НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ 7
1.1 Сущность нравственного воспитания обучающихся 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старших школьников и
особенности нравственного воспитания в данном возрасте 10
1.3 Методические основы нравственного воспитания старших школьников 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Реализация программы, направленной на нравственное воспитание
обучающихся 33
2.3 Результаты исследования и их интерпретация 43
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ 7
1.1 Сущность нравственного воспитания обучающихся 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старших школьников и
особенности нравственного воспитания в данном возрасте 10
1.3 Методические основы нравственного воспитания старших школьников 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Реализация программы, направленной на нравственное воспитание
обучающихся 33
2.3 Результаты исследования и их интерпретация 43
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Социально-экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, значительно изменили его социокультурную жизнь, сказались на уровне жизни населения, отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения, девальвации нравственных ценностей, отчуждения молодежи от институтов воспитания. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для разрешения этих проблем необходимо создание воспитательного механизма, адекватного новому времени. В этой связи в «Профессиональном стандарте педагога» ставится задача усиления воспитания учащейся молодежи на современном этапе социально-экономического развития страны [37].
В этих условиях особенно остро встает необходимость воспитания нравственных качеств у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и другим людям, к обществу, природе. Приоритет воспитания нравственных качеств определяется тем, что они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, они включаются в национальные ценности, ценности семьи, труда, образования, общества.
Нравственные качества носят общечеловеческий характер, они принимаются и развиваются всеми людьми в условиях общественно¬исторических изменений цивилизации. Нравственные качества не существуют в отрыве от других ценностных отношений. Они как бы накладываются на все виды ценностей, облагораживая их, придавая человеческой деятельности гуманистический смысл, эмоциональную насыщенность. Воспитание нравственных качеств происходит в течение всей жизни человека, однако наиболее сензитивным периодом в воспитании ценностей является старший школьный возраст (И.С. Кон).
Особенностью нравственных качеств, как добродетелей человека, его душевных личностных качеств является то, что они социальны по своей природе, но индивидуальны по формам выражения.
Данная проблема сложна и многоаспектна. Философский аспект нравственных качеств раскрывается в работах В. Брожика, Г. Гегеля, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравосмыслова, И.А. Ильина, А. Камю, И. Канта, М.С. Кагана, В.Н. Сагатовского, В.П. Тугаринова, К. Ясперса. Психологические подходы к воспитанию нравственных качеств, основанные на теории отношений (А.А. Бодалев, В.М. Мясищев), рассматриваются в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.С. Лейтеса, Д.И. Фельдштейна, В.Д. Шадрикова. Педагогический аспект к воспитанию нравственных качеств раскрыт в исследованиях В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Т.И. Власовой, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, Н.Д. Никандрова, К.Д. Ушинского, Н.Е. Щурковой. В работах Н.Е. Барышникова, И.А. Колесниковой, А.И. Селивановой, Е.Н. Степанова изучалась роль внеурочной деятельности в воспитании ценностей учащихся.
Таким образом, возникло противоречие между растущей потребностью воспитания нравственных качеств у старших школьников и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической практике.
Цель исследования: теоретически изучить и практически выявить эффективные способы и методы нравственного воспитания обучающихся в образовательном процессе школы.
Объект исследования - процесс воспитания обучающихся.
Предмет исследования - нравственное воспитание обучающихся.
Гипотеза: нравственная воспитанность старших школьников может быть повышена с помощью реализации специальной психолого-педагогической программы.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы нравственного воспитания обучающихся в теоретической литературе.
2. Рассмотреть методические основы нравственного воспитания старших школьников.
3. Реализовать психолого-педагогическую программу по нравственному воспитанию обучающихся и проверить ее эффективность.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и психологической
литературы;
- тестирование;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- количественный и качественный анализ результатов опытно¬
экспериментальной работы.
Практическая значимость исследования заключаются в том, что результаты исследования могут быть полезны учителям старшего звена в процессе реализации воспитательной работы, а также студентам - практикантам, проходящим педагогическую практику по работе со старшими школьниками.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В этих условиях особенно остро встает необходимость воспитания нравственных качеств у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и другим людям, к обществу, природе. Приоритет воспитания нравственных качеств определяется тем, что они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, они включаются в национальные ценности, ценности семьи, труда, образования, общества.
