Введение 3
Глава 1.Теоритические изучение проблемы формирования навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1. Психолого - педагогические аспекты культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2.Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 15
Вывод по первой главе 32
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по проблеме формирования культуры общения у старших дошкольников 33
2.1 Выявление исходного уровня культуры навыков общения у
старшего дошкольного возраста 33
2.2 Разработка и апробация плана по формированию навыков культуры
общения у старших дошкольников 49
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента по формированию навыков культуры общения 59
Вывод по второй главе 69
Заключение 72
Список использованной литературы 75
Приложение
Современные изменения в обществе безусловно отражаются в постановке целей образования, на первый план выступает задача формирования всесторонне развитой личности, способной к организации межличностного взаимодействия, неординарно мыслящей, способной творчески решать поставленные задачи, что в целом обеспечивает ее успешную адаптацию в современном социуме.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемый в дошкольной образовательной организации (ДОО), выдвигает ряд требований к социально - личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми и ответственности за другого человека. Образовательная область социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формировании позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [пункт 2.6 ФГОС ДО].
Задачи формирования навыков общения реализуются в программах дошкольного образования, которые определяют объем коммуникативных навыков и умений, содержание психолого-педагогической работы в разных возрастных группах, а главное целевые ориентиры по окончанию детского сада.
Реализуя принятые новые ФГОС дошкольного образования, ведущая цель которых — научить человека учиться, научиться учить себя, мы даём ребёнку возможность изменяться, совершенствоваться, развиваться, напрямую удовлетворять присущую ему любознательность. Все эти качества можно развить у детей через формирование культуры общения.
Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. Происходит деформация содержания детской субкультуры. Возникают вопросы: «Почему
современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?» Несомненно, все вместе — это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на наш взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения. Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Об уменьшении продолжительности совместной деятельности и общения взрослого с ребенком говорит и то, что во многих семьях не имеют представление о «культурном досуге» или уделяют ему незначительное
время (совместном посещении театров, музеев, выставок, прогулок на природу). Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая, общение со сверстниками способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена не только необходимостью развивать психические функции личности ребёнка в процессе общения со взрослыми и сверстниками, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, помочь адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Теоретико-методологической основой исследования являлись теоретические концепции ведущих отечественных педагогов-психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности, также исследование ряда работ авторов, которые изучали проблему взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре - Коломинский Я.А., Эльконин Д.Б., Репина Т. А. и другие. Объект исследования: процесс формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: навыки культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, практически определить, уровень развития навыков культуры общения у старших дошкольников.
Основными задачами исследования являются:
1. Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу, передовой педагогический опыт по данной проблеме.
2. Выявить исходный уровень сформированности навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать|план по формированию навыков|культуры общения детей старшего школьного возраста.
4. Проверить опытно-экспериментальным путём уровень
сформированности навыков культуры общения^ старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сформирование культуры общение у детей старшего дошкольного возраста будет протекать успешно при :
-внедрении в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения различных видов коммуникативных игровых ситуаций; Методами исследования стали:
1) Теоретический: Анализ литературных проблем исследования;
2) Эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, опрос, беседа, тестирование;
3) Математические методы обработки результатов исследования, количественный и качественный анализ результатов.
Методологическая основа! исследования опиралась на диалектические положения, на! взаимосвязи науки и практики А.А. Леонтьев [22], Д. В. Менджеринская [28], Т. А. Репина[35], НВ| исследования педагогической и психологической диагностики по общению Г. А. Урунтаева[42], М.И.Лисина[51] .
В ходе исследования изучены теоретические основы влияния педагогического общения на формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста, в результате которых выявлено, что значительным регулирующим воспитывающим потенциалом обладает педагогическое общение, основанное на тесном сотрудничестве и взаимодействии, построенное на совместном с детьми выборе решения, принятии взаимной ответственности.
Используя методические рекомендации ряда авторов - И.Н. Курочкиной, С.В. Петериной, А.М. Счастной, нами были определены критерии уровней сформированности навыков культурного общения детей старшего дошкольного возраста. Провели опрос детей по методике экспериментальной игры «Секрет» (Т.Д. Репина).
