Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ

Работа №50821

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
972
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 7
1.1. Понятие и сущность мелкой моторики рук ребенка в трудах
отечественных и зарубежных учёных 7
1.2. Виды нетрадиционных техник рисования для детей дошкольного
возраста 12
1.3. Значение нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой
моторики 18
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ 22
2.1. Выявление исходного уровня развития мелкой моторики у детей
четвёртого года жизни 22
2.2. Разработка и апробация комплекса занятий с использованием
нетрадиционных техник рисования 29
2.3. Анализ уровня развития мелкой моторики и сравнение результатов
на контрольном этапе эксперимента 34
Выводы по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ

Дети очень любят рисовать. Они проявляют интерес к творчеству, находя нужные способы для его проявления. Но, к сожалению, не у всех детей это получается, так как дети ещё только овладевают художественной деятельностью. Дети стремятся к познанию нового, с удовольствием учатся. Именно с получением определенных знаний и навыков ребенок может чувствовать себя уверенно.
Л.Р. Болотина в своей книге отразила цитату В.А. Сухомлинского, который писал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, питающие источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» [3].
Нетрадиционными техниками рисования являются способы создания новых, оригинальных произведений искусства, в которых гармонирует всё: и линия, и цвет, и сюжет. Это большая возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, искать, а самое главное - возможность самовыражения. Через нетрадиционные техники рисования происходит развитие мелкой моторики рук, так как данные техники подразумевают тактильную работу пальчиков детей [42].
Мелкая моторика рук является способностью к выполнению мелких и точных движений кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной [4].
Именно нетрадиционные техники рисования способны создать атмосферу непринуждённости, раскованности, открытости, способны развить инициативу, самостоятельность дошкольников, позволяют создать
эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности нельзя назвать ни плохим, ни хорошим, работа каждого из детей является индивидуальной, неповторимой [38].
На протяжении всего развития детей движениям рук отводится важнейшая роль. Самым благоприятным периодом в развитии интеллектуальных и творческих возможностей является возраст 3-9 лет. В этом возрасте кора больших полушарий ещё не до конца сформировалась. Именно в этот период нужно особенно обращать внимание на развитие памяти, восприятия, мышления, внимания. Давно является подтвержденным тот факт, что тренируя тонкие движения пальцев рук, стимулируется общее развитие детей, развитие речи [9]. Поэтому мы считаем, что тема нашей курсовой работы является актуальной.
При написании работы мы опирались на учёных по проблеме изучения нетрадиционных техник рисования, которая была отражена в работах Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, занятия, планирование» [21], Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» [12], «Нетрадиционные техники рисования, их значение для развития детей» [15], А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» [36], А.А. Фатеевой «Рисуем без кисточки. Детский сад: день за днем» [46], С.В. Погодина «Теория и методика развития детского изобразительного творчества [42], Т.С. Комарова «Дети в мире творчества» [25] и других. То есть тематика нашей работы достаточно актуальна и активно изучается учеными.
Объектом исследования является процесс развития мелкой моторики детей 4-го года жизни.
Предметом исследования являются нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики детей 4-го года жизни.
Цель исследования: теоретически изучить и практически обосновать развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования у детей четвертого года жизни.
Задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей 4-го года жизни;
3) разработать и реализовать комплекс занятий с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 4-го года жизни;
4) проверить опытно-экспериментальным путем уровень развития мелкой моторики у детей 4-го года жизни.
Гипотеза: использование нетрадиционных техник рисования
способствует повышению уровня развития мелкой моторики детей 4-го года жизни.
Методологической основой нашего исследования явились труды ученых, таких как, С.Г. Гавриной «Развиваем руки, чтобы учиться и писать, и красиво рисовать» [9], С.М. Вайнерман «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» [6] и другие.
Методы исследования:
1) теоретические (анализ литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические (эксперимент);
3) количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы для эффективного развития детей дошкольного возраста.
По данной ВКР была написана статья «Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей 4-го года жизни». Статья опубликована в сборнике с материалами по второй международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики, психологии, социологии», проходящей на базе ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет».
