Введение 3
Глава 1.Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста 6
1.1. Понятие и сущность творческих способностей 6
1.2. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном
возрасте 13
1.3. Специфика внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста 19
Вывод по 1 главе 28
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния внеурочных занятий как
средства развития творческих способностей младших школьников 29
2.1. Исследование творческих способностей детей младшего школьного
возраста 29
2.2. Организация внеклассных занятий, направленных на развитие
творческих способностей младших школьников 42
2.3. Анализ эффективности проведенной работы 51
Выводы по 2 главе 64
Заключение 66
Список использованной литературы 68
Приложение 72
Процветание любого государства зависит от творческого развития его граждан. Это, безусловно, относится и к современной России. Для инновационных разработок в сфере информатики, человеку важно уметь просчитывать разные способы действий, видеть различные алгоритмы достижения поставленной задачи, выдвигать гипотезы и предположения, создавать новые разнообразные и оригинальные продукты. Способность человека в процессе творческой деятельности вырабатывать разные способы решения задачи, находить варианты применения какого-либо объекта, видеть несколько путей выхода из проблемной ситуации психологи связывают с гибкостью его мышления. Достижение высокого уровня развития этой способности является стратегической задачей, которая требует проведения регулярного, долговременного, развивающего обучения.
Развитие творческих способностей необходимо начинать с младшего школьного возраста. Причем кратковременная педагогическая деятельность в данном направлении не имеет большого положительного эффекта. Она должна быть регулярной и построенной на психологической основе. Во внеурочной деятельности заложены большие возможности творческого развития школьников.
Вопросы организации внеурочной деятельности стали особо актуальными в ходе реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В связи с этим важно использовать все возможности для достижения успехов в личностном развитии младших школьников, повышении уровня их познавательных интересов и формировании творческих способностей.
С целью реализации направления творческого развития школьников во внеурочной деятельности, указанного в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования необходимо осуществить поиск средств, методов и приемов.
Вопросы развития творческих способностей разрабатывались в работах
А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева и других исследователей.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: внеурочные занятия как средство развития творческих способностей младших школьников.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеурочное время.
Задачи:
1) уточнить сущность понятий «креативность», «творчество», «творческие способности» в психолого-педагогической литературе.
2) проанализировать опыт эффективного развития творчества младших школьников.
3) диагностировать уровень развития творческого мышления в процессе игровой деятельности.
4) разработать и экспериментально проверить методику развития творческих способностей младших школьников в процессе игровой деятельности;
5) рассмотреть особенности внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе внеурочной деятельности будет успешным при соблюдении следующих условий:
- внеурочная деятельность младших школьников будет организовываться с учетом дифференцированного подхода к детям;
- разработка средств индивидуализации важна для всех возрастов, но особенно актуальна она для первоклассников, где закладывается фундамент
школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду;
- создание психологически комфортной среды и атмосферы эмоционального принятия ребенка;
- разработана и реализована программа на развитие творческих способностей работы с младшими школьниками.
Методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- опрос;
- анкетирование;
- наблюдение;
- эксперимент (констатирующий, формирующий)
Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке системы внеурочных занятий, творческих игр, программы внеурочной деятельности на тему «Креативные ручки», конспектов внеклассных занятий, разработка методического пособия «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности».
Содержащиеся в работе положения и выводы могут быть использованы в практике преподавания внеурочных занятий в начальных классах учителями, студентами педагогических колледжей и вузов.
База исследования: средняя школа №2 г. Елабуга, 3 А класс.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрять и дать возможность проявиться еще раз.
Творческие способности представляют собой индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Творческие способности представляют собой индивидуально-психологические особенности человека, которые возникли на основе врождённых задатков, и обеспечивают успешность осуществления одной или нескольких деятельностей, не сводящиеся к умениям, навыкам и знаниям, но обусловливающие легкость и быстроту их приобретения.
В процессе исследования нами проанализированы сущностные характеристики способностей, их теоретические аспекты, педагогическое руководство процессом развития творческих способностей в условия школы.
Как показал анализ работ Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, И.А. Зимней, младший школьный возраст, представляет собой ответственный период в развитии творческих способностей. В этот период осуществляется развитие всех психических функций, закладываются основы творческих способностей, формируются сложные виды деятельности, развиваются мотивы, потребности, самооценка, элементы волевой регуляции поведения.
В младшем школьном возрасте наиболее важным и значительным является воспитание и развитие творческой личности. Этот период в жизни ребенка даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Внеурочная деятельность необходима в начальной школе, она способствует созданию активной жизненной среды, в которой развивается ребенок, формируются его творческие способности. При этом во внеурочной деятельности возможно максимальное соответствие содержания учебно¬воспитательной деятельности интересам и потребностям детей, и это дает им возможность для реализации и развития их творческих способностей.
