ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1.Теоритические изучение проблемы формирования навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1. Психолого - педагогические аспекты культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2.Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 15
Вывод по первой главе 32
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по проблеме формирования культуры общения у старших дошкольников 33
2.1 Выявление исходного уровня культуры навыков общения у
старшего дошкольного возраста 33
2.2 Разработка и апробация плана по формированию навыков культуры
общения у старших дошкольников 49
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента по формированию навыков культуры общения 59
Вывод по второй главе 69
Заключение 72
Список использованной литературы 75
Приложение
Глава 1.Теоритические изучение проблемы формирования навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1. Психолого - педагогические аспекты культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2.Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 15
Вывод по первой главе 32
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по проблеме формирования культуры общения у старших дошкольников 33
2.1 Выявление исходного уровня культуры навыков общения у
старшего дошкольного возраста 33
2.2 Разработка и апробация плана по формированию навыков культуры
общения у старших дошкольников 49
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента по формированию навыков культуры общения 59
Вывод по второй главе 69
Заключение 72
Список использованной литературы 75
Приложение
Современные изменения в обществе безусловно отражаются в постановке целей образования, на первый план выступает задача формирования всесторонне развитой личности, способной к организации межличностного взаимодействия, неординарно мыслящей, способной творчески решать поставленные задачи, что в целом обеспечивает ее успешную адаптацию в современном социуме.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемый в дошкольной образовательной организации (ДОО), выдвигает ряд требований к социально - личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми и ответственности за другого человека. Образовательная область социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формировании позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [пункт 2.6 ФГОС ДО].
Задачи формирования навыков общения реализуются в программах дошкольного образования, которые определяют объем коммуникативных навыков и умений, содержание психолого-педагогической работы в разных возрастных группах, а главное целевые ориентиры по окончанию детского сада.
Реализуя принятые новые ФГОС дошкольного образования, ведущая цель которых — научить человека учиться, научиться учить себя, мы даём ребёнку возможность изменяться, совершенствоваться, развиваться, напрямую удовлетворять присущую ему любознательность. Все эти качества можно развить у детей через формирование культуры общения.
Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. Происходит деформация содержания детской субкультуры. Возникают вопросы: «Почему
современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?» Несомненно, все вместе — это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на наш взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения. Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Об уменьшении продолжительности совместной деятельности и общения взрослого с ребенком говорит и то, что во многих семьях не имеют представление о «культурном досуге» или уделяют ему незначительное
время (совместном посещении театров, музеев, выставок, прогулок на природу). Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая, общение со сверстниками способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена не только необходимостью развивать психические функции личности ребёнка в процессе общения со взрослыми и сверстниками, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, помочь адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Теоретико-методологической основой исследования являлись теоретические концепции ведущих отечественных педагогов-психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности, также исследование ряда работ авторов, которые изучали проблему взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре - Коломинский Я.А., Эльконин Д.Б., Репина Т. А. и другие. Объект исследования: процесс формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: навыки культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, практически определить, уровень развития навыков культуры общения у старших дошкольников.
Основными задачами исследования являются:
1. Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу, передовой педагогический опыт по данной проблеме.
2. Выявить исходный уровень сформированности навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать|план по формированию навыков|культуры общения детей старшего школьного возраста.
4. Проверить опытно-экспериментальным путём уровень
сформированности навыков культуры общения^ старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сформирование культуры общение у детей старшего дошкольного возраста будет протекать успешно при :
-внедрении в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения различных видов коммуникативных игровых ситуаций; Методами исследования стали:
1) Теоретический: Анализ литературных проблем исследования;
2) Эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, опрос, беседа, тестирование;
3) Математические методы обработки результатов исследования, количественный и качественный анализ результатов.
Методологическая основа! исследования опиралась на диалектические положения, на! взаимосвязи науки и практики А.А. Леонтьев [22], Д. В. Менджеринская [28], Т. А. Репина[35], НВ| исследования педагогической и психологической диагностики по общению Г. А. Урунтаева[42], М.И.Лисина[51] .
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемый в дошкольной образовательной организации (ДОО), выдвигает ряд требований к социально - личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми и ответственности за другого человека. Образовательная область социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формировании позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [пункт 2.6 ФГОС ДО].
