Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №50797

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
716
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Сущностная характеристика особенностей межличностных
отношений детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных исследователей 8
1.2. Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста 13
1.3. Формирование межличностных отношений детей дошкольного
возраста в сюжетно-ролевой игре, с переходом на средний возраст 18
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. ..32
2.1. Организация и методы исследования. Выявление исходного
уровня сформированности межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста 32
2.2. Разработка и апробация плана формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста посредством
сюжетно-ролевой игры 44
2.3. Анализ и апробация контрольного эксперимента формирования межличностных отношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры 51
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70


В современном мире одной из главных задач процесса формирования и развития личности представителей молодого поколения является поиск путей решения проблемы формирования нравственной культуры личности детей дошкольного возраста, неотъемлемой частью которой является осознание ребенком самого себя и своих взаимоотношений с другими, стремление к добру, отзывчивости, сопереживанию в межличностных отношениях. В данном отношении дошкольный возраст рассматривается как этап интенсивного развития личности, когда ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, интенсивно обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми.
Иными словами, в настоящее время проблема формирования межличностных отношений дошкольников приобретает особую актуальность. Вместе с тем, поиск решения данной проблемы тесно связан с изучением роли сюжетно-ролевой игры в обозначенном процессе. Значение сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений дошкольников обусловлено тем, что именно игра в период дошкольного детства имеет характер ведущей деятельности, в процессе которой происходит развитие всех аспектов личности ребенка. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и приобщается к коммуникативной реальности, выстраивает социальные связи с другими людьми, формирует межличностные привязанности.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена тем, что дошкольном возрасте на первый план в ходе данного процесса выходит сюжетно-ролевая игра, роль которой в процессе формирования межличностных отношений детей обусловлена ее ведущим характером на данном этапе их развития.
Проблема формирования межличностных отношений у детей дошкольного возраста и возможностям использования в ходе данного процесса сюжетно-ролевой игры достаточно широко представлена в работах современных отечественных исследователей. В частности, данная проблематика изучалась такими авторами как О.В. Глушкова [6], Н.Ф. Губанова [8], С.М. Дзидзоева [9], А.Ю. Каючкина [10], И.Г. Коваленко [11], Е.В. Кузнецова [14], К.А. Кузьмина [15], М.И. Лисина [18], Е.Л. Никитина [21], И.И. Николаева [22], Т.В. Павлова [23], Н.А. Печенина [24], Д.Н. Рассказов [27], Е.О. Смирнова [30], Н.А. Соловьева [31], Т.А. Сурьянинова [32], Т.Е. Черноокова [36], И.В. Чикова [37], О.Н. Чумовская [38], Л.Р. Шакирова [39], О.В. Якубенко [40] и другими российскими исследователями.
Объект исследования: процесс формирования межличностных отношений посредством сюжетно-ролевой игры.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как фактор
формирования отношений детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ по проблеме формирования
межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста;
- выявить исходный уровень формирования межличностных
отношений посредством сюжетно-ролевой игры;
- разработать и апробировать программу формирования межличностных отношений посредством сюжетно-ролевой игры;
- провести контрольный эксперимент по проблеме формирования межличностных отношений посредством сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что проведение цикла сюжетно-ролевых игр в рамках соответствующей
психолого-педагогической программы способствует значимому повышению уровня сформированности межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
- теоретические методы: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, беседа,
тестирование;
- математическая обработка данных и методы математической
статистики (t-критерий Стьюдента).
Методологическую основу исследования составили психолого-педагогические положения о механизмах и факторах формирования межличностных отношений; концептуальные положения современной науки о человеке, факторах, влияющих на формирование личности в период дошкольного детства; о роли сюжетно-ролевой игры в процессе развития дошкольника; о диалектическом единстве процессов обучения и воспитания; о единстве социализации и индивидуализации, о педагогическом потенциале социума и детского коллектива. Исследование строилось на основе системного и деятельностного подходов.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ № 24 «Росинка» г. Елабуга Елабужского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании приняли участие 60 детей среднего дошкольного возраста. Все дошкольники были разделены на две группы численностью 30 человека каждая. В экспериментальной группе проводились занятия по формированию межличностных отношений при помощи сюжетно-ролевой игры, в контрольной - не проводились.
Исследование было проведено в три этапа:
1. Констатирующий этап, в ходе которого было осуществлено выявление исходного уровня сформированности межличностных отношений дошкольников.
2. Формирующий этап, включавший разработку и осуществление плана психолого-педагогической программы, направленной на формирование межличностных отношений детей посредством сюжетно-ролевой игры.
3. Контрольный этап, на котором была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности межличностных отношений дошкольников и оценена эффективность использования в этих целях сюжетно-ролевой игры.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности педагогов, педагогов-психологов при организации и реализации образовательно-воспитательного процесса в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Апробация результатов экспериментального исследования
проводилась посредством выступления на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в процессе формировании межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста» на педсовете, проводившемся в МБДОУ № 24
«Росинка» г. Елабуга. По теме исследования была опубликована статья на тему «Сюжетно ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста» в журнале «Воспитатель детского
сада».
