Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД КРИЗИСА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №50828

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
484
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД КРИЗИСА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Семья как объект психологического изучения 5
1.2. Детско-родительские отношения как фактор формирования
личности ребенка 9
1.3. Кризисы в дошкольном возрасте 19
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД КРИЗИСА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Организация исследования. Методы исследования 31
2.2. Результаты исследования 34
Выводы по 2 главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность исследования. Проблема взаимоотношений между детьми и их родителями является одной из наиболее сложных и вечно актуальных проблем психологии. Психологами практически всех направлений подчеркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребенка как человеческого существа, формирования его внутренней жизни являются окружающие его близкие люди, прежде всего родители.
Родители и педагоги во все времена сталкивались с проявлениями возрастных кризисов, таких как негативизм и упрямство, и всегда отношение к ним было отрицательным. Семья и общество видели в них опасный фактор, влияющий на формирование характера ребенка в будущем.
Однако открытыми остаются вопросы о роли детско-родительских отношений в периоды проживания ребенком возрастных кризисов. Специфика родительского отношения заключается в его постоянном и неизбежном изменении с учетом стабильных и кризисных периодов развития. В современной литературе также существует ряд работ, посвященных проблеме детско-родительского отношения. Однако исследования родительского отношения в периоды возрастных кризисов, практически отсутствуют. Актуальность настоящего исследования связана с необходимостью рассмотрения особенностей детско-родительского отношения в период кризиса дошкольного возраста.
Цель - исследовать особенности детско-родительских отношений в период кризиса дошкольного возраста.
Объект исследования - дети дошкольного возраста и их родители.
Предмет исследования - детско-родительские отношения к детям дошкольного возраста в период кризиса.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ родительских отношений к детям, проявления кризиса дошкольного возраста.
2. Провести эмпирическое исследование детско-родительских отношений и некоторых проявлений возрастных кризисов (негативизм, упрямство, тревожность) у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить при помощи методов математической статистики взаимосвязь детско-родительских отношений и проявлений кризиса.
Гипотеза исследования: детско-родительские отношения между родителями и их детьми влияют на степень детской тревожности, проявления негативизма и упрямства.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы в области исследования семейных и детско-родительских отношений (А.Я. Венгер., А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.); возрастных кризисов (Л.С. Выготского, К.Н. Поливановой и др.); психического развития в дошкольном возрасте (Д.Б. Эльконина и др.).
Методы и методики исследования. В работе использовались как теоретические (анализ и систематизация научной литературы), так и эмпирические методы исследования (тестирование). В исследовании использовались следующие методики: тест-опросник родительского отношения ОРО (А.Я. Варга, В.В. Столин), тест тревожности (Р.Тэммпл, В.Амен, М.Дорки), Методика “Паровозик”, методика Сказки Дюсса, опросник для родителей «Проявления негативизма и упрямства у детей» (И.А. Логинова, А.А. Шавырина).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты дополняют представления о детско-родительских отношениях, о возрастных кризисах дошкольника.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами-психологами, воспитателями ДОУ при составлении коррекционных программ, направленных на коррекцию детско- родительских отношений и оптимизацию личности развития дошкольников.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема особенностей детско-родительских отношений в период кризиса в дошкольном возрасте представляет большой интерес для исследователей в области психологии развития.
Анализ научной литературы показывает, что для психологической науки с одной стороны, проблема детско-родительских отношений не нова, но с другой стороны, исследования их особенности в периоды кризиса дошкольного возраста, в настоящее время представляются недостаточно полными. Таким образом, проведенное нами исследование соответствует задачам детской психологии и потребностям психологической практики.
В работе реализован ряд поставленных теоретических и практических задач: проанализированы стили детско-родительских отношений к детям, рассмотрены особенности проявления кризиса дошкольного возраста; проведено эмпирическое исследование детско-родительских отношений и некоторых проявлений возрастных кризисов (негативизм, упрямство, тревожность) у детей старшего дошкольного возраста; при помощи методов математической статистики определена взаимосвязь детско- родительских отношений и проявлений кризиса.
Исследование осуществлялось с использованием теста-опросника родительского отношения к детям (А.Я.Варга и В.В.Столина), теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки), методики “Паровозик”, методики Сказки Дюсса, опросника для родителей «Проявления негативизма и упрямства у детей» (И.А. Логинова, А.А. Шавырина).
В преобладающем авторитарном стиле детско-родительских отношений со стороны ребенка с разной вариативностью проявляются признаки возрастного кризиса в виде тревожности, негативизма и упрямства. Эти результаты позволяют утверждать, что потребности ребенка не всегда удовлетворяются в родительских отношениях, то есть родители не всегда в силу своей занятости считаются с потребностями ребенка.
