ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ДУХОВНОЙ И МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА В НАЧАЛЕ 20-Х ГГ. XX В 11
§ 1. Культурный кризис населения Казанского края после гражданской
войны 11
§ 2. Меры по восстановлению памятников культуры в ТАССР в начале 20-х гг 15
ГЛАВА II. КУЛЬТУРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ТАТАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 20-40 ГГ. XX В 25
§ 1. «Культурная революция» и ее основные составляющие 25
§ 2. Восстановление культурного достижения в межвоенный период 29
§ 3. Успехи в художественной культуре 33
ГЛАВА III. ТЕМА «КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЖЕНИЯ В ТАССР В 20-40 Е ГГ. XX В.» В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
20-40 е годы ХХ века - это противоречивое и сложное явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. ХХ век дал стране гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные школы, направления, течения, стили.
При этом именно в середине ХХ века в стране была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной и художественной интеллигенции. Одним словом, культура данного периода была противоречива, в ней проявлялись как положительные, так и отрицательные явления. Поэтому, в ее оценке необходимо соблюдение принципа объективности, исключение каких-либо идеологических пристрастий. В таком ключе необходимо анализировать и культуру ТАССР 20-40-х годов ХХ века.
Культура обеспечивает целостность и стабильность общества, его преемственность, развитие и совершенствование через гармонизацию, и гуманизацию общих и индивидуальных интересов, через обеспечение культурного, духовного развития его членов.
До начала 90-х годов понятие «культурная революция» историками трактовалась как формирование новой, образованной, сознательной, приверженной социализму личности. Если раньше считалось, что благодаря ей население страны стало образованным и идеологически подкованным, то в настоящее время все больше прослеживается мысль о том, что в годы гражданской войны и после нее культуре был нанесен большой урон: многие видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Все труднее было пробиться к зрителю, читателю, слушателю тем деятелям культуры, которые не уехали, но так и не смогли найти общего языка с установившейся властью.
Если характеризовать культуру Татарстана 20-40-х годов ХХ века, то, на мой взгляд, она, как и во всей России, отличалась сложным и противоречивым характером.
Первым серьезным испытаниям татарская национальная культура подверглась в годы столыпинского разгула государственного шовинизма по отношению к нерусским народам. Затем ее состояние ухудшилось в годы всеобщего народного обнищания - в период первой мировой войны. Но уже после октябрьской революции и вслед за ней начавшейся гражданской войны над культурным развитием республики новая опасность, которая заключалась в объявлении большевиками развивавшуюся до этого времени национальную культуру противоречащей идеалам социализма и целям Советской власти.
Воздействие гражданской войны на культурное развитие республики сказалось не сразу, накапливалось постепенно, прошло долгую эволюцию. Но значимость этого влияния сегодня мало кто решается оспаривать, вне зависимости от того какие оценки даются характеру произошедшего. Даже сами разногласия, существующие среди историков культурной революции, так же являются следствием о её сложности и эпохальности, а не только различий в методологии и политических установках тех или иных авторов. Многое зависит от того, под каким ракурсом рассматриваются тенденции развития отечественной культуры в 1917-1941 гг.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью изучения состояния духовной и материальной культуры населения региона в начале 20-40 х годов XX века. Это позволит составить более целостное представление о культурных достижениях края, основных направлениях «культурной революции». Все вместе взятое помогают выявить как позитивные, так и негативные аспекты государственной политики в области изучения истории и культуры народов республики.
Объект данного исследования территория ТАССР в 20-40- е годы XX века.
Предмет исследования - развитие культуры в регионе в 1920-1940-е годы.
Источниковая база исследования содержит решения съездов, постановления правительства и материалы к ним, переписку и решения местных партийных государственных органов по вопросам культуры и искусства, определяющие основные направления деятельности культурных учреждений того времени1.