Задачи формирования навыков общения реализуются в программах дошкольного образования, которые определяют объем коммуникативных навыков и умений, содержание психолого-педагогической работы в разных возрастных группах, а главное целевые ориентиры по окончанию детского сада.
Реализуя принятые новые ФГОС дошкольного образования, ведущая цель которых — научить человека учиться, научиться учить себя, мы даём ребёнку возможность изменяться, совершенствоваться, развиваться, напрямую удовлетворять присущую ему любознательность. Все эти качества можно развить у детей через формирование культуры общения.
Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. Происходит деформация содержания детской субкультуры. Возникают вопросы: «Почему
современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?» Несомненно, все вместе — это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на наш взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения. Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Об уменьшении продолжительности совместной деятельности и общения взрослого с ребенком говорит и то, что во многих семьях не имеют представление о «культурном досуге» или уделяют ему незначительное
время (совместном посещении театров, музеев, выставок, прогулок на природу). Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая, общение со сверстниками способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена не только необходимостью развивать психические функции личности ребёнка в процессе общения со взрослыми и сверстниками, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, помочь адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Теоретико-методологической основой исследования являлись теоретические концепции ведущих отечественных педагогов-психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности, также исследование ряда работ авторов, которые изучали проблему взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре - Коломинский Я.А., Эльконин Д.Б., Репина Т. А. и другие. Объект исследования: процесс формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: навыки культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, практически определить, уровень развития навыков культуры общения у старших дошкольников.
Основными задачами исследования являются:
1. Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу, передовой педагогический опыт по данной проблеме.
2. Выявить исходный уровень сформированности навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать|план по формированию навыков|культуры общения детей старшего школьного возраста.
4. Проверить опытно-экспериментальным путём уровень
сформированности навыков культуры общения^ старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сформирование культуры общение у детей старшего дошкольного возраста будет протекать успешно при :
-внедрении в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения различных видов коммуникативных игровых ситуаций; Методами исследования стали:
1) Теоретический: Анализ литературных проблем исследования;
2) Эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, опрос, беседа, тестирование;
3) Математические методы обработки результатов исследования, количественный и качественный анализ результатов.
Методологическая основа! исследования опиралась на диалектические положения, на! взаимосвязи науки и практики А.А. Леонтьев [22], Д. В. Менджеринская [28], Т. А. Репина[35], НВ| исследования педагогической и психологической диагностики по общению Г. А. Урунтаева[42], М.И.Лисина[51] .
В ходе исследования изучены теоретические основы влияния педагогического общения на формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста, в результате которых выявлено, что значительным регулирующим воспитывающим потенциалом обладает педагогическое общение, основанное на тесном сотрудничестве и взаимодействии, построенное на совместном с детьми выборе решения, принятии взаимной ответственности.
Используя методические рекомендации ряда авторов - И.Н. Курочкиной, С.В. Петериной, А.М. Счастной, нами были определены критерии уровней сформированности навыков культурного общения детей старшего дошкольного возраста. Провели опрос детей по методике экспериментальной игры «Секрет» (Т.Д. Репина).
Диагностика дала следующие результаты: на начало года - у большинства детей не сформулирован навык межличностного общения, нет общих интересов. Дети часто ссорятся, обижаются, не проявляют заботливости к другим детям. Общаются с теми детьми, с которыми ранее посещали другую группу. В группе большой процент «изолированных» и «непринятых» детей.
После проделанной психолого-педагогической работы был проведен контрольный эксперимент, который показал существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными в играх, способными к принятию совместных решений. Появилась уверенность в общении со сверстниками и взрослыми у малоактивных и редко посещающих ДОО ребят.
По результатам исследования рассмотрены особенности влияния педагогического общения на формирование культуры общения со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста, которые заключаются в психолого-педагогическом воздействии на личность воспитанников и группу в целом, в соблюдении педагогического такта, знании педагогом приемов воспитания. А также анализ различных аспектов взаимодействия педагога с воспитанниками, их реакций на ту или иную ситуацию, в частности, во время применения приемов общения.