Диагностика дала следующие результаты: на начало года - у большинства детей не сформулирован навык межличностного общения, нет общих интересов. Дети часто ссорятся, обижаются, не проявляют заботливости к другим детям. Общаются с теми детьми, с которыми ранее посещали другую группу. В группе большой процент «изолированных» и «непринятых» детей.
После проделанной психолого-педагогической работы был проведен контрольный эксперимент, который показал существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными в играх, способными к принятию совместных решений. Появилась уверенность в общении со сверстниками и взрослыми у малоактивных и редко посещающих ДОО ребят.
По результатам исследования рассмотрены особенности влияния педагогического общения на формирование культуры общения со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста, которые заключаются в психолого-педагогическом воздействии на личность воспитанников и группу в целом, в соблюдении педагогического такта, знании педагогом приемов воспитания. А также анализ различных аспектов взаимодействия педагога с воспитанниками, их реакций на ту или иную ситуацию, в частности, во время применения приемов общения.
Педагогическими условиями формирования культуры общения старших дошкольников являются:
- использование принятых норм вежливого общения; знание способов установления контактов со взрослыми и детьми (обращаться по имени, имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
- обеспечение детей знаниями в области социальной компетенции, ориентация педагога на демократический стиль общения с детьми, соблюдение им требований речевого этикета;
- обеспечение постоянного взаимодействия воспитанников в повседневной жизни, на разных уровнях (воспитатель - ребенок; ребенок - сверстник; ребенок - старший по возрасту);
- целенаправленное использование коммуникативно-игровых технологий - специальных игр, упражнений, бесед для развития вербальных навыков, обеспечивающих культуру общения;
- обеспечение содержательной жизни ребенка в детском саду, которая будет находить отражение в его общении;
- воспитание эмпатии, доброжелательной ориентации на собеседника, уважения к его личности;
- единство подходов детского сада и семьи к воспитанию культуры общения, педагогическая пропаганда знаний по культуре общения среди родителей, наличие культуры общения у взрослых между собой и в отношениях с ребенком.
Важнейшим условием в формировании культуры общения у детей старшего дошкольного возраста является нравственное, морально-положительное, с соблюдением этических норм поведение во всестороннем общении воспитателя с воспитанниками. Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование, являются профессиональной обязанностью воспитателя. Прежде чем приступить к развитию общения воспитанников, ему следует позаботиться о развитии культуры своего общения. Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приемами развития культуры общения, мастерством их применения.
Гипотезу исследования о том, что культура общения формируется у детей старшего дошкольного возраста под воздействием благоприятного воспитания и специально разработанной психолого- педагогической программы в условиях детского сада, направленного на формирование навыков культуры общения детей , можно считать доказанной.
1. Арушанова А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками /А.Арушанова// Дошкольное воспитание. - 2011. - №5. - С. 51-61.
2. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога / А.Арушанова, Е.Рычагова, Н.Дурова// Дошкольное воспитание. - 2012. - №10. - С. 82-90.
3. Богданова Т.Г., Варламова О.И. Диагностика и коррекция ребенка.- М.:ООО «Национальный книжный центр», 2016-64с.
4. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у методистов дошкольных образовательных учреждений / С.С. Бычкова. - М.: АРКТИ, 2012. - 220 с.
5. Бодалев А.А. Психология общения / А.А. Бодалев - М.: МПСИ, 2012. - 32с.
6. Бородич А. М. Методика развития речи детей /А.М.Бородич. - М.: Просвещение, 2011. - 255с.
7. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками М.:2013г.,96с.
8. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить /В.В.Ветрова, Е.О.Смирнова. - М.: Знание, 2012. - 94с.
9. Веракса Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е. Веракса - М.: Мозаика - синтез, 2014. - 175с.
10. Волков Б.С., Возрастная психология. В 2-х.Ч. 1/Б.С.Волков- М Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2015.-141с.
11. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский - М.:Смысл. Эксмо, 2015. - 460с
12. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О., Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова - М.: Просвещение, 2012.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/ Ю.Б Гиппенрейтер- М.:Астрель,-2014.-240с.
14. Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи / Т.Грецик// Дошкольное воспитание. - 2011. - №6. - С. 54-56.
15. Горшкова Е. Учите детей общаться / Е.Горшкова// Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 91-93.
16. Грохиев, В.С. Культура педагогического общения. Книга для учителя / В.С. Грохиев- М.: Академия, 2011.
17. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста М. ВЛАДОС, 2012г., 56с.
18. Занина, Л.В. Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства /Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова - Ростов-на-Дону, 2013. - 88с.
19. Запорожец А. В. Психология детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец- М.:Просвещение, 2012.- 127 с.
20. Зязюн И.А. Педагогика добра. / И.А. Зязюн- К.МАУП, 2012 , с. 128.
21. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность., Ярославль: Академия развития, 2013. -163с.
22. Корчинова О.В. Детский этикет М.:2012г., 92с.
23. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ /Т.П.Колодяжная, Л.А.Колунова.- Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2012. - 32с.
24. Курочкина И.Н.,Этикет. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учеб. пособие для СПО / И. Н.
Курочкина. — 2-е изд., испр.и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016 — 122 с. — Серия : Профессиональное образование.
25. Леонтьев А.А. Психология общения: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А.А.Леонтьев. - Изд.6-е стереотипное.
- М.: Смысл; Изд.центр «Академия», 2013, 365с.
26. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? / А.И.Максаков- М.: Просвещение, 2011. - 157с.
27. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. . — Москва: Гардарики, - 2000. - 255 с.
28. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А. Марковой. - М., 2005-145.
29. Микляева, Н.В., Микляева, Ю.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева - М.: ВЛАДОС, 2011. - 263с.
30. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания/ А.В. Мудрик- М.: Академия, 2011. - 75с.
31. Мухина В. С. Возрастная психология.,феноменология развития, учебник для студ. высш. учеб. заведений, ./ В.С. Мухина, 15-е издание: - М,: Издательский центр «Академия», 2015.
32. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми/ Под ред. М.И. Лисиной. - М.1985г.
33. Островская Л.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников/ Л.Ф .Островская Метод. пособие: - М, : Мозаика- синтез; 2011.
34. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. - М.: Просвещение, 2015. - 670 c
35. Репина Т.А., Веракса Н.Е. Веракса А.Н., /Рузская Т.А., Социальная психология дошкольника.-М., МОЗАИКА-синтез, 2016г.,154с
36. Рузская А.Г. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет .,//Н. И. Ганошенко, А. Г. Рузская, С. Ю. Мещерякова, Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова.М.:изд.: МОДЕК, МПСИ,2013.
37. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
38. Рузская А.Г. Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. // дошкольное воспитание. - №12. - 2016г.
39. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют...Дубна,2012г.
40. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб.
пособие для студ. сред.пед.учеб.заведений.-М.: Изд. Центр «Академия» , 2011. - 74с.
41. Счастная А.М. По ступенькам нравственности: о воспитании старших дошкольников в семье: Учебное пособие. - М.: Академия, 2014. - 290 с.
42. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии М.: Изд. Центр «Академия», 2013г.,304с.
43. Психология дошкольника , Хрестоматия под ред. Урунтаевой Г.А. М.:2014г.,48с.
44. УсоваА.П.Учеб.пособ. для студентов средних, пед.учеб.завед. — 4-е изд., перераб.и допол./А.П. Усова — М.: Изд. Центр «Академия», 2012. — 416 с.
45. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5 - 7 лет / О.С. Ушакова - ТЦ Сфера, 2011. - 269с.
46. Шаграева, О.А. Детская психология: теоретический и практический курс / О.А. Шаграева - М.: Владос, 2011. - 36с.
47. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов-на дону,2013г.,384с.
Электронные ресурсы
48. Гавриш Е.Н. Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в проектно - исследовательской деятельности // Вопросы дошкольно