СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ТУРИСТСКИХ ТОВАРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение 3
1. Теоретико-методологические особенности изучения рынка туристских
товаров и услуг 8
1.1. Состав рынка туристских товаров и услуг 8
1.2. Внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие рынка
туристских товаров 11
1.3. Роль конкуренции на рынке туристских товаров 20
1.4. Нормативно-правовое регулирование рынка туристских товаров в
России 24
2. Деятельность предприятий производящих туристские товары в России 30
2.1. Наиболее востребованные товары, производимые для туристской
индустрии 30
2.2. Территориальный обзор развития туристских товаров в стране 36
2.3. Анализ рынка туристских товаров Татарстана 57
3. ВОЗМОЖНОСТИ и перспективы развития рынка туристских товаров в
России 62
3.1. Сложности развития рынка туристских товаров 62
3.2. Применение инноваций в производстве туристских товаров 66
3.3. Возможности для совершенствования рынка туристских товаров в
России и Республике Татарстан 68
Заключение 77
Список использованных источников 82
1. Теоретико-методологические особенности изучения рынка туристских
товаров и услуг 8
1.1. Состав рынка туристских товаров и услуг 8
1.2. Внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие рынка
туристских товаров 11
1.3. Роль конкуренции на рынке туристских товаров 20
1.4. Нормативно-правовое регулирование рынка туристских товаров в
России 24
2. Деятельность предприятий производящих туристские товары в России 30
2.1. Наиболее востребованные товары, производимые для туристской
индустрии 30
2.2. Территориальный обзор развития туристских товаров в стране 36
2.3. Анализ рынка туристских товаров Татарстана 57
3. ВОЗМОЖНОСТИ и перспективы развития рынка туристских товаров в
России 62
3.1. Сложности развития рынка туристских товаров 62
3.2. Применение инноваций в производстве туристских товаров 66
3.3. Возможности для совершенствования рынка туристских товаров в
России и Республике Татарстан 68
Заключение 77
Список использованных источников 82
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что туризм является одной из крупнейших и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Туризм признан экономическим феноменом XX века за быстрые темпы роста, и ему прогнозируют блестящее будущее. По прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО), в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году (с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок). Еще более значительно - в 4,2 раза - должны увеличиться доходы от туризма: с 476 млрд. до 2 трлн. долларов США.
Как и во всем мире, производство туристских услуг в России быстро развивается, растут инвестиции в туристскую сферу, видоизменяются турпродукты, технологии обслуживания, методы управления, оказывающие влияние на повышение конкурентоспособности субъектов на рынке туруслуг. Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в стране, являющаяся отражением объективных процессов, требует выработки критериев и создание относительно оптимальных условий на рынке туристских услуг. При этом необходимо учитывать объективные процессы инфраструктуры рынка туристских услуг в России [46].
Как мы знаем, туризм является фундаментальной основой многих развитых и развивающихся стран мира. Туризм также способствует более глубокому пониманию менталитета других народов, укреплению связей, снижению напряжения и даже избеганию конфликтов. Туризм оказывает положительное влияние на развитие инфраструктуры: пользование
туристами общественным транспортом обеспечивает более дешевое и комфортное обслуживание для местных жителей», на сохранение (восстановление) исторических достопримечательностей, ресторанов местной кухни и т.д.
Несмотря на положительные качества туризма, существуют и негативные, такие как: рост преступности, цен на жилье, антропогенной нагрузки на курортные территории и т.д. С целью минимизации негативного воздействия туризма ООН была разработана концепция устойчивого (стабильного) развития (Конференция ООН по окружающей среде и развитию - UNCED, 1992г). В 1996 г. ВТО, WTTC, организацией «Зеленый мир» разработана «Концепция устойчивого развития в XXI веке «Agenda 21 for travel and tourism industry» ВТО сформулировало три базовых принципа устойчивого развития: экономическая устойчивость, социально-культурная устойчивость и экологическая устойчивость.
Все это полностью объясняет то, что туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития столь важны.
