РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста 6
1.1. Понятие и сущность творческих способностей 6
1.2. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном
возрасте 13
1.3. Специфика внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста 19
Вывод по 1 главе 28
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния внеурочных занятий как
средства развития творческих способностей младших школьников 29
2.1. Исследование творческих способностей детей младшего школьного
возраста 29
2.2. Организация внеклассных занятий, направленных на развитие
творческих способностей младших школьников 42
2.3. Анализ эффективности проведенной работы 51
Выводы по 2 главе 64
Заключение 66
Список использованной литературы 68
Приложение 72
Глава 1.Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста 6
1.1. Понятие и сущность творческих способностей 6
1.2. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном
возрасте 13
1.3. Специфика внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста 19
Вывод по 1 главе 28
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния внеурочных занятий как
средства развития творческих способностей младших школьников 29
2.1. Исследование творческих способностей детей младшего школьного
возраста 29
2.2. Организация внеклассных занятий, направленных на развитие
творческих способностей младших школьников 42
2.3. Анализ эффективности проведенной работы 51
Выводы по 2 главе 64
Заключение 66
Список использованной литературы 68
Приложение 72
Процветание любого государства зависит от творческого развития его граждан. Это, безусловно, относится и к современной России. Для инновационных разработок в сфере информатики, человеку важно уметь просчитывать разные способы действий, видеть различные алгоритмы достижения поставленной задачи, выдвигать гипотезы и предположения, создавать новые разнообразные и оригинальные продукты. Способность человека в процессе творческой деятельности вырабатывать разные способы решения задачи, находить варианты применения какого-либо объекта, видеть несколько путей выхода из проблемной ситуации психологи связывают с гибкостью его мышления. Достижение высокого уровня развития этой способности является стратегической задачей, которая требует проведения регулярного, долговременного, развивающего обучения.
Развитие творческих способностей необходимо начинать с младшего школьного возраста. Причем кратковременная педагогическая деятельность в данном направлении не имеет большого положительного эффекта. Она должна быть регулярной и построенной на психологической основе. Во внеурочной деятельности заложены большие возможности творческого развития школьников.
Вопросы организации внеурочной деятельности стали особо актуальными в ходе реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В связи с этим важно использовать все возможности для достижения успехов в личностном развитии младших школьников, повышении уровня их познавательных интересов и формировании творческих способностей.
С целью реализации направления творческого развития школьников во внеурочной деятельности, указанного в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования необходимо осуществить поиск средств, методов и приемов.
Вопросы развития творческих способностей разрабатывались в работах
А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева и других исследователей.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: внеурочные занятия как средство развития творческих способностей младших школьников.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеурочное время.
Задачи:
1) уточнить сущность понятий «креативность», «творчество», «творческие способности» в психолого-педагогической литературе.
2) проанализировать опыт эффективного развития творчества младших школьников.
3) диагностировать уровень развития творческого мышления в процессе игровой деятельности.
4) разработать и экспериментально проверить методику развития творческих способностей младших школьников в процессе игровой деятельности;
5) рассмотреть особенности внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе внеурочной деятельности будет успешным при соблюдении следующих условий:
- внеурочная деятельность младших школьников будет организовываться с учетом дифференцированного подхода к детям;
- разработка средств индивидуализации важна для всех возрастов, но особенно актуальна она для первоклассников, где закладывается фундамент
школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду;
- создание психологически комфортной среды и атмосферы эмоционального принятия ребенка;
- разработана и реализована программа на развитие творческих способностей работы с младшими школьниками.
Методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- опрос;
- анкетирование;
- наблюдение;
- эксперимент (констатирующий, формирующий)
Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке системы внеурочных занятий, творческих игр, программы внеурочной деятельности на тему «Креативные ручки», конспектов внеклассных занятий, разработка методического пособия «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности».
Содержащиеся в работе положения и выводы могут быть использованы в практике преподавания внеурочных занятий в начальных классах учителями, студентами педагогических колледжей и вузов.
База исследования: средняя школа №2 г. Елабуга, 3 А класс.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Развитие творческих способностей необходимо начинать с младшего школьного возраста. Причем кратковременная педагогическая деятельность в данном направлении не имеет большого положительного эффекта. Она должна быть регулярной и построенной на психологической основе. Во внеурочной деятельности заложены большие возможности творческого развития школьников.
Вопросы организации внеурочной деятельности стали особо актуальными в ходе реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В связи с этим важно использовать все возможности для достижения успехов в личностном развитии младших школьников, повышении уровня их познавательных интересов и формировании творческих способностей.
С целью реализации направления творческого развития школьников во внеурочной деятельности, указанного в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования необходимо осуществить поиск средств, методов и приемов.
Вопросы развития творческих способностей разрабатывались в работах
А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева и других исследователей.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: внеурочные занятия как средство развития творческих способностей младших школьников.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеурочное время.
Задачи:
1) уточнить сущность понятий «креативность», «творчество», «творческие способности» в психолого-педагогической литературе.
