Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гончарная посуда болгарских памятников Нижнего Прикамья

Работа №50837

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
319
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩЕБОЛГАРСКАЯ КЕРАМИКА ДОМОНГОЛЬСКИХ И
ЗОЛОТООРДЫНСКИХ ПЕРИОДОВ 11
§ 1. История изучения и классификации керамической посуды Волжской
Болгарии 11
§ 2. Истоки формирования общеболгарской керамики 19
ГЛАВА II. ФОРМЫ И ТИПЫ ОБЩЕБОЛГАРСКОЙ ГОНЧАРНОЙ
КЕРАМИКИ 25
§ 1. Кувшинообразная керамика и её эволюция 25
§ 2. Горшки и миски в общеболгарской керамике 29
§ 3. Остальные формы керамики 32
ГЛАВА III. ПОЛИВНАЯ ГОНЧАРНАЯ ПОСУДА 37
§ 1. Поливная посуда домонгольского периода 37
§ 2. Поливная (глазурированная) керамика золотоордынского периода 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ

Керамика представляет собой наиболее обширный и полноценный в плане поступающей информации материал для исследования того этапа в прошлом человечества, который находится непосредственно в поле деятельности археологии. Керамический материал может создать прочный фундамент для реконструкции истории древних обществ, развитии их во времени, преемственности поколений, контактов между собой и влияния этнокультурных групп друг на друга. Фрагменты сосудов, безусловно, составляют большую часть археологического материала в коллекциях памятников. В частности, керамический материал позволяет определить культуру, этнический состав населения данного памятника.
Так же керамическая посуда является чутким хронологическим индикатором, потому что имеет свойство изменяться не только «в пространстве», но и во времени.
Весьма существенным является и то обстоятельство, что керамика часто бывает показателем изменений в общественных отношениях населения. Прежде всего, при изучении керамики любого региона необходимо создать так называемую «естественную» или исторически обусловленную систематизацию материала, т.е. его типологию.
Керамика Волжской Болгарии изучается уже более ста лет, однако по сей день она продолжает оставаться основным источником в исследовании генезиса болгарской и болгаро-татарской культуры. Гончарное ремесло Волжской Болгарии являлось одной из развитых отраслей городского производства. Исследователи единодушны в том, что до переселения в Волго- Камье и основания впоследствии своего государства булгары обладали большим опытом и знаниями, привнесенными ими из древнейших центров развития ремесел Причерноморья, Кавказа, Центральной и Средней Азии.
Своеобразие каждого отдельно взятого сосуда (групп посуды) проявляется в форме, технике формовки, составе теста, обработке поверхности,
особенностях обжига, оформлении и др. Эти отличия могут быть выражены и количественно, например, в отношениях друг к другу разных конструктивных частей сосуда.
В прикамских памятниках Волжской Болгарии большую часть керамического материала составляет общеболгарская керамика, отнесенная Т.А. Хлебниковой в I группу. Данная группа представляет из себя изготовленную с применением гончарного круга посуду мелкопесочного теста, преимущественно коричневого и желто-красного цвета, хорошего обжига, с характерным полосчатым лощением и линейно-волнистым орнаментом. В разных раскопах памятников Нижнего Прикамья она составляет до 80 % от общего количества глиняной посуды.
В определении памятника как волжско-болгарского в первую очередь служит общеболгарская керамика - своеобразный маркер культуры волжских болгар.
Поскольку керамика из памятников Нижнего Прикамья в целом несет те же закономерности, которые присущи другим памятникам, при определении общеболгарской керамики автор использовал классификацию Т.А.Хлебниковой и Н.А. Кокориной.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения распространения керамики I группы на памятниках Нижнего Прикамья на предмет уточнения времени их возникновения и своеобразия состава населения.
Объектом данного исследования являются средневековые памятники Нижнего Прикамья.
Предмет исследования - круговая болгарская посуда.
Источниковая база состоит из отчетов Елабужской археологической экспедиции под руководством А.З. Нигамаева .