Проведенный корреляционный анализ показал, что в семьях стиль детско-родительских отношений влияет на психическое состояние ребенка, проявление упрямства и негативизма, особенно в периоды возрастных кризисов. Так при стиле «симбиоз» наиболее благополучно переживаются проявления кризиса дошкольного возраста. Тогда как авторитарный стиль детско-родительских отношений способствует проявлению страха, повышенной тревожности, негативизма при общении с родителями. Взаимодействие с авторитарными родителями рассматривается дошкольниками как посягательство на свою жизнь, выражение своей самостоятельности.
Теоретический обзор и эмпирическое исследование, проведенное в данной работе, подтвердили актуальность проблемы детско-родительских отношений в период кризиса в дошкольном возрасте. В ходе исследования была достигнута цель, доказана гипотеза и решены поставленные задачи.
Полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами-психологами, воспитателями ДОУ при составлении коррекционных программ, направленных на коррекцию детско- родительских отношений и оптимизацию личности развития дошкольников.



1. Альманах психологических тестов. - М. : Изд-во «КСП», 1995.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 2001. - 380 с.
3. Анисимов О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. - Новгород, 2000.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб., 2007. - 400 с.
5. Варга А.Я., толин В.В. ительского отношения. Психологические тесты / Ред. А.А.Карелин. - М., 2001. - 228 с.
6. Варга А. Я. Современный брак: новые тенденции // Системная психотерапия супружеских пар ; под общ.ред. : К. Ягнюк; науч. ред. А. Я. Варга. - Вып. 5. - М. :Когито-центр, 2012. - С. 9-27.
7. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции //Вестник МГУ. - Психология. - №4. -
2001. - С.32-37.
8. Василенко В.Е., Манукян В.Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: учеб. пособие. - СПб., 2006.
9. Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология : методические схемы. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М., 2010.
11. Гуськова Т.В. Психологический анализ симптоматики кризиса трех лет // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989 — № 1.-С. 32-37.
12. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. -М. : Академия, 2012. - 464 с.
13. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. - М. : Каро, 2006. - 672 с.
14. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие. - М. : Гардарики, 2006.
15. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 6.
16. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. - СПб.: Питер, 2004.
17. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - 6-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 584 с.
18. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка: учеб. пособие. - М.: - Воронеж, 2014.
19. Мандель Б. Р. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2012. - 352 с.
20. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Евразия, 2008. - 478 с.
21. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 2007. - 365 с.
22. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - 6-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 456 с.
23. Мясищев В.Н. Психологи отношений / В.Н. Мясищев. - М.: МПСИ, 2005. - 158 с.
24. Новикова, Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами. // Семья и формирование личности; под ред. А.А.Бодалева. - М., 2001. - С. 45 - 51.
25. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. - 319 с.
26. Пименова А.Л. Новый быт и становление внутрисемейного равенства. - М., 2001.
27. Познание человека человеком: Возрастной, тендерный,
этнический и профессиональный аспекты / под ред. А.А. Бодалева, Н.В. Васиной. - СПб.: Речь, 2005.
28. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 184 с.
29. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 528 с., с.13
30. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - М. : Гуманит.изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 480 с.
31. Родители и дети: Психология взаимоотношений / под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. - М. : Когито-центр, 2003.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2008. - 720 с.
33. Сапогова Е.Е. Психология развития: ретроспективы и
перспективы становления человека. - Тула: ТулГУ, 2000. - 648 с.
34. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2002. - 350 с.
35. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - 1996. - №5.
36. Смирнова Е.О. Ребенок - взрослый - сверстник: методические рекомендации. - М.: МГ11ПУ, 2003.
37. Собкин B. C. Динамка ценностных ориентации в старшем школьном возрасте. - М., 2007. - 168 с.
38. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. - М., 2002.
39. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Метод диагностики родительского отношения // Социология образования: беседы, техники, методы : Труды по социальному образованию. Т. XI. Вып. XVIII / под ред. B.C. Собкина. - М. : Центр социологии образования РАО, 2006. - С. 83-97.
40. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. - Том 2. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2006. - 464 с.
41. Спиваковская А.С., Столин В.В, Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ. - 2001.
42. Спирева Е.Н., Лидерс А.Г. Связь стиля семейного воспитания с темпераментом ребенка // Семейная психология и семейная терапия. -
2002. -№2.
43. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, - 2003.
44. Трифонова Е.В. Влияние семейных отношений на формирование субъектных позиций у детей.- М.,2003. - 158 с.
45. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности / Избранные психол. труды. - М.-Воронеж: Ин-т практической психологии, МОДЭК, 2006. -512 с.
46. Шабельников В.К. Психологические механизмы генезиса функциональной структуры действия в условиях планомерного формирования. - М., 2002.
47. Шавырина А.А. Влияние детско-родительских отношений на проявление негативизма и упрямства у детей старшего дошкольного возраста // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Российского общества Януша Корчака, Самара, 2011.
48. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. - СПб: Питер, 2009.
49. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М., 2005. - 560 с.
50. Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Академия, 2006. - 144
с.
51. Эриксон Э. Г. Детство и общество; пер. с англ.и науч. ред. А. А. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Лет. сад, 2000. - 415 с.
52. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада. - М.: Дрофа, 2006.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