Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №50858

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
870
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Состояние проблемы развития творческих способностей
младших школьников в науке и педагогической практике 8
1.2. Возрастные психологические особенности развития творческих
способностей младших школьников 13
1.3. Особенности организации проектной деятельности по развитию
творческих способностей младших школьников 20
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Диагностика уровня сформированности творческих
способностей 27
2.2. Организация проектной деятельности с целью развития
творческих способностей младших школьников 37
2.3. Динамика развития творческих способностей младших
школьников 55
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования предопределяется тем, что вопросы развития творческих способностей являются необходимым условием в учебной деятельности детей младшего школьного возраста. В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе и в системе образования происходят интенсивные изменения. Человек должен уметь адекватно реагировать на них, используя весь свой творческий потенциал.
В связи с внедрением в практику Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, начальному звену отводится особая роль в развитии творческих способностей младших школьников.
Между тем, существующая система обучения в начальной школе слабо ориентирована на развитие творческих способностей детей. Как отмечает Ю.С. Крижанская, в некоторых школах процесс обучения все еще наполнен репродуктивной деятельностью учащихся, которая рассчитана на запоминание информации и ее воспроизведение. Весь процесс обучения зачастую сводится к необходимости усвоить определенного объема знания, овладеть учебными умениями. Такая подача материала, отсутствие творческого подхода в деятельности педагога не способствует развитию творческих способностей учащихся.
Развитие творческих способностей не является основной целью образовательного процесса, следовательно, на уроках и внеурочной деятельности не уделяется достаточное время на обеспечение должного уровня развития творческого мышления, творческого воображения и применения методов творчества в процессе выполнения учебных заданий.
В связи с этим в начальной школе необходимо создание такой системы обучения, которая бы мотивировала детей к творческой деятельности, проявлению их фантазии, позволяла бы им реализовать себя в деятельности творческого содержания.
Изучению творческих способностей посвящено множество работ зарубежных и отечественных ученых (А. Маслоу, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Д.Б. Богоявленская, С.Л. Рубинштейн, Е.П. Варламова, Б.М. Теплов, Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, Е.Л. Яковлева и др.), где раскрываются различные стороны изучаемой проблемы.
Возможности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте раскрыты в работах В. В. Давыдова, Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, А.К. Марковой, Ю.А. Полуянова, Н.Н. Поддьякова и других. В исследованиях В.В. Рубцова, Г.А. Цукермана, В.В. Репкина доказано, что в младшем школьном возрасте имеются все предпосылки для раскрытия творческого потенциала детей. Развитие творческих способностей у младших школьников в разных видах деятельности посвящены работы Н.В. Новиковой, С. П. Осипенко, Л.Г. Карповой, Е.С. Ершова, Л.П. Дормидонтовой, Ж.В. Чечиной. Их работы показывают, что дети могут проявлять творчество в осваиваемых ими видах деятельности (декоративно-прикладной, музыкальной, трудовой).
Особенности организации проектной деятельности в начальных классах рассмотрены в работах В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш, Н. Ю. Пахомовой, И.С. Сергеева, Н.В. Ивановой, М.В. Дубовой и др.
В практике работы современных школ накоплен опыт развития творческих способностей учащихся посредством перспективных образовательных технологий, применении личностно-ориентированного подхода. А.В. Усовой рассмотрены педагогические условия развития творческих способностей учащихся, нетрадиционные системы организации учебного процесса предлагает В.Т. Фоменко. Однако остается недостаточно изученным педагогический аспект формирования творческих способностей младших школьников в условиях проектной деятельности.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречием между социально-экономической потребностью общества в раннем развитии творческих способностей личности и недостаточностью специально разработанных методик, способствующих формированию творческих способностей у младших школьников, в том числе по вы¬явлению педагогических условий для ее осуществления.
Проблемы, связанные с формированием у младших школьников творческих способностей вызваны тем, что, несмотря на достаточную научно-методическую разработанность данного вопроса, в практике работы начальной школы наблюдается недостаточное использование творческих проектов, отсутствие системности и целенаправленности в работе педагогов, затруднения в проведении педагогической диагностики по данному направлению. В связи с совершенствованием системы начального школьного образования, введением федерального государственного образовательного стандарта, необходимо осуществить поиск оптимальных средств организации проектной деятельности таким образом, чтобы максимально раскрывался творческий потенциал каждого ребенка. Все выше изложенное определило объект, предмет исследования и цель исследования.
Объект исследования: творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников в условиях проектной деятельности.
Цель исследования: выявить особенности развития творческих способностей младших школьников в условиях проектной деятельности.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития творческих способностей младших школьников в науке и педагогической практике;
2. Раскрыть возрастные психологические особенности развития творческих способностей младших школьников;
3. Изучить особенности организации проектной деятельности по развитию творческих способностей младших школьников;
4. Исследовать уровень сформированности творческих способностей у младших школьников;
5. Описать работу по организации проектной деятельности с целью развития творческих способностей младших школьников;
6. Проанализировать динамику развития творческих способностей младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников в условиях проектной деятельности будет продуктивным при соблюдении следующих педагогических условий:
- обогащение содержания творческими задачами и заданиями «открытого типа»;
- включение учащихся в проектную деятельность, используя специфические методы;
- осуществление диагностики и коррекции творческих способностей учащихся.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, включающий обобщение, сравнение, систематизацию полученных данных; педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение.