В наше время туризм охватил все страны земного шара, и благодаря этому контакты между людьми из разных стран стали повседневной реальностью. Поэтому интерес к нему предпринимателей очевиден и объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется слишком больших инвестиций. Во- вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. И при этом данный вид бизнеса позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.
Естественно, что для высокой эффективности этого вида бизнеса, его рентабельности и прибыльности от занятых в нем людей требуются, прежде всего, компетентность и глубокое понимание туризма в целом, а также знание о факторах и принципах формирования рынка туристских услуг.
Исследованию проблем и особенностей развития рынка туристических услуг под воздействием различных видов факторов посвящены научные труды многих отечественных и зарубежных ученых. В своих работах ученые уделяют внимание методологии разработки и реализации государственной и региональной туристической политики, определяющих экономические и организационные рычаги регуляторной политики развития туризма, предпосылки возникновения и принципы функционирования предприятий рекреационно-туристического комплекса, классификации их форм и видов, планированию финансово-хозяйственной деятельности предприятий туристической сферы, прогнозированию развития регионального рынка туристических услуг, механизма экономической оценки и регулирования туристической привлекательности территории. Изучение изданных работ по проблеме развития рынка туристических услуг позволяет сделать вывод, что вопросы влияния факторов в туристической индустрии исследованы недостаточно, что негативно влияет на развитие туризма в целом и делает вопрос решения данной проблемы весьма актуальным. Развитие туризма в целом зависит от комплекса условий: природно-географических, историко¬политических, социально-экономических, демографических, сложившиеся в обществе и факторов, которые их определяют.
Тема выпускной квалификационной работы в настоящее время актуальна, так как туристский рынок становится все больше популярным и как следствие этому развивается. Находятся все новые маршруты и места для любого вида туризма, от познавательного до оздоровительного. Растет конкуренция. Для того чтобы фирма занимала одно из лидирующих мест необходимо изучать и анализировать туристских рынок, т.е. проводить маркетинговые исследования. А для этого надо знать все или практически все о своих конкурентах и местах, благоприятных для дальнейшего развития туризма и туристского рынка.
Объектом исследования являются туристские товары и услуги, а предметом исследования - особенности развития рынка туристских товаров в России и Татарстане.
Цель исследования - изучить рынок туристских товаров России.
Задачи исследования:
-охарактеризовать теоретико-методологические особенности рынка туристских товаров и услуг;
- проанализировать внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие рынка туристских товаров и услуг и нормативно-правовое регулирование рынка туристских товаров в России;
- дать оценку деятельности предприятиям, производящим туристские товары в России;
- проанализировать рынок туристских товаров Татарстана;
- охарактеризовать возможности и перспективы развития рынка туристских товаров в России.
При написании выпускной квалификационной работы использовались методы анализа, сравнения, обобщения и др.
Во время работы использовались материалы Национальной библиотеки Республики Татарстан, библиотеки Казанского (Приволжского) федерального университета, а также материалы всемирной сети Интернет.
В первой главе дается характеристика и структура рынка туристских товаров и услуг, описываются внешние и внутренние факторы, положительные и негативные факторы, влияющие на развитие рынка туристских товаров, выявляется роль конкуренции на рынке туристских товаров, описывается нормативно-правовое регулирование рынка туристских товаров в России.
Во второй главе характеризуются наиболее востребованные товары, производимые для туристской индустрии, дается территориальный обзор развития туристских товаров в России, проанализирован рынок туристских товаров в Республике Татарстан.
В третьей главе описываются возможности и перспективы развития рынка туристских товаров в России, а также сложности развития рынка туристских товаров, и перспективы развития, применение инноваций в производстве туристских товаров и возможности для совершенствования рынка туристских товаров в России.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, работа изложена на 87 страницах, в работе представлено: 8 таблиц, 19 рисунков, 52 источника литературы.
Как и во всем мире, производство туристских услуг в России быстро развивается, растут инвестиции в туристскую сферу, видоизменяются турпродукты, технологии обслуживания, методы управления, оказывающие влияние на повышение конкурентоспособности субъектов на рынке туруслуг. Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в стране, являющаяся отражением объективных процессов, требует выработки критериев и создание относительно оптимальных условий на рынке туристских услуг. При этом необходимо учитывать объективные процессы инфраструктуры рынка туристских услуг в России [46].
