Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧЕНИЕМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ - ИСТОРИКОВ

Работа №50793

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
317
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧЕНИЕМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ 7
1.1 Исследования психологического благополучия в зарубежной и
отечественной психологии 7
1.2 Удовлетворенность учением как компонент учебного процесса в ВУЗе 16
1.3 Факторы, влияющие на психологическое благополучие в процессе обучения в ВУЗе 24
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧЕНИЕМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ - ИСТОРИКОВ 30
2.1 Характеристика выборки, этапов и методов исследования 30
2.2 Диагностика удовлетворенности учением и психологического
благополучия у студентов - историков 32
2.3 Результаты исследования 37
Выводы по второй части 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность работы. Профессиональная сфера является очень важной в период поздней юности, когда происходит реальный выбор профессии и обучение этой профессии. От того, как воспринимает студент выбранную профессию — подходящей для себя, интересной, способной удовлетворить его потребности, или неподходящей, вынужденной, неинтересной,
не удовлетворяющей его потребности — зависит его активность во время учебы, качество учения, а также выбор места работы после окончания учебы. В связи с этим важной становится проблема изучения благополучия студентов в профессиональной сфере. Человек, который переживает субъективное благополучие, удовлетворен своей жизнью и испытывает состояние счастья, а быть счастливым — это одна из главных, если не самая главная, цель человеческого существования. Предметом изучения большого количества современных психологических исследований являются условия и причины счастья и субъективного благополучия [40].
Проблема изучения психологического благополучия личности рассматривается как одна из основополагающих в психологической науке, поэтому заинтересованность к ней сохраняется на протяжении всего исторического развития науки. Следовательно, актуальность вопроса психологического благополучия студентов обусловлена ее высоким значением для решения важных вопросов эффективного развития и самосовершенствования личности студентов. Поскольку именно в этом возрастном периоде происходит формирование будущего профессионала, состояние психологического благополучия которого непосредственно влияет на успешность профессиональной деятельности и качество жизни в целом [17].
Психологическое благополучие стало предметом исследования лишь во второй половине XX века. В отечественной психологии подъем интереса к этой проблеме приходится на последнее десятилетие прошлого века. Интерес к проблеме психологического благополучия со стороны отечественных исследователей во многом обусловлен тенденциями, происходящими в нашем обществе. По данным Института мозга человека РАН, проблемы с психическим здоровьем имеют 15% детей, 25% под ростков и до 40% призывников. Каждый третий взрослый нуждается в психологической поддержке, чтобы противостоять стрессу. Свыше 70% населения России живет в состоянии затяжного психоэмоционального стресса, вызывающего рост депрессий, реактивных психозов [9].
В то же время важно отметить, что удовлетворенность усиливает мотив, служит основанием, содержательной стороной мотива, объясняет, почему человек занимается данной деятельностью длительное время. Если мотивация учебной деятельности широко изучена то удовлетворенность учебной деятельностью представляется нам мало изученной.
Цель исследования - теоретическое и практическое исследование взаимосвязи удовлетворенности учением и психологического благополучия у студентов - историков.
Объект исследования - студенты исторического факультета.
Предмет исследования - взаимосвязь удовлетворенности учением и психологического благополучия у студентов - историков.
Гипотеза исследования: взаимосвязь удовлетворенности учением и психологического благополучия у студентов - историков наблюдается между:
- личностным ростом и удовлетворенностью учебным процессом;
- удовлетворенностью взаимоотношениями с однокурсниками и открытостью студента новому;
- удовлетворенностью воспитательным процессом и автономией.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психологической литературы по проблеме взаимосвязи удовлетворенности учением и психологического благополучия у студентов - историков.
2. Изучить удовлетворенность учением и психологическое благополучие у студентов - историков.
3. Выявить взаимосвязь удовлетворенности учением и
психологического благополучия у студентов - историков.
Методы исследования:
- теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования;
- диагностика;
количественный и качественный анализ;
- методы математической статистики.
Методологическая основа;
Кросскультурные исследования психологического благополучия под руководством Э. Динера, К. Питерсена, Р. Райна и К. Шелдона в целом охватывают более ста стран. В России проблема психологического благополучия раскрывается в отдельных эмпирических исследованиях (М.
В. Бучацкая [6], А. В. Воронина [11], П. П. Фесенко [50], Т. Д. Шевеленкова [50]).
Методики исследования:
1) «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф, в адаптации Шевеленковой - Фесенко [50] (Приложение 1);
2) Мищенко Л.В. Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельности (УУД) [32] (Приложение 2).
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть эффективно использованы в процессе изучения удовлетворенности учением и психологического благополучия у студентов.
База исследования: Елабужский институт (филиал) Федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка использованной литературы. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Решение первой задачи по анализу литературных источников показало, что психологическое благополучие как устойчивое психическое свойство, состоящие в доминировании положительных эмоций, наличии тесных взаимоотношений, субъектной включенности в жизнедеятельность, осмысленности жизни и позитивной самомотивации. Исследования благополучия с различных методологических оснований закономерно приводят к неопределенности структуры включаемых в состав изучаемого явления аспектов. Наиболее логичной и полной является концепция К.Рифф, однако в ней не учитываются особенности состояния, и ряд иных ценностей, кроме автономии. Во многом эта модель опирается на работу М. Ягоды, а также основывается на анализе концепций различных авторов (Ш. Бюлер, А. Маслоу, Г. Оллпорта, К. Роджерса, Э. Эриксона, К. Юнга и других).