2) проанализировать опыт эффективного развития творчества младших школьников.
3) диагностировать уровень развития творческого мышления в процессе игровой деятельности.
4) разработать и экспериментально проверить методику развития творческих способностей младших школьников в процессе игровой деятельности;
5) рассмотреть особенности внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе внеурочной деятельности будет успешным при соблюдении следующих условий:
- внеурочная деятельность младших школьников будет организовываться с учетом дифференцированного подхода к детям;
- разработка средств индивидуализации важна для всех возрастов, но особенно актуальна она для первоклассников, где закладывается фундамент
школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду;
- создание психологически комфортной среды и атмосферы эмоционального принятия ребенка;
- разработана и реализована программа на развитие творческих способностей работы с младшими школьниками.
Методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- опрос;
- анкетирование;
- наблюдение;
- эксперимент (констатирующий, формирующий)
Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке системы внеурочных занятий, творческих игр, программы внеурочной деятельности на тему «Креативные ручки», конспектов внеклассных занятий, разработка методического пособия «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности».
Содержащиеся в работе положения и выводы могут быть использованы в практике преподавания внеурочных занятий в начальных классах учителями, студентами педагогических колледжей и вузов.
База исследования: средняя школа №2 г. Елабуга, 3 А класс.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрять и дать возможность проявиться еще раз.
Творческие способности представляют собой индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Творческие способности представляют собой индивидуально-психологические особенности человека, которые возникли на основе врождённых задатков, и обеспечивают успешность осуществления одной или нескольких деятельностей, не сводящиеся к умениям, навыкам и знаниям, но обусловливающие легкость и быстроту их приобретения.
В процессе исследования нами проанализированы сущностные характеристики способностей, их теоретические аспекты, педагогическое руководство процессом развития творческих способностей в условия школы.
Как показал анализ работ Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, И.А. Зимней, младший школьный возраст, представляет собой ответственный период в развитии творческих способностей. В этот период осуществляется развитие всех психических функций, закладываются основы творческих способностей, формируются сложные виды деятельности, развиваются мотивы, потребности, самооценка, элементы волевой регуляции поведения.
В младшем школьном возрасте наиболее важным и значительным является воспитание и развитие творческой личности. Этот период в жизни ребенка даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Внеурочная деятельность необходима в начальной школе, она способствует созданию активной жизненной среды, в которой развивается ребенок, формируются его творческие способности. При этом во внеурочной деятельности возможно максимальное соответствие содержания учебно¬воспитательной деятельности интересам и потребностям детей, и это дает им возможность для реализации и развития их творческих способностей.
В ходе эксперимента были изучены особенности развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирующая работа проводилась в течении внеклассных занятий кружка «Креативные ручки». Была разработана программа, которая включала задания творческого характера, проведены занятия, творческие игры в третьем классе классе. На занятиях, а также во внеурочное время осуществлялась работа по развитию творческих способностей детей: дети выполняли задания по художественному творчеству, участвовали в коллективных творческих играх, выполняли задания творческого характера, изготавливали поделки, участвовали в инсценировках, придумывали сказки, рассказы, стихи, выполняли оригинальные композиции.
Творческие способности представляют собой индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Творческие способности представляют собой индивидуально-психологические особенности человека, которые возникли на основе врождённых задатков, и обеспечивают успешность осуществления одной или нескольких деятельностей, не сводящиеся к умениям, навыкам и знаниям, но обусловливающие легкость и быстроту их приобретения.
В процессе исследования нами проанализированы сущностные характеристики способностей, их теоретические аспекты, педагогическое руководство процессом развития творческих способностей в условия школы.
Как показал анализ работ Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, И.А. Зимней, младший школьный возраст, представляет собой ответственный период в развитии творческих способностей. В этот период осуществляется развитие всех психических функций, закладываются основы творческих способностей, формируются сложные виды деятельности, развиваются мотивы, потребности, самооценка, элементы волевой регуляции поведения.
В младшем школьном возрасте наиболее важным и значительным является воспитание и развитие творческой личности. Этот период в жизни ребенка даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Внеурочная деятельность необходима в начальной школе, она способствует созданию активной жизненной среды, в которой развивается ребенок, формируются его творческие способности. При этом во внеурочной деятельности возможно максимальное соответствие содержания учебно¬воспитательной деятельности интересам и потребностям детей, и это дает им возможность для реализации и развития их творческих способностей.
В ходе эксперимента были изучены особенности развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирующая работа проводилась в течении внеклассных занятий кружка «Креативные ручки». Была разработана программа, которая включала задания творческого характера, проведены занятия, творческие игры в третьем классе классе. На занятиях, а также во внеурочное время осуществлялась работа по развитию творческих способностей детей: дети выполняли задания по художественному творчеству, участвовали в коллективных творческих играх, выполняли задания творческого характера, изготавливали поделки, участвовали в инсценировках, придумывали сказки, рассказы, стихи, выполняли оригинальные композиции.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетического направления
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Внеурочная деятельность как средство формирования творческих способностей младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018



