Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Музыкальная культура эпохи Тан: традиции и новшества

Работа №50743

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
384
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Музыкальное искусство в Древнем Китае.
1.1 Становление музыкального искусства в Китае и его роль в официальной
идеологии Китая 8
1.2 Музыкальные инструменты как средство воплощения музыки 21
Глава 2. Музыкальная культура эпохи Тан.
2.1 Роль традиции в музыкальной культуре эпохи Тан 30
2.2 Новшества в музыкальной культуре эпохи Тан 41
2.3 Музыкальные инструменты иноземного происхождения как свидетельство
культурных контактов 50
Заключение 58
Список литературы

Музыкальная культура Китая имеет свою многовековую историю, характерной чертой которой является ее непрерывность. Она содержит в себе сложившиеся в процессе многовековой эволюции разнообразные виды, жанры и стили. Отличительной чертой музыкальной культуры Китая от других культур в Азии является необыкновенная протяженность во времени традиционных комплексов. Устойчивость традиции китайской музыки объясняется ее значением в организации общества. При этом особая роль в музыке принадлежит философии. Музыка в Китае еще с древних времен развивалась под воздействием конфуцианской идеологии, в рамках которой музыка считалась средством воспитания благородных нравов. Конфуцианцы были уверены в том, что высокая музыкальная культура способна поддержать должный порядок в обществе. Такое внимание к музыке, как к средству духовного влияния на нравы общества, вело к раннему развитию музыкальной теории и практики. Об этом свидетельствует построение «правильного» (темперированного) звукоряда или теории звуковысотной системы (люй), создание которого относится к мифическому императору Хуан - ди, а также создание музыкальных инструментов для исполнения «правильных» (древних ритуальных) мелодий, в первую очередь во время дворцовых обрядов.
В последующие эпохи музыке также отводилось особое место в официальной идеологии, где подчеркивалась ее политическая роль. Воззрения на музыку в духе конфуцианской традиции продолжали существовать в Китае и в рассмотренную нами эпоху Тан. Эпоха династии Тан явилась временем наивысшего могущества страны, что непосредственно оказало благотворное влияние и на развитие музыкальной культуры Китая, именно тогда сформировались основные музыкальные комплексы. В результате активной внешней политики в Китае получают распространение музыкальные произведения и музыкальные инструменты Центральной и Средней Азии, что явилось свидетельством того, что музыкальная культура Китая способна впитывать в себя все лучшие достижения культур других народов, в то же время сохранив свою самобытность.
Актуальность темы заключается в том, что, музыка, представляя собой один из видов искусств, является духовным наследием людей, живших или живущих в ту или иную эпоху. Путь развития музыки неразрывно связан с путем развития общества и государства. Таким образом, в музыке отражены мысли, чувства, стремления людей. Проникнув в музыку определенного народа, проследив эволюцию китайских музыкальных инструментов, мы можем узнать об уровне развитости этой цивилизации. Наиболее важным представляется также то, что, отмечая влияние музыкальных традиций соседних стран на музыкальную культуру Китая, мы можем заметить, что несмотря на активное заимствование чужеземных инструментов и некоторых музыкальных традиций, китайское музыкальное искусство продолжало оставаться самобытным в своей основе.
Музыкальное искусство преимущественно является объектом исследования музыковедов, чем востоковедов, которые в силу своей профессии, чаще заостряют внимание на вопросах, касающихся внутреннего строения музыки, то есть рассматривают такие особенности, как ритмика, звукоряд и строение мелодии. Как правило, в работах таких музыковедов, как Р.И. Грубер «Всеобщая история музыки» и Г.М. Шнеерсон «Музыкальная культура Китая», мы можем найти ценную информацию, раскрывающую особенности музыкального искусства (ритмика, звукоряд), что отличают одну музыкальную культуру от другой. Но все же реже мы встречаем работы, посвященные непосредственно развитию музыкального искусства в русле исторического пути, так как несомненно музыкальное искусство также является его отражением наряду с другими видами искусства.