Основными факторами психологического благополучия студентов выступают: - субъективное благополучие, на высоком уровне проявляются такие показатели: цели в жизни, управление средой, самопринятие, автономия, личностный рост и позитивные отношения; - самопринятие и социальное взаимодействие и. т. д.
Для диагностики удовлетворенности учением и психологического благополучия у студентов было проведено 2 методики с 30 студентами исторического факультета, обучающихся на 5 курсе.
По методике «Шкала психологического благополучия К. Рифф (версия Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко)» выяснили, что большинство студентов имеют средний уровень психологического благополучия. По шкалам «самопринятие» (х =64,3) и «осмысленность жизни» (64,03) наблюдаются более высокие показатели, а по шкалам «Цели в жизни» (х =55,4) и «Управление средой» (х =56,2).
По результатам теста-опросника удовлетворенности учебной деятельности (Л.В. Мищенко) у 70% студентов учебная деятельность у них идет недостаточно благополучно, что объясняется проведением опроса во время подготовки к сдаче выпускных квалификационных работ и экзаменов;
Для выявления взаимосвязи удовлетворённости учением и психологического благополучия у студентов был применен однолинейный корреляционный анализ Г - Пирсона. Корреляционный анализ Пирсона показал, что существуют статистически значимые корреляционные взаимосвязи межу личностным ростом и удовлетворенностью учебным процессом; удовлетворенностью взаимоотношениями с однокурсниками и открытостью студента новому; удовлетворенностью воспитательным процессом и автономией.
Данные выводы доказывают выдвинутую гипотезу.



1. Авдиенко Г.Ю., Колбина Е.В., Томашев А.Н. Мотивационная сфера личности студентов вуза. СПб., 2011. 60 с
2. Акимова Н. Н. Социально-психологические аспекты
удовлетворенности потребностей в процессе учебной деятельности студентов вуза // От истоков к современности: сборник статей. - Москва: Издательство Когито-Центр, 2015. - С. 3-5.
3. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: автореф. дис. ... к.психол.н. - М.: Институт психологии РАН, 1994. - 24 с.
4. Барышева Е.В. Социально-психологическая детерминация здоровья студенчества в системе открытого образования: дис. ... к.психол.н. - М., 2004.
5. Бессонова Ю.В. О структуре психологического благополучия // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов Материалы Всероссийской заочной научной интернет- конференции: Сборник научных статей. Центр экстренной психологической помощи МГППУ ; Под ред. И.А. Баевой, Л.А. Г аязовой,
О.В. Вихристюк, В.В. Коврова. Москва, 2015. С. 30-35.
6. Бучацкая М. В., Капранова М.В. Особенности структуры психологического благополучия учащихся и студентов различных направлений профессиональной подготовки // Психологическая наука и образование. - 2015. - № 2.- С. 63-69.
7. Васильева С.В. Структурные и динамические особенности студенческого адаптационного синдрома: дис. ... к.психол.н. - СПб., 2010.
8. Водяха С.А., Водяха Ю.Е. Психологическое благополучие в образовательном пространстве // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых
образовательных и профессиональных стандартов Материалы Всероссийской заочной научной интернет-конференции: Сборник научных статей. Центр экстренной психологической помощи МГППУ ; Под ред. И.А. Баевой, Л.А. Гаязовой, О.В. Вихристюк, В.В. Коврова. Москва, 2015. С. 47-52.
9. Водяха С. А. Предикторы психологического благополучия студентов // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1. - С. 70-74.
10. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2002. 220 с.
11. Воронина А. В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа [Электрон. ресурс] // СПЖ. 2005. №21. URL: http://cyberlenmka.ru/artide/n/problemapsihicheskogo-zdorovya-i- blagopoluchiya- cheloveka-obzor-kontseptsiy-i-opytstruktumo-urovnevogo- analiza (дата обращения: 01.03.2017).
12. Гараганов А. В. Удовлетворенность образовательных потребностей личности: методологические подходы к анализу // Психология личности: изучение, развитие, самопознание: сборник статей / А. В. Гараганов. - Санкт- Петербург: ООО «НИЦ АРТ», 2015. - С. 105-117.
13. Голубева М.Г Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек: дис. ... к.психол.н. - Астрахань, 2016. - 229 c.
14. Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и
определяющие его факторы [Электронный ресурс] // Проблемы развития территории.- Вып. 2 (48). - 2009.- С. 98-105.
URLhttp://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-blagopoluchie-studentov- iopгedelyayuschie-ego-faktory(Дата обращения: 25.12.17)
15. Елшанский С.П. Позитивные личностные качества студентов гуманитарного профиля различных форм и курсов обучения // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2016. - № 2. - С. 84-87; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://psychildhealth.ru/2016-02 .pdf (11.04.2018).