Как мы знаем, туризм является фундаментальной основой многих развитых и развивающихся стран мира. Туризм также способствует более глубокому пониманию менталитета других народов, укреплению связей, снижению напряжения и даже избеганию конфликтов. Туризм оказывает положительное влияние на развитие инфраструктуры: пользование
туристами общественным транспортом обеспечивает более дешевое и комфортное обслуживание для местных жителей», на сохранение (восстановление) исторических достопримечательностей, ресторанов местной кухни и т.д.
Несмотря на положительные качества туризма, существуют и негативные, такие как: рост преступности, цен на жилье, антропогенной нагрузки на курортные территории и т.д. С целью минимизации негативного воздействия туризма ООН была разработана концепция устойчивого (стабильного) развития (Конференция ООН по окружающей среде и развитию - UNCED, 1992г). В 1996 г. ВТО, WTTC, организацией «Зеленый мир» разработана «Концепция устойчивого развития в XXI веке «Agenda 21 for travel and tourism industry» ВТО сформулировало три базовых принципа устойчивого развития: экономическая устойчивость, социально-культурная устойчивость и экологическая устойчивость.
Все это полностью объясняет то, что туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития столь важны.
В наше время туризм охватил все страны земного шара, и благодаря этому контакты между людьми из разных стран стали повседневной реальностью. Поэтому интерес к нему предпринимателей очевиден и объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется слишком больших инвестиций. Во- вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. И при этом данный вид бизнеса позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.
Естественно, что для высокой эффективности этого вида бизнеса, его рентабельности и прибыльности от занятых в нем людей требуются, прежде всего, компетентность и глубокое понимание туризма в целом, а также знание о факторах и принципах формирования рынка туристских услуг.
Исследованию проблем и особенностей развития рынка туристических услуг под воздействием различных видов факторов посвящены научные труды многих отечественных и зарубежных ученых. В своих работах ученые уделяют внимание методологии разработки и реализации государственной и региональной туристической политики, определяющих экономические и организационные рычаги регуляторной политики развития туризма, предпосылки возникновения и принципы функционирования предприятий рекреационно-туристического комплекса, классификации их форм и видов, планированию финансово-хозяйственной деятельности предприятий туристической сферы, прогнозированию развития регионального рынка туристических услуг, механизма экономической оценки и регулирования туристической привлекательности территории. Изучение изданных работ по проблеме развития рынка туристических услуг позволяет сделать вывод, что вопросы влияния факторов в туристической индустрии исследованы недостаточно, что негативно влияет на развитие туризма в целом и делает вопрос решения данной проблемы весьма актуальным. Развитие туризма в целом зависит от комплекса условий: природно-географических, историко¬политических, социально-экономических, демографических, сложившиеся в обществе и факторов, которые их определяют.
Тема выпускной квалификационной работы в настоящее время актуальна, так как туристский рынок становится все больше популярным и как следствие этому развивается. Находятся все новые маршруты и места для любого вида туризма, от познавательного до оздоровительного. Растет конкуренция. Для того чтобы фирма занимала одно из лидирующих мест необходимо изучать и анализировать туристских рынок, т.е. проводить маркетинговые исследования. А для этого надо знать все или практически все о своих конкурентах и местах, благоприятных для дальнейшего развития туризма и туристского рынка.
Объектом исследования являются туристские товары и услуги, а предметом исследования - особенности развития рынка туристских товаров в России и Татарстане.
Цель исследования - изучить рынок туристских товаров России.
Задачи исследования:
-охарактеризовать теоретико-методологические особенности рынка туристских товаров и услуг;
- проанализировать внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие рынка туристских товаров и услуг и нормативно-правовое регулирование рынка туристских товаров в России;
- дать оценку деятельности предприятиям, производящим туристские товары в России;
- проанализировать рынок туристских товаров Татарстана;
- охарактеризовать возможности и перспективы развития рынка туристских товаров в России.