Нравственные качества носят общечеловеческий характер, они принимаются и развиваются всеми людьми в условиях общественно¬исторических изменений цивилизации. Нравственные качества не существуют в отрыве от других ценностных отношений. Они как бы накладываются на все виды ценностей, облагораживая их, придавая человеческой деятельности гуманистический смысл, эмоциональную насыщенность. Воспитание нравственных качеств происходит в течение всей жизни человека, однако наиболее сензитивным периодом в воспитании ценностей является старший школьный возраст (И.С. Кон).
Особенностью нравственных качеств, как добродетелей человека, его душевных личностных качеств является то, что они социальны по своей природе, но индивидуальны по формам выражения.
Данная проблема сложна и многоаспектна. Философский аспект нравственных качеств раскрывается в работах В. Брожика, Г. Гегеля, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравосмыслова, И.А. Ильина, А. Камю, И. Канта, М.С. Кагана, В.Н. Сагатовского, В.П. Тугаринова, К. Ясперса. Психологические подходы к воспитанию нравственных качеств, основанные на теории отношений (А.А. Бодалев, В.М. Мясищев), рассматриваются в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.С. Лейтеса, Д.И. Фельдштейна, В.Д. Шадрикова. Педагогический аспект к воспитанию нравственных качеств раскрыт в исследованиях В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Т.И. Власовой, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, Н.Д. Никандрова, К.Д. Ушинского, Н.Е. Щурковой. В работах Н.Е. Барышникова, И.А. Колесниковой, А.И. Селивановой, Е.Н. Степанова изучалась роль внеурочной деятельности в воспитании ценностей учащихся.
Таким образом, возникло противоречие между растущей потребностью воспитания нравственных качеств у старших школьников и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической практике.
Цель исследования: теоретически изучить и практически выявить эффективные способы и методы нравственного воспитания обучающихся в образовательном процессе школы.
Объект исследования - процесс воспитания обучающихся.
Предмет исследования - нравственное воспитание обучающихся.
Гипотеза: нравственная воспитанность старших школьников может быть повышена с помощью реализации специальной психолого-педагогической программы.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы нравственного воспитания обучающихся в теоретической литературе.
2. Рассмотреть методические основы нравственного воспитания старших школьников.
3. Реализовать психолого-педагогическую программу по нравственному воспитанию обучающихся и проверить ее эффективность.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и психологической
литературы;
- тестирование;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- количественный и качественный анализ результатов опытно¬
экспериментальной работы.
Практическая значимость исследования заключаются в том, что результаты исследования могут быть полезны учителям старшего звена в процессе реализации воспитательной работы, а также студентам - практикантам, проходящим педагогическую практику по работе со старшими школьниками.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В процессе анализа состояния проблемы нравственного воспитания школьников в теоретической литературе выяснилось, что нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали
Специфическая особенность процесса нравственного воспитания - его длительность и непрерывность, а результаты его отсрочены во времени. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен.
Старший школьный возраст - время вступления старшеклассников во взрослую жизнь. Несмотря на то, что в их поведении уже практически нет детских черт, многие юноши и девушки ещё не достаточно готовы к решению многих проблем взрослой жизни. Одним из серьёзных вопросов, над которым задумываются юноши и девушки - это вопрос о нравственности и морали. У старших школьников впервые осуществляется принятие и усвоение нравственных принципов, норм, идеалов. Проблемы добра и зла волнуют юношей и девушек в плане их собственного нравственного самоопределения.
Нравственное воспитание эффективно только тогда, когда осуществляется как двухсторонний, целостный и непрерывный процесс. В процессе нравственного воспитания используются такие методы, как: приучения и упражнения, убеждение, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. Среди педагогических условий, направленных на воспитание нравственных качеств старших дошкольников можно выделить такие, как: взаимодействие классного руководителя с семьей
старшеклассников, педагогическая поддержка классным руководителем старшеклассников в их смыслопоисковой деятельности по воспитанию
нравственных качеств, этическая защита старшеклассников и др.
