличие от европейского. В этом плане явной разницы между китайским городом и китайской деревней практически не было.
Самым крупным производством оставалось казенное ремесло. Именно оно снабжало имперский двор, армию и военных практически всеми необходимыми продуктами. Важно отметить, что проблема отсутствия защиты права личности и имущества стало серьёзным препятствием для развития в стране капитализма.
Монархия цинского двора также не привнесло изменений и в политическую организацию страны. Китай все еще был простой “восточной деспотией”. Император имел безграничную власть, а остальные были подданными императора. До событий начала XX в. в стране все еще оставались черты древнекитайской монархии. Император - Сын Неба, имеющий божественное происхождение.
Практически не изменились даже органы центральной власти. Существовало 6 главных ведомств: ведомство чинов, ведомство церемоний, ведомство налогов, ведомство судебных и военных дел и ведомство общественных работ. Данные со всей территории страны поступали непосредственно в соответствующее ведомство, где их обрабатывали и уже в виде упрощенного документа подавали императору. Однако, несмотря на всю сложность и масштаб такой системы, государь был отлично осведомлен обо всех событиях в державе, что позволяло ему эффективно управлять страной. Это стало возможным благодаря эффективной системе почтовых станций, которая оперативно доставляла важные известия из провинций в столицу. К примеру, из провинции Гуандун (один из самых отдаленных регионов) до столицы вести доходили приблизительно за 2 недели. Административное деление Китая подразумевало 1 8 провинций, во главе которых был местный губернатор. Каждая провинция также делилась на области, которые, в свою очередь, делились на уезды.
Местное управление было поручено подконтрольной центру местной администрации. Сбор налогов в городах и деревнях осуществлялся по системе Баоцзя - аналог круговой поруки. Жители были разделены на десятидворки, и каждый член нес ответственность за остальных и в выплатах налогов, и в случае нарушения закона. Этот механизм был отлажен веками, и позволял центру эффективно управлять всей империей. При населении в 300 млн., страной управляло 27 тыс. чиновников (из них 7 тыс. военных).
Совокупность этих факторов очевидно указывает на застой в развитии Китайской империи в XIX в. Исторически выходом из сложившейся подобной ситуации может служить широкомасштабная реформаторская политика, провалившаяся в Китае, революция с фундаментальной сменой политического режима, либо закабаление отстающей страны более сильными и развитыми “соседями.”
Объектом данного исследования является совокупность экономических, политических и общественных отношений и реформ, происходивших в Китае на рубеже XIX и XX вв.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что события рубежа XIX¬XX вв. сформировали нынешний Китай. Осветив и анализировав эти события, можно отследить путь развития Китая до текущего состояния.
Целью данной работы является освещение важнейших событий в социально-экономической и политической сферах в Китае в данный период времени.
Историография. Фундамент исследования заложили работы таких отечественных историков, как М.П. Павлович, В. Кучумов и Меликсетов.
Труды западных историков: труды китайского историка Фань Вэньланя и The Cambridge History of China.
Источники. Переводы записок, писем и статей Кан Ю Вэя и Сунь Ятсена.
Структура работы определена ее целью и задачами. Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка источников и литературы. Первая глава содержит материалы по вопросу взаимоотношений Китая с западными державами. Как итог, в результате этих отношений Китай становится полуколонией к концу XIX в. Вторая глава посвящена анализу политических сил, участвовавших в борьбе против правящей династии Цин. Большая часть главы посвящена событиям Синьхайской революции 1911-1913 гг., участникам революции и их программам.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате ликвидации маньчжурского ига и системы императорской власти в целом появился своеобразный вакуум, так как старая политическая элита была уничтожена, а новая все еще находилась на стадии становления.
Несомненно, традиционализм все еще полностью преобладал в общественном сознании китайцев. Конфуцианская идеология все еще играла господствующую роль как основной религиозной системы Китая. Большая часть китайского населения в религиозном плане оставалось достаточно синкретично.