При написании выпускной квалификационной работы использовались методы анализа, сравнения, обобщения и др.
Во время работы использовались материалы Национальной библиотеки Республики Татарстан, библиотеки Казанского (Приволжского) федерального университета, а также материалы всемирной сети Интернет.
В первой главе дается характеристика и структура рынка туристских товаров и услуг, описываются внешние и внутренние факторы, положительные и негативные факторы, влияющие на развитие рынка туристских товаров, выявляется роль конкуренции на рынке туристских товаров, описывается нормативно-правовое регулирование рынка туристских товаров в России.
Во второй главе характеризуются наиболее востребованные товары, производимые для туристской индустрии, дается территориальный обзор развития туристских товаров в России, проанализирован рынок туристских товаров в Республике Татарстан.
В третьей главе описываются возможности и перспективы развития рынка туристских товаров в России, а также сложности развития рынка туристских товаров, и перспективы развития, применение инноваций в производстве туристских товаров и возможности для совершенствования рынка туристских товаров в России.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, работа изложена на 87 страницах, в работе представлено: 8 таблиц, 19 рисунков, 52 источника литературы.
В результате проведенного исследования, мы выявили основное отличие туристской услуги от товара. Туристские товары - это материальные предметы потребления, сувенирная и иная товарная продукция, прямо или опосредованно необходимые туристу или экскурсанту в процесс потребления туристских услуг в целях туризма. А туристская услуга представляет собой невидимый товар особого рода, который возникает в процессе ее потребления и не существует отдельно, сама по себе. Это главное отличие услуги от товара. Кроме того, товар обычно доставляется к потребителю, а в отношении туристской услуги - потребитель доставляется к месту её генерации.
Туристы потребляют огромное количество специфических продуктов и товаров особого туристского ассортимента. Номенклатура товаров существенно зависит от характера путешествия или разновидности туризма или отдыха. Среди всех прочих выделяются товары, необходимые и приобретаемые до путешествия (одежда, палатка, байдарка и др.); товары, покупаемые в дороге на этапе перевозки, например, товары в магазине duty¬free, товары, приобретаемые на месте для использования в процессе путешествия и отдыха (продовольствие, спортивные товары, предметы гигиены, фотопленка) и долговременного пользования по завершении поездки (сувениры, промышленные товары, одежда) и др. К туристским товарам также можно отнести и инвентарь для туризма (бивачные принадлежности, инвентарь для отопления, освещения и приготовления пищи, личное и специальное снаряжение туриста, палатки, рюкзаки, спальные мешки, надувные матрацы и коврики и др.).
Проведенные анализ позволяет сказать, что на протяжении последних лет мировой рынок товаров для активного отдыха и туризма развивался умеренными темпами (4-5%) в большей степени за счет стран с формирующейся экономикой. 70% предложений на мировом рынке составляет продукция, произведенная в Юго-восточной Азии под марками мировых брендов (из них 65% приходится на Китай). Продукция товаров, выпущенная в европейских странах, составляет 15%, а в России около 10-15%.
При написании выпускной квалификационной работы мы повысили свои знания в области туризма и выявили потенциал России и Татарстана в области производства туристских товаров. Можно сказать, наибольшее количество производителей товаров для туризма и активного отдыха расположено в Центральном ФО, Северо-Западном ФО, Уральском ФО, Приволжском ФО и др. По количеству предприятий в этой области лидируют города Москва и Санкт-Петербург. Из видов производимых товаров, лидирует производство палаток, спальных мешков, рюкзаков, туристической одежды и обуви, а также экипировка и принадлежности для рыбаков, охотников, альпинистское снаряжение, водное снаряжение, производство лыж, велосипедов и др.
Проведенный анализ современного состояния производства туристских товаров в России позволяют оценить, как недостаточно развитое, в последние годы в этом производстве наблюдаются и спады, и подъемы производства, на это влияют достаточно огромно количество конкурентных предприятий за рубежом, и изобилие их товаров на рынке туристских товаров в России.