Для решения второй задачи - оценки нравственного развития школьников мы использовали методику, основанная на диагностической карте культуры поведения (Шиловой М.И.) и методику оценки воспитанности учащихся (автор Балаева Г.В.).
В результате констатирующей диагностики мы сделали заключение о том, что в экспериментальной группе преобладает низкий уровень нравственной воспитанности, а в контрольной средний.
Исходя из результатов эксперимента, мы выявили необходимость проведения в экспериментальной группе работы по повышению уровня нравственной воспитанности.
Для решения третей задачи, на формирующем этапе мы реализовали психолого-педагогическую программу, предусматривающую использование различных форм и методов нравственного воспитания, и включающую цикл занятий, направленных на развитие нравственности старших школьников через игры, беседы, этюды, рассказы и др.
После реализации формирующего эксперимента мы провели контрольную диагностику. По ее результатам мы выявили, что на контрольном этапе эксперимента у школьников из экспериментальной группы преобладает средне-низкий уровень нравственной воспитанности, а в контрольной группе средний уровень нравственной воспитанности.
Сравнение результатов на констатирующем и контрольном этапах исследования показало существенную положительную динамику в развитии нравственной воспитанности школьников из экспериментальной группы и незначительную из контрольной.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Специфическая особенность процесса нравственного воспитания - его длительность и непрерывность, а результаты его отсрочены во времени. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен.
Старший школьный возраст - время вступления старшеклассников во взрослую жизнь. Несмотря на то, что в их поведении уже практически нет детских черт, многие юноши и девушки ещё не достаточно готовы к решению многих проблем взрослой жизни. Одним из серьёзных вопросов, над которым задумываются юноши и девушки - это вопрос о нравственности и морали. У старших школьников впервые осуществляется принятие и усвоение нравственных принципов, норм, идеалов. Проблемы добра и зла волнуют юношей и девушек в плане их собственного нравственного самоопределения.
Нравственное воспитание эффективно только тогда, когда осуществляется как двухсторонний, целостный и непрерывный процесс. В процессе нравственного воспитания используются такие методы, как: приучения и упражнения, убеждение, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. Среди педагогических условий, направленных на воспитание нравственных качеств старших дошкольников можно выделить такие, как: взаимодействие классного руководителя с семьей
старшеклассников, педагогическая поддержка классным руководителем старшеклассников в их смыслопоисковой деятельности по воспитанию
нравственных качеств, этическая защита старшеклассников и др.
Для решения второй задачи - оценки нравственного развития школьников мы использовали методику, основанная на диагностической карте культуры поведения (Шиловой М.И.) и методику оценки воспитанности учащихся (автор Балаева Г.В.).
В результате констатирующей диагностики мы сделали заключение о том, что в экспериментальной группе преобладает низкий уровень нравственной воспитанности, а в контрольной средний.
Исходя из результатов эксперимента, мы выявили необходимость проведения в экспериментальной группе работы по повышению уровня нравственной воспитанности.
Для решения третей задачи, на формирующем этапе мы реализовали психолого-педагогическую программу, предусматривающую использование различных форм и методов нравственного воспитания, и включающую цикл занятий, направленных на развитие нравственности старших школьников через игры, беседы, этюды, рассказы и др.
После реализации формирующего эксперимента мы провели контрольную диагностику. По ее результатам мы выявили, что на контрольном этапе эксперимента у школьников из экспериментальной группы преобладает средне-низкий уровень нравственной воспитанности, а в контрольной группе средний уровень нравственной воспитанности.
Сравнение результатов на констатирующем и контрольном этапах исследования показало существенную положительную динамику в развитии нравственной воспитанности школьников из экспериментальной группы и незначительную из контрольной.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Духовно-нравственное воспитание обучающихся с нарушением зрения в процессе художественно-эстетической деятельности
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Духовно-нравственное воспитание обучающихся с нарушением зрения в
процессе художественно-эстетической деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГОВ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2017 - «Духовно-нравственное воспитание обучающихся пятых классов на уроках физической культуры»
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Нравственное воспитание обучающихся 3 классов в условиях внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - КЛАССНЫЙ ЧАС КАК ФОРМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - Формирование цоликультурных компетенций обучающихся-подростков в образовательном процессе школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