К работе были привлечены также документы, опубликованные в сборниках «Культурное строительство в Татарии», в частности Декрет РСФСР от 16 октября 1918 г. «О единой трудовой школе» , Постановление Наркомпроса РСФСР 31 октября 1918 г. «О школах национальных меньшинств» , Декрет РСФСР «О ликвидации неграмотности» от 26 декабря 1919 года и другие. Одним словом данный сборник является ценным источником по истории образования в республике.
При анализе вопросов, связанных с научной, учебной, просветительской и художественной деятельностью использовались также документы Академического центра Народного комиссариата просвещения ТАССР. В нем содержится Постановление Совета Народных комиссаров о сохранение памятников старины и искусства на территории бывшей древней Болгарской столицы от дальнейших разрушений и расхищений. Оно наглядно показывает, как в начале 20-х годов руководство стремилось сохранить памятники старины. Хотя на самом деле, как показало дальнейшее исследование, многие постановления оставались только на бумаге.
В связи с отсутствием обобщающего труда по данной проблеме, была использована обширная литература, касающаяся тех или иных отдельных аспектов темы.
Так, монография З.Г. Гариповой посвящена очень сложному и противоречивому времени, именуемому «советской эпохой». Однако именно тогда Казань стала превращаться в крупный индустриальный, научный и культурный центр страны, стремительно менявший свой патриархальный и провинциальный облик. Автор очень подробно представила историю перевода татарской письменности на латиницу, а затем и алфавит, основанный на кириллице. Значительное место в монографии занимает описание Казани как научного и образовательного центра общесоюзного масштаба. Самое пристальное внимание З. Г. Гарипова уделяет культурному строительству в Казани, поднимавшему различные формы татарского профессионального искусства на новый уровень, соответствовавший задачам массовой идеологической работы.
В статье этого же автора содержится информация о вкладе казанских физиологов в отечественную медицину. Рассматривается деятельность ученых республики, оставившая практический след в технике ведения лесного хозяйства, казанской геологической школы, осуществившей разработку стратиграфии, тектоники, минералогии, одновременно выделяя гидрогеологические особенности территории республики.
О развитии театрального, музыкального и изобразительного искусства говорится в статье З.Г. Гариповой «Развитие культуры и науки ТАССР в 1920-1930-е гг.»1, автор также описывает борьбу различных направлений в художественной литературе.
Вопросам сохранения историко-культурного наследия посвящена статья Р.Р. Хайрутдинова . В ней описываются особенности реализации первого этапа антирелигиозной политики в Татарстане, анализируется роль местных органов охраны памятников по сохранению памятников культового зодчества и церковных ценностей в 1919 - начале 20-х годов.
В совместной статье Р.Р. Хайрутдинова и С.Г. Персовой затрагивается проблема восстановления структуры государственных органов охраны памятников в РСФСР и ТАССР в 1930-е годы. Особое внимание уделено деятельности Межведомственного комитета по охране памятников революции, искусства и культуры при Президиуме ВЦИК РСФСР. Авторы на основе изученных архивных источников и литературы делают вывод о формальном подходе к воссозданию ранее репрессированной системы государственного контроля над объектами культурного наследия.
Проблемы социальной трансформации российской научной интеллигенции в 20-30-е годы XX века рассматриваются в статье О.А. Хабибрахмановой . В исследовании показано то, как в этот период менялись статус, состав, бытовые условия проживания и профессиональная практика ученых.
Несколько статей отражающих культуру, образование и науку ТАССР и татар в 1920-1930-е годы содержатся в книге «История татар. Татары и Татарстан в XX - начале XXI в. Том VII.»1.
Культурологический материал ведущих ученых, искусствоведов, культурологов Татарстана и России собран в книге Л.А. Харисовой . Данная работа была использована при рассмотрении вопросов относительно культурных достижений ТАССР в области театрального, музыкального и изобразительного искусства.
История Татарстана и татарского народа с момента распада российской империи представлена в учебном пособии для студентов . В данном пособии впервые сочетаются региональный и национальный принципы подачи материала. Помимо этого были использованы и другие учебные пособия по истории Татарстана .
