ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ 7
1.1 Сущность нравственного воспитания обучающихся 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старших школьников и
особенности нравственного воспитания в данном возрасте 10
1.3 Методические основы нравственного воспитания старших школьников 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Реализация программы, направленной на нравственное воспитание
обучающихся 33
2.3 Результаты исследования и их интерпретация 43
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Социально-экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, значительно изменили его социокультурную жизнь, сказались на уровне жизни населения, отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения, девальвации нравственных ценностей, отчуждения молодежи от институтов воспитания. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для разрешения этих проблем необходимо создание воспитательного механизма, адекватного новому времени. В этой связи в «Профессиональном стандарте педагога» ставится задача усиления воспитания учащейся молодежи на современном этапе социально-экономического развития страны [37].
В этих условиях особенно остро встает необходимость воспитания нравственных качеств у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и другим людям, к обществу, природе. Приоритет воспитания нравственных качеств определяется тем, что они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, они включаются в национальные ценности, ценности семьи, труда, образования, общества.
Нравственные качества носят общечеловеческий характер, они принимаются и развиваются всеми людьми в условиях общественно¬исторических изменений цивилизации. Нравственные качества не существуют в отрыве от других ценностных отношений. Они как бы накладываются на все виды ценностей, облагораживая их, придавая человеческой деятельности гуманистический смысл, эмоциональную насыщенность. Воспитание нравственных качеств происходит в течение всей жизни человека, однако наиболее сензитивным периодом в воспитании ценностей является старший школьный возраст (И.С. Кон).
Особенностью нравственных качеств, как добродетелей человека, его душевных личностных качеств является то, что они социальны по своей природе, но индивидуальны по формам выражения.
Данная проблема сложна и многоаспектна. Философский аспект нравственных качеств раскрывается в работах В. Брожика, Г. Гегеля, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравосмыслова, И.А. Ильина, А. Камю, И. Канта, М.С. Кагана, В.Н. Сагатовского, В.П. Тугаринова, К. Ясперса. Психологические подходы к воспитанию нравственных качеств, основанные на теории отношений (А.А. Бодалев, В.М. Мясищев), рассматриваются в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.С. Лейтеса, Д.И. Фельдштейна, В.Д. Шадрикова. Педагогический аспект к воспитанию нравственных качеств раскрыт в исследованиях В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Т.И. Власовой, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, Н.Д. Никандрова, К.Д. Ушинского, Н.Е. Щурковой. В работах Н.Е. Барышникова, И.А. Колесниковой, А.И. Селивановой, Е.Н. Степанова изучалась роль внеурочной деятельности в воспитании ценностей учащихся.
Таким образом, возникло противоречие между растущей потребностью воспитания нравственных качеств у старших школьников и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической практике.
Цель исследования: теоретически изучить и практически выявить эффективные способы и методы нравственного воспитания обучающихся в образовательном процессе школы.
Объект исследования - процесс воспитания обучающихся.
Предмет исследования - нравственное воспитание обучающихся.
Гипотеза: нравственная воспитанность старших школьников может быть повышена с помощью реализации специальной психолого-педагогической программы.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы нравственного воспитания обучающихся в теоретической литературе.
2. Рассмотреть методические основы нравственного воспитания старших школьников.
3. Реализовать психолого-педагогическую программу по нравственному воспитанию обучающихся и проверить ее эффективность.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и психологической
литературы;
- тестирование;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- количественный и качественный анализ результатов опытно¬
экспериментальной работы.
Практическая значимость исследования заключаются в том, что результаты исследования могут быть полезны учителям старшего звена в процессе реализации воспитательной работы, а также студентам - практикантам, проходящим педагогическую практику по работе со старшими школьниками.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В процессе анализа состояния проблемы нравственного воспитания школьников в теоретической литературе выяснилось, что нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали
Специфическая особенность процесса нравственного воспитания - его длительность и непрерывность, а результаты его отсрочены во времени. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен.
Старший школьный возраст - время вступления старшеклассников во взрослую жизнь. Несмотря на то, что в их поведении уже практически нет детских черт, многие юноши и девушки ещё не достаточно готовы к решению многих проблем взрослой жизни. Одним из серьёзных вопросов, над которым задумываются юноши и девушки - это вопрос о нравственности и морали. У старших школьников впервые осуществляется принятие и усвоение нравственных принципов, норм, идеалов. Проблемы добра и зла волнуют юношей и девушек в плане их собственного нравственного самоопределения.