Помимо даосизма, буддизма и конфуцианства присутствовало еще множество различных божеств и культов, обслуживающих китайское население. Касательно новых явлений в политической и общественной, адепты ушедшей имперской идеологии уже не играли существенной роли. -
Лагерь старых реформаторов. Новые обстоятельства и обстановка сильно повлияли на взгляды Кан Ювэя, Лян Цичао и всего реформаторского лагеря. Если раньше они были критиками существующего строя и общественного уклада, то теперь они постепенно становились его апологетами, боявшимися новых „ социальных потрясений. Лян Цичао в этот период становится во главе реформаторского лагеря, в 1912 г., после длительной эмиграции, он смог вернуться в Китай. В это же время он повсеместно поддерживает Юань Шикая и его централизаторские устремления, так как видит в нем оплот будущего спокойствия страны.
В своих политических выступлениях и работах он продолжает активно развивать свои идеи неприятия радикальных революционных методов, которые, по его мнению, не способны привести страну к подлинным экономическим и общественным преобразованиям. К примеру, в одной из своих работ он писал: “Как семена тыквы могут порождать только тыкву, бобов - только бобы, так и революция может породить только новую революцию, но никак не политическое преобразование...” Именно такие убеждения пронес через всю свою жизнь Лян Цичао. Но взгляды Лян Цичао на конфуцианство весьма сильно изменились. Еще в период реформ он активно критиковал это учение, то сейчас Лян Цичао сам стал активным пропагандистом Конфуция, осознав всю мощь идеологической скрепы китайской цивилизации.
Кан Ювэй в эти годы занял еще более консервативную идейно-политическую позицию. Как и его ученик Лян Цичао, он не принимал идей революционного преобразования, считая любого рода революцию “самоубийством общества”. Кан Ювэй начал вести активную пропаганду на дискредитацию всех идей демократического переустройства страны. По его словам, ни в одной стране в мире демократия со своими атрибутами вроде избирательного права никогда не смогут привести страну к процветанию и миру.
Более того, демократия не пригодна для Китая, в котором никогда не было каких-либо демократических порядков.
В послереволюционные годы начинает появляться идейное течение, участники которого сами собой являлись идеологической составной господствующей системы. Такое течение во многом стало наследником имперской идеологии цинского Китая. Это проявлялось прежде всего в верности традиционным духовным ценностям, включая и идею авторитарного правления. “Движение за новую культуру”. Если бывший лагерь реформаторов находился в обороне, то на пике своего времени стало новое течение - Движение за новую культуру. Сформировалось это движение в Шанхае и Пекине во время первой мировой. Их лозунгом было “Наука и демократия”, движение объединяло молодую и наиболее передовую образованную часть новой интеллигенции Китая.
Центром “Движения за новую культуру” становится журнал под названием “Новая молодежь”, который выходит под редакцией небезызвестного профессора Пекинского университета.
Своим главным идейным противником сторонники движения считают конфуцианство. Помимо старых идеологических норм, критике поддавались старые порядки и политическая система. Участники движения выступали за всестороннее обновление общества в стране, ставя на первое место освобождение личности. Если быть точнее, они призывали заменить старый язык классической литературы, который более не использовался в разговорной речи, заменив его новым литературным языком, сложенным на основе общенародного разговорного китайского. Сунь Ятсен. He последнюю роль в идеологической и политической жизни Китая тех лет играл и Сунь Ятсен. Победа в революции привела его на вершину политики, но поражение в борьбе с генералом Юань Шикаем, а также ряд прочих политических неудач вынудили его временно отойти от политической деятельности. Подобные поражения показали слабые места его программы возрождения Китая, так и не ставшую знаменем массового политического движения.
Сунь Ятсен весьма болезненно переживал ситуацию в Китае в послереволюционный период. Его идейное течение более не представляло собой заметного явления. Освободившись от конкретной политической и партийной и работы, Сунь Ятсен начал выпускать свои работы. Так, в “Духовном строительстве” он писал: “Эволюция человечества принципиально отличается от эволюции видов. В то время как основным принципом эволюции видов является борьба за существование, основным принципом эволюции человечества является взаимопомощь”
Сунь Ятсен предложил воспринимать любые достижения европейских стран, являющиеся достижением естественного развития, но не проходить путь этого развития заново, что не позволит Китаю стремительно войти в число самых мощных, развитых, передовых держав. Он предлагал пойти по пути | искусственного, рукотворного, ускоренного прогресса. Эта концепция Сунь Ятсена сочетала в себе убежденность в творческих способностях жителей Китая с мистической верой в особенность китайской цивилизации. “Китайская нация - самая большая и самая одаренная.”