Предметом данного исследования является музыкальная культура Китая.
Объектом данного исследования является музыкальная культура эпохи Тан.
Цель данной работы заключается в определении места традиций и новшеств в музыкальной культуре танского Китая.
Главными задачами данной работы являются:
1) Выявить основные этапы развития музыкальной культуры и определить роль музыки в официальной идеологии Китая,
2) Проследить влияние идеологической традиции в музыкальной культуре эпохи династии Тан,
3) Определить место новшеств в музыкальной культуре эпохи династии Тан.
Особый блок в источниковедческой базе данной работы занимают канонические конфуцианские канонические тексты. Одним из самых ценных источников, использованных в данной работе, является «Луньюй» («Беседы и суждения») Конфуция, где мы узнаем о его воззрениях на музыку, а также назначении «Шицзина» как один из способов воспитания подрастающего поколения аристократов. Особого внимания также заслуживает «Ли цзи» («Книга ритуалов»), являющийся одним из главных канонов конфуцианства, а именно его девятнадцатая глава «Юэ цзи» - «Трактат о музыке» , в котором мы узнаем, что же представляет из себя музыка и какова ее роль в обществе и государстве. Ценным трудом по изучению внутреннего содержания музыки также является «Трактат о музыке» Сыма Цяня, представляющий собой двадцать четвертую главу его монументального произведения «Исторические записки». Именно в этой главе Сыма Цянь рассматривает музыку как «внутреннее воплощение» ритуала, а также связывает пути развития музыки с путем управления в государстве. Также в работе использована сорок седьмая глава произведения «Исторические записки», где Сыма Цянь рассказывает о жизни Конфуция. В этой главе приведены рассуждения Конфуция о роли музыки в государстве.
Особую ценность в изучении музыкальной культуры Китая эпохи Тан представляют династийные исторические источники, как «Старая история династии Тан» и «Новая история династии Тан» , в которых содержится информация о состоянии музыкального искусства в данный период времени, проводимых музыкальных реформах, а также о внедрении элементов музыкальных культур других народов. В работе были также использован исторический источник «Суй шу» в связи с тем, что многие элементы придворного музыкального искусства Суй легли в основу официального музыкального искусства эпохи Тан.
В ходе данного исследования была использована следующая литература, в которой стоит выделить работу Э. Шефера «Золотые персики Самарканда» , в которой представлены различные сведения о культурных влияниях соседних народов на Китай танского времени (618-907 гг.). В работе такого исследователя, как Е. Лубо-Лесниченко «Китай на шелковом пути» подробно описывается то, каким образом стали возможны культурные контакты Китая с внешним миром. В работе также использованы монографии таких музыковедов, как Р. Грубер «Всеобщая история музыки», а также Г. Шнеерсон и его работа «Музыкальная культура Китая», в которой дается описание музыкальных инструментов, в том числе и заимствованных инструментов. Один из разделов работы В. Малявина «Китайская цивилизация» также освещает такие вопросы, как музыкальное творчество в Китае и его жанры, дается небольшая характеристика музыкальным инструментам. В работе М. Кравцовой «История искусств Китая» дается история развития музыкального искусства Китая, а также содержится бесценный материал о музыкальном инструментарии не только китайского, но и иностранного происхождения. В работа И. Алендера «Музыкальные инструменты Китая» включает богатейший материал о видах китайских музыкальных инструментов, а также содержится материал о заимствованных инструментах. Также стоит отметить, что именно с эпохой династии Тан связывают зарождение китайского театра, что явилось одной из особенностей этой эпохи. Это было отмечено такими авторами, как С. Серова в ее работе «Зеркало просветленного духа Хуан Фань-чо и эстетика китайского классического театра» и в работе И. Гайды «Китайский традиционный театр сюцюй».