16. Зинина Ю. М. Взаимосвязь удовлетворенности мотивационных потребностей и академической успешности студентов вуза // Вестник Московского государственного областного университета. - 2017. - № 2. - С. 97¬108.
17. Зорко Ю.А. Особенности психического здоровья студентов // Медицинские новости. - 1998. - №12. - С. 9-12.
18. Зотова Л.Э. Взаимосвязь терминальных ценностей студентов- психологов с характеристиками учебной деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2014. - № 2. - С. 69-77.
19. Идобаева О. А. К вопросу о психолого-педагогической модели формирования психологического благополучия личности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - Москва, 2013. - № 667. - С. 93-101.
20. Ишмаева Д.Р. Исследование показателей психологического благополучия студентов ЗабГУ // Межрегиональный студенческий конвент молодёжная научная весна: молодая наука ЗабГУ на научной карте Байкальского региона и Дальнего Востока Российской Федерации. XLIII Международная научно-практическая конференция молодых исследователей. Часть 2. 21-26 марта 2016г. г.Чита, ЗабГУ. - С. 18-21.
21. Капранова М. В., Бучацкая М. В. Перспективы становления системы непрерывного образования в условиях реформирования социального пространства // Сб. научных трудов международной научнопрактической конференции «Перспективы, организационные формы и
эффективность развития сотрудничества вузов стран Таможенного союза и СНГ» (г. Королев, 23-24 мая
22. Кирюшин А.В. Изучение мотивации обучения в вузе студентов социально-гуманитарного факультета ТОГУ // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. - 2015. - Т. 6. - № 1. - С. 28-32.
23. Козьмина Л. Б. Динамика психологического благополучия
студентов- психологов в период обучения в вузе // Теория и практика
общественного развития. Издательский дом «Хорс», 2013. - № 11. - Т.1. -
С. 111-118.
24. Колесников В.Н. Психологическое благополучие студентов // Мир
педагогики и психологии. 2016. № 4. С. 77-86.
25. Корнеева С. А. Особенности мотивационно-потребительской сферы студентов разных направлений профессиональной подготовки // Вестник Саратовского областного института развития образования. - Саратов, 2015. - №1. - С. 102-108.
26. Костылев А.Н. Оценка личностно - ориентированной мотивации студентов к успешности обучения в вузе // Соврем. проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - С. 32-40 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.science-education.rU/pdf/2017/5/26768.pdf
(11.04.2018).
27. Лысенко Е. Н. Личностные особенности студентов с разным уровнем потребности в достижении успеха // Социально-психологические вызовы современного общества: сборник статей / Е. Н. Лысенко. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, 2017. - С. 201-208.
28. Мешков Н.И., Садовникова Н.Е. Ценностный подход к проблеме мотивации учебной деятельности студентов // Вектор науки
Тольяттинского государственного универси- тета. 2011. № 3 (6). С. 199201.
29. Мещерякова И.Н. Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов различных курсов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - №4 (269). - С. 137-139.
30. Митрофанова, Е. Н. Активность индивидуальности, психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью студентов / Е. Н. Митрофанова // Сибирский психологический журнал. - Томск : Издательство Томского университета, 2014 - №6 . - С. 284-287.
31. Михайлова О.Б., Токатлыгиль Ю.С. Особенности проявления академической успешности и инновационности у студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2015. - № 3. - С. 92-98.
32. Мищенко Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности // Вестник практической психологии образования 2007. - №3.
33. Моисеев Д. А. Потребность в образовании как показатель
успешности и осмысленности профессиональной деятельности будущих специалистов // Профессиональные компетенции
государственныхслужащих: формирование и развитие : сборник статей / Д. А. Моисеев. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. - С. 265-267.
34. Мошкин А. С. Мотивация учебной деятельности студентов // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - Химки, 2017. - № 1(32). - С. 90-96.
35. Орлова Д. Г. Влияние эффекта психологического благополучия на структуру интегральной индивидуальности студента // Образование и наука. - Екатеринбург, 2017. - Т. 19 (№6). - С. 119-137.
36. Падерин В. К. Удовлетворение потребности в принадлежности как фактор повышения учебной мотивации студентов // Качество высшего ипрофессионального образования в постиндустриальную эпоху: сущность, обеспечение, проблемы: сборник статей. - Казань: Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2016. - С. 353356.
37. Пахомова Л.Ю. Психологические условия развития мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в образовательном пространстве вуза: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Пахомова Любовь Юрьевна. - Москва: ННГАСУ, 2011. - 189 с.
38. Пергаменщик Л. А. Опросник «Шкалы психологического
благополучия» К. Рифф: процесс и результаты адаптации // Психологическая диагностика: Научно-методический и практический журнал / Ред. М.К.
Акимова, В.Г. Колесников. - 2007. - №3 май-июнь 2007. - C. 73-97.
39. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
40. Полищук Е. С. Психологическое благополучие студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2016. Том 8. № 1. C. 35-44. Режим доступа: doi: 10. 17759/ psyedu. 2016080104 (дата обращения: 12. 02. 2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