В ходе эксперимента были изучены особенности развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирующая работа проводилась в течении внеклассных занятий кружка «Креативные ручки». Была разработана программа, которая включала задания творческого характера, проведены занятия, творческие игры в третьем классе классе. На занятиях, а также во внеурочное время осуществлялась работа по развитию творческих способностей детей: дети выполняли задания по художественному творчеству, участвовали в коллективных творческих играх, выполняли задания творческого характера, изготавливали поделки, участвовали в инсценировках, придумывали сказки, рассказы, стихи, выполняли оригинальные композиции.
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: кн. Для учителя/ Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2010. - 104 с.
4. Бабанский, Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения /Ю.К.Бабанский - М., 2008. - 183с.
5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2012. - 320 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008.-224с.
7. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе?: Практическое пособие. - М.: Аркти, 2005. - 184 с.
8. Бородай, Ю.М. Воображение и теория познания. - М., 2011.- 313 с.
9. Варламова, Е. П. Психология творческой уникальности человека / Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов. М.: 2006. - 232с.
10. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей/Сост. Л.В. Ковинько. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 288 с.
11. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - С-Пб.: Союз, 2013. - 284 с.
12. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников/ Д.В. Григорьев, Степанов П.В - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
13. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. - Новосибирск, 2003. - 44 с.
14. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд.второе, доп, испр. и перераб. - М.: Логос, 2003. - 384 с.
15. Карпова, Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук.-Москва, 2011. - 34 с.
16. Кикоин, Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития / Е. И. Кикоин М.: Просвещение,2009. - 89 с.
17. Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. - М., Просвещение, 2008. - 224 с.
18. Лук, А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. - СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК,2003. - 368 с.
19. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС,
2007. - 176 с.
20. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении/А.М. Матюшкин. - М.:Просвещение,2010. - 56 с.
21. Новикова Н.В. Развитие художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности. Автореф. дисс. ... кан.пед.наук.- М., 2011. - 36 с.
22. Осипенко С. П. Динамика развития креативности младших школьников в творческих объединениях Текст.: автореф. дисс . канд. психол. наук: 19:00.07 / С. П. Осипова. Москва, 2008. - 24 с.
23. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - М.: Владос, 2009. - 576 с.
24. Развитие творческих способностей учителя и учащихся : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции / под общей ред. Т. В. Соловьевой. - Челябинск : ЧИППКРО, 2015 - 304 с.
25. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В.В. Давыдова. - М., 2013. - 336 с.
26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2-х т.- М.:Акадеимия, 2006. - 237 с.
27. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев,
А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2007. -203 с.
28. Смирнова, Е.О. Психология ребенка / Е.О.Смирнова. - М.: Школа - Пресс, 2011.- 381с.
29. Спиваковская, А.С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 2011. - 144 с.
30. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2010. - 160 с.
31. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 245 с.
32. Сухомлинский, В.А. Духовный мир школьника. - М., 2012. - 590 с.
33. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие/И.Ф. Харламов. М.: Юрист, 2008. - 512 с.
34. Шмаков, С.А. Игра и дети: учебник / С.А.Шмакова. - М.: Знание,
2008. - 364 с.
35.Эльконин, Д.Б. Психология игры:/ Д.Б.Эльконин. - М.:Академия, 1978- 13-14 с.
36. Яковлева, Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся/Под ред. В.И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 2011. - 315 с.
37. Дмитриева С.А. Образовательная программа внеурочной деятельности «Читаем и играем» //Начальная школа. - 2016. - № 4. - С.22-26.
38. Кочурова Е.Э Методика внеурочной работы//Начальная школа. -
2016. - № 4. - С.22-26.
39. Жигулина О. В., Муравьёва С. П. Развитие творческих способностей обучающихся подросткового возраста во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО // Молодой ученый. — 2017. — №32. — С. 88-90.
40. Багринцева, И. А. Формирования творческого мышления и развития творческих способностей школьников на примере урока литературного чтения в 3 классе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -
2016. - Т. 31. - С. 4-10.
41. Булыгина, Е. М. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 31. - С. 11-18.
42. Гадирова, И. М. Развитие творческого мышления и способностей на уроках технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 31. - С. 19-25.
43. Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. - 2006. - № 5. - С. 11-15.
44. Пикулина, Т. В. Внеурочная деятельность младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 24-25.
45. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной школы.- 2013. - № 3.- с.107
46. Игры для развития творческих способностей. : [Электронный ресурс] / . - Режим доступа : http://razvitiedetei.info/razvivayushhie-igry/igry- dlya-razvitiya-tvorcheskix-sposobnostej.html