В работе использовался комплекс методов: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, программно-методических документов и материалов; систематизация, обобщение, анализ); эмпирические (педагогическая диагностика, включающая входной и итоговый этапы, анализ уроков, учебной деятельности, педагогическое наблюдение в ходе организации педагогического процесса по развития творческих способностей младших школьников).
Теоретическая значимость исследования состоят в анализе и обобщении существующих подходов к развитию творческих способностей младших школьников, определении особенностей организации проектной деятельности, направленной на развитие творческих способностей младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в описании методики организации проектной деятельности творческого характера, рекомендаций педагогам по включению учащихся в проектную деятельность, а также в подборе и адаптации диагностических материалов для выявления уровня сформированности творческих способностей учащихся.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и зажечь в них стремление к самореализации, раскрытию своих талантов и способностей. Перед современной школой стоит задача не только вооружения учащихся общеобразовательными знаниями, но и развития их творческих задатков. Поэтому необходимо еще в начальной школе развивать творческие способности, верить в детей, уважать их желание в достижении успеха.
В процессе теоретического исследования мы рассмотрели понятие творчества и творческих способностей. Творческие способности определяются как психологические особенности ребенка, подлежащие развитию, от которых зависит готовность личности к творческой деятельности. К ним относятся дивергентное мышление (беглость, оригинальность, точность, гибкость), воображение, самостоятельность, мотивация различных этапов творчества. Проведенный анализ научной литературы по психологии, педагогике, философии, позволил выявить, что способности развиваются в процессе обучения той или иной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выяснить, что под понятием «творчество» подразумевается деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающейся новизной, оригинальностью, уникальностью. Творческие способности могут проявляться в любой деятельности в том специфическом стиле ее выполнения, который может быть назван творческим.
Основными задачами развития творческих способностей младших школьников являются овладения личностью целостными, устойчивыми качествами (эмоциональность, познавательная активность, самостоятель - ность при выполнении творческих заданий, стремление к самовыражению и к творческим достижениям), формирование мотивации к творческой деятельности.
Педагогами и методистами предлагаются эффективные формы работы, направленные на развитие творческих способностей, а именно: непосредственная образовательная деятельность творческой на¬правленности (тематическая, комплексная, интегрированная, игровая), экс¬курсии, конкурсы, викторины, соревнования, праздники и развлечения.
Эффективным средством развития творческих способностей учащихся является включение их в проектную деятельность.
Творческий проект представляет самостоятельную работу учащегося, итогом которой выступает какой-либо продукт, обладающей новизной, оригинальностью и который может быть использован в практической деятельности или иметь определенную ценность для самого учащегося или его окружения. Большая роль отводится творческим проектам учащихся, в ходе которых ребенок имеет возможность создать творческий продукт. Условиями использования проектной деятельности с целью развития творческих способностей являются: организация педагогического взаимодействия, использование проектов творческой направленности, включение ребенка в проектную деятельность по интересам, создание педагогически комфортной развивающей среды.
В ходе эксперимента мы изучали особенности развития творческих способностей в условиях проектной деятельности учащихся третьего класса МБОУ «Кубасская основная общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
В ходе диагностики было замечено, что не у всех детей наблюдается высокая степень развития творческих способностей. На основе результатов диагностик был сделан вывод о том, что с высоким уровнем творческих способностей в третьем классе обучается 25 %, со средним - 45 %, с низким - 30% детей.
В связи с этим возникла необходимость применения особых средств, направленных на развитие творческих способностей. На своих уроках мы старались включать учащихся в проектную деятельность, создавали условия для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, помогали детям в духовном и творческом развитии. Работа над творческим проектом способствовала проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
По результатам контрольной диагностики количество детей с высоким уровнем творческих способностей увеличилось на 25% и составило 50%, со средним уровнем - на 10 % и составило 50%, с низким уровнем дети не выявлены.
В целом по результатам эксперимента была выявлена положительная динамика развития творческих способностей школьников в условиях проектной деятельности, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.


1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. - Петрозаводск: ППУ 2004. - 144 с.
2. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития.- М.:Академия, 2008.- 189 с.
3. Андреев В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий,
2015. - 214 с.
4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема, творчества. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2003. - 244 с.
5. Варламова Е. П. Психология творческой уникальности человека / Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов. М.: 2006. - 232 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский: Психологический очерк: М.: Просвещение, 2009. -93 с.
7. Гафитулин М.С. Формирование интереса к творческой познавательной деятельности у учащихся младшего школьного возраста на основе ТРИЗ: Автореф. дис.канд. пед. наук, Челябинск, 2006. -22 с.
8. Гин С.И. Формирование креативности младших школьников в процессе обучения / Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. Минск, 2010. - 35 с.
9. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В. Хромова, М.С. Коган. - Новосибирск, 2003. - 44 с.
