Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения грамматического строя речи у детей дошкольного возраста…………………………………………………………….6
1.1. Формирование грамматического строя речи в онтогенезе………………...6
1.2. Особенности грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………………...14
1.3. Современные представления отечественных ученых о развитии грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи…………20
Глава 2. Экспериментальное исследование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………….28
2.1. Организация и проведение исследования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи……………..…………………...28
2.2. Анализ результатов изучения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием…………………………………………………………………………33
Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по формированию грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.42
3.1.Организация и проведение формирующего этапа исследования………...42
3.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента……………………………………………………………………..56
Заключение……………………………………………………………………….64
Список используемой литературы……………………………………………...69
...
Объект исследования – процесс развития грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – особенности развития речи у детей с общим недоразвитием речи.
Цель исследования – изучить состояние грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи и организовать коррекционно-логопедическую работу по данному направлению.
Задачи исследования:
1) теоретически исследовать основы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста;
2) проанализировать организацию и методы экспериментальной работы;
3) провести коррекционную работу по формированию грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи;
4) провести сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Методы исследования:
1) анализ анамнестических данных;
2) эксперимент, который проходил в три этапа. На первом этапе нами было организовано констатирующее исследование ...
В результате проведенного исследования грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи автором были достигнуты поставленные в начале исследования задачи, а именно:
1. Изучены теоретические основы грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Овладение языком – длительный, многоступенчатый процесс развития языковой способности, когда в результате переработки и упорядочения речевого опыта у ребенка складывается несколько последовательно сменяющих друг друга временных языковых систем, соответствующих уровню его когнитивного развития и обеспечивающих реализацию его коммуникативных потребностей.
В начале жизни человека речь выступает как средство обозначения, общения, впоследствии становится орудием выражения мыслей и мышления, организует поведение и деятельность человека.
Дошкольный этап характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования.
Вопросам изучения формирования грамматического строя речи у детей в онтогенезе занимались отечественные и зарубежные лингвисты, психолингвисты, психологи, педагоги, физиологи.
Развитие речи у детей, как в норме, так и при общем недоразвитии речи подчиняется одним и тем же законам и проходит одни и те же основные этапы. Но имеются существенные различия, ...
91. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М. : Академия, 2003. – 240 с.
92. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
93. Шестакова Н.В. Состояние активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 66–70.
94. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – С. 123–297.
95. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, E.H. Денисова. — М.: Просвещение, 2003. — 144 с.
96. Янкина Н.В., Ирешева О.А. Применение дидактических игр при работе с дошкольниками // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 511-514.