Педагогическими условиями формирования культуры общения старших дошкольников являются:
- использование принятых норм вежливого общения; знание способов установления контактов со взрослыми и детьми (обращаться по имени, имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
- обеспечение детей знаниями в области социальной компетенции, ориентация педагога на демократический стиль общения с детьми, соблюдение им требований речевого этикета;
- обеспечение постоянного взаимодействия воспитанников в повседневной жизни, на разных уровнях (воспитатель - ребенок; ребенок - сверстник; ребенок - старший по возрасту);
- целенаправленное использование коммуникативно-игровых технологий - специальных игр, упражнений, бесед для развития вербальных навыков, обеспечивающих культуру общения;
- обеспечение содержательной жизни ребенка в детском саду, которая будет находить отражение в его общении;
- воспитание эмпатии, доброжелательной ориентации на собеседника, уважения к его личности;
- единство подходов детского сада и семьи к воспитанию культуры общения, педагогическая пропаганда знаний по культуре общения среди родителей, наличие культуры общения у взрослых между собой и в отношениях с ребенком.
Важнейшим условием в формировании культуры общения у детей старшего дошкольного возраста является нравственное, морально-положительное, с соблюдением этических норм поведение во всестороннем общении воспитателя с воспитанниками. Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование, являются профессиональной обязанностью воспитателя. Прежде чем приступить к развитию общения воспитанников, ему следует позаботиться о развитии культуры своего общения. Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приемами развития культуры общения, мастерством их применения.
Гипотезу исследования о том, что культура общения формируется у детей старшего дошкольного возраста под воздействием благоприятного воспитания и специально разработанной психолого- педагогической программы в условиях детского сада, направленного на формирование навыков культуры общения детей , можно считать доказанной.
Используя методические рекомендации ряда авторов - И.Н. Курочкиной, С.В. Петериной, А.М. Счастной, нами были определены критерии уровней сформированности навыков культурного общения детей старшего дошкольного возраста. Провели опрос детей по методике экспериментальной игры «Секрет» (Т.Д. Репина).
Диагностика дала следующие результаты: на начало года - у большинства детей не сформулирован навык межличностного общения, нет общих интересов. Дети часто ссорятся, обижаются, не проявляют заботливости к другим детям. Общаются с теми детьми, с которыми ранее посещали другую группу. В группе большой процент «изолированных» и «непринятых» детей.
После проделанной психолого-педагогической работы был проведен контрольный эксперимент, который показал существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными в играх, способными к принятию совместных решений. Появилась уверенность в общении со сверстниками и взрослыми у малоактивных и редко посещающих ДОО ребят.
По результатам исследования рассмотрены особенности влияния педагогического общения на формирование культуры общения со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста, которые заключаются в психолого-педагогическом воздействии на личность воспитанников и группу в целом, в соблюдении педагогического такта, знании педагогом приемов воспитания. А также анализ различных аспектов взаимодействия педагога с воспитанниками, их реакций на ту или иную ситуацию, в частности, во время применения приемов общения.
Педагогическими условиями формирования культуры общения старших дошкольников являются:
- использование принятых норм вежливого общения; знание способов установления контактов со взрослыми и детьми (обращаться по имени, имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
- обеспечение детей знаниями в области социальной компетенции, ориентация педагога на демократический стиль общения с детьми, соблюдение им требований речевого этикета;
- обеспечение постоянного взаимодействия воспитанников в повседневной жизни, на разных уровнях (воспитатель - ребенок; ребенок - сверстник; ребенок - старший по возрасту);
- целенаправленное использование коммуникативно-игровых технологий - специальных игр, упражнений, бесед для развития вербальных навыков, обеспечивающих культуру общения;
- обеспечение содержательной жизни ребенка в детском саду, которая будет находить отражение в его общении;
- воспитание эмпатии, доброжелательной ориентации на собеседника, уважения к его личности;
- единство подходов детского сада и семьи к воспитанию культуры общения, педагогическая пропаганда знаний по культуре общения среди родителей, наличие культуры общения у взрослых между собой и в отношениях с ребенком.
Важнейшим условием в формировании культуры общения у детей старшего дошкольного возраста является нравственное, морально-положительное, с соблюдением этических норм поведение во всестороннем общении воспитателя с воспитанниками. Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование, являются профессиональной обязанностью воспитателя. Прежде чем приступить к развитию общения воспитанников, ему следует позаботиться о развитии культуры своего общения. Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приемами развития культуры общения, мастерством их применения.
Гипотезу исследования о том, что культура общения формируется у детей старшего дошкольного возраста под воздействием благоприятного воспитания и специально разработанной психолого- педагогической программы в условиях детского сада, направленного на формирование навыков культуры общения детей , можно считать доказанной.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019 - Формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