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Становление личности ребенка среднего дошкольного возраста происходит в его отношениях с другими людьми - не только с взрослыми, но и с другими детьми. Первый опыт таких отношений во многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшее социальное развитие. Особый интерес представляют отношения детей, выстраивающиеся по поводу сюжетно-ролевой игры, которая, будучи ведущей деятельностью ребенка на данном этапе развития, объединяет разных по своим индивидуальным характеристикам детей.
Проведенное нами исследование роли сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста позволило сделать следующие выводы:
1. Межличностные отношения представляют собой субъективно переживаемое, эмоционально-когнитивное, личностно значимое отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия. В среднем дошкольном возрасте главным в межличностных отношениях становится деловое сотрудничество, склонность к конфликтам, а само общение между детьми приобретает внеситуативный характер.
2. Сюжетно-ролевая игра способствует развитию у ребенка межличностных отношений благодаря присущей ей способности воспроизводить в упрощенном виде деятельность взрослых. Большую ценность в данном отношении представляют коллективные игры, в которых разворачиваются два типа межличностных взаимоотношений - реальное и игровое. Постепенно, в среднем дошкольном возрасте игровые взаимоотношения отходят на второй план, а преобладание реальных взаимоотношений начинает указывать на то, что дошкольники уже отделяют себя от принятой роли.
3. Проведенное эмпирическое исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что проведение цикла сюжетно-ролевых игр в рамках предложенной нами психолого-педагогической программы способствует статистически значимому повышению уровня сформированности межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста. При этом на констатирующем этапе наблюдение за поведением дошкольников в процессе совместной деятельности показало, что низкий уровень сформированности межличностных отношений характерен для 30% дошкольников из экспериментальной и 46,7% детей контрольной группы, средний - для 50% дошкольников из экспериментальной и 33,3% детей контрольной группы, высокий - для 20% дошкольников из экспериментальной группы и 10% детей контрольной группы.
4. Низкий уровень способности к взаимодействию в игровой деятельности характерен для 16,7% детей в экспериментальной группе и для 13,3% в контрольной, средний - для 30% детей в экспериментальной группе и для 56,7% дошкольников в контрольной, высокий - для 53,3% детей в экспериментальной и для 30% дошкольников в контрольной группе. Низкий уровень представлений о состояниях или переживаниях сверстника, а также представлений о своих межличностных отношениях характерен для 26,7% дошкольников из экспериментальной группы и для 33,3% детей из контрольной, средний - для 40% дошкольников из экспериментальной и контрольной групп, высокий - для 33,3% дошкольников из экспериментальной группы и для 26,7% детей из контрольной.
5. На формирующем этапе была проведена работа, направленная на формирование межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Реализованная психолого-педагогическая программа была построена на основе принципов безоценочности; отказа от реальных игрушек или минимальное их использование, замена игрушек предметами-заменителями, принцип отсутствия соревновательного момента в сюжетно-ролевых играх. Использованные игры помогли детям осознать чувство общности друг с другом, учили замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
6. На контрольном этапе в контрольной группе показатели не изменились. В экспериментальной же группе низкий уровень сформированности межличностных отношений характерен для 13,3% дошкольников (на 16,7% меньше), средний - для 37,7% (на 13,7% меньше), высокий - для 50% (на 30% больше). Низкий уровень способности к взаимодействию в игровой деятельности характерен в экспериментальной группе для 3,3% детей среднего дошкольного возраста (на 13,3% меньше), средний - для 30% (без изменений), высокий - для 66,7% детей (на 13,3% больше). Низкий уровень представлений о состояниях или переживаниях сверстника, а также представлений о своих межличностных отношениях характерен для 13,3% дошкольников (на 13,3% меньше), средний - для 40% (без изменений), высокий - для 46,7% дошкольников (на 13,3% больше). При этом, по всем трем показателям различия в данных диагностики на первом и третьем этапах эмпирического исследования являются статистически значимыми.
Таким образом, задачи исследования были решены, цель - достигнута, гипотеза - подтверждена.


1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб: Питер, 2012. - 288 с.
2. Буршит, И.Е. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста / И.Е. Буршит, А.А. Зайцева // Символ науки. -
2016. - № 1. - С. 139 - 141.
3. Виноградова, М.А. Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста / М.А. Виноградова, Н.В. Иванова // Воспитание и обучение детей дошкольного возраста. - 2016. - Т.1. - С. 245 - 247.
4. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Глобус, 2015. - 380 с.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —М.: Мозаика-синтез, 2014 — 368 с.
6. Глушкова, О.В. Сюжетно-ролевые игры как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста / О.В. Глушкова, И.Н. Андреева // Социально-экономические, гуманитарные науки и педагогика: вопросы теории и практики. - 2018. - С. 134 - 139.
7. Голоюс, Е.А. Исследование развития нравственного сознания у детей дошкольного возраста / Е.А. Голоюс // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - №28. - С. 1188 - 1193.
8. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности: средняя группа / Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 156 с.