В 2014-2015 годах произошел спад производства товаров для активного отдыха и туризма. Вероятнее всего это было связано с несколькими причинами. Одной из причин можно назвать девальвацию рубля и ограничение популярных направлений зарубежного отдыха россиян. В эти годы спада россияне сократили покупки товаров длительного пользования и на дорогие поездки.
Еще одной причиной вероятно являются санкции в связи с присоединением Крыма к России и конфликтом на востоке Украины - ограничительные политические и экономические меры, введённые в отношении России и ряда российских и украинских лиц и организаций . По мнению ряда экспертов, санкции стали одной из причин финансового кризиса в России, что сказалось также и на туристическом бизнесе. В производстве туристских товаров некоторые производители потеряли поставщиков или сильно повысилась закупочная цена на сырье для производства, а также снизилась покупательская способность населения, соответственно снизился спрос на туристические товары и услуги. С другой стороны санкции сыграли как отрицательную так и положительную роль в экономике России. Это связано с развитием импортозамещения. Одним из наиболее значимых положительных моментов является обострение внимания на развитии внутреннего туризма.
Одной из причин снижения производства туристских товаров можно назвать преобладание импортной продукции на рынке данной продукции в России. Иностранные производители являются лидерами на российском рынке спортивной одежды, обуви и инвентаря: на их долю приходится около 80% рынка в денежном выражении. Значительная часть товаров, представленных в России под зарубежными брендами, имеет азиатское происхождение, поскольку многие крупнейшие мировые фирмы предпочитают выносить свое производство в страны Юго-Восточной Азии.
Несмотря на все трудности, рынок туристских товаров и товаров для активного отдыха, спорта и туризма не стоит на месте. Начиная с 2016 года идет небольшой подъем в производстве туристских товаров в России, здесь благоприятное влияние оказывают последние спортивные события, происходящие в нашей стране: Олимпиада, Универсиада, Чемпионат мира по водным видам спорта и предстоящий Чемпионат мира по футболу., что увеличивает приток туристов в нашу страну - и отечественных и иностранных, и увеличивает товарооборот на рынке туристских товаров и услуг в России. Здесь большую роль играет и наличие богатейшего культурно-исторического и природного наследия нашей страны в сочетании с фактором неизведанности, что представляет собой особый интерес для иностранных туристов.
Кроме этого данные спортивные события влияют на развития физкультуры и спорта во всех регионах России, а это также имеет благотворное влияние на рынок туристских товаров и услуг, так как повышается спрос на спортивные товары, товары для активного отдыха и туризма.
Таким образом, можно сказать, что рынок товаров для туризма, активного отдыха и спортивных товаров в мире по мнению многих экспертов можно отнести к числу самых крупных в мире. Его образуют не только крупные международные корпорации, но также и сотни тысяч компаний среднего и малого бизнеса, обеспечивающие миллионы рабочих мест и вносящие весомый вклад в ВВП своих государств. Лидерство по объемам продаж принадлежит категориям спортивного снаряжения и спортивной одежды, за которыми следует спортивная обувь.
Республика Татарстан располагает богатыми историческими и культурными ценностями, природно-рекреационными ресурсами и потенциалом, способствующими всестороннему развитию внутреннего туризма. Несмотря на то, что «туризм» довольно новое понятие для Татарстана, туристская индустрия в республике по динамике развития занимает одну из ведущих позиций в России и ведущие роли в Поволжском федеральном округе.
В республике расположено небольшое количество предприятий, производящих товары для активного отдыха, спорта и туризма. В основном это предприятия, производящие спальные мешки, рюкзаки, спасательное снаряжение, одежду и обувь.
Тенденции развития рынка в области туристских товаров в Республике Татарстан совпадают с тенденциями в целом по России. в 2015 году был спад производства в данном секторе экономики, но в 2016 году снова начинается рост в производстве товаров для спорта, активного отдыха и туризма. По прогнозам специалистов в ближайшее время в отрасли по производству товаров для активного отдыха, спорта и туризма в Республике Татарстан произойдут позитивные перемены. В производство вводятся инновационные технологии, что позволяет при обновлении производства изделиям предприятий республики не проигрывать конкуренцию зарубежным, например, европейским компаниям. А также по ряду причин себестоимость отечественных товаров пока ниже, что повышает спрос среди населения. Следовательно, есть шанс, что производство товаров для спорта и туризма в Республике Татарстан, и в целом по России смогут вернуть утраченные позиции.