Нравственное воспитание эффективно только тогда, когда осуществляется как двухсторонний, целостный и непрерывный процесс. В процессе нравственного воспитания используются такие методы, как: приучения и упражнения, убеждение, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. Среди педагогических условий, направленных на воспитание нравственных качеств старших дошкольников можно выделить такие, как: взаимодействие классного руководителя с семьей
старшеклассников, педагогическая поддержка классным руководителем старшеклассников в их смыслопоисковой деятельности по воспитанию
нравственных качеств, этическая защита старшеклассников и др.
Для решения второй задачи - оценки нравственного развития школьников мы использовали методику, основанная на диагностической карте культуры поведения (Шиловой М.И.) и методику оценки воспитанности учащихся (автор Балаева Г.В.).
В результате констатирующей диагностики мы сделали заключение о том, что в экспериментальной группе преобладает низкий уровень нравственной воспитанности, а в контрольной средний.
Исходя из результатов эксперимента, мы выявили необходимость проведения в экспериментальной группе работы по повышению уровня нравственной воспитанности.
Для решения третей задачи, на формирующем этапе мы реализовали психолого-педагогическую программу, предусматривающую использование различных форм и методов нравственного воспитания, и включающую цикл занятий, направленных на развитие нравственности старших школьников через игры, беседы, этюды, рассказы и др.
После реализации формирующего эксперимента мы провели контрольную диагностику. По ее результатам мы выявили, что на контрольном этапе эксперимента у школьников из экспериментальной группы преобладает средне-низкий уровень нравственной воспитанности, а в контрольной группе средний уровень нравственной воспитанности.
Сравнение результатов на констатирующем и контрольном этапах исследования показало существенную положительную динамику в развитии нравственной воспитанности школьников из экспериментальной группы и незначительную из контрольной.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абрамова, Т. Диалог как метод гражданского воспитания учащихся/ Т. Абрамова // Воспитание школьников. - 2007. - № 10. - С.25-30.
2. Акутина, С. П. «Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся». Программа занятий со школьниками/ С. П. Акутина // Классный руководитель. - 2007. - № 3. - С. 5-24.
3. Акутина, С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы /
С.П. Акутина ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Нижегор. гос. пед. ун-т». - Н. Новгород : НГПУ, 2009. - 305 с.
4. Апанасенко, О.Н. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников / О.Н. Апанасенко ; Федер. агентство по образованию,, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Бийс. пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина». - Бийск : БПГУ, 2010. - 155 с.
5. Афаунова, К.Р. Роль семьи в формировании ценностных ориентаций у детей / К.Р. Афаунов // Семейное воспитание : традиции и современность : материалы регион. науч.-практ. конф. / Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Сев. - Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова», Северо-Осетинский гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова (Владикавказ). - Владикавказ : Изд-во СОГУ, 2009. - - С .133-140.
6. Берсенева, Т. А. Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении старшеклассников и учителей: монография/ Берсенева Тамара Александровна; Санкт-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования, Каф. психологии. - Санкт-Петербург: СПбАППО, 2011. - 187 с.
7. Бреннер, Д.А. Динамика развития основных направлений работы классного руководителя / Д.А. Бреннер, Н.М. Ичетовкина // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 1. - С. 214-218 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-razvitiya-osnovnyh- napravleniy-raboty-klassnogo-rukovoditelya (09.04.2014).
8. Бывшева, Ю. А. Современные методы духовно-нравственного развития детей среднего и старшего возраста / Ю. А. Бывшева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств .- 2012 .-№ 6 .- С. 225-228
9. Ветров, Р.Ю. Психологические условия нравственного развития
старшеклассников : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ветров Р.Ю.; [Северо-Кавказ. гос. техн. ун-т]. - Ставрополь, 2012. - 24 с. ; Фрагмент [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-usloviya-nravstvennogo- razvitiya-starsheklassnikov (17.11.2011).
10. Власова, Т. И. Ценностный подход к духовно ориентированному воспитанию современных школьников/ Т. И. Власова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2010. - N 9. - С.42-48.
