Введение 2
Глава 1. Характерные черты китайской сетевой литературы и её источники 6
1.1. Сайты как источники китайской сетевой литературы 6
1.2. Характерные черты китайской сетевой литературы 13
Глава 2. Сетевые писатели и Хань Хань, как ярчайший представитель китайской сетевой литературы 22
2.1. Сетевые писатели 22
2.2. Хань Хань и анализ его сборника сочинений «Молодость» 26
Глава 3. Черты постмодернизма в китайской сетевой литературе 36
3.1. Сознание постмодерна в литературе и мелкая буржуазия 36
3.2. Стиль «Улитоу» как пример сетевой литературы постмодерна 41
Заключение 51
Список источников и использованной литературы
В настоящее время мы становимся свидетелями стремительно развивающейся культурной индустрии, и в частности сетевой литературы. Частично это связано с эволюционированием самих носителей литературы. Например, значительный прогресс в способе передачи литературы был достигнут при переходе от устной формы на письменную, а затем с рукописной на печатную. Расцвет и распространение Интернета, относительно нового и мощного средства публикации, привели к появлению сетевой литературы как совершенно нового и конкурентоспособного литературного жанра, способного бросить вызов традиционным литературным жанрам. Благодаря прямоте и правдивости языка сетевой литературы, возможности быстрого доступа к ней, а также благодаря её интерактивности , она как молодой жанр за последние несколько лет успела приобрести огромную популярность в Китае.
Данная работа посвящена анализу феномена китайской сетевой литературы, а также нахождению её источников, ознакомлению с её тематикой и стилистикой, обзору её наиболее известных писателей. Кроме того в связи с тем, что сетевая литература - это прежде всего современнейшая литература, мы также затронем тему литературы постмодерна.
Актуальность работы. Изучение феномена сетевой литературы дает нам возможность проследить за развитием литературного процесса в Китае в условиях стремительной информатизации и глобализации. Кроме того, в силу своей интерактивности сетевая литература дает нам возможность наблюдать за развитием социальных отношений в современном китайском обществе. Поэтому мы считаем, что введение феномена сетевой литературы и творчества таких популярных писателей как Хань Хань в круг
литературоведческих исследований даст нам возможность обогатить знания о современной китайской литературе и обществе в целом.
К сожалению, вопрос сетевой литературы в России практически не изучен. На данный момент нет ни одного полноценного научного исследования, посвященного данному вопросу. Главными источниками для ряда выводов, приведенных в этой работе стали статьи, переведенные нами с английского и китайского языков. А именно «Литературный обзор №6. Онтологический конспект сетевой литературы» и «Введение в сетевую литературу» Оуяна Юцюаня ouyang you quan), статья Линь Цзе lin jie) и Цю Сюэхуэй qiu xuehui) «Postmodern Features of Chinese Internet Literature», а также сборник сочинений Хань Ханя «Молодость».
Данная курсовая работа может быть полезна студентам языковых факультетов, изучающих современную китайскую литературу, а также всем, интересующимся китайской сетевой литературой и культурной интернет- индустрией.
Объект исследования — китайская сетевая литература.
Предмет исследования - китайские литературные сайты, сетевые писатели и их произведения.
Цель исследования - описать феномен китайской сетевой литературы, проанализировать её тематику и стилистику, ознакомиться с писательским составом и исследовать её источники.
Для достижения цели исследования сформулированы следующие задачи:
1. Описать феномен сетевой литературы, рассмотреть его терминологию и характеристику;
2. Выявить основные тематические и стилистические черты китайской сетевой литературы;
3. Ознакомиться с самыми популярными сетевыми писателями;
4. Найти черты постмодернизма в китайской сетевой литературе.
В ходе работы были применены следующие методы исследования:
1. Описательный метод, позволивший рассмотреть содержание некоторых китайских сетевых произведений;
2. Аналитический метод, позволивший проанализировать накопленный материал по сетевой китайской литературе в Китае и на Западе.
3. Сравнительный метод, позволивший сопоставить сетевую и постмодернистскую литературу, выделив её схожие черты.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и использованной литературы.
В первой главе «Характерные черты китайской сетевой литературы и её источники» подробно рассматривается происхождение феномена сетевой литературы и развитие его в Китае, а также анализируются основные источники китайской сетевой литературы - сайты.
Во второй главе «Сетевые писатели и Хань Хань, как ярчайший представитель китайской сетевой литературы» рассматриваются самые популярные сетевые писатели, а также анализируется творчество Хань Ханя.
