Объектом исследования является Омская область.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические и правовые аспекты взаимодействия власти и бизнеса 5
1.1 Модели взаимодействия государства и бизнеса 5
1.2 Взаимодействие власти и бизнеса в условиях кризиса 9
1.3 Правовое регулирование отношений власти и бизнеса в РФ 13
2 Механизм взаимодействия власти и бизнеса в Омской области и его совершенствование 17
2.1 Организационно-экономические механизмы взаимодействия власти и бизнеса в Омской области 17
2.2 Улучшение процессов взаимодействия власти и бизнеса в Омской области 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
В настоящее время становится очевидно, что обеспечение высокого и стабильного темпа развития страны, а также достижение стратегических целей государственной власти невозможно без взаимовыгодного партнерства органов власти с представителями бизнеса. Обеспечение социально-экономического развития государства диктует высокие требования к системе ее базовых институтов. К институтам, которые в обозримой перспективе должны выходить на более высокий уровень развития, разрешать новые задачи и опираться на более зрелое нормативно-правовое обеспечение, относятся взаимодействия государства и бизнеса. Подобное взаимодействие, встраиваясь в политику развития субъектов РФ, в применение программно-целевых методов управления, способно служить подспорьем в решении большинства экономических, социальных и прочих задач регионального уровня экономики России.
В текущих условиях требуется согласование целей, а также системы субъектов и объектов партнерства. Современный курс на децентрализацию управления и перераспределение полномочий еще более подчеркивает значимость развития взаимодействия власти и бизнес-структур на региональном уровне.
Таким образом, в связи с актуальностью данного вопроса цель представленной работы заключается в исследовании механизмов взаимодействия государства и бизнеса.
Для реализации цели в работе будут решены следующие задачи:
изучение теоретических и правовых аспектов взаимодействия власти и бизнеса;
исследование организационно-экономических механизмов взаимодействия власти и бизнеса в Омской области;
разработка предложений по улучшению процессов взаимодействия власти и бизнеса в Омской области.
Объектом исследования работы является взаимодействие власти и бизнеса, предметом исследования совершенствование механизмов взаимодействия государства и бизнеса на примере Омской области.
Методы, которые применялись в исследовании, следующие: анализ литературных источников, обобщения, описания, анализ и синтез, процессный и системный подходы, сравнительно-сопоставительный метод и др.
Научной основой работы послужили работы отечественных ученых по государственному и муниципальному управлению.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Таким образом, интенсивное развитие экономики России в условиях глобализации и растущей международной конкуренции находится в зависимости от способности регионов успешно конкурировать на международном рынке путем использования новейших подходов к социально-экономическому развитию. В последние годы в России идут поиски механизмов по эффективному взаимодействию государства и частного бизнеса в форме государственно-частного партнерства (ГЧП), которые приобретают особенную актуальность в условиях осуществления кластерной политики. Значимость проблемы подчеркнута в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., где как определяющий момент в устойчивом экономическом развитии определено применение механизма государственно-частного партнерства.
В целях формирования государственной политики в области развития государственно-частного партнерства и правового регулирования отношений между органами госвласти региона и субъектами бизнеса в сфере осуществления проектов, базирующихся на принципах государственно-частного партнерства, требуется разрешить задачи, состоящие в следующем:
определении главных форм государственно-частного партнерства;
определении приоритетных направлений в использовании механизмов государственно-частного партнерства;
формировании рынка социально значимых проектов, которые реализуются на основе ГЧП, и единой системы госуправления проектами;
регламентации в рамках полномочий органов госвласти процедур по участию органов исполнительной власти в концессионных соглашениях;
создании условий для роста инвестиционной привлекательности проектов, осуществляемых на основе ГЧП для российских и иностранных инвесторов;
предупреждения коррупционных явлений в ходе реализации проектов, базирующихся на принципах государственно-частного партнерства;
развитии инновационной экономики, техническом и технологическом развитии, обновлении материально-технической базы, а также увеличении удельного веса в экономике наукоемких, высокотехнологичных отраслей;
улучшении качества услуг, предоставляемых населению, используя объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры;
интеграции имеющихся в регионе ресурсов и организационных структур и их сосредоточении на приоритетных направлениях инновационной сферы;
повышении спроса на научно-технические достижения и привлечении капиталов к финансированию отраслевых проектов технологического перевооружения промышленности и прочих отраслей производства;
вовлечении научно-технического потенциала области в процессы ГЧП;
сокращении транзакционных издержек инновационных процессов в регионе;
создании условий для получения региональными инвестиционными проектами поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ.