С каждым годом все больше жителей России стали уделять туризму и спорту больше времени за счет целенаправленной политики государства в области популяризации туризма и спорта.
В целом можно сказать, что положительная динамика позволяет говорить о долгосрочной перспективе российского рынка туристских товаров и услуг.
Туристы потребляют огромное количество специфических продуктов и товаров особого туристского ассортимента. Номенклатура товаров существенно зависит от характера путешествия или разновидности туризма или отдыха. Среди всех прочих выделяются товары, необходимые и приобретаемые до путешествия (одежда, палатка, байдарка и др.); товары, покупаемые в дороге на этапе перевозки, например, товары в магазине duty¬free, товары, приобретаемые на месте для использования в процессе путешествия и отдыха (продовольствие, спортивные товары, предметы гигиены, фотопленка) и долговременного пользования по завершении поездки (сувениры, промышленные товары, одежда) и др. К туристским товарам также можно отнести и инвентарь для туризма (бивачные принадлежности, инвентарь для отопления, освещения и приготовления пищи, личное и специальное снаряжение туриста, палатки, рюкзаки, спальные мешки, надувные матрацы и коврики и др.).
Проведенные анализ позволяет сказать, что на протяжении последних лет мировой рынок товаров для активного отдыха и туризма развивался умеренными темпами (4-5%) в большей степени за счет стран с формирующейся экономикой. 70% предложений на мировом рынке составляет продукция, произведенная в Юго-восточной Азии под марками мировых брендов (из них 65% приходится на Китай). Продукция товаров, выпущенная в европейских странах, составляет 15%, а в России около 10-15%.
При написании выпускной квалификационной работы мы повысили свои знания в области туризма и выявили потенциал России и Татарстана в области производства туристских товаров. Можно сказать, наибольшее количество производителей товаров для туризма и активного отдыха расположено в Центральном ФО, Северо-Западном ФО, Уральском ФО, Приволжском ФО и др. По количеству предприятий в этой области лидируют города Москва и Санкт-Петербург. Из видов производимых товаров, лидирует производство палаток, спальных мешков, рюкзаков, туристической одежды и обуви, а также экипировка и принадлежности для рыбаков, охотников, альпинистское снаряжение, водное снаряжение, производство лыж, велосипедов и др.
Проведенный анализ современного состояния производства туристских товаров в России позволяют оценить, как недостаточно развитое, в последние годы в этом производстве наблюдаются и спады, и подъемы производства, на это влияют достаточно огромно количество конкурентных предприятий за рубежом, и изобилие их товаров на рынке туристских товаров в России.
В 2014-2015 годах произошел спад производства товаров для активного отдыха и туризма. Вероятнее всего это было связано с несколькими причинами. Одной из причин можно назвать девальвацию рубля и ограничение популярных направлений зарубежного отдыха россиян. В эти годы спада россияне сократили покупки товаров длительного пользования и на дорогие поездки.
Еще одной причиной вероятно являются санкции в связи с присоединением Крыма к России и конфликтом на востоке Украины - ограничительные политические и экономические меры, введённые в отношении России и ряда российских и украинских лиц и организаций . По мнению ряда экспертов, санкции стали одной из причин финансового кризиса в России, что сказалось также и на туристическом бизнесе. В производстве туристских товаров некоторые производители потеряли поставщиков или сильно повысилась закупочная цена на сырье для производства, а также снизилась покупательская способность населения, соответственно снизился спрос на туристические товары и услуги. С другой стороны санкции сыграли как отрицательную так и положительную роль в экономике России. Это связано с развитием импортозамещения. Одним из наиболее значимых положительных моментов является обострение внимания на развитии внутреннего туризма.