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 32 «Садко»
общеразвивающего вида ЕМР РТ. Из двух взятых для исследования групп младшего дошкольного возраста, одна группа - экспериментальная (20 детей), другая - контрольная (20 детей).
Наше исследование состояло из 3-х этапов:
1. Констатирующий этап. Его цель: выявление уровня развития мелкой моторики у детей 3-4 лет.
2. Формирующий этап. Его цель: проведение комплекса занятий с использованием нетрадиционных техник рисования для повышения уровня развития мелкой моторики детей 3-4 лет.
3. Контрольный этап. Цель: оценка эффективности работы,
проведённой на формирующем этапе. На третьем этапе мы повторно провели методики, как и на первом этапе, и сравнили полученные результаты у экспериментальной и контрольной групп.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нетрадиционные техники рисования - это благоприятные условия для развития мелкой моторики и творческих способностей.
Нетрадиционные техники рисования способствуют развитию интеллекта, умению нестандартно мыслить, активизации творческой активности. Так как нетрадиционное рисование подразумевает тактильную работу пальчиков детей с различными материалами, то соответственно это способствует развитию мелкой моторики. Всё это является важным при подготовке дошкольников к обучению в школе. Так как развивая моторику рук, мы развиваем и свой мозг.
Для реализации нашей цели: теоретически изучить и практически обосновать развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования у детей четвертого года жизни, мы организовали эмпирическое исследование с воспитанниками младшего дошкольного возраста, контрольной и экспериментальной группами, состоящее из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Для констатирующего эксперимента была использована методика «Диагностика определения уровня развития мелкой моторики» М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкого [11]. Её цель соответственно - выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук. По результатам данного этапа у нас получилось, что у детей младшего дошкольного возраста в обеих группах, экспериментальной и контрольной, преобладает средний уровень развития мелкой моторики - 16 детей (80%) в экспериментальной группе и 14 детей (70%) в контрольной.
После выявления уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста нами был проведён формирующий этап с экспериментальной группой, который включал в себя комплекс занятий с использованием нетрадиционных техник рисования, способствующих повышению уровня развития мелкой моторики рук.
На контрольном этапе эксперимента нами была повторно проведена методика М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкого с экспериментальной и контрольной группами детей младшего дошкольного возраста. Цель данного этапа заключается в оценке эффективности работы, проведённой на формирующем этапе.
После проведения формирующего этапа заметны положительные сдвиги в развитии мелкой моторики детей в экспериментальной группе. Количество детей в экспериментальной группе с высоким уровнем увеличилось с 4-х до 12-ти, количество детей со средним уровнем соответственно уменьшилось с 16-ти до 8-ми. По итогам проведения формирующего этапа с контрольной группой результаты детей существенно не изменились. Если количество детей с высоким уровнем на первом этапе составляло 6 детей, то на третьем этапе их стало 8 детей.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме использования нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики у детей, рассмотрев понятие и сущность мелкой моторики, виды нетрадиционного рисования для детей, значение нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики, составленный нами комплекс занятий по данной проблематике подтвердил эффективность выдвинутой гипотезы.
Использование нетрадиционных техник рисования в образовательной деятельности с дошкольниками способствует развитию мелкой мускулатуры рук, что очень важно для будущего поступления детей в школу.



1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство [Текст] / А.Д. Алехин.
- М.: Просвещение, 2012. - с. 160.
2. Белобрыкина, Н.А. Маленький художник, или на пути к творчеству [Текст] / Н.А. Белобрыкина. - Новосибирск: Гос. Пед. Институт,
2012. - 593с.
3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст] / Л.Р. Болотина. - М.: Академия, 2010. - с. 240.
4. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2015. - 672с.
5. Буре, Р.С. Готовим детей к школе [Текст] / Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 2010. - с. 96.
6. Вайнерман, С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / С.М. Вайнерман, А.С. Большов, Ю.Р. Силкин. - М.: Владос, 2011.
7. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
— 368 с.
8. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1974. - 217с.
9. Гаврина, С.Г. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать [Текст] / С.Г. Гаврина. — Ярославль, 2013. — 381с.
10. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2009. - 272 с.
11. Гуревич, М.О. Психомоторика. Переизданное [Текст] / М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий. - М., 2013.
12. Давыдова, Г.Н Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.Н. Давыдова. - М., 2015.
13. Давыдова, Г.Н. Занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники [Текст] / Г.Н. Давыдова. - М.: СКРИПТОРИЙ, 2016. - 112 с.
14. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования для детей [Текст] / Г.Н. Давыдова. - М.: Скрипторий, 2012. - 88с.
15. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования, их значение для развития детей [Текст] / Г.Н. Давыдова. - М., 2014.
16. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия для школьников [Текст] / В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2016. - 688 с.
17. Езикеева, В.А. Влияние изобразительного искусства на развитие творчества детей дошкольного возраста [Текст] / В.А. Езикеева. - М.: Просвещение, 2009. - с. 152.
18. Зеленина, Е.Л. Играем, познаем, рисуем [Текст] / Е.Л. Зеленина. - М.: Просвещение, 2011. - с. 64.
19. Зубарева, Н.М. Дети и изобразительное искусство [Текст] / Н.М. Зубарева. - М., 1999.
20. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е.И. Игнатьев. - М., 1961. - 223с.
21. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, занятия, планирование [Текст] / Р.Г. Казакова. - 2012. — 264с.
22. Казакова, Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности [Текст] / Т.Г. Казакова. -М.: Просвещение, 2016. - 159с.
23. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2009. - с. 176.
24. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2010. - с. 416.
25. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества [Текст] / Т.С. Комарова. - М. : Мнемозина, 2012. - с. 157.
26. Комарова, Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать [Текст] / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2. - С.80-87.
27. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2012. - с. 191.
28. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст] / Т.С. Комарова. - М., 2000.
29. Комарова, Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2009. - с. 176.
30. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной
деятельности и конструированию [Текст] / Т.С. Комарова. - М.:
Просвещение, 1991. - 256с.
31. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования [Текст] / Т.С.Комарова. - М.: Просвещение, 1976. - 158 с.
32. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 144 с.
33. Комарова, Т.С.. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей [Текст] / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С. 65-67.
34. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / В.Б.Косминская, Е.И. Васильева, Н.С. Халезова Н.С. - М.: Просвещение, 1997. - 253 с.
35. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Педагогика, 1981. - 274с.
36. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / А.В. Никитина. - СПб.: Каро, 2016. - 112с.
37. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей [Текст] / А.В. Никитина. - СПб.: Каро, 2014. - 96 с.
38. Никитюк, А.А. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / А.А. Никитюк. - СПб.: Каро, 2016.
39. Обухова, Л.Ф. Детская психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 2012. - с. 240.
40. Парамонова, Л.А. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию в детском саду [Текст] / Л.А. Парамонова. - М.: Просвещение, 2009. - с. 192.
41. Погодина, С. Художественные техники. Монотипия, диатипия, акватипия, акватушь, кляксография [Текст] / С. Погодина // Дошкольное воспитание. - 2011. - №3. - 53 - 62 с.
42. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / С.В. Погодина. - М.: Академия, 2014.
43. Полуянов, Ю.А. Дети рисуют [Текст] / Ю.А. Полуянов. - М.: Педагогика, 1988. - 176с.
44. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду: пособие для воспитателей [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М., 1982.
45. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов среднего педагогического учебного заведения [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2011. - 336 с.
46. Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки. Детский сад: день за днем. Учебное пособие [Текст] / А.А. Фатеева. - М., 2010. — 361с.
47. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина. - М., 2016. - 211 с.
48. Художественное творчество и ребенок [Текст] / под ред. Н.А. Ветлугиной, - М.: Педагогика, 1972. - 220с.
49. Цквитария, Т.А. Нетрадиционные техники рисования [Текст] / Т.А. Цквитария. - М.: Сфера, 2013. - 128с.
50. Яхнин, Л.Л. Программа развития и обучения дошкольника. Радуга [Текст] / Л.Л Яхнин. - М.: Олма-Пресс, 2012. - 164с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