ВВЕДЕИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ
И ДИНАМИКИ СТРЕССОВЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Основные теоретические подходы в понимании
феномена стресса 7
1.2. Причины стрессовых переживаний у детей младшего школьного
возраста 15
1.3. Основные методы преодоления стресса у детей младшего возраста 25
Выводы по I главе 32
Глава II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ СТРЕССОВЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Диагностика стрессовых переживаний у детей младшего
школьного возраста 35
2.2. Методика психокоррекционной помощи детям младшего
школьного возраста, испытывающим стресс 44
2.3. Анализ результатов эксперимента 58
Выводы по II главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях современного образования и его реформирования актуальной остается проблема преодоления нарушения гармонии личности ребенка с самим собой и с окружающим миром.
Неустойчивость социальной ситуации в мире, переоценка многих нравственных ориентиров вызывают постоянное напряжение человека. Длительное проживание школьником острых и интенсивных эмоциональных состояний опасно для него самого и окружающих.
Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем развития, с трудом переносят нагрузку, у многих еще не сформировалась способность подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. Все это вызывает у младших школьников стрессовые переживания.
Особую обеспокоенность педагогов психологов и родителей в последние годы вызывает процесс формирования стрессовых состояний в условиях начальной школы. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья обучающихся. В настоящее время все большее количество детей испытывают стрессовые переживания, тревогу, беспокойство, неуверенность, страх. Переживание неблагополучия в условиях школы обозначается по-разному: «школьный невроз», «школьная фобия», «невроз». Каждое из определений указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, лабильности и дезадаптации.
Организация образовательного процесса теоретически предполагает создание и поддержку эмоционального благополучия учащихся. В связи с этим, проблема профилактики школьных стрессов в настоящее время стала актуальной. Учителю важно знать причины возникновения стресса у младших школьников в учебно-воспитательном процессе, а также и пути его преодоления .
Перед начальной школой остро встала проблема необходимости выстраивания образовательного процесса на основе учета динамики стрессовых переживаний школьников и развития их способности к регуляции собственных эмоциональных состояний.
Понятие стресса и его влияние на детей младшего школьного возраста рассматривали многие авторы: В.А. Бодров, Л.А. Китаев-Смык, Ю.П. Лисицын, А.М. Прихожан, В.А. Родионова, Г. Селье, Ч.Д. Спилбергер, Л.Ю. Субботина и др.
Между тем, в педагогической литературе остается недостаточным разработан вопрос о феноменологии и динамики стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста.
Все это обуславливает актуальность изучения темы: «Феноменология и динамика стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста».
Объект исследования - стрессовые переживания у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - процесс работы с младшими школьниками по преодолению стрессовых переживаний.
Цель исследования - изучить феноменологию и динамику стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить основные теоретические подходы в понимании феномена стресса;
2. Раскрыть причины стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста;
3. Выявить основные методы преодоления стресса у детей младшего возраста;
4. Провести диагностику стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста;
5. Апробировать методику психокоррекционной помощи детям младшего школьного возраста, испытывающим стресс;
6. Дать анализ эффективности проведенной работы.
Гипотеза исследования. Эффективность работы по преодолению стрессовых переживаний у младших школьников зависит от соблюдения следующих условий:
- осуществляется психолого-педагогическая диагностика стрессовых переживаний у младших школьников;
- осуществляется психокоррекционная помощь детям младшего школьного возраста, испытывающим стресс;
- осуществляется работа с родителями, направленная на углубление понимания ими проблем детей.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования)
- практические (диагностика, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении научных знаний в области психологии, педагогики по проблеме феноменологии и динамики стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость состоит в разработке форм, методов приемов работы с детьми младшего школьного возраста по преодолению стрессовых переживаний. Апробированная программа работы может быть использована в индивидуальной и групповой работе с участниками образовательного процесса.
База исследования: Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
Основные результаты выпускной квалификационной работы опубликованы в научной статье: «Феноменология и динамика стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста» в сборнике статей Международного педагогического портала «Солнечный свет» (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 64391).
С точки зрения структуры, данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы. Принцип структурирования работы определяется необходимостью решения обозначенных выше задач исследования.
Актуальность проведенного исследования было обусловлено тем, что перед учителями начальных классов существует проблема необходимости выстраивания учебно-воспитательного процесса с учетом снижения стрессовых переживаний у школьников, развития их способности к регуляции эмоциональных состояний.
Теоретический анализ позволил определить стресс как психоэмоциональное состояние человека, которое возникает в следствии различных причин (стрессоров), внутренних или же внешних факторов, вызывающих отрицательные эмоции. Стресс способствуют резкому выходу из зоны комфорта и требуют определенной физиологической и психологической адаптации. Выделяют три стадии динамики стресса: тревога, сопротивление, истощение.