9. Дзидзоева, С.М. Педагогические условия формирования межличностных отношений дошкольников в поликультурной образовательной среде / С.М. Дзидзоева, О.Н. Накусова // Научное обозрение. - 2016. - № 5. - С. 33 - 35.
10. Каючкина, А.Ю. Формирование межличностных отношений старших дошкольников в поликультурной образовательной среде / А.Ю. Каючкина // Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики. - 2013. - С. 222 - 226.
11. Коваленко, И.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений / И.Г. Коваленко // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 7. - С. 229 - 233.
12. Коротаева, Е.В. Развитие инициативности детей дошкольного возраста / Е.В. Коротаева, Е.В. Святцева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - С. 669 - 671.
13. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 250 с.
14. Кузнецова, Е.В. Формирование межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре / Е.В. Кузнецова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 692 - 694.
15. Кузьмина, К.А. Межличностные отношения старших дошкольников со сверстниками / К.А. Кузьмина // Психолого-педагогические условия формирования социально зрелой личности. - 2014. - Т. 1. - С. 182 - 185.
16. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Погольша. - СПб.: Питер, 2015. - 367 с.
17. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2014. - 604 с.
18. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2013. - 320 с.
19. Львова, С.В. Проявление толерантности в межличностных отношения дошкольников / С.В. Львова // Сотис - социальные технологии, исследования. - 2017. - № 3. - С. 45 - 52.
20. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 2012. - 145 с.
21. Никитина Е.Л. Развитие межличностных отношений дошкольников в разновозрастных объединениях / Е.Л. Никитина, Е.В. Парфина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 28.
- С. 52 - 54.
22. Николаева, И.И. Психолого-педагогическая работа по развитию эмпатии детей среднего дошкольного возраста / И.И. Николаева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 12-5. - С. 914 - 918.
23. Павлова, Т.В. Особенности межличностных отношений со
сверстниками дошкольников с разным социометрическим статусом / Т.В. Павлова, Д.С. Рубцова // Наука и современность. - 2015. - № 38. -
С.118 - 122.
24. Печенина, Н.А. Развитие межличностных отношений старших
дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр / Н.А. Печенина, И.А. Галкина // Дошкольное образование: опыт, проблемы,
перспективы развития. - 2015. - № 2. - С. 93 - 95.
25. Подольская, О.А. Межличностные отношения дошкольников / О.А. Подольская // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2014.
- № 2. - С. 20 - 23.
26. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общей редакцией А.А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2014. - 466 с.
27. Рассказов, Д.Н. Духовно-нравственное развитие ребенка в игре / Д.Н. Рассказов // Актуальные проблемы социально-гуманитарных знаний. - 2015. - № 11. - С. 106 - 110.
28. Сборник сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование регулятивных действий у старших дошкольников. - Красноярск: Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького, 2013. - 31 с.
29. Синченко, Л.Т. Игра как средство развития познавательных процессов дошкольников при их подготовке к начальной школе / Л.Т. Синченко // Массовые коммуникации на современном этапе развития мировой цивилизации. - М.: Гуманитарно-социальный институт, 2015. - С. 147 - 149.
30. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития ребенка / Е.О. Смирнова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 176 с.
31. Соловьева Н.А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Соловьева, Н.М. Кашина // Образование: прошлое, настоящее и будущее. - Краснодар: Новация, 2017. - С. 27 - 29.
32. Сурьянинова, Т.А. Формирование положительных взаимоотношений детей в игровой деятельности / Т.А. Сурьянинова, И.Г. Ткаченко // Молодой ученый. - 2017. - №47.1. - С. 140 - 147.
33. Ткач, Л.Т. Совершенствование организационных условий развития общения в старшем дошкольном возрасте / Л.Т. Ткач, А.Н. Танас // Вестник Приднестровского ун-та. - 2016. - № 1. - С. 52 - 56.
34. Токарев, А.А. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста / А.А. Токарев, Ж.Р. Аленкина // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 520 - 523.
35. Урунтаева, Г.А. Специфика дидактической игры дошкольника / Г.А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 2. - С. 8 - 15.
36. Черноокова, Т.Е. Формирование коммуникативных способностей у детей 5 - 6 лет посредством игр-драматизаций / Т.Е. Черноокова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2016. - № 8. - С. 44 - 51.
37. Чикова, И.В. К проблеме диагностики и коррекции межличностных отношений дошкольников / И.В. Чикова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 30. - С. 38 - 41.
38. Чумовская, О.Н. Игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста / О.Н. Чумовская // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 1317 - 1318.
39. Шакирова, Л.Р. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста / Л.Р. Шакирова, Ю.А. Ильина // Эволюция современной науки. - 2016. -
Ч. 4. - С. 262 - 264.
40. Якубенко, О.В. Развитие межличностных отношений в детском коллективе средствами сюжетно-ролевой игры / О.В. Якубенко // Новаинфо. - 2017. - № 59. - С. 434 - 438.
41. Батищев, Г.С. Особенности культуры глубинного общения / Г.С.
Батищев. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.situation.ru/app/j_art_1116.htm (11.04.2018).
42. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/368857/ (19.04.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