11. Городчук, Г. Авторская образовательная программа духовного воспитания обучающихся 7-9 классов «Подумаем о счастье бытия»/ Г. Городчук // Воспитательная работа в школе. - 2013. - № 9. - С.131-138.
12. Губанова Е. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России / Е. В. Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников . - 2011 .- N 5 .- С. 8-14.
13. Гурина, Т.П. Представления старшеклассников о ценностях /Т.П. Гурина // Педагогика. - 2010. - № 4. - С. 45-48.
14. Давыдова, Л. Общие переживания объединяют: нравственное воспитание в инклюзивной среде / Л. Давыдова, М. Колокольцева // Здоровье детей - Первое сентября .- 2012 .- № 1 .- С. 49-51.
15. Деменок, Т. Ю. Формирование ценностных ориентаций обучающихся/ Т. Ю. Деменок // Среднее образование: управление, методика, инновации. - 2013. - № 1. - С.27-36.
16. Деятельность общеобразовательных учреждений и семьи по формированию мировоззрения, самосознания и духовно-нравственной культуры учащейся молодежи : материалы сессии науч. совета / Науч. совет по проблемам формирования мировоззрения учащихся и студентов при Президиуме Рос. акад. образования ; под ред. Р. М. Роговой, С. С. Невской. - М. : [б. и.], 2011. - 132 с.
17. Джанибекова, М. Д. Роль семьи в формировании нравственной культуры старшеклассников / М.Д. Джанибекова // Семейное воспитание : традиции и современность : материалы регион. науч.-практ. конф. / Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Сев.-Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова», Северо-Осетинский гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова (Владикавказ). - Владикавказ : Изд-во СОГУ,
2009. - С. 211-213.
18. Егорова, Т.О. Особенности нравственных ориентаций старшеклассников в условиях ломки общественного сознания : опыт психол. анализа / Т.О. Егорова, И.Я. Каплунович, Т.А. Пушкина ; Новгор. регион. центр развития образования. - Новгород : Изд-во Новгор. регион. центра развития образования, 2013. - 74 с.
19. Земляков, А. Е. Нравственно-этическая культура подростков:
сущность, критерии и уровни сформированности/ А. Е. Земляков, Н. В. Самаркина //Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2012. - № 1 (73), ч. 1 : Серия
«Гуманитарные и педагогические науки». - С.46-49.
20. Иванова, Н. Г. Проект «Милосердие»: формирование нравственных качеств личности / Н. Г. Иванова, Л. И. Семенова // Начальная школа .- 2011 .- N 10 .- С. 10-13.
21. Игнатьева, Е. Е. Духовно-нравственное воспитание старших школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников . - 2010 .- N 9 .- С. 8¬11
22. Кандаурова, Е.Н. Система деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. - М., 2003-2014. - URL: http://festival.1september.ru/articles/586311/ (09.04.2014).
23. Кетова Т. В. Классные часы духовно-нравственной направленности / Т. В. Кетова // Начальная школа . - 2011 .- N 9 .- С. 76-78
24. Клепиков, В. Н. Психолого-педагогический механизм приобщения детей к общечеловеческим ценностям / В. Н. Клепиков // Воспитание школьников . - 2011 .- N 8 .- С. 18-22.
25. Крысанова, О. А. Воспитательный потенциал новых дидактических средств интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся / О. А. Крысанова // Воспитание школьников. - 2012 .- № 5 .- С. 39-45.
26. Лебедева, Н.Н. Методы ценностного самоопределения старшеклассников / Н.Н. Лебедева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Ом. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-воОмГПУ, 2009. - 72 с.
27. Легоцкая, В. Лучшая страна: мастерская нравственных ценностей/
В. Легоцкая // Классное руководство и воспитание школьников - Первое сентября. - 2014. - № 4 (139). - С.16-17.
28. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. - М.: Просвещение, 2009. - 384 с.
29. Матвеева, Л. И Развитие школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения /Л.И. Матвеева. - Л.: ЛГПИ им.
A. И. Герцена, 2009. - 392 с.
30. Метлик, И. В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / И.
B. Метлик // Воспитание школьников. - 2012 .- № 2 .- С. 9-18
31. Новикова, Л.М. Гендерные особенности морального сознания
молодежи : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Новикова Л.М. - М., 2009. - 24 с. - Библиогр.: с. 24 ; Фрагмент [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/content/gendernye-osobennosti-moralnogo-soznaniya- molodezhi (17.11.2011).