Археологические материалы дополнялись данными письменных источников. В их числе русские летописи.1 А также сочинения представителей классической арабо-персидской географической литературы. В частности, первые упоминания о болгарах на территории Нижнего Прикамья содержатся в трудах Абу Хамида ал-Гарнати.
Особое внимание надо уделить трудам А.П. Смирнова , который отводил проблемам поливной керамики большое место. В монографии он отмечает, что поливная керамика в золотоордынском периоде появилась в Болгарах из одного центра - Средней Азии. Также приводит свою типологию лепной болгарской посуды. Упоминает о некоторых знаках на булгарской керамике.
История изучения массовой неполивной керамики волжско-болгарских памятников VIII - начала XIII веков полно освещена в работах Т.А.Хлебниковой. Но минусом явилось то, что в её работе проанализирован керамический материал только домонгольского периода. Поэтому возникла необходимость дополнить, уточнить предложенную типологию и наметить хронологические рамки бытования некоторых групп посуды в более позднее время. В результате помогла монография Н.А.Кокориной, которая продолжив изучение керамики Волжской Болгарии, разработала свою классификацию, в основу которой легла преемственность болгарской и болгаро-татарской культур. А значит, была исследована керамика уже золотоордынского периода.
Монография И.Н. Васильевой посвящена итогам исследования техники и технологии гончарного производства населения Волжской Болгарии в X-XIV вв. Представлены результаты выделения и систематизации данных о технике и технологии гончарства различных этнокультурных групп населения Волжской Болгарии, полученных с помощью технико-технологического анализа около 5000 образцов глиняной посуды из раскопок 34 памятников домонгольского, раннеболгарского и золотоордынского периодов, а также 32 памятников более ранних и синхронных культур Поволжья, Прикамья, Приуралья, Подонья и Южного Казахстана.
Также в освещении данной проблемы большое значение имеет работа Ф.Ш. Хузина, посвященная публикации систематизированных материалов по болгарской посуде домонгольского периода. В работе исследователя дается полное описание и классификация лепной керамики.
В монографии А.З. Нигамаева , на основе новых археологических материалов обосновывается время возникновения городских поселений Болгарии на данной территории, рассматриваются проблемы историко-социальной топографии и особенности материальной культуры средневекового населения. Дается описание керамического материала, а также приводятся данные об этническом составе городищ и селищ.
Также для определения этнических групп населения на материалах керамики были использованы работы Е.П. Казакова . Об истоках формирования общеболгарской керамики говорится в другой работе представленного автора. В частности, рассматривается несколько точек зрения на происхождение болгарского типа посуды.
Среди работ интерес представляет книга Р.Г. Фахрутдинова , в ней учтены 1400 болгарских памятников. При определении культурной принадлежности и датировки этих памятников керамика была основным источником.
В работе Г.А. Федоров-Давыдова1 представлена детальная классификация форм неполивной керамики в период существования Золотой Орды. В книге рассматривается только керамика с красным и желто-красным цветом.
В монографии К.А. Руденко затрагивается систематизация круговой керамики VIII-IX веков. Прежде всего классифицированы кувшины, кружки и крынки. Типы сосудов выделены по пропорциям формы тулова, где определяющую роль играет наибольшее расширение тулова по отношению к общей высоте сосуда.
Методические разработки изучения керамики по таким направлениям, как исследование форм глиняной посуды, ее орнамента и технологии изготовления представлены в сборнике «Керамика как исторический 3 источник».
В книге Е.П. Казакова , подготовленной на основе обширного археологического материала, освещается этнокультурная история Волжской Болгарии периода ее формирования.
В статье В.Н. Бахматовой и А.А. Куклиной раскрывается технология изготовления общеболгарской керамики. Также выявлена зависимость технологии изготовления сосуда от его функционального назначения.
О такой категории посуды, как сфероконусы, говорится в статье А.Р. Нуретдиновой . В ней автор анализирует новые материалы археологических исследований средневековых памятников Среднего Поволжья, на основе которых выделяет локальные особенности сфероконусов Волжской Болгарии.
Вопрос о поливной керамике на территории Волжской Болгарии рассматривается совместной статье В.Н. Макаровой и А.Х. Халикова.