В свою очередь, практическое значение развития инструментов ГЧП в инвестиционной сфере заключается в формировании условий для осуществления ряда позитивных процессов в экономике в Омской области:
совершенствование нормативно-правовой базы;
подготовка конкретных проектов и планов по их внедрению;
разработка программ инновационного развития конкретных компаний;
организация участия науки, высшей школы, частного бизнеса, органов госвласти, НКО в технологических платформах;
формирование и планирование развития территориально-кластерных структур;
разработка дорожных карт вариантов экономического развития отдельных отраслей, территорий и экономики Омской области в целом;
формирование территориально-сетевой среды развития экономики отдельных территориальных образований.
1. Федеральный закон № 224-ФЗ от 13 июля 2015 г. «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 08.04.2018.
2. Варнавский, В.Г. Государство и бизнес: институциональные аспекты / В. Г. Варнавский. – М.: ИМЭМО РАН, 2015. – 276 с.
3. Василенко, И.А. Государственное муниципальное управление: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2015. - 431 с.
4. Гегедюш, Н.С., Мокеев, М.М., Сергушко, С.В. Государственное и муниципальное управление. - М.: Высшее образование, 2014. - 183 с.
5. Глазунова, Н.И. Система государственного управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. - М.: Юнити-Дана, 2016. – 551 с.
6. Игнатов, В.Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность / В.Г. Иванов. - Ростов-на-Дону: Март, 2015. – 448 с.
7. Кочеткова, С.А., Моисеева, И.В. Структурная модель государственно-частного партнёрства в стратегическом управлении регионом: монография. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. - 160 с.
8. Кузин, В.И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления. - М.: Дело, 2017. - 120 с.
9. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 с.
10. Орешин, В.П. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие. - М.: РИОР, 2015. - 158 с.
11. Перова, Т.А. Государственная власть и бизнес: формирование корпоративной модели взаимодействия / Т.А. Перова // Вестник Волгоградского университета. – 2017. – №2 (14). – С. 172-174.
12. Радченко, А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. – Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2016. – 720 с.
13. Разгулина, Е.Д. Партнерство органов власти и бизнес-структур как необходимое условие привлечения частных инвестиционных ресурсов / Е.Д. Разгулина // Проблемы развития территории. –2016. – № 5 (73). – С. 78-90.
14. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / О. М. Рой. - СПб.: Питер, 2017. - 367 с.
15. Ткачева, Л.А. Исследование форм и механизмов взаимодействия региональной власти и бизнес-структур / Л.А. Ткачева // Бизнес в законе. – 2017. – №6. – С. 280-283.
16. Уколов, В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества: учебник / В.Ф. Уколов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2016. – 622 с.
17. Шуртухина, Е.А. Государственно-частное партнерство как эффективная форма взаимодействия власти и бизнеса / Е.А. Шуртухина // Экономика и управление. – 2015. – № 1. – С. 153-162.
18. Инвестиционный интернет-портал Омской области // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://investomsk.ru/ru/article/investment-projects-of-agrobiotechnological-cluster. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 08.04.2018).
19. Мошкова, Л.Е. Совершенствование инструментов государственно-частного партнерства в инвестиционной сфере на территории присутствия // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_27461946_75041482.pdf. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 08.04.2018).
20. Тумилевич, Е.Н. Модели и формы взаимодействия государства и бизнеса // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_29067671_79957864.pdf. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 08.04.2018).