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Музыкальное искусство в древнем Китае развивалось в рамках конфуцианской догматики, которая предусматривала то, что музыка в сочетании с ритуалом является не только верным способом на пути воспитания благородных нравов, но и средством управления государства, поэтому каждая приходившая к власти династия проводила мероприятия, связанные с регламентированием официального музыкального искусства в целях упрочения своего положения. О важной роли музыки в государстве свидетельствует и создание Музыкальной палаты в системе государственного управления в период династии Хань, а также тот факт, что трактаты о музыке и ритуале включались во многие исторические труды («Юэ цзи» в составе «Ли цзи», или, например, «Исторические записки» Сыма Цяня), а также в различные династийные истории («Нан Ци шу» и «Суй шу»). Таким образом, музыка играла важную роль в системе официальной идеологии династий, предшествующих эпохе династии Тан, с помощью которой удавалось достичь стабильности государственного строя путем ее жесткой регламентации. Мудрые ваны использовали музыку не для увеселения и удовольствия, прежде всего они применяли музыку как средство управления государством. Считалось, что если мелодии были правильными (т.е. соответствовали системе люй, если все пять нот, олицетворявшие различные классы: правителей, чиновников, народ, - звучали гармонично; исполнение происходило в определенном темпе, ладе, характере; звучание инструментов подчинено установленной последовательности, в соответствии с которой начало принадлежало барабану, а затем другим классам инструментов), то и действия были верными.
Древние китайские государственные деятели добивались стабильности государственного строя, нерушимости его устоев, прививая народу навыки понимания правильной музыки. Музыка, представляя собой некое «орудие», способное повлиять на человеческие была умело использована государственными деятелями Китая в качестве инструмента для достижения определенных политических и духовных целей.
Музыкальное искусство династии Тан продолжало развиваться под влиянием конфуцианских догм, музыке в официальной идеологии по-прежнему отводилось особое место в воспитании нравов, о чем свидетельствует музыкальная реформа, проводившаяся с целью упорядочения музыкального искусства, что в истории музыкальной культуры Китая не считалось новшеством, а скорее было устоявшейся традицией. В период эпохи Тан произошло окончательное урегулирование музыкально-танцевального творчества, в котором возрастала роль танцевального компонента, а также утвердилась традиция церемониально-пиршественного музыкального комплекса и представления соответствующих танцевальных произведений. Более того, все более переплетались между собой танцевальное и театральное искусства, что в конечном счете приводило к появлению танцевально-театральных форм.
Появление в эпоху Тан танцев и сопровождающей его музыки, создание которых приписывалось императорам, свидетельствует о том, что музыка и период эпохи Тан служила регулятором порядка в обществе. Исполняя тот или иной танец, прославляющий подвиги и добродетели императоров, приводил мысли людей к тому, что император есть олицетворение всех добродетелей, следовательно, политика, проводимая им, тоже правильна (недаром при исполнении танцев и сопровождающей их музыки) созывалось огромное количество людей, обязанных слушать и смотреть представление до самого конца). Таким образом, танцы и музыка должны были привить народу чувство послушания. Те конфуцианские догмы, что регламентировали положение музыки в Китае, продолжали действовать и при династии Тан. Однако в период правления династии Тан отмечается высокий уровень заинтересованности танских правителей в культуре других стран, в том числе и музыкальной культуре. Это, в первую очередь, было продиктовано и практическими нуждами танского правительства, которые заключались в том, что с присоединением территорий, на которых проживали различные народы с присущими ему культурными особенностями, а именно особенностей музыкальной культуры, необходимо было иметь четкое представление о культуре народов для более успешного управления ими. Так как уже с древних времен в Китае преобладала мысль о том, что музыка — это средство управления мыслями и чувствами людей, то исследование музыкальных традиций этих народов стало одной из задач танских императоров. Наметившиеся сдвиги во внешней политике способствовали культурному обмену между Китаем и странами Центральной Азии, который во многом стал возможен благодаря Шелковому пути. Значительное количество инструментов чужеземного происхождения в китайском инструментарии говорит о том, что китайская культура была способна впитывать в себя лучшие достижения других культур.