Работа А.А. Алмазовой посвящена рассмотрению традиций татарского народа в области художественной культуры, развитие которой в течение многих веков шло в рамках исламской цивилизационной парадигмы. Исследование содержит результаты комплексного анализа основных областей художественного творчества: литературы, декоративно¬
прикладного искусства, архитектуры, живописи и музыки.
В работе А.Н. Валиахметовой представлен исторический материал о развитии татарского музыкального образования и музыкального воспитания, о подготовке учителей музыки для татарских школ в условиях развития татарского национального музыкального образования с середины XIX до первой четверти XX века.
О развитии музыки и об отношении к ней религиозных деятелей рассматривается в исследовании А.Н.Степановой1.
Для рассмотрения данной темы в структуре школьного образования и для написания конспектов были использованы учебник по истории Татарстана для 11 класса под редакцией Ф.Ш. Хузина, И.А Гилязова и В.И. Пискарева , а также тестовые задания под редакцией А.М. Прокофьева .
Цель данной работы - изучение культурного развития ТАССР на основе опубликованных источников и литературы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- охарактеризовать состояние духовной и материальной культуры населения региона в начале 20-х гг. XX века;
- показать культурные достижения в Татарской республике в 20-40 гг. XX века.
- рассмотреть тему «Культурные преображения в ТАССР в 20-40-е гг. XX века» в школьной программе.
Территориальные границы ограничены административными границами ТАССР на 1920-40 е гг.
Хронологические рамки исследования охватывают 20-40-е годы ХХ века. Нижняя граница исследования определена временем образования ТАССР в мае 1920 года, верхняя - началом Великой Отечественной войны.
Научная новизна заключается в самой постановке проблемы исследования. В ходе работы попытались представить влияние «культурной революции» на культурное развитие ТАССР в 20-40-е гг. ХХ века на конкретных примерах, т.е. с предоставлением фактов: преобразования в науке, литературе, музыкальном и изобразительном искусствах.
Практическая значимость - возможность использования основных положений работы на практике в средней школе и в вузе. Представленные в исследовании материалы и выводы могут быть использованы при подготовке спецкурсов и чтения лекций по проблемам изучения культурного развития Татарской республики в 20-40-е гг. XX в., а также для проведения комплексных исследований по данной тематике.
Методологической основой данного исследования является системный подход. Это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование открытых объектов как систем. Оно обеспечивает раскрытие целостности объекта исследования и обеспечивающих его механизмов, выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину на основе структурного и функционального анализа.
Для решения различных разноплановых задач применялись ряд методик. Следуя системному подходу, мы рассматривали все явления, события и процессы прошлого как элементы одного целого во взаимосвязи и взаимообусловленности. Принцип историзма предполагает рассмотрение каждого исторического явления и события во взаимосвязи с другими явлениями, с учетом конкретно-исторических условий и в хронологической последовательности. Для выявления характерных черт культурных преображений важную роль сыграл сравнительно-исторический метод исследования, позволяющий выявлять с помощью сравнения общие тенденции и особенности в развитии культуры ТАССР и Советского государства.
Целью работы было комплексное рассмотрение и анализ культурных преобразований в республике в 20-40-е годы ХХ века.
Но, как и ожидалось, выяснилось, что итоги коренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны.
В частности, после гражданской войны в республике начался культурный кризис, который выразился в разрушении моральных и духовных традиций татарского народа. Двойная смена алфавитов привела к тому, что коренное население было объявлено безграмотным.
Положительной стороной «культурной революции» стало
повсеместное введение обязательного начального четырехлетнего обучения детей и подростков, не прошедших начального обучения. В промышленных центрах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках была поставлена задача - осуществить всеобщее обучение в объеме школы-семилетки.
К концу 40-х годов ХХ века в ТАССР действовало почти 30 научных учреждений. Особенно большие успехи были достигнуты в области технических и естественных наук.