В третьей главе «Черты постмодернизма в китайской сетевой литературе» исследуется феномен мелкой буржуазии, её влияние на современную культуру, в частности на сетевую литературу, а также рассматривается постмодернистский стиль «Улитоу» в китайской сетевой литературе.
Список источников и использованной литературы располагается в конце работы.
Сетевая литература постепенно становится частью китайской действительности. Количество читателей растет, их влияние увеличивается. Теперь сетевая литература сама способна направлять современную литературу с точки зрения стилей и жанров.
Исследовав характерные черты китайской сетевой литературы и её источники, можно сделать следующие выводы. Феномен сетевой литературы зародился в Китае в 1990-х года. На сегодняшний день китайская сетевая литература развивается достаточно стремительно. Ориентируясь в основном на молодежь и всё новые поколения, она выбрала для себя наиболее естественную среду распространения - интернет. Частыми жанрами и формами сетевых литературных произведений являются как проза, так и поэзия, как документальная литература, так и художественная литература. Однако основным жанром сетевой литературы остается сетевой роман. Среди небольших сетевых текстов, статей, обзоров широко использование мультимедийных технологий, то есть сопровождение текста дополнительным информационным материалом - музыкой, изображением, видео, гиперссылками и прочими мультимедийными возможностями интернета.
В данной работе мы выявили свое понимание языковых единиц. В частности, сетевая литературы - это литература разных форм и жанров - мультимедийные тексты, обзоры, статьи, дневниковые записи или блоги, литературные произведения - изначально опубликованная в интернете, как её источнике, не имевшая прежде печатных аналогов. Однако в широком понимании этот термин также используется, для описания всей литературы существующей в интернете.
Также, мы выяснили, что термин «сетевая литература», в китайском языке «Р/1 в широком смысле с точки зрения Оуяна Юцюаня можно понимать как «новый стиль, который стремится создать и распространить свои работы в интернете, чтобы привлечь интернет аудиторию к прочтению» . Также, Оуян Юцюань выделяет три вида китайской сетевой литературы - это оцифрованная печатная литература, подлинная сетевая литература и мультимедийные тексты. Далее он приводит три этапа развития китайской сетевой литературы.
Также выявлено то, что наряду со стабильным и многоуровневым развитием китайская сетевая литература встречается с некоторыми трудностями. Во-первых, это некачественное редактирование сетевой литературы. Во-вторых, ориентированность сетевых писателей на «сегодняшнего» читателя, на его вкусы и интеллектуальные способности, что сказывается на художественной и концептуальной ценности произведений. В-третьих, феномен «быстрого устаревания» сетевой литературы в связи с постоянной сменой вкусов и моды обитателей Интернета сказывается на качестве её содержания и стилистики, ведь он не позволяет сетевым писателям раскрывать свой дар в полном масштабе, но побуждает их публиковать всё новые и новые произведения с поразительной скоростью.
В качестве источников китайской сетевой литературы, мы рассмотрели основные китайские литературные сайты, среди которых одним из первых появился сайт «Китайская пресса» - «http://www.cnd.org/whatiscnd.html». И если изначально такие сайты представляли собой электронное хранилище, то позже освоение ими функции интерактивности и мультимедийных технологий способствовало стремительному переходу индустрии культуры
в новое и перспективное пространство Интернета. И уже с конца 1990-х годов было создано множество сайтов различных литературных жанров.
Исследовав наиболее популярных китайских сетевых писателей и в частности творчество Хань Ханя, можно сделать следующие выводы. На примере творчества Хань Ханя, в частности его сборника сочинений “Молодость”, можно уверенно говорить о следующих характерных чертах китайской сетевой литературы. Во-первых, сетевые сочинения могут быть написаны в стиле реализма или быть обзорно-описательными. Во-вторых, вних может быть использован модернистских прием “потока сознания” и художественный прием аллегории. В-третьих, сочинения могут носить нравоучительный характер и содержать авторскую мораль.
Также, мы выявили пять известнейших на сегодняшний день китайских сетевых писателей. Кроме абсолютного лидера Хань Ханя, это также Го Цзинмин, Ли Шаша, Чжанъ Юэжэ и Чжу Хунчжи. Важным моментом является и то, что все знаменитые писатели либо получали свою известность на сайте «Под баньяновым деревом», самом большом сайте китайской литературы, либо, будучи уже популярными, позже публиковались на этом сайте.