Его основные идеи сводятся к тому, что необходимо органично соединить I все достижения европейских держав, но при этом сохранить традиционные китайские элементы. При всем при этом постараться избежать развития капитализма в Китае.
Сунь Ятсен прекрасно понимал, что для китайского общество демократия в новинку, и после победы над империализмом нужно определенное время поддерживать политическую опеку. Экономическую систему будущего китайского общества он понимал, как “государственный социализм” - государственно-капиталистическая система без частного предпринимательства.
Подводя итоги, нужно отметить, что реформаторское движение Кан Ю Вэя, равно как и революционеры Сунь Ятсена появились не столько в следствие деятельности отдельных личностей, сколько на волне всеобщего упадка Китая, как средство спасения государства. Я считаю, что коренные перемены в политическом строе Китайской империи были на тот момент неизбежны. Вопрос был только в том, кому удастся перехватить освободившуюся власть. "Именно этот нюанс и вызвал дальнейшие противоречия в Ките.



1. Белов Б.А. О характере Синьхайской революции. // Народы Азии и Африки, № 3, 1972, с. 77-89.
2. Белоусов С.Р. Китайская версия «государственного социализма». М., 1989.
3. Березный Л.А. О некоторых проблемах истории Синьхайской революции. 7/ Народы Азии и Африки, № 5, 1971, с. 56 - 63.
4. Березный Л.А. Сунь Ятсен и проблема создания новой национальной государственности (к постановке вопроса). ИВсемирная история и Восток. М., 1989, с. 132- 140.
5. Борох Л.Н. Становление принципа «минь шэн» (народное благоденствие) в программе Сунь Ятсена. // Народы Азии и Африки, № 1, 1975, с. 84- 96. '
6. Борох Л.Н. Сунь Ятсен о проблеме ускоренного развития Китая. //Народы Азии и Африки, № 5, 1976, с. 54 - 66.
7. Васильев Л.С. История Востока. В 2 томах. Изд. 3. М., 2003.
8. Волков М.Я. О генезисе капитализма в сельском хозяйстве Китая. // Народы Азии и Африки, № 6, 1967, с. 108-118.
9. Воронцов В. Судьба китайского Бонапарта. М., 1989.
10. Восстание ихэтуаней. М., 1968.
И. Гельбрас В.С. К вопросу о становлении военно-бюрократической диктатуры в Китае. // Народы Азии и Африки, 1968, с. 21 - 35.
12. Делюсин Л.П., Костяева А.С. Революция 1925 - 1927 гг. в Китае: проблемы и оценки, М., 1985.
I 13. Ермашев И. Сунь Ятсен. // Серия ЖЗЛ. М., 1964. „
I 14. Ефремов Г.В. Очерки по новой и новейшей истории Китая. М., 1949.
| 15. Ефремов Г.В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ятсен 1911 - 1913 гг. М.,
1974.
16. Иванов Ю., Меликян О. По следам забытой дискуссии. // Азия и Африка | сегодня. № 2, с. 19-23; № 3, С. 4-7.
I 17. Ипатова А.С. Политика «закрытых дверей» Цинов. // Всемирная история и Восток. М., 1989, с. 242 - 252.
I 18. История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974.
| 19. История Китая (под ред. А.В. Меликсетова). М., МГУ, 2002.
| 20. Калюжная Н.М. Восстание ихэтуаней 1898 - 1901 гг. М., 1976.
| 21. Китай: государство и общество. М., 1977.
22. Ковалев Е.Ф. Сунь Ятсен о «предупреждении капитализма» в Китае. // Народы | Азии и Африки, № 2, 1963, с. 60 - 73.
| 23. Китай в новое и новейшее время. М., 1981. '
| 24. Мартынов Д. Е. Кан Ю-вэй: Жизнеописание. — Казань: Ин-т истории АН РТ
им. Ш. Марджани, 2010.