Наиболее сложные процессы происходили в сфере литературы и искусства. Старые формы литературно-художественных организаций довольно быстро были заменены новыми, по сути дела - партийно-советскими. Летом 1934 года был создан Союз советских писателей ТАССР, а через год по постановлению бюро Татарского обкома ВКП(б) - Союз советских художников республики. Некоторые деятели татарской культуры, не принявшие Советскую власть, оказались в вынужденной эмиграции. Наиболее крупной фигурой среди них, как мы помним, был прозаик-реалист Г аяз Исхаки.
Культурную жизнь республики рассматриваемого периода невозможно представить без различных форм и видов искусства. Успешно развивалось театральное и музыкальное направления, приведшие к образованию в 1933 году Татарского театра драмы и комедии, как колхозного филиала Татарского академического театра. Через четыре года состоялось открытие Татарской филармонии, а также началась деятельность Ансамбля песни и танца ТАССР.
Позитивной динамикой можно считать и тот факт, что в 20-40 годы образование, наука и литература в республике достигли значительных успехов. Нормой жизни стала элементарная грамотность. В подлинно массовую превратилась общеобразовательная школа. В больших масштабах была развернута подготовка кадров новой формации, сыгравших весомую роль в приумножении материального и духовного потенциала республики. Самые широкие слои населения смогли приобщиться к искусству.
Рассмотрев тему «Культурные преображения в ТАССР в 20-40е гг. XX в.» в школьной программе были сделаны соответствующие выводы. Применительно к теме исследования «Культурные преображения в ТАССР в 20-40е гг. XX в.» помимо традиционных занятий, необходимо продумать проведение внеклассной работы, так, как изучению данной темы уделяется только один урок. И, как известно, на внеклассных занятиях, проводимых в нетрадиционной форме, учащиеся лучше и легче усваивают новый учебный материал.
1.1. Декрет ЦИК и СНК Татарской АССР о введении татарского языка в делопроизводство советских учреждений республики./В кн. История татар. Том VII. Татары и Татарстан в XX - начале XXI в. Казань: Институт истории АН РТ, 2013. - С.772-773.
1.2. Из постановления VIII съезда Советов Татарской АССР29 по докладу Наркомпроса и Госкомитета «Яналиф» о введении Яналифа в республике. №44. От 8 мая 1929 г. ./В кн. История татар. Том VII. Татары и Татарстан в XX - начале XXI в. Казань: Институт истории АН РТ, 2013. - С.795-796.
1.3. Положение об Академическом центре Наркомпроса Татарской АССР/В кн. Академический центр Наркомпроса ТАССР: документы и материалы. - Казань: ИЯЛИ, 2015. - С.64-65.
1.4. Постановление Совета Народных комиссаров ТССР от 11 сентября 1923 года «О сохранение памятников старины и искусства на территории бывшей древней Болгарской столицы от дальнейших разрушений и расхищений». /В кн. Академический центр Наркомпроса ТАССР: документы и материалы. - Казань: ИЯЛИ, 2015. - С.86.
2. Литература:
2.1. Абдуллин М. Против фальсификации истории Татарской автономии // Комсомолец Татарии. - 1972. - № 3. - С. 43-49.
2.2. Алмазова А.А. Художественная культура Татарстана в контексте социальных процессов и духовных традиций: очерки / А.А. Алмазова. - Казань: Казан. ун-т, 2013. - 246 с.
2.3. Барышникова Л.Н. История Татарстана: Учебное пособие для студентов
всех специальностей и форм обучения - 2-е изд.-Казань: Изд-во
«Юниверсум», 2010.-75 с.
2.4. Галлямова А. Г. Советский период в истории татар и Татарстана // Науч. Татарстан. - 2009. - № 2. - С. 122-131.
2.5. Галлямова А.Г. История Татарстана и татарского народа. 1917 - 2013 гг.: Учебное пособие / А.Г. Галлямова, И.Р. Миннуллин, А.Ш. Кабирова, А.А. Иванов, Р.Б. Гайнетдинов, Л.И. Алмазова. Казань: КФУ, 2014. - 434 с.
