ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД КРИЗИСА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД КРИЗИСА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Семья как объект психологического изучения 5
1.2. Детско-родительские отношения как фактор формирования
личности ребенка 9
1.3. Кризисы в дошкольном возрасте 19
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД КРИЗИСА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Организация исследования. Методы исследования 31
2.2. Результаты исследования 34
Выводы по 2 главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД КРИЗИСА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Семья как объект психологического изучения 5
1.2. Детско-родительские отношения как фактор формирования
личности ребенка 9
1.3. Кризисы в дошкольном возрасте 19
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД КРИЗИСА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Организация исследования. Методы исследования 31
2.2. Результаты исследования 34
Выводы по 2 главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Проблема взаимоотношений между детьми и их родителями является одной из наиболее сложных и вечно актуальных проблем психологии. Психологами практически всех направлений подчеркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребенка как человеческого существа, формирования его внутренней жизни являются окружающие его близкие люди, прежде всего родители.
Родители и педагоги во все времена сталкивались с проявлениями возрастных кризисов, таких как негативизм и упрямство, и всегда отношение к ним было отрицательным. Семья и общество видели в них опасный фактор, влияющий на формирование характера ребенка в будущем.
Однако открытыми остаются вопросы о роли детско-родительских отношений в периоды проживания ребенком возрастных кризисов. Специфика родительского отношения заключается в его постоянном и неизбежном изменении с учетом стабильных и кризисных периодов развития. В современной литературе также существует ряд работ, посвященных проблеме детско-родительского отношения. Однако исследования родительского отношения в периоды возрастных кризисов, практически отсутствуют. Актуальность настоящего исследования связана с необходимостью рассмотрения особенностей детско-родительского отношения в период кризиса дошкольного возраста.
Цель - исследовать особенности детско-родительских отношений в период кризиса дошкольного возраста.
Объект исследования - дети дошкольного возраста и их родители.
Предмет исследования - детско-родительские отношения к детям дошкольного возраста в период кризиса.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ родительских отношений к детям, проявления кризиса дошкольного возраста.
2. Провести эмпирическое исследование детско-родительских отношений и некоторых проявлений возрастных кризисов (негативизм, упрямство, тревожность) у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить при помощи методов математической статистики взаимосвязь детско-родительских отношений и проявлений кризиса.
Гипотеза исследования: детско-родительские отношения между родителями и их детьми влияют на степень детской тревожности, проявления негативизма и упрямства.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы в области исследования семейных и детско-родительских отношений (А.Я. Венгер., А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.); возрастных кризисов (Л.С. Выготского, К.Н. Поливановой и др.); психического развития в дошкольном возрасте (Д.Б. Эльконина и др.).
Методы и методики исследования. В работе использовались как теоретические (анализ и систематизация научной литературы), так и эмпирические методы исследования (тестирование). В исследовании использовались следующие методики: тест-опросник родительского отношения ОРО (А.Я. Варга, В.В. Столин), тест тревожности (Р.Тэммпл, В.Амен, М.Дорки), Методика “Паровозик”, методика Сказки Дюсса, опросник для родителей «Проявления негативизма и упрямства у детей» (И.А. Логинова, А.А. Шавырина).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты дополняют представления о детско-родительских отношениях, о возрастных кризисах дошкольника.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами-психологами, воспитателями ДОУ при составлении коррекционных программ, направленных на коррекцию детско- родительских отношений и оптимизацию личности развития дошкольников.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Родители и педагоги во все времена сталкивались с проявлениями возрастных кризисов, таких как негативизм и упрямство, и всегда отношение к ним было отрицательным. Семья и общество видели в них опасный фактор, влияющий на формирование характера ребенка в будущем.
Однако открытыми остаются вопросы о роли детско-родительских отношений в периоды проживания ребенком возрастных кризисов. Специфика родительского отношения заключается в его постоянном и неизбежном изменении с учетом стабильных и кризисных периодов развития. В современной литературе также существует ряд работ, посвященных проблеме детско-родительского отношения. Однако исследования родительского отношения в периоды возрастных кризисов, практически отсутствуют. Актуальность настоящего исследования связана с необходимостью рассмотрения особенностей детско-родительского отношения в период кризиса дошкольного возраста.
Цель - исследовать особенности детско-родительских отношений в период кризиса дошкольного возраста.
Объект исследования - дети дошкольного возраста и их родители.
Предмет исследования - детско-родительские отношения к детям дошкольного возраста в период кризиса.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ родительских отношений к детям, проявления кризиса дошкольного возраста.
2. Провести эмпирическое исследование детско-родительских отношений и некоторых проявлений возрастных кризисов (негативизм, упрямство, тревожность) у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить при помощи методов математической статистики взаимосвязь детско-родительских отношений и проявлений кризиса.
Гипотеза исследования: детско-родительские отношения между родителями и их детьми влияют на степень детской тревожности, проявления негативизма и упрямства.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы в области исследования семейных и детско-родительских отношений (А.Я. Венгер., А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.); возрастных кризисов (Л.С. Выготского, К.Н. Поливановой и др.); психического развития в дошкольном возрасте (Д.Б. Эльконина и др.).
Методы и методики исследования. В работе использовались как теоретические (анализ и систематизация научной литературы), так и эмпирические методы исследования (тестирование). В исследовании использовались следующие методики: тест-опросник родительского отношения ОРО (А.Я. Варга, В.В. Столин), тест тревожности (Р.Тэммпл, В.Амен, М.Дорки), Методика “Паровозик”, методика Сказки Дюсса, опросник для родителей «Проявления негативизма и упрямства у детей» (И.А. Логинова, А.А. Шавырина).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты дополняют представления о детско-родительских отношениях, о возрастных кризисах дошкольника.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами-психологами, воспитателями ДОУ при составлении коррекционных программ, направленных на коррекцию детско- родительских отношений и оптимизацию личности развития дошкольников.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Проблема особенностей детско-родительских отношений в период кризиса в дошкольном возрасте представляет большой интерес для исследователей в области психологии развития.