32. Нравственное воспитание в семье и школе [Электронный ресурс] // Propsixology : [сайт]. - 13.10.2010. - URL: http://pro-psixology.ru/rol-socialnyx- institutov-i-ideologicheskix/175-nravstvennoe-vospitanie-v-seme-i-shkole.html (20.10.2011).
33. Осипова, Л. Б. Ценностные ориентации школьников старшего подросткового возраста/ Л.Б. Осипова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Тюмен. гос. нефтегазовый ун-т. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. - 175 c.
34. Пахомова, Н.А. Нравственное воспитание детей в семье. Анализ проблемы / Н.А. Пахомова // Никифоровская образовательная школа № 1 : [сайт]. - 2011. - URL: http://virubovo2008.narod.ru/DOKLADPAHOMOVA.htm (20.10.2011).
35. Петрова, Е. В. Аксиологический аспект управления процессом нравственного самовоспитания старшеклассников/ Е. В. Петрова // Воспитание школьников. - 2010. - № 3. - С.35-41.
36. Петрова, Е. В. Педагогическое стимулирование нравственного самовоспитания старшеклассников/ Е. В. Петрова // Воспитание школьников. - 2009. - N 7. - С. 28-31.
37. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября
2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz3XT74NjE2 http://www.dissercat.com/content/formirovanie-nravstvenno-esteticheskoi-kultury- starsheklassnikov-v-vospitatelnom-pros... (20.10.2011).
38. Самаркина, Н. В. Воспитание нравственно-этической культуры подростков на основе изучения произведений русских писателей конца XIX - начала XX века/ Н. В. Самаркина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2011. - N 3 (71), ч. 2: Серия «Гуманитарные и педагогические науки». - С.161-165.
39. Селезнева, Е. В. Интеграция дисциплин «Русский язык» и «Литература» как средство развития духовно-нравственной культуры учащихся старших классов/ Е. В. Селезнева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. -
2011. - № 4 (72), ч. 2: Серия «Гуманитарные и педагогические науки». -
С.139-144.
40. Семенов, Г. С. О проблемах формирования у современных школьников миропонимания и нравственной жизненной позиции / Г. С. Семенов // Воспитание школьников . - 2010 .- N 2 .- С. 11-19.
41. Стойлик, А.Ю. Вариативность ценностных ориентаций
современных старшеклассников : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Стойлик А. Ю. ; [Психол. ин-т РАО]. - М., 2009. - 22 c.; Фрагмент
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/content/variativnost- tsennostnykh-orientatsii-sovremennykh-starsheklassnikov (17.11.2011).
42. Танклаева, Л.Н. К проблеме формирования нравственных ценностей старшеклассников / Л.Н. Танклаева. - Владикавказ : Сев.-Осет. респ. ин-т повышения квалификации работников образования, 20011. - 20 с.
43. Фролова, С.Л. О реализации приоритетных направлений воспитания учащихся : формирование идеалов и ценностей / Ф.Л. Фролова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 1. - С. 133¬137. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o- realizatsii-prioritetnyh-napravleniy-vospitaniya-uchaschihsya-formirovanie- idealov-... (09.04.2014).
44. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов.-М.: Гардарики, 2002. - 295 с.
45. Хасанов, Р. Г. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников на примере выдающихся личностей истории/ Р. Г. Хасанов // Социально¬гуманитарные знания. - 2014. - № 2. - С.348-351.
46. Швецова Н. Н. Беседы после уроков / Н. Н. Швецова // Воспитание школьников. - 2011 .- N 1 .- С. 29-31.
47. Шемшурина А. И. Диалоги со школьниками о главном / А. И. Шемшурина // Воспитание школьников. - 2011 .- N 7 .- С. 34-42.
48. Шемшурина, А. И. Золотое правило нравственности, 10 класс/ А. И. Шемшурина // Этическое воспитание. - 2012. - № 5. - С.60-66.
49. Шилин, А. Л. Воспитание нравственности школьников на основе различных методологических подходов / А. Л. Шилин // Вестник Томского государственного педагогического университета . - 2011 .- N 2 .- С. 12-14.
50. Энеева, Л. Нравственное воспитание старшеклассников на уроках истории./ Л. Энеева // Воспитание школьников. - 2007. - №5. - С.27-32.