I 25. Меликсетов А.В. К оценке взглядов Сунь Ятсена. Народы Азии и Африки, № | 5, 1969, с. 80-92. ‘
| 26. Меликсетов А.В. Бюрократический капитал в Китае. М., 1972.
27. Меликсетов А.В. Социально-экономическая политика Гоминьдана 1927 — 1949 | гг. М., 1977.
I
28. Меликсетов А.В. Социально-экономические взгляды Сунь Ятсена: происхождение, развитие, сущность. // Китай: государство и общество. М., 1977, с. 121 -152.
29. Меликсетов А.В. Историческое значение Синьхайской революции в Китае. // Китай в новое и новейшее время. М., 1981, с. 95 - 120.
30. Меньшиков В.Б. К проблеме своеобразия исторического развития Китая. // Китай: государство и общество. М., 1977, с. 5 - 28.
31. Мухмутходжаева М.Х. Национальная политика Гоминьдана. М., 1986.,
32. Непомнин О.Е. О методике изучения переходного периода в Китае (XIX - нач. XX в.). // Народы Азии и Африки, № 4, 1968, с. 98 - 108.
33. Непомнин О.Е. Социально-экономическая история Китая 1894 - 1914 гг. М., 1980.
34. Непомнин О. Е. Податное и частно-зависимое крестьянство Китая на рубеже Х1Х-ХХ вв.// Социальные организации в Китае. М., 1981, с. 100 - 124.
35. Непомнин О.Е. Синтез традиционалистической реакции и антиимпериализма в восстании ихэтуаней в Китае. // Народы Азии и Африки, № 6, 1982.
36. Непомнин О.Е. Традиционное и современное в экономике Китая второй половины XIX в. - нач. XX в. // Экономическая история. М., 1987, с. 144 - 167.
37. Никифоров В.Н. Дискуссия советских историков об общественно-экономическом строе Китая 1925 - 1931 гг.// Народы Азии и Африки, № 5, 1965, с. 75 - 92.
38. Никифоров В. Сунь Ятсен и две попытки создания всекитайской революционной партии. // Народы Азии и Африки, 1978, № 2, с. 43 - 54. „
39. Никифоров В.Н. Китай в годы пробуждения Азии. М., 1982.
40. Новейшая история Китая (1917 - 1970 гг.) М., 1972.
41. Новейшая история Китая (1917 - 1927 гг.). М., 1983.
42. Новейшая история стран Азии и Африки. В трех томах. М., 2001.
43. Панцов А.В. Из истории идейной борьбы в китайском революционном
движении 20 - 40-х гг. М., 1985.
44. Писарев А.А. Гоминьдан и аграрно-крестьянский вопрос в Китае в 20-30-х гг. XX в. М., 1986.
45. Самойлов Н.А. Борьба тенденций в общественно-политической мысли Китая периода политики «самоусиления». // Восток и всемирная история. М., 1989, с. 115-124.
46. Тихвинский С.Л. История Китая и современность. // Новая и новейшая
история. М., 1976 „
47. Тихвинский С.Л. Китайский буржуазный национализм - идеология Синьхайской революции. // Новая и новейшая история, № 1, 1980, с.
48. Тихвинский С.Л. О соотношении национального и социальных вопросов в Синьхайской революции. // Китай в новое и новейшее время. М., 1981, с. 7 - 18.
49. Тяпкина Н.И. О традиционной социальной организации китайской деревни в первой полов. XX в.// Государство и общество в Китае. М., 1978, с. 207 - 228.
50. Фань Вэнь Лань. Новая история Китая 1840 - 1901 гг. М., 1955.
51. Чудодеев Ю.В. Накануне революции 1911 г. в Китае. М., 1966.
52. Chang, Kang-i Sun, Owen, Stephen (2010). The Cambridge History of Chinese Literature, Volume 2. Cambridge University Press., 2010.
Источники:
1. Восстание ихэтуаней. M., 1968.
2. Синьхайская революция 1911—1913 гг. / Сборник документов и материалов.
М.,1968 г.
3. Сунь Ятсен. Избранные произведения. М., 1985 г.
4. Сунь Ятсен. К столетию со дня рождения, сборник статей, воспоминаний и материалов И МГУ; ред. С.Л. Тихвинский -М.: История 1966.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