ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 8
1.1. Понятие и особенности адаптации младших школьников в первом
классе 8
1.2. Специфика педагогического просвещения родителей по обеспечению
успешной адаптации младших школьников в первом классе 16
1.3. Принципы и формы педагогического просвещения родителей по
обеспечению успешной адаптации младших школьников 21
Выводы по первой главе 30
Глава 2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРВОМ КЛАССЕ ПОСРЕДСТВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ 32
2.1. Диагностика уровня адаптации младших школьников в первом
классе 32
2.2. Программа педагогического просвещения родителей по обеспечению
успешной адаптации младших школьников в первом классе 49
2.3. Анализ эффективности проведенной работы с родителями по обеспечению успешной адаптации младших школьников в первом
классе 62
Выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях современного образования и его реформирования актуальной остается проблема успешной адаптации детей к обучению в школе как одной из форм преодоления нарушения гармонии личности ребенка с самим собой и с окружающим миром.
Поступление в школу ребенка представляет собой важный период в жизни каждой семьи. Родители понимают, что в жизни их малыша произойдут серьезные изменения, появятся новые друзья, обязанности, изменится его социальное окружение. Поэтому начало обучения в школе рассматривается многими родителями как наиболее трудный в плане адаптации к новым социальным условиям, привыкания к новым требованиям, режиму и прочее.
Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем развития, с трудом переносят нагрузку, у многих еще не сформировалась способность подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. Все это вызывает у родителей соответствующую тревогу.
Преодоление всех трудностей адаптационного периода невозможно без активного участия в этом родителей. Именно их неравнодушное отношение к своему ребенку, является залогом того, что вхождение первоклассника в школьную жизнь станет для него комфортным и запоминающимся периодом.
В этих сложных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы, которая может быть оказана в форме педагогического просвещения. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему успешной адаптации школьника и развития его личности.
Родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Проблема взаимодействия школы и семьи в вопросах адаптации всегда была и остается в центре внимания.
Чтобы действительно благополучно и позитивно пройти критические период начала обучения в первом классе важно организовать педагогическое просвещение родителей по обеспечению успешной адаптации младших школьников.
Процесс адаптации к школе и школьному обучению — актуальная социально психологическая проблема, которая последовательно разрабатывается в трудах нескольких поколений отечественных и зарубежных исследователей (Г.М. Андреева, Г. Айзенк, Л.О. Выготский, Г. Гартманн, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.В. Мудрик, A.A. Налчаджян, A.B. Петровский, Ж. Пиаже, Т. Парсонс , Д.Б. Эльконин).
В психолого-педагогической литературе изучением процесса адаптации детей занимались Г.Г. Буторин, Л. C. Выготский, Л. И. Божович, Л.М.Ковалева, Н.Н. Тарасенко Н.Г. Лусканова, И. А. Коробейников, Н. Н. Иванова, И. А. Липский, В.С. Мухина, Р.В. Овчароваи др.
А.В. Мудрик, Д.В. Рязанова раскрывают общие вопросы социальной адаптации. Т.В. Костяк рассматривает проблемы психологической адаптации первоклассников, раскрывает особенности психического развития младших школьников, факторы школьной адаптации. М.Р. Битяновой изучены причины трудностей вхождения ребенка в школьную жизнь и основные проявления школьной дезадаптации, автор предлагает методики диагностики, программу коррекции, педагогической поддержки детям, испытывающим трудности в адаптации. Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Н.И. Гуткина изучали вопросы психологической готовности ребенка к школьному обучению. Ими описаны принципы, формы и методы диагностики, коррекции и профилактики психологического неблагополучия ребенка в школе.
Между тем, в педагогической литературе остается недостаточным разработан вопрос о роли педагогического просвещения родителей в адаптационном процессе. Все это обуславливает актуальность изучения темы: «Педагогическое просвещение родителей как условие успешной адаптации первоклассников».
Объектом данного исследования является адаптация младших школьников в первом классе.
Предмет исследования - процесс педагогического просвещения родителей по обеспечению успешной адаптации младших школьников.
Цель данного исследования - изучить роль педагогического просвещения родителей младших школьников в обеспечении успешной адаптации учащихся в первом классе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие и особенности адаптации младших школьников в первом классе;
2. Раскрыть специфику педагогического просвещения родителей по обеспечению успешной адаптации младших школьников в первом классе;
3. Выявить принципы и формы педагогического просвещения родителей по обеспечению успешной адаптации младших школьников;
4. Провести диагностику уровня адаптации младших школьников в первом классе;
5. Разработать и апробировать программу педагогического просвещения родителей по обеспечению успешной адаптации младших школьников в первом классе;
6. Дать анализ эффективности проведенной работы с родителями по обеспечению успешной адаптации младших школьников в первом классе.