Авторами установлено сходство форм глазурированной и гончарной посуды; перечислены основные приёмы их орнаментации; в результате спектрального анализа определён химический состав глазури.1 С.И. Валиулиной был проведён петрографический и спектральный анализ материалов раскопа XL Билярского городища.
Классификация поливной золотоордынской керамики была создана Н.М. Булатовым , а неполивной - С.Е. Михальченко .
Цель данной работы - структурно-технологический анализ I общеболгарской группы керамики, ее особенности, так же степень ее распространенности в средневековых археологических памятниках Нижнего Прикамья.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- исследовать историю изучения и классификации керамической посуды Волжской Болгарии;
- охарактеризовать основные формы и типы общеболгарской гончарной керамики;
- рассмотреть гончарную поливную посуду.
Территориальные границы исследования ограничены пределами Нижнего Прикамья, т.е. на западе - рекой Волгой, востоке - рекой Агдель.
Хронологические рамки охватывает периоды с IX по XIV вв. Выбранная нижняя граница обоснована возникновением общеболгарской керамики. Выбор верхней хронологической границы обоснован концом болгарского периода в истории татарского народа.
Научная новизна темы заключается в том, что до настоящего времени исследователями не уделялось достаточного внимания морфологическим изменениям общеболгарской посуды в домонгольский и золотоордынский периоды, и как следствие из этого - практически полное отсутствие специальных разработок по распространению и изменению общеболгарской керамики на памятниках Нижнего Прикамья, рассматриваемых в научных работах.
Практическая значимость - возможность использования основных положений работы на практике в средней школе и в вузе. Представленные в исследовании материалы и выводы могут быть использованы при подготовке спецкурсов и чтения лекций по проблемам изучения возникновения и распространения общеболгарской керамики на Нижней Каме в домонгольский и золотоордынский периоды, а также для проведения комплексных исследований по данной тематике.
Гипотеза. Процесс развития критического мышления учащихся в обучении истории будут протекать наиболее эффективно, если:
- будет произведен отбор соответствующего учебного материала по истории с точки зрения развития критического мышления;
- будут использованы разнообразные методические приемы развития критического мышления на уроках и в ходе исследований по истории.
Методологической основой данного исследования является системный подход. Это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование открытых объектов как систем. Оно обеспечивает раскрытие целостности объекта исследования и обеспечивающих его механизмов, выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину на основе структурного и функционального анализа.
Для решения различных разноплановых задач применялись ряд методик. При работе по систематизации материала применялись формально - типологический и сравнительный методы. Также использовался историко-типологический метод.
Стратиграфический и планиграфический методы использовались для решения вопросов археологического датирования и корректировки вещественных находок.
Для реконструкции сосудов важную роль сыграл сравнительно-исторический метод исследования, позволяющий выявлять с помощью сравнения общие тенденции и особенности в развитии гончарного дела.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Общеболгарская керамика самый благодатный источник для изучения этнической истории памятников Нижнего Прикамья. Оформление основных черт болгарской культуры в домонгольский период обусловило ее преемственность и создало предпосылки для последующего включения близких этнических компонентов в золотоордынский период.
Исследовательская задача состояла в том, чтобы проследить развитие гончарной технологии в период с домонгольского времени до позднезолотоордынского. В ходе работы было выяснено, что в золотоордынское время количество тянутой керамики уменьшилось почти в два раза по сравнению с домонгольским периодом. происходит также уменьшение разнообразия в оформлении сосудов, орнаментация становится однообразной, многие орнаментальные мотивы исчезают. Растет число крупных сосудов (корчаг и кувшинов).
Исследование наглядно показывает, что наибольшее разнообразие в элементах гончарных традиций характерно для домонгольского и раннезолотоордынского периодов.
Также, для сосудов домонгольского времени характерен такой способ обработки поверхности тулова как вертикальное (в основном кувшины, горшки) и горизонтальное (миски, блюда, светильники) лощение. Количество лощеных фрагментов в домонгольском слое достигает 80-90%. Для золотоордынского времени, наоборот, характерно значительно меньшее количество сосудов с лощением. На протяжении всего времени жизни города наибольшее количество составляет посуда коричневого цвета; практически нет разницы и в распределении общеболгарской посуды по качеству обжига. Фрагменты с ангобом единичны во всех слоях.