Музыкальные произведения, инструменты и музыканты прибывали ко двору китайских правителей также в качестве и завуалированной дани. О развитии культурных контактов свидетельствуют тот факт, что происходит увеличение музыкальных ансамблей иностранного происхождения. Период правления династии Тан характеризовался тем, что китайский инструментарий пополнялся все новыми и новыми инструментами. А происходило это все от того, что шло усовершенствование древних инструментов (менялась и их форма, и способ изготовления), а также происходило активное внедрение чужеземных инструментов, причем в Китае эти инструменты сразу же получали китайские названия, поэтому определить на сегодняшний момент происхождение того или иного инструмента представляется крайне нелегким делом, и в некоторых случаях почти невозможным в силу того, что китайская музыкальная культура эпохи Тан представляет сложнейший сплав, где исконно китайское слилось с иностранным, поэтому разделить этот монолит представляется невозможным. В первую очередь, это стало возможным благодаря активной внешней политики, которая подразумевала культурный обмен между Китаем и другими государствами. Многие китайские императоры просили и получали в качестве подарков национальные музыкальные инструменты и, соответственно, музыкантов, владеющим этим инструментом. Но Китаю, несмотря на многочисленные заимствования в музыкальной сфере все — таки удалось сохранить свою неповторимость, которую мы наблюдаем и по сей день. Несмотря на то, что уже начиная с эпохи Тан в Китай стали проникать иноземные инструменты, причем в период правления эпохи Тан такие заимствования достигли кульминации, в Китае продолжала бытовать идея того, что ни один иноземный («варварский») инструмент либо какие-либо музыкальные произведения смогут когда-либо сместить со сцены исконно китайские инструменты. Хотя многие источники и указывают на то, что китайская музыка стала практически схожа с кучинской либо со среднеазиатской музыкой, все же музыка этих народов не оказала такого влияния на официальную музыкальную культуру, музыка иноземного происхождения проникала больше в народную культуру, так называемую культуру низов. Неизменной оставалась также мысль о величии китайской музыкальной культуры, с которой вряд ли могли сравниться музыкальные культуры соседних стран. Таким образом, широкое проникновение иностранной музыки в период династии Тан является своеобразным новшеством для музыкальной культуры Китая, что послужило толчком для ее дальнейшего развития. Музыкальная культура эпохи Тан характеризуется наличием в ней устойчивых традиционных комплексов, в основе которых находилась конфуцианская идеология и появлением в ней новшеств, связанных с проникновением иностранных элементов, что напрямую связано с расширением культурных контактов между Китаем и соседними странами.



1. Вэй Чжэн. Суй шу. Ж®. (Книга об эпохе Суй). В 6 т. / Вэй чжэн.-
Пекин:Чжунхуашуцзю (Издательство), 1982.-2876 с.
2. Конфуций. Беседы и суждения. / Конфуций; под редакцией Р. В. Грищенкова.-СПб.: Кристалл, 1999,- 1120 с.
3. Ли Яныпоу. Нань ши. ЙФ.(История Южных династий). В 3 т. /
Пекин :Чжунхуашуцзю ф/ЦНЖ) (Издательство), 1974.-1987 с.
4. Лю Сюй. Цзю Тан шу. /ЭДШО. 1ВЖ45 (Старая книга о династии Тан). / Лю
Сюй.- Пекин:Чжунхуашуцзю (Издательство), 1975.-5405 с.
5. Оуян Сю, Сун Ци. Синь Тан шу. ЖГЖ 45. (Новая книга о династии
Тан). /Оуян Сю, Сун Ци,- Пекин:Чжунхуашуцзю (Издательство),
1975.-5407 с.
6. Сыма Цянь. Исторические записки. Том 1. / Сыма Цянь; перевод Р.В Вяткина.- М.: Наука, 1972.-580 с.
7. Сыма Цянь. Исторические записки. Том 4. / Сыма Цянь; перевод Р.В Вяткина.- М.: Наука,1986.-456 с.