Как показало исследование, у младших школьников в повседневной учебной деятельности стрессовые ситуации возникают по разным причинам, это могут быть: обидные высказывания со стороны
одноклассников, негативная оценка со стороны учителя, переход в другой класс или другую школу, выход к доске, контрольная работа, сообщение дома о плохой отметке, боязнь быть отстающим. Последствия стресса младших школьников могут быть самыми различными. Стрессовые ситуации могут вызывать депрессии, нервные расстройства и негативные переживания.
В преодолении стресса у детей младшего школьного возраста большая роль принадлежит педагогу. Педагог должен владеть методами и приемами, которые будут способствовать созданию спокойной рабочей обстановки на уроке, необходимо предупреждать преодоление детей во время занятий, использовать физкультминутки, упражнения для снятия переутомления с глаз, снижения частоты мышечных зажимов. Роль педагога состоит и в индивидуальной помощи учащимся в выработке стрессоустойчивости, снижению нервной возбудимости. Учитель проводит профилактическую работу с родителями по предупреждению стрессовых ситуаций в семье, посещает семьи, дает рекомендации по соблюдению режима дня.
Для профилактики стресса у младшего школьника необходимо использовать систему педагогических и психологических методов и приемов. К педагогическим методам профилактики стрессовых переживаний следует отнести: рациональную организацию урока, использование динамических пауз, создание комфортной обстановки на уроке, использование саморефлексии. К психологическим методам профилактики стрессовых переживаний можно отнести аутотренинг, релаксацию, визуализацию (использование позитивных образов), библеотерапию, арттерапию, позитивное мышление и другие.
Практическое исследование стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста было изучено на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №16» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
Психокоррекционная помощь детям младшего школьного возраста по профилактике стрессовых переживаний проводилась как со всем классом, так и с группой учащихся, которые испытывали высокий уровень стрессовых переживаний. Процесс развития саморегуляции учащихся третьего класса выстраивался в условиях урочной и внеурочной деятельности, организованной по программе тренинга «Выживание в школе». Большое внимание уделялось обучению учащихся стратегиям совладающего поведения в случае стрессовых переживаний. В ходе реализации программы было замечено, что в классе установилась дружеская атмосфера, снизился уровень тревоги и беспокойства у детей, были сформированы позитивные установки на обучение.
На третьем этапе была проведена оценка эффективности проведенной работы. В ходе диагностики было выяснено, что количество учащиеся с высоким уровнем стресса снизилось на 15% и составило 20%, со средним увеличилось на 5% и составило (50%), с низким уровнем увеличилось на 15 % и составило 30%. Произошло снижение уровня тревожности: высокий уровень снизился на 10% и составил 30%, средний уровень снизился на 10% и составил 25%, количество учащихся с низким уровнем тревожности увеличилось на 25% и составило 45%.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы.
В ходе исследования был сделан вывод о том, что эффективность работы по преодолению стрессовых переживаний у младших школьников зависит от соблюдения следующих условий:
- осуществляется психолого-педагогическая диагностика стрессовых переживаний у младших школьников;
- осуществляется психокоррекционная помощь детям младшего школьного возраста, испытывающим стресс;
- осуществляется работа с родителями, направленная на углубление понимания ими проблем детей.
1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2012. - 208 с.
2. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М.: Наука, 2009. - 272 с.
3. Арсеньева А. Рекомендации учителю по профилактике школьной
тревожности [Электронный ресурс]
URL: http ://sch1497. mskobr.ru/profilaktika_negativnyh_proyavlenij_sredi_obu chayuwihsya/informaciya_dlya_pedagogov/rekomendacii_uchitelyu_po_profila ktike_shkol_noj_trevozhnosti/ (дата обращения: 07.04.2018)
4. Артюхова И. С. В первом классе - без проблем/ И. С. Артюхова. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32с.
5. Бабушкина Е.С. О развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости младших школьников [Электронный ресурс] URL: https://docviewer.yandex.ru/(дата обращения: 07.04.2018)
6. Боронникова Л. Стрессы младших школьников// Электронное приложение к информационно-методическому бюллетеню «Психология в образовании». - 2015. - № 17. - С.26-30.
7. Безруких М. М. Ребенок идет в школу: учеб. Пособие/ М. М. Безруких, С. П. Ефимова. - 4-е изд., перераб. - М.: Академия, 2009. - 247с.
8. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. - М.: Эксмо, 2009. - 464 с.
9. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка - М.: Просвещение, 2007. - 287 с.
10. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2008. - 287 с.