Одной из причин снижения производства туристских товаров можно назвать преобладание импортной продукции на рынке данной продукции в России. Иностранные производители являются лидерами на российском рынке спортивной одежды, обуви и инвентаря: на их долю приходится около 80% рынка в денежном выражении. Значительная часть товаров, представленных в России под зарубежными брендами, имеет азиатское происхождение, поскольку многие крупнейшие мировые фирмы предпочитают выносить свое производство в страны Юго-Восточной Азии.
Несмотря на все трудности, рынок туристских товаров и товаров для активного отдыха, спорта и туризма не стоит на месте. Начиная с 2016 года идет небольшой подъем в производстве туристских товаров в России, здесь благоприятное влияние оказывают последние спортивные события, происходящие в нашей стране: Олимпиада, Универсиада, Чемпионат мира по водным видам спорта и предстоящий Чемпионат мира по футболу., что увеличивает приток туристов в нашу страну - и отечественных и иностранных, и увеличивает товарооборот на рынке туристских товаров и услуг в России. Здесь большую роль играет и наличие богатейшего культурно-исторического и природного наследия нашей страны в сочетании с фактором неизведанности, что представляет собой особый интерес для иностранных туристов.
Кроме этого данные спортивные события влияют на развития физкультуры и спорта во всех регионах России, а это также имеет благотворное влияние на рынок туристских товаров и услуг, так как повышается спрос на спортивные товары, товары для активного отдыха и туризма.
Таким образом, можно сказать, что рынок товаров для туризма, активного отдыха и спортивных товаров в мире по мнению многих экспертов можно отнести к числу самых крупных в мире. Его образуют не только крупные международные корпорации, но также и сотни тысяч компаний среднего и малого бизнеса, обеспечивающие миллионы рабочих мест и вносящие весомый вклад в ВВП своих государств. Лидерство по объемам продаж принадлежит категориям спортивного снаряжения и спортивной одежды, за которыми следует спортивная обувь.
Республика Татарстан располагает богатыми историческими и культурными ценностями, природно-рекреационными ресурсами и потенциалом, способствующими всестороннему развитию внутреннего туризма. Несмотря на то, что «туризм» довольно новое понятие для Татарстана, туристская индустрия в республике по динамике развития занимает одну из ведущих позиций в России и ведущие роли в Поволжском федеральном округе.
В республике расположено небольшое количество предприятий, производящих товары для активного отдыха, спорта и туризма. В основном это предприятия, производящие спальные мешки, рюкзаки, спасательное снаряжение, одежду и обувь.
Тенденции развития рынка в области туристских товаров в Республике Татарстан совпадают с тенденциями в целом по России. в 2015 году был спад производства в данном секторе экономики, но в 2016 году снова начинается рост в производстве товаров для спорта, активного отдыха и туризма. По прогнозам специалистов в ближайшее время в отрасли по производству товаров для активного отдыха, спорта и туризма в Республике Татарстан произойдут позитивные перемены. В производство вводятся инновационные технологии, что позволяет при обновлении производства изделиям предприятий республики не проигрывать конкуренцию зарубежным, например, европейским компаниям. А также по ряду причин себестоимость отечественных товаров пока ниже, что повышает спрос среди населения. Следовательно, есть шанс, что производство товаров для спорта и туризма в Республике Татарстан, и в целом по России смогут вернуть утраченные позиции.
С каждым годом все больше жителей России стали уделять туризму и спорту больше времени за счет целенаправленной политики государства в области популяризации туризма и спорта.
В целом можно сказать, что положительная динамика позволяет говорить о долгосрочной перспективе российского рынка туристских товаров и услуг.
Подобные работы
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА: ПЕРСПЕКТИВЫ И АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование программ социального туризма на предприятии (на примере турфирмы «ООО ТрэвэлЭндвок»)
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование предпринимательских отношений в особых
экономических зонах Российской Федерации
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - Перспективы развития внутреннего и въездного туризма Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - Особенности развития и механизмы государственного управления особыми экономическими зонами в Российской Федерации
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование туристской деятельности
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4510 р. Год сдачи: 2021 - Повышение эффективности деятельности предприятий гостиничного хозяйства
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - Повышение эффективности деятельности предприятий гостиничного хозяйства
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002