2.6. Гарипова З.Г. Казань: общество, политика, культура (1917-1941). - Казань: Магариф, 2004. - 167 с.
2.7. Губайдуллин Г. С. История татар. - М.: Моск. лицей, 1994. - 197 с.
2.8. История национальной государственности в Татарии. - Казань. - Изд-во казанского университета. - 1982. - 176 с.
2.9. История Казани в документах и материалах. XX век / Под ред. Р.У. Амирханова. - Казань: Магариф, 2004. - 711 с.
2.10. История Татарстана: Учебное пособие для основной школы / /Науч. ред. Б.Ф. Султанбеков. - Казань: ТаРИХ, 2005. - 544 с.
2.11. История Татарстана. С древнейших времен до наших дней: учебник /Д.К Сабирова, Я.Ш. Шарапов - М.: КНОРУС, 2009. - 352 с.
2.12. История татар. Том VII. Татары и Татарстан в XX - начале XXI в. Казань: Институт истории АН РТ, 2013. - 1008 с.
2.13. Климов И. М. Образование и развитие Татарской АССР. 1920-1926. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1960. - 258 с.
2.14. Культурное строительство в Татарии: документы и материалы / под ред. д.и.н. М. К. Мухарямова, к.и.н. М. З. Тутаева, сост.: М. Б. Кочурова, Р. Ш. Хакимова, З. Г. Гарипова, М. З. Тутаева. - Казань: Татарское книжное издательство, 1971. - 672 с.
2.15. Культурная революция в Татарии (1917-1937 гг.) [М.Х.Вахитов, К.Д. Давлетшин и др.] Казан фил. АН СССР, Ин-т яз. лит. и истории им. Г.Ибрагимова. - Казань: татар. Кн.изд-во, 1986. - 303 с.
2.16. Образование Татарской АССР. Сборник документов и материалов. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1963. - 503 с.
2.17. Общественные настроения в Татарии (1920-1930 гг.) // История и культура народов Поволжья: региональные аспекты исследования. - Казань: Институт истории АН РТ, 2011. - С.82-88.
2.18. Основные тенденции в научных исследованиях в ТАССР (1917-1941 гг.) // Научный Татарстан. - 2011. - №2. - С.161-174.
2.19. Султанбеков Б.Ф., Иванов А.А., Галлямова А.Г. История Татарстана. XX - начало XXI века: Учебное пособие для 9 класса основной школы. - Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер», 2006. - 74-187 с.
2.20. Татарский энциклопедический словарь /Гл. ред. М.Х.Хасанов; Отв. Ред. Г.С. Сабирзянов. - Казань: Ин-т татарской энциклопедии АН РТ, 2002. - 830 с.
2.21. Фахрутдинов Р.Г., Фахрутдинов Р.Р. Основные этапы политической истории татарского народа //Татарстан. -1992. - N.5 - 6. - С.19-28.
2.22. Фахрутдинов Н. Ф. Научная интеллигенция и власть в Татарстане : проблема взаимоотношений в 20 - 30-е годы // Гыйльми язмалар = Учен. зап.
- 2000. - Вып. 8. - С. 40-50.
2.23. Фахрутдинов Р.Р. История татарского народа и Татарстана: Хрестоматия для студентов вузов гумантир.профиля. - Казань: ИСПО РАО, 2001. - 119 с.
2.24. Харисова Л.А. Культура народов Татарстана Казань: Магариф, 2005. - 367 с.
2.25. Хрестоматия по истории Татарстана. В 2 кн. / Под ред. В.И. Писарева. - Казань: Тарих, 2003. - 479 с.
2.26. Хрестоматия по истории Татарстана: учебное пособие для
общеобразовательных учреждений. в 2-х кн.-кн.1/под ред. В.И. Пискарева.- Казань: Тарих, 2003.- 479 с.