11. Быстрова Е.В., Митичева Т.И. Изучение особенностей
проявления тревожности у детей младшего школьного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 2
[Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57749 (дата обращения: 11.01.2018).
12. Венгер А. Л. Готовность детей к школе. Томск. Пеленг, 2008. - 198 с.
13. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для
студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 2009. - 232с.
14. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М.: Педагогическое общество России, 2008. - 163 с.
15. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - М.: Детство- Пресс, 2008.- 263 с.
16. Гуров В. А. Тревожность и здоровье младших школьников / В. А. Гуров // Вестник ТГПУ. - 2009.- №4 - С.56-60.
17. Дергунова Е.Б., Янковская О.В. Развитие стрессоустойчивости у детей школьного возраста в любительском театральном коллективе // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. [Электронный ресурс] URL: sibac.infoZarchiveZhumanitiesZ7.pdf (дата обращения: 07.04.2018)
18. Дубровина И. В., Прихожан В.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И. В Дубровина, В. В. Прихожан. - М.: «Академия», 2001. - 62с.
19. Жесткова Н.А. Особенности переживаний школьных эмоционально-стрессовых состояний у детей // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LV междунар. науч.-практ. конф. № 8(54). - Новосибирск: СибАК, 2015. - С.40-50.
20. Исаев Д. Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте: лекции / Д. Н. Исаев. - СПб.: Издательство НИМИ, 2004. - 80 с.
21. Калинина М. Экзамен без стресса// Школьный психолог. - 2009. - № 3. - С. 30-32.
22. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии
детей шестилетнего возраста: книга для учителя. - Москва:
Просвещение, 2008. - 190 с.
23. Коновалова И. Стресс и ваше сердце// Школьный психолог. - 2004. - № 32. - С. 20-24
24. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания
(адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. - М.: 2007. № 3 С. 93-112 [Электронный ресурс]
URL:http://psylist.net/praktikum/00298.htm (дата обращения: 12.04.2018)
25. Кузнецова Е. В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания : учеб. пособ. для студ. факультета психологии. / Е,В. Кузнецова, В.Г. Петровская, С.А. Рязанцева. - Куйбышев, 2012 - 96 с.
26. Куликова Т.И. Психология стресса // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 7. - С. 180-181.
27. Мамедова Л.В., Савченко Т.С. Психолого-педагогическая работа с младшими школьниками по профилактике предэкзаменационного стресса. Поволжский научный вестник. - 2013. - С.34 - 45.
28. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе: Книга для учителя.- М.: Сфера, 2007. - 32с.
29. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования
[Электронный ресурс] URL: https://www.livelib.ru/author/1064106/top-
lazarus-r (дата обращения: 11.04.2018)
30. Лебедева Л. Экстренная арт-терапевтическая помощь в ситуациях острого стресса// Школьный психолог. - 2009. - № 4. - С. 80¬81
31. Левина-Домбровская И. Можно ли убежать от стресса? // Школьный психолог. - 206. - № 8. - С. 18-22
32. Левицкая Л. В., Чернова А. А. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 136-139.
33. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 132с.
34. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. - М.: Учебник, 2009. - 464 с.
35. Попова С.И. Развитие способности подростка к саморегуляции в образовательном процессе школы // Психологическая наука и образование. 2017. - Т.22.- № 6. - С.99 - 108.
36. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2008. - 242 с.
37. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. Психологическая природа и возрастная динамика. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2009. - 241 с.
38. Психологическое сопровождение школьников // Под ред. Э.М. Александровской, Н.И. Кокуркиной. - М.: Издательский центр, 2002. - 132 с.
39. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. - ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К.
Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. - Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. - 142 с.
40. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова — М.: Просвещение, 2011. - 303 с.
41. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая
психология. СПб.: Питер, 2009. - 234 с.
42. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Уч пособие. М.: Владос, 2006. - 132 с.
43. Родионов В., Ступницкая М. Антистресс. Занятия с подростками 11-13 лет// Школьный психолог. - 2005. - № 24. - С. 60-64.
44. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Прогресс, 2008. - 287 с.
45. Сорокина В.В. Негативные переживания детей в начальной школе // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. — С. 43—52.
46. Сунтеева Ж. Программа защиты от стресса// Школьный психолог. - 2010. - № 8. - С. 18-22.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.): офиц. текст.- М., 2009.
48. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. М.: Изд-во Юрайт, 2013. - 237 с.
49. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни. - М.: Московский центр качества образования, 2010.-120 с.
50. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника: учеб. пособие. М.: Флинта, 2006. - 241 с.
51. Сборник статей Международного педагогического портала «Солнечный свет»: режим доступа: https//solncesvet.ru/conference/.