Однако до недавнего времени китайские культурные круги неохотно допускали к себе сетевых писателей. Эти писатели не участвовали в литературных премиях, не состояли в Союзе китайских писателей , не участвовали в работе серьезных изданий. Благодаря тому, что они не воспринимались всерьез, им удалось создать собственную инфраструктуру в Интернете. Вследствие чего китайское правительство признало, что сетевая литература имеет серьезное влияние на умы общественности. Это означает, что сетевые писатели и их творчество стали пробиваться за пределы своих интернет-сообществ.
Исследовав черты постмодернизма в китайской сетевой литературе, мы можем сделать следующие выводы. Феномен «мелкой буржуазии» в значительной степени повлиял на развитие постмодернистского сознания в китайском обществе, начиная с времен проведения «Политики реформ и открытости». Перенятие мелкой буржуазией западного сознания постмодерна сказалось на индустрии культуры. Так современная китайская литература и в частности сетевая литература стала приобретать черты постмодерна. Наиболее яркий пример проявления постмодерна в китайской сетевой литературе - это стиль «Улитоу» - что означает абсурдный, бессмысленный и аномальный подход к выражению своего мнения. Он может выражаться в особенной структуре, языке и сюжете произведения, а именно в приемах интертекстуальности, фабуляции, введения интерперсонажа, интерактивности, в использовании различных видов иноязычной и жаргонной лексики.
1.1. Хань Хань. Молодость // Тяньцзинь: издательство «Жэньминь Чубаньшэ» -2013.-203 С. W#//T^A^Mt - 2013о -203
2. Литература
На русском языке:
2.1. Завидовская Е. А. Постмодернизм в современной прозе Китая: афтореф. дис. ... конд. фил. наук / Е. А. Завидовская; Моск. гос. ун-т. - М., 2005.-29 с.
На английском языке:
2.2. Michel Hockx. Internet Literature in China // New York: Columbia UP, 2015.-251 P.
2.3. Purdue University. Volume 16, Issue 5, Article 14: Electronic Literature in China // Purdue University Press. - 2014. - 8 P.
2.4. Chen Hai Yan. The Rising of Internet Literature. Essays of The World’s Novels / Chen Hai Yan. - [w.p.], 2003. - 265 P.
2.5. Lin Jie, Qiu Xue Hui. Postmodern Features of Chinese Internet Literature // The Journal of Education, Community and Values. - 2005. - 22 P.
На китайском:
2.6. Оуян Юцюань. Введение в сетевую литературу // Издательство
Пекинского Университета. - 2008. - С. 3-4. // :
^ЬЖЛ^Ж^^-2008. - ]$. 3-4.
2.7. Оуян Юцюань. Литературный обзор №6. Онтологический конспект сетевой литературы // Институт Гуманитарных Наук Чжуннаньский Университет. - 2004. - С. 69-74.
// ФЖА^£^-2004.-Ж. 69-74
2.8. Цао Вэй. Исследование современного состава китайского языка. — Пекин: Изд—во Пекинского университета, 2003. — 284 с. «Ж 'iCWft. 2003. — 28415 =
2.9. Чжан Гун. Стилистика современного китайского языка. - Тяньцзинь: Тяньцзинский народный издательский дом, 1963. - 398 с. о 1963о
-398 о
3. Словари:
3.1. Словарь сокращений современного китайского языка. Ред: Юань Хуэй, Жуан Сяньчжон. -Пекин: Изд-во «Филология», 2008. - 358 С.Ж4АЖ 2008.-358^
3.2. Баранова, З.И. Большой китайско-русский словарь: ок. 120000 слов и словосочетаний / З.И. Баранова [и др.]. - М.: Живой язык, 2006. - 524 С.
3.3. Ошанин, И.М. Большой китайско-русский словарь / И.М. Ошанин. -М.: Наука, 1984.-7947 С.
4. Электронные ресурсы:
4.1. Denise Zheng. How web-connected is China? [Electronic resource] / Denise Zheng. - Access mode: http://chinapower.csis.org/web-connectedness/, free. - verified 08.06.2017
https://wenku.baidu.com/view/c764a92c58fb770bf78a5537.html,— -
08.06.2017. Байду. Рейтинг молодых сетевых писателей на 2011 год
[Электронный ресурс] / Байду. - Режим доступа: https://wenku.baidu.com/view/c764a92c58fh770bf78a5537.html,свободный. -
Проверено 08.06.2017.
4.3. Голованова, И.С. История мировой литературы. Модернизм [Электронный ресурс] / И.С. Голованова // Литература Западной Европы 17 века. - Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-
eurolit/go!ovanova/modemizm.htm, свободный. Проверено 18.04.2016.