Таким образом, керамический комплекс исследуемого региона состоит из различных вариантов горшков и корчаг, кувшинов и кринок, мисок, блюд и чаш, сосудов специального назначения - стаканообразных сосудов - туваков и сфероконусов. Кроме того, имеются крышки.
Самыми многочисленными в коллекции гончарной керамики являются кухонные горшки. Вторая по численности группа сосудов - кувшины. Существенную роль в украшении гончарной керамики имеет орнамент.
Поливная керамика по тесту делится на красноглиняную и кашинную. Кашинная разделяется на керамику с подглазурной и надглазурной росписью. Невозможно описать все орнаментальные мотивы и схемы, украшающие золотоордынскую поливную посуду. Здесь указывается только на наиболее характерные и наиболее распространенные. На полихромной рельефной керамике узор обычно нанесен на белый, реже светло-бирюзовый фон и сопровождается легким рельефом черепка, акцентирующим основные элементы декора. Характерны темно-зеленый, реже темно-синий или темно-коричневый контуры рисунка и расцветка светлых деталей орнамента синими точками и бирюзовыми пятнами. В ряде случаев свободный фон и светлые части декора заполняются мелкими штрихами или точечками.


1.1. Ал-Г арнати о гузах, печенегах, хазарах и булгарах// Из глубины столетий / Сост. Б.Л. Хамидуллин. - Казань: Тат. кн. изд-во, 2000. - С. 98 - 101.
1.2. Древнерусские летописцы о булгарах./ В кн.: Хузин Ф.Ш. Волжская Булгария в домонгольское время (X - начало XIII веков). - Казань, 1997. - С.167-178.
1.3. Отчет об археологических исследованиях Кирменского городища в 1995- 2011годах. // Фонд ЛАЭ ЕФ К(П)ФУ;
1.4. Отчет об археологических исследованиях Елабужского археологического комплекса в 1997-2006 годах.//Фонд ЛАЭ ЕФ К(П)ФУ;
1.5. Отчет об археологических исследованиях Староромашкинского городища в 2013 годах. // Фонд ЛАЭ ЕФ К(П)ФУ.
1.6. Путешествие Абу-Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131 - 1153 гг) / Публ. О.Г.Большакова и А.Л. Монгайта. - М.: Гл. ред. вост. лит.-ры, 1971.
Литература:
2.1. Бобринский А.А., 1978. Гончарство Восточной Европы: источники и
методы изучения. - М.: Наука. - 275 с.
2.2. Валиулина С.И. Поливная керамика Билярского городища (по материалам 40 раскопа)// Проблемы археологии Среднего Поволжья. - Казань, 1991 - С. 78¬96.
2.3. Васильева И.Н. О технологии производства неполивной керамики Болгарского городища // Город Болгар: Очерки ремесленной деятельности. - М.: Наука, 1988. - С. 103-151.
2.4. Васильева И.Н. Гончарство Волжской Болгарии в X-XIV вв. - Екатеринбург: Наука. Урал. изд. Фирма, 1993. - 246 с.
2.5. Казаков Е. П. Булгарское село X-XIII веков низовий Камы. - Казань: Тат. кн. изд., 1991. - 176 с.
2.6. Казаков Е.П. Волжские болгары, угры и финны в IX-XIV вв.: проблемы взаимодействия. - Казань: Институт истории АН РТ. - 2007. - 208 с.
2.7. Керамика как исторический источник: Тезисы докладов Всесоюзной научной археологический конференции / Куйбышевский гос. пединститут им.
B. В. Куйбышева. - Куйбышев, 1991. - 90 с.
2.8. Кокорина Н.А. Лепная и близкая к ней керамика Билярского городища// Исследования Великого города. - М., 1976. - С.212-227.
2.9. Кокорина Н.А. К методике выделения археолого-этнического типа (АЭТ) в булгарской посуде// Керамика как исторический источник . - Свердловск - Куйбышев, 1991. - С.9-16.