Гипотеза исследования. Эффективность успешной адаптации учащихся младших школьников посредством педагогического просвещения родителей зависит от соблюдения следующих условий:
- осуществляется работа с родителями по специально разработанной программе, направленной на углубление понимания ими проблем детей в этот период;
- осуществляется психолого-педагогическая поддержка родителей в период адаптации детей к школе;
- используются такие формы работы с родителями, как тренинг, родительское собрание, индивидуальные консультации.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования)
- практические (диагностика, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении научных знаний в области психологии, педагогики по проблеме адаптации учащихся в первом классе и педагогического просвещения родителей младших школьников по обеспечению успешной адаптации в первом классе.
Практическая значимость состоит в разработке форм, методов приемов педагогического просвещения родителей по обеспечению эффективности адаптации их детей в первом классе. Апробированная программа работы педагога с родителями может быть использована в индивидуальной и групповой работе с участниками образовательного процесса.
База исследования: МБОУ«Кубасская ООШ»Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
Основные результаты выпускной квалификационной работы опубликованы в научной статье «Педагогическое просвещение родителей как условие успешной адаптации первоклассников» в сборнике статей Международного педагогического портала «Солнечный свет»
( свидетельство о регистрации СМИ № ЭЛ ФС 77-65391) [57]
C точки зрения структуры, данная работа состоит из введения двух глав - теоретической и практической части, заключения, списка использованной литературы а также приложений.
Адаптация к школе можно определить как готовность ребенка к усвоению школьных требований и развитию в познавательной, мотивационной , личностной и эмоциональной сферах. Критериями эффективной адаптации учащихся являются: вхождение ребенка в школу, адаптация его к роли ученика, освоение соответствующих учебных действий.
В условиях реализации ФГОС педагогическое просвещение родителей приобретает новое содержание. Ответственность родителей за выполнение своих обязанностей в условиях демократизации, гласности, гуманизации значительно повышается. Педагогическое просвещение родителей по обеспечению успешной адаптации учащихся должно вестись в целостной системе. Содержанием работы классного руководителя выступает оказание образовательной и психолого-педагогической помощи родителям.
В основе педагогического просвещения родителей должны лежать принципы: согласия, сопряжения, сопереживания, сопричастности. Основными формами педагогического просвещения родителей по обеспечению успешной адаптации младших школьников являются: коллективные (родительские собрания, лектории, конференции для обмена опытом, вечера проблем и решений, дни открытых дверей), групповые (групповые консультации, семейные вечера, практические занятия для родителей с привлечением специалистов), индивидуальные (посещение семей, беседы, консультации).
Совместная работа по воспитанию детей в школе и дома оказывает непосредственное влияние на удовлетворенность родителей педагогической деятельностью, благоприятное течение адаптации первоклассников к процессу обучения.
Практическое исследование особенностей адаптации младших школьников в первом классе посредством педагогического просвещения родителей было изучено в МБОУ« Кубасская ООШ»Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
На протяжении шести месяцев в школе проводился эксперимент, цель которого заключалась в повышении уровня адаптированности учащихся первого класса посредством реализации программы педагогического просвещения родителей.
В процессе данного исследования гипотеза подтвердилась. Эффективность успешной адаптации учащихся младших школьников посредством педагогического просвещения родителей зависит от соблюдения следующих условий:
- осуществляется работа с родителями по специально разработанной программе, направленной на углубление понимания ими проблем детей в этот период;
- осуществляется психолого-педагогическая поддержка родителей в период адаптации детей к школе;
- используются такие формы работы с родителями, как тренинг, родительское собрание, индивидуальные консультации.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.): офиц. текст.- М., 2009.
2. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2002. - 208 c.
3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М.: Наука, 2006. - 272 с.
4. Артюхова И. С. В первом классе - без проблем/ И. С. Артюхова. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32с.
5. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. Ярославль,
2003. - 72с.
6. Басина Т.А. Особенности психологического сопровождения педагогов на этапе адаптации первоклассников к школе. Автореф. дисс. на соис.уч.ст.к.п.н. - М., 2010.- 34 с.
7. Безруких М. М. Ребенок идет в школу: учеб. Пособие/ М. М. Безруких, С. П. Ефимова. - 4-е изд., перераб. - М.: Академия, 2000 - 247с.
8. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка - М.: Просвещение, 2007. - 287 с.
9. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2008. - 287с.
10. Венгер А. Л. Готовность детей к школе. Томск. Пеленг, 2008. - 198 с.
11. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 2009. - 232с.
12. Волобуева Н.А. Адаптация к школе учащихся начальных классов при разных программах и технологиях обучения Автореф. дисс. на соис.уч.ст.к.п.н. - М., 2009.- 36 с.
13. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - М, 2008.- 263 с.
14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- Спб.:Питер, 2006. -209 с.
15. Ильина М. Н. Подготовка к школе/ М. Н. Ильина. - Спб.: Питер, 2003. -205с.
16. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. . -- Москва: Просвещение, 2008. - 190 с.
17. Коробейников И. А. Нарушения развития и
социальная адаптация. - Спб.:Питер, 2006. -205 с.
18. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М,
2008. - 169с.
19. Костяк Т. В. Как помочь ребенку адаптироваться в школе : книга для родителей / Т. В. Костяк. — М. : Издательский центр «Академия»,
2008. — 112 с.
20. Маишева В. А. Работа с родителями: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 231 с.
21. Максимова М.В. Психологические условия школьной адаптации (1-3 кл.): дис.... д-ра психол. наук.: 19.00.07 / М.В. Максимова. - М., 1994. - 262 с.
22. Москвина М.В. Педагогическое взаимодействие с семьей: Технологии. Диагностика. Практические занятия. М.: Детство-Пресс, 2015. - 234 с.
23. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе: Книга для учителя.- М.: Сфера, 2007.- 32с.
24. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 2011.- 132с.
25. Пихенько И.Н. Педагогическая адаптация первоклассников к обучению в школе. Автореф. дисс.к.п.н.- Брянск, 2003. - 34 с.
26. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. — М.: Учебник,
2009. — 464 с.
27. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004.- 242с.
28. Психологическое сопровождение школьников // Под ред. Э.М. Александровской, Н.И. Кокуркиной. - М.: Издательский центр, 2002.
29. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова — М.: Просвещение, 2011. — 303с.
30. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2009. - 234 с.
31. Рогач М.С. Внутрисемейные отношения как фактор адаптации первоклассников при раздельном обучении в частной школе. Автореф. дисс.к.п.н.- Москва, 2014. - 37 с.
32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Уч пособие. - М.: Владос, 2016.- 132с.
33. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни. - М.: Московский центр качества образования, 2010.-120 с.
34. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Образование в современной школе.- 2013. — № 6. — С. 37-45.
35. Бессонова В.Г. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс // Начальная школа. - 2016. - № 8. - С.27 -29.
36. Богомолова М.И., Заиграева Н.В. Интерактивные формы работы с родителями младших школьников// Начальная школа. - 2017. - № 10. -
С.30 -32.
37. Борискова М. И., Максимова Н. Ю. Проблема социальной адаптации младших школьников при переходе в среднее школьное звено // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 492-494.
38. Валиулина И. Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 474-477.
39. Галюк Д. А. Социальная адаптация первоклассников // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 291-293.
40. Костюнина Е. А. Помощь родителям во взаимодействии с детьми в период адаптации к школе // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 120¬124.
41. Креславская Т.А. Эффективные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся//Начальная школа. - 2017. - № 2. - С.26 -27.
42. Кузнецова Л. В. Организация образовательного процесса для детей с проблемами школьной и социальной адаптации // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — № 4. — С. 70-74.
43. Куриленко О. С. Работа с родителями в условиях современной школы // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 361-363.
44. Машкинцева А.Е. Работа с родителями-мигрантами при адаптации их детей в школе// Начальная школа — 2015. — № 11. - С. 20¬22.
45. Нечаев М.П. Системный подход к организации работы классного руководителя с родителями обучающихся // Классный руководитель. 2015. - № 7. - С.20 -25.
46. Нохрина О.Ю. Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями // Начальная школа. - 2015. - № 7. - С.19-20.
47. Парамонова А. Е. Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия семьи и школы в России: история и современные тенденции // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 396-401
48. Семаго Н, Семаго М Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к школьному обучению // Приложение 1 сентября,
2009. - № 34 - С.3-4.
49. Скударева Г.Н. Новые возможности активизации взаимодействия родителей и школы // Начальная школа. - 2014. - № 8. - С.26 -27.
50. Софьина В.С. Структура психологической готовности родителей к изменению социального статуса будущих первоклассников // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 446-449.
51. Троицкая И. Ю., Макарова Ю. В. Влияние психологической готовности к школе на процесс адаптации первоклассников к новым социальным условиям // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 715-718.
52. Ушева Т.Ф., Кузьминых A.K. Сопровождение родителей по вопросам семейного воспитания на основе рефлексивного подхода// Начальная школа. - 2017. - № 6. - С.23 -25.
53. Шкуричева Н. А. Изучение взглядов учителя на проблему адаптации школьников к ученическому коллективу // Начальная школа —
2008. — N 8. — С. 15-19.
54. Щуркова Н.Е. Взаимодействие с родителями как педагогическое влияние на семейное воспитание ученика // Классный руководитель. 2015. № 7. - С.22 -25.