Анализ научной литературы показывает, что для психологической науки с одной стороны, проблема детско-родительских отношений не нова, но с другой стороны, исследования их особенности в периоды кризиса дошкольного возраста, в настоящее время представляются недостаточно полными. Таким образом, проведенное нами исследование соответствует задачам детской психологии и потребностям психологической практики.
В работе реализован ряд поставленных теоретических и практических задач: проанализированы стили детско-родительских отношений к детям, рассмотрены особенности проявления кризиса дошкольного возраста; проведено эмпирическое исследование детско-родительских отношений и некоторых проявлений возрастных кризисов (негативизм, упрямство, тревожность) у детей старшего дошкольного возраста; при помощи методов математической статистики определена взаимосвязь детско- родительских отношений и проявлений кризиса.
Исследование осуществлялось с использованием теста-опросника родительского отношения к детям (А.Я.Варга и В.В.Столина), теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки), методики “Паровозик”, методики Сказки Дюсса, опросника для родителей «Проявления негативизма и упрямства у детей» (И.А. Логинова, А.А. Шавырина).
В преобладающем авторитарном стиле детско-родительских отношений со стороны ребенка с разной вариативностью проявляются признаки возрастного кризиса в виде тревожности, негативизма и упрямства. Эти результаты позволяют утверждать, что потребности ребенка не всегда удовлетворяются в родительских отношениях, то есть родители не всегда в силу своей занятости считаются с потребностями ребенка.
Проведенный корреляционный анализ показал, что в семьях стиль детско-родительских отношений влияет на психическое состояние ребенка, проявление упрямства и негативизма, особенно в периоды возрастных кризисов. Так при стиле «симбиоз» наиболее благополучно переживаются проявления кризиса дошкольного возраста. Тогда как авторитарный стиль детско-родительских отношений способствует проявлению страха, повышенной тревожности, негативизма при общении с родителями. Взаимодействие с авторитарными родителями рассматривается дошкольниками как посягательство на свою жизнь, выражение своей самостоятельности.
Теоретический обзор и эмпирическое исследование, проведенное в данной работе, подтвердили актуальность проблемы детско-родительских отношений в период кризиса в дошкольном возрасте. В ходе исследования была достигнута цель, доказана гипотеза и решены поставленные задачи.
Полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами-психологами, воспитателями ДОУ при составлении коррекционных программ, направленных на коррекцию детско- родительских отношений и оптимизацию личности развития дошкольников.
Анализ научной литературы показывает, что для психологической науки с одной стороны, проблема детско-родительских отношений не нова, но с другой стороны, исследования их особенности в периоды кризиса дошкольного возраста, в настоящее время представляются недостаточно полными. Таким образом, проведенное нами исследование соответствует задачам детской психологии и потребностям психологической практики.
В работе реализован ряд поставленных теоретических и практических задач: проанализированы стили детско-родительских отношений к детям, рассмотрены особенности проявления кризиса дошкольного возраста; проведено эмпирическое исследование детско-родительских отношений и некоторых проявлений возрастных кризисов (негативизм, упрямство, тревожность) у детей старшего дошкольного возраста; при помощи методов математической статистики определена взаимосвязь детско- родительских отношений и проявлений кризиса.
Исследование осуществлялось с использованием теста-опросника родительского отношения к детям (А.Я.Варга и В.В.Столина), теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки), методики “Паровозик”, методики Сказки Дюсса, опросника для родителей «Проявления негативизма и упрямства у детей» (И.А. Логинова, А.А. Шавырина).
В преобладающем авторитарном стиле детско-родительских отношений со стороны ребенка с разной вариативностью проявляются признаки возрастного кризиса в виде тревожности, негативизма и упрямства. Эти результаты позволяют утверждать, что потребности ребенка не всегда удовлетворяются в родительских отношениях, то есть родители не всегда в силу своей занятости считаются с потребностями ребенка.
Проведенный корреляционный анализ показал, что в семьях стиль детско-родительских отношений влияет на психическое состояние ребенка, проявление упрямства и негативизма, особенно в периоды возрастных кризисов. Так при стиле «симбиоз» наиболее благополучно переживаются проявления кризиса дошкольного возраста. Тогда как авторитарный стиль детско-родительских отношений способствует проявлению страха, повышенной тревожности, негативизма при общении с родителями. Взаимодействие с авторитарными родителями рассматривается дошкольниками как посягательство на свою жизнь, выражение своей самостоятельности.
Теоретический обзор и эмпирическое исследование, проведенное в данной работе, подтвердили актуальность проблемы детско-родительских отношений в период кризиса в дошкольном возрасте. В ходе исследования была достигнута цель, доказана гипотеза и решены поставленные задачи.
Полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами-психологами, воспитателями ДОУ при составлении коррекционных программ, направленных на коррекцию детско- родительских отношений и оптимизацию личности развития дошкольников.
Подобные работы
- Образ родителей у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Организация взаимодействия педагогов с родителями по оптимизации детско-родительских отношений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Детско-родительские отношения как фактор особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ДИАДЕ "МАТЬ-РЕБЕНОК" У ПЕРВОРОДЯЩИХ ЖЕНЩИН
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Организация взаимодействия педагогов с родителями по совершенствованию детско-родительских отношений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ВОСПРИЯТИЕ РЕБЕНКОМ СЕМЬИ В АСПЕКТЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая программа коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Влияние самооценки у детей дошкольного возраста, на статусное положение дошкольника в группе
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024