2.10. Кокорина Н.А., Хлебникова Т.А. Керамика тюркоязычного населения Волжской Булгарии Х-XIII вв.// Археология Волжской Булгарии: проблемы, поиски, решения. - Казань, 1993. - С.106-116.
2.11. Кокорина Н.А. О финно-угорском компоненте в булгарской и булгаро-татарской культурах (по материалам керамики)// Археология и этнография Марийского края. - Йошкар-Ола, 1994. - Вып. 23. - С. 185-213.
2.12. Кокорина Н.А. Керамика Волжской Булгарии второй половины XI - начала XV в. (к проблеме преемственности булгарской и булгаро-татарской культур). - Казань: Институт истории АН РТ, 2002. - 383 с.
2.13. Кокорина Н.А. Гончарное производство Волжской Булгарии X - начала XIII веков: становление и развитие // Средневековая археология евразийских степей: Материалы и исследования по археологии Поволжья. - Вып. 3. - М. - Йошкар-Ола, 2006. - С. 108-157.
2.14. Кочкина А.Ф. Гончарная посуда // Посуда Биляра. - Казань, 1986. - С. 24¬
53.
2.15. Макарова В.Н., Халиков А.Х. Поливная или глазурированная керамика Билярского производства // Посуда Биляра. - Казань: ИЯЛИ КФАН, 1986 -
C. 53-60.
2.16. Набиуллин Н.Г. Город Джукетау в XIII-XIV вв. (к проблеме перехода домонгольского города в золотоордынский период)// Татарская археология. - 2001. - № 1-2 (8-9). - С. 53-74.
2.17. Нигамаев А.З. Исследования в исторической части г. Елабуги// Археологические открытия в Татарстане. 2000. - Казань, 2001. - С. 72-76.
2.18. Нигамаев А.З. Болгарские города Предкамья: Алабуга, Кирмень, Чалы: Своеобразие материальной культуры населения. - Казань: Изд-во Казанск.ун- та, 2005. - 228 с.
2.19. Нигамаев А.З. Новые археологические исследования на Елабужском городище и в г. Елабуге 1994-1997 гг. // Древняя Алабуга: проблемы изучения, сохранения и музеефикации археологических памятников: тез. науч. конф. - Елабуга, 1997. - С. 38- 42
2.20. Нигамаев А.З. Каменная мечеть-крепость на Елабужском городище // СКВР. - 2000. - С.127-133
2.23. Руденко К.А. История археологического изучения Волжской Булгарии (X - начало XIII в.) Казань: Республиканский центр мониторинга качества образования, 2014. - 767 с.
2.24. Смирнов А.П. Волжские булгары // Труды ГИМ. - М., 1951. - Вып. 19.- 227 с.
2.25. Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья: Керамика. Торговля. Быт /Г.А. Федоров-Давыдов. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 256 с.
2.26. Хлебникова Т.А. Керамика памятников Волжской Болгарии. К вопросу об этнокультурном составе населения. - М.: Наука. - 1984. - 240 с.
2.27. Хлебникова Т.А. Неполивная керамика Болгара//Город Болгар: очерки ремесленной деятельности/Отв. ред. Г.А. Федоров-Давыдов. - М.: Наука. - С. 8-99.
2.28. Хлебникова Т.А. Неполивная керамика Болгара // Город Болгар: Очерки ремесленной деятельности. - М.: Наука. - 1988. - С. 7 - 102.
2.29. Хлебникова Т.А. Некоторые итоги исследования булгарских памятников Нижнего Прикамья. // Советская археология. - 1974. - Вып. 1. - С. 58-68.
2.30. Хузин Ф.Ш. Лепная керамика // Посуда Биляра. - Казань: АН СССР, Казанский филиал, 1986. - С. 4 - 23.
2.31. Хузин Ф.Ш. Итоги и перспективы изучения булгарского домонгольского города // Археология Волжской Булгарии: проблемы, поиски, решения. - Казань: ИЯЛИ, 1993. - С. 5 - 32.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