10. Дормидонтова Л.П. Формирование творческих способностей у детей 5 - 8 лет средствами музыкального фольклора. Автореф. на соис. уч.ст. кан. пед. наук. - Ульяновск, 2012. - 34 с.
11. Дружинин В. Н. Психология общих способностей/ В. Н. Дружинин СПб.: Питер,2002. - 368 с.
12. Ершова Е. С. Развитие творческих и специальных способностей обучающихся системы дополнительного образования в предметной области «Технология». Автореф. на соис. уч.ст. кан. пед. наук. - Москва,
2011. - 34 с.
13. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд.второе, доп, испр. и перераб. - М.: Логос, 2003. - 384 с.
14. Карпова Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук.-М., 2011. - 38 с.
15. Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2007. - 33 с.
16. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск.: Пеленг, 2003.- 63 с.
17. Лук А.Н. Мышление и творчество. -М.: Политиздат, 2006. -127с.
18. Лютова Е.К. Развитие личности и креативность школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта: авт. дис. ... канд. психол. наук. - СПб.: 2008. - 18 с.
19. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. - М.: Вентана-Граф,
2014. - 220 с.
20. Новикова Н.В. Развитие художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности. Автореф. дисс. ... кан.пед.наук.- М., 2011. - 34 с.
21. Обухова JI. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы Текст./ Л. Ф. Обухова. -М.: Тривола, 2009. - 360 с.
22. Осипенко С. П. Динамика развития креативности младших школьников в творческих объединениях Текст.: автореф. дисс . канд. психол. наук / С. П. Осипова. М., 2008. - 24 с.
23. Педагогические технологии. / Под общей ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2004. - 144 с.
24. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология Текст. / А.В.Петровский. М.: Просвещение, 2009. - 340 с.
25. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников : пос. для учителя / К.Н. Поливанова. - М. : Просвещение, 2008. - 140 с.
26. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Просвещение, 2006. - 214 с.
27. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2-х т.- М.:Академия, 2006. - 394 с.
28. Рындак В.Г., Мещерякова Л.В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). - М.: Педагогический вестник, 2008. - 144 с.
29. Саломатова Т.А. Актуализация творческого потенциала личности в процессе изучения педагогических дисциплин: Дисс. ...к.п.н. Екатеринбург, 2009. - 144 с.
30. Симановский А. Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников Текст.: дисс. . д-ра пед. наук: 13. 00.01 /
А. Э. Симановский. — Ярославль, 2003. -501 с.
31. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей- школьников. Ярославль, 2004. - 144 с.
32. Сластенин В.А. Педагогика. Учебник для вузов. - М.: Просвещение, 2007.- 304 с.
33. Уварина Н.В. Развитие творческих способностей у младших школьников. Автореф. дисс. кан.пед.наук.- М., 2006. - 44 с.
34. Усова А.В. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся. Челябинск, ЧГПИ, 2007. - 16 с.
35. Фоменко В. Т. Нетрадиционные системы организации учебного процесса. - Ростов н/Д: ГНМЦ, 2009. - 144 с.
36. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. - 2 изд., перераб. и доп. - М.Высш.шк.2008. - 576 с.
37. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения / А. В. Хуторской. М.: ВЛАДОС, 2008. -320 с.
38. Чечина Ж.В. Развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках хореографии и в учреждениях дополнительного образования. Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. кан.пед.наук.- М., 2011. - 44 с.
39. Эльконин Д. Б., Драгунова Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 180 с.
40. Яцкова О.Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 110-119.
41. Васильева Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 717-719.
42. Ларина С.А. Шаги к успеху (проектная деятельность в начальной школе) // Начальная школа до и после. - 2010. -№ 05. - С. 41-45.
43. Потанина В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе// Начальная школа до и после. - 2010. - № 10. - С. 62-65.
44. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. - 2012. - № 4. -С. 144-148.
45. Старцева Н.Н. Возможности проектного метода на уроках окружающего мира для развития творческой личности // Начальная школа до и после. - 2010. - № 01. - С. 25-29.
46. Терентьева Н.С Информационно-творческий проект в 4-м классе // Начальная школа до и после. - 2010. - № 01. - С.29-33.
47. Телегина Э. Д. Когнитивно-личностные конструкты развития творческого мышления, младших школьников / Э. Д. Телегина, В; В: Гагай // Мир психологии. 2013. - № 2 (34). - С. 233-245.
48. Василенко П.Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.03.2018)
49. Валуева И.Н., Пузеп Л.Г. Творческие способности в младшем школьном возрасте // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13. [Электронный ресурс]. URL: sibac.info/archive/humanities/13.pdf (дата обращения: 25.03.2018)
50. Веретельник И. Н. Развитие одаренности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/ (дата обращения: 25.03.2018)
51. Жукова И.Н., Попова Ю.Ю., Кудряшова В.И. Проектная деятельность учащихся в начальной школе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 20-24. [Электронный ресурс] URL https://nauchforum.ru/conf/psy/i/12915 (Дата обращения: 02.04.2018)
52. Пулатова А.Р. Проектная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] URL https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya- deyatelnost-v-nachalnoy-shkole-3 (Дата обращения: 02.04.2018)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