8. Сыма Цянь. Исторические записки. Том 6. / Сыма Цянь; перевод Р.В Вяткина.- М.: Наука, 1992.-484 с.
9. Шицзин. Книга песен и гимнов. / Пер. А. А. Штукина.-М.;Л.: Наука, 1957.- 616 с.
10. Юэ Цзи. Записки о музыке. / перевод В.А. Рубина.-М.: Восточная литература, 1999.- 384 с.
И. Научная литература:
11. Агеев Н.Ю. Об иноземном происхождении некоторых струнных музыкальных инструментов Китая. /Юрий Агеев. Материалы XXXVIII научной конференции Общество и государство в Китае. М., 2008.
12. Алендер И.З. Музыкальные инструменты Китая. / Израиль Алендер.- М.: Государственное музыкальное издательство, 1958,-106 с.
13. Ван Дон Мэй. Великий шёлковый путь в истории китайской музыкальной
культуры [Электронный ресурс]/Ван Дон Мэй.-Режим
доступа:Ьйр://сЬе1оуекпаика.сош/уеПк1у-зЕе1коууу-ри1-у-131огй-кйаузкоу- muzykalnoy-kultury, свободный. Проверено 09.05.2016
14. Васильев, Л.С. Древний Китай. Том 2. / Леонид Васильев. -М: Восточная литература РАН, 2000.-623с.
15. Васильев, Л.С. Культы, религии и традиции в Китае. / Леонид Васильев. -М.: Восточная литература РАН,2001.-487 с.
16. Гайда И. В. Китайский традиционный театр сюцюй. / Ирина Гайда.-М.:Наука, 1971.-123 с.
17. Гране М. Китайская мысль. / Марсель Гране.- М.: Республика, 2004,- 526 с.
18. Грубер, Р. И. Всеобщая история музыки. / Роман Грубер. -М.: Музыка, 1965,-484с.
19. Еремеев В.Е Музыкальные инструменты. / Владимир Еремеев. Часть статьи «Акустико-музыкальная теория», опубликовано: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Институт Дальнего Востока. -М. : Восточная литература, 2006.- 1055 с.
20. Кравцова, М.Е. История культуры Китая. / Марина Кравцова.-СПб.: Лань, 1999.-416 с.
21. Е.И. Лубо-Лесниченко. Китай на Шёлковом пути (Шёлк и внешние связи древнего и раннесредневекового Китая). / Евгений Лубо-Лесниченко. М.: Восточная литература, 1994.- 326 с.
22. Малявин В. В. Китайская цивилизация. / Владимир Малявин. М.: ACT, 2001. - 632 с.
23. Рубин В. А. Личность и власть в древнем Китае. / Виталий Рубин. М.: Восточная литература РАН, 1999.-384 с.
24. Серова С.А. «Зеркало Просветленного духа» Хуань Фань-чо и эстетика китайского классического театра. / Светлана Серова.-М.:Наука, 1979.-224 с.
25. Тихвинский С.Л. История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Том III: Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан: в Ют./ Сергей Тихвинский.- М.: Наука-Восточная литература,2014.-991 с.
26. Ткаченко, Г.А. Космос, музыка, ритуал. / Григорий Ткаченко.- М.: Наука, 1990.-284 с.
27. У Ген-Ир. История музыки Восточной Азии. / У Ген-Ир.-М.: Лань,2011.-544 с.
28. Шефер Э.Х. Золотые персики Самарканда. / Эдвард Шефер.-М.: Наука, 1981.-591 с.
29. Шнеерсон, Г.М. Музыкальная культура Китая. / Григорий Шнеерсон.-М.: Государственное музыкальное издательство, 1952.-249 с.
III. Словари: справочно-библиографическая литература
30. Михеева Л. В. Музыкальный словарь в рассказах. / Людмила Михеева.-М.: Советский композитор, 1984.- 502 с.
31. Ткаченко, Г.А. Словарь-справочник. / Григорий Ткаченко.- М.: ИД «Муравей», 1999.-384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